Научная статья на тему 'Духовное оздоровление молодого поколения посредством сотрудничества с русской православной церковью'

Духовное оздоровление молодого поколения посредством сотрудничества с русской православной церковью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / АЛЬЯНС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И НАУЧНО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ / ПОДРОСТКИ / ВОЛОНТЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плащинская Людмила Васильевна, Левина Ирина Леонидовна

В статье авторы рассматривают возможность духовного воспитания подростков через организацию общественно-значимой и досуговой деятельности совместно с Русской Православной Церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плащинская Людмила Васильевна, Левина Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное оздоровление молодого поколения посредством сотрудничества с русской православной церковью»

РАЗДЕЛ II

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УДК 37.014

Плащинская Людмила Васильевна

Директор Муниципального учреждения социальной защиты населения «Центр социальной помощи семье и детям» (со стационаром), family@rikt.ru, Междуреченск

Левина Ирина Леонидовна

Доктор медицинских наук, профессор кафедры, руководитель лаборатории проблем психического здоровья НИИ КПГПЗ СО РАМН, levina_i@mail.ru, Новокузнецк

ДУХОВНОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОТРУДНИЧЕСТВА С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

Plashchinsky Ludmila Vasilevna

The director of Municipal authority of social protection of the population “The centre of the social help to a family and children (With a hospital)”, family@rikt.ru, Mezhdurechensk

Levina Irina Leonidovna

The doctor of medical sciences, the professor of chair, the head of laboratory ofproblems of mental health of scientific research institute KPGPZ the Russian Academy of Medical Science, levina_i@mail.ru, Novokuznetsk

SPIRITUAL IMPROVEMENT OF YOUNG GENERATION THROUGH COOPERATION WITH RUSSIAN ORTHODOXY

Во вступительном слове на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 г. президент Д. А. Медведев особо отметил проблему здорового образа жизни: «Эта проблема касается, конечно, не только молодежи. Наши люди в целом зачастую очень равнодушно относятся к своему здоровью, но состояние здоровья молодежи - это основа благополучия общества в целом на годы вперед» [1].

Он привел неутешительные факты: только по официальной статистике, курит более 3 миллионов российских подростков, треть из них регулярно прикладывается к бутылке. В прошлом году было зарегистрировано более 120 тысяч подростков, которые страдают наркологическими расстройствами. Это официальные цифры. Реальные цифры гораздо выше. Это на самом деле повод призадуматься о будущем.

Специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие ее по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, с которого начинается необратимая деградация населения [2].

В то же время проблему, связанную со здоровьем нации, невозможно преодолеть только средствами современной медицины, поскольку глубинные корни и решения ее находятся вне сферы здравоохранения, и, следовательно, вне возможностей медицинской коррекции. Здоровье человека связано с его жизнеспособностью в единстве его физических, социальных, психологических и духовно-нравственных характеристик.

Вспомним известную поговорку - «В здоровом теле - здоровый дух». В оригинале у Ювенала - римского сатирика эта фраза звучит почти наоборот: «Orandum est ut mens sana in corpore sano» - «Хотелось бы, чтобы в здоровом теле был здоровый ум». Поэтому поставим вопрос иначе: а если дух болен? Остается ли при этом здоровым тело? Академик И. А. Гундарев на одном из симпозиумов научно показал, что угасание здоровья нации напрямую связано с ростом преступности, нивелированием понятий добра и зла, чести и бесчестья, унынием, депрессией и безвыходностью, так как при смене психологического состояния по-другому начинают функционировать гормоны, мышцы, нервы, разрушая ткань организма [3].

По мнению академика международной академии духовного единства народов мира Э. Геворкяна, единственной такой структурой, способной восстановить духовное здоровье нации в нашей стране, является Русская Православная Церковь в альянсе с научно-просветительскими институтами [5]. Совершенно конкретно определена на этот счет и позиция президента РФ: «Создавать условия для здоровой духовно-нравственной атмосферы! Наряду с обновлением экономики» [5].

Разрешение проблемы духовного оздоровления в России возможно с усилением духовно-нравственного компонента в содержании воспитатель-но-образовательной деятельности.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у человека:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию, но в настоящее время нуждается в современном теоретическом осмыслении, ее развитии, и не может осуществляться путем отдельных мероприятий. Развитие духовности должно быть ядром развития личности, интегрирующей в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и

деятельностные сферы, пронизывающие все виды деятельности ребенка и подростка.

На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.

3. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры.

4. Разрушение традиционного уклада жизни, основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие - необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственно-го воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие -необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовнонравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

Решение каждой из этих проблем требует отдельного внимания, но существо проблемы в целом находит отражение в государственных документах, решениях на президентском и правительственном уровне. Так, 1 июля 2009 г. на совещании в государственной резиденции «Барвиха» под председательством Президента РФ Д. А. Медведева принято решение о проведении в 18 регионах страны эксперимента по преподаванию основ духовнонравственной культуры. Причем выбор религии должен быть добровольным, любое принуждение исключается. Предполагается, что повсеместно новые учебные курсы будут введены в 2012 г.

В современной практике реализуются следующие программы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста:

Н. В. Веселовской «Сначала - слово», Э. П. Козлова «Азбука нравственности», Ш. А. Амонашвили «Уроки духовной жизни» и другие. Аналитический обзор исследований в этой области показал, что статей, посвященных духовному воспитанию подростков, особенно попавших в сложную жизненную ситуацию, найти сложно. Этот вопрос поднимается эпизодически и связан с решением других, более приоритетных проблем - семейных, криминальных, профилактических.

Целью деятельности сотрудников МУСЗН «Центр социальной помощи семье и детям» является формирование духовного мира у детей и подростков, работа по предотвращению их деградации, падения культурных норм, духовно-нравственных ценностей, преодолению негативных явлений и падения нравственности в их среде, в том числе в контексте религиозного православного опыта.

В нашем понимании, духовно-нравственное становление и развитие детей и подростков должно быть ориентировано на приоритет общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит отношение к человеку как к

высшей ценности, а центральной идеей выступает «возделывание» человечности, человеколюбие, сохранение семейных традиций, доброта, милосердие, любовь и вера, бескорыстное служение Отечеству.

При этом необходимо не просто напичкать подростка огромной массой информации, кучей «готового» теоретического материала, а использовать различные подходы, направления деятельности и технологии для успешного формирования у него духовно-нравственного опыта.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются:

1. Организация социально значимой деятельности, обеспечивающей формирование общечеловеческих ценностей, которые способствуют развитию новых форм деятельности в различных сферах общественной жизни, обеспечивают создание новых объектов материальной или духовной культуры. Ему присущ инициативный тип поведения. В г. Междуреченске Кемеровской области в ноябре 2009 г. заключено соглашение между Кемеровской Епархией и администрацией о сотруднических соглашениях между муниципальными комитетами и местным духовенством, а также действует программа совместных мероприятий с церковью Иконы Казанской Божьей Матери, хоровой школой № 52 и Центром «Семья». В рамках такого сотрудничества, например, подростки участвуют в строительстве храма в пос. Усинский, посадке саженцев на семейной аллее, строительстве «тропы здоровья» для детей-инвалидов при благословлении Церкви.

2. Духовно-нравственное просвещение рассматривается нами не только в контексте занятий с священником («уроки добра»), но и через посещение святых мест и храмов Кемеровской области, участие семей в православных праздниках и традициях, консультации православного психолога.

Так, на «уроках добра» подростки знакомятся с общечеловеческими, духовно-творческими ценностями через приобщение к исконно русским традициям, памятникам культуры, Библии, которая учит добру и милосердию. Дети и подростки узнают, что такое Божьи заповеди, почему их надо соблюдать, почему целью жизни каждого отдельного человека должно быть совершенствование в добре, о путях, знаниях, которые ведут к этому. Уроки проводит отец Константин, иерей Церкви Иконы Казанской Божьей Матери и православный психолог Центра «Семья» Л. В. Боярова

Организуются встречи в дни «семейных суббот» священника с родителями на Рождественских праздниках, на площадях города, где собираются дети с родителями. Проводятся встречи за круглым столом, когда родители из малообеспеченных семей, часто не умеющих организовать морально-этические взаимоотношения с детьми, имеют возможность выслушать советы батюшки, задать вопросы, приобрести опыт подготовки подарков членам семьи, например, к Святой Пасхе, получить приглашение принять Святое Крещение и причаститься Святых Тайн Христовых.

Привлечение к работе в городском общественном движении «Совет отцов» иерея о. Константина позволило внести в деятельность движения ду-ховно-нравственный аспект.

В 2008-2009 гг. с благословления Церкви «МУСЗН «Центр социальной помощи семье и детям» совместно с подростками-волонтерами, активистами междуреченского отделения «Союза женщин Кузбасса» провели акцию «Купи и подари» в канун Святой Пасхи. Собранными средствами и продуктами была оказана помощь 30 малообеспеченным семьям. А какой урок нравственности это был для подростков, какой потенциал для развития!

Результатами духовного роста детей и подростков, задействованных в проводимых мероприятиях, является участие в деятельности более высокого духовно-нравственного порядка: поездки по святым местам Кузбасса с детьми-инвалидами, работа в доме престарелых, на «посту брошенных детей» в детской больнице, в качестве волонтеров, помогающим немобильным детям-инвалидам и их родителям в туристических походах и на выезде в палаточном лагере в живописном уголке природы, около храма в поселке Усинский.

Библиографический список

1. Интернет-сайт http://www.rostovgvardia.ru/news/2009-07-20-335

2. Информационная подборка // Миссионерское обозрение. - 2009. - № 9. - С. 3.

3. Полынский, А. В. Почему русские вымирают? [Текст]/ А. В. Полынский // Русский дом. - 2000. - № 5. - С. 20-21.

4. Газман, О. С. Гуманизм и свобода [Текст]Ю. С. Газман. // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М. ИПИРАО, 19995. - С. 3-13.

5. Геворкян, Э. Время сотрудничества [Текст]/ Э. Геворкян. // Наука и религия. - 2009.-№ 5. - С. 2, С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.