Интеграция образования и научно-исследовательской деятельности в условиях реформирования университета1
Научно-образовательный центр ноосферологии и устойчивого ноосферного развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обосновано одно из приоритетных направлений проектной деятельности Научно-образовательного центра ноосферологии и устойчивого ноосферного развития (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Основная цель сотрудников центра заключается в интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в условиях реформирования вуза. Показано, что в область задач центра помимо прочего входит разработка и продвижение междисциплинарных научно-исследовательских проектов. Одной из главных задач данной публикации является координация естественно-научных, технических, гуманитарных и образовательных инновационных стратегий в условиях повышенной конкуренции в глобализирующемся мире. Продуктивное решение актуальных теоретических и практических задач, по мнению автора, позволит повысить эффективность педагогической, научной и производственной деятельности крымских вузов в контексте формирования федерального университета и дальнейшего развития российской академической науки. Также представленная работа позволит создать концептуальную платформу для интенсификации прикладных исследований с целью оптимизации ноосферной устойчивости региона.
Ключевые слова: междисциплинарные научно-исследовательские проекты, координация инновационных стратегий в условиях глобализирующегося мира, эффективность деятельности крымских вузов, оптимизация ноосферной устойчивости региона.
УДК 378.1 А.И. Башта
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научного проекта базовой части государственного задания в сфере научной деятельности «Разработка информационно-методического обеспечения постоянно обновляемой диагностической модели устойчивого ноосферного развития Крымского региона», выполняемого Научно-образовательным центром ноосферологии и устойчивого ноосферного развития (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» (№ гос. регистрации: 115052150083)
Введение
Развитие современного общества во многом зависит от темпов внедрения высоких технологий в область менеджмента образовательных проектов, продвинутой инфраструктуры, информационного обеспечения процесса обучения, степени интеграции в глобализированное педагогическое пространство (сфера специализированного высшего образования). Планомерное, обеспеченное достаточными инвестициями и квалифицированным менеджментом использование педагогических инноваций позволяет опосредованно ускорять развитие технонаучных проектов.
Особая роль в этом непростом комплексном реформировании региональной политики принадлежит учёным и педагогам, аспирантам и магистрам, участвующим в разнообразных инновационных проектах Российской Федерации. Будущее регионального вуза напрямую зависит от той или иной стратегии развития образования. Для успешной реализации планов вуза необходимо найти наиболее рациональные способы эффективного функционирования вуза, прежде всего, на региональном уровне. Главная задача - повысить экономическую и инновационную активность в реализации стратегии развития университета [1]. Успешное развитие высшего образования в России возможно лишь благодаря широкому внедрению инноваций [2]. Одним из перспективных путей дополнительного финансирования университетской науки является повышение эффективности финансирования НИР вузов [3]. Сегодня становится вполне очевидно, что научно-исследовательская деятельность, междисциплинарные технонаучные проекты, где пересекаются дискурсы естественно-научных, инженерно-технических, гуманитарных и образовательных форм деятельности с значительной долей интеллектуальных инноваций, являются наиболее перспективными стратегиями в эпоху глобальных трансформаций. Оптимизация стоящих перед научным сообществом вопросов, по мнению автора, позволит ускорить решение ключевых проблем и повысить эффективность научно-производственной активности российских университетов, что весьма актуально для крымских вузов. Ведь формирование Крымского федерального университета происходит в контексте общероссийской интеграции университетских фундаментальных научных исследований, достижений прикладной науки и образовательной деятельности. Взаимодополняемость академических усилий научных сотрудников, педагогов и обучающихся несомненно ускорит процесс комплексного обеспечения ноосферной устойчивости региона.
Продвижение и организационное сопровождение междисциплинарных научно-исследовательских проектов обусловлено рядом факторов, среди которых: глобализация образовательного пространства; измеримая, материально стимулируемая эффективность педагогической, научной и производственной деятельности; координация инновационных стратегий в условиях глобализирующегося мира; оптимизация ключевых параметров ноосферной устойчивости региона. Эти факторы обеспечат значимый научно-педагогический результат. Актуальность представленного исследования состоит в адаптации достижений мировой педагогической мысли к специфическим образовательным условиям, которые позволяют формировать профессиональные кадры для оптимизации региональной экономики. Исходя из понимания контекста
региональных геополитических трансформаций, Республика Крым с уникальным географическим, экономическим, энергетическим, экологическим, человеческим, коммуникативно-транспортным потенциалом должна стать региональной «точкой роста» не только для юга России, но и страны в целом. Проблема исследования состоит в понимании механизмов реализации широкомасштабных, долговременных комплексных проектов перестройки экономики региона. Для решения этой проблемы необходимо сформировать современный, высококонкурентный, на глобальной образовательной шкале инновационный педагогический кластер.
Цель исследования заключается в том, чтобы дать объективный анализ использования образовательного потенциала инновационных обучающих программ, направленных на осуществление комплексных проектов, позволяющих повысить уровень устойчивости ноосферного развития региона. Для достижения цели исследования нужно, прежде всего, поставить и успешно решить ряд задач: определить основные ценностно-знаниевые параметры ноосферного мировоззрения; задать параметры регионально сфокусированной научно-исследовательской деятельности; выделить приоритеты устойчивого ноосферного развития крымского региона; сформировать адекватные педагогические технологии и практики. Новизна и значимый научный вклад автора статьи состоит в презентации основных тенденций развития академических исследований и ресурсной базы университетского образования для обеспечения успешной реализации устойчивого ноосферного развития региона.
Результаты и обсуждение
Тема оптимизации университетского образования в контексте трансформаций глобализирующегося мира систематически разрабатывается специалистами [4-8]. Особый интерес к перспективам развития высшего образования в РФ определяется реалиями динамично эволюционирующей глобализированной инфосферы [9-11]. Виртуальные университеты, дистанционные образовательные программы и учебные курсы стали востребованы миллионами пользователей сети интернет по всему миру. Базисом высокотехнологичной интернетизации выступает расширенный процесс глобализации [12]. Концепции устойчивого развития имеют различные интерпретации (Медоуз, Печчеи, Багров, Боков, Большаков), однако они рассчитаны исходя из планетарного масштаба человеческой деятельности. На наш взгляд ноосферная устойчивость наиболее эффективно конструируется «снизу», то есть, вначале - на региональном уровне. Поэтому в ряде исследований [13-15] показано, что региональная энергонезависимость уменьшает количество системных рисков. Также неизбежно возникают различные проблемы трансформации хозяйственных связей под новый «формат» высокотехнологичного развития. И поэтому стратегическое развитие региона будет успешным только на базе широкого применения возобновляемой энергии и энергосбережения [13].
Для продуктивного развития региона необходимо сформировать актуальное ноосферное мировоззрение, которое включает в себя понимание того, как устроен мир, что такое природа, общество и человек. Учитывая специфику крымского
региона необходимо ускорять инновационное развитие рекреационных объектов на базе энергосбережения [16]. Тем более это необходимо в условиях глобализирующегося информационного общества, где социально востребованные знания и услуги являются основным стратегическим ресурсом [9]. Чтобы вполне овладеть механизмами эффективной целенаправленной деятельности по рациональному преобразованию природы и общества, нужно, прежде всего, использовать имеющиеся образовательные и научно-исследовательские ресурсы. Такая деятельность, основанная на усвоении принципов современного ноосферного мировоззрения [17], интеграции академической науки и университетского образования неизбежно принесёт значимые результаты.
Уже в работах, вышедших в первой половине прошлого века, Владимир Иванович Вернадский показал, что будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от самопознания мыслящих субъектов и перспективного планирования их планетарной разумной технонаучной деятельности [18-20]. Учёный видел в научной деятельности наиболее значимую силу планетарного масштаба [21]. Н.Н. Моисеев [22, 23] и В.П. Казначеев [24] продолжили ноосферологическую исследовательскую традицию, основанную В.И. Вернадским. Важное значение для понимания современной проблематики ноосферного устойчивого развития региона имеют работы Бокова [25, 26], Багрова [27, 28], Башты [14], Буряка [10]. Весомый вклад в теорию устойчивого развития и прикладные проблемы моделирования устойчивого развития страны внесли работы Б.Е. Большакова [2936].
В контексте успешного использования достижений технонауки и высоких технологий инновационные образовательные программы должны быть нацелены на практическое применение полученных в университете знаний и умений. Поэтому несомненно, что результаты ноосферологических исследований, проводившихся с учётом специфики крымского региона, будут востребованы в различных кластерах прикладной науки [37]. В ходе успешной адаптации идейного наследия В.И. Вернадского к университетскому образовательному процессу неизбежно будут прояснены значимые компоненты оптимизации педагогической работы в плане методического обеспечения учебных курсов, определяемых дисциплиной «Учение о ноосфере». Одной из актуальных операциональных педагогических опций продвинутого ноосферного образования является фундаментальный анализ проблем, связанных с рисками, сопровождающими широкое внедрение технологий новой энергетики в условиях дальнейшей оптимизации в целях обеспечения комплексной устойчивости региональной экономики и ноосферного развития Крыма. Наиболее существенна проблема увеличения количества рисков, сопровождающих интенсивное внедрение высоких технологий новой волны. Риски угрожают обеспечению устойчивости региональной экономики и ноосферного развития [38].
Современное образование имеет глубокую традицию гармонического воспитания личности, что характерно для античной культурно-педагогической парадигмы paideia [39]. Средневековый университет воспроизводит и укрепляет систему универсального знания о мире, природе, рациональном познании и человеке. Классический европейский университет, как он сформировался в середине XIX века, находится сегодня на пороге радикальных реформ. Интеграция университетского образования и научно-исследовательской
деятельности вузов в условиях глобализации обретает унифицированный целерациональный характер. Как показывает А. Козмински, роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации весьма значима, поскольку усиливается академическая надёжность университетов и возрастает стремление к повышению конкурентноспособности вузов [4]. Образовательная активность в современном мире обусловлена рядом существенных факторов: ускорением ноосферогенеза, планетарной унификацией образовательных стандартов и высокотехнологичной трансформацией инфосферы [9]. В рамках изучения современных тенденций в области инновационной научно-исследовательской работы и университетской педагогики необходимо выделить мировоззренческий аспект формирования новой образовательной парадигмы, поскольку именно адекватная научно обоснованная картина мира определяет приоритеты и общую направленность комплексного высшего образования.
Принцип всеобъемлемости, универсальности научного подхода к пониманию того как устроен мир и как он «работает», присущ не только философскому видению космоса, природы, общества и человека, но также специфицирован в рамках ноосферологии [10]. Перспективы освоения и продвижения технологий новой волны, а особенности производство экологически чистой энергетики и оптимизация устойчивого развития региона в целом обусловлены современными научными исследованиями и инновацииями. Именно они могут гарантировать ноосферную устойчивость региона [37]. Образование в современном глобализирующемся мире определяется широким диапазоном: детерминированным философским мировоззрением в первую очередь [7]; а также рядом других существенных факторов: эволюцией ноосферы, глобализацией и переформатированием информационного общества [9]. Научно-педагогический кластер университетского образования требует особого внимания, как показывают В.В. Буряк и В.И. Шостка [17].
Цели и задачи учебной деятельности студентов в современном университете определены решением проблем обоснования целей вузовской подготовки студентов [8, 40]. Поэтому исследование структуры, институциональных особенностей, инновационных практик высшего образования является стратегической задачей всех постиндустриальных обществ.
Выводы
Произведён анализ объективных тенденций ускоренного формирования перспективного инновационного научно-педагогического кластера для обеспечения опережающего развития региона. Показано, что новые образовательные тренды и актуальная академическая деятельность будут способствовать повышению эффективности внедрения высокотехнологичных проектов с целью осуществления значимых государственных программ устойчивого ноосферного развития. Педагогические и академические инновационные технологии, а тем более, их интеграция, обеспечивают в значительной мере, успешное решение комплексных задач оптимизации региональной экономики. Выделена проблема необходимости всестороннего анализа условий с целью обеспечения эффективности реформирования вузов для успешной реализации проектов устойчивого ноосферного развития региона.
Литература
1. Ким И.Н. Будущее регионального вуза в контексте стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 20-29.
2. Романов Е.В. Императив инновационного развития высшего образования в России // Альма матер = Alma mater. 2015. № 2. С. 10-19.
3. Воробьев А.Е. Пути повышения эффективности финансирования НИР вузов // Альма матер = Alma mater. 2015. № 2. С. 19-26.
4. Козмински А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации: академическая надёжность и стремление к повышению уровня вузов // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С. 34 -38.
5. Базалук О.А. Философия образования в свете новой космологической концепции. Киев, 2010.
6. Базалук О.А. Космическое образование: новые реалии // В книге: Образ человека будущего: Кого и Как воспитывать в подрастающих поколениях. Киев, 2013. С. 13-26.
7. Базалук О.А. Современное понимание философии образования // Философская мысль. 2015. № 4. С. 248-271.
8. Портных В.Я. Цели и задачи учебной деятельности студентов: проблема обоснования цели вузовской подготовки студентов // Альма матер = Alma mater. 2015. № 3. С. 117-118.
9. Буряк В.В. Глобализация как современный этап эволюции ноосферы // Вюник СевНТУ. 2013. Вып.141. C. 21-24.
10. Буряк В.В. Ноосферогенез, глобализация и современное информационное общество. Симферополь, 2014. 220 с.
11. Буряк В. В. Интернет как инструмент глобализации // Учёные записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. Философия. Социология. 2002. Т.15 [54], № 2. С. 85-91.
12. Буряк В.В. Глобальные трансформации и тренды интернетизации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. №1 (156). С. 19 - 26.
13. Башта А.И., Смирнов В.О. Проблемы трансформации хозяйства и стратегического развития региона на базе широкого применения возобновляемой энергии и энергосбережения // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Экономика и управление». 2009. Т. 22 (61), № 2. С. 40-44.
14. Башта А.И. Модель трансформации совокупного спроса на энергообеспечение региона // Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 3. С. 148-152.
15. Башта А.И. Алгоритм построения методики применения возобновляемых источников энергии на рекреационных объектах // Проблемы экономики. 2013. № 2. С. 25-30.
16. Цехла С.Ю., Башта А.И. Инновационное развитие рекреационных объектов на базе энергосбережения // Розвиток туристичного бiзнесу: матерiали I
Мiжнародноi науково-практично'1 конференци (Донецк, 17-19 березня 2011 р.). С. 167-169.
17. Буряк В.В., Шостка В.И. Философия и история науки: эмерджентный научно-педагогический кластер университетского образования // Культура народов Причерноморья. 2014. № 275. С. 179-181.
18. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Импакт: Наука и общество. 1989. № 3. С.69-76.
19. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Мысль, 1991. 271 с.
20. Вернадский В.И. Биосфера: Мысли и наброски: сб. науч. работ. М.: Ноосфера, 2001. 244 с.
21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
22. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: «Молодая гвардия», 1990. - 352 с.
23. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: «Устойчивый мир», 2001. - 199 с.
24. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск: НКИ, 1991. 128 с.
25. Боков В.А. Устойчивый Крым. План действий // Научные труды КИПКС. К., Симферополь, 1999. - 400 с.
26. Боков В.А., Буряк В.В. Ноосферные реалии и утопии // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2013. Т. 9, Вып. 2. С. 18-28.
27. Багров Н.В. Устойчиво-ноосферное развитие региона. Проблемы. Решения. Симферополь: Доля, 2010. 208 с.
28. Багров Н.В. Концепция ноосферы - основа парадигмы будущей цивилизации: задачи университета // Научное наследие В.И. Вернадского и современность. -Симферополь, 2013. - С. 165-180.
29. Большаков Б.Е., Полынцев Д.А. Методология моделирования устойчивого развития страны // Наука и промышленность России. 2005. № 1-2. С. 3.
30. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: универсальный принцип синтеза естественных, технических и социальных знаний // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2009. № 1. С. 1-11.
31. Большаков Б.Е. Моделирование основных тенденций мирового технологического развития // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2010. Т. 6, № 4. С. 33-63.
32. Большаков Б.Е., Шамаева Е.Ф. Мониторинг и оценка новаций в проектировании устойчивого инновационного развития с использованием измеримых величин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Сер. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2011. Т. 5, № 133. С. 133-142.
33. Большаков Б.Е. Введение в науку устойчивого развития // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2011. Т. 7, № 2. С. 134.
34. Большаков Б.Е. Фундаментальные и прикладные проблемы управления устойчивым развитием // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2011. Т. 7, № 3. С. 12-45.
35. Большаков Б.Е., Шамаева Е.Ф. Системный анализ методов проектирования и управления устойчивым развитием // Интернет-журнал Науковедение. 2012. № 4 (13). С. 9.
36. Большаков Б.Е. Общая схема проектирования системы ценностей и идеалов субъектов устойчивого развития // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2012. № 1. С. 1-19.
37. Башта А.И., Боков В.А., Буряк В.В., Горбунов Р.В., Смирнов В.О. Ноосферная устойчивость региона: перспективы продвижения технологий новой энергетики и оптимизация устойчивого развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53584.
38. Башта А.И., Боков В.А., Буряк В.В., Горбунов Р.В., Смирнов В.О. Проблема существования рисков, сопровождающих широкое внедрение технологий новой энергетики в условиях дальнейшей оптимизации устойчивости региональной экономики и ноосферного развития Крыма // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/05/11454.
39. Буряк В.В. ENKYKLЮS РАГОЕ1А - античный круг образования // Культура народов Причерноморья. 1999. № 6. С. 287.
40. Башта О.1., Буряк В.В Ушверситетська освгга i науково-дослщна дiяльнiсть у глобальному вимiрi // Схщ. Аналгтично-шформащйний журнал. 2003. №6 (56). С. 74-78.
A.I. Bashta
Integration of education and research activity in the conditions of reforming of university
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Research and Education Center Noospherology and Sustainable Noospheric Development, Institute of economics and management, Simferopol, Russian Federation e-mail: [email protected]
In article one of the priority directions of design activity of the Research and Education Center of noospherology and sustainable noospheric development of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University is proved. The main objective of the center consisted in integration of educational and research activity in the conditions of reforming of higher education institution. In the article is showed that the development and promotion of interdisciplinary research projects are included in the range to tasks of the center. Coordination of the natural sciences, technical, humanitarian and educational innovation strategies in the conditions of increased competition in a globalized world is one of the main objectives of this publication. According to the author the productive solution of actual theoretical and practical tasks will allow to increase efficiency of a pedagogical, scientific and production activity of the Crimean higher education institutions in the context of formation of federal university and further development of the Russian academic science. The presented work will be allowed to create a
conceptual platform for an intensification of applied researches for the purpose of optimization of noosphere stability of the region.
Keywords: interdisciplinary research projects, coordination of innovative strategy in the conditions of the globalized world, efficiency of activity of the Crimean higher education institutions, optimization of noosphere stability of the region
References
1. Kim I.N. Budushhee regional'nogo vuza v kontekste strategii razvitija otechestvennogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 1. S. 20-29.
2. Romanov E.V. Imperativ innovacionnogo razvitija vysshego obrazovanija v Rossii // Al'ma mater = Alma mater. 2015. № 2. S. 10-19.
3. Vorob'ev A.E. Puti povyshenija jeffektivnosti finansirovanija NIR vuzov // Al'ma mater = Alma mater. 2015. № 2. S. 19-26.
4. Kozminski A. Rol' vysshego obrazovanija v reformirovanii obshhestva v uslovijah globalizacii: akademicheskaja nadjozhnost' i stremlenie k povysheniju urovnja vuzov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2003. № 3. S. 34 - 38.
5. Bazaluk O.A. Filosofija obrazovanija v svete novoj kosmologicheskoj koncepcii. Kiev, 2010.
6. Bazaluk O.A. Kosmicheskoe obrazovanie: novye realii // V knige: Obraz cheloveka budushhego: Kogo i Kak vospityvat' v podrastajushhih pokolenijah. Kiev, 2013. S. 13-26.
7. Bazaluk O.A. Sovremennoe ponimanie filosofii obrazovanija // Filosofskaja mysl'. 2015. № 4. S. 248-271.
8. Portnyh V.Ja. Celi i zadachi uchebnoj dejatel'nosti studentov: problema obosnovanija celi vuzovskoj podgotovki studentov // Al'ma mater = Alma mater. 2015. № 3. S. 117-118.
9. Burjak V.V. Globalizacija kak sovremennyj jetap jevoljucii noosfery // Visnik SevNTU. 2013. Vyp.141. C. 21-24.
10. Burjak V.V. Noosferogenez, globalizacija i sovremennoe informacionnoe obshhestvo. Simferopol', 2014. 220 s.
11. Burjak V. V. Internet kak instrument globalizacii // Uchjonye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Ser. Filosofija. Sociologija. 2002. T.15 [54], № 2. S. 85-91.
12. Burjak V.V. Global'nye transformacii i trendy internetizacii // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. 2015. Vyp. №1 (156). S. 19 - 26.
13. Bashta A.I., Smirnov V.O. Problemy transformacii hozjajstva i strategicheskogo razvitija regiona na baze shirokogo primenenija vozobnovljaemoj jenergii i jenergosberezhenija // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Ser. «Jekonomika i upravlenie». 2009. T. 22 (61), № 2. S. 40-44.
14. Bashta A.I. Model' transformacii sovokupnogo sprosa na jenergoobespechenie regiona // Vestnik OrelGIJeT. 2011. № 3. S. 148-152.
15. Bashta A.I. Algoritm postroenija metodiki primenenija vozobnovljaemyh istochnikov jenergii na rekreacionnyh ob#ektah // Problemy jekonomiki. 2013. № 2. S. 25-30.
16. Cehla S.Ju., Bashta A.I. Innovacionnoe razvitie rekreacionnyh ob#ektov na baze jenergosberezhenija // Rozvitok turistichnogo biznesu: materiali I Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii (Doneck, 17-19 bereznja 2011 r.). S. 167-169.
17. Burjak V.V., Shostka V.I. Filosofija i istorija nauki: jemerdzhentnyj nauchno-pedagogicheskij klaster universitetskogo obrazovanija // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. 2014. № 275. S. 179-181.
18. Vernadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere // Impakt: Nauka i obshhestvo. 1989. № 3. S.69-76.
19. Vernadskij V.I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie. M.: Mysl', 1991. 271 s.
20. Vernadskij V.I. Biosfera: Mysli i nabroski: sb. nauch. rabot. M.: Noosfera, 2001. 244 s.
21. Vernadskij V.I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie. M.: Nauka, 1991.
22. Moiseev N.N. Chelovek i noosfera. M.: «Molodaja gvardija», 1990. - 352 s.
23. Moiseev N.N. Universum. Informacija. Obshhestvo. M.: «Ustojchivyj mir», 2001. -199 s.
24. Kaznacheev V.P. Fenomen cheloveka: kosmicheskie i zemnye istoki. Novosibirsk: NKI, 1991. 128 s.
25. Bokov V.A. Ustojchivyj Krym. Plan dejstvij // Nauchnye trudy KIPKS. K., Simferopol', 1999. - 400 s.
26. Bokov V.A., Burjak V.V. Noosfernye realii i utopii // Geopolitika i jekogeodinamika regionov. 2013. T. 9, Vyp. 2. C. 18-28.
27. Bagrov N.V. Ustojchivo-noosfernoe razvitie regiona. Problemy. Reshenija. Simferopol': Dolja, 2010. 208 s.
28. Bagrov N.V. Koncepcija noosfery - osnova paradigmy budushhej civilizacii: zadachi universiteta // Nauchnoe nasledie V.I. Vernadskogo i sovremennost'. -Simferopol', 2013. - S. 165-180.
29. Bol'shakov B.E., Polyncev D.A. Metodologija modelirovanija ustojchivogo razvitija strany // Nauka i promyshlennost' Rossii. 2005. № 1-2. S. 3.
30. Kuznecov O.L., Bol'shakov B.E. Ustojchivoe razvitie: universal'nyj princip sinteza estestvennyh, tehnicheskih i social'nyh znanij // Ustojchivoe razvitie. Nauka i praktika. 2009. № 1. S. 1-11.
31. Bol'shakov B.E. Modelirovanie osnovnyh tendencij mirovogo tehnologicheskogo razvitija // Ustojchivoe innovacionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie. 2010. T. 6, № 4. S. 33-63.
32. Bol'shakov B.E., Shamaeva E.F. Monitoring i ocenka novacij v proektirovanii ustojchivogo innovacionnogo razvitija s ispol'zovaniem izmerimyh velichin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ser. Informatika. Telekommunikacii. Upravlenie. 2011. T. 5, № 133. S. 133-142.
33. Bol'shakov B.E. Vvedenie v nauku ustojchivogo razvitija // Ustojchivoe innovacionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie. 2011. T. 7, № 2. S. 1-34.
34. Bol'shakov B.E. Fundamental'nye i prikladnye problemy upravlenija ustojchivym razvitiem // Ustojchivoe innovacionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie. 2011. T. 7, № 3. S. 12-45.
35. Bol'shakov B.E., Shamaeva E.F. Sistemnyj analiz metodov proektirovanija i upravlenija ustojchivym razvitiem // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2012. № 4 (13). S. 9.
36. Bol'shakov B.E. Obshhaja shema proektirovanija sistemy cennostej i idealov sub#ektov ustojchivogo razvitija // Mezhdunarodnyj zhurnal. Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika. 2012. № 1. S. 1-19.
37. Bashta A.I., Bokov V.A., Burjak V.V., Gorbunov R.V., Smirnov V.O. Noosfernaja ustojchivost' regiona: perspektivy prodvizhenija tehnologij novoj jenergetiki i optimizacija ustojchivogo razvitija regiona // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2015. № 5. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53584.
38. Bashta A.I., Bokov V.A., Burjak V.V., Gorbunov R.V., Smirnov V.O. Problema sushhestvovanija riskov, soprovozhdajushhih shirokoe vnedrenie tehnologij novoj jenergetiki v uslovijah dal'nejshej optimizacii ustojchivosti regional'noj jekonomiki i noosfernogo razvitija Kryma // Gumanitarnye nauchnye issledovanija. 2015. № 5. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://human.snauka.ru/2015/05/11454.
39. Burjak V.V. ENKYKLIOS PAIDEIA - antichnyj krug obrazovanija // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. 1999. № 6. S. 287.
40. Bashta O.I., Burjak V.V Universitets'ka osvita i naukovo-doslidna dijal'nist' u global'nomu vimiri // Shid. Analitichno-informacijnij zhurnal. 2003. №6 (56). S. 74-78.
Поступила в редакцию 15.06.2015г.