Научная статья на тему 'Интеграция психологии и акмеологии в профессиональной подготовке будущих учителей'

Интеграция психологии и акмеологии в профессиональной подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция психологии и акмеологии в профессиональной подготовке будущих учителей»

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Т.В. ЗОБНИНА

В педагогическом вузе психология является одной из профилирующих учебных дисциплин. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, учитель должен не только всесторонне знать преподаваемый им предмет, но и обладать широкими познаниями в области психологии. Приобрести эти знания в студенческом возрасте позволяет изучение психологических учебных дисциплин. Будущим учителям психология помогает овладеть умениями научного объяснения явлений развивающейся психики учащихся, формирования позитивных качеств их личности.

К настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт преподавания психологии в высших педагогических учебных заведениях. Сейчас, когда изменения социально-экономического уклада нашего общества ставят педагогические вузы перед необходимостью искать новые формы и методы подготовки кадров, способных эффективно и творчески работать в условиях современной действительности, целесообразно, на наш взгляд, расширить этот опыт посредством осуществления интеграции психологии и акмеологии в профессиональной подготовке будущих учителей.

Психология, в силу круга проблем, входящих в ее предмет, органически связана с акмеологией. Психологическая наука обращается к исследованию важнейших вопросов формирования, развития и проявления психики, среди которых широкое место занимает проблема саморелизации личности. Эта проблема является одновременно и центральной проблемой акмеологии - науки, изучающей закономерности, механизмы и способы достижения вершин (akme) в разных областях человеческой деятельности.

Интеграция психологии и акмеологии позволяет расширить угол зрения на проблему самореализации личности, способствует целостному оформлению знаний о человеке, включенном в широкую сеть связей с окружающим миром, ориентирует преподавателей на максимальный учет возможностей студентов. О важности междисциплинарного подхода в образовании говорят уже давно. Более того, степень проникновения в научные дисциплины смежных проблем всё повышается. Это относится и к «взаимоотношениям» психологии и акмеологии.

В связи с тем, что в последние годы психологи стали больше внимания уделять методической разработке и методическому обеспечению преподавания психологии, особого рассмотрения требует вопрос о соотношении структуры психологии как научной и учебной дисциплины. По данному вопросу мы придерживаемся точки зрения о том, что учебная дисциплина как дидактически целесообразная система знаний, содержание и структура которой определяются типом образовательной программы, индивидуально-психологическими особенностями учащихся, условиями, в которых осуществляется преподавание, может отражать не только отдельную науку, но являться обобщенным отражением знаний, накопленных в разных областях науки. На этой позиции мы основывались при разработке системы психолого-акмеологической подготовки студентов.

Психолого-акмеологическая подготовка будущих учителей предполагает опору на комплексный (целостный) подход к человеку в единстве его индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик, расширение акмеологической тематики в рамках нормативных психологических учебных дисциплин и спецкурсов по психолого-акмеологической тематике, применение акмеологических технологий образования.

Интеграция психологии и акмеологии позволяет расширить угол зрения на проблему самореализации личности, способствует целостному оформлению знаний о человеке, включенном в широкую сеть связей с окружающим миром, ориентирует преподавателей на максимальный учет возможностей студентов. О важности междисциплинарного подхода в образовании говорят уже давно. Более того, степень проникновения в учебные курсы смежных проблем всё повышается. Это относится и к «взаимоотношениям» психологии и акмеологии.

Психолого-акмеологическая подготовка будущих специалистов вносит весомый вклад в решение крупной научной проблемы, имеющей большое социальнокультурное значение. Она способствует переводу теоретических психологических знаний в умения использовать эти знания в процессе познания других людей и взаимодействия с ними, в процессе самопознания и саморазвития. Такая подготовка содействует укреплению у молодых людей, обучающихся в вузах и готовящихся вступить во взрослую самостоятельную жизнь, позитивного внутреннего настроя, формированию у них профессиональных мотивов, отражающих потребность в самореализации и связанных с повышением в сознании студентов общественной значимости профессии учителя, воспитанию у будущих специалистов установки на непрерывное самосовершенствование в жизни.

Акмеологический подход гуманен по своей сути. Он не только раскрывает на научной основе закономерности саморазвития зрелого человека, он содействует повышению уровня созидающей мотивации, приумножению гуманистических ценностей в жизни. Осознав непреходящую ценность идей гуманизма, выпускники педагогического вуза понесут эти идеи с собой в школу, стремясь к созданию в ней положительного морально-психологического климата, заботясь о предоставлении учащимся возможностей для самораскрытия, утверждая между собой и ними подлинно человеческие отношения.

Интеграция смежных областей науки в профессиональном образовании будущих специалистов, понимаемая нами не как механическое суммирование этих сфер научного знания, а как их взаимопроникновение, предполагающее наличие междисциплинарного поля взаимодействия, делает правомерным опору на системный подход, являющийся методологической базой разработки и реализации психолого-акмеологической подготовки студентов. Использование системного подхода позволяет рассматривать их профессиональную подготовку как единое целое, все элементы которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Системный подход к психолого-акмеологической подготовке будущих учителей предусматривает формулирование ее главной цели, декомпозицию этой цели на уровне составляющих систему элементов, вступающих в многообразные связи между собой и с окружающей средой и обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов.

В качестве основных целей психолого-акмеологической подготовки студентов мы выделяем следующие: выработку у студентов акмеологической установки на устойчивое саморазвитие в жизни, на многогранную, полноценную самореализацию в разных сферах жизнедеятельности; формирование у будущих педагогов творческого отношения к труду, развитие их творческих способностей; повышение уровня рефлексивной культуры студентов, совершенствование навыков самообразования и самовоспитания; формирование у студентов желания и умения нацеливать их будущих воспитанников на достижение вершин в созидательной деятельности, содействовать им в приобретении необходимых знаний и умений. Эти цели конкретизируются в ходе

преподавания нормативных психологических учебных дисциплин и спецкурсов по психолого-а кмеологической тематике.

Содержательный план психологической подготовки будущих учителей определен ГОС ВПО, предусматривающим изучение ими общей, возрастной, педагогической, социальной, экспериментальной психологии. Наряду с нормативными психологическими дисциплинами мы предлагаем студентам спецкурсы (курсы по выбору) по психолого-акмеологической тематике: «Психология профессионализма», «Акмеология личности», «Основы саморазвития личности с тренингом личностного роста». Общая черта этих спецкурсов -внимание к проблемам внутреннего мира личности, его глубины и динамичности, к проблемам самосовершенствования человека, достижения им вершин в своем профессионально-личностном развитии. Опираясь на принцип системности, в ходе преподавания психологии мы анализируем психические процессы, состояния и свойства личности в тесной связи друг с другом, в их физиологических детерминантах, в контексте воздействий социальной среды. Выделяя в психическом развитии человека три плана: биологический, возрастной, культурно-исторический - системный подход мы применяем при анализе филогенеза, антропогенеза, онтогенеза психики. Системный подход мы используем и при рассмотрении проблемы самореализации личности в процессе жизни.

Учитывая специфику сферы образования, системный подход мы применяем и при анализе особенностей ее функционирования, что предполагает оперирование понятием «педагогическая система» как «совокупность структурных и функциональных элементов, подчиненных педагогическим целям» (Н.В. Кузьмина), а также освещение вопроса о преемственности деятельности различных педагогических систем. Тем самым в качестве главного фактора развития психики мы выделяем включение человека в систему образования. Системный подход был положен нами и в основу экспериментальной работы со студентами педвуза.

Наряду с опорой на принцип системности акмеологический подход к психологической подготовке студентов предусматривает расширение акмеологической тематики в рамках преподаваемых учебных дисциплин. К этой тематике мы относим вопросы зрелости человека (возрастной, личностной, социальной), многогранную проблему самореализации личности; вопросы профессионализма и профессионализации личности; проблематику творчества; вопросы самопознания и саморазвития личности; вопросы продуктивности педагогической деятельности. Очевидно, что названные вопросы отчасти принадлежат сфере психологической науки, поэтому фрагментарно освещаются нами в ходе преподавания общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; в ряде же аспектов они выходят за рамки традиционно сложившегося предмета психологии, что и создает основу для интеграции психологии и акмеологии.

Наиболее тесной нам представляется связь акмеологии с теми отраслями психологии, которые изучают поведение человека и развитие его психики в различных видах профессиональной деятельности. В этом случае акмеология дополняет психологию созданием акмеограммы в данной сфере деятельности, описанием критериев профессионализма в этой области труда и, в связи с этим, освещением вопроса об уровнях продуктивности деятельности, предложением «ключа» (способов саморазвития психологических ресурсов) к достижению akme в данной области деятельности. Очерченный выше предмет акмеологии

конкретизируется в этом случае с учетом специфики того или иного вида профессиональной деятельности. Соответственно, чем теснее связь психологии и акмеологии, тем легче осуществляется их интеграция.

Выделяя во всех видах деятельности мотивационный и операционный планы, в качестве субъективных (психологических) факторов достижения вершин в любом виде труда мы рассматриваем мотивацию и способности к данному виду деятельности. Синтез психологии и акмеологии дополняет акмеологическую теорию достижения профессионализма расширенным освещением этих психологических факторов, с другой стороны, он углубляет психологический анализ проблемы самореализации личности за счет рассмотрения вопросов о факторах достижения мастерства, имеющих непсихологическую природу (биологических, педагогических, социальноэкономических, политических и т.д.), об уровнях продуктивности профессиональной деятельности. Интеграция психологии и акмеологии тем теснее, чем шире возможности внесения человеком творческого вклада в выполняемую деятельность.

Так, содержание курса общей психологии заключает в себе широкие возможности синтеза психологии и акмеологии. Органически связаны с акмеологией темы «Личность», «Деятельность», «Общение», «Характер», «Способности», «Эмоционально-волевая сфера личности». Интеграция акмеологии и общей психологии содействует осознанию студентами себя как субъектов предстоящего труда, как будущих специалистов-профессионалов; она способствует формированию у них такого восприятия и осмысления педагогической реальности, когда каждый ученик видится как личность, обладающая неповторимым «Я», которое предстоит выявить и развить.

Возрастающая с годами самостоятельность, ответственность личности, а также обусловленность достижений взрослого человека особенностями его развития в предыдущие периоды жизни делает правомерным включение акмеологической тематики в курс возрастной психологии. Анализ генезиса творческих способностей дает возможность широкого ознакомления студентов с тематикой творчества, содействует формированию творческого отношения к предстоящей трудовой деятельности. Освещение в рамках учебного материала аспектов, связанных с вопросами самоуправления деятельностью, помогает будущим учителям в организации своего труда. Развитие акмеологических идей в рамках педагогической психологии предполагает обоснование акмеологического подхода к профессиональнопедагогической деятельности. Этот подход заключается в определении уровней продуктивности педагогической деятельности, в выявлении условий, способствующих достижению профессионализма в педагогическом труде, в анализе закономерностей движения педагога к вершинам профессионализма. Оперируя критериями эффективности деятельности учителей (в качестве таковых принимаются цели, которые педагоги ставят перед собой; мера соответствия цели и средств деятельности; учет психологии учащихся; средства педагогической коммуникации; конечные результаты деятельности), студенты учатся выделять продуктивные технологии педагогической работы, моделировать авторскую систему деятельности.

Большое место в системе знаний педагога принадлежит социальнопсихологическим знаниям. Однако социальная психология исследует процессы социализации, общения и межличностного взаимодействия, как правило, безотносительно к вопросам профессионализма отдельных работников, групп и коллективов. Синтез социальной психологии и акмеологии, в основе которого лежит многоплановая проблема влияния социума на самореализацию личности, способствует расширенному освещению факторов, обусловливающих уровень достигаемых человеком в профессиональной деятельности результатов, включая в их число субъективно-объективные факторы, связанные с другими людьми.

Содержательный план преподавания тесно связан с методическим планом преподавательской деятельности, включающим в себя формы, средства (методы и

приемы) преподавания, а также определенную последовательность изучения разделов и тем курса. Характеристика методического плана психолого-акмеологической подготовки предполагает оперирование понятием «акмеологические технологии образования». В структуре акмеологических технологий психологической подготовки студентов мы условно выделяем четыре компонента: прогностический, побудительный, процессуальный и контрольно-регулирующий.

Прогностический компонент, опирающийся на деятельность воображения, предусматривает выработку у студентов умений проектировать предстоящую профессиональную деятельность с опорой на образ искомого результата, на образцы высокопродуктивного педагогического труда. Психология дополняет проектирование процесса педагогической деятельности формированием у студентов представлений о профессионально важных качествах личности учителя и, на этой основе, созданием образа педагога-мастера, образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» в ракурсе предстоящей профессиональной деятельности. В сопоставлении этих образов,

установлении меры их рассогласования, выработке стратегий приближения к модели педагога-мастера и происходящих в связи с этим изменениях в сознании и

самосознании будущих специалистов мы видим важные механизмы их профессионального становления.

Известно, что основными условиями самодвижения к вершинам

профессионализма являются наличие образа (модели) продуктивной профессиональной деятельности (чем она характеризуется), понимание способов достижения вершин профессионализма (за счёт чего достигается), нахождение собственных путей восхождения к мастерству (как я могу этого достичь). Исходя из этого, в основу акмеологических технологий обучения положен сравнительный метод исследования особенностей деятельности людей, достигших разного уровня профессионализма, и, с учетом этого, моделирование авторской системы деятельности. Моделирование мы рассматриваем как форму профессионального целеполагания, как важный механизм профессионального развития будущих специалистов. Побудительный компонент акмеологических технологий

психологической подготовки студентов предполагает актуализацию и стимулирование у них внутренних (психологических) факторов реализации созданной модели: профессионально значимой мотивации, уверенности в своих силах, волевых качеств, творческих способностей. Процессуальный компонент включает в себя передачу будущим педагогам психологических знаний и умений применять эти знания при взаимодействии с учащимися, формирование у них представлений о моделях движения к akme, о профессионально важных качествах личности учителя, о педагогической деятельности разных уровней продуктивности. Контрольно-регулирующий компонент акмеологических технологий образования предусматривает совершенствование у студентов навыков самоорганизации и саморегуляции деятельности.

Активизация интеллектуально-личностного потенциала студентов как важная задача акмеологических технологий образования предполагает сочетание традиционных методов преподавания с активными методами обучения (АМО): методами программированного и проблемного обучения, групповыми методами социально-психологического обучения, методами саморазвития личности. Используя АМО, мы опираемся на теорию развивающего обучения, основные положения которой, на наш взгляд, в полной мере подходят к преподаванию психологии будущим учителям. При этом мы говорим о развитии не только интеллекта, но и личности студентов.

При программированном обучении, операционализирующем учебную деятельность, становится доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения. Приложение теории поэтапного формирования умственных действий к программированному обучению в качестве его научной основы позволяет утверждать, что мыслительная активность учащихся, их творчество проявляются при программированном обучении в использовании ориентировочной основы действий (ООД) в разных ситуациях, при решении разнообразных задач. Моделирование новых, неопределенных, противоречивых ситуаций стимулирует мыслительную деятельность учащихся, требуя от них применения ООД в изменившихся условиях. Принимая в качестве научной основы программированного обучения теорию поэтапного формирования умственных действий, в работе со студентами мы используем ряд встречающихся в учебно-психологической литературе, а также разработанных нами в русле данной теории предметных, логических, психологических задач, Предметные задачи требуют ориентировки в некоем «предметном поле». В психологии такими предметными полями являются особенности внутреннего мира людей, его проявления в виде мимики, жестикуляции, действий, поступков, либо их модели (фотографии, компьютерные изображения, словесные описания и т.п.). Наличие ООД как совокупности мыслительных действий, заключающихся в вычленении значимых признаков объекта, их классификации, отнесении объекта по значимым признакам к определенному предметному полю, позволяет студентам решать задачи подобного типа.

В подготовке будущих учителей мы моделируем ситуации, встречающиеся в практике педагогической деятельности и требующие ориентировки в психологическом предметном поле учащихся, например, задачи на определение характерологических, интеллектуальных, психодинамических особенностей учащихся по действиям, выразительным движениям, продуктам деятельности, уровню развития речи. Эти ситуации, в частности, используются нами в тренинге сенситивности.

Для решения логических задач требуются рассуждения по законам логики или, иными словами, действия в уме без опоры на внешние, материальные объекты. К таким рассуждениям, направленным на выявление условий задачи (т.е. необходимых, лишних, отсутствующих данных), мы побуждаем студентов, например, в тренинге креативности. Решение задач психологического типа, строящихся на противоречиях между понятийными и наглядными характеристиками предметов и явлений, формирует у будущих учителей умение выделять существенные признаки искомого. В соответствии с описанными в литературе типами задач, мы предлагаем студентам задания, требующие от них следования критериям оценки эмоционально-волевых, познавательных процессов учащихся, их личностных качеств и особенностей поведения.

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается в значительной мере использованием на занятиях элементов проблемного обучения. Преподавание психологии в педвузе заключает в себе широкие возможности создания на занятиях проблемных ситуаций. В рамках изучаемого материала преподаватель, следуя за текстом учебника или основываясь на жизненных наблюдениях, может составлять задания в форме проблемных задач-вопросов, требующих от студентов самостоятельного поиска ответов. Такие задания мы используем и на лекционных, и на семинарских занятиях. Особую группу активных методов обучения составляют интерактивные методы обучения, направленные на организацию совместной деятельности студентов с целью активизации их интеллектуально-личностного

потенциала. В числе интерактивных методов обучения мы применяем дискуссионный метод; игровые ситуации; тренинговые методы.

Учитывая тот факт, что любые методы, приводящие к положительным изменениям в личности, способствуют её развитию, к числу активных методов обучения мы относим и методы саморазвития личности. В их числе мы используем методы самопознания и самовоспитания личности, методы самопрограммирования. Активные методы обучения являются важной частью акмеологических технологий образования.

Итак, акмеологическая система психологической подготовки студентов предусматривает опору на комплексный подход к исследованию человека, синтез психолого-акмеологического знания, использование акмеологических технологий профессионального образования. Психолого-акмеологическая подготовка будущих специалистов, актуализирующая их потенциал саморазвития, повышающая уровень рефлексивной культуры, совершенствующая навыки самоуправления деятельностью, может оказать значительную пользу выпускникам педагогического вуза в их профессиональном становлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.