ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — ФАКТОР КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБОРОННОГО И ВОЕННОГО ПРОФИЛЕЙ
В.А. Цапок, руководитель центра качества образования Ижевского государственного технического университета
Излагаются проблемы качества подготовки военных специалистов в системе высшего профессионального образования и предлагаются пути улучшения качества их подготовки в гражданской высшей школе.
This paper is devoted to problems of professional soldiers training quality in higher vocational educational institutions. The ways of improvement of such training quality are suggested.
Во все времена люди были крайне заинтересованы в освоении знаний, их применении, накоплении и передаче последующим поколениям. Нельзя даже ставить под сомнение положение о том, что поддержание на высоком уровне системы подготовки кадров должно являться приоритетной задачей, предметом особого внимания государства. Правильно оценивая значение знаний как стратегического фактора развития и фундамента национальной безопасности, передовые страны мира постоянно и планомерно наращивают уровень и качество образования и делают все возможное для воспроизводства и накопления образовательных ресурсов. А снижение уровня образованности нации рассматривается ими как фактор национального несчастья. Военное же образование, являющееся составной частью системы образования страны, решая задачу подготовки военных кадров, непосредственно реализует выполнение прямых защитных функций государства.
Система военного образования должна сойти с экстенсивного пути подготовки военных кадров и стать на интенсивный путь. А это значит, что доминирующей должна стать методологическая, а не кодирующая, как сейчас, педагогика. Основные усилия должны быть направлены на решение задачи «научить учиться самостоятельно», поскольку за период службы военному специалисту уже сейчас приходится переучиваться минимум три раза.
Следует учесть, что безвозвратно ушли времена, когда страна могла не считаться с затратами на подготовку воен-
ного специалиста, когда из 25 лет службы до 12 лет уходили на обучение военному делу и переучивание на новую технику. Система военного образования и военно-учебные заведения вынуждены существовать в условиях крайне ограниченных ресурсов, выделяемых на их содержание государством. Оно уже сейчас не в состоянии содержать на должном уровне существующую сеть военноучебных заведений и финансировать подготовку большой части военных кадров.
Таким образом, приходится констатировать, что существующая система подготовки военных кадров, будучи крайне децентрализованной и узковедомственной, остается высокозатратной и потому нуждается в реорганизации, направленной на создание условий максимальной межведомственной интеграции для более тесного «встраивания» в гражданскую образовательную сферу.
Под влиянием современной научнотехнической революции произошли значительные изменения в практике военноинженерной деятельности. Профессия военного инженера оказывает влияние на широкий круг проблем использования и внедрения достижений современной науки и техники в военном деле, т.е. происходит активное соединение науки и военной техники.
Основной сферой деятельности военных инженеров являются проектирование, создание и эксплуатация военной техники и вооружения, формирование и развитие технической оснащенности Вооруженных Сил (ВС).
Главная особенность инженерной деятельности в ВС и ведущая черта каж-
© В.А. Цапок, 2003
111!111Й1И1!Ш №3,
дой военно-технической профессии — приложение научных знаний во всех сферах производства и управления. Это особый вид высококвалифицированного труда, сложного труда, направленного на создание и преобразование при помощи инженерных методов и средств технических, технологических, экономических, организационных и социальных систем и процессов в военном деле путем решения инженерных задач (см.: Мангу-лов И.С. Управление предприятием и инженер. Л., 1988).
Военно-инженерный труд высокой квалификации характеризуют следующие основные специфические черты (см.: Буткин Н.С., Голиков В.Д., Кабаке-вич Г.А. Военно-технический факультет университета как центр подготовки военных специалистов. Уфа, 1997):
— умение творчески мыслить и действовать в условиях, приближенных к боевым;
— глубокая техническая эрудиция, компетентность, позволяющая быть на переднем крае научно-технического прогресса;
— способность определять возможности и эффективность применения науки, техники, передового опыта в военном деле, инженерный стиль мышления;
— высокая компьютерная культура;
— умение обучать, воспитывать и руководить подчиненными.
Однако военно-инженерная деятельность не сводится только к военно-техническому объекту, а затрагивает всю систему средств вооруженной борьбы. Именно инженер определяет во многом пути и методы решения проблем оптимального согласования человека и военной техники в системе вооруженной борьбы.
Рассматривая функциональные обязанности военного инженера по эксплуатации и обеспечению боевой готовности вооружения и военной техники (ВВТ), а также исходя из анализа документов, определяющих задачи труда офицеров-инженеров, можно выделить три основные функции, общие для всех категорий военных инженеров:
— военно-управленческую;
— военно-техническую;
— учебно-воспитательную.
Данные функции тесно взаимосвязаны, так как являются компонентами достижения общей цели и имеют единственный объект воздействия. Они характерны для военно-инженерного труда любого вида и рода ВС.
Указанные функции находят полное отражение в квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации с высшим военноспециальным образованием.
Важно отметить, что любой специалист ВС должен иметь образование, соответствующее гражданскому профилю своей деятельности, и наоборот, любой гражданский специалист — образование по соответствующей военно-учетной специальности (комплектование и формирование мобилизационного резерва).
В системе управления средствами обороны страны подсистемы Вооруженные Силы и военно-промышленный комплекс (ВПК) находятся в тесном взаимодействии.
Возрастающая сложность ВВТ, повышение их эффективности все больше выдвигают требования к знаниям и умениям, которыми в равной степени должны владеть как специалисты по оборонным специальностям, так и офицеры (военно-технические специалисты). Речь идет об испытаниях и диагностике сложных технических систем и их эксплуатации. Кроме того, для специалистов обоих типов, безусловно, необходимо иметь обобщенные представления о полном «жизненном цикле» каждого изделия. Это важно как для разработчиков и производителей, труд которых ориентирован на создание эффективных военно-технических систем и объектов, так и для эксплуатационников, испытывающих недостаток конструкторско-технологической подготовки.
Интеграция вуза с армией — главный элемент, обусловливающий эффективность подготовки и развития личности офицера-инженера в гражданском вузе. Из этого вытекает требование непрерыв-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ного совершенствования процесса образования, методов, форм и приемов обучения оборонным и военным специальностям.
Оборонными следует считать те специальности, которые связаны с подготовкой специалистов для работы в области проектирования и разработки военнотехнических объектов и систем, а также новых технологий, повышающих их эффективность и качество.
Оборонныге специальности могут быть разделены на следующие группы:
1) специальности, связанные с подготовкой специалистов в области военно-технических объектов и систем, не имеющих гражданских аналогов;
2) специальности, связанные с подготовкой специалистов в области военно-технических объектов и систем, научная база которых существенно отличается от научной базы соответствующих гражданских объектов;
3) специальности, связанные с подготовкой специалистов в области технических объектов и систем, военные и гражданские аналоги которых имеют общую научную базу, но по уровню сложности инженерных задач для военных объектов существенно выше, чем для гражданских объектов.
Это требует включения в образовательные программы соответствующих оборонных компонентов, в том числе дисциплин естественно-научного и общепрофессионального циклов. Специальности второй группы могут иметь глубокие специализации.
К первой группе можно отнести специальности направления 652800 «Оружие и системы вооружения», в самих названиях которых содержится военнотехническая направленность. Ко второй— специальности 130600 «Ракетостроение», 130400 «Ракетные двигатели», 131200 «Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике» с соответствующими специализациями. В третью группу входят, например, специальности 220100 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 220200 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 210300 «Ро-
боты и робототехнические системы», образовательные специальности которых имеют оборонные компоненты, связанные с проектированием и разработкой военно-технических объектов.
Военныгми следует считать те специальности, которые связаны с подготовкой специалистов для работы в области проектирования и разработки военно-техни-чеких объектов и систем, технической эксплуатации ВВТ, а также управления войсками.
Военные специальности могут быть разделены на следующие группы:
1) военно-инженерные специальности, связанные с подготовкой специалистов в области военно-технических объектов и систем;
2) командные специальности, связанные с подготовкой специалистов в области строительства Вооруженных Сил и их управления.
Для решения проблемы дальнейшего совершенствования системы подготовки военных инженеров и специалистов для ВПК проведен анализ соответствия содержания образовательных программ по данной категории специалистов.
Отличия для военных специальностей и оборонных таковы:
— для первой группы — в блоках гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Блок профессиональных дисциплин дополняется вопросами военной подготовки (общевоенная и военноспециальная подготовка);
— второй и третьей группы — в блоках гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин.
Специалист в области проектирования и разработки военно-технических объектов и систем, а также новых технологий, повышающих их эффективность и качество, должен представлять место ВВТ в общей системе строительства и управления ВС. Следовательно, в образовательных программах должен присутствовать компонент, раскрывающий военную составляющую.
Подготовка военного специалиста и специалиста ВПК в вузе должна осуществляться не только в ходе учебного процесса
№ 3, 2003
на выпускающих кафедрах и военной кафедре, а всей системой воспитания и профессиональной подготовки студентов.
Интеграция образовательных программ (ОП) предусматривает организацию учебного процесса на основе минимизации человеческих, финансовых и материальных ресурсов.
Интеграция ОП позволит:
— исключить дублирование в содержании дисциплин;
— улучшить качество содержания учебного материала по основаниям устройства и функционирования ВВТ. Никто лучше не расскажет об устройстве ВВТ, чем сам создатель;
— включить в ОП по оборонным специальностям вопросы эксплуатации ВВТ. Чтение материала поручить военным специалистам;
— сформировать единую учебно-материальную базу учебного процесса;
— организовать полигонную практику для оборонных специальностей и заводскую для военных специалистов;
— использовать опыт преподавателей кафедр оборонных специальностей по
применению новых образовательных технологий в учебном процессе;
— постоянно повышать квалификацию по военно-учетным специальностям военных специалистов на опыте создания и производства новых образцов ВВТ.
Как результат интеграции образовательных программ может выступать военно-технический факультет в составе выпускающих кафедр по оборонным специальностям, кафедры военно-специальной подготовки и кафедры физической подготовки в структуре технического университета.
Организация учебного процесса на факультете позволит реализовать множество образовательных траекторий подготовки специалистов по оборонным и военно-инженерным специальностям. Например, здесь могут быть подготовлены такие специалисты, как офицер для службы по контракту, офицер для резерва, служащий Вооруженных Сил. Здесь же может осуществляться переподготовка военных специалистов из войск и ВПК, а также подготовка специалистов оборонного профиля по госзаказу.
Поступила 26.06.03.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В.С. Михалкин, доцент кафедры физики Ижевского государственного технического университета
Рассмотрены особенности модернизации и фундаментализации естественно-научного образования технических вузов, реализуемого в цикле естественно-научных дисциплин. Предложена концепция повышения целостности естественно-научного цикла на основе разработки и введения принципиально нового общенаучного курса математического моделирования физических явлений, в котором развитие культуры моделирования реализуется как философия использования знаний физических и математических дисциплин цикла.
Features of modernization and fundamentality the natural-science education in technical colleges realized in a cycle of natural-science disciplines are considered. The concept of increasing the integrity of a natural-science cycle is offered on the basis of development and introduction of essentially new general scientific course of mathematical modeling of the physical phenomena in which development of culture of modeling is realized as philosophy of use of knowledge of physical and mathematical disciplines of a cycle.
Российской системе образования ботанной Правительством РФ, и перехо-
предстоит очередной этап совершенство- дом экономики к инновационной модели
вания, особенности которого определе- развития на базе широкого использованы концепцией ее модернизации, разра- ния достижений отечественной науки,
© B.C. Михалкин, 2003