ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ональных задач, использование творческого подхода в реализации функций будущего специалиста.
На основе модели могут быть разработаны и апробированы интегрированные по содержанию и технологии реализации программы психолого-педагоги-ческих курсов и педагогической практики студентов, базирующиеся на идеях внутриотраслевого синтеза и дающие представление о возможных путях интеграции педагогического и психологического знания. В качестве инструментария, благодаря которому, на наш взгляд, возможно развитие творческой деятельности будущих педагогов, могут выступать интегративные методы (социально-психологический тренинг, имитационные педагогические игры, групповая дискуссия, мозговой штурм).
В целом внедрение представленной модели в педагогический процесс вуза обеспечит подготовку будущих педагогов к творческой деятельности. В конечном счете у них должны сформироваться следующие умения и способности:
1) умение в комплексе использовать в профессиональной деятельности основные теоретические знания и практические умения, усвоенные при изучении разных учебных курсов;
2) умение системного анализа проблемы и построения целостной модели ее решения;
3) способность к вариативному поиску решения профессиональных задач;
4) способность к конструктивной критичности, предполагающей осознание внутренней многозначности точек зрения, преодоление эгоцентризма своего мышления, осознание внутренней альтернативности принимаемых решений, умение адекватно интерпретировать получаемую информацию.
Таким образом, в условиях профессионального образования реализация интегративного подхода должна привести к формированию специалиста «интегрального профиля» (И.П. Яковлев), обладающего универсально-синтетическими знаниями и навыками универсальнофункциональной деятельности.
Поступила 18.08.03.
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В.А. Цапок, руководитель центра качества образования Ижевского государственного технического университета
Излагаются проблемы качества подготовки военных специалистов в системе высшего профессионального образования и предлагаются пути улучшения качества их подготовки в гражданской высшей школе.
This paper is devoted to problems of quality of professional soldiers training in higher vocational educational institutions. The ways of improvement of such training quality are suggested.
В силу особенностей исторического развития Россия оказалась вне магистральных путей, по которым развивалось военное образование в ведущих странах мира.
Основное отличие западного военного образования от отечественного (досоветского, советского и постсоветского) заключается в недооценке последним важнейшей, если не решающей, роли в подготовке профессионального офицер-
ского корпуса либерального (гуманитарного) образования.
Способы организации и применения вооруженного насилия в современном мире тесно связаны с общими культурными особенностями общества. Границы военного мастерства пересекаются с границами истории, политики, экономики, социологии и психологии. Военный специалист не в состоянии по-настоящему развить свои аналитические способности,
© В.А. Цапок, 2003
№ 4,2003
интуицию, воображение и инициативу, если он будет тренироваться только в исполнении чисто военных обязанностей.
Современное профессиональное военное образование должно складываться из двух составляющих:
— обширной либеральной (общекультурной) подготовки;
— соответствующей военной специализации.
Впервые подобная система военного образования была введена в Пруссии в начале XIX в. (после сокрушительных поражений от Наполеона) такими выдающимися военными реформаторами, как Шарнхорст, Гнейзенау, Грольман и Клаузевиц.
Прусская система военного образования, отдававшая приоритет общеобразовательной подготовке, а также развитию инициативы и аналитических способностей офицера перед собственно военными дисциплинами (во всяком случае, на первом этапе подготовки офицера), стала классической и была в течение XIX в. заимствована всеми ведущими странами. Наиболее продвинулись в этом направлении США. И сейчас, при всей сложности современного военного дела, в элитных американских академиях Вест-Пойнта, Аннаполиса или Колорадо-Спрингс собственно военные дисциплины занимают сравнительно скромное место (основная военная подготовка их выпускников проводится в специализированных училищах родов войск). Зато по общеобразовательному уровню и престижности своих дипломов в обществе выпускники этих академий ни в чем не уступают выпускникам самых лучших и дорогих университетов Америки.
Царская Россия также попыталась использовать прусский опыт для создания собственной современной системы военного образования. Эти попытки связаны прежде всего с именем генерала Д. Милютина, назначенного императором Александром II в 1861 г. военным министром. Реформы Милютина, как и прусских реформаторов начала века, отталкивались прежде всего от осознания правящей верхушкой банкротства существующей военной системы государства
(поражение в Крымской войне). Целью Милютина было создание разносторонне образованного, социально ответственного офицерского корпуса, способного возглавить массовую армию с переменным личным составом и представляющего все слои общества.
За два десятилетия, в течение которых Милютин возглавлял военное ведомство, ему удалось сделать немало для того, чтобы у России появился профессиональный офицерский корпус.
Однако реформы Милютина были не только первой, но и, к сожалению, последней попыткой подготовки офицерского корпуса в соответствии с принципами профессионального военного образования, утвердившимися в качестве универсальных к началу XX в. во всех ведущих армиях мира.
Консервативный автократ Александр III, вступивший на престол в 1881 г., не только незамедлительно уволил Милютина, но и упразднил большинство его нововведений в области образования.
После Великой Отечественной войны не произошло заметного повышения качества советского офицерского корпуса. Правда, значительно возросли сроки обучения офицеров в училищах и академиях. Однако учеба в военных вузах осуществлялась почти исключительно по военным и военно-техническим дисциплинам, главным образом на основе сильно приукрашенного опыта Великой Отечественной войны. Мировой опыт военного строительства игнорировался, курсанты и слушатели были лишены возможности изучать иностранную военную литературу вследствие тотальной цензуры. Преподавание иностранных языков велось на примитивном уровне. Аналитические навыки, самостоятельность мышления и инициатива при принятии решений не поощрялись.
Падение «железного занавеса» и упразднение идеологического пресса КПСС открыло возможности для критического осознания качества своего военного образования. Речь идет не о субъективном стремлении к пересмотру или сохранению традиционно сложившейся
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
системы закрытого военного образования в связи с финансово-материальными трудностями государства, а об объективной оценке качества подготовки кадров, обусловленной интенсивно нарастающей военно-технической революцией.
Стало очевидным, что без проведения глубокой реформы военного образования реформирование остальных элементов российской военной системы рано или поздно зайдет в тупик.
Задача повышения качества подготовки офицеров — приведение содержания военного образования в соответствие с требованиями государственных образовательных стандартов и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников по их должностному предназначению.
Современная отечественная система военного образования, номинально считаясь одной из ветвей высшей школы России, существует и развивается автономно. Далеко не все военные вузы в ней равноценны. Наряду с элитными учебными заведениями: военными университетами и военными институтами, являющимися гордостью отечественной науки и военного образования, в стране существуют десятки мелких военных учебных заведений, готовящих массовые категории военных специалистов для замещения первичных офицерских должностей в войсках. Как правило, они не удовлетворяют требованиям государственной аттестации и аккредитации вузов, согласно которым не менее 60 % должностей профессорско-преподавательского состава должно быть укомплектовано учеными.
В названных образовательных структурах не выполняется в полной мере основной принцип высшего образования — связь науки с обучением. В большинстве военных училищ (институтов) научнотехнические исследования носят военноприкладной характер. Упор же на прикладные знания, привязка только к сегодняшним потребностям ограничивают кругозор офицеров, лишают их возможности самостоятельно осваивать новое в военном деле.
Как известно, выпускник военного вуза получает наряду с военно-специаль-
ным гражданское высшее образование, что должно обеспечить ему дополнительную степень социальной защищенности. К сожалению, следует признать, что выпускники военных вузов не в состоянии конкурировать на рынке труда с выпускниками гражданских вузов по аналогичным специальностям.
Следует сказать, что массовый призыв офицеров запаса в войска не только не спасает положение, но и отрицательно влияет на боеготовность и боеспособность войск, что в конечном счете способствует расслоению, размыванию военного кадрового потенциала.
Для восполнения убыли офицерского состава необходимо более эффективно использовать другие возможные источники комплектования офицерского корпуса, например готовить дееспособные офицерские кадры вне Вооруженных Сил, в частности, в гражданской высшей школе, как это делается во многих странах.
Сказанное позволяет заключить, что современная российская система военного образования не соответствует ни резко изменившимся потребностям человека и общества, ни экономическим возможностям государства, ни нарастающим темпам развития средств вооруженной борьбы. Более того, сегодня она даже не в состоянии полностью удовлетворить потребность Вооруженных Сил в офицерских кадрах. Основная причина кризиса военного образования видится в его искусственной изоляции от общегражданской высшей школы.
Изменение условий формирования военной школы в такой ситуации определяется и кардинальным ослаблением политико-воспитательной работы в идеологической сфере. Утрачено влияние не только марксистско-ленинской, но и вообще какой бы то ни было идеологии.
И в военной, и в гражданской высшей школе существует объективная потребность молодых людей, причем как мужчин, так и женщин, в получении «двойного» образования. Следует подчеркнуть, что получение «двойного» образования выгодно не только гражданам: затраты на него несоизмеримы с огромной выгодой для государства.
11111111111* № 4,
Реализация принципа конверсии кадрового потенциала, несомненно, должна стать предпосылкой и к созданию мощного, хорошо обученного и находящегося в постоянной готовности резерва Вооруженных Сил и органов безопасности.
В развитых странах мира, как было отмечено выше, подготовке кадров военных специалистов резерва в гражданских вузах придается серьезное значение. Например, в США курсы Корпуса подготовки офицеров резерва функционируют более чем в тысяче гражданских вузов и это число постоянно увеличивается. В Англии сформировано 16 университетских авиационных эскадрилий, охватывающих студентов почти шестидесяти университетов и специализированных колледжей (см.: Кабакович Г. А. Многоуровневая подготовка военных специалистов в гражданских вузах России. Уфа, 1993. С. 5). Такой же вид подготовки военнослужащих практикуется в Германии, во Франции, в Японии и во многих других странах.
В России десятки тысяч выпускников гражданских вузов ежегодно становятся офицерами запаса, однако качество этого офицерского контингента вызывает большие сомнения. Сомнения еще более усиливаются на фоне успешных действий резервистов Вооруженных Сил США во время конфликта в зоне Персидского залива.
Причин низкого качества подготовки офицеров резерва несколько:
— устаревшая учебно-материальная база;
— недостаточный уровень подготовки преподавательского состава;
— двойная, а то и тройная подчиненность военных кафедр;
— отсутствие должного финансирования вузов в целом;
— обучение студентов без учета базового образования;
— небольшая по объему учебная программа по подготовке офицера;
— отсутствие межвузовских учебных центров, отвечающих современным требованиям;
— отсутствие связи военного обучения с жизнью войск.
Главными же причинами являются крайне низкая мотивация студентов к военному обучению и отсутствие у выпускников вузов опыта практической работы на офицерских должностях. Молодые люди знают, что, получив звание офицера запаса (за редким исключением), они не будут призваны на действительную военную службу. Слабое место в подготовке выпускников гражданских вузов — недостаточное знание руководящих документов Вооруженных Сил на начальном этапе службы.
Обладая многолетним опытом подготовки военных специалистов, традиционными устойчивыми связями с военнопромышленным комплексом, огромным научно-педагогическим потенциалом и уникальной культурной средой, ведущие вузы, особенно технические университеты, имеют возможности не только для качественного улучшения подготовки офицеров и предоставления «двойного» образования, но и для немедленного развертывания прямой подготовки офицеров действительной службы.
Реализация указанной меры будет иметь большое социальное значение. В условиях, когда высшее образование все более переходит из разряда общедоступного в сферу платных элитных услуг, это расширит возможности получения бесплатного высшего образования для средне- и малообеспеченных слоев населения. К тому же военное ведомство решает проблему трудоустройства выпускников: оно гарантирует их назначение на соответствующие воинские должности после окончания вуза.
В рамках Концепции модернизации российского образования и Федеральной программы реформы военного образования на период до 2010 года предлагается:
1) обучение по программам ВУС считать дополнительной квалификацией к основному профессиональному образованию;
2) разработать государственные требования к дополнительной квалификации «военный специалист»;
3) лицензировать программы военного обучения в вузах;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
4) ввести процедуру аттестации военных образовательных программ;
5) комплексную проверку вузов проводить с учетом анализа реализации программ военного обучения;
6) обучение студентов в вузе осуществлять не по конкретной ВУС, а по более общему соответствующему направлению подготовки, обратив внимание на изучение фундаментальных военных дисциплин и гуманитарную составляющую военной подготовки;
7) в военно-специальной подготовке сделать упор на изучение принципов построения современных комплексов и систем военной техники и вооружения, их боевого применения, с учетом новых образовательных технологий;
8) производить отдельный прием на гражданские специальности, соответствующие военным, по заказу МО РФ с учетом медицинского и профессионально-психологического отбора;
9) в ежегодных аналитических докладах вузов «Качество образования: состояние и проблемы» отражать качество военного образования;
10) контроль по реализации программ военного обучения возложить на отделение комиссариата по работе с офицерами запаса;
11) создать межвузовские учебные центры на базе военных институтов и университетов, а также использовать учебные центры частей и соединений МО РФ, оснащенных современной военной техникой, для проведения летней 3-недельной практики студентов, обучающихся по заказу Министерства обороны;
12) по окончании вуза получением офицерского звания направлять выпускников на срок от 3 до 6 мес. в войсковые учебные центры для подготовки на конкретную военно-учетную специальность и должность;
13) создать систему материального обеспечения и стимулирования для студентов, принимаемых в вуз по заказу Министерства обороны.
Особо следует заметить, что идея интеграции высшего военно-специального и высшего профессионального образования ни в коей мере не направлена на разрушение традиционно сложившейся системы военного образования.
Поступила 26.06.03.
ЭКОНОМИЧЕСКИИ АНАЛИЗ КАК НАУКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
О.И. Аверина, доцент кафедры экономического анализа и отраслевого учета МГУ им. Н.П. Огарева
В статье представлена авторская позиция относительно теоретических аспектов экономического анализа как науки и образовательной дисциплины в условиях антикризисного менеджмента, роли экономического анализа в образовательной деятельности антикризисных управляющих.
The article shows the author’s opinion on theoretical aspects of economic analysis as a science and educational subject in anticrisis management conditions, on the role of economic analysis in educational activities of anticrisis managers.
Реализация законодательства по де- этому процессу положило распоряжение
лам несостоятельности (банкротства) Федерального управления по делам о не-
вызвала необходимость подготовки спе- состоятельности (банкротстве) при Гос-
циалистов по антикризисному менедж- комимуществе РФ № 57-р от 13 сентяб-
менту для назначения арбитражными и ря 1994 г. «Об аттестации специалистов
конкурсными управляющими. Начало по антикризисному управлению».
© О.И. Аверина, 2003