Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально- педагогический феномен'

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально- педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасян Наталья Александровна

позиции научно-психологического и педагогического знания, а также в аспекте анализа жизнедеятельности современного общества и образовательной практики различных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасян Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России как социально- педагогический феномен»

УДК371(09):37.017

Тарасян Наталья Александровна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Армавирского православно-социального института, K-Psyho-Kpp@stavsu.ru, Армавир

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Tarasjan Natalia Aleksandrovna

The candidate of jurisprudence, the senior lecturer ofchair of civil law andprocess of Armavir pravoslavno-social institute, K-Psyho-Kpp@stavsu.ru, Armavir

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION CHILDREN AND YOUTH

OF RUSSIA

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. В основе различных психолого-педагогических направлений лежит поиск источника духовно-нравственного роста личности. Накоплен огромный опыт развития духовно-нравственных сторон личности (В. И. Андреев, Г. А. Аминев,

A. Г. Асмолов, В. С. Библер, В. Э. Вайцехович, Н. Я. Грот, В. П. Зинченко,

B. В. Кандинский, Г. В. Мухаметзянова, М. И. Надеева, Л. М. Попов,

А. П. Кашин, Г. А. Старшинова, Л. Н. Столович и др.) [1; 3; 4; 5; 9; 12].

В отечественной педагогической науке нравственность изучалась многими исследователями, начиная с конца XIX века и заканчивая более современными работами (Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. Г. Айдемиров, В. М. Артёмов,

Н. Н. Баркова, Л. П. Дехтерева, В. А. Зосимовский и др.).

В отечественной психологической науке нравственность рассматривалась в теории моральных отношений личности (В. Н. Мясищев), самосознания личности (И. С. Кон, В. В. Столин и др.), нравственность изучалась в связи с проблемами ответственности (К. Муздыбаев), правды и лжи (В. В. Знаков), как высшее чувство (Р. С. Немов), как компонент духовности личности (Н. А. Коваль) [2; 4; 5; 6; 13].

И, разумеется, было бы вполне адекватным использовать в современной психологии и педагогике весь накопленный пласт знаний о духовно-нравственной сущности человека. Проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятельности современного общества также представляется особо значимой, так как в настоящее время среди молодежи различных возраст-

ных групп царит беззаконие, преступность, грубость, стяжательство, эгоизм, проституция, наркомания, а так же потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического и духовного здоровья.

Завтрашний день не только для России, но и всего мира немыслим без возвращения людей к идеалам духовно-нравственного совершенства. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовнонравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны [1; 7; 8].

В России разрушительные последствия жизни без Бога - социального эксперимента ХХ в. - и либерально-демократических изменений последнего десятилетия особенно очевидны. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ [5; 11, с. 51].

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа) [2,с.71].

К основным проблемам реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях можгл льнести следующие:

1) Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2) Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3) Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4) Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5) Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6) Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7) Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8) Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9) Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следс-

твие - необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10) Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11) Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12) Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях [10, с. 120-134].

С целью решения проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи современной России, необходима разработка системного подхода как организационной формы программного управления духовно-нравственным воспитанием на уровне региона. Усилиями Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь» разработана такая Программа, основанная на лучших традициях отечественной педагогики, научных разработках и практическом опыте, с учетом тенденций развития современного регионального образования, особенностей культурно-исторического и социально-экономического развития регионов России.

Целью программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в российском регионе является формирование и развитие региональной системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России в традициях отечественной православной культуры.

Система мероприятий по реализации Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в регионе предполагает:

1. Нормативно-правовое обеспечение. Программа предусматривает подготовку и принятие региональных законодательных материалов по реализации системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а именно: постановлений правительства региона, документов департамента образования, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания. Важным моментом в создании нормативно-правовой базы Программы является заключение соглашений о сотрудничестве органов региональной исполнительной власти, управления образования с епархиальными структурами Русской Православной Церкви (во многих регионах такие соглашения уже существуют). В число мероприятий по нормативно-правовому обеспечению

включены разработка и утверждение на региональном уровне программы совместных действий органов исполнительной власти, управлений и учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, церковных приходов, общественных организаций региона.

2. Финансово-экономическое обеспечение. Среди мероприятий Программы по этому разделу - определение объема, источников финансирования; решение вопросов финансирования и экономического обеспечения с учетом этапов, масштабов и сроков развертывания Программы в регионе.

3. Организационное обеспечение. Организационный механизм реализации Программы определяется ее официальным региональным статусом и учитывает тенденции регионального развития, а также сложившиеся к настоящему времени формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания в регионе. Одной из первых организационных мер по обеспечению реализации Программы является создание Регионального Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию. Главными исполнителями программных мероприятий являются региональные Управления образования, культуры, здравоохранения, Епархиальное управление Русской Православной Церкви, научные, образовательные, методические учреждения региона.

4. Информационно-просветительское обеспечение. Уровень духовнонравственной культуры современного российского общества необходимо предполагает сопровождение Программы системой мер информационно-просветительского характера. Целью этих мер является формирование заинтересованности проблемой, подготовка к включению в реализацию Программы специалистов и населения региона, пробуждение личной и общественной инициативы. Существенная роль в просветительской части Программы духовно-нравственного воспитания отводится пропаганде средствами массовой информации традиционных духовно-нравственных ценностей, добродетельного, благочестивого образа жизни. Просвещение населения, в первую очередь родителей, возможно посредством организации лекториев по духовно-нравственному воспитанию, выпуска листовок и других печатных материалов для родителей, открытие православной пси-холого-педагогической консультативной службы. Духовно-нравственное просвещение различных категорий специалистов региона реализуется через проведение семинаров совещаний по Программе, распространение информационно-просветительских материалов, подготовку и проведение в регионе курсов повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию для работников образования, здравоохранения, культуры.

5. Научное обеспечение реализации Программы. В задачу научного обеспечения реализации Программы входит доработка и обобщение существующих проектов Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта Концепция станет основным документом, определяющим идеологию духовно-нравственного воспитания детей и моло-

дежи в современной России, а также методологической базой проведения научных исследований, разработки нового поколения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры.

6. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную практику семейного воспитания. Система программных мероприятий по решению этой задачи направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.

Процесс интегрирования традиционной духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания включает в себя три этапа - просвещение родителей, организацию совместной деятельности семей, совместное воцерковление семей.

7. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную систему общественного дошкольного образования. В контексте Программы основной задачей региональной системы дошкольного образования является оказание педагогической помощи семье в формировании ценностной сферы личности дошкольника на основе приобщения к традициям православной культуры.

8. Обеспечение доработки и включения духовно-нравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования. Система программных мероприятий по доработке и включению духовнонравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования ориентирована на то, что основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются содействие формированию у школьников целостного православного мировоззрения, развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей, духовно-нравственная профилактика развития пороков, прививка детям и подросткам духовного и нравственного иммунитета.

Содействие решению обозначенных задач предполагает отбор и использование в школах региона лучших программ православно-ориентированного содержания по общеобразовательным и факультативным курсам. Предполагается также разработка новых программ курса по основам православной культуры и методических рекомендаций по интеграции духовно-нравственного содержания в общеобразовательные учебные предметы, в первую очередь, гуманитарного цикла.

9. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную систему дополнительного образования. Основными задачами духовно-нравственного воспитания детей и подростков в сфере дополнительного образования является содействие развитию активного нравственного и культурного сознания воспитанников средствами науки, искусства, физической культуры и спорта.

10. Включение духовно-нравственной компоненты в систему среднего-специального и высшего образования региона. Специфика духовно-нравс-

твенного воспитания и образования учащейся и студенческой молодежи заключается в необходимости интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного содержания образования, систематического духовного просвещения по наиболее актуальным вопросам современной жизни, развития навыков духовной безопасности, содействия формированию нравственной, профессиональной и жизненной позиции молодежи.

11. Подготовка, повышению квалификации и переподготовка педагогических кадров в области православной культуры и духовно-нравственного воспитания. В системе программных мероприятий по решению задачи подготовки педагогических кадров в области православной культуры и духовнонравственного воспитания предполагается создание и внедрение учебных курсов духовно-нравственного содержания для студентов педагогических училищ и вузов региона; интеграция духовно-нравственного культурологического содержания в действующие программы педагогических и методических дисциплин училищ и вузов [10, с. 138-141].

Нами была представлена система мероприятий Региональной программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи лишь в общих чертах. В подготовленном Фондом духовной культуры и образования приложении к Программе приведен весь комплекс конкретных мероприятий с определением, ожидаемых результатов, исполнителей и сроков реализации.

Подводя итоги сказанного, повторим еще раз, что создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI в. православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Библиографический список

1. Аболин, Л. М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности [Текст] / Л. М. Аболин - Казань, 2002.

2. Аминев, Г. А. Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы [Текст] / Г. А. Аминев - Уфа, 1994.

3. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С. Ф. Анисимов - М., 1988.

4. Асмолов, А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания [Текст] /

A. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

5. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды [Текст] / Н. А. Бердяев - М., 1990.

6. Бурбулис, Г. Э. Духовность и рациональность [Текст] / Г. Э. Бурбулис,

B. Е. Кемеров - М., 1986.

7. Захарченко, М. В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре [Текст] / М. В. Захарченко - СПб., 2001.

8. Кумбе, Ф. П. Кризис образования в современном мире. Системный анализ [Текст] / Ф. П. Кумбе - М., 1970.

9. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид - М., 1988.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ...

10. Серов, А. П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности [Текст]: дис. канд. филос. наук А. П. Серова - СПб, 1994.

11. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры [Текст] / В. П. Тугаринов -М., 1974.

12. Франк, С. Л. Духовные основы общества [Текст] / С. Л. Франк - М., 1992.

13.Холостова, Т. В. Проблема духовности [Текст] / Т. В. Холостова // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. - Л., 1979.

УДК 37.08

Демченко 3. А.

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физики Архангельского государственного техническогоуниверситета, sch200937@mail.ru, Архангельск

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВОЙ ПОЗИЦИИ

Demchenko Z. A

Candidate ofpedagogy, senior teacher at the chair ofphysics of the Arkhangelsk state technical university, sch200937@mail.ru, Arkhangelsk

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PRECONDITIONS OF FORMATION OF VALUE ATTITUDES TO RESEARCH ACTIVITY IN UNIVERSITY STUDENTS AS THE BASIS OF THEIR SENSIBLE VALUE SYSTEM

Российская общественность пришла к пониманию того, что роль образования на современном этапе развития России определяется «...необходимостью преодоления опасности отставания страныг от мировыгх тенденций экономического и общественного развития». Образование рассматривается на уровне государственной политики как движущая сила экономического роста и повышения благосостояния страны, фактор формирования «...гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда», а в качестве основных принципов и положений стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.