Научная статья на тему 'Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка)'

Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интеграция / когнитивно-коммуникативный подход / геймификация / обучение грамматике / разговорная практика / обучение английскому языку / integration / cognitive-communicative approach / gamification / grammar teaching / speaking practice / English language teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдуллина Алсу Шарифуллаевна

Актуальностью исследуемой проблемы является рассмотрение теории и практики оптимизации усвоения грамматики, которое имеет решающее значение для освоения разговорного английского языка. Цель данной статьи анализ сущности интеграции применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка). В статье подробно рассматриваются роль грамматики в освоении разговорного английского языка и различные теоретические подходы к преподаванию грамматики, такие как коммуникативно-когнитивный и геймифицированный. Исследование выявило ряд эффективных учебных методик обучения грамматике в разговорной практике. К ним относятся интерактивные упражнения; ролевые игры, симуляции и групповые дискуссии, которые позволяют обучающимся применять грамматические структуры в реальных коммуникативных ситуациях; аутентичные материалы; использование текстов, аудио- и видеозаписей из реальной речи, которые демонстрируют грамматику в контексте; рефлексивная практика, основой которой является привлечение обучающихся к анализу собственных речевых ошибок и поощрение за использование грамматических структур таким образом, который для них наиболее естественен; технологические инструменты, то есть применение интерактивных приложений, программного обеспечения для распознавания речи и онлайн-платформ, которые обеспечивают обучающимся увлекательную и персонализированную среду обучения. Данная статья вносит значительный вклад в теоретическое понимание преподавания грамматики в разговорной практике. Она предоставляет преподавателям языка практические методики, которые могут повысить эффективность обучения грамматике и способствовать освоению языка обучающимися. Исследование подчеркивает важность сочетания различных учебных методик, позволяющего удовлетворить разнообразные потребности обучающихся и создать благоприятную и мотивирующую среду обучения. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями английского языка, методистами и разработчиками учебных программ для создания эффективных языковых курсов, ориентированных на коммуникативные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдуллина Алсу Шарифуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the use of communicative-cognitive and gamified approaches for effective grammar learning in conversational practice (based on English)

The relevance of the topic under discussion is to examine the theory and practice of grammar learning optimization, which is essential for mastering spoken English. The purpose of this article is to analyze the essence of integrating the use of communicative-cognitive and gamified approaches for the effective learning of grammar in conversational practice (based on the English language). The article examines in detail the role of grammar in learning spoken English and various theoretical approaches to teaching grammar, such as communicative-cognitive and gamified approaches. The study revealed a number of effective methodological techniques for teaching grammar in conversational practice. These include: interactive exercises; role-playing games, simulations and group discussions that allow participants to apply grammatical structures in their own communicative settings; authentic materials; the use of texts, audio and video recordings of real speech, which demonstrate grammar patterns in context; reflective practice, which involves engaging students in analyzing their natural speech errors and encouraging them to use grammatical structures in a way that is most natural to them; technological tools, that is, the use of interactive applications, speech training software and online platforms that provide an engaging and personalized learning environment. This article makes an additional contribution to the theoretical understanding of grammar teaching in conversational practice. It provides language teachers with practical methods that can enhance grammar teaching and ensure student language acquisition. The study highlights the importance of combining different teaching methods to meet the diverse needs of students and create a supportive and motivating learning environment. The results of the study can be used by English teachers, methodologists and curriculum developers to create effective language courses focused on communicative goals.

Текст научной работы на тему «Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка)»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241113 DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11113 УДК 378.147:004.9

Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка)

Integration of the use of communicative-cognitive and gamified approaches for effective grammar learning in conversational practice (based on English)

Автор статьи

L

Author of the article

Габдуллина Алсу Шарифуллаевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация conlimon@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6239-1583

Alsu Sh. Gabdullina,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russian Federation conlimon@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6239-1583

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Габдуллина А. Ш. Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 07. - С. 187-200. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241113.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11113

A. Sh. Gabdullina, Integration of the use of communicative-cognitive and gamified approaches for effective grammar learning in conversational practice (based on English) // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 07. - P. 187-200. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241113.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2024-11113

Поступила в редакцию Received 11.05.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.06.24

Принята к публикации Accepted for publication 12.06.24 Опубликована Published 31.07.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Габдуллина А. Ш., 2024

Аннотация

Abstract

I

Актуальностью исследуемой проблемы является рассмотрение теории и практики оптимизации усвоения грамматики, которое имеет решающее значение для освоения разговорного английского языка. Цель данной статьи - анализ сущности интеграции применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка). В статье подробно рассматриваются роль грамматики в освоении разговорного английского языка и различные теоретические подходы к преподаванию грамматики, такие как коммуникативно-когнитивный и геймифициро-ванный. Исследование выявило ряд эффективных учебных методик обучения грамматике в разговорной практике. К ним относятся интерактивные упражнения; ролевые игры, симуляции и групповые дискуссии, которые позволяют обучающимся применять грамматические структуры в реальных коммуникативных ситуациях; аутентичные материалы; использование текстов, аудио- и видеозаписей из реальной речи, которые демонстрируют грамматику в контексте; рефлексивная практика, основой которой является привлечение обучающихся к анализу собственных речевых ошибок и поощрение за использование грамматических структур таким образом, который для них наиболее естественен; технологические инструменты, то есть применение интерактивных приложений, программного обеспечения для распознавания речи и онлайн-платформ, которые обеспечивают обучающимся увлекательную и персонализированную среду обучения. Данная статья вносит значительный вклад в теоретическое понимание преподавания грамматики в разговорной практике. Она предоставляет преподавателям языка практические методики, которые могут повысить эффективность обучения грамматике и способствовать освоению языка обучающимися. Исследование подчеркивает важность сочетания различных учебных методик, позволяющего удовлетворить разнообразные потребности обучающихся и создать благоприятную и мотивирующую среду обучения. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями английского языка, методистами и разработчиками учебных программ для создания эффективных языковых курсов, ориентированных на коммуникативные цели.

The relevance of the topic under discussion is to examine the theory and practice of grammar learning optimization, which is essential for mastering spoken English. The purpose of this article is to analyze the essence of integrating the use of communicative-cognitive and gamified approaches for the effective learning of grammar in conversational practice (based on the English language). The article examines in detail the role of grammar in learning spoken English and various theoretical approaches to teaching grammar, such as communicative-cognitive and gamified approaches. The study revealed a number of effective methodological techniques for teaching grammar in conversational practice. These include: interactive exercises; role-playing games, simulations and group discussions that allow participants to apply grammatical structures in their own communicative settings; authentic materials; the use of texts, audio and video recordings of real speech, which demonstrate grammar patterns in context; reflective practice, which involves engaging students in analyzing their natural speech errors and encouraging them to use grammatical structures in a way that is most natural to them; technological tools, that is, the use of interactive applications, speech training software and online platforms that provide an engaging and personalized learning environment. This article makes an additional contribution to the theoretical understanding of grammar teaching in conversational practice. It provides language teachers with practical methods that can enhance grammar teaching and ensure student language acquisition. The study highlights the importance of combining different teaching methods to meet the diverse needs of students and create a supportive and motivating learning environment. The results of the study can be used by English teachers, methodologists and curriculum developers to create effective language courses focused on communicative goals.

Ключевые слова

Key words

интеграция, когнитивно-коммуникативный подход, геймификация, обучение грамматике, разговорная практика, обучение английскому языку

Благодарности

Автор выражает благодарность научному руководителю Анне Владимировне Рубцовой, которая поддерживала и вдохновляла на пути к достижению цели.

integration, cognitive-communicative approach, gamifi-cation, grammar teaching, speaking practice, English language teaching

Acknowledgements

The author expresses gratitude to her scientific supervisor Anna V. Rubtsova, who supported and inspired on the way to achieving the goal.

Введение / Introduction

Эффективное усвоение грамматики в разговорной практике английского языка является особенно важным аспектом изучения иностранного языка, необходимым для достижения беглости и коммуникативной компетентности. Традиционные методы преподавания грамматики часто оказываются неэффективными, поскольку они основаны на заучивании правил и выполнении упражнений, что часто оказывается неэффективным для развития разговорных навыков. Поэтому существует необходимость в изучении и разработке разнообразных и привлекательных учебных методик,

способствующих освоению грамматики в контексте реальных бесед. Это обусловливается тем, что грамматика служит основой устной речи, обеспечивая структуру и правильность формирования предложений.

Введение грамматики в разговорную практику представляет собой объединение коммуникативно-когнитивного подхода и геймификации, которые связывают грамматические структуры с реальными ситуациями общения. Согласно А. В. Баранце-вой, коммуникативно-когнитивный подход ставит перед обучающимися задачу использовать грамматику в осмысленном контексте, улучшая их понимание и повышая уверенность в разговорной речи [1].

В настоящее время растет осознание важности эффективного усвоения грамматики в устной практике. Исследования показали, что интегрированный подход, ориентированный на использование грамматики в коммуникативных задачах, приводит к более глубокому пониманию английского языка [2]. Грамматика служит основополагающим компонентом процесса приобретения разговорных навыков на английском языке. Как утверждают Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич и другие, понимание и применение грамматических правил помогает обучающимся: выражать идеи четко и эффективно; понимать смысл высказываний других людей; строить правильные и сложные предложения; общаться уверенно и бегло [3].

Обзор литературы / Literature review

Исследования В. В. Левченко и О. В. Мещеряковой показали, что студенты, которые уделяют внимание изучению грамматики, демонстрируют более высокие показатели в разговорной практике. Вот некоторые из преимуществ:

1. Изучение грамматики помогает обучающимся избегать ошибок, которые могут затруднить понимание их речи.

2. Знание грамматики позволяет обучающимся легко и естественно строить предложения, что приводит к более плавному и уверенному общению.

3. Изучение грамматики помогает обучающимся усвоить правильное употребление времен, артиклей, предлогов и других грамматических элементов, что делает их речь более естественной.

4. Многие грамматические правила связаны с конкретной лексикой, поэтому изучение грамматики также расширяет пассивный и активный словарный запас обучающихся [4].

Грамматика играет важную роль в разговорной практике иностранного языка. Не можем не согласиться с Н. В. Муратовой, которая утверждает, что грамматика обеспечивает структуру, ясность и взаимопонимание в устной иноязычной речи [5]. Хотя носители языка могут интуитивно следовать грамматическим правилам, изучение грамматики может значительно улучшить разговорные способности.

Согласно З. И. Трубиной, грамматика обеспечивает прочную основу для беглой речи. Понимание основных грамматических структур, таких как времена глаголов, артикли и предлоги, позволяет говорящим быстро и эффективно формировать предложения [6]. Без основательных грамматических знаний говорящие могут запинаться, тратить больше времени на поиск нужных слов, что приводит к затруднениям в коммуникации.

Как утверждают Д. Уоддингтон и M. Эстебан-Гитарт, интеграция грамматики в разговорную практику на английском языке является ключом к развитию всесторонних коммуникативных навыков. Преподаватели должны использовать различные

упражнения и методы, чтобы помочь обучающимся понять и применять грамматические правила в реальных ситуациях [7]. Эффективный выбор подхода имеет важное значение для создания благоприятной среды обучения, где обучающиеся могут совершенствовать свои разговорные навыки.

Рассмотрим следующие подходы: коммуникативно-когнитивный и геймифици-рованный.

Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике основывается на том, что язык усваивается через активное участие обучающихся в осмысленной обработке языкового материала. Данный подход предполагает предоставление обучающимся четких объяснений грамматических понятий, правил и исключений. При таком подходе студенты изучают грамматику через ряд упражнений, таких как заполнение пропусков, преобразование предложений и анализ предложений.

Коммуникативно-когнитивный подход является признанным в преподавании иностранных языков. Он сосредоточен на развитии практических коммуникативных навыков учащихся в сочетании с пониманием когнитивных процессов, которые лежат в основе языкового обучения. Согласно Д. Е. Дольяновой, развитие иноязычной коммуникативной компетенции происходит в результате взаимодействия человека с окружающей средой. Для успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции необходимо создать учебную среду, в которой учащиеся активно используют грамматические формы в практических ситуациях [8]. Это подразумевает понимание грамматических структур, включая части речи, словосочетания и предложения; умение правильно использовать грамматические конструкции в устной речи; способность распознавать и исправлять грамматические ошибки в разговорной речи. Эффективное овладение грамматикой не ограничивается заучиванием отдельных правил. Необходимо развивать критическое мышление и гибкие навыки, которые позволяют применять грамматику в различных контекстах [9]. Так, развитие когнитивных процессов предполагает использование стратегий обучения, активизирующих внимание, память и критическое мышление студентов.

Важно также отметить, что погружение в языковую среду является неотъемлемой частью коммуникативно-когнитивного подхода. Как считает Т. В. Ермолова, создание аутентичных условий общения стимулирует обучающихся к активному использованию грамматических конструкций. Для достижения этой цели преподавателю необходимо использовать разнообразные педагогические приемы [10]. Различные методические приемы и техники активизируют коммуникацию, стимулируют когнитивные процессы и создают поддерживающую учебную среду, в которой студенты могут развивать свою иноязычную компетентность, умение распознавать и анализировать грамматические элементы на различных уровнях, понимать их функцию, способность самостоятельно формировать и применять правильные грамматические структуры и формы языка при формулировании цельных высказываний в соответствии с языковыми правилами [11]. Кроме того, A. O. Шимчук утверждает, что умение осознанно выбирать необходимые грамматические структуры и формы при письме зависит от коммуникативных целей и понимания таких же стратегий выбора у говорящего при разговорной речи [12]. Учащиеся должны не только понимать, но и ощущать значение и роль грамматических конструкций, а также быть гибкими, чтобы изменять свою речь с учетом коммуникативного намерения и смыслового значения.

Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике в разговорной английской практике является эффективным подходом, который сосредоточен на

осмысленной обработке языкового материала. Данный подход использует различные методы обучения, способствующие более глубокому пониманию грамматики и ее использованию в реальных контекстах.

Коммуникативно-когнитивный подход в преподавании иностранных языков имеет свои ограничения. Освоение грамматических концепций посредством коммуникативно-когнитивного подхода может быть трудоемким и требовать много времени. Студентам необходимо не только понимать грамматические правила, но и уметь применять их в реальных коммуникативных ситуациях. Это может быть особенно сложно для учащихся с ограниченным опытом общения. В то время как коммуникативно-когнитивный подход может быть эффективным для многих учащихся, он может оказаться менее эффективным для тех, кто предпочитает более традиционный подход к изучению грамматики. Таким студентам может быть сложно научиться грамматическим правилам интуитивно, через общение. Преподаватели, использующие данный подход, должны иметь высокий уровень владения изучаемым языком. Они должны уметь не только говорить на этом языке, но и понимать его грамматические и лексические тонкости.

Несмотря на некоторые ограничения, коммуникативно-когнитивный подход является ценным инструментом для преподавателей иностранного языка и может помочь студентам достичь более высоких уровней владения грамматикой.

Еще одним эффективным подходом при формировании и развитии грамматических навыков речи может быть геймифицированный подход. Для того чтобы проанализировать его особенности и преимущества, рассмотрим понятие «геймифика-ция» в обучении иностранному языку.

Геймификация, по мнению M. Т Хебебчи и С. Алана, это применение игровых элементов и механик в неигровых контекстах, таких как образование [13]. Геймифи-цированный подход в обучении грамматике предполагает интеграцию игровых элементов в учебный процесс для повышения мотивации и вовлеченности обучающихся. Данный подход, согласно М. Панкевичу, У. Абдиомару, представляет собой инновационный способ обучения, сочетающий традиционные грамматические занятия с увлекательными игровыми элементами, такими как баллы, уровни и рейтинговые таблицы [14]. Учащиеся получают баллы за правильные ответы и переходят на более высокие уровни по мере продвижения в учебе. Они также могут следить за своим прогрессом и сравнивать его с прогрессом сверстников, что создает здоровую конкуренцию. Помимо прочего, студенты награждаются значками или получают другие поощрения за достижение определенных целей.

Геймифицированный подход в обучении грамматике представляет собой мощный инструмент для повышения мотивации учащихся, улучшения усвоения, повышения вовлеченности, персонализации обучения и создания сообществ. Интеграция игровых элементов в грамматические занятия делает процесс обучения увлекательным и эффективным. В своих работах исследователи упоминают о стратегическом внедрении геймификации, благодаря которому можно революционизировать преподавание грамматики и помочь обучающимся приобрести необходимые грамматические навыки [15].

Геймификация подразумевает внедрение элементов игры в образовательный процесс, превращает изучение грамматики в увлекательное занятие [16]. Студенты больше не воспринимают грамматические упражнения как скучные и рутинные задачи, а с нетерпением ждут возможности проверить свои знания, достичь уровней и

получить награды. Это приводит к повышенной мотивации и вовлеченности, делая обучение более приятным и эффективным.

Как подчеркивает В. О. Косачева, геймификация предоставляет обучающимся многократные возможности для практики и закрепления грамматических форм. Через игры, викторины и интерактивные упражнения студенты могут применить изученные правила в различных контекстах и получить в режиме реального времени обратную связь о своем прогрессе [17]. Это усиливает понимание грамматических концепций и повышает точность их применения.

Как утверждает Е. В. Карманова, геймификация может быть разделена на «тяжелую» и «легкую». «Тяжелая» геймификация включает в себя все основные аспекты, в то время как «легкая» геймификация связана с использованием ролевых и деловых игр в образовательном процессе [18].

К. Капп же дает другое название данным видам, но смысл разделения геймифи-кации на виды остается неизменным. Он выделяет два вида геймификации: структурную и содержательную:

- структурная геймификация - внедрение различных игровых элементов в процесс обучения (например, соревновательные элементы, присуждение баллов);

- содержательная геймификация - построение всего процесса обучения на выбранном игровом сюжете с соблюдением определенных правил [19].

При обучении иностранным языкам многие преподаватели применяют структурную геймификацию, например, при изучении грамматики можно использовать игровые методы для закрепления материала. Таким образом, игровые элементы внедряются в обучающую систему, сохраняя учебные цели и не превращая образовательный процесс в игру.

Геймификация в обучении грамматике способствует:

- повышению заинтересованности обучающихся в изучении грамматики;

- созданию интерактивной среды, которая удерживает внимание студентов и погружает их в учебный процесс;

- формированию расслабленной и поддерживающей атмосферы, что уменьшает тревожность и страх перед общением на иностранном языке;

- созданию коммуникативных ситуаций, которые делают каждую грамматическую категорию значимой для личности каждого студента [20].

Стоит отметить, что соответствие содержания обучения и способов деятельности, которые оцениваются личностно, способствует формированию серьезной и устойчивой мотивации у студентов в образовательном процессе. Поэтому актуальность использования геймификации объясняется эффективным и активным внедрением ее элементов в университетское обучение, включая условия онлайн-образования.

Разговорный английский имеет схожую структуру с письменным, но существует несколько особенностей:

1. Опущение, или эллипсис, в разговорном английском - это прием, при котором говорящий опускает некоторые слова или целые фразы, которые подразумеваются из контекста [21]. М. М. Худайберганова утверждает, что данный прием может включать в себя использование уменьшительных суффиксов или изменение гласных звуков, чтобы подчеркнуть значимость выражаемой идеи [22]. Эти изменения обычно употребляются в разговорной речи для придания дополнительной эмоциональной окраски или выделения важных моментов.

2. Различные формы эмфатического порядка слов. Грамматика определяет структуру предложений, что имеет решающее значение для ясного и эффективного общения. Основные структуры предложений, такие как подлежащее - глагол - объект, позволяют говорящим организовывать свои мысли и передавать их логично [23]. Грамматические маркеры, такие как союзы и предлоги, связывают различные части предложений, создавая более сложные и нюансированные высказывания.

3. Заполнители хезитационных пауз и маркеры обратной связи. По мнению С. В. Аникушина, это слова или фразы, которые люди используют, когда делают паузу в разговоре, чтобы собраться с мыслями или подумать о том, что сказать дальше [24].

4. Интуитивное использование временных форм в разговорном английском языке. В разговорной речи люди обычно выбирают время интуитивно, основываясь на контексте беседы и временных маркерах. Например, слова и фразы, такие как "yesterday", "now", "next week", помогают определить, какое время следует использовать. Как утверждает A. Хиллиард, частое использование определенных конструкций и шаблонов также способствует интуитивному выбору правильной временной формы [25]. Таким образом, говорящий не задумывается о грамматических правилах, а автоматически использует те формы, которые лучше всего передают нужное значение в конкретной ситуации.

5. Грамматика не только служит каркасом языка, но и оказывает существенное влияние на произношение. Повторение грамматических форм, таких как окончания множественного числа и суффиксы третьего единственного числа, играет решающую роль в разборчивости речи. Как утверждают М. М. Мумтоза и Р. К. Нафиса, грамматика также влияет на произношение [26]. Кроме того, по мнению Н. А. Абулайсо-вой, Л. К. Рагимхановой и Г. М. Шейгасановой, грамматические конструкции могут влиять на ударение в словах и предложениях [27].

Таким образом, грамматика служит инструментом для эффективного общения, обеспечивая точность, ясность и убедительность. Различные грамматические структуры позволяют говорящим выражать широкий спектр идей и эмоций. Например, использование глаголов действия может сделать речь более динамичной и привлекательной. С другой стороны, использование модальных глаголов может выражать неопределенность или необходимость.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование направлено на изучение применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике на основе английского языка. Методологическая база включает в себя анализ упражнений с применением коммуникативно-когнитивного и геймифици-рованного подходов для оценки эффективности каждого подхода в усвоении грамматики. Исследуются различные типы упражнений, их структура, цели и эффективность. Рассматривается, как упражнения способствуют развитию коммуникативных навыков, когнитивных функций и мотивации обучающихся. Для оценки результатов исследования применяются разнообразные методы анализа, что позволяет получить комплексное представление о влиянии данных подходов на эффективность разговорной практики и усвоение грамматики.

Анализируется эффективность каждого подхода, выявляются его сильные и слабые стороны. Рассматриваются практические рекомендации для преподавателей, стремя-

щихся интегрировать эти подходы в свои методы обучения. Исследование имеет как теоретическое, так и практическое значение. Оно вносит вклад в понимание роли коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов в преподавании грамматики. Практические результаты исследования представляют собой ценное руководство для преподавателей английского языка, стремящихся повысить эффективность учебного процесса и облегчить усвоение грамматики студентами.

Результаты исследования / Research results

Если говорить о структуре, то грамматика разговорного английского схожа с грамматикой письменного английского, но есть несколько особенностей:

1. Опущение, или эллипсис, что представляет собой пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы.

2. Различные формы эмфатического порядка слов, используемые для выделения важных частей высказывания.

3. Заполнители хезитационных пауз и маркеры обратной связи, которые помогают организовать речь и обеспечивают связность высказывания.

4. Интуитивное использование временных форм.

5. Произношение и ударение.

Рассмотрим вышеуказанные особенности более подробно.

1. Опущение или эллипсис. Это делается для ускорения и упрощения речи, а также для придания ей более естественного и неофициального тона.

Рассмотрим несколько примеров эллипсиса в разговорном английском:

- "Can you?" вместо "Can you help me?",

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- "What's up?" вместо "What is up with you?",

- "I'm fine." вместо "I am fine, thank you.",

- "See you later." вместо "I will see you later.",

- "Where to?" вместо "Where are we going?"

Другой характерной чертой разговорного английского является сокращение слов. Это сокращение может принимать различные формы:

- усечение начала или конца слова, например "gonna" вместо "going to", "wanna" вместо "want to", "dunno" вместо "don't know";

- сжатие, то есть удаление нескольких звуков из середины слова, например "gimme" вместо "give me", "lemme" вместо "let me";

- ассимиляция - это изменение одного звука под влиянием соседнего звука, например "wanna" вместо "want to", "gonna" вместо "going to".

Сокращения часто используются в неформальных ситуациях, таких как разговор с друзьями или членами семьи. Они могут также использоваться в более формальных ситуациях, но следует проявлять осторожность, чтобы не показаться слишком фамильярным или небрежным.

Инверсия в разговорном английском встречается реже, чем в письменном, но она может использоваться для придания речи большей живости или выразительности. Обычно инверсия используется в вопросительных и восклицательных предложениях, например: "Have you ever been to Paris?", "What a beautiful day it is!"

В отличие от письменного английского, разговорный английский более гибок и допускает применение широкого спектра нестандартных форм. Это включает в себя использование сленга, региональных диалектов и сокращений. Однако важно знать,

когда уместно использовать нестандартные формы, чтобы избежать неправильного понимания или неуважения.

2. Эмфатический порядок слов в английском языке, также известный как инверсия, выходит за рамки основных структур предложений и позволяет носителям языка подчеркивать определенные части высказывания. Инверсия меняет канонический порядок слов, выдвигая на первый план элементы, которым говорящий хочет придать особое значение. Существует несколько основных типов эмфатического порядка слов:

- инверсия субъект - глагол: в стандартном предложении подлежащее предшествует глаголу. Однако инверсия может переместить глагол на первую позицию, чтобы подчеркнуть подлежащее или действие. Например: "Tomorrow I'll go to the cinema";

- инверсия объекта и глагола. Аналогично, объект может быть помещен перед глаголом, чтобы подчеркнуть его важность. Например: "The cat broke the vase";

- инверсия сказуемого и подлежащего. В предложении со связкой может возникнуть инверсия, при которой сказуемое следует за подлежащим. Например: "His brother is a doctor";

- инверсия прилагательного и существительного: подчеркнутый порядок слов может инвертировать порядок как прилагательного, так и существительного. Ставя прилагательное после существительного, говорящий подчеркивает его важность. Например: "The house is big";

- инверсия наречие - глагол. Наречие, которое изменяет глагол, обычно следует за ним. Однако инверсия может поместить наречие перед глаголом, чтобы подчеркнуть его. Например: "The child is running fast".

Эмфатический порядок слов - мощный инструмент, позволяющий говорящим на английском языке выделять разные части высказывания и придавать им смысловую выразительность. Понимание и использование инверсии - важный аспект эффективного общения на английском языке. Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих употребление эмфатического порядка слов:

"A brother came" - канонический порядок слов, подчеркивающий приход брата.

"Brother has come" - инверсия подлежащего и глагола, что смещает ударение на брата.

"The cat broke the vase" - инверсия дополнения и глагола, которая выделяет действие (breaking the vase) и виновника (cat).

"His brother is a doctor" - инверсия сказуемого и подлежащего, подчеркивающая профессию брата.

"The house is big" - инверсия прилагательного и существительного, акцентирующая внимание на размерах дома.

"The child runs quickly"- инверсия наречия и глагола, подчеркивающая скорость бега ребенка. Мастерское использование инверсии позволяет англоязычным выражать тонкие оттенки смысла и создавать яркие и выразительные высказывания.

3. В разговорном английском языке заполнители хезитационных пауз могут включать слова и фразы, такие как "um", "uh", "well", "you know", "like", "so", "actually", "I mean", "kind of", "sort of", "basically", "uhm". Маркеры обратной связи, которые помогают в усвоении грамматики, могут включать повторение или исправление предложения, например: "I went to the store yesterday... I mean, I'm going tomorrow".

4. Рассмотрим пример использования времен в разговорной речи английского языка. Различие между настоящим совершенным и простым прошлым временами

позволяет говорящим четко выражать свои мысли. Настоящее совершенное время используется для описания действий, которые начались в прошлом и продолжаются в настоящем или имеют недавние последствия. Например: "I have just finished my coffee". С другой стороны, простое прошедшее время используется для описания завершенных действий в прошлом. Например: "Yesterday I went to the cinema". Понимание этого различия помогает говорящим правильно использовать времена глаголов для передачи своих мыслей в устной речи.

5. Грамматика играет многогранную роль в произношении английского языка. Она влияет не только на сложные предложения и фразы, но и на произношение отдельных слов и ударении, понимание того, как грамматика взаимодействия с произношением имеет решающее значение для развития разборчивой и понятной английской речи. Правильное произношение окончаний слов, например множественное число и третье лицо единственного числа, помогает сделать речь более разборчивой. Так, добавление окончания "-s" к существительному в третьем лице единственного числа указывает на то, что это подлежащее единственного числа. Например: He sings.

В вопросительных предложениях ударение часто ставится на вспомогательном глаголе. Например: "Are you going to school?" В утвердительных предложениях, с другой стороны, ударение обычно ставится на главном глаголе. Например: "I'm going to school". Понимание этих грамматических правил помогает говорящим правильно произносить предложения, повышая их разборчивость.

Грамматика помогает создавать связный дискурс. Грамматические маркеры, такие как связки и переходные слова, позволяют говорящим связывать предложения и абзацы, создавая логически плавный поток мыслей. Использование правильного порядка слов и пунктуации также повышает ясность и предотвращает недоразумения.

Коммуникативно-когнитивный подход к усвоению грамматики разговорного английского фокусируется на использовании языка в реальных коммуникативных ситуациях. Согласно данному подходу, усвоение грамматики разговорного английского предполагает использование аутентичных материалов, таких как диалоги, интервью и фильмы. Студенты взаимодействуют с этими материалами, обращая внимание на использование грамматических структур в реальных коммуникативных ситуациях. Они также участвуют в устных упражнениях, таких как ролевые игры и дискуссии, чтобы практиковать и применять эти структуры. Данный подход подчеркивает роль познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление, в овладении грамматикой.

Также существует ряд геймифицированных приложений, предназначенных для обучения грамматике. Рассмотрим несколько примеров.

Duolingo: бесплатное приложение, которое использует игровые элементы, такие как баллы, уровни и виртуальная валюта, для преподавания иностранных языков, в том числе грамматики.

Quizlet: приложение для создания и распространения учебных карточек, которое включает игровые элементы, такие как соответствия и кроссворды.

WordDive: геймифицированное приложение для изучения языков, которое преподает грамматику через интерактивные истории и игры.

Blooket: платформа для создания викторин и игр, позволяющая преподавателям и обучающимся создавать геймифицированные учебные задания по грамматике.

Рассмотрим, как проанализированные нами подходы могут быть эффективно использованы для усвоения грамматики разговорного языка, на примере упражнений, соответствующих принципам этих подходов:

1. «Найди пропавшее слово»: такое упражнение может помочь студентам распознать и заполнить пропущенные языковые единицы.

2. Упражнения, основанные на составлении предложений, могут дать обучающимся возможность экспериментировать с различным порядком слов для выделения важных частей высказывания. Студенты работают над групповыми или индивидуальными проектами, которые требуют использования грамматических форм для передачи информации или аргументации.

3. Упражнения на диалоговые симуляции в игровой форме могут позволить учащимся практиковать использование этих заполнителей для организации своей речи.

4. Игровые упражнения, включающие ситуационные диалоги, могут способствовать развитию у студентов интуитивного понимания использования временных форм.

5. Геймифицированные упражнения с использованием аудиозаписей могут помочь обучающимся улучшить свое произношение и расстановку ударений.

Данные подходы эффективно совмещают теоретические знания с практическими упражнениями, способствуя более успешному освоению языка студентами.

Таким образом, нами были выявлен ряд преимуществ усвоения грамматики в разговорной речи английского языка при применении коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов, а именно: развитие у студентов глубокого понимания грамматических правил; содействие автономности обучающихся и способности к саморефлексии; обеспечение прочной основы для автоматизации языковых структур; создание условий для применения грамматики в реальных ситуациях; создание условий для естественного и интуитивного использования грамматики. Кроме того, геймифицированные элементы повышают мотивацию студентов и делают процесс обучения более приятным; игра создает более интерактивную и увлекательную среду обучения, что способствует лучшему усвоению грамматических концепций.

Однако, несмотря на свои преимущества, когнитивно-коммуникативный и гейми-фицированный подходы также имеют ряд ограничений. Так, данные подходы требует времени и усилий для освоения грамматических концепций; некоторые студенты могут лучше учиться в более традиционной среде; преподаватели должны понимать, как организовывать эффективные занятия при использовании данных подходов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что интеграция коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов в обучение иностранному языку поможет создать привлекательную и эффективную среду обучения, способ-ствуюшую усвоению грамматики разговорного английского.

Заключение / Conclusion

Внедрение игровых элементов, таких как очки, уровни, лидеры и соревнования, привносит веселье и развлечения в традиционно сухие грамматические уроки. Студенты получают удовольствие от процесса обучения, что делает его более приятным и менее обременительным. Такая атмосфера способствует лучшему усвоению материала и укрепляет положительное отношение к изучению грамматики.

Геймификация позволяет персонализировать обучение, адаптируя задания и награды к индивидуальным потребностям и стилям обучения учащихся. Это позволяет им прогрессировать в своем собственном темпе и сосредоточиваться на областях, требующих улучшения.

Исследования демонстрируют, что интеграция коммуникативно-когнитивного подхода и геймификации в обучение грамматике приводит к повышению эффективности и результатов обучения. Студенты, участвующие в геймифицированных занятиях, демонстрируют более высокие уровни понимания грамматических правил, точности в их применении и общей эффективности в грамматике. Это связано с повышенной мотивацией, вовлеченностью и возможностями для практики, которые предоставляет геймификация.

Ссылки на источники / References

1. Банарцева А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 1 (33). - C. 22-29.

2. Соколова В. А., Титова Ю. В. Интегрированный подход в преподавании английского языка в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. - 2021. - № 10. - C. 78-86.

3. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Коряковцева Н. Ф., Акимова Н. В. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.

4. Левченко В. В., Мещерякова О. В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку бакалавров неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Вып. 8. - № 3 (28). - С. 83-88.

5. Muratova N. V. The role of grammar skill in communicative-oriented teaching of English language // Экономика и социум. - 2021. - No. 5-1 (84). - Р. 313-317.

6. Трубина З. И. Обучение грамматическому аспекту речи на основе лексического подхода // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 5. - С. 1-13.

7. Waddington J., Esteban-Guitart M. Funds of knowledge and identity in language learning and teaching // Innovation in Language Learning and Teaching. - 2024. - Р. 1-7. DOI: 10.1080/17501229.2024.2328306

8. Дольянова Е. Д. Обучение грамматической стороне иноязычной речи на основе коммуникативно-когнитивного подхода // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2020: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 16-20 марта 2020 года / гл. ред. Н. Н. Макарова; отв. ред. М.С. Закамалдина. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2020. - С. 1525-1530.

9. Соболева Е. А., Папоян Г. Н. Формирование грамматических навыков школьников в процессе обучения английскому языку // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 1 (36). - C. 76-78.

10. Ермолова Т. В. Использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 6. - C. 51-57.

11. Ciftci H., Ozcan M. A Contrastive Analysis of Traditional Grammar Translation Method and Communicative Language Teaching in Teaching English Grammar and Vocabulary // International Online Journal of Education and Teaching (IOJET). - 2021. - 8(2). - P. 709-729.

12. Shimchuk, A. O. Basic Principles of communicative grammar during English lessons at primary school // Science and Education. - 2021. - 2(2). - P. 365-369.

13. Hebebci M. T., Alan S. Gamification in education: An overview of the literature // Current Studies in Social Sciences / eds. A. Csiszarik-Kocsir, P. Rosenberger. - 2021. - Р. 174-194. ISRES Publishing.

14. Pankiewicz M., Abdiomar U. Gamification in item-based educational systems - a bibliometric analysis // Proceedings of EdMedia + Innovate Learning / ed. T. Bastiaens. - 2021. - Р. 69-73.

15. Majuri J., Koivisto J., Hamaria J. Gamification of education and learning: A review of empirical literature. - 2018. -P. 11-19.

16. Цифровая трансформация образования: электр. сб. тез. докл. 1-й науч.-практ. конф., Минск, 30 мая 2018 года. - Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. - С. 25.

17. Косачева В. О. Использование методов геймификации в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2 (93). - Р. 216-218.

18. Карманова Е. В., Шелеметьева В. А. Тяжелая и легкая геймификация при обучении: что выбрать? // Информатика и образование. - 2020. - № 1(1). - С. 20-27.

19. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction: Game-Based Methods and Strategies for Training and Education. - San Francisco, CA: Pfeiffer, 2012. - URL: https://doi.org/10.1145/2207270.2211316

20. Lee J. J., Hammer J. Gamification in education: What, how, why bother? // Academic Exchange Quarterly. - 2011. -Vol. 15(2). - 146 p.

21. Андросова С. В., Гусева С. И., Деркач С. В., Морозова О. Н. К вопросу об эллипсисе и элизии в спонтанной речи (на материале английского языка) // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2016. - № 413. - C. 5-13.

22. Худайберганова М. М. Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего // Молодой ученый. - 2017. - № 20 (154). - С. 506-509. - URL: https://moluch.ru/archive/154/39834/

23. Современный русский язык: синтаксис словосочетания и простого предложения. - Челябинск, 2016. - С. 4.

24. Аникушин С. В. Исследование пауз хезитации в устной речи // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2018. - № 14. - C. 810-812.

25. Hilliard A. Spoken Grammar and Its Role in the English Language Classroom // English Teaching Forum. - 2004. -№ 4. - P. 2-5.

26. Мумтоза М. М., Нафиса Р. К. Важность произношения в общине на английском языке // Academic research in educational sciences. - 2023. - Vol. 4. - No. 5. - Р. 244-247.

27. Абулайсова Н. А., Рагимханова Л. К., Шейгасанова Г. М. Способы выражения грамматических значений в английском языке // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2015. - № 5. - C. 108-113.

1. Banarceva, A. V. (2017). "Kommunikativnyj podhod v obuchenii inostrannomu yazyku" [Communicative approach to teaching a foreign language], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psi-hologo-pedagogicheskie nauki, № 1 (33), pp. 22-29 (in Russian).

2. Sokolova, V. A., & Titova, Yu. V. (2021). "Integrirovannyj podhod v prepodavanii anglijskogo yazyka v profession-al'noj deyatel'nosti" [An integrated approach to teaching ESP], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 10, pp. 78-86 (in Russian).

3. Gal'skova, N. D., Vasilevich, A. P., Koryakovceva, N. F., & Akimova, N. V. (2017). Osnovy metodiki obucheniya in-ostrannym yazykam [Fundamentals of methods of teaching foreign languages]: ucheb. posobie, KNORUS, Moscow, 390 p. (in Russian).

4. Levchenko, V. V., & Meshcheryakova, O. V. (2019). "Strategii formirovaniya grammaticheskoj kompetencii v pro-fessional'no orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku bakalavrov neyazykovogo vuza" [Strategies for developing grammatical competence in professionally oriented foreign language teaching for bachelors at a non-linguistic university], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, vyp. 8, № 3 (28), pp. 83-88 (in Russian).

5. Muratova, N. V. (2021). "The role of grammar skill in communicative-oriented teaching of English language", Ekonomika i socium, No. 5-1 (84), pp. 313-317 (in English).

6. Trubina, Z. I. (2020). "Obuchenie grammaticheskomu aspektu rechi na osnove leksicheskogo podhoda" [Teaching the grammatical aspect of speech based on the lexical approach], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, № 5, pp. 113 (in Russian).

7. Waddington, J., & Esteban-Guitart, M. (2024). "Funds of knowledge and identity in language learning and teaching", Innovation in Language Learning and Teaching, pp. 1-7. DOI: 10.1080/17501229.2024.2328306 (in English).

8. Dol'yanova, E. D. (2020). "Obuchenie grammaticheskoj storone inoyazychnoj rechi na osnove kommunikativno-kognitivnogo podhoda" [Teaching the grammatical side of foreign language speech based on the communicative-cognitive approach], Student i nauka (gumanitarnyj cikl) - 2020: materialy mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf., Magnitogorsk, 16-20marta 2020 goda, Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G. I. Nosova, Magnitogorsk, pp. 1525-1530 (in Russian).

9. Soboleva, E. A., & Papoyan, G. N. (2019). "Formirovanie grammaticheskih navykov shkol'nikov v processe obucheniya anglijskomu yazyku" [Development of grammatical skills in schoolchildren in the process of teaching English], Nauka i obrazovanie segodnya, № 1 (36), pp. 76-78 (in Russian).

10. Ermolova, T. V. (2020). "Ispol'zovanie autentichnyh materialov pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze" [The use of authentic materials in teaching a foreign language at a non-linguistic university], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 6, pp. 51-57 (in Russian).

11. Ciftci, H., & Ozcan, M. (2021). "A Contrastive Analysis of Traditional Grammar Translation Method and Communicative Language Teaching in Teaching English Grammar and Vocabulary", International Online Journal of Education and Teaching (IOJET), 8(2), pp. 709-729 (in English).

12. Shimchuk, A. O. (2021). "Basic Principles of communicative grammar during English lessons at primary school", Science and Education, 2(2), pp. 365-369 (in English).

13. Hebebci, M. T., & Alan, S. (2021). "Gamification in education: An overview of the literature", in Csiszarik-Kocsir, A. & Rosenberger, P. (eds.). Current Studies in Social Sciences, pp. 174-194. ISRES Publishing (in English).

A. ffl. raSdyAAum

14. Pankiewicz, M., & Abdiomar, U. (2021). "Gamification in item-based educational systems - a bibliometric analysis", in Bastiaens, T. (ed.). Proceedings of EdMedia + Innovate Learning, pp. 69-73 (in English).

15. Majuri, J., Koivisto, J., & Hamaria, J. (2018). Gamification of education and learning: A review of empirical literature. pp. 11-19 (in English).

16. (2018). Cifrovaya transformaciya obrazovaniya [Digital transformation of education]: elektr. sb. tez. dokl. 1-j nauch.-prakt. konf., Minsk, 30 maya 2018 goda, Uchrezhdenie "Glavnyj informacionno-analiticheskij centr Minis-terstva obrazovaniya Respubliki Belarus'", Minsk, p. 25 (in Russian).

17. Kosacheva, V. O. (2022). "Ispol'zovanie metodov gejmifikacii v processe obucheniya inostrannomu yazyku v ne-yazykovom vuze" [Using gamification methods in the process of teaching a foreign language at a non-linguistic university], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 2 (93), pp. 216-218 (in Russian).

18. Karmanova, E. V., & Shelemet'eva, V. A. (2020). "Tyazhelaya i legkaya gejmifikaciya pri obuchenii: chto vybrat'?" [Hard and light gamification in training: what to choose?], Informatika i obrazovanie, № 1(1), pp. 20-27 (in Russian).

19. Kapp, K. (2012). The Gamification of Learning and Instruction: Game-Based Methods and Strategies for Training and Education, Pfeiffer San Francisco, CA. Available at: https://doi.org/10.1145/2207270.2211316 (in English).

20. Lee, J. J., & Hammer, J. (2011). "Gamification in education: What, how, why bother?", Academic Exchange Quarterly, vol. 15(2), 146 p. (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Androsova, S. V., Guseva, S. I., Derkach, S. V., & Morozova, O. N. (2016). "K voprosu ob ellipsise i elizii v spontannoj rechi (na materiale anglijskogo yazyka)" [On the issue of ellipsis and elision in spontaneous speech (based on the material of the English language)], Vestn. Tom. gos. un-ta, № 413, pp. 5-13 (in Russian).

22. Hudajberganova, M. M. (2017). "Artikulyacii predydushchego zvuka pri proiznesenii posleduyushchego" [Articulation of the previous sound when pronouncing the next one], Molodoj uchenyj, № 20 (154), pp. 506-509. Available at: https://moluch.ru/archive/154/39834/ (in Russian).

23. (2016). Sovremennyj russkij yazyk: sintaksis slovosochetaniya iprostogo predlozheniya [Modern Russian language: syntax of phrases and simple sentences], Chelyabinsk, p. 4.

24. Anikushin, S. V. (2018). "Issledovanie pauz hezitacii v ustnoj rechi" [Study of hesitation pauses in oral speech], Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki, № 14, pp. 810-812 (in Russian).

25. Hilliard, A. (2004). "Spoken Grammar and Its Role in the English Language Classroom", English Teaching Forum, № 4, pp. 2-5 (in Russian).

26. Mumtoza, M. M., & Nafisa, R. K. (2023). "Vazhnost' proiznosheniya v obshchine na anglijskom yazyke" [The importance of community English pronunciation], Academic research in educational sciences, vol. 4, no. 5, pp. 244247 (in Russian).

27. Abulajsova, N. A., Ragimhanova, L. K., & Shejgasanova, G. M. (2015). "Sposoby vyrazheniya grammaticheskih znachenij v anglijskom yazyke" [Ways of expressing grammatical meanings in English], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, № 5, pp. 108-113 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.