Научная статья на тему 'Интегрированная АСУ в университете: методология обеспечения эффективности и эргономического качества'

Интегрированная АСУ в университете: методология обеспечения эффективности и эргономического качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / АСУ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лавров Евгений Анатольевич

Рассмотрены тенденции развития и проблемы интегрированных систем обеспечения университетской деятельности. Предложена универсальная среда для информационной системы университета. Проведен анализ резервов эффективности информационных систем управления деятельностью университета. Предложена функциональная структура системы обеспечения эргономического качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавров Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная АСУ в университете: методология обеспечения эффективности и эргономического качества»

Лавров Б.А.

Сумский государственный университет, профессор, prof lavrov@mail.ru

Интегрированная АСУ в университете: методология обеспечения эффективности и эргономического

качества

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Интеграция, АСУ, университетская деятельность, эргономическое качество, информационная система

АННОТАЦИЯ:

Рассмотрены тенденции развития и проблемы интегрированных систем обеспечения университетской деятельности. Предложена универсальная среда для информационной системы университета. Проведен анализ резервов эффективности информационных систем управления деятельностью университета. Предложена функциональная структура системы обеспечения эргономического качества.

1. Введение. Созданная коллективом авторов под техническим руководством к.т.н. Клименко А.В. и апробированная нами в ряде вузов Москвы, Белгорода, Винницы, Харькова, Житомира, Кременчуга, г. Сумы информационная система является надежной платформой информатизации университетов [1-2].

Система является лидером по количеству подсистем, автоматизированных функций и механизмов адаптации под реальную образовательную среду.

Свидетельством эффективности решений является конкурентный выбор и успешная эксплуатация системы в ведущих вузах, например в МГУ им. М.В. Ломоносова, а также интерес к ней в зарубежных вузах.

Более, чем 20 летний опыт реализации проектов информатизации, позволил разработать шкалу вузов с позиций перспективности "возможной выгоды от информатизации".

Сегодня практически каждый ректор говорит об успехах кибернетизации вузов и дистанционного образования, однако для многих -это просто дань моде и, кроме красивых схем и колоссальных затрат, такая информатизация ничего не дает. Неэффективная информационная система и ненужная интерактивная доска намного более вредны для образования, чем даже старый бумажный учебник и нерадивый преподаватель.

Для передовых вузов (их немного), осуществивших за два десятилетия колоссальный прорыв, наступает период "насыщения" и переосмысления стратегий опережающей адаптации к вызовам прогресса.

2.Проблемы и перспективные задачи информатизации

Сегодня (в разных вузах с разной степенью "запущенности") не преодолен принцип "лоскутности": одновременно эксплуатируются несколько информационных систем, каждая в интересах "своего" подразделения, а иногда - и несколько систем в интересах одного подразделения.

Например, известны случаи, когда подсистема "Приемная комиссия" ведется параллельно в разных средах (одна "для себя", другая - для "министерства") и т.п.

Часто приходится быть свидетелем зашиты бакалаврских и магистерских работ, посвященных разработке информационных систем для кафедры, деканата, отдела кадров.

Если подсчитать, то по стране защищается десятки таких работ.

Может ли быть актуальной и эффективной такая разработка в то время, когда в вузе задекларирована и "эффективно функционирует компьютерная система управления", в которой уже реализованы указанные функции?

По нашим исследованиям 92 процента вузов не только не преодолели проблему "лоскутности", но и гордятся количеством "как снежный ком " нарастающего количества разнородных подсистем.

Экономическая эффективность такого рода информатизации крайне низка.

Таким образом, наш многолетний опыт позволяет сформулировать тезис: Информационная система университета может быть эффективной, если она удовлетворяет требованиям:

• Т1-Интегрированности

• Т2-Адаптивности

Т1. Интегрированность

Интегрированная АСУ (ИАСУ) отличается методикой построения, обеспечивающей согласованное достижение целей, каждая из которых не может быть достигнута за счет локального использования отдельных видов АСУ В машиностроении ИАСУ включает в себя:

• САПР ( проектирование);

• АСТПП (технологическая подготовка);

• АСУП (организационное управление);

• АСУТП (технологическое управление).

Аналогичные процессы должны быть автоматизированы и в системе управления вузом, которая общем случае состоит из двух глобальных подсистем: «Управление вузовской деятельностью», «Управление собственно процессом обучения».

Таким образом, в интегрированной АСУ:

• обе глобальные подсистемы должны быть реализованы в рамках

единой системы;

• комплексная информатизация должна охватывать все этапы жизненного цикла всех функциональных элементов всех подсистем.

Некоторые принципы и технические решения, обеспечивающие

свойство интегрированности приведены в [1-2]. Т2. Адаптивность

Требование адаптивности актуально в связи с пиком массовости использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Дистанционное обучение для многих вузов - один из основных путей решения экономических проблем и конкурентного развития. В связи с этим необходима многоуровневая (контентная, дизайн-эргономическая и т.п.) аттестация и формирование банков ЭОР.

Существенные характеристики обучаемых и среды должны быть оперативно учтены при выборе конкретного ЭОР и технологии его использования. Проблемными вопросами адаптации являются:

• Построение и ведение модели обучаемого (цели и задачи, мотивация, уровень подготовленности, психофизиологические характеристики, состояние, предпочтения по типу диалога и модальности информации);

• Построение модели среды (ресурсное обеспечение, характеристика программно-технических средств, ограничения);

• Реализация адаптации по :

1.Модальности

2.Типу диалога

3.Сложности материала

4.Технологии обучения и самоконтроля

5. др.

Некоторые рекомендации по проектированию механизмов адаптивного обучения разработаны в [3-11].

Качественный анализ перспектив эффективности информационный системы в вузе приведен в табл.1.

Таблица 1. Требования к информационной системе вуза

Требование Резервы эффективности (при выполнении) Риски (при невыполнении)

Интегрирован ность • Высокая окупаемость вложений в информатизацию • Отсутствие дублирования информации • Непротиворечивость данных • Высокое качество управления • Отсутствие единого информационного пространства • Низкое качество аналитического обеспечения управления вузом

Адаптивность • Многовариантность форм обучения • Высокая популярность электронного обучения • Утрата контингента • Низкое качество обучения

• Расширение контингента

_• Высокая рентабельность__

3. Методология системы обеспечения эргономического качества

Автоматизированный университет по сути становится полиэргатической информационной системой с разными типами операторов (управленцы, администраторы, тьюторы, обслуживающией персонал, обучаемые и др.).

Несмотря на огромные достижения на пути кибернетизации вузовского дела налицо и множество новых проблем, например:

• управленцы все чаще не справляются с потоками информации и работают практически в условиях стресса;

• разработчики электронных обучающих модулей и дистанционных курсов понятия не имеют об эргономическом обеспечении обучения, юзабилити и т. п.;

• обучаемые отказываются работать с «неадаптивными» электронными ресурсами;

• и т.п.

Программа обеспечения эргономического качества должна для сложной системы предусматривать комплекс мероприятий для всех этапов жизненного цикла [7].

К сожалению, в отличие от традиционных АСУ [8], для систем университетской автоматизации (что, очевидно, связано с быстрым прорывом и "прогрессом") системный подход к управлению эргономическими резервами не выработан. Часто "количество электронных ресурсов и средств не переходит в качество".

Анализ решаемых задач позволяет выделить два крупных типа проблем инфоматизации в вузе:

• управление вузовской деятельностью (и1);

• управление собственно процессом обучения (и2).

Каждый этап жизненного цикла существования программных и информационных продуктов для обучения и управления вузом ( каждой задачи каждой подсистемы) требует системно-эргономического

• описания,

• оценки,

• выбора средств обеспечения эргономического качества. Очевидно, что ( в зависимости от масштаба вуза) необходимы

отдельные эргономические подразделения или группы в составе служб информатизации, которые профессионально занимались бы проблемами эргономического качества.

Такие службы должны обеспечивать задачи типа и1 и и2. Поскольку это разного рода проблемы, очевидно, что это в идеале должны быть совершенно разные службы.

Примерный круг вопросов и задач, которые должны быть положены

на подразделения.

TaskU1:

• внедрение единой среды вуза на основе системы "распределенных полномочий", исключение самой возможности "Лоскутной автоматизации" [1-2];

• определение рациональных уровней автоматизации по каждой задаче [1];

• рациональное распределение полномочий между исполнителями [1];

• оптимальное конфигурирование среды на рабочих местах операторов с учетом индивидуальных особенностей и функциональных задач;

• эргономическая экспертиза решений (рабочего места, интерфейсов, напряженности деятельности, режимов труда и отдыха и т.п.) [7];

• определение оптимальных технологий для всех режимов функционирования (штатных и нештатных) [1-2];

• другие.

TaskU2:

• разработка эргономических и дизайн требований к электронным учебным модулям [5];

• эргономическая экспертиза электронных учебных модулей [4,5,9,10];

• эргономическая модернизация существующих электронных учебных модулей [5];

• разработка рекомендаций по обеспечению индивидуальных траекторий обучения [2,5,6];

• разработка и обеспечение функционирования средств контроля текущих параметров операторов в системе " Студент-обучающая среда" [11];

• эргономическое проектирование механизмов адаптации обучающей среды к предпочтениям, текущим параметрам и особенностям студента и среды [12,13.14];

• эргономическое обеспечение реализации технологии "интеллектуальных агентов" [15];

• другие.

Большинство вопросов требуют в общем случае научного обоснования и разработки действенных механизмов практической реализации.

Некоторые работы, которые могут быть полезны соответствующим службам, указаны в конце пунктов. Апробация

Методология использовалась в процессе реального реинжиниринга и внедрения системы " Компьютерное управление вузом" [1,2] в более, чем 20-ти вузах Украины и России ( Москва, Белгород, Харьков, Сумы, Винница, Житомир и др.). Выводы

1. Университет является сложной полиэргатической системой.

2. Реальная эффективность автоматизированного управления университетом может быть достигнута путем обеспечения свойств интегрированности, эргономичности, адаптируемости

3. Имеющийся опыт разработки и внедрения системы компьютерного управления вузом позволил :

4. рекомендовать базовую информационную систему для университета [1,2];

5. определить методологию организации системы обеспечения эргономического качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. В структуре университета должна быть создана специальная служба обеспечения эргономического качества

Литература

1. Лавров Е.А., Клименко А.В. Компьютеризация управления вузом. - Сумы: "Довгалля", 2005. -307с.

2. Лавров Е.А., Клименко А.В., Палт М.В., Трубников Ю.В. Система компьютерного управления университетом. - М: Экономический факультет МГУ им. Ломоносова, ТЕИС, 2005. - 32с

3. Картузов А. В. Сервисно-ориентированная модель информатизации управления образованием // Казанский педагогический журнал -2008. -N.7 .-С. 106-112.

4. Lavrov E., Barchenko N. THE SYSTEM FOR PROVIDING OF ERGONOMIC QUALITY OF e-learning // Materials International Scientific Conference "UNITECH 2011" is organized by the Technical University of Gabrovo , 18-19 November 2011, Gabrovo, Bulgaria. - Gabrovo: University Publishing House "V.APRILOV", 2011. - T. 1. - Р.р 436-44

5. Lavrov E., Kupenko O., Lavryk T, Barchenko N. Organizational Approach to the Ergonomic Examination of E-Learning Modules // Informatics in Education. - 2013. - Vol. 12, No. 1. - P. 107124

6. Lubchak V., Kupenko O., Kuzikov B. Approach to Dynamic Assembling of Individualized Learning Paths // Informatics in Education. - 2012. - Vol. 11, No. 2. - P. 213-225

7. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: Справочник /А.Н. Адаменко, А.Т. Ашеров, И.Л. Бердников, П.И.Падерно и др.; Под общ. ред. А.И. Губинского и В.Г. Евграфова. - М.: Машиностроение, 1993. - 528 c.

8. Лавров Е.А., Пасько Н.Б. Анализ предметной области «Эргономическое качество полиэргатических систем обработки инфрормации и управления » // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий, серия Информационно-управляющие системы. - 2/9 (56). 2012 - С. 63-69

9. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Эргономическая оценка веб-сайтов учебного назначения // Електронш засоби та дистанцшш технологи для навчання протягом життя : тези доповщей VIII Мiжнародноi науково-методично! конференций 15-16 листопада 2012 р., м. Суми— Суми : СумДУ, 2012. — С. 41-42

10. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Модель для эргономической экспертизы электронных учебных модулей // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. Сер.Инф. Технологии. Харьков, 2010 - 2/8 (44) - С. 53-57.

11. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Измерение параметров оператора для систем эргономического обеспечения обучаючих сред //Вюник Сумського нацюнального аграрного ушверситету, Серiя «Мехашзащя та автоматизащя виробничих процейв », №2 (23) - Суми, 2011- С. 114117

12. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Проблемы адаптации в человеко-машинных обучающих системах// Вюник Сумського нацюнального ушверситету. Сер. "Мехашзащя та автоматизащя виробничих процейв". - Суми: СНАУ, 2005. - Вип. 11(14). - С. 73-83 .

13. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Поход к практической реализации адаптации в обучающих человеко-машинных системах //Вюник СНАУ, серiя "Мехашзащя та автоматизащя

виробничих процейв" - Суми: СНАУ 2008, Вип. 3(19)-2008. С.159-165.

14. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Подход к выбору типа диалога для адаптивных обучающих систем «человек-компьютер» на основе анализа предпочтений оператора// ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. Сер. Системы управления. -Харьков, 2009 -3/4 (39) - С. 45-49.

15. Лавров Е.А., Барченко Н.Л. Подход к созданию интеллектуального агента для системы эргономического обеспечения электронного обучения //Сучасш шформацшш системи i технологи : матерiали Друго! мiжнародноi науково-практично! конференцп, м. Суми, 21-24 травня 2013 р.- Суми : Сумський державний ушверситет, 2013 - С.93-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.