Научная статья на тему 'Научно-методические основы введения учебного курса "устойчивое ноосферное развитие"'

Научно-методические основы введения учебного курса "устойчивое ноосферное развитие" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗАХ / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION / УСТОЙЧИВОЕ НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE NOOSPHERE DEVELOPMENT / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / НООСФЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / NOOSPHERE RESEARCHES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башта А.И., Боков В.А., Буряк В.В., Смирнов В.О.

В статье рассмотрены научно-методические основы внедрения курса «Устойчивое ноосферное развитие» в учебный процесс Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Рассмотрены и сформулированы представления о целях и задачах курса, объект и предмет исследования, тематический план дисциплины. Выделены основные компетенции, знания, умения, навыки, формирования которых осуществляется в рамках освоения курса студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES OF INTRODUCTION OF THE COURSE "SUSTAINABLE NOOSPHERE DEVELOPMENT"

Scientific and methodical basics of introduction of the course "Sustainable noosphere development" in educational process of the Crimean federal V. I. Verrnadsky university are covered in article. Ideas of the purposes and problems of a course, object and an object of research, the thematic plan of discipline are considered and formulated. The main competences, knowledge, abilities, skills which formations it is carried out within development of a course by students are marked out. The program is made according to requirements of FGOS VPO taking into account recommendations and POOP VPO about the direction of preparation 022000 "Ecology and environmental management" and to the Ecology, Environmental management and Geoecology profiles. The course "Sustainable development" belongs to the Environmental Management Bases module of base (all-professional) part of the section "B.3. Professional cycle" main educational program. The purpose of development of discipline is formation of modern ideas of sustainable noosphere development as about scientific ideology and an applied field of activity on the basis of development of scientific ideas of the biosphere and its anthropogenous modifications the anthroposphere, a sotsiosphere, a technosphere and an infosphere. Problems of a course: sudying of history formation of ideology of sustainable noosphere development; analysis of the biosphere noosphere as object of sustainable noosphere development; studying of history of development of the biosphere and its human modifications: the anthroposphere, a sotsiosphere, a technosphere and an infosphere.; consideration of a question of a place and mission of the person in the nature, studying of the main imperatives of a sustainable development; theoretical development of a spatial component of scientific ideology of a sustainable development; instilling in students of skills of the researches which are based on ideas of a sustainable development within the academic disciplines and the directions. The course assumes knowledge of the main disciplines geographical (natural and public) and ecological cycles, and also the most important courses of an economic, social, philosophical, political and legal orientation. Article is prepared within performance of a basic unit of the state task on performance of scientific researches to the sphere of scientific activity: "Development of information and methodical providing constantly updated diagnostic model of sustainable noosphere development of the Crimean region".

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы введения учебного курса "устойчивое ноосферное развитие"»

РАЗДЕЛ 2. ГЕОЭКОЛОГИЯ

УДК: 551.477

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «УСТОЙЧИВОЕ НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ» Башта А.И., Боков В.А., Буряк В.В., Смирнов В.О.

Научно-образовательный центр ноосферологии и усточивого ноосферного развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация

E-mail: svo.84@mail.ru

В статье рассмотрены научно-методические основы внедрения курса «Устойчивое ноосферное развитие» в учебный процесс Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Рассмотрены и сформулированы представления о целях и задачах курса, объект и предмет исследования, тематический план дисциплины. Выделены основные компетенции, знания, умения, навыки, формирования которых осуществляется в рамках освоения курса студентами. Ключевые слова: образовательный процесс в ВУЗах, устойчивое ноосферное развитие, обучение, ноосферные исследования, компетенции

ВВЕДЕНИЕ

Десять лет назад по инициативе ректора Таврического национального университета Николая Васильевича Багрова был определен вектор ноосферного развития университета, который рассматривался в качестве основы для выработки путей ноосферного развития Крымского региона. Этот вектор был отражен в Концепции развития Таврического национального университета имени В.И. Вернадского и Ноосферной концепции университета.

Обращение к этой тематике не было случайным. Оно связано, во-первых, с историей университета: у истоков ноосферных исследований стоял, как известно, Владимир Иванович Вернадский. Мысли о ноосфере стали появляться у Вернадского В.И. в то время, когда он в 20-х годах прошлого столетия работал в Крыму в Таврическом университете. Он заложил фундамент разносторонних естественно-научных исследовательских традиций, которые в университете поддерживаются и развиваются. В последние 15-20 лет в нашем университете исследования в этом направлении активизировались, чему в немалой степени способствовали научные разработки, выполненные под руководством Багрова Н. В.

Интерес к ноосферным исследованиям усилился и в связи с провозглашенным правительствами большинства стран мира курсом на устойчивое развитие. Проблематика устойчивого развития в последние 25 лет прочно занимает центральное место в науке. Никакая другая научная идея не имела ранее столь широкого общественного резонанса [1, 2, 3, 4, 5, 6,7].

Вопросы устойчивого развития получили широкую известность ещё на саммите Рио-92 и стали невероятно популярны. Вместе с тем концепция устойчивого

61

развития, как она была представлена на саммите, подвергается критике в связи с тем, что представляет собой набор эклектических рекомендаций (хотя и весьма детальных и правильных самих по себе), распространяющихся на объекты разного пространственного и временного масштаба.

Территориальные системы и биосфера в целом не рассматриваются в концепции устойчивого развития в ее традиционном варианте как единое целое. Тем самым это не позволяет формулировать фундаментальные положения, не позволяет объединять модели, программы, проекты в единое целое: рекомендации и экологические программы разномасштабны по пространству и времени, соединяют разный набор явлений. Поэтому они не образуют целостного единства, не всегда стыкуются.

Важно отметить, что учение о ноосфере (его формирование в классическом варианте началось в 20-е годы ХХ века в связи с работами Ле Руа, Тейря де Шардена и Вернадского В.И.) и учение об устойчивом развитии (начало этих исслелований связывают с образованием комиссии Брунтланд Г. и саммите Рио - 92) развивались отдельно. Багров Н.В. предложил объединить эти направления, поскольку в каждом из них есть свои достоинства и недостатки. Учение о ноосфере имеет преимущественно концептуальный характер, и в то же время довольно мало конкретных расчетов. В то же время большим преимуществом ноосферных исследований является наличие объекта исследования, коим является биосфера-ноосфера. В работах по устойчивому развитию, по крайней мере в том виде как это было представлено на мировых саммитах, объект исследования не виден, не представлен. В учении о ноосфере объект изучения определен: это биосфера, которая эволюционирует, в ней последовательно возникали антропосфера, социосфера, техносфера и инфосфера. Каждая из них обладает определенными законами развития, оставаясь в то же время в рамках предыдущих систем и подчиняясь их законам. Каждая из этих систем и все они вместе образуют саморганизующиеся системы, которые и представляют собой зачатки ноосферы. Ноосфера будущего - это глобальная оптимизированная социально-экономико-экологическая система.

Таким образом, предложение Багрова Н.В. имеет большой смысл. К тому же такое объединение позволяет включать в сферу исследований по данной проблематике многочисленные исследования, посвященные анализ совместного развития человечества и биосферы.

Почти двадцатилетний опыт исследований в области устойчивого развития Крыма под руководством Багрова Н.В. позволил сформулировать ряд мировоззренческих и методологических положений, без которых дальнейшее продвижение в этом направлении было бы невозможно.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Концепция ноосферного устойчивого развития, развиваемая в Крымском федерельном университете имени В. И. Вернадского, формируется в связи с теми реалиями, которые сложились в Крыму. Крым является в большой степени

62

целостной и в определенной степени автономной системой, а это позволяет более успешно проводить анализ его развития. Природное и социо-культурное разнообразие региона создает условия для моделирования различных вариантов ноосферного развития. Основной акцент должен делаться на обобщении богатейшего социального опыта и многовекового хозяйствования (в течение тысячелетий человек проводил своего рода эксперименты), а также на экспериментальном математическом моделировании (поскольку реальные эксперименты на социальных и природных системах опасны, в чем человечество неоднократно убеждалось).

Сформулированы представления о задачах устойчивого ноосферного развития: изучение и постижение процесса проектирования коадаптационного развития человека и природы, возможностей и путей встраивания социальных и технических систем в биосферу, согласования деятельности человека с законами природы.

В научной литературе есть резкая критика учения о ноосфере. В основном она связана с утопическим креном во многих работах на эту тему. В работах такого плана ноосфера скорее выглядит как мировоззренческий идеал. Как мировоззренческий идеал модель ноосферы, действительно, может быть построена и использована, поскольку идеалы всегда служили ориентирами в жизни человека, помогая выбирать общий вектор развития.

Одной из важнейших задач университета Багров Н.В. считал развитие образования в области устойчивого ноосферного развития. Эта задача многоплановая: необходимо чтобы ноосферные экологические идеи пронизывали обучение на всех специальностях университета. Перед университетом поставлена задача переориентировки существующих учебных программ в сторону их большей экологизации, развития экологической культуры, развитие ноосферного мировоззрения и целостно-системного видения мира.

Несколько вариантов программы нового учебного курса «Ноосферология» были обсуждены учеными на международной научной конференции, посвященной 145-летию со дня рождения Вернадского В. И. «Ноосферология: наука, образование, практика. N0^^008». Учебный курс начал вводиться в учебные планы университета в 2009 году. Важную роль в развитии этих идей сыграло взаимодействие университета с Университетом в Дубне, где вопрос о ноосфере и устойчивом развитии выступает руководящим приницпом обучения

Целью освоения дисциплины является формирование современных представлений об устойчивом ноосферном развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о биосфере и ее антропогенных модификациях - антропосфере, социосфере, техносфере и инфосфере.

Задачи курса:

- изучение истории формирование идеологии устойчивого ноосферного развития;

- анализ биосферы-ноосферы как объекта устойчивого ноосферного развития;

-изучение истории развития биосферы и ее человеческих модификаций:

антропосферы, социосферы, техносферы, инфосферы;

63

- рассмотрение вопроса о месте и предназначении человека в природе,

- изучение основных императивов устойчивого развития;

- теоретическое освоение пространственной составляющей научной идеологии устойчивого развития;

- привитие студентам навыков исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: историю формирования концепции устойчивого развития, основы её методологии и основные императивы устойчивого развития.

Уметь: оценивать природные, экономические и социо-культурные факторы устойчивого развития; выявлять его риски и предпосылки.

Владеть: навыками исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.

Объект исследования устойчивого ноосферного развития - это постоянно развивающаяся система «биосфера-антропосфера-социосфера-техносфера-инфосфера», в которой в рамках биосферы последовательно шло возникновение всех остальных сфер, причем каждая следующая включена в предыдущие и одновременно они все частично выходят за пределы своего базиса (биосферы) и приобретают определенную самостоятельность. Подчиняясь законам всех предыдущих фаз, каждая последующая имеет определенную способность к саморазвитию.

Предмет исследования устойчивого ноосферного развития - учение о ноосфере как идеальном проекте гармонизации социоприродного взаимодействия. Процесс гармонизации достигается на основе коэволюции (коадаптации) природы и всех элементов человеческой цивилизации.

Задачи ноосферологии и устойчивого развития - разработка предпосылок и механизмов сохранения биосферы-ноосферы (более широко - биосферы-антропосферы-социосферы-техносферы-инфосферы) как редчайшей системы в космическом пространстве, обладающей определенными законами эволюции.

Основные разделы построены так, чтобы последовательно раскрыть основные этапы развития идей устойчивого развития. Первый раздел посвящен становлению идей ноосфеорологии. Второй раздел (стадии развития биосферы) дает картину развития биосферы и человечества как естественных предпосылок формирования ноосферы (от развития Космоса до человеческого общества). Третий раздел ( Проектирование и конструирование ноосферы) посвящен поиску путей формированию ноосферы, то есть совокупности человеческих действий, способствующих расширению и усложнению ноосферы.

В первом разделе рассматривается история развития представлений о ноосфере и устойчивом развитии. Корни ноосферных идей уходят в древнюю историю. Идеи устойчивого ноосферного развития в разных формах представлены в различных национальных культурах. Уже в Новое время (16-17 века н.э.) были сформулированы утопии, в которых отобразилась многовековая мечта человечества о разумно организованной жизни (Бэкон Ф. - родоначальник эмпирического знания и идеи преобразовании природы, утопии 16-18 веков: Мор Т., Кампанелла Т., Сен-

64

Симон А., Фурье Ш., Оуэн Р. и др.). Французская модель (свобода, равенство, братство). Ренессанс (Возрождение). Эпоха Просвещения. Характерно, что в 19-ХХ веке утопии были представлены в литературе: Одоевский В.Ф., Уэллс Г., Замятин Л.А., Оруэлл Д., Ефремов И.

Важным этапом на пути движения к разумному человечеству стало формирование целостного представления о природе Земли: Бюффон Ж., Ламарк Ж., Гумбольдт А., Меррей Дж., Вернадский В.И. Великие гуманисты прошлого уже несколько веков назад (еще до возникновения современной техносферы) интуитивно ощущали смертельную опасность беспредельного наращивания насилия общества над Природой.

Попытки нащупывания путей движения человечества к разумному будущему просматриваются в идеях русского космизма (Федоров Н.Ф., Булгаков С.Н., Соловьев B.C., Флоренский П.А., Циолковский К.Э., Чижевский А.Л. и др.).

Важным этапом на пути к пониманию проблем ноосферы и устойчивого развития стало учение о географической оболочке и биосфере, представленное в трудах Вернадского В.И., Меррея Дж., Григорьева А.А. Наконец, в 20-е годы ХХ века учение о ноосфере было разработано в трудах Ле Руа, от Тейяр де Шардена и Вернадского В.И. Это учение формировалось в условиях развития индустриального общества и неизбежно несло груз тех ограничений, которые были связаны с этим: неизбежный антропоморфизм, преувеличение роли техники (технократизм) и информации.

Эти недостатки стали преодолеваться в концепциях ноосферы и устойчивого развития, которые были сформулированы во второй половине ХХ столетия - начала XXI века. Глубокий подход к этим проблемам был реализован в советских и российских концепциях рационального природопользования (Куражковский Ю.Н., Арманд Д.Л., Ефремов Ю.К., Анучин В.А., Минц А.А., Реймерс Н.Ф., Федоренко Н.П., Гофман К.Г., Лемешев М.Я., Олдак, Родоман Б.Б. и др.). Важно отметить, что в этих работах были сформулированы идеи экологической сети (например, идея поляризованного ландшафта Родомана Б.Б.), определены основные экологические законы и ограничения (Реймерс Н.Ф., Куражковский Ю.Н.).

Широкую известность получила концепция устойчивого развития, ставшая лидером по количеству упоминаний и цитирований в средствах массовой информации в конце 19 — начале 20 веков. Это было не случайно: к 70-ым годам относится возникновение глобального экологического кризиса, который ос всей очевидностью показал необходимость обращения человечества к разработке модели устойчивого ноосферного развития. К этому времени был разработан метод системной динамики (Форрестер Дж.), ставший основой для ряда разработок так называемого Римского клуба: Печчеи А., Медоуз Д. и др. «Пределы роста», 1972; Месарович М. и Пестель Э. «Человечество у поворотного пункта», 1974; и др.), Леонтьев В. «Будущее мировой экономики» (1977), ООН «Всемирная хартия Земли» (1981) и др. Были разработаны глобальные модели биосферы-географической оболочки: Костицин В.А. (1930), Булыко М.И. (1970), Сергины В.Я. и С.Я. (1978). Модель «ядерной зимы». Модель живой Земли Лавлока Дж. Модели современных изменений климата.

65

Разработка концепции устойчивого развития была связана с учреждением Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд Г.Х. -КОСР, 1983), представлением Доклада КОСР «Наше общее будущее» (1987), принятием Повестки дня на 21 век (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992). Концепция продолжала уточняться и детализироваться на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, 2002) и затем на саммите снова в Рио де Жанейро (2002). Ключевой идеей концепции стала идеология баланса интересов поколений в рамках экологической парадигмы, предписывающей справедливое распределение ограниченных природных благ. Развитие идей ноосферологии и устойчивого развития осуществлялось в трудах Лавлока Дж., Моисеева Н.Н., Хаксли Дж., Горшкова В.Г., Кондратьева К.Я., Коммонера Б., Реймерса Н.Ф., Вайцзеккера Э., Дейли Г., Вайцзеккера Э., Казначеева В.Л., Данилова-Данильяна В.И., Лосева К.С., Назаретяна А.П., Кузнецова О.Л., Большакова Б.Е. и др.

Во втором разделе рассматриваются научные (мировоззренческие, идеологические и методологические) основы концепции ноосферного устойчивого развития. Важнейшими моментами является выявление границ применения идеологий антропоцентризма, биоцентризма и экоцентризма, формирование современной концепции отношений человека, природы и техники, основные научные принципы общества устойчивого ноосферного развития: социальная справедливость; социальная ответственность; экологическая адаптация социума; первичность духовного (культуры) по отношению к материальному (производству). Идея коэволюции природы и общества в трудах Моисеева Н.Н.

Накопленный мировоззренческий багаж в трудах по устойчивому ноосферному развитию позволяет рассматривать экологию как мировоззрение и идеология XXI века. Становится более понятным решение фундаментальных вопросов положения человека в мире: функции, возможности, назначение человека, формирование новой социальной и экологической нравственности. Возникла необходимость пересмотра научного мировоззрения с точки зрения экологического императива.

В этот же период большой шаг был сделан в разработке методологии и методики исследований в области устойчивого ноосферного развития. Междисциплинарный характер ноосферологического знания заставил обратиться к постнеклассическому научному подходу, использованию идей самоорганизации. Выявилась ограниченность и недостаточность простейших причинно-следственных моделей, возник интерес к телеологическим объяснениям. Соотношение спонтанных естественных процессов и возможностей человека влиять на процессы. Человек как участник процесса, рефлексия. Принятие решений в точках бифуркации. Человек является частью мирового процесса, подчинен ему и одновременно влияет на его ход - важнейшая методологическая основа ноосферного знания. Рассогласованность характера эволюции социальных, технических и природных систем. Эффекты запаздывания. причинно-следственных отношений. Нелинейные положительные и отрицательные обратные связи. Фазовые переходы.

Методы системной динамики Форрестера Дж. Математические теории иерархических многоуровневых систем; кибернетические модели и концепция органического роста Месаровича М. и Пестеля Э. Методы и теории упрощения,

66

равновесия, гомеостаза и конвергенции, использованные в докладе Медоуза Д., принципы планетарной взаимозависимости, гуманистического социального порядка и планирования.

Глобальные модели: Пределы роста (Медоуз Д. и др.), модель «ядерной зимы» (Саган К., Моисеев Н.Н., Александров В.А., Тарко А.М., Свирежев, Будыко М.И., Голицин Г., Крутцен П. и др.). Модели изменения климата Земли: Костицин В.А., Будыко М.И., Сергины В.Я. и С.Я. Модель изменения климата МГЭИК (2001) и СМ1Р3.

Цикл моделей Гея (Моисеев Н.Н. и др.). Идея Лавлока Геи Дж. Биосфера как саморазвивающаяся система.

В третьем разделе ноосфера рассматривается как стадия развития биосферы. Стадии формирования биосферы-антропосферы-социосферы-техносферы-инфосферы. Эволюция Космоса, Солнечной системы, Земли, формирование геосферы. Формирование залежей углеводородного сырья. Антропосфера. Развитие социокультурных систем. Эволюция человека. Осмысление положения человека как составной части биосферы и его выход за ее пределы. История заселения Земли человеком. Формирование человечества. Демографический переход. Эволюция отношений человека и природы и природопользования. Присваювающее хозяйство собирателей, рыболовов и охотников. Переход к производящему хозяйству. Формирование идеи гиперпотребления как предпосылка возникновения глобального экологического кризиса.

Эволюция техносферы. Эволюция экосферы. Экологические кризисы: в прошлом и современности. Глобальный экологический кризис. Социальная, социально-экономическая, политическая и культурная эволюция человечества. Постиндустриальное общество и информационная революция. Современные тенденции динамики биосферы-антропосферы-социосферы-техносферы-инфосферы. Изоморфизм тенденций развития основных систем: космологических, планетных, геологических, географических, биосферных, демографических, экономических.

Возможные планетарные кризисы. Их связь с социально-социальными явлениями, развитием техносферы и информационной сферы, космическими катастрофами.

Периодизация ноосферных процессов: Первый этап - 100 тысяч лет назад -Появление вида Homosapiens, выделение человека из царства животных, появление возможности создания, накопления и передачи информации; Второй этап - 10-7 тысяч лет назад - Возникновение человеческой цивилизации: появление земледелия, государств и городов (первая технологическая революция). Третий этап - 800-200 лет до новой эры - Осевое время: трансформация мифологического мировоззрения - появление рационального мировоззрения. Четвёртый этап - 500250 лет назад - переход к обществу модерна, Реформация, Великие географические открытия, Промышленная революция (вторая технологическая революция), становление индустриального общества, формирование мирового хозяйства и техносферы, формирование социокультурной парадигмы модернизма. «Нефтяная»

67

цивилизация». Пятый этап - 40 лет назад - Информационная революция (третья технологическая революция) интенсификация ноосферогенеза, формирование постиндустриального общества. Этот этап развития околоземного пространства может быть соотнесен с ноосферой Тейр де Шардена. Шестой этап - Формирование сферы коллективного разума - сбалансированного социо-техно-природного взаимодействия. Это возможное будущее состояние биосферы соответствует пониманию ноосферы Вернадского В.И.

Развитие биосферы-ноосферы формируется в результате действия трех факторов:

1.саморазвития биосферы, отражающего закономерности эволюционного развития Космоса и его составных частей; в это саморазвитие включены и те действия человека, которые им обычно не осознаются и могут быть отнесены к естественно-историческим процессам.

2.осознанных действий человечества, ориентированных на достижения таких параметров системы «биосфера-антропосфера-социосферва-техносфера-инфосфера», которые обеспечивают ее сохранение в результате коадаптационного развития этих составляющих.

З.осознанных действия человечества, которые направлены на достижение социального и политического господства и приводят к нарушению баланса систем.

Первый фактор необходимо осознать, изучить и приспосабливаться к нему. Второй фактор открывает большие возможности внесения коррективов в развитие биосферы-ноосферы, выбора такой траектории развития, которая бы отвечала главной задаче человечества. Третий фактор следует максимально исключить из человеческой практики.

Изменение представлений о природных ресурсах (ресурсах вообще) на протяжении истории. Представления об ограниченности ресурсов на каждом этапе социально-технологического развития. Закон Мальтуса Т. и его историческая привязанность к доиндустриальной эпохе. Величина природных ресурсов -исторически преходяща и связана с социальными и технологическими особенностями общества, а также с характером их отношений с биосферой.

Биосфера-ноосфера как объект изучения устойчивого ноосферного развития. Социум в его различных проявлениях - от местной общины до человечества в целом как объект развития в концепциях устойчивого развития. Внутренние и внешние движущие силы (аспекты) развития социума: природные, экологические, этнические, хозяйственные, экономические, политические и т.п. Глобальная, национальные и местные «Повестки дня на XXI век», их востребованность, опыт разработки и реализации в мировой практике. Участие России в основных международных акциях по переходу к устойчивому развитию, её объективная заинтересованность в успехе этого глобального проекта.

Вернадский рассматривал жизнь как «геологическую силу», которая отчасти создает, отчасти контролирует окружающую среду планеты.

В четвертом разделе анализируется экологический императив устойчивого развития. Вопрос об императивах был детально рассмотрен Кантом И., который разграничивал нравственный и правовой императив. Понятие об экологическом

68

императиве проецирует общее понятие императива на отношения природы и общества. Формы экологического императива: представление об ограниченности природных ресурсов в рамках каждого социально-технологического уклада, предел прочности природы, необходимость включения природы в поле нравственных отношений, развитие общества должно идти в одной цепочке с развитием биосферы Земли - базовое требование экологического императива.

Экологический императив был представлен в культуре и традициях многих этносов. Базисными основами формулировки экологического императива выступают законы биосферы-ноосферы. Они по-разному проявляются на разных пространственных уровнях. На глобальном уровне следует соблюдать законы 1%, закон 60% (сохранение необходимой доли природных систем) (Одум Ю., Горшков В.Г.), соблюдать пределы концентрации СО2 в атмосфере, определенный уровень экологического следа. По большинству из них общемировая норма уже превышена. Современная академическая наука об естественных (природных) ограничениях развития. Величина природных ресурсов - исторически преходяща и связана с социальными и технологическими особенностями общества, а также с характером их отношений с биосферой. Исследования Одума Ю., Одума Г., Горшкова В.Г., Данилова-Данильяна В.И., Лосева К.С. и др.

Рассмотрение этой проблемы позволяет представить экологию как научное знание о выживании человечества.

Причины экологических кризисов. Одна из причин экологического кризиса — недостаточная обратная связь на человека результатов воздействия общества на природу (результаты воздействия человека проявляются с запаздыванием и часто в другом месте).

Концепция устойчивого развития в интерпретации КОСР (Брундтланд Г.Х.) как глобальная программа снижения риска неприемлемых экологических последствий за счет системной экологизации общественного производства и социального бытия. Историческая необходимость всесторонней экологизации жизни современного общества.

Принципиальное значение концепции ноосферы Вернадского В.И. для системной регламентации взаимодействия природы и общества.

В учебном курсе рассматриваются современные подходы к экологизации жизни общества. Этот аспект в наиболее общем виде показывается в концепции коэволюции природы и общества Моисеева Н.Н. В ней подчеркивается главный тезис: развитие общества должно идти в одной цепочке с развитием биосферы Земли.

Детальные расчеты возможностей обеспечения ресурсами человечества и его отдельных регионов проведены в Плане действий «Устойчивые Нидерланды». Там реализованы принципы квотирования природопользования как основа развития национальной экономики и формирования образа жизни населения и интернационализации экологической политики.

В учебном курсе важное место занимают новые подходы к анализу природных благ. Разработано представление о природном капитале, который формирует до половины благ человечества (наряду с трудом, капиталом, недвижимостью). В

69

литературе введено понятие экологических ресурсов, под которыми понимаются возможности природной среды осуществлять экологическую регуляцию, воспроизводить важнейшие блага в виде красоты ландшафта, воды, кислорода и т.д. Характерно, что эти блага с трудом поддаются рыночной оценке, то есть встает задача нахождения экономических эквивалентов экологической ценности.

Составными частями экологической политики выступают этика, традиции и право. При оценке природных систем переплетаются традиции и современность, этические и правовые аспекты, рациональное и гуманистическое. Классики о природных ценностях: Спиноза Б., Леопольд А., Дорст Ж., Карсон Р. и др. Экономисты о природных ценностях: Пигу А.С., Гэлбрейт Дж.К., Шумахер Ф., Констанца Р., Дейли Г. и др.

Ответственность государств и социума за сохранение природных ценностей, отражение экологической регламентации в международном и национальных законодательствах. Основные направления экологизации жизни современного общества. Управление природными ценностями в России и в зарубежных странах: традиции, современное состояние, тенденции развития и перспективы.

Понятие природного наследия. Основные категории понятийно-терминологической системы «природное наследие»: биологическое разнообразие, ландшафтное разнообразие, георазнообразие, природное разнообразие, природные заповедники, биосферные заповедники, памятники природы. Охрана и использование природного наследия. Деятельность ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций в сфере охраны природного наследия. Особо охраняемые природные территории в отечественной и мировой практике сохранения природного наследия. Дурбанский конгресс МСОП об охране природного наследия. Природное наследие России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны.

В пятом разделе анализируются проблемы ноосферноы социосфера (социальные императивы устойчивого ноосферного развития)

Социосфера выступает важнейшей составной частью биосферы-ноосферы. Важнейшее место в социальных императивах устойчивого ноосферного развития занимают социальные ограничения. Они опираются на нравственные императивы, связанные с экологическими ограничениями. Здесь важен разумный баланс личных и общественных интересов. Отсюда формируется связь экологического и социального императивов. На базе этого формулируется необходимость сохранения природно-социально-культурно-технологического баланса. Под ним понимается такое соотношение природных, социо-культурных и технических систем, которое обеспечивает разумный коспромисс между ними,

Каковы требования к устойчивому обществу? Речь идет о реализации принципа справедливости, разумного равенства/неравенства, преобладание духовных потребностей над материальными, осознание своего единства с биосферой. В связи с этим важно понять каковы культурные особенности и структуры социальной организации, которые обусловили современный экологический кризис. Очевидно, следует признать антиэкологическую природу многих социальных и экономических структур и их технологий. Такими структурами выступают

70

капитализм, империализм, расизм, социал-дарвинизм. Вместе с тем оценка каждого вида социально-технологического уклада должна производиться на фоне конкретных природных условий, сложившихся социо-культурных условий.

Для реализации экологических идей более совершенной системой, чем иерархия, более подходящей является сетевая структура.

В учебном курсе необходимо четко показать пагубность антропоцентрических ценностей и необходимость реализации экоцентрических ценностей. Это мировоззрение признает изначальную ценность всякой жизни, помимо человеческого сообщества. Все живые существа являются членами экологических сообществ, объединенных друг с другом сетью взаимозависимостей. Когда такое глубокое экологическое представление становится частью нашего повседневного сознания, возникает радикально новая система этики.

Этика должна вводиться в современную науку. Каждый ученый должен оценивать социальные и экологические последствия своей деятельности. Это касается биотехнологий, химических технологий, нанотехнологий, информационных технологий.

Величина природных ресурсов исторически преходяща и связана с социальными и технологическими особенностями общества, а также с характером их отношений с биосферой, социальными кризисами экономики, политики, культуры и нравственности, которые также становятся глобальными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Три различных способа решения нравственных проблем Человека и Общества.

1.Совершенствование человека посредством изменения общественного устройства.

2. Вмешательством в биофизиологическую подоснову психики.

3. Духовно-нравственное преобразования мотивов его поведения.

Современные устойчивые социумы и их особенности. Черты сходства

устойчивых сообществ: культ традиций, культ природы, открытость к инновациям, духовное единство социума, связь культуры и ландшафта, ответственность, патриотизм и др. Модели устойчивого ноосферного развития в странах с разными этно-культурными традициями, природными условиями, религиями, уровнем экономического развития.

Человеческий фактор развития. Понятие о человеческом капитале. Социальные императивы развития от древних времен до наших дней. Классики мировой культуры о месте культуры в развитии человеческой цивилизации (Махатма Ганди, Рерих Н.К., Гумилев Л.Н., Лихачев Д.С., Панарин А.С. и др.). Крайности антропоцентризма и биоцентризма в оценках функций человека в биосфере-ноосфере. Социальные параметры развития, проблемы их оценки измерения. Индекс человеческого развития и его дифференциация по странам мира. Культурные традиции как ценностная категория. Соотношение традиций и инноваций в развитии социума. Культурное пространство, факторы его интеграции и распада. Понятие о культурной ренте и потенциал её использования в интересах устойчивого развития.

Социальное неравенство как фундаментальная причина деградации природной среды, снижения уровня и качества жизни большинства населения планеты и, как

71

следствие, политической радикализации и глобальной неустойчивости.

Теория катастроф и ее взаимосвязь с концепциями глобализма и устойчивого развития. Причины катастроф: природные (эффекты потенциала природы); экологические (антропогенные нагрузки на экосистемы); техногенные и социальные (рассогласование элементов в человеко-машинных системах); социальные и гуманитарные (неэффективность социального управления). Проблемы глобальной социальной безопасности.

Роль психологии, социальной психологии.

Проблема соотношения роста потребностей человека с ограниченными возможностями природы. Возможности природы как результат взаимодействия человека, технологии и природы. Величина природных ресурсов - исторически преходяща и связана с социальными и технологическими особенностями общества, а также с характером их отношений с биосферой.

Какие формы социального устройства адекватны ноосферному развитию? Ни одна из существующих форм общественного устройства непригодна для создания ноосферного общества. При всем различии западного общества и стран советского блока (а их конкуренция долгое время определяла политику и общественные события ХХ века), их отношение к биосфере было во многом сходно: доминировала идеология гиперпотребления природных ресурсов, доминирование технологического развития, желания бесконечно увеличивать потребление. Идеология потребления не может стать объединяющим элементом общества. Общество в таком состоянии неспособно создать природосберегающую экономику (экологическую экономику), гармонично вписаться в природную среду.

Нередко говорят о большем соответствии восточных идеологий (конфуцианства, даосизма, буддизма) экологическим принципам. Однако нынешнее развитие стран с господством названных религий (Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур и др.) мало чем отличается от экономически развитых стран с точки зрения ориентации на экономический рост. В азиатских странах пока небольшое потребление на душу населения, но курс взят на его увеличение, и существуют большие экологические проблемы. Самым убедительным показателем общей неблагоприятной мировой тенденции является увеличение экологического следа практически во всех странах.

Культурное многообразие и формы его проявления. Культурное многообразие как аналог природного разнообразия в обществе. Этническое и культурное многообразие. Понятие о культурной глобализации и её социальных последствиях. Формы проявления культурной глобализации в современном мире, механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний культурной глобализации. Феномен массовой культуры как отражение культурной глобализации. Деятельность ООН и ЮНЕСКО в сфере охраны культурного многообразия. Современные акции мирового сообщества в сфере культурной политики.

Многообразие культурного наследия, его основные формы, материальное и нематериальное наследие. Формы охраны культурного наследия. Роль институтов гражданского общества в сохранении наследия. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного наследия. Экономические аспекты политики в области наследия.

72

Единство культурного и природного наследия. Культурное наследие России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны.

В шестом разделе рассматриваются ресурсы и экономика ноосферы.

Важнейшим моментом является осознание того, что развитие экономики идет в рамках ограниченных не возобновимых ресурсов. Поэтому необходимо взять курс на всемерное использование возобновляемых ресурсов. При этом устойчивое ноосферное развитие исследует механизм установления равновесия между потребностями людей и ограниченными ресурсами их удовлетворения в рамках экологического императива, природно-техно-гуманитарного баланса, с учетом баланса личного и общественного, с разумным неравенством.

Влияние экономической глобализации на устойчивое ноосферное развитие. Концепция глобализма и ее региональная специфика. Признаки глобализации: рост коммуникационных возможностей; развитие системы мировой экономики, работающей в режиме реального времени; усиление процессов межкультурных взаимодействий; снижение роли государства в процессах международных отношений; становление глобализма как формы общественного сознания; нарастание социального и территориального расслоения. Вестернизация как доминирующая форма глобализации в мире культуры и искусства. Современный мир как рынок транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Глобализация как монополизация экономики, финансов, информационных сетей, сфер обслуживания. Глобализация как процесс разрушения государств, краха среднего класса, возникновения новых форм бедности. Глобализация как усиление территориального расслоения на страновом и региональном уровнях. Концепция устойчивого ноосферного развития как альтернатива глобальному капитализму.

Отказ от современных либеральных подходов в экономике, не отвечающих вызовам времени, экологическому императиву.

Интеграция экономических и экологических идей опирается на ряд принципиальных положений: учет экстернальных или внешних эффектов (в том числе на базе анализа трансграничных переносов загрязняющих веществ) на основе интернализации издержек, рассмотрение природного капитала как важнейшей составляющей ресурсного потенциала регионов и биосферы в целом, нахождение геоэкологических эквивалентов экономической стоимости, правильный выбор оценки природных ресурсов. Использование рыночных технологий строится в рамках представления о рынке как средства, но не цели. Предпосылки и механизмы формирования зеленой экономики.

Роль цивилизационных ресурсов. Современное понимание капитала как единства культурного, политического, организационного, человеческого, финансового, промышленного, технологического, инфраструктурного и ресурсного потенциала. Природный капитал. Образ будущего страны как капитал. Капитализация территории. Проблемы стоимости природных ресурсов. Экологическое равновесие. Соизмерение экономических, социальных и экологических показателей, нахождение баланса. Экологический след. Установление равновесия между потребностями и ограниченными возможностями. Парето-оптимальное состояние. Правила потребления возобновляемых и невозобновляемых

73

ресурсов Дейли Г. Экологические эквиваленты современного человека.

Экономическая перестройка природопользования и хозяйственной деятельности на основе экологически ориентированных экономических инструментов. Необходимость введения рынка экологических услуг.

Важное место в учебном курсе занимают вопросы, связанные с техносферой и хозяйством. Роль техники в развитии человечества. Понимание техники и техносферы не как внешнего дополнения к социосфере, как определенного естественного этапа в развитии биосферы-ноосферы. Интеграции человека и техники, их выход за пределы природных циклов. Признаки разбалансировки взаимодействия природы, социума и техники и разрушения биосферы-ноосферы.

Концепции городского развития на экологической основе: Доксиадис К., Глазычев В., Тетиор А.Н. и др. Архитектурно-планировочная и коммунально-бытовая составляющие городского хозяйства.

Достижение ноосферной техносферы на основе экологизации отраслей хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство и промыслы, транспорт, городское (муниципальное) хозяйство. Разработка малых систем энергообеспечения - путь к эффективному решению проблемы достижения баланса между природой, техникой и социумом. Формирование каскадных систем производств. Использование малоотходных технологий. Создание экологичной и ресурсоэффективной промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

Города как сгустки цивилизации и полюсы роста и одновременно точки конфликтов и экологических проблем. Города в 21 веке. Конкуренция двух тенденций: 1.Создание на Земле сплошного усадебного поселения. 2. Рост мегалополисов. Однако равномерность, однородность не могут быть в основе прогресса. Развитие может быть эффективным при разумном сочетании контрастности и равномерности. Очевидно, некоторое количество крупных городов должно сохраниться, но они должны приобрести новые качества. Необходимо уйти от гигантских сооружений, человек должен жить в уютных домах среди деревьев.

Задача создания «самообучающихся» города, внутрь которых «вшиты» структуры, позволяющие людям постоянно развивать себя.

Феномен "убывающих городов" в условиях перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальной (Детройт, Кливленд, Баффало и др.).

Принципы создания экополиса должны отвечать следующим трем основным требованиям:

- соразмерности архитектурных форм (домов, улиц и др.) росту человека;

- пространственному единству водных и озелененных площадей, создающих хотя бы иллюзию вхождения природы в город и расчленяющих его на "субгорода";

- организация элементов природного окружения непосредственно у дома и квартирное озеленение (на балконах, вертикальное озеленение улиц, создание газонов на крышах домов и т.п.) (Реймерс, 1992).

Такими требованиями чаще всего обладает малоэтажный город с обширными "природными каналами" садов, парков, лесопарков (даже лесов), полей, водоемов и т.п.

74

Природный комплекс города — основной тип природной среды, с которой имеют повседневное общение городской житель.

Экополисы - городские поселения, вписанные в природную среду, человекосоразмерные объекты, в пределах которых достигаются взаимоприемлемые отношения человека, техники и природы. Экополисы - путь к человекосоразмерной и биофсеросовместимой техносфере, отвечающей потребностям современного человека и не выходящей за пределы экологической емкости окружающей среды. Все поселения неизбежно должны превратиться в экополисы - таков экологический императив человеческого рода.

Достижение оптимальных территориальных структур ноосферной системы решается за счет использования моделей поляризованнной биосферы. Диалог проектировщиков, ученых, администраторов и жителей городов как основа создания ноосферных городов.

Реализация идей устойчивого ноосферного развития невозможно без освоения вопроса об индикации устойчивого развития. Проблемы измерения устойчивости развития. Необходимо различать факторы, определяющие устойчивое развитие, и критерии и показатели устойчивого ноосферного развития. Характер соответствия показателей устойчивого ноосферного развития с экологическими, экономическими и социальными показателями имеет сложную картину. Использование балльных оценок. В связи с этим важно анализировать соотношение величин ВВП, накопленных производственных фондов, продолжительности жизни, естественного прироста населения, уровня образования и др. с уровнем устойчивого развития. Неправомерность использования каждого данного показателя для расчета уровня устойчивого развития вне исторического и социально-культурного контекста, регионального контекста: необходимость оценки роли каждого показателя (фактора) при учете всех остальных факторов. Региональные и социально-исторические аспекты оценок показателей с точки зрения устойчивого ноосферного развития. Ошибочность трактовки высокого ВВП на душу населения в качестве показателя высокого устойчивого развития.

Построение интегральных индикаторов и системы индикаторов.

Практический анализ наиболее распространенных индикаторов - валового внутреннего продукта, общего и в расчете на душу населения; показателя национального богатства (с подразделением его на три составляющих: человеческий, производственный и природный капиталы); показателя истинных сбережений; «Зеленых счетов»; индекса развития человеческого потенциала; реального прогресса и устойчивого экономического благосостояния; экологической устойчивости; «живой планеты»; здоровья населения; конкурентоспособности; восприятия коррупции; свободы и др. Сложный характер связи между факторами (показателями) и устойчивым развитием.

Группа вопросов, связанных с экологическими, социальными и экономическими вопросами устойчивого ноосферного развития, завершается обобщающим разделом «Проектирование и конструирование ноосферы (поиск путей формированию ноосферы). Системные основы развития ноосферы». Этот раздел начинается с развернутого определения устойчивого ноосферного развития.

75

Под ним понимается многоуровнево-иерархический управляемый процесс коадаптационного развития природы и общества (при массовом и осознанном участии населения), цель которого - обеспечение здоровой, производительной жизни в условиях сбалансированного сосуществования биосферы, антропосферы, социосферы, техносферы и инфосферы, как в современных условиях, так и в будущем на основе охраны и обогащения культурного и природного наследия (использовано определение Сдасюк Г.В., внесены дополнения). Задача человечества в рамках устойчивого ноосферного развития - сохранение человечества и биосферы в тех пределах, которые соответствуют тенденции устойчивого развития планеты и ближайшего космического пространства. Эту задачу можно решить на основе коадаптационного развития человека и природы, встраивания социальных и технических систем в биосферу, согласование деятельности человека с фундаментальными законами природы

Необходимо, чтобы морально-этический уровень соответствовал возрастающему техническому могуществу. Необходимо преодолеть иллюзию неограниченности своих возможностей.

Эволюция биосферы подчиняется единому общему эволюционному закону, с проявлением ускорения. Этот процесс сопровождается ростом сложности и, таким образом, противоречит второму закону термодинамики и термодинамической стреле времени. Движение в направлении увеличения негэнтропийных тенденций может рассматриваться в качестве общего показателя прогресса в условиях биосферы-ноосферы.

Самоорганизация ноосферы как глобальной устойчивой социоприродной системы.

Экологический кризис - это кризис прежде всего системный - эколого-социально-экономический, кризис отношений человека и природы, форм природопользования. Поэтому нельзя решить экологические проблемы без решения социальных и экономических проблем и наоборот. Истоки и причины современного кризиса многоплановы: имеет место переплетение мировых, государственных и региональных составляющих, современных причин и причин, корни которых уходят в глубину веков, причин, связанных с культурными, религиозными, этническими факторами. Во взаимодействии факторов так много прямых и обратных связей, что использование моделей с простейшей схемой последовательных действий не может быть продуктивным. Необходима структуризация действий, адекватная сложности причин и факторов.

Современная система биосфера-антрпосфера-социосфера-техносфера-инфосфера является неравновесной системой. Для поддержания "устойчивого неравновесия" цивилизация обязана выработать соответствующие компенсирующие механизмы, среди которых важнейшим является совершенствование культурных регуляторов, которые противостоят росту разрушительной силы новых технологий. Необходимо соблюдать природно-техно-гуманитарный баланс, который предусматривает равновесие в системе трех основных блоков: социального, технического и природного.

Социальные параметры: разумное неравенство (как между общественными

76

группами, так и между государствами), разумное потребление и другие параметры (по закону параболы).

Параметры на уровне индивидуума и небольших социальных групп:

приемлемый уровень свободы, безопасности, равенства-неравенства, риска. Установление этих параметры для разных цивилизаций, разных общественных групп.

На региональном уровне: сохранение равновесия на уровне крупных частей материков, крупных частей стран.

На локальном уровне: очистка отходов, регулирование водно-теплового режима сельскохозяйственных угодий, лесопосадок.

Главный показатель ноосферного развития — достижение гармонии между потребностями социально-экономического развития и возможностями природы, баланса культуры, технологических возможностей и биосферного баланса. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов и объективных показателей, определяющих статус, особенности истории, духовный климат эпохи. Ценность природы в исторически определённой культуре определяет характер природопреобразующей деятельности человечества.

Накопленный человечеством научный и практический багаж позволяет определить пути движения к ноосфере. Выявленные закономерности развития Космоса, Земли, биосферы, человечества, техносферы, информационной сферы позволяют уйти от утопических проектов и выстраивать такие проекты, которые правильно соотносят естественно-исторические процессы (идущие независимо от человека) и возможности человечества по корректировке этих процессов. При этом для выбора правильного пути важно было понять сущность соотношения биосферы и человека. Последний появился как естественный этап развития биосферы. Тем самым человек является неотъемлемой частью биосферы, зависит от нее как любая составная часть. Но в Осевое время человек частично вышел из под власти стихийных сил биосферы, осознал свои возможности целенаправленно в определенных рамках влиять на земные объекты. В середине ХУИ1 в. в Европе произошёл великий эволюционный перелом: история из преимущественно стихийной стала преимущественно проектно-конструируемой (Фурсов, 1996). В осевое время человек осознал самого себя, а в Новое время человек приобрел реальную силу (геологическую, технологическую). Осталось приобрести разум!

При выборе путей построения ноосферы следует учитывать закон Парето об оптимальности. Можно делать только то, что не наносит никому ущерба. Если действие хоть кому-то наносит ущерб, то его не должно быть. Этот закон определяет необходимость отказаться от максимумов, от достижения высоких величин любых явлений, ибо неизбежно на некотором этапе высокие величины одного явления приведут к деформации другого. Частные максимумы должны сдвигаться таким образом, чтобы достичь интегрального (общего) оптимума.

Движение к устойчивому развитию - цель всего человечества, но пути решения должны быть адекватны историческим, политическим, экономическим, ресурсным, культурным особенностям каждого региона.

77

Необходимо учитывать и использовать все ценное, что накоплено в культуре каждой страны. Прямой перенос моделей развития других стран не может привести к успеху. Более того, необходимо творчески использовать отрицательный опыт индустриально развитых государств (умный учится на чужих ошибках).

Одним из эффективных механизмов ноосферного проектирования является -экологическое планирование - создание предпосылок для функционального и территориального проектов поддержания экологического равновесия. Ключевым концептом является конструирование системы экологического развития - формы социально-экономического развития общества, учитывающая экологические ограничения для данного исторического момента и направленная на сохранение естественных и антропогенных условий и ресурсов среды жизни. Основополагающим принципом экологического развития является разработка мер экологической полезности (вредности) товаров, технологий, форм деятельности. Осуществление программ экологического развития предполагает экологизацию промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, промыслов, транспорта, городского хозяйства, эффективную демографическую политику. Все эти шаги происходят в направлении оптимизации общей экологизации природопользования.

Но сложность окружающего мира невероятно велика, поэтому есть мнения, что человек с его ограниченными возможностями не в состоянии построить совершенную систему. Однако историческая практика показывает, что существует несомненный прогресс в техно-социальном переустройстве мира. В то же время является весьма спорным представление о социальном прогрессе, и при этом, очевидно однозначен регресс в отношениях человека и природы. При таком положении дел естественно возникает необходимость балансировки этих отношений, корректировки деятельности человечества. Исходя из реалий геоэкологии сформулирован закон (правило) «ничто не дается даром» (Коммонер Б., Реймерс Н.Ф.). Согласно этому закону природа не может быть предметом постоянного всестороннего улучшения. Это проверенное десятилетиями технологического постиндустриального развития правило вполне допустимо распространить на систему «биосфера-социосфера-техносфера-ноосфера». Тогда становится ясно, что техносферу мы совершенствуем за счет биосферы (ее разрушения). Если принять это правило (считать, что оно действует), то задачей построения ноосферы является сохранение человечества и биосферы в тех пределах, которые соответствуют тенденции устойчивого развития планеты и ближайшего космического пространства.

Отставание прогресса человека от научно-технического прогресса ведет к антропотехногенному коллапсу и антропотехнологической катастрофе (Лазарев Ф.В.). Человек должен двигаться к той фазе своего развития, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научиться поддерживать в гармонии и равновесии все геосферы (Печчеи). В условиях ограниченность ресурсов должна идти речь о снижении потребностей, о смене вектора потребностей (Иноземцев В.).

В новых условиях нельзя ограничиться простым возрождением прежних нравственных норм природопользования, поскольку коренным образом изменились способ воздействия общества на природу, масштаб и интенсивность человеческой

78

деятельности в природе. Необходима существенная корректировка многих традиционных нравственных норм. Новые принципы взаимоотношения между людьми, природой и человечеством - предмет ноосферной этики.

Для географов, экологов, специалистов по территориальному планированию и региональной экономике в программу предлагается ввести вопрос о пространственных структурах биосферы-ноосферы. Здесь необходимо рассматривать вопрос территориальной организации устойчивого развития. Реализация принципа «мыслить глобально, действовать локально». Идеальная схема территориальной иерархической организации устойчивости социума: устойчивое локальное сообщество - устойчивый этнос - устойчивое государственное (национальное) сообщество этносов - устойчивая региональная (континентальная) группа государств - устойчивое мировое сообщество. Идеальная модель территориальной организации природных и хозяйственных систем. Поляризованная биосфера Б.Б.Родомана. Принципы поляризованного ландшафта и поляризованной биосферы. Идеальная модель размещения объектов системы «общество-природа-техносфера». Значение имеет не только соотношение площадей природных и техногенных ландшафтов, но и пространственная структура разных типов ландшафтов. Этот вопрос рассмотрен в работах Родомана Б.Б., Реймерса Н.Ф., Штильмарка Ф., Яцухно В.М., Мандера, Топчиева А.Г., Родомана Б.Б.

Рассмотрение предшествующих вопросов позволяет подойти к анализу проблем устойчивого развития России. Необходимо показать национальные особенности устойчивости развития. Требуется проанализировать национальный капитал России, его основные компоненты (природный капитал, человеческий капитал, производственный капитал) и специфические особенности. Стратегическим резервом развития выступают традиции и уникальное природное и культурное наследие народов России. Необходимо дать анализ правовых основ и институциональной инфраструктуры устойчивого развития России.

Основные факторы риска развитию России (экологический, экономический, политический, социальный), особенности их проявления в прошлом и в настоящее время. Вопрос об экономической эффективности (в показателях производительности труда, материалоёмкости производства, экологичности хозяйства и быта, уровня жизни населения и др.) системы производственных отношений в идеологии развития. Внешние и внутренние политические риски. Социальный риск и его главный фактор в современной России - социальное расслоение. Основные социальные проблемы современной России (по Львову Д.С.): социальная апатия (утрата смысла трудовой деятельности, смысла культурного роста, смысла жизни) и социальная агрессия (рост преступности в обществе и криминогенности среды).

Формирование идеологии и стратегий развития страны. Проблемные вопросы перехода России к устойчивому развитию: возможно ли устойчивое развитие без идеологии? Имеется ли идеология развития в успешных зарубежных странах? Имеется ли идеология развития в мире в целом? Имеется ли идеология и стратегия развития в современной России? Идеология и стратегия развития в прошлом; принципиальные прецеденты (Петровские реформы, План ГОЭЛРО и др.).

79

Социальная сплоченность, солидарность социума как решающий фактор устойчивого развития и возможность ли таковой в современной России.

Сценарии развития России (по Лосеву К.С.): сценарии выхода из системного кризиса, сценарий структурной перестройки, сценарий ЦРУ для России, «Сценарий Грефа» - стратегия развития РФ до 2010 г. и его оценка, другие сценарии и прогнозы. Устойчивое развитие России как целенаправленный солидарный творческий труд определяющего большинства её граждан.

Для нашего региона также важным является анализ проблем устойчивого развития Крыма.

ВЫВОДЫ

Учебная программа составлена в Учебно-образовательном центре ноосферологии и устойчивого ноосферного развития на основе идей, выдвинутых Багровым Н.В. Составители: руководитель центра, д.э.н., проф. Башта А.И., зав. Отделом ноосферологии, д.г.н, проф. Боков В.А., к.ф.н., доцент Буряк В.В., зав. Отделом устойчивого развития к.г.н., доцент Карпенко С.А., к.г.н. Смирнов В.О.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» и профилям «Экология», «Природопользование» и «Геоэкология».

Курс «Устойчивое развитие» относится к модулю «Основы природопользования» базовой (общепрофессиональной) части раздела «Б.3. Профессиональный цикл» основной образовательной программы.

Курс предполагает знание основных дисциплин географического (естественного и общественного) и экологического циклов, а также важнейших курсов экономической, социальной, философской, политической и правовой направленности.

Статья подготовлена в рамках выполнения базовой части государственного задания по выполнению научных исследований в сфере научной деятельности: «Разработка информационно-методического обеспечения постоянно обновляемой диагностической модели устойчивого ноосферного развития Крымского региона».

Список литературы

1. Багров Н. В. География информационного общества: отклик на вызов эпохи // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2007. Т. 3. Вып. 2. С. 5-8.

2. Багров Н. В. Информационная география в универсуме знания // Университеты : наука и просвещение. 2007. N 3. С. 4-15: схем.

3. Багров Н. В. Ноосферогенез: информационное общество, киберпространство и образовательные стратегии в современном мире // Ноосфероология: наука, образование, практика: сборник научных трудов. Симферополь: Феникс, 2008. С. 11-53.

4. Башта А.И., Боков В.А., Буряк В.В., Горбунов Р.В., Смирнов В.О. Ноосферная устойчивость региона: перспективы продвижения технологий новой энергетики и оптимизация устойчивого развития региона // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53584 (дата обращения: 22.05.2015).

80

5. Боков В.А. Ноосферные реалии и утопии // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2013. Т. 9. №2. С. 18.

6. Большаков Б.Е. Общая схема проектирования системы ценностей и идеалов субъектов устойчивого развития // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2012. № 1. С. 1-19.

7. Большаков Б.Е. Фундаментальные и прикладные проблемы управления устойчивым развитием // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2011. Т. 7. № 3. С. 12-45.

SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES OF INTRODUCTION OF THE COURSE "SUSTAINABLE NOOSPHERE DEVELOPMENT" Bashta A.I., Bokov V.A., Byriak V.V., Smirnov V. O.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea E-mail: svo.84@mail.ru

Scientific and methodical basics of introduction of the course "Sustainable noosphere development" in educational process of the Crimean federal V. I. Verrnadsky university are covered in article. Ideas of the purposes and problems of a course, object and an object of research, the thematic plan of discipline are considered and formulated. The main competences, knowledge, abilities, skills which formations it is carried out within development of a course by students are marked out.

The program is made according to requirements of FGOS VPO taking into account recommendations and POOP VPO about the direction of preparation 022000 "Ecology and environmental management" and to the Ecology, Environmental management and Geoecology profiles.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The course "Sustainable development" belongs to the Environmental Management Bases module of base (all-professional) part of the section "B.3. Professional cycle" main educational program.

The purpose of development of discipline is formation of modern ideas of sustainable noosphere development as about scientific ideology and an applied field of activity on the basis of development of scientific ideas of the biosphere and its anthropogenous modifications - the anthroposphere, a sotsiosphere, a technosphere and an infosphere. Problems of a course:

- sudying of history formation of ideology of sustainable noosphere development;

- analysis of the biosphere noosphere as object of sustainable noosphere development;

- studying of history of development of the biosphere and its human modifications: the anthroposphere, a sotsiosphere, a technosphere and an infosphere.;

- consideration of a question of a place and mission of the person in the nature,

- studying of the main imperatives of a sustainable development;

- theoretical development of a spatial component of scientific ideology of a sustainable development;

- instilling in students of skills of the researches which are based on ideas of a sustainable development within the academic disciplines and the directions.

The course assumes knowledge of the main disciplines geographical (natural and public)

81

and ecological cycles, and also the most important courses of an economic, social, philosophical, political and legal orientation.

Article is prepared within performance of a basic unit of the state task on performance of scientific researches to the sphere of scientific activity: "Development of information and methodical providing constantly updated diagnostic model of sustainable noosphere development of the Crimean region".

Keywords: educational process in higher education, sustainable noosphere development, training, noosphere researches, competences.

References

1. Bagrov N. V. Geography of the information society: a response to the challenge of the era. Geopolitika i ehkogeodinamika regionov (Geopolitics and ecogeodynamics of regions), 2007, no 3, pp. 5-8. (in Russ.)

2. Bagrov N. The geography of the universe of knowledge. Universitety : nauka i prosveshchenie (Universities : science and education), 2007, no 3. pp. 4-15. (in Russ.)

3. Bagrov N. V. Noosferogenez: informacionnoe obshchestvo, kiberprostranstvo i obrazovatel'nye strategii v sovremennom mire (Noosferogenez: information society, cyberspace and educational strategies in the modern world) // Noospherology: science, education, practice. Simferopol': Feniks, 2008, pp. 11-53.

4. Bashta A. I., Bokov V. A., Buryak V. V., Gorbunov R. V., Smirnov V. O. Noosphere stability of the region: the prospects of promotion of new energy technologies and optimization sustainable development of the region. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii (Modern scientific research and innovation), 2015, no. 5 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53584 (reference date: 22.05.2015).

5. Bokov V. A. Noosphere reality and utopia. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii (Geopolitics and ecogeodynamics regions), 2013, no. 9, pp. 18.

6. Bolshakov B. E. the General scheme of the system projecting values and ideals of actors for sustainable development. Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika (Sustainable development: science and practice), 2012, no. 1, pp. 1-19.

7. Bolshakov B. E. Fundamental and applied problems of sustainable development. stojchivoe innovacionnoe razvitie: proektirovanie i upravlenie (Sustainable innovative development: projecting and management), 2011, no. 3, pp. 12-45.

Поступила в редакцию 12.02.2015 г.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.