УДК 37.013 DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-74-81
ББК 74.4
ИНТЕГРАЦИЯ НАСЛЕДИЯ А.С. МАКАРЕНКО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ
Д В.П. Киришко
Аннотация. Деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации в современных условиях требует высокой организованности и крепкой сплоченности среди всех военнослужащих подразделений. Актуальность статьи обусловлена недостаточным количеством публикаций, рассматривающих интеграцию наследия классиков психолого-педагогических наук в педагогическую деятельность войск. Цель статьи — рассмотреть возможность интегрирования принципов, законов и стадий формирования и развития коллектива, разработанных А.С. Макаренко, в структурные подразделения Росгвардии для более оперативного формирования коллективов военнослужащих и, как следствие, качественного выполнения стоящих задач.
Ключевые слова: воинский коллектив, личность, военнослужащий, актив, А.С. Макаренко.
Для цитирования: Киришко В.П. Интеграция наследия А.С. Макаренко в педагогической деятельности подразделений Росгвардии // Преподаватель XXI век. 2023. № 3. Часть 1. С. 74-81. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-74-81
INTEGRATION OF A.S. MAKARENKO'S LEGACY 74 IN THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE UNITS OF THE RUSSIAN GUARD
■ V.P. Kirishko
Abstract. The activity of the National Guard troops of the Russian Federation in modern conditions requires high organization and strong cohesion among all military units. The relevance of the article is due to the insufficient number of publications that consider the integration of the legacy of the classics of psychological and pedagogical sciences into the pedagogical activities of the troops. The purpose of the article is to consider the possibility of integrating the principles, laws and stages of team formation and development, elaborated by AS. Makarenko, into the structural units of the Russian Federal Guard for more operative formation of military personnel teams and, as a consequence, qualitative fulfillment of the tasks at hand.
Keywords: military team, personality, serviceman, asset, A.S. Makarenko.
© Киришко В.П., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Cite as: Kirishko V.P. Integration of A.S. Makarenko's Legacy in the Pedagogical Activity of the Units of the Russian Guard. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 3, part 1, pp. 74-81. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-74-81
Неоценимый вклад в развитие отечественной педагогики внес Антон Семенович Макаренко. К его заслугам стоит добавить не только определение новых форм и принципов теории воспитания коллектива, написание великолепных художественных произведений, но главной стоит считать тысячи «спасенных душ», которых он принял в возглавляемых им организациях по воспитанию детей с тяжелой судьбой.
Будущий педагог-мыслитель был богато одарен от природы и исключительно трудолюбив. Его одаренность заключалась в хороших познаниях в музыке, он увлекался театром, хорошо рисовал, горячо любил классическую литературу, обладал обширными знаниями в области гуманитарных наук, особенно истории и русского языка. А подтверждение его фанатичного трудолюбия мы находим в «Педагогической поэме», где он признается: «Я страшно много работаю — сплю не более 4-х часов в сутки». Из характеристики, данной Антону Семеновичу после окончания института с золотой медалью педагогическим советом: «Выдающийся воспитанник по своим способностям, развитию, трудолюбию и знаниям; особый интерес проявлял к гуманитарным наукам и педагогике, по которым много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности по русскому языку» [1]. Будущее такого педагога было многообещающим, хотя и очень трудным в его достижении. В конце Х1Х и начале ХХ в. таланты из народа «душились» буржуазным сословием. Примеров, подобных ему, было много в эти непрос-
тые как для педагогики, так и для государства в целом времена.
Педагогический гений А.С. Макаренко предстает перед нами в плодах его деятельности: это и прекрасные произведения, и новаторство в законах, принципах, методах и формах педагогического искусства. Именно искусства, ибо К.Д. Ушин-ский так называл педагогику. Педагогика не наука, а искусство — самое сложное, обширное, самое высокое и самое необходимое изо всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство обширное и сложное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует наклонности и способности, и как искусство оно же стремится к идеальному, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека [2].
Изучением деятельности Антона Семеновича Макаренко занимались и про- 75 должают заниматься большое количество ученых. Наибольший интерес для ретроспективного анализа представляют работы отечественных исследователей Е.А. Александровой [3], Л.И. Гриценко [4], Т.Ф. Ко-раблевой [5], Н.Н. Коршуновой [6], А.А. Фролова [7] и зарубежных: А.А. Аба-ринова [8], В.Ф. Моргун [9], А.В. Ткачен-ко [10], Эмилиано Меттини [11], Хиллиг Гётц [12], Иржи Гашковец [13].
Результаты деятельности А.С. Макаренко — это итог его большой жизни, усердной работы, смелой борьбы. Они были нужны учителям и работникам педагогической сферы. Воспитание, жизнь колонистов, дело педагогики стали предметом его педагогическо-художественного
3/2023
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XXI " ВЕК
творчества, педагогика и поэзия слились воедино. Посредством педагогики и поэзии он воспитывал моральные нормы, устои и нравы, складывающиеся традиции нового общества и действительности. В книге «Флаги на башнях» он прямо говорит своим читателям: «Я хотел показать, что настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику нашего общества» [14].
Второй важный аспект в произведениях А.С. Макаренко состоит в том, что центром внимания становится коллектив. Педагог-новатор раскрывает нам великое значение коллектива в процессе развития качеств личности и приумножении ее духовных богатств. В его формах и методах мы находим много общего с организацией в воинских формированиях, главным примером служит его «военная игра». Она состояла из распределения на отряды по «мастерским» или «сводным» с принципом единоначалия в виде старших по отрядам — командиров; элементов распорядка дня, таких как время для определенных родов деятельности, приема пищи, совещания, 76 построения; сигналов (горна) на занятия и на работы; утреннего осмотра и вечерней поверки. Результатом этой «военной игры» стали выпрямление осанки колонистов, приведение в лучший вид формы одежды, уважительные отношения друг к другу. А.С. Макаренко особенно важным считал выбор перспектив как близких, так и далеких. Этот выбор имел практическую цель: сплотить и увлечь за собой членов группы, сосредотачивая их внимание на цели «завтрашней». Членам воинских подразделений также важно «привить» общую цель и возможность ее достижения только в составе коллектива.
Деятельность подразделений Федеральной службы войск национальной
гвардии Российской Федерации основывается на слаженности и сплоченности всех ее военнослужащих и подразделений, в которых они проходят службу. Военнослужащие как военной службы по контракту, так и по призыву после прибытия в воинскую часть становятся членами воинского коллектива. И.А. Алехин определяет воинский коллектив как группу людей, выполняющих задачи, связанные с обеспечением безопасности государства, влияющих друг на друга и связанных между собой единством воли, целей и норм в условиях прохождения военной службы [15]. Жизнедеятельность воинского коллектива определяется характером взаимоотношений между его членами. В воинском коллективе существуют разнообразные формы и виды психологических, этнических и других связей между людьми [16]. Основными принципами успешного взаимодействия между военнослужащими являются дисциплинированность, единоначалие и сплоченность. Также и коллективы колоний «имени М. Горького» и «Первого мая» у А.С. Макаренко сначала проходили этапы сплочения, выделения актива, самоуправления, движения. Важным было требование беспрекословной дисциплины, что обеспечивало относительно свободный уклад жизни [3]. Также и в воинском коллективе по прибытию в подразделение военнослужащий распределяется в отделение (расчет, экипаж), следует распорядку дня, занимается боевой, служебной или хозяйственной деятельностью. Соблюдая все нормы и требования, безукоризненно выполняя полученные приказы и распоряжения, военнослужащий становится специалистом ратного дела.
Из определения коллектива А.С. Макаренко следует, что коллектив — это организованная группа, которая имеет согласованные с обществом и объединяю-
щие всех его членов социально значимые цели. Также Антон Семенович разработал закон жизни коллектива — это движение, а смерть — его остановка. Движение — это развитие, достижение целей, а остановка — это отсутствие эволюции, инициативы, стремлений. Также его перу принадлежит определение стадий коллектива: становление коллектива, усиление влияния актива, расцвет коллектива, этап движения. Эти стадии в точности соответствуют формированию воинского коллектива, а знание их особенностей помогает ускорить этот процесс.
К первой стадии относится период первоначального становления. В это время осуществляется сбор членов будущего коллектива, их адаптация к новым условиям деятельности, разъяснение им норм, правил, целей, задач. Задачей руководителя и основным вектором его усилий становится, организация коллектива, т. е. деятельность членов группы в целях выполнении стоящих задач, привитие ценностей и развитие традиций коллектива. Итогом этой стадии должно стать выделение актива и сплочение коллектива на основе общей деятельности и сложившихся обстоятельств.
Вторая стадия — усиление влияния актива, что заключается в упрочнении позиций его наиболее авторитетных и активных представителей. Актив из инструмента руководителя превращается в самостоятельную составляющую команды, которая поддерживает руководителя. Актив в состоянии принимать решения в пользу всего коллектива, регламентирует неприемлемые для коллектива положения. В коллективе проявляются очертания полноценной системы с ее составляющими. Работа руководителя акцентируется на работе с активом по принципу: чем больше он (командир, начальник) уделит внимание активу, тем настойчивее актив
будет следовать его целям. Актив и его деятельность становится надежной опорой командира.
Третья стадия характеризуется как расцвет коллектива. Этой стадии свойственен ряд особых качеств: предъявляемые требования к себе становятся выше таких же требований к другим, сформированы взгляды участников, их суждения, духовно-нравственный уровень. Такой коллектив благотворно влияет на любого человека, вступившего в его ряды. Результатом этой стадии становится полученный общий опыт, определенные достижения.
Четвертая стадия — движение — это эволюция, инициативность, рационализация, стремление к повышению как качества, так и количества выполняемых целей и задач. Этот этап является апофеозом деятельности как членов (воинского) коллектива, так и его руководителей и начальников. За этим этапом следует необходимость в перенаправлении его на более ответственные участки. В противном случае увядание или деградация как логическое завершение рас/переформирование.
Заслуживают особого внимания законы и принципы становления коллектива, 77 разработанные А.С. Макаренко:
• закон параллельного воздействия на личность коллективом, его общественным мнением под управлением руководителя. Для замкнутой среды армейского коллектива такое воздействие особо актуально. Однако за его воздействием необходим постоянный контроль со стороны командира, т. к. имели место случаи оставления без внимания такого воздействия, и этот метод перерастал в негативный инструмент глумления и физического насилия;
• закон развития: основывается на недопущении остановки даже самого эффективного и зрелого коллектива. Любой сформировавшийся коллектив нуждается
78
в непрерывном развитии. Остановка развития влечет деградацию и выгорание и как логическое завершение — смерть или расформирование.
Среди принципов формирования и сплочения коллектива на первое место предлагается поставить принцип взаимной ответственности: «Один за всех и все за одного». Суть этого принципа заключается в неразрывной связи между всеми членами группы от руководителя до новичка. Таким образом, упущение одного становится проблемой для всех, как и успех становится достижением команды.
Принцип перспектив подразумевает постановку близких, средних и далеких перспектив. В армейском коллективе личному составу ежедневно ставятся задачи с различным сроком их исполнения. Так, у молодого коллектива будет больше задач на ближайшую перспективу, по мере его становления и развития перед ним будут выстраиваться задачи на более продолжительную перспективу.
Принцип традиционности предполагает формирование регулярно повторяющихся ритуалов и традиций, качественно отличающих конкретный коллектив от других. В специфике воин-
ских подразделений подобная практика зависит от специализации подразделения, наличия опытных сослуживцев, положительного их влияния на деятельность коллектива.
К великому педагогическому изобретению следует отнести и «макаренковскую диаграмму» с «фронтами» достижений колонистов из книги «Флаги на башнях» [там же]. Подобные экраны необходимо размещать на стендах информации подразделений с целью наглядности его достижений. Такие экраны будут «брать за живое».
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что, не взирая на прошедшие 84 года со дня смерти великого ученого-педагога А.С. Макаренко, законы, принципы, формы, методы формирования коллектива, в частности воинских, остаются актуальными и востребованными по сей день. Таким образом, наследие, оставленное нам Антоном Семеновичем, является отличной основой для формирования и развития воинских (служебных) коллективов Росгвардии, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения безопасности как государства в целом, так и каждого ее гражданина в частности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма. М.: Известия, 1969. 656 с.
2. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I. СПб.: Лань, 2013. 371 с.
3. Александрова, Е.А. Педагогическая поэма: вспоминая А. Макаренко // Классное руководство и воспитание школьников. 2013. № 3 (27). С. 16-17.
4. Гриценко, Л.И. Концепция воспитания А.С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. 2006. № 2. С. 89-96.
5. Кораблёва, Т.Ф. Новый человек в педагогическом наследии Антона Семёновича Макаренко // Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития. Гл. 9 / под ред. Л.В. Мардахаева и др. М., 2019. С. 165-178.
6. Коршунова, Н.Н. Воспитание труженика — созидателя России. Национально значимая модель школы // Покровские образовательно-просветительские листки. Вып. 4. СПб.: Нестор, 2006.
7. Фролов, А.А., Илалтдинова, Е.Ю. Развитие социального творчества молодёжи: наследие И.П. Иванова и педагогика А.С. Макаренко. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. 22 с.
8. Абаринов, А.А. О роли трудового воспитания в процессе исправления и перевоспитания несовершеннолетних осуждённых в ВТК Украинской ССР // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осуждённых: материалы Всесоюзной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Рязань, 1988. С. 58-59.
9. Моргун, В.Ф. А.С. Макаренко и психология личности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 81-88.
10. Ткаченко, А.В. Професшний розвиток особистосп в практищ А.С. Макаренка: кторико-педагопчний аспект (1920-1935 рр.): монографш. Полтава: ПНПУ iменi В.Г. Короленка, 2013. 342 с.
11. Меттини, Эмилиано. Социальное воспитание в системе А.С. Макаренко как основа формирования самосознания личности // Социальная педагогика. 2019. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-vospitanie-v-sisteme-a-s-makarenko-kak-osnova-formirovaniya-samosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 18.04.2023).
12. Hillig, G. Verblasste Gesichter, vergessene Menschen... 28 Porträts von "Freunden" und "Feinden" A.S. Makarenkos. Bremen, 1999.
13. Гашковец, И. Отношение к педагогической науке двух воспитателей: Антона Макаренко и Яну-ша Корчака // 1м1дж сучасного педагога. 2002. № 4/5.
14. Что нам сегодня известно о системе Макаренко? // Народное образование. 2017. № 3-4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chto-nam-segodnya-izvestno-o-sisteme-makarenko (дата обращения: 10.04.2023).
15. Алехин, И.А. Военная педагогика / под общ. ред. И.А. Алехина. М.: Юрайт, 2022. 414 с.
16. Киришко, В.П., Евдокимова, Ю.Н. Воинский коллектив: прошлое и настоящее // СССР как исторический феномен: к 100-летию со дня образования. Сборник научных статей / под общ. ред. А.Т. Ташпековой, П.А. Совкича. Саратов, 2023. С. 197-204.
REFERENCES
79
1. Makarenko, A.S. Pedagogicheskaya poema [Pedagogical Poem]. Moscow, Izvestiya, 1969, 656 p. (in Russ.)
2. Ushinskij, K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii. T. I [Man as a Subject of Education. The Experience of Pedagogical Anthropology, vol. I]. St. Petersburg, Lan, 2013, 371 p. (in Russ.)
3. Aleksandrova, E.A. Pedagogicheskaya poema: vspominaya A. Makarenko [Pedagogical Poem: Remembering A. Makarenko], Klassnoe rukovodstvo i vospitanie shkolnikov = Classroom Guidance and Education of Schoolchildren, 2013, No. 3 (27), pp. 16-17. (in Russ.)
4. Gricenko, L.I. Koncepciya vospitaniya A.S. Makarenko v svete sovremennyh nauchnyh znanij [The Concept of Education of A.S. Makarenko in the Light of Modern Scientific Knowledge], Pedagogika = Pedagogy, 2006, No. 2, pp. 89-96. (in Russ.)
80
5. Korablyova, T.F. Novyj chelovek v pedagogicheskom nasledii Antona Semyonovicha Makarenko [A New Man in the Pedagogical Heritage of Anton Semenovich Makarenko]. In: Socialnaya pedagogika: teoretiko-metodologicheskie osnovy i perspektivy razvitiya [Social Pedagogy: Theoretical and Methodological Foundations and Prospects of Development, chapter 9], ed. by L.V. Mardakhaev et al. Moscow, 2019, pp. 165-178. (in Russ.)
6. Korshunova, N.N. Vospitanie truzhenika — sozidatelya Rossii. Nacionalno znachimaya model shkoly [Education of the Worker — Creator of Russia. The Nationally Significant Model of the School]. In: Pokrovskie obrazovatelno-prosvetitelskie listki. Vyp. 4 [Pokrovsky Educational and Educational Leaflets, iss. 4]. St. Petersburg, Nestor, 2006. (in Russ.)
7. Frolov, A.A., Ilaltdinova, E.Yu. Razvitie socialnogo tvorchestva molodyozhi: nasledie I.P. Ivanova i pedagogika A.S. Makarenko [ The Development of Social Creativity of Youth: The Legacy of I.P. Ivanov and Pedagogy of A.S. Makarenko]. Nizhnij Novgorod, Mininskij universitet, 2019, 22 p. (in Russ.)
8. Abarinov, A.A. O roli trudovogo vospitaniya v processe ispravleniya i perevospitaniya nesovershennoletnih osuzhdyonnyh v VTK Ukrainskoj SSR [On the Role of Labor Education in the Process of Correction and Re-Education of Juvenile Convicts in a Correctional Labor Colony of the Ukrainian SSR]. In: Pedagogicheskoe nasledie A.S. Makarenko i problemy ispravleniya i perevospitaniya osuzhdyonnyh [The Pedagogical Legacy of A.S. Makarenko and the Problems of Correction and Re-Education of Convicts: Materials of the All-Union Scientific and Practical Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Birth of A.S. Makarenko]. Ryazan, 1988, pp. 58-59. (in Russ.)
9. Morgun, V.F. A.S. Makarenko i psihologiya lichnosti [Makarenko and Psychology of Personality], Voprosy psihologii, 1988, No. 4, pp. 81-88. (in Russ.)
10. Tkachenko, A.V. Profesijnij rozvitok osobistosti v praktici A.S. Makarenka: istoriko-pedagogichnij aspekt (1920-1935 rr.) [Professional Development of the Individual in the Practice of A.S. Makarenko: Historical and Pedagogical Aspect (1920-1935): monograph]. Poltava, Poltavskij nacionalnyj pedagogicheskij universitet imeni V.G. Korolenko, 2013, 342 p.
11. Mettini, Emiliano. Socialnoe vospitanie v sisteme A.S. Makarenko kak osnova formirovaniya samosoznaniya lichnosti [Social Education in the System of A.S. Makarenko as the Basis for the Formation of Self-Awareness of the Individual], Socialnaya pedagogika = Social Pedagogy, 2019, No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnoe-vospitanie-v-sisteme-a-s-makarenko-kak-osnova-formirovaniya-samosoznaniya-lichnosti (accessed: 18.04.2023). (in Russ.)
12. Hillig, G. Verblasste Gesichter, vergessene Menschen... 28 Porträts von "Freunden" und "Feinden" A.S. Makarenkos. Bremen, 1999.
13. Gashkovec, I. Otnoshenie k pedagogicheskoj nauke dvuh vospitatelej: Antona Makarenko i Yanusha Korchaka [Attitude to Pedagogical Science of Two Educators: Anton Makarenko and Janusz Korczak], Imidzh suchasnogo pedagoga = Image of a Modern Teacher, 2002, No. 4/5. (in Russ.)
14. Chto nam segodnya izvestno o sisteme Makarenko? [What Do We Know about the Makarenko System Today?], Narodnoe obrazovanie = Public Education, 2017, No. 3-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-nam-segodnya-izvestno-o-sisteme-makarenko (accessed: 10.04.2023). (in Russ.)
15. Alekhin, I.A. Voennaya pedagogika [Military Pedagogy], ed. by I.A. Alekhin. Moscow, Yurajt, 2022, 414 p. (in Russ.)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX 3 / 2023
ВЕК
16. Kirishko, V.P., Evdokimova, Yu.N. Voinskij kollektiv: proshloe i nastoyashchee [Military Collective: Past And Present]. In: SSSR kak istoricheskij fenomen: k 100-letiyu so dnya obrazovaniya [USSR as a Historical Phenomenon: To the 100th Anniversary of Its Formation. Collection of Scientific Articles], eds. A.T. Tashpekova, P.A. Sovkich. Saratov, 2023, pp. 197-204. (in Russ.)
Киришко Владимир Петрович, адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
Vladimir P. Kirishko, Associate Professor, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2023. Принята к публикации 16.06.2023 The paper was submitted 19.04.2023. Accepted for publication 16.06.2023
81
3/2023
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XXI " ВЕК