Научная статья на тему 'Применение элементов "самозащиты без оружия" на уроках физической культуры'

Применение элементов "самозащиты без оружия" на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАЩИТА БЕЗ ОРУЖИЯ / ГТО / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SELF-DEFENSE WITHOUT WEAPONS / COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE " / PRACTICAL RECOMMENDATIONS / PHYSICAL EDUCATION LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов Николай Анатольевич

Рассмотрены основные элементы раздела «Самозащита без оружия» для IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Даны практические рекомендации по подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) на уроках физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF ELEMENTS OF “SELF-DEFENSE WITHOUT WEAPONS ” AT PHYSICAL EDUCA TION CLASSES

The main elements of the section “Self-defense without weapons ” for stage IV of the All-Russian physical training and sports complex “Ready for Labor and Defense” are considered. Practical recommendations are given on how to prepare for the implementation of test standards (tests) in physical education classes.

Текст научной работы на тему «Применение элементов "самозащиты без оружия" на уроках физической культуры»

УДК 796.011

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «САМОЗАЩИТЫ БЕЗ ОРУЖИЯ» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.А. Горбунов

Рассмотрены основные элементы раздела «Самозащита без оружия» для IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Даны практические рекомендации по подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) на уроках физической культуры.

Ключевые слова: самозащита без оружия, ГТО, практические рекомендации, урок физической культуры.

В современных условиях популяризации физической культуры и стремления к увеличению спортивных достижений требования к учителям по физической культуре постоянно увеличиваются. В связи с широкими возрастными границами современному педагогу необходимо знать особенности работы с детьми совершенного разного возраста. Знание основных физиологических и психологических особенностей детей и подростков систематизирует деятельность педагогов и делает изучение предмета «Физическая культура» интересным и полноценным.

Содержательной основой базовых знаний педагога становятся знания не только фундаментальной педагогической науки, но и отдельных элементов смежных дисциплин. Работа высококвалифицированного педагога строится с учетом физиологических основ ребенка, а построение интересного процесса обучения возможно при внедрении в педагогическую практику элементов различных видов спорта. Наиболее полно и разносторонне развить учеников позволяют занятия по физической культуре с внедрением основ спортивной гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, подвижных и спортивных игр, единоборств. Отдельным шагом в популяризации здорового образа жизни и привития интереса общества к физической культуре стало возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Первая ступень ВФСК ГТО по возрасту совпадает с началом учебы в школе, поэтому именно в общеобразовательной школе проводится основная подготовка к выполнению нормативов испытаний комплекса.

В целях наиболее полной реализации способностей школьников в физической культуре комплекс ГТО определяет для тестирования уровни развития физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков по нескольким направлениям: гибкости, координационных способностей, силы, скоростно-силовых возможностей, выносливости, прикладных навыков. Для IV-VI ступеней комплекса ВФСК ГТО в 2015 г. в перечень испытаний (тестов) по выбору был включен раздел «Самозащита без оружия».

Целью нашего исследования стало изучение элементов, необходимых для выполнения нормативов комплекса, разработка практических рекомендаций по формированию знаний и умений для успешной подготовки к выполнению нормативов испытаний. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что применение разработанных методических рекомендаций по формированию знаний и умений позволит школьникам овладеть достаточными знаниями по разделу «Самозащита без оружия».

Во время исследования был проведен содержательный и организационно-методический анализ раздела «Самозащита без оружия». На данный момент многими исследователями схожая работа была проведена [3-7]. В каждой возрастной группе раздел представлен десятью техническими элементами. Эти элементы можно разделить на три основные группы: страховка и самостраховка, приемы и элементы борьбы, защита от атаки противника. Во время составления методических рекомендаций учитывались эти положения комплекса и на их основе проводилось педагогическое исследование.

При организации исследования работа по формированию умений самозащиты проводилась с октября 2017 г. по апрель 2018 г. в условиях учебных занятий общеобразовательной школы и при постоянном контроле учителей по физической культуре. Во время осенних, зимних и весенних каникул учащимся экспериментальной и контрольной групп было предложено добровольное посещение факультативных занятий. В контрольной группе обучение велось на основе формирования умений, указанных в комплексе ВФСК ГТО (самостраховка при падении на спину перекатом, самостраховка при падении на бок перекатом, самостраховка при падении вперед на руки, бросок - задняя подножка, бросок захватом ноги, бросок - задняя подножка с захватом ноги, бросок через бедро, бросок через спину, рычаг руки ассистенту, лежащему на груди, ущемление ахиллова сухожилия захватом разноименной ноги и упором под коленку другой ноги ассистента). В экспериментальной группе к изучению указанных нормативов были добавлены перевороты вперед через голову и в сторону, бросок руками за две ноги и увеличено количество упражнений на формирование и укрепление мышечного корсета, так как именно он служит необходимой защитой внутренних органов при выполнении броска через бедро [7].

Занятия по изучению элементов испытания (теста) «Самозащита без оружия» в обеих группах выполнялось на татами. В процессе исследования были организованы предварительное и промежуточное диагностирования, проведена коррекция процесса формирования уровня умений. По окончании педагогического эксперимента было организовано заключительное тестирование.

Предварительное диагностирование состоялось в начале учебного года в октябре 2017 г. По результатам проведения диагностирования были

сделаны выводы о том, что у школьников IV ступени (13-15 лет) достаточно низкий уровень владения элементами испытаний раздела «Самозащита без оружия», в недостаточной степени развита физическая подготовка. Некоторые школьники полностью не справились с предложенными нормативами, остальные испытывали трудности, тратили большое количество времени на демонстрацию двигательных умений. В декабре проведено промежуточное диагностирование, скорректирован педагогический процесс, экспериментальная группа посетила соревнования по виду спорта «Самбо». Кроме занятий по овладению специальными двигательными навыками были организованы занятия по общей и специальной физической подготовке.

В целях наиболее полного диагностирования соответствия или несоответствия уровням развития физическим показателями нормам в исследовании разработан ряд тестов. При организации эксперимента было необходимо учитывать тот факт, что результаты данных по физической подготовке в экспериментальной группе должны быть не ниже, чем в контрольной (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровня общей и специальной физической подготовленности

у подростков (%)

№ п/п Группа Уровень развития

Высокий Средний Низкий

1 Контрольная До эксперимента 10 36 54

После эксперимента 19 52 29

2 Экспериментальная До эксперимента 11 34 55

После эксперимента 20 52 28

Уровень владения приемами самостраховки и приемами борьбы оценивался по 5-балльной системе, определялся средний показатель в группе и данные заносились в табл. 2.

Таблица 2

Динамика развития у подростков элементов комплекса ГТО

по разделу «Самозащита»

Технические Контрольная группа Экспериментальная группа

действия До После До После

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Самостраховка 3,5 4,2 3,4 4,4

Броски 3,2 3,8 3,2 4,6

Защита от нападения 2,7 4,0 2,7 4,3

Средние значения, полученные в конце исследования, говорят, что учащиеся в обеих группах показали результаты значительно выше, чем в начале исследования. Вместе с этим, средний показатель учащихся, занимающихся в экспериментальной группе, превышает соответствующий показатель контрольной группы.

Таким образом, анализ экспериментальных данных свидетельствует о позитивных изменениях в экспериментальной группе, что указывает на результативность организованного научного эксперимента.

Продемонстрированная динамика подтверждается и расчетами по определению достоверности совпадений и различий характеристик исследования.

Проведенные исследования показали, что занятия со школьниками с учетом нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» имеют направленный на результат характер. Уроки по физической культуре, проводимые на основе элементов комплекса, оказывают положительное влияние на динамику развития общей и специальной физической подготовки у учеников, на формирование у них двигательных умений и навыков.

Во время проведения эксперимента также отмечено, что изучение навыков спортивных единоборства позволяют заинтересовать школьников и привлечь их внимание к урокам физической культуры новыми формами проведения занятий. Элементарные приемы страховки и самостраховки делают уроки полезными в реальной жизни, а владение простейшими акробатическими элементами (перевороты, перекаты и другие) позволяет применять эти навыки в различных сферах деятельности.

Список литературы

1. Горбылев А.М. Самбо в комплексе ГТО II-й ступени 1932 года // Интеграция науки и практики в единоборствах: сборник XVI Междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти проф. ЗМС, ЗТ СССР Е.М. Чумакова. М., 2017. С. 4-28.

2. Дзюдо: методические материалы экспериментальной дополнительной (учебной) программы для детей, подростков, молодежи, взрослых / И.Д. Свищев [и др.]. М.: СпортУниверГрупп, 2004. 81 с.

3. Иванов Д.А., Грузных Г.М. Элементы техники самбо как норматив ВФСК ГТО // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2015. № 1-2. С. 99-105.

4. Методические рекомендации по организации и выполнению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс] // URL: https:// www.gto.ru/files/uploads/documents/5ac34cb02362e.pdf (дата обращения: 01.02.2018).

5. Табаков С.Е., Ломакина Е.В. Содержание программы тестирования и результаты апробации нормативных требований по «Самозащите без оружия» IV-VI ступеней ВФСК ГТО // Интеграция науки и практики в единоборствах: сборник XV Междунар. науч.-практ. конф., посв. памяти проф., ЗМС, ЗТ СССР Е.М. Чумакова. М., 2016. С. 36-41.

6. Технология подготовки школьниц среднего звена общеобразовательной школы к сдаче норм ВФСК ГТО по самозащите без оружия / И.П. Панова [и др.] // Тульское образовательное пространство. 2017. № 2. С. 151-154.

7. Шахов А.А., Мелихов В.В., Понарина О.С. Здоровьесбережение занимающихся дзюдо и самбо на основе учета воздействий техники бросков на позвоночник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 2(60). С. 128-131.

Горбунов Николай Анатольевич, канд. пед. наук, доц., gorbunov_n@mail.ru, Россия, Рязань, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

THE USAGE OF ELEMENTS OF "SELF-DEFENSE WITHOUT WEAPONS" AT PHYSICAL EDUCA TION CLASSES

N.A. Gorbunov

The main elements of the section "Self-defense without weapons" for stage IV of the All-Russian physical training and sports complex "Ready for Labor and Defense" are considered. Practical recommendations are given on how to prepare for the implementation of test standards (tests) in physical education classes.

Key words: self-defense without weapons, complex "Ready for Labor and Defense", practical recommendations, physical education lesson.

Gorbunov Nikolay Anatolyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, gorbunov_n@mail.ru, Russia, Ryazan, Ryazan State University named after S.A. Esenin

Reference

1. Gorbylev A.M. Sambo v komplekse GTO II-j stupeni 1932 goda // Integraciya nauki i praktiki v edinoborstvah: sbornik XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posv. pamyati prof. ZMS, ZT SSSR E.M. Chumakova. M., 2017. S. 4-28.

2. Dzyudo: metodicheskie materialy eksperimental'noj dopolnitel'noj (uchebnoj) programmy dlya detej, podrostkov, molodezhi, vzroslyh / I.D. Svishchev [i dr.]. M.: SportUniverGrupp, 2004. 81 s.

3. Ivanov D.A., Gruznyh G.M. Elementy tekhniki sambo kak normativ VFSK GTO // Problemy sovershenstvovaniya fizicheskoj kul'tury, sporta i olimpizma. 2015. № 1-2. S. 99-105.

4. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i vypolneniyu ispytanij (testov) Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO). [Elektronnyj resurs] // URL: https:// www.gto.ru/files/uploads/documents/5ac34cb02362e.pdf (data obrashcheniya: 01.02.2018).

5. Tabakov S.E., Lomakina E.V. Soderzhanie programmy testirovaniya i rezul'taty aprobacii normativnyh trebovanij po «Samozashchite bez oruzhiya» IV-VI stupenej VFSK GTO // Integraciya nauki i praktiki v edinoborstvah: sbornik XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posv. pamyati prof., ZMS, ZT SSSR E.M. Chumakova. M., 2016. S. 36-41.

6. Tekhnologiya podgotovki shkol'nic srednego zvena obshcheobrazovatel'noj shkoly k sdache norm VFSK GTO po samozashchite bez oruzhiya / I.P. Panova [i dr.] // Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo. 2017. № 2. S. 151-154.

7. Shahov A.A., Melihov V.V., Ponarina O.S. Zdorov'esberezhenie zanimayushchihsya dzyudo i sambo na osnove ucheta vozdejstvij tekhniki broskov na pozvonochnik // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010. № 2(60). S. 128-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.