Научная статья на тему 'Влияние технополисов на развитие предпринимательских университетов'

Влияние технополисов на развитие предпринимательских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРКИ / ТЕХНОПОЛИСЫ / TECHNOPOLISES / УНИВЕРСИТЕТЫ / UNIVERSITIES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ТECHNOPARKS / INTRODUCTION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Месропян М.А., Панова В.А.

Целью работы было изучение основных направлений влияния технополисов (технопарков) на развитие предпринимательских университетов, а также приведение общей характеристики развития технологических парков на базе предпринимательских университетов в России. Был проведен контент-анализ и сделано экспертное заключение исследователями данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Месропян М.А., Панова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inFluence of Technopolis on the Development of Entrepreneurial Universities

The purpose of this work was to study the main directions of the influence of technopolis (technology parkt) on the development of entrepreneurial universities, as well as to bring a general characteristic of the development of technology parks based on entrepreneurial universities in Russia. The aim of the study was achieved by analyzing the expert conclusions of the researchers of this problem. To conduct the content analysis, the search engines of the Scopus scientific database and eLibrary electronic scientific library were used.

Текст научной работы на тему «Влияние технополисов на развитие предпринимательских университетов»

Влияние технополисов на развитие предпринимательских университетов

Е.И. ХЕГАЙ, кандидат экономических наук. E-mail: аlеnkаhеgау1405@mail.ru Л.Н. БАБАК, кандидат технических наук. E-mail: lightsome@yandex.ru М.А. МЕСРОПЯН, Дальневосточный федеральный университет. E-mail: mesropian.ma@students.dvfu.ru

В.А. ПАНОВА, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток. E-mail: panova.va@students.dvfu.ru

Целью работы было изучение основных направлений влияния технополисов (технопарков) на развитие предпринимательских университетов, а также приведение общей характеристики развития технологических парков на базе предпринимательских университетов в России. Был проведен контент-анализ и сделано экспертное заключение исследователями данной проблемы. Ключевые слова: технопарки; технополисы; университеты; интеграция; образование; предпринимательство; бизнес; исследовательская деятельность; инновации; внедрение инноваций; инновационная деятельность

Одним из наиболее эффективных и рациональных методов производства инноваций считается интеграция науки и предпринимательства, в том числе - через создание технологических научных парков (технополисов). Так, например, по оценкам бизнес-инновационного центра Европейского союза, процент выживаемости новых субъектов предпринимательства возрастает в среднем на 30% при поддержке наукоемких бизнес-инкубаторов и технологических парков. О положительном влиянии подобных структур на состояние бизнеса также говорят и исследователи [1, 2].

Традиционно считается, что первый в истории технопарк был создан на базе Стэндфордского университета в США, когда в 1953 г было принято решение о сдаче находящихся во владении университета земель в аренду научно-исследовательским лабораториям. С тех пор данная практика широко распространилась за пределы Соединенных Штатов и нашла свое применение как в Европе, так и на Востоке [3].

ЭКО. - 2017. - № 10 ХЕГАЙ Е.И., БАБАК Л.Н., МЕСРОПЯН М.А., ПАНОВА В.А.

В России на данный момент действует множество технополисов на базе университетских городков. Чтобы изучить, какое влияние технополисы оказывают на предпринимательские университеты, были поставлены следующие вопросы.

• Что представляет собой технополис (технопарк)?

• Какие факторы внутренней и внешней среды университетов способствуют формированию на их базе технополисов?

• Каковы основные функции и задачи технополисов, основанных на базе исследовательских университетов?

• Как технополисы влияют на внутреннюю и внешнюю среду университетов?

Модели создания технополисов

Некоторые российские авторы [4,5] считают «технополис» и «технопарк» разными понятиями, поскольку инфраструктура технополисов является более обширной и целостной. Однако в зарубежной литературе такое разделение не принято, поэтому для целей нашего исследования было решено условно объединить данные понятия.

Технополисы представляют собой одну из возможных моделей интеграции науки и бизнеса на базе университетских инфраструктур, а также эффективную форму поддержки предпринимательства. Это происходит за счет аккумуляции исследовательской, инновационной и предпринимательской деятельности в одном месте, т. е. наукограды выступают неким мостом, катализатором процесса разработки, производства и распределения благ в экономике [6].

Технопарки могут располагать центрами научных исследований, технологических инноваций, обучения и прогнозирования, а также бизнес-инкубаторами, площадками для проведения ярмарок и выставок. Так, инфраструктура технополиса может быть разбита на два уровня: ядро технопарка, «мозговой центр» (университетские исследовательские группы и центры, лаборатории, творческие коллективы и т.д.) и бизнес-окружение (внедренческие фирмы, венчурные компании, заказчики и дистрибьюторы инноваций) [7].

Российские и зарубежные авторы [8,9,10] подчеркивают, что появление технополисов в отрасли образования предполагается исключительно на базе исследовательских университетов. Так,

например, выделяются определенные черты, характерные для субъектов высшего образования, которые могут способствовать развитию технополиса:

• превалирующая доля обучающихся по программам магистров, кандидатов и докторов наук и меньшая доля студентов первой ступени обучения, а также высокий уровень преподавания наукоемких дисциплин;

• совмещение учебной работы с научно-исследовательской деятельностью, проведение крупных фундаментальных исследований;

• большое количество специальных программ послевузовской подготовки, налаженные связи университета со сферой бизнеса;

• коммерциализация результатов научных исследований, осуществляемая в околоуниверситетском пространстве, традиции деловых и творческих контактов с предпринимательством;

• наличие в распоряжении вуза собственной территории, подходящей под строительство объектов технополиса;

• привлечение объемных инвестиций в университет, а также высокий уровень собственных денежных средств;

• наличие амбициозных и заинтересованных кадров, способных разрабатывать, реализовывать и поддерживать идею создания технополиса на основе университета [5, 8].

На основе мирового опыта по интеграции науки и предпринимательства можно выделить три основные модели (подхода) формирования технопарков:

- американская (к странам-приверженцам относятся США, Великобритания, Бельгия, Франция и др.);

- европейская (Германия, Швеция, Италия, Испания и др.);

- японская (Япония, Индия, Китай и другие страны Дальнего Востока) [8].

Существуют и другие подходы [11] - азиатский, израильско-скандинавский, смешанный, однако описанная выше тройка моделей является традиционно принятой, поэтому ограничимся этим перечнем.

В целом возникновение всех моделей технопарков обусловлено историческими причинами. Так, появившиеся в 1950-1970-е годы первые технопарки в США предполагали сдачу в аренду наукоемким компаниям зданий и помещений, пригодных для проведения научно-исследовательских работ, а также оказание

сопутствующих услуг (предоставление различных данных, маркетинговое, аудиторское, банковское, технологическое и другие виды обслуживания). В 1970-1980-х годах в Европе стали появляться новые, модифицированные технополисы: европейские парки обеспечивали все стадии инновационной деятельности -от разработки концепций продуктов до их реализации. Европейская модель совершеннее как структура, чем американская, благодаря инкубации технологий и бизнеса, и представляет собой новое видение инновационного процесса с более гибкими связями. Появившиеся к концу XX века научные парки японского типа были почти полностью проспонсированы и воплощены в реальность усилиями государственных структур [11,12] с целью стимулирования резкого инновационного рывка в отдельно выбранной отрасли экономики страны.

В отличие от японской европейская и американская модели подразумевали внедрение высоких технологий в производство и предпринимательство, а также снижение уровня безработицы. Для России характерна именно японская модель [13].

Метод анализа литературы

Исследование носит поисковый характер, а его основным методом является анализ экспертных заключений исследователей проблемы влияния технополисов на развитие предпринимательских университетов.

Для проведения контент-анализа были использованы поисковые системы научной базы данных Scopus (наиболее престижной и объемной библиотеки научных публикаций на английском языке) и eLibrary, которая занимает такую же позицию среди русскоязычных электронных научных библиотек.

Анализ вторичной информации был проведен в несколько этапов путем применения различных поисковых запросов, объединения результатов поиска в группы, а также ручного поиска для достижения максимальной репрезентативности результатов. Затем проводился анализ публикаций, отсортированных по периодичности за все годы, а также по стране, в которой она была написана (для базы данных Scopus). Наконец, отсортированные публикации были изучены и рассмотрены в контексте своего наполнения. В данной статье мы рассмотрим наиболее полно и часто описанные в научной литературе аспекты влияния

технополисов (технопарков) на развитие предпринимательских университетов, а также некоторые теоретические основы данной проблемы.

В результате отбора в базах данных Scopus и eLibrary были выбраны 36 и 76 публикаций соответственно, содержащих исследования, направленные на определение понятия «технополис», описания моделей и предпосылок создания технопарков, их функций и основных факторов влияния, а также различных проблем, связанных с управлением технопарками, показателями оценки их эффективности и т. д. (рассматривались только технополисы, созданные на базе университетов) (рисунок).

14 12 10 8

6 4

0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 -Scopus -eLibrary

Динамика опубликования статей на тему «Технополисы, основанные на базе университетов» в базах данных Scopus и eLibrary, в 2008-2016 гг.

Как показывает рисунок, в отличие от русскоязычных исследователей, интерес зарубежных экспертов к проблеме технопарков за последние два года значительно вырос. В структуре публикаций на английском языке превалируют такие страны, как США, Испания и Китай.

После анализа 112 русско- и англоязычных статей и тезисов научных исследований были выделены основные факторы влияния технополисов на развитие предпринимательских университетов:

1) создание благоприятной для обучения среды - инфраструктуры лабораторий, конференц-залов, исследовательских центров, коворкингов и других пространств для организации учебного процесса во время занятий и после них;

2) привлечение высококвалифицированного преподавательского состава, в том числе и приглашенных лекторов из других регионов страны и зарубежья;

3) повышение качества обучения путем воспитания студенческой инициативы и заинтересованности в практикоориен-тированной деятельности, проведение научных исследований и разработок. Технополисы создают благоприятную обстановку, позволяющую студентам, аспирантам и преподавателям заниматься научной деятельностью [14];

4) образование «окна в бизнес» для выпускников предпринимательских университетов, снижение уровня безработицы в регионе. Благодаря технополисам происходит удачное и долгосрочное трудоустройство выпускников, что является качественным показателем эффективности любого субъекта высшего образования. Более того, происходит повышение общего уровня квалификации кадров в регионе [9];

5) формирование тесных и эффективных коммуникаций между предпринимательским университетом и бизнесом позволяет достичь высокой практикоориентированности производимых университетами инноваций и снизить разрыв между теорией и практикой предпринимательской деятельности [15];

6) повышение конкурентоспособности университета, продвижение образовательных услуг за счет реализации мощных программ маркетинговых коммуникаций, направленных на привлечение внимания общественности к технополису и продуктам его деятельности [16];

7) привлечение государственных и международных инвестиций в развитие университета и общее повышение доходов на душу населения в регионе, а также рост производительности и инновационной эффективности региона [16];

8) создание собственного производства на базе технополиса, разработка и реализация различных инновационных проектов позволяет сделать предпринимательский университет субъектом создания и распределения общественных благ [10].

Таким образом, создание технополисов положительно влияет на развитие внутренних ресурсов вуза - человеческих, материальных, интеллектуальных, основных фондов и т. д.; на повышение конкурентоспособности, а также на внешние факторы развития

предпринимательских университетов.

***

К началу 2017 г. в России насчитывалось 107 технопарков, включая 21 технополис, находящийся на стадии проектирования или постройки. Государственные субсидии на развитие технополисов в 40 регионах страны только за 2016 r. превысили 4,5 млрд руб. Значительную долю в этой статистике занимают технопарки, базирующиеся на территориях российских университетов [17].

Формирование технополисов на базе образовательных учреждений способствует достижению их практических целей - развитию научно-инновационной деятельности, обеспечению высокого качества образования, а также подготовке и трудоустройству высококвалифицированных кадров, имеющих адекватное представление о практической деятельности.

Литература

1. Погребова Е.С., Танеева Е. Ш. Развитие центров трансфера технологий и бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях России // Сервис в России и за рубежом.- 2009.- № 5 (15).- С. 171-191.

2. Oakey R. British University Science Parks and High Technology Small Firms: A Comment on the Potential for Sustained Industrial Growth // International Small Business Journal.- 1985.- № 4(1).-Р. 58-67.

3. Скиба А.Н. Системный эффект взаимодействия государства, рынка и науки в условиях технопарковых структур // Региональная экономика: теория и практика.- 2010.- № 3.- С. 16-22.

4. Сомина И.В., Левченко Ю. И. Технопарковые структуры как основа инновационного развития России // Экономика. Общество. Человек. Материалы межд. науч.-практ. конф. Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова. 2014.- Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2014.- С. 294-300.

5. Авдулов А.Н., Кулькин А. М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки.- M.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2005.- 148 с.

6. Ribeim J., Higuchi A., Bronzo M., Veiga R., & Faria A. D. A Framework for the Strategic Management of Science & Technology Parks. Journal of technology management & innovation. - 2016. - Vol. 11(4). - Р. 80-90.

7. Silich V. & Silich M. (n.d.). The model of priority directions of science-and-technology park development. Proceedings. The 9th Russian-Korean International Symposium on Science and Technology, 2005.

8. Неборский Е. В. Способы осуществления интеграции образования, науки и бизнеса в университетах за рубежом // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.- 2011.-№ 137-140.- С. 1, 55.

9. Dhewanto W., Lantu D. C., Herliana S., & Permatasari A. The obstacles for science technology parks in a developing country// International Journal of Technological Learning, Innovation and Development.- 2016.-№ 8(1).- Р. 4.

10. Ерыгин Ю.В., Зинина О. В. Формы и методы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: мировой и российский опыт // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М. Ф. Решетнева.- 2012.- № 1 (41).- С. 175-179.

11. Стулов О.В., Чевычелова Н. Е. Технопарк как форма научно-технической модернизации экономики // Вестник МГУ. Сер. б.Экономика.-2010.- № 3.- С. 100-119.

12. Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. Гл. 6. Концепция технополиса // Управление мегаполисом.- 2008.- № 8.- С. 142-162.

13. Котельников Н.В., Нагаева А. В. Анализ и перспективы развития технопарка как объекта инновационной инфраструктуры // Известия Томского политехнического университета, инжиниринг георесурсов.-2014.- № 6.- С. 126-133.

14. Minguillo D., Tijssen R., & Thelwall M. Do science parks promote research and technology? A scientometric analysis of the UK // Scientometrics. - 2014.- № 102(1). - Р. 701-725.

15. Ryans J. J., Shanklin W. L., & Rooks J. W. Employing University-Based Research Parks to Expand High Technology Marketing Objectives// Journal of Marketing for Higher Education.- 1989.- № 2(1).-Р. 99-118.

16. Molina A. & Romero D. (University) technology parks toolkit: Knowledge transfer and innovation - The Tecnotogico de Monterrey experience. 2013 International Conference on Engineering, Technology and Innovation (ICE) & IEEE International Technology Management Conference.

17. Технопарки и технополисы России // Бизнес-портал «Фабрика Ма-нимейкеров» URL: http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/tehnoparki-rossii/ (дата обращения: 11.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.