Секция «Современные технологии социального и проектного управления»
те или иные уровни. Так большинство предприятий ГГ-отрасли и СМИ характеризуются высоким уровнем зрелости управления проектами, где осуществляется поддержка стратегических решений и распределение ресурсов предприятий на основе проектного подхода. Предприятия оборонной промышленности характеризуются минимальным уровнем зрелости управления проектами, поскольку направлены на подержание процессов текущей деятельности и проектов по модернизации производства.
Относительно промышленных предприятий Красноярского края на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что уровень зрелости управления проектами предприятий коррелируется с формой собственности предприятия, его региональной принадлежностью. Так, для предприятий, относящихся к российским финансово-промышленным группам, управление проектами характеризуется высокими уровнями, поддержкой нескольких проектов в пределах одной программы, введением общего учета реализуемых проектов, проведением обучения отельных сотрудников по управлению проектами. Предприятия регионального уровня характеризуются более низкими уровнями, так, для них характерно наличие практик отдельных проектов, осознание необходимости применения
методов и средств управления проектами на предприятии.
На основании предложенной классификации уровней зрелости, а также при проведении дополнительного анализа текущего состояния управления проектами на примере конкретного предприятия имеется возможность определения направлений и приоритетов развития системы управления проектами в России.
В современной экономике концепция проектного управления является рабочим инструментом, используемым во многих сферах деятельности. Хорошо разработанный проект помогает предприятию развиваться, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, реализовывать перспективные планы.
Библиографические ссылки
1. Управление проектами / под ред. И. И. Мазу-ра. 3-е изд. М. : Омега-Л, 2006.
2. Романова М. В. Управление проектами. М. : ИД «Форум» ; Инфра-М, 2007.
3. Полковников А. Что такое модели зрелости управления проектами? URL: http://www.e-xecutive.ru.
© Ревин Д. Ю., Зеленский П. С., 2010
УДК 330.332.54
Д. Ю. Ревин, Б. К. Петин Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ИНТЕГРАЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дано обоснование актуальности реинжиниринга бизнес-процессов. Приведена взаимосвязь реинжиниринга бизнес-процессов и информационных технологий. Вклад информационных технологий в реинжениринг компании.
Реинжиниринг бизнес-процессов или BPR (Business Process Reengineering), начиная с 1990 года, вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. Сегодня методы BPR взяты на вооружение уже практически всеми ведущими компаниями мира. Рынок инструментальных средств поддержки BPR оценивается более чем в 200 млн долларов и растет со скоростью более чем 40 % в год.
Многие экономисты рассматривают появление BPR как революцию в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения предприятий, предложенных 200 лет назад А. Смитом, и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность. Возможность такой революции обусловлена, в первую очередь, новейшими достижениями в области информационных технологий (ИТ), специалисты которой начинают играть ведущую роль в конструировании бизнеса. BPR является научно-практическим направлением, возникшим на стыке двух различных дисциплин, и поэтому он
требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных и удобных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга, ориентированных на использование как специалистами в области информационных технологий, так и менеджерами.
Реинжиниринг определяется как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы. Речь идет не о небольшом усовершенствовании бизнес-процессов компаний, а о кардинальном повышении их эффективности, в десятки или даже в сотни раз. При этом реинжиниринг рассматривается как способ выживания современных компаний в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Необходимость реинжиниринга связывается с высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Еще 20-30 лет назад управление было построено на административно-командных принципах. При этом клиентам отводился самый нижний уровень иерархии, где они были представлены безликим «массовым потребителем». Однако с развитием современных технологий исчезла стабильность, а с ростом конкуренции изменилась и роль потребителя. Соревнование между производителями привело к дроблению массового рынка на относительно небольшие ниши, где уже потребитель диктует свои условия производителям, а не наоборот. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: изменение бизнес-процессов превращается в практику повседневной жизни компаний.
Решение проблемы - в смене основных принципов организации компаний и в переходе к ориентации не на функции, а на процессы. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, BPR рассматривается как наиболее эффективная, революционность которой обусловлена современным состоянием информационных технологий. Например, фирма IBM Credit сумела сократить срок рассмотрения заявок на получение кредитов с одной недели до нескольких часов за счет создания специализированной информационной системы. Завод «Сатурн» компании «Дженерал Моторс» открыл свою базу данных поставщикам. Это позволило исключить фазу отправки официальных заказов на детали - теперь поставщики сами подвозят необходимые компоненты в запланированные сроки, поскольку им уже известны потребности производства и график работ завода. В результате удалось избавиться от трудоемкой переписки и сократить втрое число сотрудников в отделе закупки деталей. Эффект от экономии составляет 2 млн долл. ежегодно.
Каким же может быть вклад информационных технологий в организацию деятельности компании? Очевидно, это автоматизация бизнес-процессов (BPA -Business Process Automation). Но автоматизация приводит лишь к ускорению существующих процессов, которое не может, в подавляющем большинстве случаев, привести к тому многократному улучшению эффективности, которое предусматривает подлинный реинжиниринг. Можно выделить два способа влияния ИТ на деятельность организаций:
- применение методов ИТ для анализа и конструирования бизнес-процессов, например объектно-ориентированное моделирование;
- появление новых бизнес-процессов, позволивших коренным образом изменить базовые правила работы организаций.
Сегодня начинают использовать методы инженерии знаний. Во-первых, с их помощью можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах и, в частности, о рабочих процедурах. Во-вторых, решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей.
Методы быстрой разработки приложений позволяют сокращать время создания поддерживающих информационных систем и, следовательно, используются не только в ходе реинжиниринга компании, но и на этапе эволюционного развития, сопровождающегося постоянными модификациями и улучшениями информационных систем компании. Современный период характеризуется активным переходом к использованию интегрированных методологий и инструментальных средств.
Сегодня начинается продвижение консалтинговых услуг и инструментариев по BPR и на российский рынок. Применение мирового опыта построения эффективных компаний представляет огромную ценность для нашей страны, проводящей глобальную экономическую реформу и активно внедряющейся в мировую экономическую систему.
© Ревин Д. Ю., Петин Б. К., Зеленский П. С., 2010
УДК 003
Е. А. Резанов Научный руководитель - И. З. Погорелов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ФИРМЕ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Рассматривается проблема мотивации менеджмента в ремонтно-отделочной отрасли малого бизнеса. Сравниваются системы оплаты труда менеджеров в соответствии с методикой ориентированной на показатель EVA и общепринятой методикой привязки оплаты труда к объему выручки.
Основополагающей целью управления любым коммерческим предприятием является максимизация благосостояния его собственников. Если суммарный доход
инвестора превышает требуемый уровень, компания создает добавленную стоимость для своих собственников. В противном случае стоимость разрушается.