Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК УЧАСТНИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ИНТЕГРАЦИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК УЧАСТНИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / КЛАСТЕР / КОНСОРЦИУМ / ЭКОСИСТЕМА / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

Актуальность статьи заключается в необходимости совершенствования культуры взаимодействия в инновационной сфере между институтами: власть, наука, образование, бизнес, общество в аспекте регионализации высшего образования. Описано, как в пространстве университета одновременно могут развиваться различные коллаборативные модели, оказывающие влияние на формирование современной научно-образовательной архитектуры университета и укрепляющие его позиции в социально-экономической жизни региона. На примере опыта Сургутского государственного университета проанализирована его роль в интеграционных формах сотрудничества, позволяющих укреплять его функцию региональной площадки, регионального центра в различных направлениях деятельности. Представленный в статье материал служит для конкретизации понятий, составляющих научный контент в области организационных структур и форм кооперации в сфере образования. Новизна статьи определяется описанием формирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре региональной интеллектуальной экосистемы. Статья предназначена для руководителей образовательных учреждений, руководителей региональных органов власти, преподавателей, а также всех, кто занимается вопросами инновационной архитектуры университетов и их трансформации в точки роста регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY BEING A PARTICIPANT OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The relevance of the article lies in the need of improvement of the culture of innovation sector interaction among such institutions as government, science, education, business and society in the context of regionalization of higher education. The article describes how various collaborative models can de-velop simultaneously at the university, influencing formation of the modern scientific and educational architecture of the university and strengthening its position in the social and economic life of the region. Using theexample of Surgut State University, its role in the integration forms of cooperation allowing to strengthen its function as a regional platform and a regional center in different areas of activity was analyzed. The material presented in the article was used for clarification of concepts that constitute the scientific content in the field of organizational structures and forms of cooperation in education. The novelty of the article is determined by description of formation of the regional intellectual ecosystem in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. The article is intended for directors of educational institutions, heads of regional authorities, teachers and those involved in solving issues of the innovative architecture of universities, their transformation into growing points of regions.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК УЧАСТНИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378

doi : 10.34822/2312-377X-2022-1-6-15

ИНТЕГРАЦИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК УЧАСТНИКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Сергей Михайлович Косенок

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия smkosenok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2262-9323

Аннотация. Актуальность статьи заключается в необходимости совершенствования культуры взаимодействия в инновационной сфере между институтами: власть, наука, образование, бизнес, общество в аспекте регионализации высшего образования. Описано, как в пространстве университета одновременно могут развиваться различные коллаборативные модели, оказывающие влияние на формирование современной научно-образовательной архитектуры университета и укрепляющие его позиции в социально-экономической жизни региона. На примере опыта Сургутского государственного университета проанализирована его роль в интеграционных формах сотрудничества, позволяющих укреплять его функцию региональной площадки, регионального центра в различных направлениях деятельности. Представленный в статье материал служит для конкретизации понятий, составляющих научный контент в области организационных структур и форм кооперации в сфере образования. Новизна статьи определяется описанием формирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре региональной интеллектуальной экосистемы. Статья предназначена для руководителей образовательных учреждений, руководителей региональных органов власти, преподавателей, а также всех, кто занимается вопросами инновационной архитектуры университетов и их трансформации в точки роста регионов.

Ключевые слова: регионализация, кластер, консорциум, экосистема, экосистемный подход, региональная экосистема, стратегический проект, образование, наука

Для цитирования: Косенок С. М. Интеграция в научно-образовательном пространстве университета как участника инновационного развития региона // Северный регион: наука, образование, культура. 2022. № 1 (49). С. 6-15. DOI 10.34822/2312-377X-2022-1-6-15.

Original article

INTEGRATION IN THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY BEING A PARTICIPANT OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Sergey M. Kosenok

Surgut State University, Surgut, Russia

smkosenok@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2262-9323

Abstract. The relevance of the article lies in the need of improvement of the culture of innovation sector interaction among such institutions as government, science, education, business and society in the context of regionalization of higher education. The article describes how various collaborative models can develop simultaneously at the university, influencing formation of the modern scientific and educational architecture of the university and strengthening its position in the social and economic life of the region. Using the

example of Surgut State University, its role in the integration forms of cooperation allowing to strengthen its function as a regional platform and a regional center in different areas of activity was analyzed. The material presented in the article was used for clarification of concepts that constitute the scientific content in the field of organizational structures and forms of cooperation in education. The novelty of the article is determined by description of formation of the regional intellectual ecosystem in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. The article is intended for directors of educational institutions, heads of regional authorities, teachers and those involved in solving issues of the innovative architecture of universities, their transformation into growing points of regions.

Keywords: regionalization, cluster, consortium, ecosystem, ecosystem approach, regional ecosystem, strategic project, education, science

For citation: Kosenok S. M. Integration in the Scientific and Educational Environment of the University Being a Participant of the Innovative Development of the Region // Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2022. No. 1 (49). P. 6-15. DOI 10.34822/2312-377X-2022-1-6-15.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы развития регионов как одного из ключевых направлений внутренней политики России постоянно находятся в фокусе внимания исследователей: «Регионализация, -отмечают М. М. Шабанова, Р. Р. Алиева, -является одним из приоритетных направлений реформирования современного российского общества и государства, в процессе реализации которого объединяются две тенденции - укрепление единства и целостности России и повышение уровня самостоятельности и комплексности развития регионов в различных сферах экономической и социальной жизни, в том числе в образовании» [1, с. 68].

В декабре 2021 года на совместном заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию В. В. Путин сделал акцент на «дальнейшие шаги по наращиванию инновационного потенциала российских регионов как ключевого условия благополучия, высокого качества жизни людей на всей территории нашей большой страны» [2].

Интерес к теме регионализации не ослабевает, о чем, в частности, свидетельствует работа коммуникативных площадок научных конференций: IV Международная научно-практическая конференция «Балтийский регион - регион сотрудничества. Регионы в условиях глобальных изменений» (2020 г.); Международная научно-практическая конференция РАНХиГС «Региональное развитие до и после пандемии» (2021 г.) и др. Эксперты и ведущие ученые обсуждают приорите-

ты пространственного преобразования России, специфику происходящих изменений в развитии российских регионов.

Одним из стратегических субъектов России, развивающихся по инновационному сценарию, является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. В настоящее время на стадии общественного обсуждения находится проект стратегии его социально-экономического развития до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года. Актуализация предыдущего текста Стратегии-2030 обусловлена необходимостью ее адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям, происходящим в стране и в автономном округе, принятием документов стратегического планирования на федеральном уровне. Приоритетом нового регионального документа, отметила на совещании правительства округа Н. В. Комарова, губернатор Югры, стала человекоориентированность: «Ключевой приоритет стратегии - человеко-ориентированность, обеспечение высокого качества человеческого капитала как основы устойчивой, глобально конкурентоспособной, социально ориентированной экономики» [3].

Успешное развитие регионов все теснее связывают с эффективным развитием системы образования, в том числе высшего. Анализ направлений регионализации высшей школы представлен во многих исследованиях. Среди основных векторов следует назвать подготовку специалистов и содействие их трудоустройству, проведение анализа потребностей предприятий и организа-

ций региона в кадрах; проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям автономного округа; формирование, развитие и осуществление трансфера технологий от университета к экономике, участие университетов в его общественной жизни, то есть выполнение «третьей миссии» [4; 5; 6].

Одна из ключевых задач Министерства науки и высшего образования РФ, как подчеркивает В. Н. Фальков, «укрепление науки и высшей школы в российских регионах и создание условий, направленных на получение студентами качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства» [7]. Министр определил вектор развития системы высшего образования: «Важно консолидировать ресурсный потенциал университетов, научных организаций и бизнеса, нацелив его на развитие региональных экономик» [7].

Вызовы современного мира, глобализация науки и образования, постановка масштабных исследовательских задач, для решения которых необходима высокотехнологичная инфраструктура, побуждает как государства,

предприятия, так и отдельных исследователей находить формы кооперации и выстраивать партнерские отношения. В связи с этим требуется: выявить проблемы и предпосылки эффективной деятельности организаций высшего образования в составе интеграционных структур, продолжить анализ и уточнение их институциональных особенностей, а также определить возможность распространения положительного опыта на другие направления деятельности университета и разрабатываемые проекты.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Сургутский государственный университет (далее - СурГУ) поддерживает инновационный сценарий социально-экономического развития региона. Надо отметить, что «вовлечение российских университетов в региональные экономические системы представляет собой актуальное государственное проектное действие» [8, с. 32].

СурГУ как крупнейший региональный вуз включен в югорскую образовательную и научную инфраструктуру, модель которой отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Образовательная и научная инфраструктура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(источник: материалы заседания Совета по вопросам высшего образования и науки при губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2021 года)

Безусловно, для достижения общей цели, определяемой в стратегии социально-экономического развития Югры, все названные организации должны взаимодействовать между собой.

В связи с этим можно выдвинуть гипотезу, что наиболее эффективная форма такого взаимодействия может сложиться на основе экосистемного подхода. В данном случае

речь идет о формировании региональных интеллектуальных экосистем [9].

На необходимость развивать культуру взаимодействия и кооперации указывают и федеральные стратегические документы. Так, в 2021 году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации подготовило программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая требует трансформации российских организаций высшего образования с целью существенного влияния на развитие территорий, формирование привлекательности российских регионов для жизни и работы, а также на мировое лидерство в области научных исследований. Особенностью программы стало включение новых показателей, среди которых - вклад университета в социально-экономическое развитие региона: «Важно консолидировать ресурсный потенциал университетов и научных организаций, нацелив их на развитие региональных экономик. Нужны такие решения, которые дают участникам создаваемых партнерств синер-гетический эффект» [7].

Вызовы, стоящие перед университетами, определили необходимость трансформации политики СурГУ: образовательной, научно-исследовательской, молодежной, кампусной, финансовой, кадровой, политики в области цифровой трансформации. Разработка новой программы университета, в которой основополагающими векторами развития СурГУ определены такие национальные цели, как «сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, цифровая трансформация» (из перечня национальных целей, определенных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»), учтена и стратегия социально-экономического развития региона, в которой прописан инновационный сценарий, нацеленный на значительное увеличение коэффициента извлечения нефти, диверсификацию экономики и повышение качества жизни людей. Программа СурГУ была представлена на конкурсе программы стратегиче-

ского академического лидерства «Приори-тет-2030», при ее разработке потребовался не только анализ всех ресурсов, но возникла необходимость укрепить конструктивное взаимодействие с правительством Югры, предприятиями региона, местными сообществами, зарубежными и российскими вузами, научными центрами, ведущими исследования на мировом уровне. По итогам конкурса СурГУ как университет регионального подчинения в 2021 году вошел в состав вузов, которые получили статус кандидата на участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Результат конкурса доказал эффективность реализации стратегии развития университета, разработанной коллективом. Существенным является то, что все организации высшего образования автономного округа, ряд научных организаций и департамент образования и молодежной политики Югры подписали соглашение о сотрудничестве в направлениях, обозначенных в программе. Достижение целевой модели СурГУ, внедрение стратегических проектов, представленных в программе, обусловило подбор механизмов их реализации, основанных на сотрудничестве.

Общепризнано, что цель и задачи, которые определяют для себя университеты, достижимы в условиях эффективного взаимодействия. При этом выстраиваются самые разнообразные его формы, или коллабора-тивные модели: кластер, ассоциация, холдинг, комплекс и другие виды объединений, характеризующиеся различными временными, интеграционными или структурными особенностями. В литературе обсуждаются вопросы классификации интеграционных моделей, выстроенной с учетом различных критериев [10].

В СурГУ, в частности, имеется опыт функционирования таких объединений, как кластер, консорциум, сформированы образовательные экосистемы.

В статье, кроме теоретических методов, позволяющих уточнить понятия различных интеграционных структур, используется институциональный и сравнительный анализ организационных форм кооперации, форми-

рующихся в университетском пространстве. На основе результатов деятельности объединений образовательных организаций, научных центров, структур власти, предприятий и организаций моделируется траектория для реализации масштабных проектов, разработанных в связи с вхождением в федеральную программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». А также обосновывается направление дальнейшего пути укрепления СурГУ как крупного регионального университета, включенного в социально-экономическую повестку своего региона, на базе коллаборативных отношений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показал многолетний опыт СурГУ, в аспекте кластерной политики успешно решаются вопросы, связанные, в частности, с внедрением принципов непрерывного образования, при этом позиция университета в кластере характеризуется как ключевая. Так, кластер, сформированный в Медицинском институте СурГУ, характеризуется типичными для такого объединения чертами: объединение носит постоянный характер, в отличие от консорциумов. Он сформирован на основе географической близости его участников. Деятельность образовательно-научного кластера в Медицинском институте СурГУ позволила выстроить не только университетскую, но, что особенно важно, - региональную систему непрерывного медицинского образования.

В кластер, кроме Медицинского института и Медицинского колледжа, вошли: городской и окружной департаменты образования, департамент здравоохранения Югры, медицинские центры, благотворительные, а также такие организации, как Сургутский окружной кардиологический диспансер, Сургутская окружная клиническая больница. Региональный характер системы непрерывного медицинского образования значительно усилил Симуляционно-тренинговый аккредита-ционный центр, открытый в 2013 г. в СурГУ, в его задачи входит в том числе «обеспечение отработки профессиональных навыков и отдельных манипуляций в процессе подго-

товки студентов, клинических ординаторов, сотрудников медицинских организаций автономного округа и повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также развитие профессиональной компетентности специалистов системы здравоохранения» [11].

Считаем, что благодаря кластерной структуре сложилась эффективная региональная система непрерывного медицинского образования. Ежегодно подготовку в Симуляци-онно-тренинговом аккредитационном центре проходят около 900 студентов, не менее 200 ординаторов и 150 практикующих врачей региона. В 2021 году в Центре прошли аккредитацию более 700 врачей и работников первичного медицинского звена. К настоящему времени более 30 % специалистов здравоохранения региона являются выпускниками университета.

Большое внимание уделено необходимости развивать в университетах консорциумы, которые рассматриваются как коллективные участники инновационной деятельности. Отметим, что на их создание как объединений университетов, научных организаций и реального сектора экономики для достижения общих целей нацелены государственные программы развития науки и образования, научно-образовательные центры, которые сформированы в стране, и программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Следует обратить внимание на наличие в литературе множества подходов к определению сути консорциума как особой организационной структуры [12].

В данной статье под консорциумом понимается интеграционная форма сотрудничества организаций высшего образования, производственных фирм, предприятий, научных центров с целью проведения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, внедрения крупных проектов. Это временное объединение заинтересованных в достижении общей цели сторон на основе соглашения о сотрудничестве. В СурГУ для реализации стратегических проектов «Цифра нефти» и «Югра-

Ген», представленных в программе развития СурГУ до 2030 года в связи с участием в конкурсе стратегического академического лидерства, сформировано два консорциума.

Один - «Технологии разведки и добычи нефти трудноизвлекаемых запасов и нетрадиционных коллекторов Западной Сибири» (соглашение подписано на XII Международном ГГ-форуме с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске 16 июня 2021 года). Цель участников коллаборации - проведение совместных научных исследований и разработка продуктов в области цифровой трансформации нефтегазовой индустрии, конкурентоспособных на мировых рынках; совместное использование ресурсной базы и инфраструктуры как необходимое условие для реализации уникальных научно-исследовательских и технологических проектов. СурГУ, как инициатор подписания соглашения о создании консорциума, выступает и в роли координатора всех сторон - его участников.

Другой консорциум - в сфере медицины -«Югра-Ген» (соглашение о его формировании подписано 2 декабря 2021 года на I Международном форуме геномных и биомедицинских технологий «От рождения до активного долголетия»). Цель объединения -разработать и внедрить методы молекуляр-но-генетической диагностики, персонифицированных подходов к лечению и профилактике кардиологических, онкологических и нейродегенеративных заболеваний на основе сетевой интеграции с ведущими российскими и зарубежными партнерами.

Состав консорциумов, созданных в СурГУ, носит открытый характер, то есть количество участников может меняться. Характерной особенностью консорциумов стало подписание консорциальных соглашений, в которых получила закрепление согласованность целей участников. Консорциумы, объединившие ведущие российские и зарубежные организации высшего образования, научные центры России и предприятия страны, не привязаны к конкретной территории, их участники через внедрение проектов стремятся повысить качество научно-исследовательской работы, оп-

тимизировать использование ресурсов, что является отличительной характеристикой данной модели коллаборативного объединения. Все стороны, что характерно для такой формы коллаборации, сохраняют свою самостоятельность: юридическую, экономическую, хозяйственную. Решения по реализации положений соглашения принимаются наблюдательным советом, в который входят представители всех сторон консорциума. При этом вхождение в данный консорциум не является ограничением для участия в других консорциумах.

Необходимо назвать и третий консорциум, его цель - всестороннее сотрудничество, объединение ресурсов, координация возможностей научных и образовательных организаций региона при реализации программы стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030» (соглашение подписано 24 марта 2021 года на IV Международном молодежном научно-практическом форуме «Нефтяная столица»). В данном консорциуме участники объединены не только общей целью, но и территориально. Координация действий консорциума осуществляется в том числе на заседаниях Совета ректоров вузов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Надо отметить, что применительно к сфере образования достаточно распространенным стало понятие «экосистема». Как известно, термин «экосистема» первоначально утвердился в биологии и экологии, а затем проник и в другие области научного знания, в частности, в социальные и гуманитарные науки. Широкое применение получили, например, понятия: бизнес-экосистемы, финансовые, предпринимательские, образовательные, медицинские и другие экосистемы. Экосистем-ный подход стал предметом активного исследования и обсуждения. Так, анализу экоси-стемного подхода в образовании, концепта экосистемности, основанного на мировом опыте, посвящена одна из секций IV Международной научно-практической конференции «Непрерывное образование в контексте Будущего» (г. Москва, Россия, 21-22 апреля 2021 года). Результаты исследований представляют значимость для конкретизации по-

нятий, дополняют существующий научный контент в области организационных структур и форм кооперации в сфере образования. Существенным в определении понятия «экосистема» можно считать уточнение Т. М. Ковалевой: «В экосистемном контексте нет понятия иерархии и главных системообразующих элементов, но при взаимодействии различных элементов в самой системе вырабатывается новая качественная характеристика. Элементы системы, с одной стороны, находятся под влиянием внешней среды, но, с другой стороны, новая качественная характеристика системы, появившаяся как результат взаимодействия разных элементов, начинает сама влиять на окружающую среду и изменять ее» [13, с. 27].

Отличительной характеристикой экосистемы является то, что она формируется с целью как можно более полного удовлетворения потребностей пользователя. При этом экосистема может сосредоточиваться вокруг одной сферы жизни потребителей или обеспечивать несколько сфер.

Среди структур СурГУ, зарекомендовавших себя как эффективные образовательные экосистемы, следует назвать Региональный ресурсный центр повышения финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского

Следует отметить, что услугами РРЦФГ в настоящее время имеют возможность пользоваться представители всех 22 муниципальных образований автономного округа, значительно возросло и количество программ дополнительного образования. Если в 2019 г. было реализовано три, то в 2021 г. - 7 про-

автономного округа - Югры (далее -РРЦФГ), Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ханты-Мансийского округа - Югры (далее - РМЦ) и, конечно, МИП «Центр развития талантов ребенка». Все они ориентированы на повышение благополучия населения автономного округа. Ресурсные центры созданы по решению правительства округа, вокруг них сформирован круг партнеров, совместная деятельность которых направлена на достижение цели каждого из центров. Инициатива создания Центра развития талантов ребенка принадлежит СурГУ. Все участники данной экосистемы - образовательные организации, организации культуры и спорта, СМИ -включены в деятельность по выявлению и развитию талантов детей от 1, 5 до 18 лет. Успех деятельности центра определяется активным участием в общем деле родителей воспитанников.

О высоких результатах можно судить по ряду показателей, значимых для каждой из структур (табл. 1). Так, одна из приоритетных функций РРЦФГ - укрепить кадровый потенциал учителей, методистов, тьюторов образовательных организаций в области финансовой грамотности.

грамм. Для обеспечения информационной и коммуникационной политики, обмена опытом сформировано Методическое объединение педагогов Югры.

Востребованы и дополнительные обще-развивающие программы в РМЦ, наблюдается рост количества обучающихся (табл. 2, 3).

Таблица 1

Количество слушателей, прошедших КПК в области финансовой грамотности

Год План Факт

2019 425 425

2020 400 510

2021 550 1025

Примечание: таблица составлена автором на основе материалов самообследования деятельности Сургутского государственного университета за 2021 г.

Примечание: таблица составлена автором на основе отчета о результатах самообследования деятельности Сургутского государственного университета за 2021 г.

Таблица 2

Количество дополнительных общеразвивающих программ и обучающихся

Год Количество программ Количество обучающихся

2019 22 849

2020 39 923

2021 47 1602

Таблица 3

Количество воспитанников в Центре развития талантов носит стабильный характер

Год Количество воспитанников

2019 410

2020 417

2021 414

Примечание: таблица составлена на основе результатов самообследования деятельности ООО МИП «Центр развития талантов ребенка» за 2021 г. URL: http://www.talentcenter.ru/files/ docs/rezultaty-samoobsledovaniya-2021 .pdf.

Для населения региона созданы условия для удовлетворения образовательных потребностей как личного, так и профессионального характера: подготовлен богатый набор различных благ, среди которых консультации, семинары, конкурсы, олимпиады, форумы, марафоны, игры и др. Для педагогов, повышающих в центрах свою квалификацию, подготовлено качественное учебно-методическое обеспечение.

Как показывает анализ результатов деятельности региональных ресурсных центров, именно в условиях коллаборативных моделей максимально раскрывается потенциал университетов для обеспечения регионального развития. Велика в данном случае роль синергетического эффекта.

Об экосистемном подходе при осуществлении трансформации научной деятельности и системы образования в соответствии с обновляемой стратегией социально-экономического сотрудничества можно говорить, анализируя данные процессы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Наряду с актуализацией стратегии социально-экономического развития округа с целевыми ориентирами до 2050 года, учитывающими принцип человекоориентирован-ности, разрабатывается региональная государственная программа «Научно-технологическое развитие Югры», которая, как отметил В. С. Кольцов, заместитель губернатора

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, предполагает: синхронизацию показателей новой региональной государственной программы «Научно-технологическое развитие Югры» с государственной программой «Научно-технологическое развитие РФ», национальным проектом «Наука и университеты»; финансовую и организационную поддержку мероприятий национальных проектов «Наука и университеты», «Образование», реализуемых вузами и научными организациями Югры; обновление инфраструктуры научной, учебной, научно-технической и инновационной деятельности вузов по приоритетным направлениям; мероприятия по созданию студенческих кампусов в Сургуте; создание механизмов привлечения и закрепления высококвалифицированных специалистов в автономном округе (из материалов заседания Совета по вопросам высшего образования и науки при губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2021 года). Большая работа предстоит в направлении установления партнерства университетов и бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В университете, как показывает опыт, могут формироваться и успешно функционировать различные коллаборативные модели, что обеспечивает ему устойчивое развитие и укрепляет инновационный потенциал, необ-

ходимый для решения стратегических задач социально-экономической повестки региона.

Акцент сделан на том, что кластер, в частности, позволяет эффективно реализовывать принципы непрерывного образования, при этом университет играет в нем роль «ядра», то есть вокруг него сконцентрированы все заинтересованные стороны, цель которых -обеспечение региона высококвалифицированными кадрами. Важным условием при этом является взаимодействие структур власти, образовательных организаций, предприятий региона.

Институциональной особенностью консорциумов как организационных форм кол-лабораций, сформированных в СурГУ, положен принцип уникальности компетенций, которыми обладают его участники, объединяющиеся на принципах партнерства. Состав консорциумов определен по результатам выявления дефицитов имеющихся в университете компетенций и инфраструктуры, которые могут быть восполнены членами консорциума. Такой подход позволяет эффективно решать задачи, направленные на достижение национальных и региональных целей развития страны и автономного округа. Консорциумы стали основным механизмом реализации стратегических проектов.

Список источников

1. Шабанова М. М., Алиева Р. Р. Регионализация образования как важный фактор сбалансированного социально-экономического развития региона // Гуманизация образования. 2010. №1. С. 68-73.

2. Путин В. В. Совместное заседание Государственного Совета и Совета по науке и образованию. URL: http://science.gov.ru/events/news/2463/ (дата обращения 28.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Человекоориентированность - ключевой приоритет стратегии развития Югры до 2050 года. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/6511900/ (дата обращения 01.02.2022).

4. Лешуков О. В. Модель федерально-региональных отношений в управлении высшим образованием в РФ // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 201-212.

5. Лавров А. А., Степанова Н. Р. Регионализация образования как направление реализации социальной ответственности учебных заведений // Фундаментал. исслед. 2012. № 9-3. С. 613-618.

6. Маханькова Н. А. Барьеры трансфера технологий и пути их преодоления в современной России //

Преимуществом образовательных экосистем региональных ресурсных центров, сформированных на базе университета, стало удовлетворение потребностей участников образовательного процесса.

Для реализации стратегических проектов «Молодежное предпринимательство», «Та-ланты-2030», «Кадры для цифровой экономики», которые разработаны в программе развития СурГУ, в настоящее время формируется пул партнеров. Можно предположить, что для внедрения проектов эффективным станет именно экосистемный подход.

Интеллектуальная региональная экосистема региона формируется на основе интеграции и сотрудничества университетов, научных институтов, бизнес-компаний и органов власти с целью инновационного развития региона и повышения качества жизни населения. В этом направлении предстоит установить тесную связь между интересами компаний и деятельностью университетов, результаты их научных исследований должны отвечать запросам компаний. СурГУ в этом направлении проводит работу как при реализации стратегических проектов при помощи возможностей консорциумов, так и при развитии в университете инжиниринговых услуг.

References

1. Shabanova М. М., Alieva R. R. Regionalization of education as an important factor of well-balanced social and economic development of the region // Gumanizatsiia obrazovaniia. 2010. No. 1. P. 68-73. (In Russian).

2. Putin V. V. Sovmestnoe zasedanie Gosudarstven-nogo Soveta i Soveta po nauke i obrazovaniiu. URL: http://science.gov.ru/events/news/2463/ (accessed: 28.02.2022). (In Russian).

3. Chelovekoorientirovannost - kliuchevoi prioritet strategii razvitiia Iugry do 2050 goda. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/6511900/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

4. Leshukov О. V. Model of federal-regional relations in governance of higher education in the Russian Federation // Economy of regions. 2020. Vol. 16, Is. 1. P. 201-212. (In Russian).

5. Lavrov А. А., Stepanova N. R. Education regionali-zation as realization direction for social responsibility of educational institutions // Fundamental. issled. 2012. No. 9-3. P. 613-618. (In Russian).

Науч. исслед. эконом. фак. : электрон. журн. 2018. Т. 10. Вып. 3. С. 27-37.

7. Выступление Фалькова В. Н. в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» в марте 2021 г. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=31133 (дата обращения: 13.01.2022).

8. Малаховская М. В., Павлова И. А., Кобзева Л. В. Университетская инфраструктура инноваций: в поисках коллаборативных моделей. // Унив. упр.: практика и анализ. 2018. 22 (5). С. 32-42.

9. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты : аналит. докл. / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. 130 с.

10. Максимова Е. А. Классификация образовательных объединений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 220-225.

11. Симуляционно-тренинговый аккредитационный центр. URL: https://www.surgu.ru/instituty/meditsin skiy-institut/simulyatsionno-treningovyy-akkreditatsion nyy-tsentr/obschaya-informatsiya (дата обращения 24.02.2022).

12. Василенко Н. В., Костенко А. А., Назаретян К. А. Коллаборация в высшем образовании: организационные перспективы консорциумов // Вопр. упр. 2017. № 1 (44).

13. Ковалева Т. М. Экосистемный подход в образовании: начало пути // Непрерывное образование в контексте Будущего : сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практич. конф. (г. Москва, Россия, 21-22 апреля 2021 года). М. : ГАОУ ВО МГПУ, ООО «АПриор», 2021. с. 25-31. URL: https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/07/ Sbornik_INO_2021-1.pdf (accessed: 24.02.2022).

Информация об авторах

С. М. Косенок - доктор педагогических наук, профессор.

6. Makhankova N. A. Barriers to technology transfer and ways of overcoming in modern Russia // Scientific researches of faculty of economics. Electronic journal. 2018. Vol. 10, Is. 3. P. 27-37. (In Russian).

7. Vystuplenie Falkova V.N. v Sovete Federatsii v ramkakh «pravitelstvennogo chasa» v marte 2021 g. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/? ELEMENT_ID=31133 (accessed: 01.13.2022). (In Russian).

8. Malakhovskaia M. V., Pavlova I. A., Kobzeva L. V. University infrastructure of innovations: looking for collaborative models // University management: practice and analysis. 2018. 22 (5). P. 32-42. (In Russian).

9. Ekosistema nauki, obrazovaniia i innovatsii Kras-noiarskogo kraia: ideia, perspektivy, proekty : analytical report / ed. by V. S. Efimova. Krasnoiarsk : Sib. feder. un-ty, 2020. 130 p. (In Russian).

10. Maksimova E. A. Classification of educational unions // Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2016. Vol. 16, Is. 2. P. 220-225. (In Russian).

11. Simuliatsionno-treningovyi akkreditatsionnyi tsentr. URL: https://www.surgu.ru/instituty/meditsinskiy-institut/simulyatsionno-treningovyy-akkreditatsionnyy-tsentr/obschaya-informatsiya (accessed: 02.24.2022). (In Russian).

12. Vasilenko N. V., Kostenko A. A., Nazaretian K. A. Collaboration in higher education: institutional perspectives consortia // Management Issues. 2017. No. 1 (44). (In Russian).

13. Kovaleva T. M. Ekosistemnyi podkhod v obra-zovanii: nachalo puti // Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Budushchego: a collection of scientific articles following the proceedings of the 4th International scientific and practical conference (Moscow, Russia, 21-22 April 2021). Moscow : GAOU VO MGPU, OOO «APrior», 2021. p. 25-31. URL: https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2021/07/Sbor nik_INO_2021-1.pdf (accessed: 02.24.2022). (In Russian).

About the authors

Sergey M. Kosenok - Doctor of Sciences (Pedagogy),

Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.