МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
10. Мусина Д.Р., Соловьева И.А. Анализ экспортной политики РФ в сфере сбыта нефтепродуктов// В сборнике: Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика Сборник научных трудов по материалам 1 Международной научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет». 2013. С. 131-133.
11. Соловьева И.А., Макашева А.М. Совершенствование экономического механизма государственного регулирования нефтегазового комплекса // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/53EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/53EVN215
12. Мусина Д.Р. Влияние налога на добычу полезных ископаемых на эффективность разработки нефтяного месторождения// Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 69-76.
13. Мусина Д.Р. Формирование системы логистического контроллинга в буровой компании // Электронный
научный журнал «Нефтегазовое дело». 2015. №4. С.549-563. URL:
http://ogbus.ru/issues/4_2015/ogbus_4_2015_p549-563_MusinaDR_ru.pdf
14. Ситдиков Р.Р., Мусина Д.Р. Учет логистических рисков в планировании материальных запасов бурового
предприятия // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/05EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/05EVN315
15. Мусина Д.Р. Стоимостная оценка потерь от риска в производственной логистике
нефтеперерабатывающего завода // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №4 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/84TVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/84TVN415
16. Годовой отчет ОАО «НК «Роснефть» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.rosneft.ru. (дата обращения 18.09.2015).
17. Годовой отчет ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.lukoil.ru. (дата обращения 18.09.2015).
18. Годовой отчет ОАО АНК «Башнефть» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО АНК «Башнефть» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.bashneft.ru. (дата обращения 18.09.2015).
19. Годовой отчет ОАО «Татнефть» за 2014 г. - Официальный сайт ОАО «Татнефть» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.tatneft.ru. (дата обращения 18.09.2015).
© Григорьев Е.А., Д.Р. Мусина, 2015
УДК 333.9 (078.6)
И.П. Гурова, д.э.н., профессор Факультет международных экономических отношений Московский государственный институт международных отношений (университет) МГИМО (У) МИД России, г. Москва, РФ
ИНТЕГРАЦИЯ РЫНКОВ И ИНСТИТУТЫ ИНТЕГРАЦИИ В РЕГИОНЕ СНГ1
Аннотация
Цель статьи заключается в исследовании вопроса о взаимосвязи интеграции рынков и институциональной интеграции на основе институционального подхода и анализа статистических данных.
1 Представлены результаты исследования в рамках проекта «Теоретическое и эконометрическое исследование региональной торговли СНГ», финансируемого Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) (проект № 13-06-00001).
40
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Обоснованы выводы о том, что рост интеграционных институтов носит опережающий характер по отношению к интеграции рынков в регионе СНГ, что она пока еще не дает традиционных экономических эффектов, характерных для классической модели, что деятельность интеграционных институтов ЕАЭС должна быть направлена на развитие не только торгового, но и инвестиционного сотрудничества.
Ключевые слова
Региональные интеграционные институты, региональная торговля, СНГ, ЕАЭС
Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) означает существенный шаг вперед в развитии институциональной структуры экономической интеграции и укрепляет перспективу ее углубления в регионе СНГ. Для определения международных и региональных институтов используется институциональный подход, выделяющий формальные и неформальные институты [1, с. 63]. В частности, К.Хеннинг отмечает, что понятие «международный/региональный институт» включает как формальные соглашения, бюрократические процедуры и практики принятия решений, так и консультативные форумы, модели сотрудничества, неформальные соглашения между государствами-участниками для обеспечения, мониторинга и реализации международных/региональных соглашений [2, p. 82]. В регионе СНГ вопрос о создании официальных институтов региональной интеграции появился в начале 1990х гг. в связи с разработкой концепции экономического союза. Однако, как отмечает А.Акопян, изучившая формирование институтов интеграции постсоветских стран, проявились противоречия формальных и неформальных институтов «в разном понимании странами Содружества целей и задач создания объединения, целесообразности самой интеграции» [3, c.40]. Оценивая причины неэффективности методов и инструментов реализации целей интеграционного взаимодействия в СНГ с позиций социальноконструктивистского институционализма, она показала, что одним из факторов является подражание европейской интеграции и желание «скопировать» опробованную институциональную модель. Она обосновала вывод о том, что «в постсоветском пространстве институциональный изоморфизм не обеспечил успеха интеграционным процессам» [3, c.42].
В настоящее время основными соглашениями об экономической интеграции на пространстве СНГ являются Договор о евразийском экономическом союзе2 (2014 г.) и Договор о зоне свободной торговли3 (2011 г.). Следует отметить, что первое соглашение о создании зоны свободной торговли в 1994 г. подписали 11 государств-участников СНГ, включив в текст документа положение о дальнейшем поэтапном углублении интеграции. Новый договор о свободной торговле также нацелен на устранение барьеров в торговле и на интеграцию товарных рынков, но в отличие от предыдущего соглашения, не связан с перспективами углубления региональной интеграции. Он нотифицирован в ВТО в соответствии со статьей XXIV ГАТТ, ориентируется на нормы ВТО и на условия интеграции в мировую торговую систему.
Договор о евразийском экономическом союзе и деятельность формальных институтов ЕАЭС (Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза) нацелены на создание предпосылок для реальной интеграции, для объединения рынков посредством устранения барьеров между странами в движении товаров и услуг, рабочей силы и капитала. Интеграция рынков начинается с либерализации торговли и торговой интеграции, поэтому ее эффекты проявляются в первую очередь в показателях региональной торговли [4, c.89-101]. Наиболее распространенным количественным измерением интеграционных процессов является динамика доли региональной торговли в совокупной внешней торговле. Но для оценки торговых эффектов более релевантными являются индикаторы, показывающие изменения в распределении импортной квоты каждой страны, входящей в соглашение, между партнерами по интеграционному блоку, с одной стороны, и третьими странами, - с другой. Этот подход позволяет выявить эффект отклонения торговли как результат изменения географических предпочтений во внешней торговле страны. Сравнивая показатели за 2001 и 2012
2 Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан
3 Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина, Узбекистан
41
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
г., можно сделать вывод о том, что в большинстве стран СНГ (за исключением Азербайджана, Казахстана, Туркменистана) импортная квота увеличилась (таблица 1).
Таблица 1
Распределение импортной квоты в странах СНГ в 2001 и 2012 гг.
Страны Импортная Региональная Квота из третьих
региона СНГ квота квота стран
2001 2012 2001 2012 2001 2012
Армения 39,5 42,9 9,7 13,8 29,9 29,0
Азербайджан 25,1 14,5 7,8 3,8 17,3 10,7
Белоруссия 67,1 73,3 46,9 47,2 20,2 26,1
Грузия 23,4 49,8 7,9 12,7 15,5 37,1
Казахстан 29,1 21,9 14,9 10,9 14,1 11,0
Кыргызстан 30,6 83,0 16,8 41,5 13,8 41,5
Молдова 60,3 71,9 23,0 22,4 37,3 49,5
Россия 13,7 15,7 3,6 2,2 10,0 13,5
Таджикистан 29,8 51,2 17,3 19,0 12,5 32,1
Туркменистан 30,3 22,2 8,7 6,3 21,6 15,9
Украина 41,5 48,0 23,1 19,6 18,4 28,4
Узбекистан 18,4 21,0 6,5 8,7 12,0 12,3
Источник: расчеты автора на основе данных Всемирного банка и Международного торгового центра
Однако, за исключением Армении, во всех этих странах рост импортной квоты произошел за счет торговли с третьими странами, а не с региональными партнерами. Таким образом, на пространстве СНГ, в том числе и в ЕАЭС, мы наблюдаем эффект отклонения не в пользу региональной торговли, а в пользу торговли за пределами региона. Этот факт подтверждает тезис о том, что интеграционные институты пока еще не дают ощутимых положительных макроэкономических эффектов. Более того, по данным Евразийской экономической комиссии, объем взаимной торговли стран ЕАЭС сокращается: в 2013 г. взаимная торговля составила 95,1%, а в 2014 г. - всего 89% от уровня предшествующего года [5, c. 11], а за первое полугодие 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. - 74% [6, с. 11].
Экономическая интеграция имеет не только макроэкономические, но и микроэкономические эффекты. Согласно классической теории региональной интеграции, на объединенных рынках происходит усиление конкуренции между фирмами из стран интеграционного блока, подрываются монополии и формируются конкурентоспособные производители, которые в результате эффекта масштаба способны значительно повысить эффективность производства [7, с. 103]. Эффект конкуренции и эффект масштаба рассматриваются как положительные последствия интеграции рынков, способствующие росту производительности труда и, в конечном итоге, увеличению благосостояния в регионе.
Микроэкономические эффекты в странах ЕАЭС имеют специфические проявления. На рынках Казахстана обострилась ценовая конкуренция между российскими и казахстанскими товарами под влиянием валютного фактора. Относительно стабильное соотношение тенге и рубля, сложившееся после девальвации российской валюты в 1998 г., было подорвано в 2014 г. неблагоприятными
мирохозяйственными и политическими условиями, в результате которых произошло значительное ослабление российской валюты (рисунок 1).
42
Рисунок 1 - кросс-курс казахстанского тенге к российскому рублю на конец года в 1993-2014 гг.
(тенге/руб.)
Источник: расчеты автора на основе данных МВФ
По данным Национального банка Казахстана, весной 2014 г. официальный курс национальной валюты составлял около 5 тенге/руб., а в конце года он колебался в пределах 3 тенге/руб. В 2015 г. наметилась тенденция укрепления рубля на валютном рынке Казахстана: официальный курс вырос с 2,87 в январе до 3,87 тенге/руб. в сентябре.
В 2014 г. в Казахстане российские производители начали вытеснять национальных производителей и с рынков, и из системы государственных заказов, выигрывая тендеры [8]. Ценовые преимущества, которые появились у российских производителей в результате ослабления валюты, вызвали возмущение у казахстанских производителей. В конце 2014 г., обратившись к правительству с просьбой ввести временные торговые ограничения на импорт российских товаров [9], они предложили внести в список возможного эмбарго широкий круг продуктов: мясо птицы, яйца, муку и макароны, соки и напитки, волнистый шифер, кабели и провода, дрожжи, масло и жиры, патоку, кондитерские изделия, автомобили, стеклотару, аккумуляторы, смазочные материалы, железнодорожное литье, охлаждающую жидкость [10].
Противоречия на региональном рынке ставят перед интеграционными институтами проблемы согласования интересов, которые требуют комплексного подхода в координации экономической политики стран-членов ЕАЭС. Возможные пути их решения во время встречи президентов России, Беларуси и Казахстана в г. Астана в марте 2015 г. обозначили Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, призвавший к выработке совместного плана действий по преодолению кризисных явлений в экономиках стран-участниц ЕАЭС, и Президент России В.Путин, предложивший начать формирование валютного союза трех стран, чтобы координировать валютные политики в периоды неустойчивости валют. Эти меры, безусловно, необходимы в условиях экономической и финансовой нестабильности, но они нацелены на решение текущих проблем и носят характер политики «точной настройки». Оценивая проблемы евразийской интеграция с точки зрения долгосрочной перспективы, следует признать, что в настоящее время недостаточное внимание уделяется инвестиционному сотрудничеству, необходимость которого подчеркивают эксперты [11]. Долгосрочный вектор развития евразийской интеграции на должен ограничиваться торговым сотрудничеством, он должен носить торгово-инвестиционный характер [12, c.130-143], направленный на поощрение совместных инвестиционных проектов и на формирование региональных цепочек создания стоимости.
Список использованной литературы:
1. Гурова И.П. Этика международных экономических отношений: Учеб.пособие. - М.: Дело, 2004. - 408 с.
2. Henning C.R. Regional economic integration and institution building /Regional economic integration in a global framework: G-20 workshop, 22-23 September 2004 [ed.McKay J, Armengol M., Pineau G.], European Central Bank, 2004. - 142 p.
43
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
3. Акопян А.С. Формирование институтов интеграции постсоветских стран /А.С.Акопян // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2008. № 1. С. 39-43.
4. Гурова И.П. Региональная торговля и торговая интеграция / И.П.Гурова // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 2. 89-101.
5. Взаимная торговля товарами государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2014 год: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия.—Москва: Издательство ООО «Сам Полиграфист» , 2015. — 224 с.
6. Взаимная торговля товарами государств — членов Евразийского экономического союза за I полугодие 2015 года: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. — Москва: Издательство ООО «Сам Полиграфист» , 2015. — 200 с.
7. Гурова И.П. Мировая экономика: учебник для студентов, обучающихся по специальности "Мировая экономика" И. П. Гурова. - 4-е изд., перераб.- М.: Омега-Л, 2011. - 400 с.
8. Казахстанских производителей теснят российские конкуренты / LS. 22 января 2015 г. URL: http://lsm.kz/kazahstanskih-proizvoditelej-tesnyat-rossijskie-konkurenty.html (дата обращения: 05.10.2015).
9. Полемика экспертов Казахстана: «ЕАЭС — союз конкурентов или союзный застой?» 28 апреля 2015 г. / Российский совет по международным делам (РСМД): Постсоветское пространство // Аналитика. URL: http://russiancouncil.ru (дата обращения: 05.10.2015).
10. СМИ: казахстанские предприниматели просят ввести эмбарго против России. 23.09.2015 / Газета.т URL: http://www.gazeta.ru ru (дата обращения: 05.10.2015).
11. Гринберг Р. В кризис сотрудничество должно победить конкуренцию. 24 апреля 2015 г. / Российский
совет по международным делам (РСМД): Постсоветское пространство // Аналитика. URL:
http://russiancouncil.ru (дата обращения: 05.10.2015).
12. Гурова И.П. О теоретической модели торговой интеграции на пространстве СНГ / И.П.Гурова // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 130-143.
©И.П.Гурова, 2015
УДК 338
А.А.Датченко
Аспирант 2-го года обучения, Факультет Торгового дела, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»,
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются процессы товародвижения пищевой продукции, показатели эффективности логистической системы, а также представлена логистическая концепция качества и безопасности товародвижения пищевой продукции.
Ключевые слова
Логистическая система, процессы товародвижения, качество и безопасность логистической системы Одним из приоритетных направлений стратегии России в современных экономических условиях является повышение качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг. Проблема качества и безопасности продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства и национальная безопасность в целом.
44