Научная статья на тему 'Интеграция знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности'

Интеграция знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ / INTEGRATION / KNOWLEDGE / INTEGRATED INDUSTRIAL CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмов Евгений Николаевич

Рассматриваются актуальность, сущность, формы, процесс и условия эффективности интеграции знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge integration within the integrated industrial corporation

This paper shows the urgency, essence, forms, process and conditions of efficiency of knowledge integration within the integrated industrial corporation.

Текст научной работы на тему «Интеграция знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 339.9(045)

Е.Н. Храмов

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассматриваются актуальность, сущность, формы, процесс и условия эффективности интеграции знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности.

Ключевые слова: интеграция, знание, интегрированная корпоративная структура промышленности.

В современных условиях глобальной доступности материальных, финансовых, сырьевых ресурсов, информации и дешевой рабочей силы знание приобретает первостепенное значение в рыночной борьбе. Это утверждение особенно актуально для интегрированных корпоративных структур промышленности, ведь именно эти крупные хозяйственные комплексы обладают достаточным капиталом и влиянием, чтобы осуществлять деятельность по всему миру, концентрировать усилия на масштабных и рисковых инновационных проектах. Промышленные интегрированные корпоративные структуры, которые игнорируют значение знаний, в условиях сильной глобальной конкуренции и борьбы за потребителя постепенно теряют свои позиции. Поэтому все большее число компаний уделяют особое внимание своим ключевым компетенциям, имеющим потребительскую ценность. Персонал, обладающий важными знаниями и умениями, рождающий новые идеи, приобретает первостепенное значение для бизнеса [1].

Современная интегрированная корпоративная структура промышленности вынуждена не только определять необходимые для развития знания, она должна системно управлять ими. Это особенно непросто, принимая во внимание все увеличивающийся внешний поток информации, проникающий в организацию. Кроме того, промышленная интегрированная корпоративная структура в силу своих размеров и нередко географической разобщенности должна интегрировать знания (знания и навыки конкретных людей, ноу-хау, нормы и системы ценностей, методологии, базы данных и др. [2]), входящих в нее хозяйствующих субъектов.

Под интеграцией мы понимаем состояние связанности и процесс, ведущий к связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в единое целое. Таким образом, интеграция - это и динамический процесс, и статический результат одновременно [3].

Важно отметить, что интеграция знаний - принципиальная задача, требующая больших усилий и финансовых средств, но способная дать большую отдачу и сохранить конкурентоспособность организации. Так, компания BP внедрила систему управления знаниями, объединила во многом схожие знания, находящиеся в удаленных подразделениях, с помощью организации видеоконференций, содействия электронному обмену документов. В результате сократилось количество вертолетных рейсов на морские платформы, улучшилась координация работ, затраты корпорации уменьшились. Прибыль от внедрения виртуального коллективного пространства в течение первого года составила 30 млн. долл. [4; 5].

Эффективная интеграция знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности должна соответствовать определенным условиям:

1) компании, объединяющие знания, должны осознавать, разделять и поддерживать корпоративные цели и ценности. Этого можно добиться за счет грамотной кадровой политики, соответствующей организационной структуры, материального и нематериального стимулирования.

Так, исследование компании Bain после анализа 125 сделок слияний и поглощений размером более 1 млрд. американских долларов, заключенных в 1996-2000 гг. в США, показало, что в тех компаниях, где менеджмент предпринимал активные действия в области культурной интеграции, финансовые показатели были выше. Это исследование касается лишь сделок слияний и поглощений, то есть интеграции внешних знаний. В то же время цифры говорят сами за себя. В случае культурной интеграции курс акций компаний с активным подходом через 12 месяцев после объявления о сделке на 5,1% превышал показатель отрасли, в то время как курс акций компаний, не занимавшихся культурными аспектами, был меньше среднего показателя на 2,4% [6];

2) знания хозяйствующих субъектов должны быть комплементарными, должны дополнять друг друга;

3) знание одного хозяйствующего субъекта должно быть недефицитным и ценным для другого хозяйствующего субъекта, должно усиливать его ключевую компетенцию.

Интеграция знаний - это понятие, имеющее множество форм. Приведем главные из них. По структуре связей формы интеграции знаний делятся:

а) на вертикальные;

б) на горизонтальные.

Вертикальная интеграция знаний - объединение знаний хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках единого технологического процесса. Здесь объединяются знания организаций, представляющих разные отрасли, производящих технологически разную, разнородную продукцию.

Г оризонтальная интеграция знаний - объединение знаний хозяйствующих субъектов, функционирующих на одном этапе производственной или торговой цепочки в одной отрасли, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии [7; 8].

Особенности вертикальной и горизонтальной интеграции знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности будут освещены ниже при описании процесса интеграции знаний.

По типу экономических систем формы интеграции знаний делятся:

а) на обмен;

б) на редистрибуцию.

В рамках формы интеграции «обмен» мотивом движения знаний в экономике является получение прибыли. В этом случае фигурируют рыночные методы управления знаниями. Форма обмена базируется на рыночных институтах: частная собственность, наемный труд, конкуренция, обмен (купля-продажа) и прибыль.

Редистрибутивная форма интеграции основана на административной аккумуляции, собирании, вторичном распределении и раздаче знаний центром в экономике. В этом случае фигурируют административные методы управления знаниями. Форма обмена базируется на нерыночных институтах: общая собственность, служебный труд, координация, редистрибуция (аккумуляция - согласование -распределение), пропорциональность [9].

В повседневной жизни и на национальном уровне, и на уровне фирмы имеет место и та, и другая форма.

Сущность интеграции как процесса хорошо раскрывается в работе Е.Ф. Герштейна. По его мнению, данное понятие включает в себя следующие этапы:

1) установление связей между ранее разрозненными элементами системы;

2) углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям;

3) увеличение количества связей и установление новых;

4) появление новых интегративных (целостных) свойств в системе, согласование связей, изменение структуры системы [10].

Более подробное схематичное описание процесса интеграции хозяйствующих субъектов дано в работе А.А. Попова [11] (см. рис.).

На начальном этапе интеграции между хозяйствующими субъектами интегрированной корпоративной структуры промышленности возникает связь. Это первый контакт между сотрудниками, первая передача знаний по какому-либо вопросу. Важно отметить, что на данном этапе передача знаний односторонняя и несистемная. Сотрудник одного хозяйствующего субъекта делится лишь частью знания (например, о технологическом процессе, наличии базы данных, программного обеспечения, полезного опыта в какой-либо сфере и т. д.), заинтересовывает другую сторону в развитии делового контакта.

Установление первого контакта при горизонтальной и вертикальной интеграции организаций в корпорации имеет свои особенности. В вертикально интегрированной корпоративной структуре промышленности взаимоотношения между хозяйствующими субъектами, обмен знаниями между ними более жестко регламентированы и подчас безальтернативны. Это обусловлено общим технологическим процессом. Горизонтально интегрированные корпоративные структуры более технологически автономны. Вследствие этого конкуренция за ресурсы корпорации, нежелание делиться знаниями у них - весьма распространенное явление. Поэтому в данном случае головной офис должен приложить больше усилий для установления первого контакта между хозяйствующими субъектами, чем при вертикальной интеграции, особенно если они географически разобщены, должен дополнительно стимулировать процесс рыночными и административными методами. К рыночным действиям относится, например, введение материального поощрения за передачу явных и неявных знаний - плата за количество посещений странички сотрудника в интранете, плата за наставничество и др. К административным - введение нормативов по передаче знаний, введение штрафов за отказ делиться знаниями и

Интеграция знаний в интегрированной корпоративной структуре. ЭКОНОМИКА И ПРАВО

др. Кроме того, установление деловых связей в промышленной корпорации достигается с помощью организации совещаний, конференций, стажировок, корпоративного обучения и др. Безусловно, все это - достаточно дорогие, но стратегически важные для компании мероприятия, дающие возможность сотрудникам узнать что-то новое, поделиться идеями.

Возникновение связи между отдельными обособленными хозяйствующими субъектами

Возникновение взаимосвязи между отдельными обособленными хозяйствующими субъектами на основе развития связей

Возникновение взаимодействия между отдельными обособленными хозяйствующими субъектами на основе развития причин- | но-следственных связей и связей синхронизации

Возникновение в заимопроникнов ения на основе развития взаимодействия

нет

Объединенное действие между 1 хозяйствующими субъектами, возникновение положительного си- | нергетического эффекта I Противодействие между хозяйст- ■ вующими субъектами, появление В отрицательного синергетического

Развитие интеграции, появление интегрированной целостности (органический синтез), качественно и количественно не сводимой к сумме своих составляющих

Торможение интеграции с конкретным хозяйствующим субъектом (флуктуация) или полное разрушение, распад интегрированной структуры (бифуркация)

Рис. Схема функционирования интеграции хозяйствующих субъектов как экономического процесса

На втором этапе интеграции между хозяйствующими субъектами интегрированной корпоративной структуры промышленности возникает взаимосвязь. В данном случае передача знаний уже многосторонняя, но по-прежнему несистематическая. Контакты между сотрудниками хозяйствующих субъектов случайные. В то же время они кооперируются друг с другом.

Задачи менеджеров как головного офиса, так и структурных подразделений промышленной интегрированной корпоративной структуры на данном этапе заключаются в том, чтобы выслушивать и поддерживать инициативы сотрудников (в том числе материально) в области развития связей, обмена знаниями между организациями. В то же время развивать взаимосвязи можно и директивно. На втором этапе интеграции процесс увеличения контактов также легче протекает в вертикально интегрированных, нежели в горизонтально интегрированных структурах промышленности.

В случае, если хозяйствующие субъекты интегрированной корпоративной структуры промышленности преодолели второй этап интеграции, они начинают взаимодействовать. Организации коор-

динируют свои усилия системно. Количество обмениваемых знаний резко увеличивается, они качественно меняются, развиваются. Связи между хозяйствующими субъектами углубляются, усиливаются.

На основе взаимодействия возникает взаимопроникновение. На этом этапе интеграции между хозяйствующими субъектами интегрированной корпоративной структуры промышленности возникают новые связи. Хозяйствующие субъекты влияют друг на друга, обладают друг перед другом авторитетом, оказывают властные воздействия. При успешном взаимопроникновении качественно изменившиеся знания сотрудников интегрирующихся хозяйствующих субъектов рождают новое знание, которое не могло бы появиться без их интеграции. Возникает положительный синергетический эффект. В противном случае синергетический эффект отрицателен. Взаимные действия хозяйствующих субъектов интегрированной корпоративной структуры промышленности начинают приносить им больше вреда, чем пользы. Передача знаний между сотрудниками прекращается. Более того, при неудаче обмен знаниями по определенным направлениям может не возобновляться долгое время. Неудача может повлиять на политику всей интегрированной корпоративной структуры или ее подразделения в области интеграции знаний.

Но, безусловно, оптимальный результат интеграции знаний в интегрированной корпоративной структуре промышленности - это появление интегрированной целостности между хозяйствующими субъектами, интегрированного знания, качественно и количественно не сводимого к сумме его составляющих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Идрисов А. Стратегия роста в новых условиях. URL: http://kmsoft.ru/LD/C014/102/1175740475.html

2. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию / пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002. 504 с.

3. Зайнуллина М.Р. Сущность и роль горизонтальной интеграции в рыночной экономике // Вестн. ТИСБИ. 2005. № 4.

4. Davenport T. Knowledge Management at Hewlett-Packard. URL: http://www.bus.utexas.edu/kman/pubs.htm

5. Мясоедова Т.Г., Шевченко Р.О. Управление знаниями как функция деятельности организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №5.

6. Хардинг Д., Роувит С. Искусство слияний и поглощений: Четыре ключевых решения, от которых зависит успех сделки. Минск: Гревцов Паблишер, 2007.

7. Косачев В.И. Теоретические аспекты интеграции организаций // Вестн. ТИСБИ. 2006. № 2.

8. Юркова Т.И. Экономика цветной металлургии: тексты лекций. URL: http://yurkovs.narod.ru/Ec_otr/ch63.htm

9. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001.

10. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития: дис. ... д-ра экон. наук. Минск, 1993. С. 259.

11. Попов А. А.Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике: дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2004.

Поступила в редакцию 03.09.10

E.N. Khramov

Knowledge integration within the integrated industrial corporation

This paper shows the urgency, essence, forms, process and conditions of efficiency of knowledge integration within the integrated industrial corporation.

Keywords: integration, knowledge, integrated industrial corporation.

Храмов Евгений Николаевич, аспирант

Институт экономики и управления ГОУВПО «УдГУ»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Email: evgenykhramov86@gmail.com

Khramov Ye.N., postgraduate student

Institute of Economics and Management, Udmurt State University 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 Email: evgenykhramov86@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.