L.Y. Aleksandrova, A.Y. Munshi. CONCERNING THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF EXPERTS.
Conflictological competence is one of the most important characteristics of professionalism and a part of general communicative competence.
The article describes the characteristics, structure, the stages of the conflict, types and phases of stress, ways of psychological defence in a conflict.
It gives a detailed analysis of the essence, functions and stages of forming conflictological competence.
АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна, родилась в 1973 г., окончила Нижегородский государственный педагогический университет (1995), кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор свыше 70 научных работ.
МУНШИ Алевтина Юрьевна, родилась в 1968 г., окончила Чебоксарский филиал Московского ордена Дружбы народов кооперативного института (1989), кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и менеджмента. Автор свыше 100 научных работ.
УДК 378.1
ИНТЕГРАЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Андреев
Необходимость модернизации системы высшего профессионального образования на основе совершенствования организационно -экономического механизма, повышения конкурентоспособности и качества образования, формирования предпосылок становления отечественных вузов как кластеров инновационного развития государства - для отечественной высшей школы проблематика не новая, но по-прежнему актуальная. Ряд активно развивающихся, преимущественно государственных вузов, следует в направлении поддержания статуса предпринимательского инновационно ориентированного учебного заведения, обладая исторически сложившимся необходимым научно-исследовательским, материально-техническим потенциалом, поддерживаемым и развиваемым с участием государства.
Негосударственный сектор образования формировался в последние десятилетия как инструмент повышения конкурентоспособности отечественной системы образования и полигон для внедрения новых образовательных технологий, апробации современных инновационных методик обучения, подготовки востребованных рынком труда специалистов.
Однако условия, в которых функционируют оба сектора, возможности и потенциал их участия в процессе подготовки специалистов, востребованных современной экономикой и обществом, государственных научных и образовательных программах неравнозначны. Более того, на реальную государственную поддержку в условиях нестабильной экономической ситуации, вызванной глобальным финансовым кризисом, могут рассчитывать исключительно отдельные государственные вузы. Кризисная ситуация для негосударственного сектора образования усугубляется многолетним демографическим спадом, результатом которого может стать невостребованность в сравнении с бюджетными вузами негосударственных образовательных учреждений, ведущих обучение на платной основе. Это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается в последние годы и не находит соответствующей поддержки со стороны государства негосударственный сектор образования.
Среди наиболее значимых из них выделяют: отсутствие или неразвитость собственной материально-технической базы образовательного процесса, отставание вузов на
методологическом уровне, невысокий уро- уровень квалификации преподавателей и ряд вень научных исследований, неразвитость других (рис. 1).
инновационной инфраструктуры, низкий В условиях, когда образование все боль-
Рис. 1. Наиболее значимые проблемы развития негосударственного сектора образования
ше становится товаром, проявляется неравенство производителей образовательных услуг - государственных и негосударственных вузов. Острая конкуренция обуславливает заинтересованность представителей негосударственного сектора образования идти на сближение с крупными именитыми государственными вузами в решении проблем формирования прогрессивной нормативно-правовой базы развития рынка образовательных услуг, поиска эффективных форм и методов повышения качества образования и совершенствования образовательных технологий и управления учебными заведениями.
Необходимость выживания и существо -вания негосударственных вузов в условиях реализации новой модели образования порождает объективную потребность в реализации интеграционных процессов в рамках образовательного пространства как России в целом, так и на региональном уровне. Ведь в рыночных условиях конкуренции выживает - сильнейший, а следовательно, необходимо таковым становиться, доказывая свое превосходство высоким качеством образования, базирующимся на новаторских, нетрадиционных методах работы, постоянном творческом поиске инновационных методов
и форм обучения, поддержании высокого профессионального уровня кадрового потенциала, развитии собственных научных школ, ведущих научные изыскания в перспективных направлениях развития науки, востребованных реальным сектором экономики.
Негосударственные вузы, осознающие в полной мере обоснованность перехода на такой путь развития, гибко интегрированы в региональное образовательное пространство.
Одним из таких вузов является Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, основанный в 1962 г. как учебно-консультационный пункт одного из ведущих российских вузов. За более чем 45-летнюю историю своего становления и развития вуз превратился в ведущее региональное учреждение высшего профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов по 10 программам высшего профессионального, 8 направлениям послевузовского образования, программам дополнительного образования и повышения квалификации. За этот период здесь подготовлено свыше 25 тыс. высококвалифицированных специалистов, работающих в различных отраслях экономики не только
Чувашской Республики, но и других регионов России.
Проблемы, характерные для негосударственных вузов, относимы к Чебоксарскому кооперативному институту как филиалу негосударственного образовательного учреждения, учредителем которого является Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации.
Вуз действует в условиях жесткой конкуренции. На территории Чувашской Республики с населением чуть более 1,35 млн чел.
функционирует 22 вуза, из них 14 являются государственными. В регионе представлена филиальная сеть крупнейших образовательных учреждений высшего профессионального образования России с образовательными продуктами (учебными планами специальностей, учебными и рабочими программами, учебно-методическими изданиями), подготовленными в головных вузах. Профиль реализуемых образовательных программ в большинстве своем совпадает (рис. 2).
Неразвитость структуры подготовки спе-
14
3 11 5
18
12
□ строительство
□ информатика
□ автоматизация
□ транспортные средства
□ металлургия и машиностроение
□ энергетика
□ экономика и управление
□ педагогика
■ гуманитарные науки
□ другие
Г осударственные вузы
53
43
□ гуманитарные науки
□ экономика и управление
□ информатика
□ автоматизация
Негосударственные вузы
Рис. 2. Структура выпуска специалистов образовательными учреждениями высшего профессионального образования Чувашской Республики в 2008 г.
циалистов в негосударственных вузах обуславливается рядом причин:
- отсутствием необходимой материально-технической базы для подготовки специалистов технического профиля;
- низкой себестоимостью подготовки специалиста гуманитарно-экономического профиля в отличие от специалиста с техническим образованием;
- востребованностью специальностей гуманитарно-экономического профиля среди населения, что обусловлено приданием высшему образованию статуса гаранта социаль-
6,4
24
22,2
ной стабильности и быстрой трудоустроен-ности.
Данные о распределении занятых в разрезе образовательного уровня и наличие вакансий на рынке труда республики ставят под сомнение наличие такого количества учреждений высшего профессионального образования (рис. 3).
Диаметрально противоположна ситуация на рынке труда, которая отражает диспропорции в структуре подготовки специалистов и их востребованности рынком труда (рис. 4).
□ высшее образование
□ среднее профессиональное образование
□ начальное профессиональное образование
□ среднее (полное) общее образование
□ неполное общее образование
Рис. 3. Распределение численности занятых по уровню образования в Чувашской Республике, %
7%
□ экономисты
□ инженеры
□ юристы
□ педагоги
□ другие
Рис. 4. Профессиональный состав безработных из числа выпускников вузов Чувашской Республики
Чебоксарский кооперативный институт - один из лидеров на рынке образовательных услуг республики:
- занимает 3 место по численности контингента студентов;
- обладает высоким уровнем остепенен-ности профессорско-преподавательского состава (на момент прохождения процедуры государственной аккредитации - 65,9 %);
- осуществляет научную деятельность в рамках 29 научных школ по 8 отраслям науки, из них 2 соответствуют приоритетным научным направлениям, утвержденным Президентом РФ;
- лидирует среди негосударственных вузов по перечню реализуемых программ высшего профессионального образования (10 аккредитованных программ и 5 направлений подготовки), в составе которых технические специальности;
- является единственным негосударственным вузом республики, в котором реализуются программы послевузовского образования (аспирантура) и имеется объединенный диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по юридическим специальностям;
- определен Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики как базовое учреждение профессионального образования по внедрению системы менеджмента качества;
- проводит комплексную информатизацию образовательного процесса: обновление парка компьютерной техники (436 ед.), беспроводной доступ к Интернет (9 точек); ШеЬ-сайт института - образовательный портал; установлен сенсорный монитор с расписанием учебных занятий; в учебных аудиториях установлены проекторы с экранами для повышения интерактивности обучения;
- обладает развитой материально-тех-
нической базой, включающей учебный корпус с современными дисплейными классами и учебными аудиториями, общежития, спортивно-оздоровительный комплекс, учебнопроизводственный комплекс общественного питания и торговли, собственную модульную газовую котельную;
- обеспечивает один из самых высоких в республике уровней книгообеспеченности студентов - 1,2 (норма 0,5-0,6), методобеспе-ченности - 1,3 (норма 1,0);
- является региональным центром подготовки и переподготовки специалистов по программе «Управление государственными и муниципальными заказами», число слушателей которой увеличилось за последние три года почти на 60 %;
- тесно взаимодействует с органами власти и управления региона: Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, Управлением по связям с общественностью, СМИ и молодежной политики г. Чебоксары; представлен в Координационном совете проректоров по воспитательной работе вузов Чувашской Республики, Координационном совете СНО вузов Чувашской Республики, Ассоциации органов ученического и студенческого самоуправления;
- издает газету «Студенческий вестник», научно-теоретический журнал «Вестник Чебоксарского кооперативного института».
Благодаря политике гибкой интеграции вуза в региональное образовательное пространство:
сформирован положительный имидж вуза в общественной среде, что позволяет поддерживать высокий конкурс при приеме. На ряд специальностей он составляет более 10 чел. на место;
успешно пройдена процедура комплексной оценки деятельности, по итогам которой институт был аккредитован. При этом
регулярное участие вуза в проекте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» и высокий уровень подготовки студентов позволили зачесть результаты тестирования при аккредитации вуза;
S сохранен кадровый и развивается научный потенциал образовательного учреждения: в 2008 г. 2 проекта были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ); в 2009 г. — еще 2 проекта; ежегодно растет объем финансирования НИР; развивается студенческая наука;
S качество образовательных услуг, предоставляемых вузом, получило общественное признание, что подтверждено многочисленными наградами различных уровней: Международная награда Координационного Комитета «Европейской Бизнес Ассамблеи» Великобритании «EUROPEAN QUALITY» («Европейское качество») за стремление достичь высокого качества услуг в соответствии
с европейскими стандартами; Всероссийский конкурс «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимый Министерством образования и науки РФ (лауреат); Поволжская премия «За высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг» за достижение значительных результатов в области качества услуг, высокую эффективность деятельности (лауреат); Всероссийская программа «100 лучших товаров России» и ряд региональных конкурсов качества.
Таким образом, интеграция негосударственного вуза в единое образовательное пространство региона в условиях перехода к новой модели высшего профессионального образования - неотъемлемый элемент его конкурентоспособности, инструмент повышения качества образования, стратегический приоритет развития.
V.V. Andreyev. INTEGRATION OF NON-STATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS INTO THE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA IN CONDITIONS OF THE NEW MODEL OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION.
The matters of integration of non-state higher educational institutions into the educational space of Russia are investigated in the article. The main problems of this educational sector development are considered. The potential possibilities of transition to the new integrated model of higher professional education are shown on the example of the Cheboksary cooperative institute.
АНДРЕЕВ Валерий Витальевич, родился в 1958 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1982), аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук, доцент, ректор Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 98 работ.
УДК 329.8.055.2(470.4)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ НАЧАЛА XX в.
Е.М. М
Проблематика консерватизма как теоретического наследия российской общественно-политической мысли, консервативного мировоззрения как фактора сохранения и развития нации, политического консерватизма как силы, оформляющейся в периоды революционных смут, приобретает все большую актуальность. В данной плоскости значительный интерес представляют концептуальные основы1 политической идеологии право-
1 В данной статье рассматриваются общие для всех правомонархических партий и организаций начала XX в.
консервативных партий, возникших в начале XX в. в условиях радикальной модернизации политической системы российского общества, сопровождавшейся внутренней противоречивостью и, как следствие, формированием партий, предлагавших собственные, нередко диаметрально противоположные, модели общественного переустройства.
концептуальные установки, хотя следует подчеркнуть, что в ряде своих программных положений поволжские правые организации имели собственные позиции, отличавшиеся от положений столичных правомонархических партий.