ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С ЦЕЛЬЮ
ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ ВФСК ГТО УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
© Загуменнов В.О.1
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
Статья посвящена ключевым вопросам интеграции уроков физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности с целью эффективной подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО учащихся старшего школьного возраста.
Ключевые слова интеграция, урок, образовательное учреждение, ВФСК ГТО, учащиеся.
Актуальность. В настоящее время одной из самых актуальных проблем в области физической культуры и спорта остается проблема сохранения и укрепления здоровья детей и взрослого населения. Врачи и педагоги регулярно приводят неутешительную статистику, в которой отражено состояние здоровья детей и подростков [1]. На основе этих данных бесспорно необходим поиск новых путей, стратегий, механизмов внедрения и дальнейшего развития физической культуры и спорта среди различных возрастных групп. Основной целью вышесказанного должна являться способность привлечь большую часть населения к ведению здорового образа жизни и, как следствие, повышению уровня здоровья нации. Подписанный Президентом РФ В.В. Путиным Указ № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» дал начало активному укреплению и развитию системы физической культуры в стране. На сегодняшний день проблема в области здоровья и физического воспитания личности остается не решенной. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый человек, поэтому проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. Если обратить внимание статистику, достаточно большой процент учащихся имеют различные проблемы со здоровьем и для многих из них стало нормой не ходить на уроки физической физкультуры. Также
1 Аспирант кафедры Физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
необходимо отметить такой важный фактор, как пассивная позиция некоторых родителей в отношении здоровья своего ребенка, недостаточное акцентирование внимания на вопросах нравственно-патриотического воспитания, снижение культурного уровня, указанные проблемы, требуют пристального внимания как со стороны педагогов, так и со стороны государства. Стране нужна здоровая нация, а для этого необходимо «оторвать» детей от компьютера и приобщить их к занятиям физической культурой.
Современный учитель физической культуры должен быть уверен, в том, что для создания всесторонне развитой личности в обществе, необходимо не только развитие физических способностей, профилактику различных заболеваний, но и формирование целеустремленной духовно-нравственной составляющей.
Основной целью введения в программу интегрированных уроков является целостное представление учащимися об изучаемом ими явлении, событии, процессе, которые отражены в предлагаемой теме урока и разделе учебной рабочей программы по физической культуре [2]. При интеграции в учебном процессе общеобразовательного учреждения используются межпредметные связи, которые положительно влияют на решение поставленной образовательной и развивающей задачи в общеобразовательном учреждении, тем самым без интеграции в учебном процессе не всегда возможно рассчитывать на качественные результаты в образовании [3].
Интегрирование уроков физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в целях успешного внедрения ВФСК ГТО предполагает не только объединение физической и теоретической подготовки учащихся по вопросам ВФСК ГТО, но и реализацию воспитательной и патриотической работы в процессе обучения и подчинении единого процесса к подготовке сдачи норм ВФСК ГТО, глубокому усвоению учащимися содержания предлагаемой программы. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой. Это здоровьесберегающий подход в обучении [4].
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью.
Основные закономерности интегрированного урока
Урок подчинен авторскому замыслу
Урок объединен основной мыслью (стержнем)
Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости
Продемонстрированный на уроке дидактический
материал соответствует замыслу
Цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность
Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором -выполняются сопутствующие задания)
Объект исследования: Образовательный процесс по физической культуре и безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: Интегрированный подход к развитию физических и патриотический качеств учащихся в процессе внедрения норм ВФСК ГТО в учебную программу образовательного учреждения.
Цель исследования. Определить влияние интегрированного метода на подготовку учащихся старших классов к сдаче норм ВФСК ГТО.
Задачи исследования:
- Организовать всестороннюю пропаганду ВФСК ГТО среди школьников;
- Организовать учебную деятельность учащихся для формирования регулятивных универсальных учебных действий;
- Создать и внедрить программу интегрированных уроков физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, способствующую гармоничному физическому и патриотическому развитию учащихся старших классов при подготовке к сдаче норм ГТО;
- Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий, позволяющих укреплять здоровье и готовиться к сдаче норм ГТО.
Гипотеза: Предполагается, что построение процесса обучения на основе интегрированного метода способствует повышению мотивации и эффективности подготовки учащихся к сдаче норм ВФСК ГТО на уроках физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, а применение оптимальных средств и методов обучения, подобранных на основе разработанной нами модели, позволит повысить эффективность подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО.
Научная новизна и практическая, значимость данной работы состоит в том, что впервые предлагается применение интегрированного метода в подготовке учащихся старших классов сдаче норм ВФСК ГТО в образовательном учреждении.
Материалы и методы исследования:
Нами было обследовано 173 учащихся (9-11 классы). Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 70 г. Челябинска с сентября 2014 по май 2015.
В учебную программу учреждения были включены интегрированные уроки физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. Уроки проводились парой. Преподаватели ОБЖ и физической культуры совместно разработали программу двухпредметного интегрирования. Для успешной реализации программы мы разделили интегрированные уроки на два блока:
1. Теоретический блок(1 урок).
Проводится учителем основ безопасности жизнедеятельности. Его интегрирующая цель предусматривает: овладение учащимися системой теоре-
тических и специальных знаний в области внедрения ВФСК ГТО. Формирование активной патриотической позиции и осознания необходимости ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.
2. Практический блок (2 урок).
Проводится учителем физической культуры. В нем содержание теоретических сведений дополняется практической составляющей.
Учащиеся занимаются физическими упражнениями, необходимыми для подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО по составленной учителем программе.
Результаты исследований и их обсуждение. В течение года два раза в месяц для учащихся старших классов были введены пары интегрированных уроков. В первой половине пары (1 урок) преподаватель основ безопасности жизнедеятельности рассказывал учащимся теоретические основы ВФСК ГТО, на второй половине (2 урок) учащиеся выполняли задания практического блока.
Теоретический блок включал в себя лекции, презентации, беседы, круглые столы по следующим темам: «История возникновения ВФСК ГТО», «Значки ВФСК ГТО», «Нормативы ВФСК ГТО», «Возрождение спортивных традиций ВФСК ГТО», «Современное состояние ВФСК ГТО» и.т.д. По окончанию каждого триместра учащиеся проходили тестирование для анализа учителем эффективности усвоения экспериментальной теоретической программы.
На практических уроках учащиеся проходили экспериментальную программу развития физических качеств для успешной сдачи ВФСК ГТО, по окончанию каждого триместра учащиеся сдавали нормативы, на основе этих данных учитель физической культуры проводил анализ эффективности экспериментальной практической программы.
В течение всего эксперимента учителя физической культуры проводили совместный анализ проведенной ими работы.
Заключение. Без сомнения интегрированный подход в подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО в образовательном учреждении, дает положительные результаты, но для этого необходим постоянный и целенаправленный анализ и контроль текущей работы по экспериментальной программы, чёткое планирование интеграции теоретической и практической работы, всемерное пополнение материальной базы.
Только совместными усилиями учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, с помощью программы двухпредметного интегрирование возможно повышение интереса подрастающего поколения к занятиям физкультурой и спортом, и ориентация детей и подростков на здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. Белов В.Г. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы // Журнал «Учитель». - 2000. - № 6.
2. Биктуганов Ю.И., Вихрева А.Г. Значение подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при реализации программы Свердловской области «Подготовка молодежи к военной службе в Свердловской области до 2020 года» // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 10-14.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: научно-практическое пособие издательство. - «Учитель», 2008.
4. Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры // Интеграция образования. - 2009. -№ 3. - 189 с.
СОЗДАНИЕ САЙТА С СИСТЕМОЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE
© Маркабаева С.А.1
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Астана
Статья посвящена созданию сайта с системой дистанционного обучения. В статье для создания сайта используется программа Moodle. Moodle - среда дистанционного обучения с открытым исходным кодом. Moodle можно интегрировать с другими информационными системами. Существует три способа создания сайта с системой дистанционного обучения. Об этом написано в настоящей статье.
Ключевые слова система дистанционного обучения, Moodle.
На сегодняшний день каждый желающий сможет создать сайт. Для этого существуют различные конструкторы сайтов с готовыми шаблонами. С чего же состоит собственно сайт, конечно из домена, хостинга и движка сайта. Домен используется для подключения к сайту, хостинг для размещения сайта и движок для управления сайтом. Один из популярных программ для создания сайтов с системой дистанционного обучения является Moodle. Moodle - система управления курсом - открытый пакет программ, созданный в помощь педагогам для эффективного создания online-обучения с использованием широкого спектра педагогических принципов. Данная система обладает международной лицензией GPL, которая позволяет свободно тиражировать, копировать и распространять данный материал. Вы можете загрузить и использовать Moodle на любом компьютере, на котором имеется интернет-браузер. Moodle - это веб-технология, которую можно использовать как online, так и offline. Данное программное обеспечение широко при-
1 Кафедра Информационных систем.