ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Гизатулина О.И. Email: [email protected]
Гизатулина Ольга Ивановна - старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: статья знакомит с методикой организации совместной учебной деятельности участников образовательного процесса в сети Интернет, содержатся практические рекомендации по применению облачных технологий в работе с сетевыми документами, сервисами и блогами для развития дистанционного обучения. Рассматриваются особенности интернета как информационно-образовательной среды, интеграции и проблемам использования Web-технологий в образовательном процессе. Актуальность темы заключается в использовании облачных технологий в образовательном процессе, рассмотрены преимущества и недостатки в использовании облачных сервисов в дистанционном обучении. Ключевые слова: облачные технологии, web ресурсы, информационные технологии, образовательный процесс, сервисы.
INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND CLOUD TECHNOLOGIES IN
DISTANCE EDUCATION Gizatulina O.I.
Gizatulina Olga Ivanovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article introduces the methodology of organizing joint educational activities of participants of the educational process on the Internet, contains practical recommendations on the use of cloud technologies in working with network documents, services and blogs for the development of distance learning. The features of the Internet as an information and educational environment, integration of internet in the educational process and problems of using Web technologies are considered. The relevance of the topic is in the use of cloud technologies in the educational process, the advantages and disadvantages of using cloud services in distance learning are described. Keywords: cloud technologies, web resources, information technologies, educational process, services.
УДК 80
Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. В своей работе мы рассматриваем возможность и целесообразность применения вышеназванных технологий преподавателем в образовательном процессе современного высшего образования или учреждений дополнительного образования.
На наших глазах, и совершенно для нас незаметно, произошла революция в области компьютерных технологий. «Мы используем все более мощные и ресурсоемкие программы, которые требуют для своей работы все более мощное железо. Мы вынуждены оперировать все большими объемами данных, и эти данные нужно где-то хранить. Но если задуматься, то эта супермощная программа нами не так уж часто используется, а без нее можно было бы купить компьютер попроще, да и терабайты данных нам тоже нужны не каждый день», - вот
примерно такой логикой руководствовался в 2006 году Эрик Шмидт, бывший тогда главой Google, предлагая новую модель компьютерных технологий. Сам англоязычный термин doud сomputing, он впервые использовал еще в 1993 г. для обозначения сервисов, дистанционно поддерживающих различные данные и приложения, размещенные на удаленных серверах. Ничего принципиально нового он не предложил, распределенные вычисления широко использовались и до этого, но он ввел в обращение термин «облако» и после его выступления, предложенная им модель стала стремительно развиваться.
Слово «облако» здесь присутствует как метафора, олицетворяющая сложную инфраструктуру, скрывающую за собой все технические детали. Как правило, используемый сегодня термин «облачные вычисления» (англ.- doud сomputing) применим для любых сервисов, которые предоставляются через сеть Интернет. Широко распространенное формальное определение облачных вычислений было предложено Национальным институтом стандартов и технологий США: «Облачные вычисления представляют собой модель для обеспечения по требованию удобного сетевого доступа к общему пулу настраиваемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения данных, приложений и услуг), которые можно быстро выделить и предоставить с минимальными управленческими усилиями или минимальным вмешательством со стороны поставщика услуг». [4, с 78]
Идея облачных вычислений впервые была озвучена ещё раньше, разработчиком программного обеспечения Джозефом Карлом Робнеттом Ликлайдером в 1970 году. Его идея заключалась в том, что каждый человек будет подключен к сети, из которой он будет получать не только данные, но и программы.
Облачные шлюзы — технология, которая может быть использована для более удобного предоставления «облака» клиенту. К примеру, с помощью соответствующего программного обеспечения хранилище в «облаке» может быть предоставлено для клиента как локальный диск на компьютере. Таким образом, работа с данными в «облаке» для клиента становится абсолютно прозрачной. И при наличии хорошей, быстрой связи с «облаком» клиент может даже не замечать, что работает не с локальными данными у себя на компьютере, а с данными, хранящимися, возможно, за много сотен километров от него [2, с 224].
Таким образом, облачные технологии - это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются Интернет-пользователю как онлайн-сервис.
Количество облачных сервисов ежедневно увеличивается. Изменяется их внешний вид, обновляются технические требования к программному обеспечению, функциональные возможности и т. д. Исходя из этого, их можно классифицировать по функциональным задачам, которые они позволяют решать:
- хранение и синхронизация файлов;
- хранение закладок и заметок;
- управление временем;
- программные приложения.
Одним из эффективных направлений в организации дистанционного образования является продуктивное применение облачных технологий. Применение облачных сервисов является неотъемлемой составляющей современного дистанционного образования и способствует динамичному переходу к инновациям по внедрению виртуальных дистанционных образовательных технологий, веб 2.0 и веб 3.0 как новых форм сетевых образовательных сред.
Наиболее распространенной системой сервисов на основе технологии облачных вычислений, применяемой в образовательном процессе, является Google Apps. Онлайн-сервисы дают педагогу возможность сделать занятия интереснее и разнообразнее, организовать совместную деятельность преподавателя и студента, осуществлять контроль и самоконтроль. Использование онлайн-сервисов позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям современного времени, организовать учебный процесс, направленный на формирование не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий [3, с. 55].
37
В настоящее время, в образовании уже широко применяются такие облачные сервисы как:
1. электронные дневники;
2. журналы;
3. личные кабинеты преподавателей;
4. личные кабинеты студентов;
5. тематические форумы, организуемые преподавателями для обмена информацией со студентами;
6. поиск информации, в котором обучающиеся могут решать поставленные учебные задачи как в отсутствии педагога, так и под его руководством.
Вычислительная мощность облака теоретически не ограничена, терминал связи сам является сильным вычислительным устройством, способным накапливать промежуточную информацию и управлять глобальной системой вычислительных ресурсов.
Как преподаватель может использовать облачные хранилища в своей работе?
1. Предоставлять доступ к документам и учебным материалам студентам
2. Сохранять лекции, семинарские и практические задания и другие документы, которые должны быть «под рукой».
3. Совместно с другими преподавателями работать над учебными планами или совместными проектами.
4. Отправлять учебные материалы, созданные дома, в облако, чтобы иметь к ним доступ с рабочего компьютера.
Как студент может использовать облачные хранилища данных?
1. Размещать учебные материалы.
2. Использовать их для совместной работы над проектами.
3. Сдавать работы преподавателю, предоставляя доступ по ссылке или пересылая работу по почте.
Можно ли использовать несколько облачных хранилищ одновременно? Конечно можно!
Таблица 1. Сравнительная характеристика облачных хранилищ
Наименование Объем бесплатного хранилища Режим офф-лайн Примечание Сайт /ссылка/
1.GoogleDrive 15 Гб есть Интегрируется с Google Docs и другими сервисами Google http ://google.com
5 Гб
2.OneDrive для пользовател ей Dnevnik.ru -1 Тб. есть Интегрирован с Office365 или Office Online http ://onedrive.com
3.Dropbox 2 Гб есть http://www.dropbox.com
4.Mega 50 Гб нет шифрует контент в браузере; пользователи могут передавать друг другу файлы в зашифрованном виде; ключи доступа к файлам распространяются по схеме Friend-to-Friend https://mega.co.nz
5. Яндекс.Диск 10 Гб есть Интегрирован с Office Online http://disk.yandex.ru/
Подробнее ознакомиться с облачными хранилищами и web- сервисами можно на авторских ресурсах - блоге «Web сервисы и блогосфера», и «Кейс Web 2.0 копилка сервисов» , где описаны и адаптированы сервисы Google. Рекомендованы эти ресурсы для студентов и преподавателей в практическом применении. Удобно использовать облачные технологии для совместной проектной работы учащихся. Схема деятельности такова: студенты получают темы проектов и делятся на группы. В группе распределяются обязанности. Затем руководитель группы создает документ и предоставляет доступ к нему остальным участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Студенты работают над проектом дома или в университете, наполняя документы содержанием.
Когда работа закончена, предоставляется доступ по ссылке для преподавателя. Преподаватель может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы учащиеся могли скорректировать его содержание до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что преподаватель может отследить хронологию изменений. Примером может служить образовательный веб-квест «Встреча с Серебряным веком», выполненный студентами третьего курса по учебной дисциплине «История русской литературы XX века», соответствующую программе для направления: 5111300 - Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах). Выбор технологии обоснован актуальностью информационно-коммуникационных технологий в образовании [Web-Квест «Встреча с серебряным веком»]
Для организации общения преподавателя со студентами в режиме off-line как мы видим, может быть использован сервис «Blogger», также предоставляемый компанией Google. Блоги, созданные с помощью данного сервиса удобно использовать для дистанционного контроля рефлексии, самостоятельной работы студентов и консультаций по курсовым и выпускным квалификационным работам.
Преимущества облачных технологий:
1. Пользователь оплачивает услугу только тогда, когда она ему необходима, а самое главное он платит только за то, что использует.
2. Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования.
3. Масштабируемость, отказоустойчивость и безопасность - автоматическое выделение и освобождение необходимых ресурсов в зависимости от потребностей приложения. Техническое обслуживание, обновление ПО производит провайдер услуг.
4. Удаленный доступ к данным в облаке - работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.
Недостатки облачных технологий:
1. Пользователь не является владельцем и не имеет доступа к внутренней облачной инфраструктуре. Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.
2. Не все данные можно доверить провайдеру в Интернете не только для хранения, но даже для обработки.
3. Есть риск, что провайдер онлайновых сервисов однажды не сделает резервную копию данных, и они будут утеряны в результате крушения сервера [1, с. 632].
Сравним традиционные и облачные технологии
Основываясь на опыте работы с информационными ресурсами и информационно-коммуникативными технологиями в образовательном процессе, оценивая возможности педагогических технологий с позиции эффективной интеграции с ИКТ, мы остановились на четырех, наиболее значимых, для нас, интегрированных педагогических технологиях:
• технология активного обучения;
• проектно-деятельностная технология;
• проблемно-модульная технология;
• технология дистанционного обучения с применением облачных сервисов.
Традиционные технологии Облачные технологии
Электронная почта: Outlook. Письма скачиваются при запуске программы на компьютер пользователя и хранятся там. Браузерная почта: Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru и т. П. Содержимое писем можно читать, скачать вложения, но физически всё хранится на сервере. Можно прочитать любое из своих писем с любого компьютера, подключенного к сети.
Музыка: скачали/купили и слушаете. Файлы/диски физически у вас. Слушаете музыку через сайт.
Видео: скачать/купить диск с фильмом. Многие фильмы мы смотрим один раз, а потом диски пылятся на полках. При скачивании каждый фильм занимает до нескольких гигабайт жесткого диска. Смотрите фильмы онлайн. Сейчас существует множество подобных сервисов, которые при достаточно высокой скорости передачи данных обеспечивают неплохое качество воспроизведения. При этом не надо ждать, пока фильм скачается.
В общем виде результаты анализа способа и уровня интеграции для каждой из выбранных технологий представлены в таблице.
Таблица 3. Способы и уровни интеграции педагогических и информационно-коммуникационных
технологий
№ Базовые (исходные) технологии Интегрированные технологии Способ интеграции Уровень интеграции
1 Технология активного обучения, технология визуализации информации, медиа-технология, технологии автоматизации процессов Технология активного обучения обогащение педагогических технологий новыми инструментами и средствами синхронизированное использование педагогических и ИК технологий - низкий уровень интеграции
2 Проектная технология, технология деятельностного обучения, виртуальные, сетевые и интерактивные системы и ресурсы. Проектно-деятельностная технология обогащение педагогических технологий новыми инструментами и средствами слияние (собственно интеграция) педагогических и ИК технологий и образование новых -высший уровень
3 Технология проблемного обучения, технология модульного обучения, виртуальные, сетевые и интерактивные системы и ресурсы. Проблемно-модульная технология обогащение педагогических технологий новыми инструментами и средствами органическое сочетание (взаимодействие) педагогических и ИК технологий и/или их элементов - средний уровень
4 Широкий спектр педагогических и информационно-коммуникационных технологий, в том числе технология модульного обучения, технология удаленного доступа, виртуальные, сетевые и интерактивные системы и ресурсы. Технология дистанционного обучения обогащение информационно-коммуникационных технологий содержательно-методической информацией слияние (собственно интеграция) педагогических и ИК технологий и образование новых -высший уровень
Технология дистанционного обучения - это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных
и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит студентов к жизни в современном информационном обществе.
Заключение. Стремительное распространение облачных вычислений ставит перед образовательной средой задачи интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс и дистанционное обучение. Облачные технологии могут выполнять различные задачи: создание и редактирование текстовых, графических, табличных документов; хранение информации; совместная работа над документами; создание презентаций; обеспечивают доступ к данным с разных устройств; обработка информации, имеют поддержку как с компьютера, так и с планшета или смартфона.
Список литературы /References
1. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. / Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2006. с. 632. ISBN 5-902116-18-X.
2. Ярмахов Б., Рождественская Л. Goole Apps для образования. СПб.: Питер, 2015. 224 с.: ил. ISBN 978-5-496-01236-2.
3. Гизатулина Ольга Ивановна. Использование Web-технологий в образовании // Достижения науки и образования, 2018. № 17 (39). С. 55.
4. Широкова Е.А. Облачные технологии,// Современные тенденции технических наук: материалы междунар. науч. конф. Уфа, октябрь 2011 г. С. 78.