pISSN 2073-5081 elSSN 2311-9381
Трансформация национальной отчетности
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОТЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Элла Сергеевна ВОРОНИНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративного управления и финансов,
Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Российская Федерация
ella.boronina@ gmail. com
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 5690-1145
История статьи:
Получена 21.03.2017 Получена в доработанном виде 19.11.2017
Одобрена 01.12.2017 Доступна онлайн 16.01.2018
УДК 65 JEL: М4, М14
Ключевые слова:
интегрированная отчетность, образовательная организация, интеллектуальный капитал
Аннотация
Тема. Глобализация, ожидания общества и вмешательство регулирующих органов делают публичную отчетность все более и более сложной. Требуется новая модель отчетности, которая помогла бы компаниям представлять информацию с максимальной эффективностью и поддерживать решения, обеспечивающие финансовую стабильность и устойчивую практику ведения бизнеса.
Цели. Раскрытие значимых аспектов формирования интегрированного отчета образовательной организации на основе выделения ключевых капиталов бизнес-модели организации и определения параметров оценки капиталов, предлагаемых для раскрытия, с учетом потребностей разных групп стейкхолдеров.
Методология. Исследование проведено на основе работ специалистов в области теории и практики бухгалтерского учета и формирования отчетности, современных работ авторов по вопросам управления, учета и отражения в отчетности нематериальных активов, а также по вопросам определения бизнес-модели учреждений высшего образования в условиях инновационного развития экономики. Методология исследования основана на системном подходе, что позволило определять взаимосвязи элементов внутри системы. Использовались методы дедукции, индукции, сравнения и аналогии.
Результаты. Внесены предложения по раскрытию информации в интегрированном отчете вуза. Определены элементы капитала образовательной организации и подход к описанию бизнес-модели организации. Сформированы основные элементы информационно-аналитической базы для подготовки интегрированного отчета образовательной организацией, отвечающие требованиям к отчетности GRI G4 и требованиям Стандарта интегрированной отчетности. Результаты статьи могут быть полезны для организаций российской системы высшего образования при подготовке публичных нефинансовых отчетов о деятельности, таких как Интегрированный отчет или Отчет в области устойчивого развития.
Выводы. Выявлена проблема, связанная с невозможностью удовлетворения запросов разнообразных стейкхолдеров на основании современных отчетных форм о деятельности организаций. Интегрированный отчет вуза обеспечивает объединение разрозненной публичной информации об образовательной организации финансового и нефинансового характера в едином отчете, который отвечает разнонаправленным интересам заинтересованных сторон. Развитие методологии формирования интегрированных отчетных форм обусловливает необходимость развития и совершенствования подходов к отражению информации о деятельности организации в бухгалтерском, статистическом и управленческом учете. Это делает необходимым перевод учетно-информационной модели системы управления образовательной организацией на качественно новый уровень.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Боронина Э.С. Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования // Международный бухгалтерский учет. 2018. - Т. 21, № 2. - С. 65 - 85. https://doi.org/10.24891/ia . 21. 1 .65
Введение
Тема развития и продвижения в России практики интегрированной отчетности становится все более востребованной. Связанные с этим вопросы
* Статья подготовлена в рамках грантового проекта по соглашению № 02/2015 о предоставлении гранта на выполнение научного проекта Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) от 13.05.2015. Тема проекта «Развитие методологии формирования учетно-информационных моделей систем управления организаций государственного сектора».
информационной открытости и практической пользы отчетов, предназначенных для нужд внешних пользователей, имеют значительный позитивный потенциал, в том числе экономического и социального характера. Подготовка нефинансовой отчетности в России на текущий момент происходит посредством инициативного размещения нефинансовых отчетов на сайтах компаний. Данный процесс не регламентируется на законодательном уровне.
Актуальность использования интегрированных отчетов государственными организациями, в том числе образовательными, обусловлена политикой, направленной на повышение прозрачности деятельности и качества образовательных услуг. Интегрированные отчеты, предназначенные для общего пользования и доступные в сети интернет, могут выступать формой отчета по ключевым показателям эффективности для учредителей, способствовать повышению имиджа, расширяя информационное поле для взаимодействия с заинтересованными сторонами, такими как абитуриенты, бизнес-сообщество и организации-партнеры. В таких новых формах нет четких критериев для включения или исключения информации о фактах хозяйственной деятельности из отчетов, в отличие от, например, бухгалтерских отчетных форм, где объекты учета и методы оценки детализированы достаточно подробно. Это приводит к необходимости решения вопроса о прозрачности представляемой информации и определении ее существенности как критерия прозрачности.
С целью формирования нефинансового отчета, соответствующего положениям Стандарта
интегрированной отчетности, необходимо представить описание бизнес-модели компании. Согласно Стандарту интегрированной отчетности «центром организации является ее бизнес-модель»1. В книге «Миграция ценности» А. Сливотски указывает, что «комбинация различных измерений определяет силу бизнес-модели в создании ценности. Успех зависит от совокупности полного комплекса этих измерений», а «главным элементом большинства бизнес-моделей является удержание созданной ценности» [1, с. 162-164]. Таким образом, введение в содержание отчетности такого раздела как «Бизнес-модель организации» является оправданным в том плане, что позволяет всем потенциальным участникам сети (и компании, и ее стейкхолдерам) расширить спектр стратегических альтернатив и выбрать оптимально перспективные.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета О.У. Юлдашева выделяет три основных методологических подхода к бизнес-моделированию: информационный, ценностный и ресурсный [2, 3].
Методология интегрированной отчетности органично объединяет данные подходы и базируется на определении ценности уникальной бизнес-модели организации для заинтересованных сторон. При этом бизнес-модель рассматривается через призму ресурсов, которые преобразует бизнес-модель организации. Для этих целей идентифицируются и анализируются факторы создания ценности организации, мероприятия и результаты развития капиталов, которые обеспечат создание ценности для заинтересованных сторон.
В соответствии с положениями Стандарта интегрированной отчетности стоимость подвержена
1 Международный стандарт интегрированной отчетности. URL: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATTONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_m-RU.pdf
воздействию внешней среды (включая экономические условия, изменения в технологиях, социальные и экологические факторы и др.). Она создается через отношения с другими лицами (включая сотрудников, бизнес-партнеров, поставщиков, клиентов и местные сообщества), ее создание зависит от наличия, доступности, качества различных ресурсов и от управления ими. Капиталы, как источники ценности («запас» стоимости) в той или иной форме становятся ресурсами, «вкладываемыми» в бизнес-модель организации. Соответственно, они увеличиваются, уменьшаются или преобразуются с помощью действий и продуктов организации, в рамках которых они усовершенствуются, потребляются, модифицируются, разрушаются или испытывают иное влияние таких действий и продуктов2.
В соответствии с информационным подходом определение бизнес-модели организации, предлагаемое Стандартом интегрированной отчетности, предполагает установление информационных потоков в разрезе выделяемых ресурсов (капиталов) и мониторинг их изменения с целью определения стоимости бизнес-модели для заинтересованных сторон.
Таким образом, бизнес-модель определяет капиталы (промышленный, финансовый, человеческий, интеллектуальный, социально-репутационный) как ресурсы в организационной системе с любой иерархией (как в многоуровневых, так и в «оболочечных» компаниях). Данный подход позволяет акцентировать внимание заинтересованных сторон на оригинальности бизнес-модели организации и оценить не только экономический, но и социальный,
инфокоммуникационный и другие эффекты от деятельности, что имеет особое значение для некоммерческих организаций (например, организаций образовательной системы сектора, что будет проиллюстрировано далее).
При формировании интегрированного отчета в условиях беспрецедентного развития информационных технологий актуализируется вопрос выбора его формата.
Генеральный директор корпорации Intel Э. Гроув утверждал, что самым значимым фактором среды является Интернет [4]. Авторы, исследующие влияние современных инфокоммуникационных процессов на социально-экономическое развитие3 [5, 6, 7, 8] отмечают, что Интернет приводит к возникновению качественно новых форм общения и взаимодействия (социальные сети), коммерции (интернет-маркетинг), обучения (дистанционное обучение), развлечений
2 Международный стандарт интегрированной отчетности.
URL: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf
3 Макеев О.Ю. Роль электронных СМИ в процессе формирования антикоррупционного поведения граждан // Актуальные проблемы борьбы с экстремизмом, терроризмом и коррупцией: материалы межвузовской научно-практической конференции, Астрахань, 12 мая 2011 г. Астрахань: Саратовская государственная академия права, 2011. С. 186-192.
(онлайн-игры), затрагивая тем самым все сферы жизнедеятельности индивида и общества.
Одним из элементов информатизации общества является возникновение в киберпространстве профайлов людей, которые поддерживают социальные связи друг с другом, используя интернет-технологии. Посредством публикационной активности в сети формируется некий «образ человека». Этот же процесс формирования «образа» в киберпространстве влияет на деятельность организации и процессы управления ею. Организации имеют свои страницы в Интернете, резко возрастает объем безличных продаж с использованием информационных технологий [5]. Сеть интернет создает возможность проведения киберразведки, а именно получить сведения о продолжительности функционирования организации на любом рынке, ее учредителях, ключевых специалистах и т.д., проверить надежность организации как контрагента, благодаря специальным сервисам и др.
Конвергенция технологий, появление новых возможностей и угроз приводят к тому, что запросы заинтересованных сторон к организации становятся все более разнообразными. Это обусловливает необходимость повышения уровня интерактивности организаций. В таких условиях формы отчетов о деятельности, представленные ими на официальных сайтах, например, Интегрированная отчетность или Отчетность в области устойчивого развития (GRI), становятся дополнительным конкурентным преимуществом.
Кроме того, развитие сети интернет предопределяет существенные сдвиги в системах обработки информации и ее восприятия человеком: большое количество числовых и текстовых данных визуализируется, активируя образное мышление, повышается эффективность каналов передачи информации. Так, А.А. Никитенко указывает, что новыми доминантными типологическими
характеристиками сетевых масс-медиа,
определяющими все стороны их информационной деятельности, выступают такие характеристики, как интерактивность, мультимедийность и
гипертекстуальность [6, с. 11].
Интерактивность формы интегрированного отчета проявляется в предоставлении пользователю канала обратной связи и возможности удовлетворения индивидуального запроса посредством:
• фильтрации данных (по периодам, подразделениям и пр.);
• обеспечения выбора определенных статей раздела или альтернативного представления (графического, видео или табличного и т.д.) и др.
Мультимедийность интегрированного отчета предполагает использование разных каналов доставки информации для повышения эффективности ее передачи с позиции стейкхолдера, что требует
внедрения в такие сложно структурированные документы инфографики, звукового сопровождения, видеоматериалов.
Гипертекстуальность интегрированного отчета позволяет представлять информацию связанно, что делает возможным работать по мере необходимости с гиперссылками и получать дополнительную информацию (например, обращаться к данным рейтинговых агентств, министерств и ведомств, статистическим данным и др.).
Таким образом, интегрированные отчеты в отличие от статистических и бухгалтерских отчетных форм представляют дополнительные возможности для развития своей деятельности как заинтересованным сторонам, так и компаниям, топ-менеджмент которых принял решение о составлении такого рода отчетов.
Очевидно, что при формировании интегрированной отчетности с использованием информационных технологий одной из ключевых проблем является обработка и анализ нефинансовой информации, тогда как для агрегирования и анализа финансовых данных компании, как правило, используют стандартные программные средства.
Ввиду того, что генерация ценности в процессе деятельности компаний смещается в сторону нематериальных объектов, у организаций возрастает потребность в управлении ими. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость в стандартизации подхода к идентификации нематериальных активов, их классификации, к описанию и определению параметров развития и представления данной информации в отчетности.
Стандарт интегрированной отчетности определяет интеллектуальный капитал как организационные нематериальные активы, основанные на знаниях. Интеллектуальный капитал непосредственно связан с человеческим капиталом, который трактуется как компетенции людей, их способности и опыт, а также их мотивация для инноваций4. На уровне организации индивидуальные опыт и знания сотрудника трансформируются в документально оформленное (формализованное) либо неформализованное организационное знание посредством специальных организационных средств. Это организационное знание, согласно концепции интегрированной отчетности, выступает в качестве интеллектуального капитала.
Следует отметить, что проблемой представления и оценки такой категории, как нематериальные активы (НМА), занимаются ученые разных научных направлений. В области теории управления человеческим капиталом исследуются человеческий потенциал, методы его оценки и развития и т.д.; в теории маркетинга - управление лояльностью
4 Международный стандарт интегрированной отчетности. URL: http://integratedreportmg.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-
INTERNATTONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_m-RU.pdf
потребителей, управление товарными знаками и т. д. В теории бухгалтерского учета идентифицируются НМА и гудвилл и разрабатываются подходы к их отражению в отчетности (стандарты МСФО, GAAP, РСБУ).
Поскольку одной из задач поддержки управленческих решений для организаций является выбор оптимального набора однородных данных, а для этих целей необходимо руководствоваться стандартами и «классификациями», по-крайней мере временными [9, с. 15], то применение на практике научно обоснованной классификации НМА и публичное отражение информации согласно этим требованиям позволит сопоставлять данные по периодам не только одной организации, но и анализировать большие массивы данных, что актуально, например, для выбора приоритетных направлений развития национальной инновационной системы.
В работах российских авторов, посвященных вопросам определения и классификации нематериальных ресурсов [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16], предлагается следующая укрупненная классификация
интеллектуальных нематериальных активов: человеческие, организационные и социально-репутационные гудвилл-ресурсы. Подход к классификации, изложенный в Стандарте интегрированной отчетности, также включает человеческий, интеллектуальный и социально-репутационный капиталы. В свою очередь, в структуре интеллектуального капитала выделяются
интеллектуальная собственность и организационный капитал5.
Проблематика оценки интеллектуального капитала исследуется авторами на примере высших учебных заведений, для которых характерна специфическая модель сетевой организации бизнес-процессов, большое разнообразие групп заинтересованных сторон с разнонаправленными целями
(абитуриенты/обучающиеся и их родители, работодатели, выпускники вуза, органы государственной власти, научно-образовательное сообщество, средства массовой информации, вузы-партнеры, средние учебные заведения и др.).
В статье «Интеллектуальная собственность вуза» А.А. Есенбаева и М.Г. Лапаева [13], а также другие авторы (см., например, [14, 15]) выделяют три основных элемента интеллектуального капитала:
1) интеллектуальная собственность, под которой понимают результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, работ, услуг, товаров и предприятий, которым предоставляется правовая охрана;
5 Международный стандарт интегрированной отчетности. URL: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATTONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_m-RU.pdf
2) персональный интеллектуальный капитал - знания, опыт и интеллектуальный потенциал научно-педагогических работников вуза;
3) организационный интеллектуальный капитал -репутация вуза на национальном и международных рынках научно-образовательных услуг, инфокоммуникационные и организационные связи, среда общения и творческого развития, интеллектуальные традиции вуза и др. [13, с. 123].
Согласно Стандарту интегрированной отчетности индивидуальный человеческий капитал
рассматривается как составляющая человеческого капитала, а организационный капитал, представленный НМА, связанными с товарным знаком (брендом, фирменным наименованием) и репутацией, отражается в составе социально-репутационного капитала.
Целесообразно определить наиболее значимый системообразующий элемент капитала для оригинальной бизнес-модели вуза. Вуз, как организация по подготовке профессиональных и научно-педагогических кадров не только для региональной, национальной, но и мировой экономики, представляет собой сложную систему учебного, научного, воспитательного и других процессов, реализуемых такими структурными единицами, как факультеты, кафедры, научно-образовательные центры, научно-исследовательские лаборатории, бизнес-инкубаторы и многие другие. Функционируя в условиях жесткой конкуренции с учетом высоких требований со стороны государства, профессиональных сообществ, вуз формирует инновационную и только инновационную стратегию развития, базирующуюся на интеллектуальном и человеческом капиталах [15, 16, 16, 18].
Для качественной и количественной оценки интеллектуального капитала вуза с целью представления соответствующей информации в Интегрированном отчете образовательной организации, обратимся к Форме 1 «Мониторинг деятельности вуза»6, в которой информация о вузе обобщается по следующим основным направлениям:
1) образовательная деятельность;
2) научно-исследовательская деятельность;
3) международная деятельность;
4) трудоустройство выпускников;
5) инфраструктура вуза;
6) финансово-экономическая деятельность;
7) роль вуза в системе подготовки кадров для региона.
6 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга образовательных организаций. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/
Данная форма, по нашему мнению, отвечает современным требованиям к документам: используется гипертекстовое содержание, для удобства пользователей представляются результаты сравнения с медианными значениями показателей государственных и муниципальных вузов в графическом виде. Представленные таким образом данные являются примером отражения как финансовой, так и нефинансовой информации об организации высшей школы, однако, структура данного отчета отличается от предлагаемой структуры Интегрированного отчета. Полагаем, что необходимо расширение учетно-информационного поля данных с целью формирования Интегрированного отчета вуза для учета интересов большего количества заинтересованных сторон (рис. 1).
При группировке информации в разрезе интеллектуального капитала вуза предлагается использовать обозначенные направления деятельности для характеристики соответствующих капиталов ввиду того, что это, во-первых, согласуется с подходом главной заинтересованной стороны - учредителя в лице Министерства науки и образования РФ, во-вторых, позволяет снизить трудоемкость процесса сбора, анализа и представления данных по выделяемым капиталам в интегрированной отчетности. Поэтому в структуре капиталов вуза предлагается выделить образовательный и научный капитал.
При структурировании информации об интеллектуальном капитале образовательного учреждения необходимо оценить целесообразность обособления инновационной деятельности вуза. В статье «Трансформация отечественных вузов в предпринимательские: логика пути» авторы Н. Иващенко, А. Энговатова, И. Коростылева данную деятельность определяют как процесс коммерциализации научных результатов, полученных в подразделениях университетов (патентование, лицензирование, создание и функционирование малых инновационных компаний и др.) [19].
В экономике, основанной на знаниях, в системе образования как высокотехнологичном секторе национальной экономики, инновационная деятельность неразрывно связана с образовательной (учебной) и научно-исследовательской деятельностью вуза. Поэтому характеристики инновационной деятельности вуза раскрываются через показатели развития капиталов. Так, открытие новых профилей и направлений подготовки специалистов необходимо трактовать как результат развития образовательного капитала; количественные характеристики патентно-лицензионной деятельности - как результат развития научного капитала вуза.
Анализ интегрированных отчетных форм компаний показал, что обязательным элементом в структуре капиталов компаний является 1Т-капитал, который характеризует информационные системы и технологии. Такой подход обусловлен усилением роли информационных технологий для обеспечения
устойчивого развития. Поэтому в составе организационного капитала вуза также целесообразно выделить 1Т-капитал.
В связи с тем, что деятельность образовательной организации включает в себя также и воспитательную деятельность, в структуре организационного капитала предлагается выделить технологии управления вовлеченностью студентов в образовательный и научно-исследовательский процессы.
По нашему мнению, при определении элементов капитала вуза трудность состоит в разграничении организационного (или структурного) и социально-репутационного капиталов. Например, технологии управления вовлеченностью студентов представляют элементы организационного капитала (а не социально-репутационного), т.к. эти технологии определяют эндогенные процессы взаимодействия, не выходящие за рамки внутренней среды организации. Процессы взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами (например, с родителями студентов дневной формы обучения) представляет элементы социально-репутационного капитала.
В качестве элементов социально-репутационного капитала вуза следует признать, во-первых, НМА информационно-коммуникационного характера, такие как официальный сайт учреждения, группы в социальных сетях, печатные издания (представляемые для внешних пользователей, а не обеспечивающие только внутренний учебный процесс), во-вторых, деловая репутация вуза во внешней среде. Деловую репутацию вуза во внешней среде характеризует следующая информация: данные о трудоустройстве выпускников, результаты внешних рейтинговых оценок качества научно-образовательной деятельности и др.
Обращаясь к процессу формирования Интегрированного отчета вуза, можно выделить ряд этапов по его подготовке (рис. 2). На первом этапе производится анализ статистических и бухгалтерских отчетных форм. Финансовая информация о вузе, представленная в балансе государственного учреждения (форма 0503730), пояснительной записке (форма 0503760), отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721), отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737), позволяет оценить финансовый и промышленный капитал, однако, для определения характеристик человеческого, интеллектуального и социально-репутационного капиталов ее недостаточно.
Наряду с финансовой информацией, вузы представляют в Министерство образования и науки РФ ряд форм статистического наблюдения: Форма ВПО-1, Форма ВПО-2, Форма П-4, Форма 1-НК, Форма № 2-наука, Форма № 2-наука ИНВ, Форма № 4-НТ (в случае наличия интеллектуальной собственности), Форма № 1 «Мониторинг деятельности вуза». Информация, представленная в соответствии с данными формами,
подробно характеризует деятельность вуза, а также состояние материально-технической базы.
В табл. 1 перечислены направления раскрытия информации по разделам Интегрированного отчета вуза.
Формы статистического наблюдения являются информационной базой для характеристики капиталов, представляемой в Интегрированном отчете. Так, информационно-аналитические данные о вузе, формируемые на основании данных Формы 1 «Мониторинг деятельности вуза» обладает высокой степенью достоверности ввиду того, что информация проверена и обработана органами статистики. Кроме того, в Форме 1 интегрируются данные статистических форм ВПО и форм по науке, что позволяет оценить эффективность реализации основных направлений деятельности вуза с учетом требований учредителя.
Последующие три этапа процесса формирования Интегрированного отчета связаны с определением показателей развития капиталов. В Стандарте интегрированной отчетности отсутствуют критерии выбора данных показателей, и, по нашему мнению, их определение является профессиональным суждением.
Полагаем, что для организаций различных организационно-правовых форм и видов деятельности не может существовать стандартного набора показателей развития для определяемых капиталов (т.е. ключевых показателей эффективности), однако, целесообразно обосновать определенный
универсальный набор критериев, которым должны отвечать данные показатели, посредством формулирования требований к ним.
Во-первых, такими требованиями выступают требования Руководства по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI)7. Например, к показателям развития интеллектуального капитала следует отнести показатели в области ответственности за полученный результат (услугу, продукт) категории «Социальная» согласно GRI, так как главным результатом образовательной и научной деятельности выступает наращение интеллектуального капитала. Показатели категории «Социальная» подкатегории «Практика трудовых отношений и достойный труд» и «Права человека» характеризуют человеческий капитал; показатели подкатегории «Общество» категории «Социальная» - социально-репутационный капитал.
Для образовательных учреждений России необходимо учитывать национальные показатели эффективности (содержатся в Форме 1 «Мониторинг деятельности»), такие как: средний балл ЕГЭ - для оценки образовательного капитала, объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника - для оценки научного капитала, число иностранных
7 Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития G4. URL: http://portal-nko.ru/files/Document/250/Files/1/standart_gri.pdf
студентов и долю трудоустроенных выпускников - для характеристики социально-репутационного капитала высшего учебного заведения.
Стратегические цели, определяемые непосредственно вузом с учетом его специфики и роли в развитии национальной инновационной системы в контексте государственных критериев оценки эффективности его деятельности составляют основу для оценки результативности образовательной организации. Поэтому система показателей, характеризующих развитие капиталов, содержит модуль показателей, установленных на государственном уровне, модуль показателей GRI, модуль уникальных показателей результативности деятельности вуза.
В табл. 2 приведена информация, которую целесообразно раскрывать при характеристике капиталов вуза.
Следует отметить, что подход, реализуемый Стандартом интегрированной отчетности, нацеливает топ-менеджмент любой организации (в том числе вуза) формировать систему показателей для оперативного управления (и, соответственно, контроля), руководствуясь не только интересами собственников, учредителей, но и интересами персонала, экологических сообществ, клиентов. Такими показателями в области развития человеческого капитала являются следующие: размер пособий и льгот работникам, помимо установленных законом ^А12, категория «Занятость», GRI), соотношение женщин/мужчин в составе высшего руководства организацией ^А10 категория «Равные возможности», GRI) и др.
Заключение
Интегрированный отчет вуза обеспечивает объединение разрозненной публичной информации об образовательной организации преимущественно финансового характера (размещаемую на сайте федерального казначейства России) и преимущественно нефинансового характера (представленную на сайте Министерства науки и образования Российской Федерации), в едином отчете, который максимально полно соответствует разнонаправленным интересам заинтересованных сторон. Соответствие Интегрированного отчета установленным международным стандартам, выполнение требования отражения в отчетности показателей результативности GRI обеспечивается только при переводе учетно-информационной модели системы управления образовательной организацией на качественно новый уровень.
К положительным моментам развития и внедрения практики применения интегрированной отчетности для образовательной организации можно отнести соответствие системы отчетности международным требованиям (требованиям Стандарта интегрированной отчетности, отчетности в области устойчивого развития GRI), развитие контрольных систем, возможность для
руководства комплексно представить свои достижения и ознакомить с ними широкий круг заинтересованных сторон, социальный эффект и повышение лояльности за счет политики открытости.
Таким образом, интегрированная отчетность является инновационным направлением в развитии отчетных
форм на основе комплексного представления финансовой и нефинансовой информации. Реализация процесса подготовки Интегрированного отчета связана с модернизацией подходов к отражению информации о деятельности организации в учетно-информационной системе.
Таблица 1
Раскрытие информации согласно рассматриваемым разделам интегрированного Отчета вуза Table 1
Information disclosure according to the reviewed sections of the integrated University Report
Название раздела
Содержание раздела согласно нормам Стандарта интегрированной отчетности
Направления раскрытия информации по разделам
1. Общие сведения об организации
1.1. Заявление руководителя.
1.2. Название организации и история развития.
1.3. Основные бренды, продукция и услуги.
1.4. Местонахождение штаб-квартиры организации.
1.5. Страны, в которых организация осуществляет свою деятельность.
1.6. Характер собственности и организационно-правовая форма.
1.7. Работа организации на рынках.
1.8. Масштаб организации.
1.9. Сотрудники, охваченные коллективным договором
Заявление ректора.
Уникальный ассортимент образовательных услуг и продуктов, отличия от конкурентов. Информация о товарном знаке.
Основные направления подготовки и образовательные программы, их дифференциация по ключевым направлениям. Конкурентный портфель новых образовательных продуктов и услуг. Инновационные решения на постоянной основе (повышения квалификации). Предоставление широко используемых стандартов (программы переподготовки). Возможности и механизмы инклюзивного обучения. Местонахождение вуза и его филиалов, приоритеты и возможности филиальной сети вуза. Место вуза в экономике муниципального образования, территории, национальной экономике, в мировом образовательном пространстве.
Характеристика основных аспектов коллективного договора.
Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции GRI: G4-1, G4-3, G4-4, G4-5, G4-5, G4-6, G4-7, G4-8, G4-9, G4-11
2. Стратегия и система управления результативно стью организации
Раздел состоит из 3-х блоков:
2.1. Стратегия развития.
2.2. Взаимодействие
с заинтересованными сторонами -отражает отношения со стейкхолдерами.
2.3. Структура управления - отражает ключевые методы и принципы построения системы управления организацией, систему контроля над эффективностью управления (мониторинг), а также структурно-функциональные связи в управленческом аппарате организации, и лиц, принимающих решения
Стратегия развития включает в себя:
- систему целеполагания вуза (обозначение миссии, основных стратегических целей, введенных руководством и согласованных с политикой учредителя);
- основные направления совершенствования деятельности вуза по направлениям с выделенными целями и задачами;
- описание функциональных связей вуза, начиная от ректора, заканчивая отдельно взятыми подразделениями;
- ключевые риски, превентивное и гибкое управление ими;
- возможности, краткосрочные и долгосрочные программы развития, поддержку принципов и инициатив организации;
- реализованные за последние пять лет и планируемые общественно-значимые мероприятия в сфере образования и науки.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами включает в себя:
- обозначение заинтересованных сторон;
- описание уникального клиентского предложения (высокое качество, широкий выбор и легкий доступ к образовательным услугам/продуктам);
- подходы к взаимодействию и ключевые направления взаимодействия с заинтересованными сторонами.
К ключевым заинтересованным сторонам, как минимум, относятся: абитуриенты и их родители; работодатели и выпускники; органы государственной власти (Министерство образования РФ, Министерство труда РФ и проч.); средства массовой информации; научно-образовательное сообщество, включая вузы-партнеры, администрацию школ. Формирование имиджа системного интегратора.
Модель управления вузом как хозяйствующим субъектом. В структуре управления описываются:
- попечительский совет, принципы организации его работы;
- порядок делегирования полномочий по решению ключевых вопросов;
- процедуры проведения консультаций между руководством и заинтересованными сторонами;
- порядок выдвижения и отбора кандидатов на должности ректора, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами;
- процедуры, используемые для предотвращения конфликтов интересов и управления ими;
- роль руководства в разработке целей, миссии и ценности организации;
- организационная структура, ее графическое представление;
- характеристика эффективного контракта, его основные аспекты, значимость в процессе управления вузом, перспективные возможности.
Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции 0Ш: 04-2, 04-12, 04-13, 04-15, 04-16, 04-24, 04-25, 04-26, 04-27, 04-34, 04-35, 04-36, 04-37, 04-38, 04-39, 04-40, 04-41, 04-42, 04-43, 04-44, 04-45, 04-46, 04-47, 04-48, 04-49, 04-50, 04-51, 04-52, 04-54, 04-55
3. Бизнес-модель организации
Схематичное представление бизнес-модели организации, которая включает перечень капиталов, выделяемых организаций и их преобразование в процессе деятельности организации.
Также отражение взаимосвязи между стратегическими целями и процессами преобразования капиталов
Графическое описание бизнес-модели ВУЗа, которая отображает взаимосвязь между стратегическими целями вуза, основными направлениями деятельности вуза и выделяемыми капиталами (ресурсами). Перечень капиталов образовательной организации, основные процессы, преобразующие их. В матричном виде представляется следующая цепочка связи: капиталы -основные стратегические цели компании - ожидаемые результаты развития капиталов. Это позволяет определить конечный ожидаемый результат развития по каждому капиталу в процессе преобразования его бизнес моделью организации.
По значимым организационным процессам обозначаются капиталы, поглощаемые этими процессами, указываются держатели капиталов, цели (подцели) процессов и ожидаемые результаты развития. Взаимосвязи в системе «держатель капитала - капитал (ресурс) - процесс - цель - результат развития - получатель результата» представляются по значимым процессам в графическом виде
4. Капиталы
образовательной
организации
Перечень капиталов определяется организацией самостоятельно, сообразно ее бизнес-модели
Капиталы вуза, предлагаемые к раскрытию: финансовый капитал, производственный капитал, образовательный капитал, научный капитал, человеческий капитал, организационный капитал, социально-репутационный капитал. Содержание каждого из капиталов представляется согласно следующим аспектам:
- ответственный менеджмент;
- количественная и качественная информация,_
характеризующая капитал; - показатели развития капитала
5. Общие сведения об отчете
Отчетная дата, отчетный период и цикл отчетности, охват отчета и его границы, лица, ответственные за подготовку отчета, перечень основных аспектов для раскрытия и обоснование выбора рассматриваемых аспектов, указание на случаи изменения сопоставимости данных.
Информация по заверению отчета. Раскрытие требований к отчетности согласно другим нормативным документам. Выявленные существенные аспекты и границы:
1. Юридические лица, отчетность которых была включена в отчет.
2. Методика определения содержания отчета и границ аспектов.
3. Список и описание всех существенных аспектов
Отчетная дата и отчетный период определяются сообразно отчетной дате и отчетному периоду других форм публичной отчетности, что позволяет реализовывать принцип связности информации.
Цикл отчетности определяется сообразно требованиям заинтересованных сторон.
Охват отчета и его границы определяются посредством указания на вхождение в круг описываемой информации представительств организации, филиалов и других связанных структур.
Лица, ответственные за подготовку отчета - указываются ответственные лица, к которым можно обратиться с запросом по интересующим параметрам интегрированного отчета. Перечень основных аспектов для раскрытия -определение основных капиталов бизнес-модели и обоснование существенных аспектов для раскрытия информации в разрезе данных капиталов. Указание на случаи изменения сопоставимости данных -раскрываются причины такого раскрытия. Информация по заверению данного отчета - указываются ответственные лица, заверяющие данный документ. Раскрытие требований к отчетности согласно другим нормативным документам - целесообразно указать использование стандартных элементов отчетности в области устойчивого развития, стандартных элементов статистической и бухгалтерской отчетности образовательной организации. В разделе «Выявленные существенные аспекты и границы» описываются:
- процедура определения базовых элементов структуры отчета
- пояснения к базовым трактовкам и определениям, используемым в отчете
- перечень существенных аспектов и описание границ по каждому существенному аспекту.
Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции GRI: G4-17, G4-18, G4-19, G4-20, G4-21, G4-22, G4-23, G4-SO1, G4-SO2, G4-SO3, G4-SO4, G4-SO5, G4-SO6, G4-SO7, G4-SO8, G4-SO9, G4-S010, G4-SO11, G4-28, G4-29, G4-30, G4-31 G4-32
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Раскрытие информации о капиталах вуза Table 2
Information disclosure on university capital
Вид капитала
Определение капитала
Раскрытие информации о капитале
Источники информационных данных: статистическая, бухгалтерская, и управленческая отчетность
1. Финансовый капитал
Объединение средств, которые имеются у организации, для использования при оказании услуг, выполнении работ, поступающие через финансирование и (или) созданные в результате операций или инвестиций.
Финансовый капитал
государственного
образовательного
учреждения
включает средства
финансового
обеспечения
деятельности:
- внебюджетные (средства от приносящей доход деятельности);
- бюджетные (субсидии на выполнение государственного задания, целевые субсидии и пр.)
При описании финансового капитала необходимо раскрыть информацию о финансовых ресурсах и результатах деятельности, связанных с использованием всех форм финансового обеспечения
Указываются ключевые ориентиры развития финансового капитала с позиции заинтересованных сторон. Качественная информация о капитале содержит описание стратегии развития финансового капитала и включает описание инвестиционной, закупочной деятельности, системы ценообразования.
Представляется количественная информация о финансовых ресурсах (состав источников финансирования) и процессах (оценка доходов и расходов). Для их оценки используются абсолютные показатели динамики и относительные показатели структуры.
Представляются данные о ключевых показателях развития финансового капитала, которые затем трансформируются в итоговые показатели развития капитала за отчетный период путем выбора наиболее значимых показателей и индикаторов развития финансового капитала.
Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции 0М: 04-ЕС1, 04-ЕС4, 04-ЕС8, 04-ЕС7 04-ЕС9, 04-ЕШ1
ФОРМА ВПО-2 Раздел 3.1. Распределение объема средств организации по источникам их получения и видам деятельности Раздел 3.4. Сведения о выплате обучающимся стипендий и других форм материальной поддержки.
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования. Раздел 3. Результаты мониторинга образовательной организации по направлению «Финансово-экономическая деятельность». Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения, Форма № 0503721. Строка 010 Доходы по кодам экономической классификации. Строка 150 Расходы по кодам экономической классификации. Строка 300 Чистый операционный результат. Баланс государственного учреждения, Форма № 0503730. Раздел 2. Финансовые активы, в том числе дебиторская задолженность, сумма строк 230, 260, 310, 320, 330. Раздел 3. Обязательства, в том числе кредиторская задолженность сумма строк 490, 510, 530.
Управленческая информация
2. Производственный капитал
Физические объекты, имеющиеся у учреждения (на праве
собственности или оперативного управления) для осуществления основных видов деятельности - это административные, учебные, спортивно-оздоровительные здания, объекты, помещения социально-бытового обслуживания и другие_
При характеристике производственного капитала необходимо раскрыть информацию об обеспеченности образовательной деятельности оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями и территориями.
Указываются ключевые ориентиры развития производственного капитала с позиции заинтересованных сторон. Указывается количественная информация о совершенствовании материально-технической базы для обеспечения более качественной работы по основным видам деятельности. Представляется количественная информация о производственных
ФОРМА ВПО-2 Раздел 1.3. Количество мест в столовых, строка 01. Раздел 2.10. Число посадочных мест в библиотеке, строка 01. Форма № 1 - Мониторинг. Раздел 5.6. Наличие и состав основных фондов организации. Раздел 5.2. Наличие информационного и коммуникационного оборудования. Раздел 5.4. Формирование библиотечного фонда. Раздел 5.1. Наличие и использование площадей. Форма № 0503730 - Баланс государственного учреждения
инфраструктурные объекты
ресурсах (состав, техническое состояние и обеспеченность образовательного процесса учебными корпусами, научными лабораториями, общежитиями, библиотечным фондом и мультимедийным оборудованием) Характеризуются показатели энергопотребления и энергоэффективности организации.
Представляются данные о ключевых показателях развития производственного капитала, которые затем трансформируются в итоговые показатели развития капитала за отчетный период путем выбора наиболее значимых показателей и индикаторов развития производственного капитала. Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции GRI: G4-EN6, G4-ЕN3, G4-ЕС7, G4-ЕС1
Раздел 1. Нефинансовые активы, строки 030, 070, 080, 090.
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования. Раздел 3. Результаты мониторинга образовательной организации по направлению «Инфраструктура». Управленческая информация
3. Образовательный капитал
Образовательный капитал - это знания, системы, процедуры и протоколы, используемые в процессе осуществления образовательной деятельности
Характеризуя образовательный капитал, образовательная организация раскрывает информацию по ступеням подготовки обучающихся: бакалавриат, магистратура, специалитет, дополнительное образование в разрезе реализуемых программ, распределения приема абитуриентов, количества обучающихся.
Акцент внимания на стратегически значимых для развития социально-экономической системы государства профессиях.
Направления подготовки характеризуются по параметру бюджетных мест и мест с полным возмещением стоимости. Характеризуется движение студентов: сколько студентов прибыло / выбыло и по каким причинам. Направления подготовки характеризуются также по количеству стипендиатов и количеству льготников.
Приводится характеристика вновь поступивших студентов по наличию высшего образования, льготам, поступившим по результатам ЕГЭ, по гражданству, по полу и возрасту. При наличии, аналогичным образом раскрывается информация по заочным формам обучения. Количество факультетов и кафедр образовательной организации. Количество новых направлений подготовки, реализуемых на факультетах. Характеристика учебно-методической работы по факультетам в разрезе выпущенных УМК, учебников и учебных пособий. Оценка уровня преподавательского мастерства посредством результатов оценки мастер-классов и открытых занятий, тестирования остаточных знаний студентов, опросов.
ФОРМА ВПО-1 - Очное, Заочное
Раздел 2.1.1. Распределение приема по направлениям подготовки и специальностям. Раздел 2.1.2. Распределение численности студентов и выпуска по направлениям подготовки и специальностям. Раздел 2.1.3. Распределение приема граждан иностранных государств.
Раздел 2.1.4. Распределение численности студентов и выпуска граждан иностранных государств.
Раздел 2.5. Численность студентов, прием и выпуск по категориям льготного обеспечения.
Раздел 2.6. Результаты приема по уровню образования абитуриентов.
Раздел 2.7. Результаты приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по отдельным категориям абитуриентов и условиям приема. Раздел 2.8. Результаты приема на обучение по программам магистратуры. Раздел 2.10. Распределение численности студентов, приема и выпуска по гражданству. Раздел 2.11. Распределение численности студентов, приема и выпуска по возрасту и полу. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования Раздел 3. Результаты
Количество конференций, в которых приняли участие обучающиеся, и количество занятых призовых мест. Результаты исследований по оценке степени удовлетворенности студентов, абитуриентов, выпускников образовательными программами и качеством проведения лекций и семинаров. Данные по средней заработной плате выпускника и количеству трудоустроенных в динамике.
Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции 0М: 04-РИ5, 04-РИ8
мониторинга образовательной организации по направлению «Образовательная деятельность». Управленческая информация
4. Научный капитал
Научный капитал -это нематериальные активы, основанные на знаниях, являющиеся результатом научно-исследовательской деятельности
Характеризуя научный капитал, образовательная организация раскрывает информацию по выделяемым организацией основным направлениям научных исследований и разработок. Данная информация дифференцируется по научным школам и направлениям, научным проектам и научным лабораториям.
Характеризуется персонал, занятый исследованиями, по полу, возрасту, областям науки.
Характеризуется финансирование научной деятельности (внутреннее и внешнее): за счет каких источников и на какие направления осуществляется (по областям науки, по проектам, по кафедрам). Также представляется информация по научным изданиям организации: направления публикуемых исследований, их импакт-фактор и отнесение к изданиям ВАК, WOS или Scopus.
Характеризуется публикационная активность НПР. Приводится информация по аспирантуре и докторантуре в разрезе количества обучающихся и их движению (по направлениям исследований, кафедрам, научным руководителям), количеству обучающихся от организации (по направлениям исследований, кафедрам, научным руководителям), количеству защит (по направлениям исследований, кафедрам, научным руководителям).
Характеристика работы диссертационного совета образовательной организации, информация о действующих членах совета по параметрам публикационной активности и др. Характеристика вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность обучающихся осуществляется посредством представления информации о количестве их публикаций. Также приводится информация по научным
ФОРМА 2 - Наука
Раздел 1.1. Категории
персонала, занятые в научной
деятельности.
Раздел 1.3. Распределение
исследователей по областям
науки.
Раздел 1.4. Распределение исследователей по возрасту. Раздел 2.5. Затраты на научную деятельность. Раздел 2.6. Источники финансирования внутренних затрат на НИР.
Раздел 2. Справка 8 «Гранты и конкурсное финансирование исследований».
Раздел 2.7. Внутренние затраты на НИР по приоритетным направлениям науки. Раздел 2.8. Внутренние затраты на НИР по социально-экономическим целям. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования. Раздел 3. Результаты мониторинга образовательной организации по направлениям деятельности: - научно-исследовательская деятельность.
Управленческая информация
исследованиям и разработкам, в которые вовлечены обучающиеся. Информация по заявкам на грантовые проекты с участием обучающихся и др.
5. Человеческий капитал
Компетенции
сотрудников, их
способности и опыт,
а также их
мотивация внедрять
инновации, в том
числе их
соответствие
структуре
управления
организации, подход
к управлению
рисками и этические
ценности;
способность
понимать,
разрабатывать
и реализовывать
стратегию
организации;
лояльность
и мотивация для
совершенствования
процессов, товаров
и услуг, включая их
способность
руководить,
управлять и
сотрудничать
(определение
Международного
стандарта
интегрированной
отчетности).
Характеризуя человеческий капитал, образовательная организация раскрывает информацию о составе и структуре персонала организации в разбивке по категориям сотрудников, по полу и возрасту, по другим важным компетенциям для определенных позиций (ученая степень и звание, опыт работы, повышение квалификации). Характеризуется текучесть кадров в разрезе НПР, в том числе со степенью кандидата и доктора наук, прочих категорий сотрудников. Представляется структурная информация по конкурентному вознаграждению. Приводится информация по элементам материального (оплата труда, льготы штатным сотрудникам и другие формы вознаграждений) и нематериального стимулирования. Раскрываются инструменты процесса вовлеченности сотрудников.
Представляется информация по повышению квалификации сотрудников, в том числе по повышению квалификации НПР сообразно расширению компетенций в области дисциплин, относимых к стратегически значимым для развития социально-экономической системы государства профессиям. Бонусы и льготы сотрудникам от организации, поддержка по завершении карьеры, соблюдение прав и равные возможности, недопущение дискриминации. Охрана труда и здоровья сотрудников.
Доля сотрудников, обученных методикам управления качеством.
Характеристика элементов организационной культуры. Участие в программах преемственности и развития научных школ. Число принятых к реализации предложений сотрудников по совершенствованию процессов. Количество идей сотрудников по улучшению процессов. Уровень прозрачности системы вознаграждений и премирований. Выявление разрывов между результатом работы и вознаграждением за работу.
Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции GRI: G4-LA3, G4-LA2, G4-LA1, G4-LA4, G4-LA5, G4-LA6, G4-LA7, G4-LA8, G4-LA9, G4-LA10, G4-LA11, G4-LA12, G4-LA13, G4-LA14, G4-HR3, G4-HR4, G4-HR5, G4-HR7, G4-HR9
ФОРМА ВПО-1 Раздел 1.1. Распределение численности персонала по уровню образования. Раздел 1.2. Распределение персонала по стажу работы. Раздел 2.1. Распределение персонала по полу и возрасту. Раздел 2.2. Распределение персонала по категориям должностей. Структура ППС по договору о найме. ФОРМА 2 - Наука Раздел 1.3. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки. ФОРМА П-4 Раздел 1.4. Сведения о численности и заработной плате.
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования. Раздел 3. Результаты мониторинга образовательной организации по направлению деятельности «Кадровый состав».
Управленческая информация
6. Организационный капитал
Организационный капитал - это информационные системы и технологии, обеспечивающие эффективность управления, а также процессы, документы и технологии вовлеченности студентов в образовательную и научную деятельность
Информационные технологии в организационном капитале - это информационные системы (ИС), внедряемые в организацию с целью расширения возможностей обмена знаниями.
Развитие интегрированной системы управления учебным процессом. Характеризуется данный блок представлением перечня информационных проектов, внедряемых за период, и кратким описанием информационных продуктов и систем. Также описывается система безопасности ИС.
Оценка уровня автоматизации системы управления образовательными продуктами.
Важным параметром для образовательного учреждения является доступность информационных систем для работы и выхода в интернет для студентов и преподавателей, поэтому характеризуется доступность пользователей к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Оценка степени вовлеченности сотрудников и студентов в процесс автоматизации образовательных продуктов.
Вовлеченность студентов в образовательный процесс учреждения описывается посредством характеристики внеучебной работы со студентами (культурно-воспитательная работа, спортивные и другие мероприятия и проекты, в которых приняли участие студенты организации). Результаты вовлеченности определяются посредством соотнесения данной информации с процентом отчисленных студентов, с количеством студентов, принявших участие в научных и спортивных мероприятиях, с количеством занятых призовых мест по результатам соответствующих мероприятий. Характеристика мероприятий, реализуемых в рамках кураторства и наставничества
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования Раздел 3. Результаты мониторинга образовательной организации по направлению «Международная деятельность». Управленческая информация
7. Социально-
репутационный
капитал
Социально-репутационный капитал - институты и отношения в рамках сообществ и между ними, а также между группами заинтересованных сторон и другими группами, и способность делиться информацией для повышения
К категории социально-репутационного капитала образовательная организация может отнести НМА информационно-коммуникационного характера, такие как сайт учреждения, группы в социальных сетях и выпускаемые печатные издания. Приводится характеристика наиболее значимых информационно-коммуникационных НМА, отражающая охват аудитории, посещаемость и др. Контент таких НМА оценивается на соответствие научным и образовательным трендам. Приводится информация по деловой
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательной организации высшего образования. Раздел 3. Результаты мониторинга образовательной организации по направлению деятельности -«Трудоустройство». Отчет по мониторингу трудоустройства выпускников (управленческая отчетность)
индивидуального и
коллективного
благосостояния.
Социально-
репутационный
капитал включает:
- общие нормы и ценности и образцы поведения;
- отношения/связи между основными заинтересованными сторонами, а также доверие и готовность сотрудничать, которые организация развивает и стремится построить и поддерживать вместе с внешними заинтересован-ными сторонами;
- нематериальные активы, связанные с брендом и репутацией, созданными организацией;
- социальные лицензии на работу организации (определение Международного стандарта интегрированной отчетности)
репутации во внешней среде. Деловая репутация может быть охарактеризована посредством представления информации о трудоустройстве выпускников, оценки качества образовательной деятельности, данных об участии в рейтинговых системах, а также на основании опросов обучающихся. Раскрывая социально-репутационный капитал, приводят данные об основных группах заинтересованных внешних сторон, а также информация, отражающая взаимодействие с данными группами. Для образовательной организации можно представить информацию по следующим направлениям: профориентационная деятельность вуза, международное сотрудничество, взаимодействие с бизнес-сообществом и органами власти, взаимодействие с выпускниками, с масс-медиа и другими заинтересованными сторонами. Участие вуза в ассоциациях. Направления развитие отношений внутри ассоциаций. Характеристика партнерских взаимоотношений. Направления взаимовыгодного сотрудничества с партнерами.
Направления сотрудничества вуза со школами города и региона. Особое значение придается региональным и международным проектам, реализуемым вузом или с его участием.
Направления взаимодействия с бизнес-сообществом. Развитие базовых кафедр. Мероприятия для студентов совместно с представителями бизнеса.
Динамика заказов на научные исследования от бизнес-сообщества. Показатели, рекомендуемые к раскрытию согласно концепции GRI: 04^01, 04^02, 04^03, 04^04, 04^05, 04^06, 04-S07, 04^08, 04-S09, 04-S010, 04-S011
и иные управленческие данные
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 1
Взаимосвязь «держатель капитала - капитал (ресурс) - процесс - цель - результат развития - получатель результата» при подготовке интегрированной отчетности образовательной организации
Figure 1
The interrelation between capital holder, capital (resource), process, goal, result of development, recipient of the result in the preparation of integrated reporting by the educational organization
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Этапы процесса формирования Интегрированного отчета вуза Figure 2
Stages of the process of Integrated University Report generation
Анализ статистических и бухгалтерских отчетных форм вуза
Группировка информации о деятельности организации согласно классификации ресурсов ее бизнес-модели
-\ / Определение показателей развития капиталов v согласно требованиям Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI *
- Определение показателей развития капиталов v согласно требованиям Министерства науки и образования РФ
Определение показателей развития капиталов согласно уникальной системе результативности в соответствии со стратегическими целями
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Сливотски А. Миграция ценности. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. 432 с.
2. Юлдашева О. У., Орехов Д.Б. Методология бизнес-моделирования: построение стратегических сетей // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. № 1. URL: http://vestnik-ku.ru/artides/2014/1/en/5.pdf
3. Юлдашева О.У, Никифорова С.В., Полонский С.Ю. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2007. Вып. 2. C. 32-47.
4. Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается компания / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003. 200 с.
5. Шилина М.Г. Теория коммуникации и актуальный философский дискурс. М.: Лаборатория бизнес-коммуникаций, 2011. 29 с.
6. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 159-166.
7. Южанинова Е.Р. Закономерности развития ценностной системы личности в диалектике реального и виртуального / Социально-гуманитарные науки: проблемы и пути решения в условиях современного общества: монография. Ставрополь: Логос, 2013. Книга 2. С. 28-47.
8. Южанинова Е.Р. Аксиосфера интернета и ее морфология // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 1. С. 80-86.
9. Глинский В.В. Статистические методы поддержки управленческих решений. Новосибирск: НГУЭУ, 2008. 256 c.
10. Шачнев А.А. Экономические особенности категории «гудвилл» как объекта управления промышленным предприятием. В кн.: Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник научных трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. С. 135-140.
11. Шачнев А.А. Классификация гудвилла в системе управления предприятием.
В кн.: Социально-экономическое развитие регионов и конкурентоспособность предприятий: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. С. 226-231.
12. Субботина И.Ю. Трудовые ресурсы в системе «человек - производство»: идентификация, кастинг, интеллектуализация на основе компетентностного подхода // Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал. 2012. № 1.
URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/660
13. Есенбаева А.А., Лапаева М.Г. Интеллектуальная собственность вуза // Вестник ОГУ. 2012. № 13. С. 123-125.
14. Ромашкина Р.К. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности вузов // Вестник НГУЭУ. 2009. № 1. С. 33-41.
15. Никифорова Л.Е. Стратегическое управление инновациями на основе развития интеллектуального капитала / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2010. 450 с.
16. Маковеева В.В., Никифорова Л.Е. Концептуальный подход к развитию интеграции образования, науки и производства на основе сетевого взаимодействия при выполнении вузом роли метацентра // Сибирская финансовая школа. 2013. № 2. С. 101-107.
17. Маковеева В.В. Современные тенденции развития высшей школы в России // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 104-107.
18. Домбровская Е.Н. Стейкхолдерский подход в учетно-информационном обеспечении управления государственными предприятиями // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 41. С. 14-19.
19. Иващенко Н., Энговатова А., Коростьлева И. Трансформация отечественных вузов в предпринимательские: логика пути // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 130-135.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381
Transformation of National Reporting
EXPERIENCE IN INTEGRATED REPORT PREPARATION BY THE ORGANIZATION OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM
Ella S. BORONINA
Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russian Federation ella.boronina@ gmail. com ORCID: not available
Article history:
Received 21 March 2017 Received in revised form 19 November 2017 Accepted 1 December 2017 Available online 16 January 2018
JEL classification: M4, M14
Keywords: integrated reporting, educational organization, intellectual capital
Abstract
Importance Globalization, public expectations and regulatory intervention make public reporting increasingly complex. A new reporting model is required that would help companies present information with maximum efficiency and support solutions that ensure financial stability and sustainable business practices.
Objectives The aim of the study is to reveal significant aspects of integrated report generation by educational organizations based on identification of key capitals of their business model. Methods The study rests on works on theory and practice of accounting and reporting, intangible asset management, accounting and disclosure, and on determining a business model of higher education institutions under innovative development of the economy. The systems approach enabled to define interrelations of elements within the system. I also use methods of deduction and induction, comparison and analogies.
Results The paper presents proposals for information disclosure in the integrated report of the university, determines the elements of its capital, formulates basic elements of information and analytical base for report preparation by educational organizations that meet the reporting requirements of the GRI G4 Sustainability Guidelines and the Integrated Reporting Standard. The findings can be used for integrated reporting preparation, theoretical justification of development trends in the public reporting system.
Conclusions It is impossible to meet the requests of various stakeholders on the basis of modern reporting forms on organization activities. Integrated reports of higher schools provide unrelated financial and non-financial information to meet the interests of various stakeholders. It is crucial to improve approaches to information disclosure in financial, statistical and management accounting.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Boronina E.S. Experience in Integrated Report Preparation by the Organization of the Russian Higher Education System. International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 2, pp. 65-85. https://doi.org/10.24891/ia . 21. 1.65
Acknowledgments
The article has been prepared as part of the grant under Agreement № 02/2015 of May 13, 2015, to implement a scientific
project Developing the Methodology to Build Accounting and Information Models of Management Systems of Public
Sector Organizations by the Novosibirsk State University of Economics and Management.
References
1. Slywotzky A. Migratsiya tsennosti. Chto budet s vashim biznesom poslezavtra? [Value Migration: How to Think Several Moves Ahead of the Competition]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2006, 432 p.
2. Yuldasheva O.U., Orekhov D.B. [Methodology of business-modeling: Network perspective]. Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 1. (In Russ.) URL: http://vestnik-ku.ru/articles/2014/1/en/5.pdf
3. Yuldasheva O.U., Nikiforova S.V., Polonskii S.Yu. [Methodology of business organization on the basis of consumer value chain creation]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 8. Menedzhment = Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 8. Management, 2007, no. 2, pp. 32-47. (In Russ.)
4. Grove A. Vyzhivayut tol'ko paranoiki. Kak ispol'zovat' krizisnye periody, s kotorymi stalkivaetsya kompaniya [Only the Paranoid Survive: How to Exploit the Crisis Points That Challenge Every Company]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2003, 200 p.
5. Shilina M.G. Teoriya kommunikatsii i aktualnyi filosofskii diskurs [The theory of communication and actual philosophical discourse]. Moscow, Laboratoriya biznes-kommunikatsii Publ., 2011, 29 p.
6. Nikitenko A.A. [Interactivity, multimedia, hypertext as determinative typological characteristics of web media]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2009, no. 1, pp. 159-166. (In Russ.)
7. Yuzhaninova E.R. Zakonomernosti razvitiya tsennostnoi sistemy lichnosti v dialektike real'nogo i virtual'nogo. Vkn.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki: problemy i puti resheniya v usloviyakh sovremennogo obshchestva: monografiya [Regularities in the development of the value system of the individual in the dialectic of the real and virtual. In: Social and Human Sciences: Problems and solutions in the modern society: a monograph]. Stavropol, Logos Publ., 2013, book 2, pp. 28-47.
8. Yuzhaninova E.R. [Axiosphere Internet and its morphology]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2013, no. 1, pp. 80-86. (In Russ.)
9. Glinskii V.V. Statisticheskie metody podderzhki upravlencheskikh reshenii [Statistical methods to support management decisions]. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management Publ., 2008, 256 p.
10. Shachnev A.A. Ekonomicheskie osobennosti kategorii 'gudvill'kak ob"ekta upravleniya promyshlennym predpriyatiem. Vkn.: Strategicheskoe upravlenie predpriyatiyami, organizatsiyami i regionami: sbornik nauchnykh trudov IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Economic features of the goodwill category as an object of industrial enterprise management. In: Strategic management of enterprises, organizations and regions: Proceedings of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference]. Penza, Penza State Agricultural Academy Publ., 2010, pp. 135-140.
11. Shachnev A.A. Klassifikatsiya gudvilla v sisteme upravleniya predpriyatiem. Vkn.: Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regionov i konkurentosposobnost' predpriyatii: sbornik nauchnykh trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Classification of goodwill in the enterprise management system. In: Socio-economic development of regions and competitiveness of enterprises: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Penza, Penza State Agricultural Academy Publ., 2010, pp. 226-231.
12. Subbotina I.Yu. [Human resources in the man-production system: Identification, casting, intellectualization based on the competence approach]. Inzhenernyi vestnik Dona, 2012, no. 1.
URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/660 (In Russ.)
13. Esenbaeva A.A., Lapaeva M.G. [Intellectual property of the university]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2012, no. 13, pp. 123-125. (In Russ.)
14. Romashkina R.K. [Estimating the value of intellectual property assets of universities]. Вестник НГУЭУ = Vestnik NSUEM, 2009, no. 1, pp. 33-41. (In Russ.)
15. Nikiforova L.E. Strategicheskoe upravlenie innovatsiyami na osnove razvitiya intellektual'nogo kapitala [Strategic management of innovation based on intellectual capital development]. Novosibirsk, SAFB Publ., 2010, 450 p.
16. Makoveeva V.V., Nikiforova L.E. [Conceptual approach to the integration of education, science and industry through networking at university's performing the role as a metacentre]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2013, no. 2, pp. 101-107. (In Russ.)
17. Makoveeva V.V. [Modern trends of higher school development in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2013, no. 368, pp. 104-107. (In Russ.)
18. Dombrovskaya E.N. [Use of stakeholder approach in accounting and information support of State enterprises management]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika, 2014, no. 41, pp. 14-19. (In Russ.)
19. Ivashchenko N., Engovatova A., Korostyleva I. [Transforming domestic universities into business entities: The logic of the path]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2014, no. 8, pp. 89-101. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.