Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геймификация / учебный процесс / игровые технологии / игра / иностранный язык / gamification / educational process / game technologies / game / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.О. Косачева

Статья посвящена изучению вопроса использования актуальных геймифицированных средств обучения (геймификации, или игрофикации образовательного процесса) в современных условиях для студентов в высших учебных заведениях. Геймификация рассматривается как метод улучшения процесса формирования языковых навыков у студентов с помощью игровых элементов. В статье приведено общее определение термина «геймификация» и представлены общие данные использования игровых средств в неигровых сферах, где применяются игровые элементы для мотивации и предоставления задачам новизны, содействия развитию диалогической речи, жажды исследований и получения лучших результатов. Использование геймифицированных средств обучения иностранным языкам путем повышения уровня мотивации позволяет студентам чувствовать непосредственную связь между изученным материалом и реальными условиями его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.О. Косачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMIFICATION METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY ANNOTATION

The article studies the use of actual gamified learning tools (gamification, educational process) in modern conditions for students in higher educational institutions. Gamification is considered as a method of improving the process of forming students’ language skills with the help of game elements. The article provides a general definition of the term “gamification” and presents general data on the use of gaming tools in non-gaming areas, where game elements are used to motivate and provide novelty to tasks, promote the development of dialogic speech, thirst for research and obtaining better results. The use of gamified means of teaching foreign languages by increasing the level of motivation allows students to feel a direct connection between the studied material and the real conditions of its use.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

тренинга - на получение опыта применения копинг-стратегий на собеседовании, 2 конфликтологических тренинга; 12 встреч с выпускниками, педагогами и руководителями образовательных организаций; 5 деловых игр, связанных с процессом трудоустройства, развитием профессиональной идентичности, корректировкой и закреплением профессиональных намерений студентами.

На рефлексивно-оценочном этапе была проведена повторная диагностика и сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп. «Сильная» стратегия трудоустройства выявлена у 27,4% студентов контрольной группы и 39,5% студентов экспериментальной группы, «нейтральная» - у 56,3% контроль-

Библиографический список

ной и 58,0% экспериментальной групп, «слабая» - у 16, 3% контрольной и 1,5% экспериментальной групп.

Критерий Краскала-Уоллиса для независимых выборок показал существенные различия между контрольной и экспериментальной группами (Нэмп = 5,724).

Таким образом, проведенное исследование доказало эффективность разработанной модели формирования готовности трудоустройства будущих педагогов.

Тем самым цель статьи по описанию и анализу модели формирования готовности к трудоустройству будущих педагогов успешно решена.

1. Трудоустройство выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. Available at: /https://rosstat.gov.ru/labour_force

2. Дахина Е.Р Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж,2017.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2010.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции. Мир психологии. 2001; № 1: 64-78.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

6. Бозаджиев В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности. Международный журнал экспериментального образования. 2010; № 7: 98 - 99.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

8. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.

9. Михайлова Т.А., Габриелян Я.С. Формирование готовности к трудоустройству у студентов вузов. Педагогика и просвещение. 2020; № 4: 86 - 95.

References

1. Trudoustrojstvo vypusknikov obrazovatel'nyh organizacij srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya. Available at: /https://rosstat.gov.ru/labour_force

2. Dahina E.R. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti vypusknikov vuzov ktrudoustrojstvu. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2017.

3. Pryazhnikov N.S. Psihologicheskijsmysl truda: uchebnoe posobie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: MOD'EK, 2010.

4. Shnejder L.B. Professional'naya identichnosf i pamyat': opyt geneticheskoj rekonstrukcii. Mirpsihologii. 2001; № 1: 64-78.

5. Shnejder L.B. Professional'naya identichnost': teoriya, 'eksperiment, trening: uchebnoe posobie. Moskva: MPSI; Voronezh: MOD'EK, 2004.

6. Bozadzhiev V.L. K voprosu o psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; № 7: 98 - 99.

7. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostikdeyatel'nosti. Minsk, 1976.

8. Krasnoryadceva O.M. Osobennostiprofessional'nogo myshleniya v usloviyah psihodiagnosticheskojdeyatel'nosti. Barnaul, 1998.

9. Mihajlova T.A., Gabrielyan Ya.S. Formirovanie gotovnosti k trudoustrojstvu u studentov vuzov. Pedagogika iprosveschenie. 2020; № 4: 86 - 95.

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 378.147

Kosacheva V.O., teacher, Department of Foreign Languages and Professional Communication of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: VOKosacheva@fa.ru

THE USE OF GAMIFICATION METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY ANNOTATION.

The article studies the use of actual gamified learning tools (gamification, educational process) in modern conditions for students in higher educational institutions. Gamification is considered as a method of improving the process of forming students' language skills with the help of game elements. The article provides a general definition of the term "gamification" and presents general data on the use of gaming tools in non-gaming areas, where game elements are used to motivate and provide novelty to tasks, promote the development of dialogic speech, thirst for research and obtaining better results. The use of gamified means of teaching foreign languages by increasing the level of motivation allows students to feel a direct connection between the studied material and the real conditions of its use. Key words: gamification, educational process, game technologies, game, foreign language.

В.О. Косачееа, преп., Департамент иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: VOKosacheva@fa.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Статья посвящена изучению вопроса использования актуальных геймифицированных средств обучения (геймификации, или игрофикации образовательного процесса) в современных условиях для студентов в высших учебных заведениях. Геймификация рассматривается как метод улучшения процесса формирования языковых навыков у студентов с помощью игровых элементов. В статье приведено общее определение термина «геймификация» и представлены общие данные использования игровых средств в неигровых сферах, где применяются игровые элементы для мотивации и предоставления задачам новизны, содействия развитию диалогической речи, жажды исследований и получения лучших результатов. Использование геймифицированных средств обучения иностранным языкам путем повышения уровня мотивации позволяет студентам чувствовать непосредственную связь между изученным материалом и реальными условиями его использования.

Ключевые слова: геймификация, учебный процесс, игровые технологии, игра, иностранный язык.

Насущная потребность поиска путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях России диктует необходимость дальнейшего совершенствования подходов и методов компьютерно-опосредованного общения, включая дистанционное и электронное обучение как его разновидности. Поэтому дискуссии вокруг повышения уровня цифровой компетентности сотрудников вуза, их дидактического знания и новых подходов к созданию контента в формате электронного обучения, поощрения преподавателей к развитию культуры сотрудничества и обмена опытом использования новых цифровых платформ и учебных инструментов продолжают набирать обороты как на зарубежных, так и отечественных научных территориях.

При этом в существующей ситуации с COVID-19 в мире в целом и в России в частности, когда работа в аудиториях стала ограниченной, когда пришлось переходить от личного к виртуальному обучению, перед преподавателями высшей

школы встает очень сложная задача, связанная с необходимостью приспособления к новым условиям преподавания в дистанционном формате.

Если учитывать, что нынешний студент - это человек, который вырос наряду с современными цифровыми технологиями, в сетевой интерактивной меди-асреде, среди графических изображений и многозадачности, образовательный процесс современного студента, вопросы его мотивации и заинтересованности в обучении требуют использования различных игр, специальных программ или геймифицированных средств.

Понятие «геймификация» вошло в научный дискурс сравнительно недавно. Во многих источниках возникновение этого термина относят к 2010 году. Несмотря на значительный интерес исследователей к вопросу геймификации образовательного процесса, вопрос о ее эффективном применении на занятиях по иностранному языку требует углубленного изучения, которое продолжается до сих

пор. Много современных зарубежных и отечественных специалистов предлагают свои определения, взгляды и мнения относительно геймификации, ее средств и эффективности использования в образовательном процессе.

Так, среди зарубежных специалистов, внесших весомый вклад в исследование, прежде всего, можно выделить работы М. Барбера, К. Вербаха, С. Де-тердинга, Д. Кларка, Э. Корнорана, Дж. Макгонигала, Л. Шелдона. Значительный вклад в обоснование и развитие основных положений геймификации сделали представители отечественной науки - Л.Б. Котлярова, Е.И. Пассов и другие.

Ученые едины в том, что игры - это мощный инструмент, который позволяет эффективно осваивать новый материал или тренировать и закреплять навыки и умения, которые уже есть.

Учитывая актуальность заявленной темы, основной целью данной статьи является теоретический обзор и систематизация средств геймификации, которые получили широкое практическое применение в контексте преподавания иностранных языков студентам неязыковых специальностей в современных условиях обучения в вузе.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1) раскрыть понятие геймификации; 2) рассмотреть особенности использования методов геймификации в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в статье показано, что использование геймифицированных средств обучения иностранным языкам позволяет студентам чувствовать непосредственную связь между изученным материалом и реальными условиями его использования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться при изучении английского языка в неязыковом вузе.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении специфики геймификации образовательного процесса в современных условиях для студентов в высших учебных заведениях.

Изложение основного материала начнем с утверждения, что современный сетевой интерактивный медиамир благодаря мгновенному доступу к информации постоянно движется в направлении развития и совершенствования. Этот процесс является неизбежным, он предопределяет изменения не только в быту, но и в образовании. Рассматривая далеко идущие перспективы, современные разработчики образовательных стратегий подходят к обучению как к непрерывному, целостному опыту, опирающемуся на исследовательские, проектные, проблемные, феноменологические, персонифицированные методы обучения, которые дополняются и оптимизируются технологией. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и «цифровизация» образования рассматриваются как важные элементы современного учебного процесса. Это приводит к переоценке учебного процесса с позиции того, как эффективно обучать с использованием современных цифровых инструментов, включая игровые технологии, которые активно внедряются в образовательный процесс.

В общем понимании «геймификация» (или «игрофикация») - это использование игровых подходов для неигровых процессов, когда игровые элементы (присуждение баллов, значки, счет, конкуренция, достижения) применяют в неигровых ситуациях с целью сделать выполнение рутинных задач более интересным опытом. Геймификация влияет на разные сферы жизни человека, поскольку игровые моменты присутствуют не только в образовательном процессе. Многочисленные акции, бонусы и программы лояльности являются примером геймификации в обычной бытовой жизни человека. Она помогает быстро привлечь к участию современную молодежь, которая имеет большой опыт в использовании компьютерных игр и при общении в социальных сетях. Но наиболее ценной, как было отмечено выше, геймификация является в образовании [1].

Так, М. Барбер, специалист в области геймификации обучения, в своей работе «Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании» ("The learning Game: arguments for an Education Revolution") говорит о необходимости улучшения образовательного процесса различными средствами, в частности средствами геймификации [2].

Собственное понимание этой проблемы предлагает Д. Кларк, который, в свою очередь, исследует влияние геймификации на вопросы мотивации студентов и связь между целями и их успешным достижением [3]. Изучение геймифици-рованных средств обучения доказывает, что последние увеличивают мотивацию студентов, обеспечивают аутентичный образовательный опыт, обучают системному подходу к освоению материала и способствуют групповой динамике и обучению в коллективе [4, с. 2].

Опираясь на исследования В. Аллен и Э. Эрсоз, остановимся на выделении некоторых преимуществ использования геймифицированных средств обучения:

- использование современных цифровых технологий;

- индивидуальное или групповое использование игр, что способствует росту навыков работы в обществе;

- удобство использования в игре изученных грамматических и лексических структур;

- автономия в обучении;

- повышение мотивации [4].

В то же время к основным недостаткам геймификации относят:

- чрезмерное использование игр во время образовательного процесса вместо подачи основного материала или его объяснения;

- возможно легкомысленное отношение к изучению дисциплины при избыточном использовании геймификации;

- трудности с привлечением студентов разных уровней владения языком к процессу игры;

- рост времени, проведенного перед компьютером [4].

Приведенные сравнения дают нам возможность отметить преимущество

геймифицированного обучения, которое проявляется в трех основных формах: соревнование, игра без победителя и визуализация целей [3].

На наш взгляд, вопросы использования игровых технологий приобрели особое значение в процессе обучения иностранным языкам. Преподавание студентам материала с использованием элементов игры оказалось мощным средством, которое помогает создать уникальную и безопасную учебную среду с широким спектром вспомогательных функций, что значительно способствует запоминанию целевого материала, раскрытию скрытых способностей обучающихся за счет игровых моментов.

Игра на уроке английского языка имеет многоступенчатую цель - обучающую, развивающую и воспитательную:

1) помогает объяснить те или иные языковые особенности;

2) развивает навыки учебной деятельности;

3) формирует интерес к исследуемому предмету

Игровые технологии могут быть использованы на любых этапах урока:

- изложения нового материала;

- автоматизации использования нового материала на практике;

- закрепления полученных знаний;

- в качестве контрольной точки проверки усвоения информации.

Отметим, что сейчас уже существует много различных средств, которые

используются для повышения заинтересованности в изучении иностранного языка. В частности, очень широко используется платформа My Grammar Lab. Она насчитывает большое количество учебных ресурсов, упражнений и дополнительного материала для изучения иностранных языков. Почти к каждому официальному учебнику этого издательства существуют дополнительные онлайн-ресурсы как для преподавателей, так и для студентов. Также отметим, что эта платформа имеет мгновенное автоматическое оценивание результатов заданий, что является очень полезным и целесообразным в случае самообразования.

Что касается мирового рынка, то здесь следует отметить, что есть больше примеров использования геймификации в учебном процессе. Например, платформа Lingua Attack, которая была создана специалистами в сфере медиа и видеоигр в сотрудничестве с учителями и специалистами в нейронауке в 2019 году как инновационный языковой онлайн-ресурс для современного «цифрового» поколения тех, кто изучает иностранный язык.

Платформа имеет 26 языков интерфейса и 6 основных языков для изучения (английский, испанский, французский, немецкий, португальский, китайский). Уровень сложности варьируется от А1 до С1 (согласно основной системе определения уровня владения языком Common European Framework of Reference for Languages (CEFR), где А1 - это элементарное владение и С1 - свободное владение), что является важным при групповом обучении, когда наблюдаем неравномерный уровень знаний студентов. Эта платформа существует в браузерном варианте, а также отдельно, как мобильное приложение.

В качестве альтернативного варианта интернет-платформ надо назвать отдельные игры, а не платформы в целом, которые используются для подготовки к экзаменам или повторения изученного материала в игровой форме, что, безусловно, повышает процент повторенного и полезно для студентов любой категории (визуалы, аудиалы или кинестетики) для успешной сдачи тестовых или экзаменационных работ.

Усвоенный с помощью видеоигр материал хранится в памяти студентов дольше и является более структурированным. Примерами являются бухгалтерская игра («Accounting game») для студентов первого курса по экономике и студентов первого курса по менеджменту, а маркетинговая игра («Marketing game») - для студентов первого курса по маркетингу. Обе игры включают в себя квиз с вопросами по силабусу по профильным дисциплинам [4].

Подытоживая, отметим, что образовательный ландшафт демонстрирует быстрые изменения, направленные на использование социальных медиа и мобильных технологий для новой студенческой аудитории. Для того чтобы достичь образовательной цели, современному преподавателю необходимо подобрать средства обучения, которые облегчили бы восприятие информации, и одновременно достичь определенной учебной цели. Современный педагог во время занятий выполняет роли эксперта, тренера, фасилитатора, оценщика, также осуществляет техническую поддержку, обязанности IT-администратора, модератора. Выполнение этих ролей требует широкого педагогического, методического, технического опыта. Большое количество электронных ресурсов и средств обучения иностранным языкам, использование геймифицированных средств нацелены на облегчение усвоения материала и возможность его мобильного использования в любое время в удобном для студента городе.

Таким образом, поставленная цель по изучению особенностей использования методов геймификации в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе была успешна решена.

Был сделан вывод о том, что анализ и систематизация геймифицирован-ных инструментов обучения и ситуаций их эффективного использования являет-

ся дальнейшим путем к развитию необходимых педагогических навыков и знания для формирования у студентов цифровой компетентности, повышения их мотивации, вовлеченности в образовательный процесс и достижения конкретного учебного результата.

Результаты исследования могут использоваться в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

Библиографический список

1. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. Москва, 2007.

2. Allen V. Techniques in teaching vocabulary. Oxford: Oxford University Press, 1983.

3. Clark D. Does gamification play Pavlov with learners? Available at: http://donaldclarkplanb.blogspot. com/2015/04/does-gamification-play-pavlov-with. html

4. Tokarieva A. Educational digital games: from theory to practice. Guidelines for teachers. Lap Lambert Academic Publishing. 2019.

References

1. Barber M. Obuchayuschaya igra: argumenty v pol'zu revolyucii v obrazovanii. Moskva, 2007.

2. Allen V. Techniques in teaching vocabulary. Oxford: Oxford University Press, 1983.

3. Slark D. Does gamification play Pavlov with learners? Available at: http://donaldclarkplanb.blogspot. com/2015/04/does-gamification-play-pavlov-with. html

4. Tokarieva A. Educational digital games: from theory to practice. Guidelines for teachers. Lap Lambert Academic Publishing. 2019.

Статья поступила в редакцию 23.03.22

УДК 378.147

Kulikova O.O., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: olka073@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODS OF DEVELOPING BACHELORS' GRAMMAR AND LEXIS SKILLS AT THE UNIVERSITY OF FINANCE AND ECONOMICS. The article considers numerous ways of organizing work at the seminars at Non-Linguistic University which can be helpful to the teacher of English in her or his attempts to increase effectiveness of the work at the seminars and allocate the sufficient amount of time for developing students' grammar skills and enriching their functional lexis. The author outlines the ways that may help students master their English language speaking skills in their sphere of Finance and Economics. Moreover, the author considers the methods which can be used by teachers at the Finance University in order to improve students' ability to use various grammar patterns, infinitive and gerund constructions, as well as practice English Grammar Tenses. The author of the article analyses the ways to teach students to build dialogues in order to perfect the ability to use grammar constructions. The author of the article offers methods which are targeted at enriching students' narrow focused vocabulary. She also demonstrates the examples of grammar exercises which may assist students to drill functional lexis and which are used by teachers at the Finance University under the Government of the Russian Federation.

Key words: non-linguistic university, lexis and grammar skills, conversational practice, to master economic vocabulary, communicative skills, professional language, gerund and infinitive constructions, test format.

О.О. Куликова, канд. филос. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: olka073@yandex.ru

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются многочисленные способы организации работы на семинарах в неязыковом вузе, которые могут помочь преподавателю английского языка увеличить эффективность работы на семинарах и уделить достаточное количество времени на развитие грамматических навыков студентов и обогащение их профессиональной лексики. Автор очерчивает способы, которые могут помочь студентам овладеть разговорными навыками в области делового английского языка и языка финансовой направленности. Более того, в статье рассматриваются методы, которые могут использовать преподаватели Финансового университета для того, чтобы улучшить умение студентов использовать разные грамматические обороты, герундиальные и инфинитивные конструкции, а также поупражняться в практике употребления времен английского глагола. Автор статьи анализирует способы обучать студентов выстраивать диалоги для того, чтобы совершенствовать способность использовать грамматические конструкции. Предлагаются методы, которые нацелены на обогащение узкопрофессионального словарного запаса студентов. Демонстрируются примеры грамматических упражнений, которые могут помочь студентам отработать функциональную лексику и которые используют преподаватели Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Ключевые слова: неязыковой вуз, лексические и грамматические навыки, разговорная практика, овладевать словарем экономических терминов, коммуникативные навыки, профессиональный язык, герундиальные конструкции и инфинитив, тестовый формат.

В настоящее время разные аспекты изучения иностранного языка вызывают интерес преподавателей высшей школы. Специалисты в области преподавания иностранного языка узкоспециализированной направленности ведут споры о том, что может и должно служить приоритетным фактором при наполнении курса иностранного языка, необходимо ли сделать акцент на текстах по специальности, разнообразить ли материал в значительной степени разговорными отрывками, в каком объеме необходимо представить грамматический материал. Все это является спорной, актуальной проблемой и предметом дискуссий, продолжающихся в рамках научных конференций, материалы которых отражаются на страницах опубликованных сборников [1-9].

Начиная написание статьи на тему, как лучше работать над грамматическим материалом со студентами вуза, стоит задаться над вопросом: «Какие типы упражнений нужны?»

В силу того, что существует тенденция пересматривать и разнообразить учебный материал. К уже давно ставшим излюбленными типам упражнений на множественный выбор и подстановку в настоящее время стали добавлять упражнения на перефразирование, а также на соединение двух логически связанных между собой частей предложения. Помимо этого, в программу курсов преподавания иностранного языка в вузе, а также в материалы текущего и итогового контро-

ля добавляют упражнения, которые предполагают составление связного текста из разрозненных и перемешанных между собой частей.

Работа над таким видом упражнения проверяет навык студентов логически выстроить рассказ, связать предложения в единую последовательную цепь, а также умение замечать и использовать соединительные союзы и вводные слова, то есть умение видеть и находить служебные слова и определять, какую функцию они играют в предложении, какое место в тексте они должны занимать.

Целью настоящего исследования является стремление проанализировать подходы к преподаванию лексики и грамматики на семинарах по изучению английского языка в экономическом вузе, а также проиллюстрировать, какие виды упражнений являются наиболее популярными и востребованными. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1) перечислить виды упражнений, которые используют преподаватели неязыкового вуза с целью повысить языковую грамотность студентов;

2) проиллюстрировать, насколько важно сочетать разные виды упражнений на лексику и на грамматику;

3) на примерах определенного диапазона тем финансовой направленности показать уместные и актуальные виды упражнений, часто используемые на семинарах в финансово-экономическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.