Научная статья на тему 'Интеграция науки, образования и производства на примере научного парка Хериот-Ватт'

Интеграция науки, образования и производства на примере научного парка Хериот-Ватт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПАРК / БАКАЛАВРЫ / МАГИСТРЫ / ХЕРИОТ-ВАТТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / SCIENCE PARK / BACHELORS / MASTERS / HERIOT-WATT / EDUCATIONAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туарменский Владимир Викторович, Туарменская Анжела Валерьевна

Авторами статьи рассмотрен процесс влияния научного парка на перечень специальностей высшего учебного заведения. В результате анализа статистических данных Хериот-Ватта было показано, что в данном университете растёт количество специалистов, необходимых для научных парков. Научный парк, созданный вузом для преобразования теоретических исследований в прикладные разработки с экономическим эффектом, становится с одной стороны, потребителем инженерных кадров вуза, с другой стороны, поддерживает на должном уровне и расширяет научные изыскания университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION ON THE EXAMPLE OF HERIOT-WATT SCIENCE PARK

The author of the article considers the process of influence of the science Park on the list of specialties of higher educational institution. As a result of the analysis of Heriot-Watt statistical data, it was shown that the number of specialists required for science parks at this University is growing. The scientific Park created by the University to transform theoretical research into applied research with economic effect, on the one hand, becomes a consumer of engineering staff of the University, on the other hand, supports at the appropriate level and expands the scientific research of the University.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки, образования и производства на примере научного парка Хериот-Ватт»

УДК 378.4

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОГО ПАРКА ХЕРИОТ-ВАТТ

Туарменский Владимир Викторович, доцент, к.пед.н., Академия права и управления ФСИН России, г.Рязань (e-mail: tuarmensky@gmail.com) Туарменская Анжела Валерьевна, доцент, к. филолог.н.

РГУ им С.А. Есенина, г.Рязань, Россия (e-mail: a.tuarmenskaya@gmail.com)

Авторами статьи рассмотрен процесс влияния научного парка на перечень специальностей высшего учебного заведения. В результате анализа статистических данных Хериот-Ватта было показано, что в данном университете растёт количество специалистов, необходимых для научных парков. Научный парк, созданный вузом для преобразования теоретических исследований в прикладные разработки с экономическим эффектом, становится с одной стороны, потребителем инженерных кадров вуза, с другой стороны, поддерживает на должном уровне и расширяет научные изыскания университета.

Ключевые слова: научный парк, бакалавры, магистры, Хериот-Ватт, образовательная статистика.

Введение

На данном этапе исторического развития существование образовательных систем высокоразвитых стран основано на использовании достижений современной науки, создании эффективных механизмов взаимодействия с производством и понимании важной роли образования в социальном прогрессе и устойчивом развитии общества. В странах Западной Европы, США и Японии разнообразные формы объединения научного, образовательного и производственного потенциалов, стали структурообразующими элементами образовательных систем.

Научно-технический прогресс привёл к кардинальным изменениям в технике, науке и образовании, и это связано с выходом на качественно новый уровень взаимодействия этих наиболее важных сфер социальной жизни. [12]. Интеграция науки, образования и производства подразумевает совместное, согласованное использование потенциала учреждений сферы образования, научных организаций и производственных структур в интересах более эффективного функционирования и развития, как взаимодействующих систем, так и общества в целом. Процессы в области интеграции рассматриваемых структур имеют разнообразные направления и принимают не менее разнообразные формы осуществления.

Наиболее успешными территориальными формами интеграции образования, науки и производства в развитых странах становятся технопарковые структуры [9].

Термин «технопарковые структуры» объединяет целый спектр территориальных научно - производственных центров, являющиеся современными формами интеграции науки, образования и производства [4; 20]. Среди них выделяют: технополисы и регионы науки; научные, исследовательские, промышленные и технологические парки; инновационные центры и инкубаторы бизнеса [1; 5; 13]. При всей разнице названий, главная задача данных структур состоит в оптимизации процесса разработки и реализации новых наукоёмких технологий в целях экономического роста. А так как университеты и высшие учебные заведения являются важнейшими научными центрами современного мира, факт их сотрудничества с технопарковыми структурами рассматривается как вполне оправданный и закономерный [3; 7, с. 73].

Под научным (технологическим) парком понимается организация с правом юридического лица, имеющая тесные связи с одним или несколькими вузами и/ или научно- исследовательскими центрами и институтами и осуществляющая на находящейся под её юрисдикцией территории формирование современной инновационной среды с целью развития научно-технического предпринимательства путём создания материально-технической, финансовой, информационной и социо-культурной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, производственного освоения научных знаний и научных технологий, ускорение передачи технологий на рынок научно- технической продукции [1, с. 4].

Цель. Рассмотреть влияние технопарковых структур на образование на примере университета Хериот-Ватт. Выбор этого университета обосновывается более значительным, чем в других высших учебных заведениях, периодом функционирования технопарковой структуры [8].

Задачи исследования. Во-первых, изучить данные образовательной статистики по университетам Великобритании. Во-вторых, провести сравнительный анализ количественных данных реестра специальностей университета и соотнести полученные цифры с итоговыми результатами по Великобритании. В-третьих, показать, как технопарковые структуры повлияли на реестр специальностей рассматриваемого вуза.

Объект исследования. Рассматривать влияние технопарковых структур на высшее образование Великобритании логичнее на примере наиболее долго функционирующих научных парков первого поколения. Данная структура возникла естественным образом в университете Хериот-Ватт. Исследовательский парк в Эдинбурге был первым научным парком в Соединённом королевстве.

Методы исследования. В качестве основных методов исследования были использованы: метод анализа статистических данных и сравнительный метод.

Результаты исследования. Для трудов отечественных (А.Н. Авдулов, А.М. Куль-кин, В.Ю. Тюрина, Н.Г. Хохлов и др.) и зарубежных (Д.В. Гибсон, Г. Комецки, М. Кас-теллз, П.Холл и др.) исследователей характерен подход, акцентирующий внимание на процессе влияния системы высшего образования на технопарковые структуры. Работы данных авторов, имеющие важное прикладное значение для современной высшей школы, также в основном посвящены экономическому сотрудничеству технопарковых

структур с образовательными учреждениями. Авторы данной статьи поставили перед собой задачу показать характер влияния технопарковых структур на высшее учебное заведение на примере английского университета.

Университет Хериот-Ватта относится к группе молодых технологических университетов, не пользующихся в Англии особым престижем [2]. Университет Хериот-Ватта был сформирован на базе технологического колледжа и получил университетскую хартию в 1969 году. В следующем году при университете создаётся научный парк. Таким образом, развитие университета и технопарковой структуры идёт параллельно [8].

Для университетов Великобритании научные парки стали ответом на политику английского правительства по снижению уровня финансирования высшей школы. Таким образом, британские университеты, a не правительство, стали инициаторами создания технопарковых структур, предоставили для них помещения, лаборатории, кадры и технологии. Кроме того, высшей школе пришлось нести на себе основное бремя расходов на содержание технопарковых структур (28%) [19].

Необходимо рассмотреть влияние технопарковых структур на развитие университета Хериот-Ватт. Для этого необходим анализ статистических данных. Данные за 1967-1968 и 1975-1976 учебные годы взяты из серии статистических сборников Великобритании (Statistics of education...) и данных Агентства статистики высшего образования [17; 21]. Данные за 2001-2002 и 2016-2017 учебные годы взяты с официального сайта университета [16].

В качестве основных данных анализа было использовано традиционно английское соотношение arts & science. Под термином «arts» (искусства) понимается реестр следующих специальностей: искусство и дизайн; образование; науки о человеке; бизнес и административные науки; библиотечное дело и информатика; языки; юриспруденция; социальные, экономические и политические науки. Термин «science» (науки) включает: медицину и ветеринарию; сельское хозяйство; инженерию; биологию; физику; математику; компьютерные науки; архитектуру и строительство.

По данным статистического сборника количество обучаемых бакалавров, по дисциплинам «science» (науки), Хериот-Ватта составляло 19% по бакалаврам и 48% по магистрам в 1967-68 уч. году. Данные позволяют проследить соотношение рост данной специальности с 1968 г. по 2017 г. Наблюдается постепенный рост специальностей «науки» как в количественном (университет рос и развивался), так и в качественном отношении. В 2016-2017 учебных годах - 41,8% давали бакалавры и 29% магистры (таблица 1). При том, что процент подготовки по специальности «науки» в целом по Великобритании снизился за наблюдаемый период с 26 до 19% по бакалаврам и с 28 до 10,2% по магистрам. Таким образом, за рассматриваемый период в процентном отношение количество магистров в Хериот-Ватте стало превышать средний уровень по стране почти в три раза, a бакалавров в два.

Таблица 1 - Показатели обучения бакалавров и магистров _по направлению «науки»_

Учебный год Степень Количество обучаемых студентов (%)

Хериот-Ватт Всего по стране

1967-68 Бакалавр 19,0 26,0

Магистр 48,0 28,0

1975-76 Бакалавр 26,0 22,0

Магистр 24,5 24,0

2001-02 Бакалавр 29,0 20,0

Магистр 30,0 11,9

2016-17 Бакалавр 41,8 19,0

Магистр 29,0 10,2

При анализе статистических данных, по рассматриваемому высшему учебному заведению, необходимо учитывать, что в технологическом колледже изначально осуществлялась подготовка специалистов исключительно технических профессий. Поэтому количество подготавливаемых инженеров стабильно велико на протяжении трёх десятилетий. Инженеров первой ступени в 1967-1968 учебном году было подготовлено 794 (56%). При этом по стране 27912 (16,5%). В 1975-1976 учебном году 36% против 14% по стране. В 2001-2002 учебном году 24,3% против 7,8% по всей Великобритании. В 2016-2017 гг. - 24%.

Таблица 2 - Показатели обучения инженеров

Учебный год Степень Количество обучаемых студентов (%)

Хериот-Ватт Всего по стране

1967-68 Бакалавр 56,0 16,5

Магистр 37,0 14,8

1975-76 Бакалавр 36,0 14,0

Магистр 23,6 14,0

2001-02 Бакалавр 25,0 7,8

Магистр 28,7 5,2

2016-17 Бакалавр 24,0 7,5

Магистр 32,9 4,9

Процентное соотношение бакалавров, подготавливаемых в Хериот-Ватте и в целом по Великобритании в 1967-68 уч. году и 2016-17 уч. году практически не изменилось. Однако, соотношение обучаемых в Хериот-Ватте и в целом по Великобритании магистров показывает поразительную динамику. Хериот-Ватт превысил средний по Британии уровень почти в семь раз, при превышении в 1967-68 учебном году всего в два раза. Такие

показатели однозначно свидетельствуют о росте качественных и количественных показателей научных исследований и уровня подготовки магистров.

Таким образом, мы наблюдает интересный процесс подстраивания университета под технопарковую структуру. Научный парк университета всегда выступает в качестве стабильного потребителя выпускников университета, которые проводят в нём научные эксперименты, проходят производственную практику и после окончания вуза открывают в инкубаторе бизнеса свои наукоёмкие фирмы на льготных условиях.

В конце статьи необходимо отметить, что опыт научных парков Великобритании особенно ценен для России, где с конца 80-х - начала 90-х годов началось массовое создание научных и технологических парков. Подавляющее большинство технопарковых структур в нашей стране было создано по английскому образцу (вуз - ядро технопарка). Инициаторами создания научных парков в нашей стране выступали учреждения высшего образования, стоявшие на вполне прагматичных позициях, рассматривавших технопарковые структуры как инструмент выживания вуза в рыночных условиях. Вряд ли кто-то из основателей первых технопарковых структур в России задумывался о возможном обратном влиянии технопарков на высшие учебные заведения. Тем более, что подобных исследований на тот период не проводилось даже на родине научных парков.

По данным на конец декабря 2017 года, в России действовало и создавалось 125 технопарков в 44 субъектах, из них - 57 промышленных технопарков. 12 технопарков работают в сфере ИКТ, 45 - в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, и 22 индустриальных парка [9, с.294].

Российский опыт создания технопарковых структур составляет три десятилетия. Главной особенностью российских парков заключается в исключительной роли университетов в их организации и функционировании. Российская высшая школа, оказавшаяся перед лицом резкого сокращения ассигнований, пошла по пути реальной интеграции с производством в рамках технопарковых структур. Используя богатый зарубежный опыт, отечественные вузы взяли на себя функции организации, финансирования и управления технопарковыми структурами. Довольно часто технопарки напоминают новые факультеты или лаборатории. Во многом это является следствием монопольной роли вуза в финансировании новых структур. Если опять обратиться к английскому опыту, то в стране, где роль университетов в функционировании технопарков исключительно велика, государство берёт на себя 62% затрат [8, с. 49]. Оставляют желать лучшего объёмы финансирования. Отечественные вузы, в отличие от университетов Великобритании, не могут назвать себя богатыми заведениями.

Кроме того, существуют общие для всех стран проблемы взаимодействия университетов и технопарковых структур. Дело в том, что наукоёмкие фирмы и высшие учебные заведения имеют различные стратегические цели, и тесная кооперация между ними в рамках научного парка может на-

рушить равновесие между фундаментальными и прикладными, техническими и гуманитарными исследованиями [9]. На этом фоне нередко возникают конфликты между научно- технологическими парками и университетами, на территории которых они созданы [15]. К сожалению, данные проблемы ещё не стали ведущими для отечественных вузов, однако их всесторонним рассмотрением необходимо заниматься уже сейчас.

Выводы. В Великобритании, на протяжении многих лет, фиксируется обратное влияние научных и технологических парков на создавшие их высшие учебные заведения. Воздействие технопарковых структур на научно-образовательный центр (университет), на данный момент, уже привело к чётко фиксируемым образовательной статистикой результатам. Можно констатировать, что для Великобритании характерна тенденция сокращения контингента студентов технических специальностей. На этом фоне весьма показателен рост контингента студентов специальности «наука» и специалистов инженерного профиля в Хериот-Ватте.

Технопарковые структуры влияют на функционирование создавших их вузов. Возникшие спонтанно, без участия государства, научные парки не имеют чёткого плана по изменению учебного заведения. Воздействие на образовательный центр со стороны научных парков происходит плавно и постепенно, но с фиксируемыми результатами. Научный парк, созданный вузом для преобразования теоретических исследований в прикладные разработки с экономическим эффектом, становится с одной стороны, потребителем инженерных кадров вуза (как действующих специалистов вуза, так и выпускников), с другой стороны, поддерживает на должном уровне и расширяет научные изыскания университета. Всё это влияет на реестр специальностей университета.

Список литературы

1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Государственная научно-техническая политика Японии: основные этапы и направления. - М.: ИНИОН РАН, 2000. 342 с.

2. Вильямс Г. Оценка новых механизмов финансирования высшего образования в Великобритании: некоторые микроэкономические и институциональные проблемы управления //Высшее образование в Европе /ЮНЕСКО. 1992. Т.17. №1.

3. Вульфсон Б. Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешённые проблемы //Педагогика. 1999. №2.

4. Организация и развитие научно-технологических парков в системе высшей школы / ИНИОН; под ред. В.Е. Шукшунов. Ч.2,3. - М.,1991.

5. Татаркин А.И., Суховей А.Ф. Технополисы - зоны экономического роста. - Екатеринбург, Наука, 1994. - 119с.

6. Тацуно Шеридан. Стратегия - технополисы. - М., Прогресс, 1989. 344 с.

7. Туарменский В. В. Влияние технопарковых структур на развитие образования в США // Наука и образование XXI века: сборник материалов 11-ой Международной научно-практической конференции - Рязань, 2008. С. 73-83.

8. Туарменский В.В. Исследование влияния научных парков на перечень специальностей университетов Великобритании // Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 46-51.

9. Туарменский, В.В., Лящук, Ю.О., Туарменский, А.В. Технополисы и технопарки как формы интеграции образования, науки и производства // В сборнике: Тренды раз-

вития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. / А.А. Горохов. - Курск, 2018. С. 292-295.

10. Тюрина В.Ю. Организационные модели управления инновационным процессом в технопарках высшей школы. Дис.... канд. экон. наук. -СПб., 1995.

11. Тюрина Ю.А. Образовательный комплекс в структуре технополиса: институционально-функциональные основы. Дис. канд. социологич. наук. - СПб, 2001.

12. Хохлов Н.Г. Направления и формы интеграции образования, науки и производства //Высшее образование в России. 1994. №1.

13. Castells M., Hall P. Tehnopolices of the World: The making of twenty-first- century industrial complexes. - London, N Y., 1994. -275p.

14. Curry J. Science parks in Britain. Their role for the late 1980s //Trinity Hall. CSP Econ. Publ., 1985. -105p.

15. Grayson L. Science parks and innovation in the UK // Science, technology and innovation. 1998. Vol. 11. №3.

16. Heriot-Watt University. Annual statistics. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hw.ac.uk/documents annual_ statistics.pdf (дата обращения: 10.12.2018)

17. Higher Education Statistics Agency [Электронный ресурс]. URL: http://www. hesa.ac.uk/ (дата обращения: 10.09.2018)

18. Science parks and the growth of technology - based enterprises: The proc. of the UK Since park assoc. annu. conf. held on 6th Dec. 1986' in assoc. with Peat, Marwick, McLintock / Ed. by Sunman H. - Sutton Coldfield: UK Sci. park assoc.: - L., Peat, Marwick, McLintock, 1987. - 114p.

19. Sunman H. Science parks as an opportunity for property and venture capital investment. The proc. of the Uk. science park assoc. annu. conf. Held on 10th Febr. 1998 in assoc. with Peat Marwick McLintock /Ed. by Sunman H. West Midlands: UK Sci. park assoc.: L., Peat, Marwick, McLintock, 1998.

20. Smilor K.W., Kometzky G., Gibson D.V. Technology and economic development in the modern technopolis // Technology in society. N.Y. 1998. Vol. 10, №4.

21. Statistics of education /Dep. of education a. science. -L., H.M. Stat. off, 2001. - Vol.

6.

Tuarminsky Vladimir Viktorovich, Academy of law and management FSIN Russia, Ryazan (e-mail: tuarmensky@gmail.com)

Tuarmenskауа Angela Valerievna, RSU named after S.A. Esenin, Ryazan, Russia (e-mail: a.tuarmenskaya@gmail.com)

INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRODUCTION ON THE EXAMPLE OF HERIOT-WATT SCIENCE PARK

The author of the article considers the process of influence of the science Park on the list of specialties of higher educational institution. As a result of the analysis of Heriot-Watt statistical data, it was shown that the number of specialists required for science parks at this University is growing. The scientific Park created by the University to transform theoretical research into applied research with economic effect, on the one hand, becomes a consumer of engineering staff of the University, on the other hand, supports at the appropriate level and expands the scientific research of the University.

Keywords: science Park, bachelors, masters, Heriot-Watt, educational statistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.