Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В ОТРАСЛИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В ОТРАСЛИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
799
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / СПОРТИВНЫЙ СУДЬЯ / ТРЕНЕР / СПОРТИВНЫЙ АГЕНТ / РУКОВОДИТЕЛЬ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермаков А. В., Скаржинская Е. Н., Новоселов М. А.

Цель исследования - выявление трендов изменения профессиональных треков под воздействием цифровой трансформации экономики и реализации «data-driven» подхода (принятия управленческих решений на основе анализа данных) специалистов отрасли «Физическая культура и спорт» (ФКиС). Методика и организация исследования. В рамках деятельности по созданию фондов оценочных средств компетенций работников физкультурно-спортивной сферы был проведен контент-анализ более 135 000 источников (в том числе научных работ и содержания объявлений о вакансиях спортивных организаций стран Европы, Северной и Южной Америки) с использованием специализированных цифровых сервисов. Результаты исследования и выводы. В международной практике в отрасли ФКиС востребованы кадры, имеющие цифровые компетенции. При подготовке кадров физкультурно-спортивной сферы рекомендуется реализовывать такие дисциплины (модули), как: «SMM в спорте», «SRM спортивных организаций», «Цифровой маркетинг в спорте», «Искусственный интеллект в физкультурно-спортивной деятельности», «Цифровые технологии в спорте». Перспективно внедрение образовательных модулей по направлениям: «Анализ данных в спортивной практике», «Искусственный интеллект и машинное обучение в спорте», «Управление цифровыми проектами в сфере спорта», «Большие данные (с применением технологий искусственного интеллекта)» и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PROFESSIONS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SECTOR

Objective of the study was to reveal the trends of transformation of tracks of the professional physical education and sports specialist training system in the context of the ongoing economic digitalization process and data-driven management approach of the physical education and sports experts. Methods and structure of the study. We made a content analysis of 135,000 documents (including study reports and corporate sports management vacancies in Europe, North and South America) to rank requirements to the competences and job responsibilities in special digital services of the modern physical education and sport sector service personnel. Results and conclusion. On the whole, the global physical education and sport sectors show a special demand for personnel having digital competences and, therefore, we recommend the national physical education and sport sector decision-makers to give a special priority to the following education disciplines: “SMM in sports", "Customer Relationship Management in corporate sports", "Digital Marketing in Sports", "Artificial Intelligence in physical education and sports", "Digital technologies in sports"; ; plus the following special modules: "Data analysis in sports", "Artificial Intelligence and machine learning in sports", "Digital project management in sports", "Big Data with artificial Intelligence technologies", etc.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В ОТРАСЛИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИИ В ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: [email protected], [email protected]

Поступила в редакцию 13.12.2021 г.

Кандидат педагогических наук А.В. Ермаков1

Кандидат педагогических наук Е.Н. Скаржинская1, 2

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Новоселов2

Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

DiGiTAL TRANSFORMATION OF PROFESSiONS iN PHYSiCAL EDUCATION AND SPORT SECTOR

PhD A.V. Ermakov1 PhD E.N. Skarzhynska1, 2

PhD, Associate Professor M.A. Novoselov2

1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow

2 Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявление трендов изменения профессиональных треков под воздействием цифровой трансформации экономики и реализации «data-driven» подхода (принятия управленческих решений на основе анализа данных) специалистов отрасли «Физическая культура и спорт» (ФКиС).

Методика и организация исследования. В рамках деятельности по созданию фондов оценочных средств компетенций работников физкультурно-спортивной сферы был проведен контент-анализ более 135 000 источников (в том числе научных работ и содержания объявлений о вакансиях спортивных организаций стран Европы, Северной и Южной Америки) с использованием специализированных цифровых сервисов.

Результаты исследования и выводы. В международной практике в отрасли ФКиС востребованы кадры, имеющие цифровые компетенции. При подготовке кадров физкультурно-спортивной сферы рекомендуется реализовы-вать такие дисциплины (модули), как: «SMM в спорте», «SRM спортивных организаций», «Цифровой маркетинг в спорте», «Искусственный интеллект в физкультурно-спортивной деятельности», «Цифровые технологии в спорте». Перспективно внедрение образовательных модулей по направлениям: «Анализ данных в спортивной практике», «Искусственный интеллект и машинное обучение в спорте», «Управление цифровыми проектами в сфере спорта», «Большие данные (с применением технологий искусственного интеллекта)» и т.п.

Ключевые слова: цифровизация, компетенции цифровой экономики, спорт, физическая культура, цифровой след, спортивный судья, тренер, спортивный агент, руководитель спортивной организации.

Abstract

Objective of the study was to reveal the trends of transformation of tracks of the professional physical education and sports specialist training system in the context of the ongoing economic digitalization process and data-driven management approach of the physical education and sports experts. Methods and structure of the study. We made a content analysis of 135,000 documents (including study reports and corporate sports management vacancies in Europe, North and South America) to rank requirements to the competences and job responsibilities in special digital services of the modern physical education and sport sector service personnel. Results and conclusion. On the whole, the global physical education and sport sectors show a special demand for personnel having digital competences and, therefore, we recommend the national physical education and sport sector decision-makers to give a special priority to the following education disciplines: "SMM in sports", "Customer Relationship Management in corporate sports", "Digital Marketing in Sports", "Artificial Intelligence in physical education and sports", "Digital technologies in sports"; ; plus the following special modules: "Data analysis in sports", "Artificial Intelligence and machine learning in sports", "Digital project management in sports", "Big Data with artificial Intelligence technologies", etc.

Keywords: digitalization, digital economic competences, sports, physical education, digital trail, referee, coach, sports agent, corporate sports manager.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Проблема цифровизации отрасли «Физическая культура и спорт» поднималась ведущими исследователями с середины прошлого века [4 и др.]. Современные ученые указывают на трансформационные процессы физкультурно-спор-тивной сферы в условиях становления цифровой экономики [1, 3, 5-7, 12 и др.]. Проблема цифровой трансформации профессий физкультурно-спортивной сферы научно не разработана.

Цель исследования - выявление трендов изменения профессиональных треков под воздействием цифровой трансформации экономики и реализации «data-driven» подхода (принятия управленческих решений на основе анализа данных) специалистов отрасли «физическая культура и спорт» (ФКиС).

Методика и организация исследования. Данная работа выполнялась в период 2019-2021 гг. в три этапа:

- участие в разработке фондов оценочных средств профессиональных компетенций для Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта;

- анализ международного опыта формирования и запроса рынка труда на цифровые компетенции в отрасли ФКиС;

- разработка, реализация и анализ цифрового следа трех программ ДПО физкультурно-спортивной направленности в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

цифровая трансформация в спорте

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ профессиональных стандартов работников физической культуры показал, что только для «Оператора тренировочного и соревновательного процесса с использованием электронных и технических устройств» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 марта 2021 г № 159 н) описаны цифровые компетенции. В трудовых функциях разных категорий спортивных служащих большой диапазон областей применения современных цифровых технологий в спорте не представлен. Это цифровые технологии: Big data (большие данные); AI (искусственный интеллект); Cloud Storage

Цифровая трансформация профессий отрасли «ФКиС»

(облачные хранилища данных и облачные технологии в целом); GPS trackers (носимые гаджеты и сенсорные визуали-заторы); VR, AR и MR (технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности); iTable, i-wall и т. п. (интерактивные устройства); компьютерные игры (как вид спорта «компьютерный спорт» и интерактивные дисциплины разных видов спорта); а также не раскрыта специфика цифровой коммуникации в физкультурно-спортивной сфере (социальные сети, стриминговые платформы, мессенджеры, гибридные сервисы и др.) [2].

Название профессии

Цифровая компетенция

Судья по виду спорта / Referee

Судьи по виду спорта следят за соблюдением правил вида спорта, протоколируют спортивные результаты, фиксируют нарушения правил, принимают апелляции и иное. Цифровизация данных процессов требует владения специальным программным обеспечением и техническими средствами.

Различают специфику деятельности спортивных судей при очных («ЛАН») и дистанционных (онлайн). Во время очных соревнований судье может потребоваться помощь в настройке и тестировании оборудования (в том числе сложного), а также взаимодействие с участниками спортивных мероприятий посредством современных каналов коммуникации.

Во время дистанционных соревнований требуются развитые навыки эксплуатации специализированных технических средств, а также высокая скорость управления каналами коммуникации.

При использовании современных цифровых технологий (например, искусственный интеллект) функциональные обязанности администратора программного обеспечения становятся основными для спортивного судьи.

Тренер / Coach

В настоящее время фиксируется расширение функциональных обязанностей тренера с акцентом на работу с информацией в формате «больших данных». При этом сбор и анализ первичных данных обеспечивается используемыми цифровыми технологиями. Тренер, с развитыми цифровыми компетенциями, способен обеспечивать управление тренировочным и соревновательным процессом, как очно («ЛАН») так и дистанционно (онлайн). Во время очного тренировочного процесса и соревновательной деятельности в обязанности тренера по виду спорта входит обеспечение использования специализированных технических средств и технологий контроля (мониторинга) показателей функциональных систем отдельного спортсмена и технико-тактических действий спортивного коллектива.

Во время дистанционных спортивных мероприятий тренер обязан обеспечить не только сбор и анализ разных данных, но и обучить спортсменов основам использования цифровых технологий для диагностики (в том числе самодиагностики). Также тренер, в дистанционном режиме работы, должен иметь компетенции обеспечения техники безопасности посредством цифровой визуализации и коммуникации.

При использовании цифровых технологий функциональные обязанности аналитика становятся основными для тренера по виду спорта.

Разделение профессиональных треков тренера и аналитика не всегда эффективно - тренер должен иметь компетенции аналитика, а аналитик обязан иметь компетенции, позволяющие ему эффективно разбираться в виде спорта или спортивной дисциплине, а также иметь полную информацию о спортсменах, спортивной команде, тренировочном и соревновательном процессе.

Профессиональные

спортсмены / Professional sports athletes

Спортсмен благодаря цифровым технологиям регулярно общается с тренером, как очно («ЛАН»), так и дистанционно (онлайн). Априори цифровые компетенции нужны профессиональным спортсменам как для оценки собственной функциональной готовности, так и для участия в соревнованиях, проводимых в гибридном режиме. Успешность деятельности профессионального спортсмена оценивается, в том числе, и в денежном эквиваленте. Поэтому, помимо спортивной результативности, профессиональным спортсменам следует уделять время формированию медиаиндекса. Профессиональный спортсмен, чтобы быть коммерчески успешным, обязан вести социальные сети, посещать медийные мероприятия и т.п.

Функциональные обязанности современного профессионального спортсмена требуют навыков администрирования своего «цифрового образа». Но ресурсы, необходимые для этого, часто несовместимы с интенсивным тренировочным процессом и могут быть делегированы на аутсорсинг. При этом процесс участия в создании цифрового контента (фото, видео, др.) для спортсмена является неотъемлемым.

Руководитель спортивной организации Organisation manager

Руководитель спортивной организации сочетает в своей профессиональной деятельности разные направления - менеджмент, маркетинг и взаимодействие с государственной властью (Government Relations (GR)). Применение цифровых технологий позволяет оптимизировать процессы как внутри организации, так и обеспечить необходимое позиционирование с внешними контрагентами (в том числе потенциальными клиентами). Поэтому, помимо общекультурных компетенций цифровой экономики, требуются навыки работы с CRM (Customer Relationship Management) системами и т.п.

Активное применение социальных сетей является вектором развития цифрового маркетинга спортивных организаций. В сегменте b2b преобладает использование следующих цифровых инструментов: партнерские программы, web-сайты, социальные сети; в сегменте b2g - реклама через электронные ресурсы профессиональных спортивных сообществ и ведомств, использование web-сайтов, реклама на радио и телевидении; в сегменте b2c - использование социальных сетей, web-сайты, продвижение в блогах и тематических сообществах. Таким образом, функции руководителя спортивной организации расширяются за счет координации модерации электронной инфраструктуры и сетевых ресурсов спортивной организации.

Спортивный агент / Agent

Согласно действующему законодательству спортивные агенты имеют право заключать агентские договоры со спортсменами, тренерами и профессиональными спортивными клубами.

На практике встречается, как минимум, два типа спортивных агентов. Первые выполняют роль личных помощников (помогая с размещением, бронированием и т.д.), а вторые обеспечивают сопровождение коммерческих проектов, в том числе работают с медиаиндексом спортсмена и т.д.

Эффективные спортивные агенты активно используют цифровые технологии при выполнении всех основных функций, в том числе при составлении смарт контрактов.

Современные спортивные агенты фактически являются менеджерами по работе с коммьюнити (включая работодателей спортсмена, коммерческих партнеров, спонсоров и рекламодателей).

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Анализ данных научных работ и запросов работодателей разных стран выявил тенденции изменений профессиональных треков работников спортивных организаций, что позволило транспонировать имеющийся запрос на отечественную спортивную индустрию.

В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» в 2020 г были разработаны четыре программы ДПО (из них были реализованы три: «Цифровой маркетинг в спорте»; «Event продюсер (киберспорт)» и «SMM в киберспорте») [8-10]. Логика создания контента реализованных программ ДПО в рамках направления цифровой экономики «Цифровой маркетинг и медиа» была понятна экспертам АНО «Университет национальной технологической инициативы 2035». Программа «Тренер-аналитик» не прошла конкурсный отбор, так как была представлена по направлению «Большие данные». Это связано с тем, что в областях реализации переобучения по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования отсутствуют направления, соответствующие ключевым профессиям работников сферы «Физическая культура и спорт», и было затруднительно обосновать отнесение программы «Тренер-аналитик» к выбранному направлению.

Анализ цифровых следов слушателей реализованных программ ДПО позволил обобщить и описать ключевые треки цифровой трансформации наиболее массовых, с точки зрения трудоустройства, профессий отрасли ФКиС (см. таблицу).

Вывод. Применение цифровых технологий в спорте изменило функционал основных профессий и это следует учитывать при подготовке кадров. Сквозными цифровыми профессиональными компетенциями для всех профессий отрасли ФКиС являются:

• способность администрировать программные продукты (по спортивному судейству, тренировочным программам, иные);

• навыки эксплуатации цифрового диагностического оборудования (системы оценки функциональной подготовленности и т. п.);

• умение работать с цифровыми продуктами в медиапро-странстве.

Рекомендуется вводить в учебные планы подготовки кадров физкультурно-спортивной сферы такие дисциплины (модули), как: «SMM в спорте», «SRM спортивных организаций», «Цифровой маркетинг в спорте», «Искусственный интеллект в физкультурно-спортивной деятельности», «Цифровые технологии в спорте». Перспективно внедрение образовательных модулей по направлениям: «Анализ данных в спортивной практике», «Искусственный интеллект и машинное обучение в спорте», «Управление цифровыми проектами в сфере спорта», «Большие данные (с применением технологий искусственного интеллекта)» и т. п.

Литература

1. Горбаченко А.Ф., Скаржинская Е.Н. Профессии будущего: компьютерный спорт как индустрия информационного общества // Материалы науч.-практ. конференции с международным участием. «Управление в сфере науки, образования и технологического развития». 2016. С. 115-119.

2. Ермаков А.В., Скаржинская Е.Н. Цифровые технологии в спорте как инструмент воспитания // Физическая культура и спорт в XXI веке: Актуальные проблемы и их решения. 2020. С. 189193.

3. Ермаков А.В., Скаржинская Е.Н., Сарафанова Е.А. Физкультурно-спортивное образование - педагогика на основе больших данных. В сборнике: Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений. Сборник научных статей I Международной конференции. 2020. С. 313-323.

4. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. М.: Физкультура и спорт, 1969. 200 с.

5. Иорданская Ф.А. Цифровые технологии в мониторинге тренировочных и дистанционных процессов подготовки спортсменов и лиц, занимающихся физкультурой // Вестник спортивной науки. 2020. №. 3. С. 31-44.

6. Кукушкин А.А., Новоселов М.А. Модель системы оценки физической подготовленности школьников младших классов с использованием сенсорных визуализаторов // Сборник трудов студентов и молодых ученых ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ. 2014. С. 70-71.

7. Новоселов М., Филатов С. Специализированное программное обеспечение психодиагностики и коррекции функционального состояния спортсменов // Спортивный психолог. 2004. №. 1. С. 87-90.

8. Программа «Event-продюсер (киберспорт)» URL: https://cat.2035. university/rall/course/6408/?projectJd=27&keywords=event%20 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5 %D1%80 (дата обращения 10.06.2021).

9. Программа «SMM в киберспорте» URL: https://cat.2035.university/ rall/course/6406/?project_id=27&keywords=smm%20%D0%BA%D 0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%81 %D0%BF%D0%BE%D1 %80%D1%82 (дата обращения 10.06.2021).

10. Программа «Цифровой маркетинг в спорте»: URL: https:// cat.2035.university/rall/course/6492/?project_id=27&keyword s=%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D 0%BE%D0%B9%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D 0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%B2%20 %D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5 (дата обращения 10.06.2021).

References

1. Gorbachenko A.F., Skarzhinskaya E.N. Professii budushchego: kompyuterny sport kak industriya informatsionnogo obschestva [Professions of future: computer sports as industry of information society]. Upravlenie v sfere nauki, obrazovaniya i tehnologicheskogo razvitiya [Management in the field of science, education and technological development]. Proc. research- practical conferences with international participation. 2016. pp. 115-119.

2. Ermakov A.V., Skarzhinskaya E.N. Tsifrovye tekhnologii v sporte kak instrument vospitaniya [Digital technologies in sports as educational tool]. Fizicheskaya kultura i sport v XXI veke: Aktualnye problemy i ikh resheniya [Physical education and sports in the XXI century: Actual problems and their solutions]. 2020. pp. 189-193.

3. Ermakov A.V., Skarzhinskaya E.N., Sarafanova E.A. Fizkulturno-sportivnoe obrazovanie - pedagogika na osnove bolshih dannykh [Sports education - big data based pedagogy]. Bolshie dannye v obrazovanii: analiz dannykh kak osnovanie prinyatiya upravlencheskih resheniy [Big data in education: data analysis as a basis for making managerial decisions]. Proc. I International Conference. 2020. pp. 313-323.

4. Zatsiorskiy V.M. Kibernetika, matematika, sport [Cybernetics, mathematics, sports]. M.: Fizkultura i sport publ., 1969. 200 p.

5. lordanskaya F.A. Tsifrovye tekhnologii v monitoringe trenirovochnykh i distantsionnykh protsessov podgotovki sportsmenov i lits, zanimayushchikhsya fizkulturoy [Digital technologies in monitoring of training and distance training processes for athletes and people involved in physical education]. Vestnik sportivnoy nauki. 2020. No. 3. pp. 31-44.

6. Kukushkin A.A., Novoselov M.A. Model sistemy otsenki fizicheskoy podgotovlennosti shkolnikov mladshikh klassov s ispolzovaniem sensornykh vizualizatorov [Sensory visualizers-applied model of physical fitness rating system for primary school students]. Sbornik trudov studentov i molodyih uchenykh RGUFKSMiT. 2014. pp. 70-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Novoselov M., Filatov S. Spetsializirovannoe programmnoe obespechenie psikhodiagnostiki i korrektsii funktsionalnogo sostoyaniya sportsmenov [Specialized software for psychodiagnostics and correction of athletes' functional state]. Sportivny psikholog. 2004. No. 1. pp. 87-90.

8. Programma «Event-prodyuser (kibersport)» ["Event-producer (e-sports)" Program]. Available at: https://cat.2035.university/rall/ course/6408/?project_id=27&keywords=event menedzher (date of access: 10.06.2021)

9. Programma «SMM v kibersporte» ["SMM in eSports" Program]. Available at: https://cat.2035.university/rall/course/6406/?project_ id=27&keywords=smm kibersport (date of access: 10.06.2021).

10. Programma «Tsifrovoy marketing v sporte» ["Digital Marketing in Sports" Program]. Available at: https://cat.2035.university/ rall/course/6492/?project_id=27&keywords=%D1%86%D0%B 8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20 %D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0 %B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BF%-D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5 (date of access: 10.06.2021).

11. Bachelor of Arts (BA) Degree with a Major in Sport Management and a Major Concentration in Sport Analytics. Available at: https://ga.rice. edu/programs-study/departments-programs/social-sciences/ sport-management/sportmanagement-ba-analytics-concentration/ (date of access: 23.05.2021).

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.