Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION / REGIONAL INNOVATION PLATFORM / INNOVATIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES / NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE / QUALITY OF GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ребикова Юлия Валерьевна, Чипышева Людмила Николаевна

В статье рассматриваются преимущества интеграции общего и дополнительного образования с целью достижения современного качества образования, удовлетворения потребностей обучающихся (и их законных представителей) в получении образования, обеспечивающего выпускникам школы будущую профессиональную успешность. В теоретической части статьи характеризуется современный подход к определению понятия «качество образования», отмечаются изменения, которые произошли с введением федеральных государственных образовательных стандартов, а также новые аспекты, внесенные Государственной программой «Развитие образования». На основании новых аспектов в определении качества образования обосновывается необходимость интеграции основного и дополнительного образования детей, характеризуются возможности, предоставляемые сегодня системой дополнительного образования, необходимые для достижения заявленных планируемых результатов. В практической части статьи представлен опыт проектирования моделей интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающих реализацию Национальной технологической инициативы, общеобразовательными организациями - региональными инновационными площадками Челябинской области. На базе региональных инновационных площадок функционируют проектные школы «Практики будущего», направленные на создание единого образовательного пространства региона, в котором взаимодействуют учащиеся и носители передовых технологий - представители науки, бизнеса, промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребикова Юлия Валерьевна, Чипышева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION AS A TOOL FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SCHOOL, ENSURING THE ACHIEVEMENT OF A NEW QUALITY OF GENERAL EDUCATION

The article examines the advantages of integrating general and additional education in order to achieve the modern quality of education, to meet the needs of students (and their legal representatives) in obtaining an education that ensures future professional success for school graduates. The theoretical part of the article characterizes the modern approach to the definition of the concept of “quality of education”, notes the changes that have occurred with the introduction of federal state educational standards, as well as new aspects introduced by the State Program “Development of Education”. On the basis of new aspects in determining the quality of education, the necessity of integrating the basic and additional education of children is substantiated, the opportunities provided by the system of additional education today, necessary to achieve the declared planned results, are characterized. The practical part of the article presents the experience of designing models for the integration of general and additional education, ensuring the implementation of the National Technological Initiative, by general educational organizations - regional innovation platforms of the Chelyabinsk region. On the basis of regional innovation platforms, there are project schools “Practices of the Future” aimed at creating a unified educational space in the region, in which students and carriers of advanced technologies - representatives of science, business, and industry - interact.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Интеграция общего и дополнительного образования как инструмент инновационного развития школы, обеспечивающий достижение нового качества общего образования

Ребикова Юлия Валерьевна,

заведующий региональным центром дополнительного профессионального образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: rebikova08@mail.ru

Чипышева Людмила Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией научно-методического и информационно-аналитического сопровождения введения ФГОС общего образования Учебно-методического центра сопровождения введения ФГОС общего образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: chipishevaln@mail.ru

В статье рассматриваются преимущества интеграции общего и дополнительного образования с целью достижения современного качества образования, удовлетворения потребностей обучающихся (и их законных представителей) в получении образования, обеспечивающего выпускникам школы будущую профессиональную успешность. В теоретической части статьи характеризуется современный подход к определению понятия «качество образования», отмечаются изменения, которые произошли с введением федеральных государственных образовательных стандартов, а также новые аспекты, внесенные Государственной программой «Развитие образования». На основании новых аспектов в определении качества образования обосновывается необходимость интеграции основного и дополнительного образования детей, характеризуются возможности, предоставляемые сегодня системой дополнительного образования, необходимые для достижения заявленных планируемых результатов.

В практической части статьи представлен опыт проектирования моделей интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающих реализацию Национальной технологической инициативы, общеобразовательными организациями - региональными инновационными площадками Челябинской области. На базе региональных инновационных площадок функционируют проектные школы «Практики будущего», направленные на создание единого образовательного пространства региона, в котором взаимодействуют учащиеся и носители передовых технологий - представители науки, бизнеса, промышленности.

Ключевые слова: интеграция общего и дополнительного образования, региональная инновационная площадка, инновационная образовательная деятельность, национальная технологическая инициатива, качество общего образования

о с

U

сэ см о см см

Современное общество, характеризующееся интенсивным развитием технологий, прежде всего в сфере 1Т, новыми формами межличностной коммуникации, доступностью информации, требует от человека умения эффективно решать профессиональные и жизненные проблемы в условиях многозадачности, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Изменения, произошедшие в общественной жизни, потребовали перестройки системы образования. Сегодня мировое педагогическое сообщество определяет и апробирует новые способы обучения и воспитания, которые обеспечат обучающимся успешную социализацию в информационном обществе. В Российской Федерации решение данных задач началось с введением действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые изменили понимание термина «качество образования».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, п. 29) понятие качество образования определяется следующим образом: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [5]. В данном определении необходимо выделить два основных компонента: соответствие требованиям стандартов и учет потребностей физических или юридических лиц. Рассмотрим каждый из этих двух компонентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2009 году определили новую модель образовательных результатов, в ней наряду с предметными знаниями и умениями появились метапредметные и личностные результаты, которые должны обеспечивать обучающимся успешную адаптацию в современном мире. Предметные результаты также изменились, их формулировки предполагали, что ученики должны не просто запомнить теоретический материал и освоить набор определенных стандартных действий, они ориентировали педагогов на применение системно-деятельностного подхода, при котором обучающиеся осваивали

систему базовых теоретических понятий и общих способов действий с ним в учебной, проектной и других видах деятельности, и как следствие, умели применять полученные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Модель планируемых результатов, определенная в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, была достаточно прогрессивной, она ориентировала педагогов на развитие у обучающихся способности управлять своей деятельностью (регулятивные универсальные учебные действий), работать в команде и инициировать общение (коммуникативные универсальные учебные действия), самостоятельно приобретать и интегрировать знания, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий (познавательные универсальные учебные действия), а также включала систему базовых ценностей, которые должны быть приняты обучающимися (личностные результаты). Комплексный подход к определению результатов, в котором представлены личностные качества, метапредметные действия и предметная компетентность обучающегося, способствовал поиску новых методов и технологий, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода в условиях насыщенной цифровой среды.

Стратегическое направление развития образования, заданное федеральными государственными образовательными стандартами, было уточнено в 2017 году в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», одним из ключевых направлений которой определено обеспечение «глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» [3].

Представленная во ФГОС общего образования модель результатов вполне сопоставима с результатами, определенными в международных документах, таких как концептуальная рамка образовательных результатов ОЭСР 2030 [1], на которые ориентированы международные исследования, выявляющие качество образования. В докладе Г.С. Ковалевой отмечается следующее: «При явных различиях структуры и содержания данных документов можно выделить общие особенности в концепциях представления образовательных результатов, заданных как перспективы развития школы:

- комплексный подход к формированию образовательных результатов: выделение содержательных составляющих, связанных с формированием (в терминах ФГОС) предметных, мета-предметных и личностных результатов;

- контекстуализация содержания образования и учебной деятельности (применение знаний в ситуациях, приближенных к реальным, формирование стратегий поведения в различных контекстах реальной жизни и др.);

- включение в оценочные процедуры методик оценки самостоятельной активности учащихся: их способности решать проблемы, проводить проекты и исследования как индивидуально, так и в групповой деятельности» [2, с. 2-3]. Таким образом, заданный в 2009 вектор развития общего образования не изменяется, но уточняется с учетом концептуальной рамки образовательных результатов ОЭСР 2030. Достижение новых образовательных результатов обеспечивается реализацией системно-деятельностного подхода, при котором ученик является активным субъектом образовательной деятельности. В этом направлении за годы внедрения ФГОС общего образования проделана большая работа, хотя говорить о ее успешном завершении еще рано.

Предметом рассмотрения данной статьи является еще один из эффективных способов реализации системно-деятельностного подхода, связанный со вторым компонентом понятия «качество образования» - учет потребностей физических или юридических лиц. Если на первом этапе введения ФГОС в рамках общего образования акцент ставился на требованиях к результатам, то сегодня с учетом заданной рамки ОЭСР, акцент смещается на освоение детьми актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере современных промышленных и информационных технологий. Перед школами ставится новая задача, необходимость учитывать запросы обучающихся, их законных представителей, а также представителей прогрессивных компаний-работодателей. Учитель должен не просто научить своему предмету, но должен включить ученика в образовательный процесс, в ходе которого он связывает в едином образовательном пространстве школьников и носителей передовых технологий - представителей науки, бизнеса, промышленности для формирования знаний и компетенций, обеспечивающих с одной стороны требования стандарта, а с другой будущую профессиональную востребованность обучающегося и его профессиональный рост.

Следовательно, при организации деятельности общеобразовательным организациям целесообразно учитывать модель универсальных компетенций 2025 профессиональных кадров необходимых современной России для решения задач, заложенных в национальных проектах «Образование», «Наука», «Цифровая экономика», «Экология» и т.д. [4].

Модель была предложена исследователями The Boston Consulting Group (BCG) - международной компании, специализирующейся на управленческом консалтинге. Представителями компании был проведен анализ образовательных запросов со стороны ведущих отраслей экономики и промышленности и сформулирован вывод о том, что при определении содержания деятельности педагога, реализующего основные образовательные программы общего образования, необходимо учитывать позиции, которые обеспечат будущую профессиональную успешность его обучающихся.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

Данная позиция предполагает, что уже сегодня выпускники общеобразовательных школ должны быть не только мотивированны, но и обладать знаниями и компетенциями для получения образования в рамках освоения будущей профессии, которая может быть связанна с такими передовыми технологиями как: аддитивные технологии, средства роботизации и автоматизации, интеллектуальные транспортные системы, технологии проектирования материалов и конструкций, средства цифрового производства, технологиями отечественного программирования.

При этом следует учитывать, что у родителей и обучающихся сегодня появились новые, альтернативные образовательные организации, которые обладают ресурсами для решения практико-профессионально-ориентированных образовательных задач в рамках системы дополнительного образования: «Образовательные детские технопарки», «Кванториумы», центры цифрового образования детей «It-cube», образовательные центры «Точки роста». Перечисленные организации - это инновационные центры дополнительного образования детей, обладающие современной образовательной инфраструктурой, осуществляющие сетевое образовательное взаимодействие с представителями бизнеса и промышленности, которые выступают в качестве профессиональных наставников для начинающих разработчиков от 7 лет и старше. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ обеспечивается ускоренное освоение детьми актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере современных промышленных и информационных технологий.

В этих условиях система общего образования может потерять привлекательность для части обучающихся и их законных представителей, об этом свидетельствуют участившиеся случаи перехода на семейное образование, использование очно-заочных форм обучения. Для преодоления возникающих проблем системе общего образования целесообразно выбрать путь не конкуренции, а интеграции с дополнительным образованием.

В этой связи актуальными становятся процессы выявления механизмов построения единой образовательной среды и определение единых подходов к организации образовательной деятельности, как внутри конкретной общеобразовательной организации, так и внутри муниципальных и региональных образовательных систем с позиции необходимости обеспечения целостного, непрерывного развития обучающегося, которое предполагает формирование у них компетенций, связанных с умением решать сложные задачи, скоростью принятия решений, навыками управления людьми, их координации и взаимодействия, способностью к критическому мышлению и креативности, когнитивной гибкости. С другой стороны, в условиях организации образовательной деятельности, предусматривающей интеграцию общего и дополнительного образования, создаются дополнитель-

ные возможности для достижения всеми обучающимися планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Интеграция и интеграционные процессы - это не новые понятия в практике организации образовательной деятельности. Многочисленные исследования в области интеграции общего и дополнительного образования и разнообразие подходов к проблеме определили различное содержание сущности понятия интеграции.

Классическими для систем общего и дополнительного образования считаются исследования, проведенные Е.Б. Евладовой, В.И. Казаренковым, З.А. Каргиной, Н.А. Морозовой, которые рассматривали проблему интеграции в аспекте целостности построения образовательного пространства урочной и внеурочной работы в образовательной организации.

В.А. Березина, Е.Б. Евладова, И.В. Калиш, Л.Г. Логинова, А.В. Золотарева, рассматривая подходы к организации интеграционного процесса, уделяли внимание программным аспектам организации образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей.

Проведенный анализ научной литературы при соотнесении понятия интеграция в рамках организации общего, дополнительно, профессионального и дополнительного профессионального образования показывает, что имеется значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий вопросы интеграции знаний в отдельных научных отраслях, который отражен в исследованиях Б.Г. Ананьева, В.И. Иванова, Б.Ф. Ломова, Я.А. Новак и др.

Необходимо отметить, что большинство из указанных исследователей сопоставляли понятие «интеграция» с понятием «система», которая предполагала объединение в целое её частей, элементов, процессов, за счет которых осуществляется взаимодействие между её составляющими частями. При этом состояние созданной системы всегда характеризуется упорядоченностью, согласованностью и устойчивостью взаимосвязей между её элементами как в период создания, так функционирования.

В соответствии с исследованием, проведенным Е.В. Чуб, констатируется позиция, что если традиционная система обучения (профессионального) в большей степени ориентирована на подготовку человека к выполнению определенных функций в конкретных производственных и социальных условиях, то интегрированная непрерывная система образования предполагает существенный рост готовности специалиста к постоянному изменению социальных и профессиональных условий. Е.В. Чуб указывает, что «эффективным вариантом решения вопроса непрерывного образования человека является интеграция содержания и уровней образования, что предполагает объединение отдельных образовательных структур в единый

целостный организм и упорядочение целого ряда функций образовательной системы» [6, с. 86].

Соглашаясь с позицией Е.В. Чуб о преимуществах интеграции в системе образования, мы придерживаемся позиции, что интеграция основного и дополнительного образования, обеспечивая ученикам достижение планируемых результатов общего образования и формирование у них гибких компетенций, должна быть сопряжена с формированием представлений о будущей профессиональной деятельности обучающихся, в том числе востребованной на уровне региона.

Анализ стратегических документов, определяющих вектор развития Челябинской области, показывает, что регион нуждается в высокоспециализированных профессиональных кадрах в соответствии с развивающими отраслями промышленности. Следовательно, системы общего и дополнительного образования должны обеспечивать готовность обучающихся к поступлению в ведущие университеты или техникумы на инженерные, технологические факультеты, а также мотивировать выпускников на выбор профессий в производственной, инженерной и информационной сферах деятельности.

Эффективным решением данной задачи может стать обновление основных образовательных программ основного/среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ в логике национальной технологической инициативы (далее - НТИ), которая может дать ответы на вопросы чему и как учить современного школьника, как организовать его деятельность, какие условия для этого необходимы.

С целью разработки моделей интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающих реализацию Национальной технологической инициативы, данное направление было включено в перечень направлений деятельности региональных инновационных площадок.

Открытие региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций Челябинской области с целью формирования и апробации методических решений по актуальным для региона проблемам является эффективным инструментом, обеспечивающим модернизацию содержания и технологий общего и дополнительного образования. Региональные инновационные площадки открываются ежегодно с 2016 года, при этом каждый год определяется одно или несколько направлений инновационной деятельности.

В 2019 году был проведен конкурсный отбор на признание организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками по направлению «Реализация Национальной технологической инициативы в условиях интеграции общего и дополнительного образования».

В соответствии с конкурсными документами образовательным организациям было предложено разработать и реализовать инновацион-

ный образовательный проект, ориентированный на создание и реализацию на базе общеобразовательной организации проектной школы «Практики будущего», которая должна связать в едином образовательном пространстве региона учащихся и носителей передовых технологий - представителей науки, бизнеса, промышленности.

Проектная школа, в логике данного проекта, определялась как формализованная инновационная образовательная площадка, созданная на базе общеобразовательной организации, на которой осуществляется формирование и координация образовательной деятельности проектных команд по программам общего и дополнительного образования в контексте «Школа - Колледж - Вуз -Наука - Предприятие» с использованием системы горизонтальных связей людей и ресурсов по сферам и профилям НТИ (например: Сфера/профиль: Среда. Технологии для среды обитания / Анализ космических снимков, ситифермерство, интернет вещей; Человек. Технологии для человека / Научно-инженерная коммуникация; Информация / Информационная безопасность, дополненная реальность, виртуальная реальность и т.д.).

Главной образовательной целью деятельности проектной школы является формирование «проектов развития», направленных на возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимые с точки зрения промышленности региона или повышения уровня жизни граждан. В рамках проводимых мероприятий школьники должны включиться в образовательную деятельность, предполагающую возможность освоить технологии будущего (прорывные технологии), базирующиеся на глубоких академических знаниях и получить навыки, с одной стороны самостоятельного проектирования новых практик будущего, связанных с решением актуальных проблем, а с другой подготовку к будущей профессии.

Участие в деятельности проектной школы обеспечивает обучающимся достижение планируемых результатов общего образования в сфере проектной деятельности, дает опыт работы в команде, а также способствует закреплению предметных результатов и появлению системного представления о ключевых научно-технических направлениях, которые оказывают существенное влияние на развитие ключевых научно-технических направлений России.

В процессе проектной командной деятельности при поддержке наставников и экспертов из реального сектора экономики Челябинской области и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений школьники дополнительно получают возможность анализа отрасли с дальнейшей постановкой проблемы и разработкой собственных проектных решений, данная деятельность способствует развитию таких личностных результатов как самоопределение и смыслоо-бразование, формирует готовность к осуществлению осознанных и самостоятельных выборов и решений, в том числе при выборе профессии.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

см см

Деятельность проектной школы предполагает создание открытого образовательного пространства через трансляцию и вовлечение в реализуемый проект других образовательных организаций муниципалитета и региона.

Организуется деятельность проектной школы на основе интеграции общего и дополнительного образования, в контексте создания единого образовательного пространства образовательной организации, где ученик сможет найти все необходимые средства, условия, «точки роста», которые помогут ему совершить сложный мировоззренческий выбор: самоопределиться в культуре, социуме, профессии.

Мы предложили два формата интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях конкретной образовательной организации:

- содержательной интеграции (поэтапный переход от совокупности отдельных дополнительных общеобразовательных программ к усилению их связей между собой и с программами общего образования различных уровней, расширению разнообразия реализуемых в них комплексных проектов с учетом предметных областей);

- организационной интеграции (направленного роста кооперации в школьном сообществе -переходе от совокупности отдельных объединений системы дополнительного образования детей к увеличению числа разновозрастных объединений, построенных на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов, организующих деятельность в формате создания и реализации проектов, возможностей доведения их до результата, в рамках создания новых организационных и технологических решений). Победителями конкурсного отбора были признаны 7 общеобразовательных организаций, которые в течение 2019-2020 года создавали и апробировали модели интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивающие реализацию Национальной технологической инициативы. Полученный опыт первого года был представлен на VIII Всероссийской конференции «Опыт и проблемы введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», проведенной ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области.

В течение первого года региональные инновационные площадки разработали и апробировали модели интеграции общего и дополнительного образования, детализировали деятельность проектных школ «Практики будущего» с учетом специфики образовательной организации.

Все региональные инновационные площадки выбрали предметно-кружковую модель интеграции дополнительного и общего образования в логике НТИ, характеризующуюся набором специально разработанных дополнительных общеобразо-

вательных программ (вновь созданных кружков, секций, клубов и т.п.), реализация которых предполагает содержательную интеграцию по программам предметных областей общего образования с дополнительным. Содержательная интеграция проявляется в том, что программы дополнительного образования детей, опираясь на достигнутые ими планируемые результаты освоения основных образовательных программ, расширяют и углубляют, в первую очередь, предметные результаты, создавая дополнительные образовательные практики для закрепления всех результатов общего образования. В двух общеобразовательных организациях дополнительные общеобразовательные программы взаимосвязаны между собой и с содержанием рабочих программ курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности в соответствии с решением реализуемых проектов в рамках выбранного профиля НТИ. Таким образом, реализация программы НТИ потребовала внесения корректив в основные образовательные программы основного/среднего общего образования, а именно: в рабочие программы курсов по выбору, курсов внеурочной деятельности, уточнение учебного плана и плана внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность, организованная в рамках проектной школы «Практики будущего», характеризуется возможностью формирования временных проектных команд, обеспечивающих выполнение конкретного проекта в рамках выбранного профиля НТИ. В предложенных региональными инновационными площадками моделях представлены оригинальные формы работы, объединяющие детей и взрослых в ассоциации, творческие лаборатории, «образовательные треки», в том числе в рамках организации работы летней проектной школы в формате классического лагеря.

К основными механизмам реализации модели проектной школы «Практики будущего» осуществляющей образовательную деятельность на основе интеграции общего и дополнительного образования, которые нашли отражение в практике школ можно отнести:

- разработку комплекса локальных нормативных актов по основным вопросам реализации модели проектной школы «Практики будущего»;

- разработку дополнительных общеобразовательных программ, содержание и организационные механизмы реализации которых отражают идею интеграции общего и дополнительного образования в логике НТИ с учетом специфики Челябинской области;

- разработку и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, конкурсных мероприятий направленных на развитие профилей в рамках сквозных технологий НТИ;

- кооперацию ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.) в системе школа - орга-

низация дополнительного образования - вуз -производство;

- горизонтальное повышение квалификации специалистов, обмен передовым опытом;

- совместная экспертиза качества интеграции общего и дополнительного образования в контексте реализации НТИ.

В современном мире актуальные знания и компетенции необходимые обучающимся для успешного овладения профессией меняются очень быстро, поэтому важно своевременно перестраивать образовательный процесс под запросы как обучающихся, так и всего общества. В этих условиях особое значение приобретают личностные и мета-предметные результаты, гибкие компетенции, среди которых особое место занимают навыки проектной деятельности, умение работать в команде, разновозрастное сотрудничество, способность к применению теоретических знаний для решения практических задач.

Определение путей совершенствования деятельности конкретной образовательной организации в условиях интеграции общего и дополнительного образования в аспекте реализации НТИ представляет комплекс, охватывающий организационно-управленческие, методические и психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности, который формируется и апробируется региональными инновационными площадками Челябинской области.

В рамках реализации представленного в статье инновационного проекта в общеобразовательных организациях создаются объединения технологических энтузиастов, объединенные исследованиями в области создания нового продукта и реализующие проекты в интересах реального сектора экономики региона и людей.

Литература

1. The Future of Education and Skills: OECD Education 2030 Framework Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf. (дата обращения: 27.11.20200.

2. Ковалева, Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) / Г.С. Ковалева // Материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/90401301-Vozmozhnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-obshchego-obrazovaniya-dlya-obespecheniya-innovacionnogo-razvitiya-strany.html. (дата обращения 27.11.2020)

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской

Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=99155690468 740524361134&cacheid=200AFDD9E62E158A4 1C3461 B2CF7485B&mode=splus&base=LAW&n =359958&rnd=0.6008561853056904#2a8mk2ak fx3. (дата обращения 27.11.2020).

4. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. - uRl: https://roscongress.org/ materials/rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/ (дата обращения 11.11.2020).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?req=doc&ts=99155690468740524361134&cach eid=DAD793957A3D247767E25CD602422BC6& mode=splus&base=LAW&n=347034&rnd=0.6008 561853056904#52v3g7wt93o. (дата обращения 20.11.2020).

6. Чуб, Е.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в условиях интеграции профессионального и дополнительного образования / Е.В. Чуб // Инновации в образовании. 2014. - № 9. - с. 83-91.

INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION AS A TOOL FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SCHOOL, ENSURING THE ACHIEVEMENT OF A NEW QUALITY OF GENERAL EDUCATION

Rebikova Yu.V., Chipysheva L.N.

Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators

The article examines the advantages of integrating general and additional education in order to achieve the modern quality of education, to meet the needs of students (and their legal representatives) in obtaining an education that ensures future professional success for school graduates. The theoretical part of the article characterizes the modern approach to the definition of the concept of "quality of education", notes the changes that have occurred with the introduction of federal state educational standards, as well as new aspects introduced by the State Program "Development of Education". On the basis of new aspects in determining the quality of education, the necessity of integrating the basic and additional education of children is substantiated, the opportunities provided by the system of additional education today, necessary to achieve the declared planned results, are characterized.

The practical part of the article presents the experience of designing models for the integration of general and additional education, ensuring the implementation of the National Technological Initiative, by general educational organizations - regional innovation platforms of the Chelyabinsk region. On the basis of regional innovation platforms, there are project schools "Practices of the Future" aimed at creating a unified educational space in the region, in which students and carriers of advanced technologies - representatives of science, business, and industry - interact.

Keywords: integration of general and additional education, regional innovation platform, innovative educational activities, national technological initiative, quality of general education.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The Future of Education and Skills: OECD Education 2030 Framework Schleicher A., Ramos G. Global competency for an inclusive world // OECD, 2016 [Electronic resource]. - URL: https://www.oecd.org/pisa/aboutpisa/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf. (date of access: 27.11.20200.

2. Kovaleva, G.S. Possible directions of improving general education to ensure the country's innovative development (based on

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—i о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

the results of international research on the quality of general education) / G.S. Kovaleva // Materials for the meeting of the Presidium of the Russian Academy of Education on June 27, 2018 [Electronic resource]. - URL: http://docplayer.ru/90401301-Vozmozhnye-napravleniya-sovershenstvovaniya-obshchego-obrazovaniya-dlya-obespecheniya-innovacionnogo-razvitiya-strany.html. (date of treatment 11/27/2020) 3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of education "[Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&ts=99155690468740524361134&-cacheid=200AFDD9E62E158A41C3461B2CF7485B&mode =splus&base=LAW&n=3599584&rnd=2# (date of treatment 11/27/2020).

4. Russia 2025: from personnel to talents [Electronic resource]. - URL: https://roscongress.org/materials/rossi-ya-2025-ot-kadrov-k-talantam/ (date of access 11.11.2020).

5. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on July 31, 2020) "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&ts=99155690468740524361134&cac-heid=DAD793957A3D247767E25CD602422BC6&mode=splus &base=LAW&n=347034&rnd=0.3560085618 (date of treatment 11/20/2020).

6. Chub, E.V. Formation of general and professional competencies of students in the context of the integration of professional and additional education / E.V. Chub // Innovations in education. 2014. - No. 9. - p. 83-91.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.