2. Berdichevskaya, E.M. (2017), Functional asymmetries in sports: Lectures for masters in the field of study, Krasnodar, Kuban.
3. Blinov, V.A. (2013), "Training of young football players taking into account functional interhemispheric asymmetry", Questions of functional training in high performance sports, Vol. 1, No. 1, pp. 238-245.
4. Bragina, N.N. and Dobrokhotova T.A. (1981), Human functional asymmetries, monograph, Medicine, Moscow.
5. Vasiliev, D.A., Strelnikova, IV. and Laktionova, T.I. (2014), "Coordinating abilities of young hockey players with different types of functional asymmetry", Problems of functional training in high performance sports, No. 1, pp. 96-98.
6. Gladkikh, T.V. (2021), "Learning to work with the subject in rhythmic gymnastics, taking into account motor asymmetry", Physical Culture and Health of Modern Youth : Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, pp. 275279.
7. Grabinenko E. V. and Zhurba, V.V. (2017), "Features of the functional asymmetry of the brain and the coefficient of lateralization of athletes depending on specialization", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 3(6), pp. 22-34.
8. Grigoriev, V.I. Davidenko, D.N. and Stepanov, V.S. (2009), "Asymmetries of physical development and special performance of athletes", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, No. 83, pp. 6264.
9. Ilyin E. P. (1963), "On the functional asymmetry of the legs ", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 22-25.
10. Rukavishnikova, M.N. and Zaitsev, A.A. (2021), "The role of motor asymmetry in rhythmic gymnastics", Physical culture, sports and tourism in higher education: collection of materials of the XXXII All-Russian scientific and practical conference of students, undergraduates, graduate students, young scientists, faculty, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, pp. 87-92.
11. Trishin E.S., Trishin A.S., and Berdichevskaya, E.M. (2020), "Functional asymmetries in game team sports", Olympic sport and sport for all: Proceedings of the XXV International Scientific Congress: at 2 p., Minsk, October 15-17, 2020, Belarusian State University of Culture and Arts, Minsk, pp. 525-532.
12. Khudik, S.S., Chikurov, A. I., Voynich, A. L., Radaeva, S.V. (2017), "Functional asymmetry as a biological phenomenon accompanying sports results", Bulletin of Tomsk State University, No. 421, pp.193-202.
13. Chivil A.A. (2013), "The value of the symmetrical development of physical qualities in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101), pp. 169-173.
14. Chivil A.A. and Stepanova, A.S.(2014), "The effectiveness of the use of means and techniques for correcting motor asymmetry at the stage of in-depth training in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 191-194.
15. Shvirid, A. I. (2018), "Symmetry and asymmetry in sports", Physical culture: problems of education and upbringing: Collection of articles, Yekaterinburg, рр. 51-55.
16. Schmidt, V.V. and Islyamov, D.R. (2021), "Interhemispheric asymmetry of the brain and physical fitness in young gymnasts", Status, problems and ways to improve sports and health training: materials of the I All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, рр. 352-353.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2022
УДК 378.14
ИНТЕГРАЦИЯ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Наталья Валентиновна Багаутдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирской государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Элина Ради-ковна Диких, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, Омск
Аннотация
В современном физкультурном образовании и спорте усиливается спрос на квалифицированных специалистов, обладающих умениями и навыками работы в цифровой среде. Физкультурные вузы являются не только носителями академических традиций, но и обладают большим потенциалом применения инновационных технологий при подготовке таких специалистов. Целью исследования является встраивание цифровых технологий в содержание обучения бакалавров направлений «Физическая культура» и «Спорт» для реализации идеи цифровой трансформации образования в физкультурном вузе.
Ключевые слова: сквозные цифровые технологии, физкультурное образование, физкультурный вуз, бакалавриат, рабочая программа дисциплины.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p30-34
INTRODUCTION OF END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES INTO WORKING PROGRAMS OF DISCIPLINES OF THE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY
Natalya Valentinovna Bagautdinova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Elina Radikovna Dikikh, the candidate of pedagogical sciences, docent, Omsk State Pedagogical University, Omsk
Abstract
In modern physical education and sports, the demand for the qualified specialists with the skills and abilities to work in the digital environment is increasing. Physical education universities are not only carriers the academic traditions, but they also have great potential for the use of innovative technologies in the training of such specialists. The aim of the study is to integrate digital technologies into the content of training of bachelors in the areas of "Physical Education" and "Sport" to implement the idea of digital transformation of education in a sports university.
Keywords: end-to-end digital technologies, physical education, physical education university, bachelor's degree, work program of the discipline.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2] одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цифровая трансформация. Цифровая трансформация отрасли «Образование» представляет собой процесс достижения «цифровой зрелости» отрасли, в ходе которого формируется цифровая образовательная среда (ЦОС), состоящая из совокупности информационных систем, объединяющих всех участников образовательного процесса.
Цифровизация физической культуры и спорта ставит задачу подготовки квалифицированных специалистов, осуществляющих деятельность по фиксации, обработке и отображению действий и состояния спортсмена в тренировочном и соревновательном процессе, что необходимо при обработке данных в процессе спортивного отбора и селекции в том числе.
Цифровая трансформация образования в сфере физической культуры и спорта, прежде всего, опирается на сквозные цифровые технологии, которые открывают перспективы для решения образовательных задач. В каждом физкультурном вузе могут быть определены основные цифровые технологии для использования их в образовательном процессе подготовки будущих тренеров по видам спорта: «Искусственный интеллект», «Технологии хранения и анализа больших данных», «Технологии виртуальной и дополненной реальности» и др.
Это предполагает принципы использования базовых сквозных технологий в сфере физкультурного образования, а также формирование и развитие у обучающихся физкультурных вузов необходимых компетенций.
В нашей статье мы рассматриваем базовые сквозные цифровые технологии и их включение при актуализации рабочей программы по дисциплине «Спортивный отбор». Цель изучения дисциплины «Спортивный отбор» - освоение студентами основ знаний,
умений, навыков в организации системы отбора в циклических видах спорта, с применением современных информационных и цифровых технологий, позволяющих осуществлять отбор и спортивную ориентацию в циклических видах спорта с использованием современных сквозных технологий в области физической культуры и спорта. В процессе освоения дисциплины у будущих бакалавров должна быть сформирована цифровая грамотность. Это значит, что бакалавры в сфере физической культуры и спорта должны быть наделены способностью использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для поиска, анализа, создания и управления информацией с целью удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, сотрудничества и коллективной работы в цифровой среде, учитывая основы информационной безопасности, а также этические и правовые нормы работы с информацией.
В связи с вышесказанным, в ходе освоения дисциплины «Спортивный отбор» у студентов-бакалавров формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
ОПК-2: Способен использовать методики спортивной ориентации и отбора спортсменов и обучающихся с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей в сфере спортивной подготовки и сфере образования с использованием современных информационных и сквозных технологий (BigData, сенсорика, технологии беспроводной связи), программных продуктов (например, Smart-часы, электронные дневники Polar, аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог» и др.) и открытых интернет-ресурсов (официальные сайты Министерства спорта РФ, федераций по видам спорта, Гарант, Консультант, рейтинговые таблицы по результатам выступлений на соревнованиях, цифровые (электронные) библиотеки, Meet Manager).
Индикаторы достижений этой компетенции следующие:
ОПК-2.1: знает значение спортивного отбора и спортивной ориентации, возможности применения современных информационных и сквозных технологий при сборе и обработке критериев отбора, пользуясь информацией открытых интернет-ресурсов.
ОПК-2.2: знает научно-методические основы спортивного отбора, возможности применения современных информационных и сквозных технологий при сборе и обработке критериев спортивного отбора в избранном виде спорта (использование облачных хранилищ Google, Yandex, Statistica 12.0).
ОПК 2.3: умеет разрабатывать методическое обеспечение и применяет в профессиональной деятельности программные продукты, включая информационные образовательные ресурсы (LMS-платформа Moodle, PowerPoint, Google-формы, Консультант, Гарант).
ОПК 2.4.: умеет осуществлять контрольно-оценочную деятельность на основе нормативных документов и источниками открытых данных (официальные сайты Мин-Спорта РФ, федерации по видам спорта).
В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] создано девять приоритетных групп сквозных технологий:
- искусственный интеллект (ИИ);
- робототехника;
- Большие Данные (Big Data);
- системы распределительного реестра (Блокчейн);
- квантовые технологии;
- системы виртуальной и дополненной реальности (VR/AR).
Физическая культура и спорт - трудноизменяемые, инертные системы, поэтому в этой сфере образования квантовые технологии и робототехника используются, по нашему мнению, не всегда широко, а остальные из вышеперечисленных сквозных цифровых технологий следует применять в учебном процессе при изучении дисциплин учебного плана.
В средствах оценивания мы предлагаем включить следующие дополнения:
- в устный опрос добавить некоторые вопросы, например:
1. Возможности применения цифровых технологий при сборе и обработке критериев отбора.
2. Разработка программ для расчета эффективности критериев отбора.
3. Методы математической статистики в спортивном отборе.
4. Основные приложения спортивных Smart-часов, используемых в циклических видах спорта.
5. Возможности использования платформы Meet Manager в спортивном отборе и селекции в плавании.
6. Использование АПК «Спортивный психофизиолог» для исследования психофизиологических особенностей, психомоторных способностей спортсменов и психологических свойств личности спортсменов разного возраста и пола на этапах спортивного отбора в циклических видах спорта.
7. Критерии применения цифровых технологий при сборе и обработке больших данных (BigData).
8. Мониторинговые исследования при выявлении динамики развития показателей физического и психического развития спортсменов.
9. Основные приложения спортивных Smart-часов Polar, используемых в циклических видах спорта.
10. Возможности использования Big Data в работе с социологическим критерием в спортивном отборе;
- практическую работу обучающихся на занятиях оценивать по традиционной схеме, добавив использование открытых интернет-ресурсов; электронных библиотечных систем («Лань», «IPRbooks», Юрайт; LMS-платформа Moodle, PowerPoint);
- примерные темы рефератов дополнить такими темами, как «Использование сквозных технологий в спортивном отборе и селекции в избранном виде спорта»;
- доклад с презентацией в форме презентации доклада (PowerPoint) и его защиты
- в тестирование добавить следующие вопросы и задания:
1. Какие исследования позволяют выявить общую динамику развития показателей физического и психического развития детей и подростков в их взаимосвязи и взаимообусловленности?
a) Диагностические исследования физического развития и интеллекта;
b) мониторинговые исследования;
c) исследования высшей нервной деятельности.
2. Совокупность субтестов, направленных на диагностику относительно однородных данных уровня развития морфофункциональных показателей и физического развития, объединённых в один тест, измеряющий различные данные спортсменов, называют:
a) проективный тест;
b) мониторинговое исследование;
c) батарея теста.
3. Выберите верное утверждение:
a) коэффициент корреляции нелинейно связан с объёмом выборки;
b) коэффициент корреляции не зависит от объёма выборки;
c) чем больше объём выборки, тем меньше коэффициент корреляции.
Таким образом, при реализации цифровой трансформации содержания дисциплин учебных планов по программе бакалавриата по направлениям «Физическая культура» и «Спорт» мы выделяем три основных шага:
1. Подготовка преподавателей (прохождение курсов повышения квалификации, актуализация рабочих программ учебных дисциплин).
2. Реализация в период освоения дисциплины (модуля) (проведение лекций и практических занятий с использованием сквозных цифровых технологий).
3. Анализ (текущий и промежуточный) использования сквозных цифровых технологий при освоении учебной дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации : Паспорт национального проекта (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Правительство России : [сайт] -URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 06.07.2022).
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России : [сайт] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения 06.07.2022).
REFERENCES
1. Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (2019), National program "Digital Economy of the Russian Federation, Protocol dated 06/04/2019 No. 7, available at: http:/ /government.ru/info/35568/ (date of access: 07/06/2022).
2. President of Russian Federation (2020), "On individual development goals of the Russian Federation for the period up to 2030", Decree of July 21, 2020 No. 474, available at: http://www.kremlin.ru/events/president /news/63728 (accessed 07/06/2022).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.07.2022
УДК 796.011.3
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Никита Алексеевич Барабанов, магистрант, Татьяна Викторовна Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва
Аннотация
В статье рассмотрены результаты анкетирования студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма на предмет их мотивации к учебной деятельности. Была определена значимость различных видов деятельностей (спортивной, профессиональной и учебной) для студентов всех курсов бакалавриата; выявлены ведущие мотивы учебной деятельности и направленность познавательного интереса студентов. На основании полученных данных были предложены возможные пути повышения мотивации и расширения сферы познавательной активности студентов вузов физической культуры.
Ключевые слова: учебная деятельность, учебная мотивация, познавательный интерес, вузы физической культуры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p34-38
RESEARCH OF MOTIVATIONAL SPHERE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF SPORT'S UNIVERSITIES
Nikita Alekseevich Barabanov, the master student, Tatiana Viktorovna Levchenkova, the doctor ofpedagogical sciences, docent, Russian State University of Physical Education, Sports,
Youth and Tourism, Moscow