Научная статья на тему 'Интеграция социального партнерства в профхтехобразование как составляющая инновационной образовательной среды'

Интеграция социального партнерства в профхтехобразование как составляющая инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прилепская Нина Александровна

В последнее время ситуация на рынке труда ухудшилась. Не хватает квалифицированных рабочих. Сотрудничество профтехучилищ с социальными партнерами значительно изменяет ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция социального партнерства в профхтехобразование как составляющая инновационной образовательной среды»

Во-вторых, формирование рынка социальных услуг, с реально возникающей конкуренцией их производителей, что влечет повышение качества данных услуг и снижение издержек на их производство, например, при организации питания обучающихся и т. п. Но справедливо и то, что многие социальные затраты не достигают цели, не поступают к своему адресату.

Рассматривая эволюцию социальных отношений, нужно четко разграничивать бесплатность и доступность собственно образовательных и социальных услуг.

Для того, чтобы региональная социальная политика стала более обоснованной и предсказуемой, необходима социальная стандартизация. Это, во-первых, определение перечня и характеристик услуг, которые предоставляются населению, с указанием источников их финансирования. Во-вторых, отладка системы межбюджетиых отношений и контроля, ибо ассигнования порой расходуются не по назначению.

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 24. 11. 95 г.) определены основные принципы социального партнерства: соблюдение норм законодательства; полиомочность представителей сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность принятия обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. По нашему мнению и мнению ряда других исследователей при доработке закона упущен такой основополагающий принцип функционирования всей системы социального партнерства как равноправие социальных партнеров. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: 1. субъекты; 2. уровни;

3. объекты; 4. функции; 5. механизмы; 6. процедуры реализации. Проведенное исследование позволило структурировать следующие уровни социального партнерства: локальный; территориальный; муниципальный; корпоративный; региональный; межрегиональный; федеральный; международный. В том числе сотрудничество осуществляется на государственном, негосударственном и частном уровнях. Многообразие уровней социального партнерства, как показывает международная практика; позволяет системе профессионального образования избегать обслуживания интересов только корпоративного производства или только корпоративного государства. Объектами (предметами) нашего сотрудничества становится разработка ведущих направлений социального партнерства: формирование многоуровневой системы гражданско-договорных отношений со всеми участниками образовательного процесса; введение в учебные программы лицейских групп нового учебного курса «Социальное партнерство», а также подготовка специалистов этого профиля; апробация моделей долевого финансирования социально-профессионального заказа со стороны социальных партнеров; введение социальных партнеров в состав учредителей УПО; создание общественно-государственных органов управления профессиональным образованием (попечительские, наблюдательные,

________________ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ...

опекунские советы и советы социального партнерства, ассоциации, объединения, клубы и т. п.); развитие информационного, научно-методического, организационного и рекламного обеспечения. Часть традиционных функций УПО может быть эволюционно делегирована социальным партнерам. Введем в качестве рабочих основные термины, используемые в наших рекомендациях:

а) партнерство - одна из важнейших юридических форм организации сотрудничества на основе договора, регламентирующего права и обязанности партнеров, их отношения, порядок возмещения общих расходов, распределения получаемых выгод;

б) социальное партнерство - это процесс материально- и социальномотивированного сотрудничества и взаимоотношений в осуществлении согласованных приоритетов субъектов гражданского права, занимающих различное социальное положение в обществе;

в) социальный партнер - независимый субъект гражданских правоотношений заинтересованный в социальном взаимодействии;

г) социальный (со)участник - образовательный институт как структура не обязательно организационно оформленная. Сюда можно отнести институт репетиторства, консультирования и т. п.;

д) механизм социального партнерства - система взаимодействия, формирующая правила, порядок, соглашения социальных партнеров и регулирующая их отношения;

е) методы социального партнерства - формирование институциональных, законодательных, организационно-управленческих условий и воспитание новых ценностных ориентаций у субъектов социального партнерства. В целях реализации новой модели социально-трудовых отношений;

ж) программа социального партнерства - комплекс специальных проектов, планов и мероприятий согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, а также обеспечивающий продуктивное решение задач государственного регулирования отношений между социальными партнерами;

з) инфраструктура социального партнерства - организации, способствующие созданию благоприятных условий и осуществлению социального взаимодействия между партнерами на паритетных началах;

и) сфера социального партнерства — область совместной деятельности социальных партнеров в системе профессионального образования, включающая создание комплекса мер по воспроизведению их инфраструктуры;

к) потенциал социального партнерства - совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, финансовые, кадровые, методические, необходимые для осуществления деятельности социальных партнеров.

Наличие специфического понятийно-терминологического аппарата социального партнерства, в рамках науки социального управления, свидетельствует о динамичном развитии нового научного направления. Это направле-

ние о отличается от педагогики, но лежит в сфере практикоориентированной направленности управления профессиональным образованием. Уже формируются принципиально новые модели и системы управления образовательными процессами, которые проектируют новую практику обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики интересов социальных партнеров.

Известно, что ведущими социальными партнерами профессионального образования и профессионального обучения граждан являются, а) работодатели; б) союзы (объединения и т. п.) работодателей; в) профессиональные союзы наемных работников; г) органы государственной власти;

д) органы местного самоуправления; е) собственно учреждения профессионального образования разных организационно-правовых форм;

ж) граждане; з) общественные объединения граждан.

Принципиально важно заключение о том, что социальное партнерство будет успешным, если профессиональное образование сделает его одним из направлений своей деятельности. . Современный социальный партнер получит квалифицированного рабочего с соответствующей профессиональной подготовкой, ибо, такие области знаний как, трудовой консалтинг, корпоративная стратегия, социальное управление и социальная психология, менеджмент, маркетинг, связь с общественностью (РК.) и т. п, включены в федеральный компонент и учтены в программах про-фтеха по профессиям начального и среднего профессионального образования. Выпускники профессиональной школы, получая дипломы являются носителями реальной практики локального социального партнерства. В этой связи, выпускники профтеха, становясь работодателями, профсоюзными лидерами понимают значимость социального партнерства и активно сотрудничают.

Для взаимовыгодного сотрудничества необходимо структурно моделировать, т. е сегментировать рынок труда, т. е, грамотно определять номенклатуру профессий которым будем обучать и «захват» своего сегмента рынка труда. Под сегментацией рынка труда мы понимаем деление всех реальных и потенциальных субъектов этого рынка на достаточно большие группы, каждая из которых предъявляет отличные от других требования и условия. Рыночным сегментом будем называть часть рынка, представляющую собой четко ограниченную группу потребителей и поставщиков. Для каждой такой группы может потребоваться разработка индивидуального плана маркетинга, который будет включать и участие социальных партнеров. Сегментация рынка это не разовый процесс, а, по существу аналитическая задача службы маркетинга, которая требует перманентного решения. Непрерывность сегментации связана как, собственно, с динамикой рынка, трансформацией характеристик - требований к профессии, так и с действиями конкурентов.

Своевременная реакция со стороны учебных заведений, на изменение рынка труда, новые возможности и технологии, лицензирование новых спе-

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ...

циальностей, повышение квалификации штата, коррективы и изменения в программах - это и есть составляющая инновационной среды для благополучного социального партнерства.

Аксиомой рыночной экономики является утверждение, что инвестиции в человеческий капитал это не затраты, а вложения, ибо только профессионализм и активность работников могут сделать экономику эффективной и конкурентоспособной.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 06. 10. 92 г.).

2. Указ Президента РСФСР от 15. 11. 91 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

3. Постановление Правительства РФ от 22. 03. 95 г. № 291 «Положение о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы».

4. Жиоржика, П. Роль социальных партнеров в развитии профессиональной подготовки кадров на предприятии в странах с рыночной экономикой [Текст] / П. Жиоржика, Ж. Лутрингер. / Итоговый отчет ЕФО, 1996.

5. Казаков, В. Г, Педагогические основы управления профлицеем в условиях

многоканального финансирования. [Текст] : дис....канд. пед. наук. В. Г. Каза-

ков — Москва, 1998.

6. Мигаль, В. И. Научно-практические основы моделирования региональной

системы начального профессионального образования. [Текст] : автор....канд.

пед. наук. В. И. Мигаль — М., 1998.

УДК 37. 018. 324

Малашихина Ирина Анатольевна

Доктор педагогических наук, профессор Ставропольского государственного университета [email protected], Ставрополь

Старицкая Светлана Федоровна

Соискатель Ставропольского государственного университета, И-р$уко-Крр@$1сп>зи. г и, Ставрополь

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Malashikhina Irina Anatolyevna

Doctor of pedagogy, professor of the Stavropol state university, Stavropol

Staritskaya Svetlana Fedorovna

Competitor of the Stavropol state unwersity, [email protected], Stavropol

FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF BOARDING SCHOOLS

(REGIONAL ASPECT)

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе в последнее время, затрагивают практически все стороны развития личности. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность. Общество выдвигает новые требования к современной личности - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость. Немаловажная роль здесь отводится школе, которая в современном значении понимается, прежде всего, как учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения и воспитания подрастающих поколений. Данное определение дает возможность причисления школы, особенно интернатного типа, к числу культурных институтов, основной характеристикой которых является создание, хранение или трансляция культурно значимой продукции.

В связи с этим особое внимание уделяется поиску необходимых и достаточных педагогических направлений для эффективного функционирования региональной системы интернатных учреждений. Обозначенный научный поиск позволил выявить их взаимосвязанную совокупность, причем каждое направление не обязательно будет в полной мере новым, новизна - в выявлении их совокупности, как необходимой и достаточной в показе использова-

____________ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

ния этих направлений в специфической системе интернатных учреждений, в результате анализа их влияния на исследуемый процесс [1* 7; 10; 11].

К ведущим социально-педагогическим направлениям функционирования региональной системы управления образовательными учреждениями интернатного типа мы отнесли следующие.

Первое направление - работа по обеспечению активной поддержки усилий руководителей системы интернатных учреждений в регионе всех ее уровней коллективами педагогов и других специалистов. Это направление следует использовать при проведении организационно-педагогической перестройки режима работы школ-интернатов на новый режим работы. Это целесообразность проведения урока и самоподготовки одним учителем или воспитателем, имеющим право преподавания учебного предмета. При несоблюдении данного условия каждым его участником трудно обеспечить целостный подход к составлению оптимального режима дня (и для воспитанников и для педагогов) [2; 3; 5; 11].

Второе направление - создание в регионе системы работы по вооружению педагогическими знаниями, умениями, навыками руководителей управления системой интернатных учреждений, достижениями педагогической науки, развитию их педагогического мастерства. В образовательных учреждениях необходима организация работы разнообразных научно-методических объединений: по преподаванию тех или иных циклов учебных дисциплин, по работе с отдельными категориями воспитанников. Эта система включает два взаимосвязанных элемента:

~ педагогическое самообразование (как индивидуальную работу над собой) и научно-методическую работу, которая носит преимущественно коллективные формы и должна играть по отношению к самообразованию ведущую роль. Так организуемая работа рассматривается нами как средство соединения педагогической науки и педагогической практики. Научно-методическая работа выполняет свое назначение как одна из движущих сил совершенствования воспитательно-образовательного процесса при реализации следующих требований к ней:

— научно-методическая работа учителей и воспитателей направлена на каждом этапе развития педагогического учреждения на решение наиболее актуальных проблем формирования нравственной культуры воспитанников;

- коллективная работа по формированию нравственной культуры воспитанников образовательных учреждений, анализ ее результатов и выдвижение новых задач [3, с. 145-147].

Таким образом, осуществляется полный цикл педагогической деятельности, как элемент программы по формированию нравственной культуры воспитанников.

Одним из решающих условий модернизации образования, повышение его качества и эффективности является обеспечение образовательного процесса квалифицированными педагогическими кадрами. Современной развива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.