УДК 332.146.2, 657
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА
В.В. Радионов, Э.С. Воронина
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: [email protected], [email protected]
Обозначены проблемы, обусловленные несовершенством существующих финансовых отчетов о деятельности организаций. Определены тенденции в области подготовки публичных отчетов на международном уровне, к которым относится формирование Отчетов в области устойчивого развития и Интегрированных отчетов. Определены перспективы применения Интегрированных отчетов организациями на региональном уровне. Предложен алгоритм формирования адаптивной модели Интегрированной отчетности, которая может быть использована организациями региона. Показано, что использование данной модели способно привести к положительному социальному и технико-экономическому эффекту за счет того, что увязка Интегрированных отчетов организаций на определенной территории дает наиболее полное представление о кругообороте и наращении капиталов этой территории. Данные Интегрированных отчетов могут служить основой при принятии экономических решений и реализации стратегии развития региона, способствовать развитию частно-государственного партнерства и повышению инвестиционной активности.
Ключевые слова: экономика региона, Региональный инвестиционный стандарт, устойчивое развитие, отчетность в области устойчивого развития, Интегрированная отчетность.
INTEGRATED REPORTING AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS IN A REGION
V.V. Radionov, E.S. Boronina
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: [email protected], [email protected]
Defined problems caused by the imperfection of the existing financial reports of organizations. Identified trends in the preparation of public reports at the international level. It includes the formation of a report on sustainable development and integrated reporting. Integrated reporting application's outlook defined for organizations at the regional level. Suggested algorithm of the forming adaptive model Integrated reporting, which can be used by organizations in the region.
It is shown that the use of this model can lead to positive social and techno-economic effect due to the fact that the linkage integrated reporting organizations in a certain area gives the most complete picture of the circulation of capital and accrued this site that can serve as a basis for economic decision-making and implementation regional development strategy, promote public-private partnerships, increased investment activity.
Key words: economy of the region, the Regional Investment standard, sustainable development, reporting on sustainable development, integrated reporting.
© Радионов В.В., Боронина Э.С., 2014
На глобальном и региональном уровнях функционирования экономических систем существует проблема в области представления информации организациями заинтересованным пользователям и представителям власти. Проблема заключается в том, что стейкхолдеры, т.е. заинтересованные лица, не всегда могут по данным существующих публичных отчетов оценить стратегическую инвестиционную привлекательность как отдельных организаций, так региона и отрасли, спрогнозировать продолжительность деятельности организации.
Зачастую действительная стоимость организации отличается от стоимости, представленной в публичных отчетных формах. Во-первых, у ряда корпораций, особенно высокотехнологичных, отличие составляет до 85% стоимости. Это связано с тем, что далеко не все используемые организацией в процессе деятельности ресурсы находят отражение в финансовых отчетах, например, такие как интеллектуальные и социальные ресурсы. Во-вторых, не прозрачна информация о том, за счет использования какой бизнес-модели, каких именно ресурсов и каких именно действий управляющего персонала получен такой финансовый результат.
Таким образом, только финансовой информации, представляемой в используемых на текущий момент отчетных формах (Отчете о финансовом положении, Отчете о совокупном доходе, Отчете об изменении в капитале и Отчете о движении денежных средств) недостаточно для оценки перспектив развития организаций. Необходима иная система оценки результатов деятельности.
На международном уровне к этой проблеме обратились в конце XX столетия.
В 1997 г. была создана Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) Коалицией за экологически ответственный бизнес, которая разработала «расширенный» пакет отчетов, необходимых для представления организацией всем заинтересованным сторонам. К стандартно представляемой финансовой информации добавились требования по представлению экологической и социальной информации.
Руководство GRI постоянно совершенствует подходы к отражению информации в отчетных формах. В начале 2014 г. опубликовано обновленное руководство G4 - четвертая версия требований к представлению нефинансовой и финансовой информации.
В 2010 г. был создан Международный совет по интегрированной отчетности (МСИО), занявшийся разработкой отчетной формы, в которой наглядно представлялась бы трансформация ресурсов организации, с учетом использования человеческого, интеллектуального, социального, промышленного и природного капиталов. В декабре 2013 г. Совет выпустил первый вариант Стандарта по интегрированной отчетности (ИО).
Стандарт предлагает рассматривать и оценивать следующие виды капиталов: финансовый, промышленный, человеческий, интеллектуальный, социальный и связной капитал, природный капитал [3, с. 13]. Данные положения о капиталах относятся к фундаментальным концепциям стандарта по ИО. Перечень рассматриваемых организацией капиталов не является закрытым, их может быть и меньше. Это будет зависеть от тех ресурсов, которые использует организация в своей деятельности.
Далее в стандарте представлена в графическом варианте схема создания ценности в организации. Схема заключается в преобразовании выше-обозначенных ресурсов компании (капиталов) «на входе» в результаты деятельности организации «на выходе». Бизнес-модель, в свою очередь, основывается на стратегии и распределении ресурсов с учетом перспектив на будущее. В процессе деятельности также предлагается учитывать возможности внешней среды и риски [3, с. 11]. Модель ориентирована на стратегические, а не текущие цели развития, что призвано способствовать созданию прочных долгосрочных отношений со стейкхолдерами, прежде всего, инвесторами.
Принципиальное отличие модели GRI от модели ИО заключается в том, что стандарт ИО декларирует необходимость связанного, а не отдельного представления всех элементов капитала, которые преобразуются посредством бизнес-модели организации. Таким образом, предложено некое системное представление как финансовой, так и нефинансовой информации о деятельности организации.
Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI, в свою очередь, предлагает отдельно представлять финансовую и нефинансовую информацию (экологическую и социальную), поэтому такую отчетность специалисты называют «двухтомником».
Принципиальное отличие от финансовых отчетов, сформированных в соответствии с требованиями ПБУУ МСФО, GAAP и других подобных стандартов финансовой отчетности, заключается в расширении информации за счет включения нефинансовых показателей и показателей неденежного характера.
Цель МСИО состоит в том, что данный стандарт станет единственной отчетной формой для всех организаций, объединив в себе бухгалтерские, управленческие, экологические и социальные отчеты. В 2015 г. планируется внедрение Стандарта для глобальных корпораций. Полный переход всех организаций на данную отчетную форму планируется к 2030 г.
Таким образом, стандартизация на основе ИО является перспективным направлением совершенствования существующей системы отчетности. ИО позволяет лучше понять направление развития компании, определить место и роль организаций в общественной системе воспроизводства. В связи с этим актуальными являются направления исследования перспектив применения подхода ИО, а также адаптация стандарта для целей применения в отечественной экономике.
По мнению зарубежных и отечественных аналитиков, существующие и подготавливаемые на сегодня модели ИО находятся на начальной стадии развития. Основываясь на собственном опыте анализа отчетных форм по ИО ряда компаний, можно сделать выводы об отсутствии связанности представляемой информации, большом объеме информации (до 200 страниц текста), невозможности определения вклада каждого компонента капитала в общий эффект наращения потенциала организации. Все это свидетельствует о необходимости более краткого и системного представления информации о бизнес-модели организации, раскрываемой в публичном ИО.
Актуальность исследований в области формирования ИО подтверждается и на международном уровне. Ассоциация дипломированных присяж-
ных бухгалтеров (ACCA), Международная ассоциация образования и исследований в области бухгалтерского учета (International Association for Accounting Education and Research, IAAER), а также Международный комитет по интегрированной отчетности (IIRC) за первые три готовых проекта по возможным путям дальнейшего развития интегрированной отчетности предлагают значительное вознаграждение в сумме £50,000.
Что касается отечественной экономической системы, то можно отметить, во-первых, неразвитость социального партнерства государства и частного бизнеса. Если государство рассматривается как единственный гарант социальной поддержки, то это влечет за собой перегруженность бюджета и отсутствие свободных средств на создание инноваций посредством инвестирования в перспективные сферы деятельности [1].
Во-вторых, частный бизнес зачастую преследует свои интересы, которые могут не совпадать с целями развития экономической системы региона и страны в целом. Например, наличие большой доли посреднических организаций способствует удорожанию конечного продукта и выводу денежных средств зависимым от собственника организациям и лицам. Значительная доля посреднических организаций не приносит реальной добавленной стоимости и отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукта ввиду удорожания его себестоимости [2].
Представляется, что модель ИО можно эффективно использовать при реализации экономической политики государства на федеральном и местном уровне управления, в связи с тем, что показатели ИО позволяют установить и в дальнейшем учесть влияние деятельности организаций на промышленный, человеческий, интеллектуальный, социальный и природный капиталы региона за счет отражения данных параметров в отчетности организаций.
На сегодняшний день в РФ разрабатывается законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока», который вносится на рассмотрение Правительством Российской Федерации. Председатель Правительства Дмитрий Медведев на заседании правительства по поводу прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2017 гг. отметил, что законопроект «носит универсальный характер». Планируется также, что территории опережающего развития (ТОР) будут созданы в ближайшие годы не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны. Предложено также дополнительное финансирование институтов развития. Территории опережающего развития (ТОР) - это специальные экономические зоны с инвестиционными льготами и минимальным регулированием, созданные для притока инвестиций путем улучшения среды для жизни и для бизнеса.
Очевидно, что регионы, определяющиеся как территории опережающего развития, должны учитывать инновационные подходы к регулированию и включаться в подобные глобальные процессы, такие как процесс унификации отчетности на основе стандарта ИО. Это позволит дополнительно стимулировать инвестиционную активность не только за счет налоговых льгот, но и за счет прозрачного представления информации возможным инвесторам и государству.
Следует отметить также, что для регионов, стремящихся развивать инвестиционную активность и планирующих руководствоваться принципами Регионального инвестиционного стандарта, предложенного Агентством стратегических инициатив, формирование ИО позволит быстрее выработать критерии оценки стратегических инициатив и проектов.
Модель ИО, отвечающая потребностям региона, должна быть:
- несложно реализуемой и простой в применении;
- содержащей готовый набор показателей;
- способной измерять эффективность бизнес-процессов бизнес-модели не только качественно, но и количественно;
- способной качественно и особенно количественно представлять результаты реализации бизнес-модели организации.
Словесное и графическое описание цепочки создания ценности организации без расчетных данных не информативно и не позволяет оценить прирост капиталов организации.
В общих чертах формирование адаптивной модели ОИ, которая может быть реализована предприятиями региона, представлена на рисунке.
1. Набор стандартных бизнес-процессов, которые могут отвечать запросам любой организации
2. Оценка величины ценности каждого бизнес-процесса, участвующего в цепочке создания ценности организации, через мультипликатор добавленной стоимости
3. Расчет увеличения (уменьшения капиталов, участвующих в создании ценности организации, через установление связи капитала с определенным элементом добавленной стоимости
4. При оценке и характеристике капиталов рекомендуется использовать наборы показателей из Руководства вШ по отчетности в области устойчивого развития - 04
Алгоритм формирования адаптивной модели ОИ
Применение адаптивной модели ИО заключается в возможности комплексной оценки деятельности и перспектив развития экономики города и области за счет качественной и количественной оценки человеческого, социального, природного (экологического), производственного и интеллектуального капиталов.
Увязка интегрированных отчетов организаций на определенной территории дает наиболее полное представление о кругообороте и наращении капиталов этой территории, что может служить основой при принятии экономических решений и реализации стратегий развития региона. Новизна заключается в получении передового опыта подготовки интегрированных отчетов малыми и средними организациями на региональном уровне.
Возможный социальный и технико-экономический эффект от применения модифицированной модели ИО организациями региона может быть следующий:
1. Применение Интегрированной отчетности (ИО) позволяет лучше понять организациям свою бизнес-модель и факторы, создающие ее цен-
ность, позволяет прогнозировать и учитывать риски, что будет способствовать более успешной и устойчивой деятельности организаций и принесет экономический эффект региону в виде устойчивых, непрерывно функционирующих организаций.
2. Применение ИО обеспечивает взаимодействие организаций с финансовыми рынками и широким кругом заинтересованных сторон (в том числе зарубежными инвесторами), что может увеличить инвестиционную активность в городе и области и повысить промышленный потенциал.
3. Возможно использование данных интегрированных отчетов представителями власти при формировании и реализации перспективных проектов и направлений поддержки организаций.
4. Стабильность развития региона за счет увязки стратегических целей организаций со стратегическими целями представителей власти.
5. Улучшение промышленного потенциала будет связано с нацеленностью организации, прежде всего, на стратегические, а не тактические цели. Подобным целям отвечает, например, обновление и модернизация основных средств, долгосрочные инвестиции.
6. Улучшение экологического климата региона возможно за счет необходимости отражения в отчетности использования организациями природного капитала в своей деятельности, что повысит осознание влияния каждой организации на данный параметр и обеспечит соблюдение экологических норм.
7 Улучшение социальной составляющей возможно за счет необходимости отражения в отчетности использования социального, человеческого и интеллектуального капиталов, что также повысит осознание влияния каждой организации на данные параметры и будет способствовать их качественному улучшению.
8. Необходимость отражения в отчетности социального аспекта приведет к повышению участия организаций в различных социальных программах и проектах, что повысит развитие частно-государственного партнерства и будет способствовать частичному снижению бюджетных расходов по некоторым социальным направления. Как следствие - увеличение объема государственных инвестиций в инновации.
9. Доверие граждан к представителям власти и лояльность к организациям возрастет в случае отражения в отчетах не только финансовых результатов, которые важны, прежде всего, собственникам, но и информации об использовании человеческих, интеллектуальных и природных ресурсов организациями.
10. Участие в таких глобальных, перспективных направлениях, как проект по подготовке ИО, а также получение инновационного опыта по подготовке ИО на уровне региона способно повысить значимость региона и страны на международном уровне.
Таким образом, Интегрированная отчетность может стать инструментом обеспечения устойчивого развития организаций региона.
Очевидно, востребованность рынком формирования ИО организациями будет расти, в том числе за счет мероприятий по продвижению концепции ИО в России. В 2012 г. в РФ создана Российская Региональная Сеть (РРС) по Интегрированной отчетности, в которую вошли такие организации, как
Государственная корпорация «Росатом», Группа компаний «Да-Стратегия», ОАО «Роснефть», Московская биржа, ЗАО «КПМГ», Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», ОАО «УРАЛСИБ», ОАО «НИАЭП», Санкт-Петербургский государственный экономический университет.
РРС поддерживает Международный совет по интегрированной отчетности (МСИО) и крупные российские организации с государственным участием. Можно ожидать поддержки и обязательного принятия стандарта ИО и в России. Поэтому представляется, что чем быстрее регион включится в этот процесс, тем большего успеха он может добиться.
Литература
1. Глазьев С., Фетисов Г. Стратегия устойчивого развития экономики России // Экономист. 2013. № 1. С. 3-13.
2. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир, 2012. 232 с.
3. Проект международной структуры Интегрированного отчета. URL: http://ir.org. ru/biblioteka/materialy-msio.
4. Региональный инвестиционный Стандарт. URL: http://investstandart.ru/resources/ uploads/about.pdf.
5. Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития G4. URL: http:// portal-nko.ru/files/Document/250/Files/1/standart_gri.pdf.
6. Федеральный закон (проект) «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». URL: http:// zspk.gov.ru/files/info/PFZ_o_TOR.pdf.
Bibliography
1. Glaz'evS., FetisovG. Strategija ustojchivogo razvitija jekonomiki Rossii // Jekonomist. 2013. № 1. P 3-13.
2. GubanovS.S. Derzhavnyj proryv. Neoindustrializacija Rossii i vertikal'naja integracija. M.: Knizhnyj mir, 2012. 232 p.
3. Proekt mezhdunarodnoj struktury Integrirovannogo otcheta. URL: http://ir.org.ru/ biblioteka/materialy-msio.
4. Regional'nyj investicionnyj Standart. URL: http://investstandart.ru/resources/uploads/ about.pdf.
5. Rukovodstvo GRI po otchetnosti v oblasti ustojchivogo razvitija G4. URL: http:// portal-nko.ru/files/Document/250/Files/1/standart_gri.pdf.
6. Federal'nyj zakon (proekt) «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomi-cheskogo razvitija i inyh merah gosudarstvennoj podderzhki regionov Dal'nego Vostoka». URL: http:// zspk.gov.ru/files/info/PFZ_o_TOR.pdf.