Научная статья на тему 'Отображение идей Н. В. Багрова в учебном пособии "устойчивое ноосферное развитие"'

Отображение идей Н. В. Багрова в учебном пособии "устойчивое ноосферное развитие" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КУРС "УСТОЙЧИВОЕ НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ" / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО КУРСА / TRAINING COURSE "SUSTAINABLE NOOSPHERIC DEVELOPMENT" / НООСФЕРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НООСФЕРА / NOOSPHERE / КОАДАПТАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ / COADAPTATION / БИОСФЕРА / BIOSPHERE / SCIENTIFIC-METHODICAL BASES OF THE COURSE / NOOSPHEROLOGY AS AN ACADEMIC DISCIPLINE / DEVELOPMENT OF MAN AND NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боков В.А.

Подготавливаемое учебное пособие «Устойчивое ноосферное развитие» базируется на ряде концептуальных положений Багрова Н. В., который был инициатором идеи о необходимости развития Крымского региона и Таврического университета в русле концепций ноосферного и устойчивого развития. Объединение идей и положений этих двух направлений оказалось весьма плодотворным, поскольку глубокие идеологические и мировоззренческие аспекты учения о биосфере-нооосфере были соединены с конкретно-научными разработками теории устойчивого развития. Это интеграционная конструкция, обозначенная Багровым Н. В., представляет собой новую теоретическую разработку и может стать основой концепции развития Крымского региона и университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF N.V.BAGROV'S IDEAS IN THE TEXT-BOOK "SUSTAINABLE NOOSPHERIC DEVELOPMEN"

Prepared textbook based on the conceptual ideas formulated by Bagrov N. V. He was the initiator of the idea about the necessity of development of the Crimean region and Tavrichesky University in line with the concept of sustainable noospheric development. Union of ideas of these two scientific fields has been very fruitful, as the ideological and philosophical aspects of the theory of biosphere-noosphere were connected with specific scientific developments of the doctrine of sustainable development. This integration design Bagrov N.V.is a kind know-how, and should form the basis for the development of the Crimean region and the university. This unification of these scientific fields due to the proximity of their ultimate goals. The basic object in the teaching on the noosphere is the biosphere. It's evolving for several billion years system. Scientists have accumulated vast empirical material about its functioning and development. The most important achievement of this analysis is the formulation of a number of important limitations of the extent of anthropogenic impact on the biosphere, called the environmental imperative. The theory of sustainable development has enriched the scientific thought of the many concrete scientific developments in the field of solving problems of security of the world water, food, forest conservation and biodiversity. However, these studies do not form a systemic whole, which is typical for biospheric studies. According to many prominent scientists, the theory of sustainable development is a collection of eclectic recommendations. In contrast to this sustainable noospheric development involves the study and comprehension of the process of a coadaptation development of man and nature, possibilities and ways to embed social and technical systems in biosphere, the harmonization of human activities with natural systems. Bagrov N.V.also analysed the division into periods of the noosphere processes. The first stage of the noosphere has been associated with the emergence of Homo sapiens. The next important milestones in the development of the noosphere included the advent of agriculture, cities, and States, axial age, the Renaissance and the industrial era. Industrial society in the late twentieth century entered the stage of post-industrial information society. Unfortunately, the socio-cultural level of society does not meet the level of technological development. Therefore, the world is engulfed by military, political and social conflicts, and the natural environment is collapsing. Therefore, the appearance of the noosphere is not inevitable. It will become possible only as a result of conscious human activity. The textbook consists of three sections. The first section is devoted to the history of the formation of ideas of noospherology and sustainable development. The second section is devoted to the description of the stages of the development of the biosphere. Here is given a picture of the development of the biosphere and humanity, the natural prerequisites for the formation of the noosphere from the beginning are listed. The third section is devoted to the search for ways of forming the noosphere. The instruments of integrating human actions that contribute to the expansion and complication of the noosphere are shown, the ways of designing and constructing a new noospheric reality are described.

Текст научной работы на тему «Отображение идей Н. В. Багрова в учебном пособии "устойчивое ноосферное развитие"»

РАЗДЕЛ 1.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 5 (095): 504

ОТОБРАЖЕНИЕ ИДЕЙ Н. В. БАГРОВА В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ «УСТОЙЧИВОЕ НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Боков В. А.

Научно-образовательный центр ноосферологии и устойчивого ноосферного развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация

E-mail: vbokov@mail.ru

Подготавливаемое учебное пособие «Устойчивое ноосферное развитие» базируется на ряде концептуальных положений Багрова Н. В., который был инициатором идеи о необходимости развития Крымского региона и Таврического университета в русле концепций ноосферного и устойчивого развития. Объединение идей и положений этих двух направлений оказалось весьма плодотворным, поскольку глубокие идеологические и мировоззренческие аспекты учения о биосфере-нооосфере были соединены с конкретно-научными разработками теории устойчивого развития. Это интеграционная конструкция, обозначенная Багровым Н. В., представляет собой новую теоретическую разработку и может стать основой концепции развития Крымского региона и университета.

Ключевые слова: учебный курс «Устойчивое ноосферное развитие», научно-методические основы учебного курса, ноосферное мировоззрение, коадаптационное развитие человека и природы, биосфера, ноосфера.

ВВЕДЕНИЕ

История возникновения идеи подготовки учебника по курсу «Ноосферология» ведет отсчет от выступления Багрова Н. В. на Ученом совете Таврического национального университета в 2004 году, когда были сформулированы основные положения развития Крымского региона в рамках идей ноосферы, которые были сформулированы Вернадским В. И. в 20-е годы ХХ столетия. Тогда же был определен вектор ноосферного развития университета. Этот вектор был отражен в Концепции развития Таврического национального университета имени В. И. Вернадского и Ноосферной концепции университета. Этот подход был поддержан коллективом университета, что нашло свое отражение, в частности, в решении Ученого совета о введении на всех факультетах учебного курса «Основы ноосферологии».

В последние 15-20 лет исследования ноосферной реальности в университете заметно активизировались, чему в немалой степени способствовали научные разработки, выполненные под руководством Багрова Н. В. Международные конференции, посвященные многогранной академической деятельности Вернадского В. И. в 2003 году [1], затем в 2008 году [2] и, наконец, в ознаменование 150-летия великого ученого в 2013 году [3], показывают постоянное увеличение

4

интереса к его научному наследию. Тогда же было принято решение о написании учебного пособия, в работу над которым Багров Н. В. пригласил доцента философского факультета Буряка В. В. и автора данной статьи. Уход из жизни Багрова Н. В. не позволил довести работу над учебным пособием до конца. Необходимо обсуждение подготовленных текстов с точки зрения возможностей публикации учебного пособия.

Широкая дискуссия по данной проблематике стала базой для интеграции идей ноосферы и концепции устойчивого развития, ставшей мировоззренческим трендом современного мира в начале 1990-х годов. Несколько вариантов программы нового учебного курса «Ноосферология» были обсуждены учеными на международной научной конференции, посвященной 145-летию со дня рождения Вернадского В. И. [2], международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Вернадского В. И. в 2013 году [3]. В 2016 году коллектив Научно-образовательного центра ноосферологии и устойчивого ноосферного развития (директор - проф. Башта А. И., сотрудники - доценты Буряк В. В. и Смирнов В. О.) подготовили обновленный вариант учебной программы курса «Устойчивое ноосферное развитие», в котором были учтены основные идеи Багрова Н. В. Программа была передана в учебную часть Крымского федерального университета для обсуждения во всех учебных структурных подразделениях и филиалах. Обсуждение программы продолжается. Ниже излагаются основные вопросы содержания программы.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Рассмотрены возможности отображения идей Багрова Н. В. в учебном курсе «Устойчивое ноосферное развитие». Фундаментальное значение имеет предложение Багрова Н. В. объединить идеи учения о ноосфере и концепции устойчивого развития. Эти два направления развиваются в значительной степени отдельно. Учение о ноосфере в том смысле, как ее понимал Вернадский В. И., развивалось большей частью в СССР и продолжает развиваться в Российской Федерации. Концепция устойчивого развития была сформирована группой ученых западных стран в 80-90-е годы ХХ века. Вопросы устойчивого развития получили широкую известность еще на саммите Рио-92 и стали весьма популярны. Вместе с тем концепция устойчивого развития, как она была тогда, представлена на саммите, подвергается критике в связи с тем, что представляет собой набор эклектических рекомендаций, хотя и весьма детальных, правильных самих по себе [4; 5; 6 и др.]. При этом территориальные системы и биосфера в целом не рассматриваются в классическом варианте концепции устойчивого развития как целостные системы.

В учении о ноосфере Вернадского В. И. и его последователей объект изучения ясно определен: биосфера с ее производными: антропосферой, социосферой, техносферой и инфосферой. Отсюда ноосфера - не мечта, а очередной этап развития системы человечество - биосфера. Каждая из этих «сфер» обладает определенными специфическими законами развития, оставаясь в то же время зависимой от фундаментальных характеристик предыдущих систем и подчиняясь

5

их законам. Каждая из этих новообразованных систем и все они вместе составляют некую интегрированную самоорганизующуюся суперсистему, которая представляет собой фундамент ноосферы. Ноосфера будущего - это глобальная оптимизированная эффективно работающая социально-экономико-экологическая система [7].

Важнейшим для исследователей ноосферной реальности является вопрос о том, каковы возможности человечества, в состоянии ли оно управлять природными и общественными процессами? Важно, кроме прочего, понимать роль и возможности человека, который, являясь ключевым звеном в развитии биосферы, обладает определенными возможностями корректировки ноосферных процессов. Но в то же время он подчиняется ее законам. Возможности человека не следует преувеличивать. Английский ученый Френсис Бэкон, основоположник эмпирического экспериментального знания (автор знаменитого выражения «знание есть сила»), хотя и считал целью науки увеличение власти человека над природой, одновременно говорил, что победить природу можно лишь подчинившись ей.

Таким образом, Багров Н. В. предложил естественный и удачный ход: интегрировать идеи ноосферного развития и устойчивого развития. В настоящее время сотрудники Учебно-образовательного центра ноосферологии и устойчивого ноосферного развития продолжают работать над усовершенствованием этой программы, активно взаимодействуют со теми подразделениями КФУ, которые откликаются на предложение о сотрудничестве.

Другой важный блок вопросов, поставленных Багровым Н. В., связан с этапами формирования ноосферы. В трудах основоположников учения о ноосфере - Ле Руа, Тейяр де Шардена и Вернадского В. И. нет единого понимания этого термина и времени возникновения ноосферы. В публикациях этих авторов речь идет о разных моментах возникновения ноосферы: появление которой связано то с возникновением Homo sapiens, то датируется современностью для этих авторов (первая половина ХХ века), то речь идет о будущем. Этот вопрос не праздный, поскольку от него зависит ответ на многие ключевые вопросы развития общества. Если полагать, что ноосфера уже существовала в 20-е годы ХХ столетия, когда ее свойства обсуждались основоположниками этого учения, то как согласовать это утверждение с драматическими и даже трагическими событиями того времени и последующих десятков лет? Да и наше время с чередой военных, социальных и политических конфликтов и разрушением окружающей среды никак не отвечает тем характеристикам, которые были даны ноосфере Вернадским и Тейяр де Шарденом. Тем более мы не можем говорить о существовании ноосферы в буквальном смысле на заре возникновения Homo sapiens. Тогда остается единственно верный вывод о том, что ноосфера в настоящем смысле возникнет в будущем. Но почему же основоположники учения о ноосфере делали такие разные утверждения о времени возникновения ноосферы? Ответ может быть только один: возникновение ноосферы - это длительный поэтапный процесс, который начался вместе с возникновением вида Homo sapiens и завершится в будущем, когда созреют условия для этого. Современное состояние человечества и техносферы является одним из этапов движения к ноосфере.

6

Обсуждение этих вопросов в ходе творческих дискуссий, организованных Багровым Н. В. в ТНУ, позволило сделать вывод, что процесс возникновения ноосферы шел этапами, начавшись 100000 лет назад вместе с возникновением и развитием нового вида - Homo sapiens. Затем было несколько этапов восхождения человека ко все более высокому уровню социальной и технологической культуры и интеграции человечества и биосферы. Важнейшее значение имела первая технологическая революция - открытие земледелия и одомашнивание большого числа диких животных, произошедшее 20-10 тыс. лет назад. Следующим важнейшим этапом формирования ноосферы стало возникновение городов и государств 10-5 тыс. лет назад. Еще один важнейший этап (6-2 вв. до н. э.) - осевое время, когда человек осознал самого себя, открыл время как фундаментальную категорию бытия. Важнейшим этапом стало Новое время, охватившее период эпохи Возрождения и промышленной революции. Индустриальное общество включало несколько подэтапов, которые, в конце концов, стали базой для постиндустриального информационного общества, охватившего многие страны мира.

При такой периодизации формирования ноосферы снимаются кажущиеся противоречия в толковании времени возникновения ноосферы: ноосфера Тейяр де Шардена фактически начинается сегодня (мир обволакивается информационными полями, создающими возможность появления коллективного разума), а ноосфера В. И. Вернадского, возможно, наступит в будущем. При таком подходе ноосфера перестает пониматься как идеальная конструкция подобно, скажем, идеальному государству Платона и переходит в ранг реальной системы со своими свойствами. Что касается будущего, то оно имеет несколько вариантов реализации со всеми возможными плюсами и минусами. И, к сожалению, появление ноосферы не является неизбежным. Оно станет возможным лишь в результате осознанной человеческой деятельности.

Третий важнейший блок идей касается роли информации в современной жизни общества. Эту проблему Багров Н. В. неоднократно рассматривал в статьях и монографиях, в том числе с соавторами [8; 9; 10; 11]. Информация анализируется во всем богатстве ее содержания. В соответствии с принципом дополнительности (в широком смысле слова) информация несет как положительные моменты и достижения, так и большой груз отрицательных следствий. Это хорошо видно на примере интернета. Кроме того, сложность системы биосфера - ноосфера значительно превосходит возможности человечества ее научного описания и прогнозирования [4; 6].

Багров Н. В. также высказал ряд важных идей, касающихся содержания и структуры учебной программы устойчивого ноосферного развития. Для того, чтобы сформировать ноосферное мировоззрение, необходимо, прежде всего, сформулировать ключевые представления о целях и задачах преподавания учебного курса. Цель курса устойчивое ноосферное развитие - изучение и постижение процесса проектирования коадаптационного развития человека и природы, возможностей и путей встраивания социальных и технических систем в биосферу, согласования деятельности человека с законами природы. Объект устойчивого

7

ноосферного развития - постоянно развивающаяся система «биосфера -антропосфера - социосфера - техносфера - инфосфера», где в рамках биосферы последовательно шло возникновение всех взаимодополнительных сфер. При этом необходимо понимать, что каждая следующая сфера включена в систему предыдущих, одновременно они все частично выходят за пределы своего базиса (биосферы) и приобретают определенную самостоятельность. Подчиняясь законам всех предыдущих фаз, каждая последующая имеет определенную способность к саморазвитию.

Предмет учебной дисциплины - учение о ноосфере как идеальном проекте гармонизации социоприродного взаимодействия, как главном условии достижения устойчивого ноосферного развития. Процесс гармонизации окружающей среды и общества достигается на основе коадаптации к природным условиям всех элементов человеческой цивилизации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать историю формирования концепции устойчивого ноосферного развития; основы ее методологии и основные императивы устойчивого развития;

- уметь оценивать природные, экономические и социокультурные факторы, их предпосылки, определять параметры устойчивого развития; выявлять риски научно-технического прогресса;

- владеть навыками научных исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках существующих академических дисциплин и направлений.

Учебник состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен истории становления идей ноосфеорологии и устойчивого развития. Второй раздел посвящен описанию стадий развития биосферы. Здесь дана картина развития биосферы и человечества, перечислены естественные предпосылки формирования ноосферы от начала развития Космоса до возникновения человеческого общества. Третий раздел посвящен поиску путей формирования ноосферы. Показаны инструменты интеграции человеческих действий, способствующих расширению и усложнению ноосферы, описаны способы проектирования и конструирования новой ноосферной реальности. В заключении представлены основные выводы.

Данный учебный курс основан на анализе мировоззренческих условий формирования современной концепции отношений природы, человека и техники. Основные научные подходы эффективного понимания закономерностей развития устойчивого ноосферного общества включают в себя такие принципы: социальная справедливость, социальная ответственность, экологическая адаптация социума, первичность духовного начала по отношению к материальному производству. В учебнике также уделяется большое внимание экологической проблематике, поскольку именно формирование глобального экологического кризиса, начало которого датируют 70-ми годами ХХ века, заставило человечество обратить внимание на рассогласованность развития социосферы (человечества), техносферы и биосферы (природной среды).

8

ВЫВОДЫ

Сформулированы ключевые положения презентации основных задач новой учебной дисциплины «Устойчивое ноосферное развитие» в русле тех представлений, которые были заложены в работах Н. В. Багрова. Выделены методологические и методические принципы изучения ноосферной реальности. Указаны оптимальные возможности и пути встраивания социальных и технических систем в биосферу.

Список литературы

1. Багров Н. В. Феномен В. И. Вернадского // Ученые записки ТНУ. Спец. выпуск, посвященный 140-летию со дня рождения В. И. Вернадского. 2004. Т. 17 (56). № 1. С. 4-11.

2. Ноосферология: наука, образование, практика / под общей редакцией О. А. Габриеляна. Симферополь: Предприятие «Феникс», 2008. 463 с.

3. Научное наследие В. И. Вернадского и современность. Симферополь: АРИАЛ, 2013. 300 с.

4. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.

5. Зубаков В. А. Дом Земля. Контуры экогейского мировоззрения. Санкт-Петербург: Сударыня, 2000. 112 с.

6. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 228 с.

7. Буряк В. В. Ноосферогенез, глобализация и современное информационное общество. Симферополь: Ариал, 2014. 220 с.

8. Багров Н. В. Учение Вернадского и современность: ноосфера, информационное общество, киберпространство нового мира // Социальная экономика. 2009. № 1. С. 9-31.

9. Багров Н. В. Устойчиво-ноосферное развитие региона. Проблемы. Решения. Симферополь: Доля,

2010. 208 с.

10. Багров Н. В., Руденко Л. Г., Черванев И. Г. «Новая» география в украинских реалиях: миссия и тренды развития // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2012. № 4. С. 719.

11. Багров Н. В. Концепция ноосферы - основа парадигмы будущей цивилизации: задачи университета // Научное наследие В. И. Вернадского и современность. Симферополь: Ариал, 2013. С. 165-180.

REFLECTION OF N.V.BAGROV'S IDEAS IN THE TEXT-BOOK «SUSTAINABLE NOOSPHERIC DEVELOPMEN»

Bokov V. A.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: vbokov@mail.ru

Prepared textbook based on the conceptual ideas formulated by Bagrov N. V. He was the initiator of the idea about the necessity of development of the Crimean region and Tavrichesky University in line with the concept of sustainable noospheric development. Union of ideas of these two scientific fields has been very fruitful, as the ideological and philosophical aspects of the theory of biosphere-noosphere were connected with specific scientific developments of the doctrine of sustainable development. This integration design Bagrov N.V.is a kind know-how, and should form the basis for the development of the Crimean region and the university. This unification of these scientific fields due to the

9

proximity of their ultimate goals. The basic object in the teaching on the noosphere is the biosphere. It's evolving for several billion years system. Scientists have accumulated vast empirical material about its functioning and development. The most important achievement of this analysis is the formulation of a number of important limitations of the extent of anthropogenic impact on the biosphere, called the environmental imperative. The theory of sustainable development has enriched the scientific thought of the many concrete scientific developments in the field of solving problems of security of the world water, food, forest conservation and biodiversity. However, these studies do not form a systemic whole, which is typical for biospheric studies. According to many prominent scientists, the theory of sustainable development is a collection of eclectic recommendations. In contrast to this sustainable noospheric development involves the study and comprehension of the process of a coadaptation development of man and nature, possibilities and ways to embed social and technical systems in biosphere, the harmonization of human activities with natural systems. Bagrov N.V.also analysed the division into periods of the noosphere processes. The first stage of the noosphere has been associated with the emergence of Homo sapiens. The next important milestones in the development of the noosphere included the advent of agriculture, cities, and States, axial age, the Renaissance and the industrial era. Industrial society in the late twentieth century entered the stage of post-industrial information society. Unfortunately, the socio-cultural level of society does not meet the level of technological development. Therefore, the world is engulfed by military, political and social conflicts, and the natural environment is collapsing. Therefore, the appearance of the noosphere is not inevitable. It will become possible only as a result of conscious human activity. The textbook consists of three sections. The first section is devoted to the history of the formation of ideas of noospherology and sustainable development. The second section is devoted to the description of the stages of the development of the biosphere. Here is given a picture of the development of the biosphere and humanity, the natural prerequisites for the formation of the noosphere from the beginning are listed. The third section is devoted to the search for ways of forming the noosphere. The instruments of integrating human actions that contribute to the expansion and complication of the noosphere are shown, the ways of designing and constructing a new noospheric reality are described.

Keywords: training course «sustainable noospheric development», scientific-methodical bases of the course, noospherology as an academic discipline, coadaptation, development of man and nature, the biosphere, the noosphere

References

1. Bagrov N. V. Fenomen V. I. Vernadskogo (The phenomenon of. V. I. Vernadsky). Uchjonye zapiski TNU. Spec. vypusk, posvjashhjonnyj 140-letiju so dnja rozhdenija V. I. Vernadskogo, 2004, T. 17 (56), no. 1, pp. 4-11 (in Russian).

2. Noosferologija: nauka, obrazovanie, praktika (Noospherology: science, education, practice) / pod obshhej redakciej O. A. Gabrieljana. Simferopol': Predprijatie «Feniks» (Publ.), 2008, 463 p. (in Russian).

10

3. Nuchnoe nasledie V. I. Vernadskogo i sovremennost (V. I. Vernadsky's scientific heritage and the modernity). Simferopol: ARIAL (Publ.), 2013, 300 p. (in Russian).

4. Danilov-Danil'jan V. I., Losev K. S. Ekologicheskij vyzov i ustojchivoe razvitie (Ecological challenge and sustainable development). Moscow: Progress-Tradicija (Publ.), 2000, 416 p. (in Russian).

5. Zubakov V. A. Dom Zemlja. Kontury jekogejskogo mirovozzrenija (House Land. Outlines of the Ecogeic Worldview). Sankt-Peterburg: Sydarinia (Publ.), 2000, 112 p. (in Russian).

6. Moiseev N. N. Sud'ba civilizacii. Put' razuma (The fate of civilization. The path of the mind). Moscow: Izd-vo MNJePU (Publ.), 1998, 228 p. (in Russian).

7. Burjak V. V. Noosferogenez, globalizacija i sovremennoe informacionnoe obshhestvo (Noospherogenesis, globalization and the modern information society). Simferopol: Arial (Publ.), 2014, 220 p. (in Russian).

8. Bagrov N. V. Uchenie Vernadskogo i sovremennost': noosfera, informacionnoe obshhestvo, kiberprostranstvo novogo mira (Vernadsky's teaching and modernity: the noosphere, the information society, Cyberspace of the new world) .Social'naja ekonomika, 2009, no. 1, pp. 9-31 (in Russian).

9. Bagrov N. V. Ustojchivo-noosfernoe razvitie regiona. Problemy. Reshenija (Steady-noospheric development of the region. Problems. Solutions). Simferopol: Dolja (Publ.), 2010. 208 p. (in Russian).

10. Bagrov N. V., Rudenko L. G., Chervanjov I. G. "Novaja" geografija v ukrainskih realijah: missija i trendy razvitija («New» geography in Ukrainian realities: the mission and development trends). Izvestija Rossijskoj akademii nauk. Serija geograficheskaja, 2012, no. 4, pp. 7-19 (in Russian).

11. Bagrov N. V. Koncepcija noosfery - osnova paradigmy budushhej civilizacii: zadachi universiteta (The concept of the noosphere is the basis of the paradigm of a future civilization: tasks of the university). Nauchnoe nasledie V. I. Vernadskogo i sovremennost Simpheropol: Arial (Publ.), 2013, pp. 165-180. (in Russian).

Поступила в редакцию 12.06.2017

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.