Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОЛЛЕКТИВА'

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ОФИЦЕР / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СПОСОБНОСТИ / ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киришко В. П.

Интерес к представленной теме вызван необходимостью формирования у офицера военно-профессиональных качеств, делающих их способными проводить анализ трудных ситуаций, прогноз изменений замысла и действий противника, принимать решения в условиях сложной обстановки для достижения поставленных вышестоящим командованием целей. В статье рассматривается и обосновывается формирование и совершенствование военно-профессиональных качеств личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации под влиянием воинского коллектива. На основе анализа психолого-педагогической литературы установлены военно-профессиональные качества и выделены из них основные качества офицера, востребованные современной реальностью, для противодействия давлению, оказываемого на военнослужащего, офицера и гражданина Российской Федерации в целом. Обоснован процесс формирования и развития таких качеств, как ответственность, дисциплинированность и организаторские способности, под влиянием коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киришко В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE MILITARY-PROFESSIONAL QUALITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION NATIONAL GUARD OFFICER UNDER THE INFLUENCE OF THE TEAM

Interest in the presented topic is caused by the need to form an officer with military-professional qualities capable of analyzing difficult situations, predicting changes in the enemy’s plan and actions, making decisions in a difficult situation to achieve the goals set by the higher command. The article considers and justifies the formation and improvement of military-professional qualities of the Russian Federation National Guard officer personality under the influence of a military team. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, military-professional qualities have been established and the main qualities of the officer, demanded by modern reality, to resist pressure exerted on the serviceman, officer and citizen of the Russian Federation as a whole have been identified. The process of development and development of such qualities as responsibility, discipline and organizational abilities under the influence of the team has been reasoned.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОЛЛЕКТИВА»

► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.032 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-127-135

ББК 68.44

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОЛЛЕКТИВА

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE MILITARY-PROFESSIONAL QUALITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION NATIONAL GUARD OFFICER UNDER THE INFLUENCE OF THE TEAM

Киришко Владимир Петрович

Адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения), Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии

E-mail: vladimirkirishko@yandex.ru

Kirishko Vladimir P.

Adjunct at the postgraduate course of fulltime and part-time studies, Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops E-mail: vladimirkirishko@yandex.ru

Аннотация. Интерес к представленной теме вызван необходимостью формирования у офицера военно-профессиональных качеств, делающих их способными проводить анализ трудных ситуаций, прогноз изменений замысла и действий противника, принимать решения в условиях сложной обстановки для достижения поставленных вышестоящим командованием целей. В статье рассматривается и обосновывается формирование и совершенствование военно-профессиональных качеств личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации под влиянием

Abstract. Interest in the presented topic is caused by the need to form an officer with military-professional qualities capable of analyzing difficult situations, predicting changes in the enemy's plan and actions, making decisions in a difficult situation to achieve the goals set by the higher command. The article considers and justifies the formation and improvement of military-professional qualities of the Russian Federation National Guard officer personality under the influence of a military team. Based on the analysis of

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Киришко В. П., 2023

воинского коллектива. На основе анализа психолого-педагогической литературы установлены военно-профессиональные качества и выделены из них основные качества офицера, востребованные современной реальностью, для противодействия давлению, оказываемого на военнослужащего, офицера и гражданина Российской Федерации в целом. Обоснован процесс формирования и развития таких качеств, как ответственность, дисциплинированность и организаторские способности, под влиянием коллектива.

psychological and pedagogical literature, military-professional qualities have been established and the main qualities of the officer, demanded by modern reality, to resist pressure exerted on the serviceman, officer and citizen of the Russian Federation as a whole have been identified. The process of development and development of such qualities as responsibility, discipline and organizational abilities under the influence of the team has been reasoned.

Ключевые слова: военно-профессиональные качества, личность, офицер, воинский коллектив, способности, первичный коллектив.

Keywords: military-professional qualities, personality, an officer, abilities, military team, capabilities, the primary team.

Для цитирования: Киришко В. П. Формирование и совершенствование военно-профессиональных качеств офицера войск национальной гвардии Российской Федерации под влиянием коллектива // Проблемы современного образования. 2023. № 3. С. 127-135. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-127-135.

Cite as: Kirishko V. P. Development and improvement of the military-professional qualities of the Russian Federation national guard officer under the influence of the team. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 3, pp. 127-135. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-3-127-135.

Актуальность к представленной теме востребована реалиями современных особенностей прохождения службы офицерами в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Давление на военнослужащего, офицера, оказываемое негативным информационно-психологическим воздействием через мессенджеры, ГИС Интернет, средства массовой информации, обусловленное проведением специальной военной операции на Украине, требует от офицера сформированности определенных профессионально-личностных качеств, необходимых для умелого руководства вверенным личным составом и поддержания материально-технических ресурсов в состоянии постоянной боевой готовности для успешного выполнения стоящих перед подразделением задач.

У офицера необходимо сформировать такие военно-профессиональные качества, как способность проводить анализ трудных ситуаций, прогнозировать изменения замысла и действий противника, принимать решения в условиях сложной обстановки для достижения поставленных вышестоящим командованием целей. Все качества офицера, как и любого военнослужащего, формируются в первичных воинских коллективах: отделение (расчет, экипаж), взвод, рота (батарея, группа, звено).

Основываясь на общих целях и совершенных представлениях о понятии сообщества, члены такого коллектива создают свои нормы отношений, правила, свою пирамиду нравственных ценностей, систему поощрений и взысканий, перспективы взаимодействия и жизнедеятельности, согласовывают лидеров, отвечающих требованиям, представленным большинством, о правилах поведения и выражения эмоций.

Как итог этой совместной жизнедеятельности формируется образ сосуществования всех членов коллектива в единой системе поведения, организации совместной деятельности и как морально-психологическое состояние - микроклимат, соответствующий понятиям всех, положительно оказывающих влияние на формирование их образа жизни [1]. Группа - это источник высокого самоуважения, так как она дает положительную оценку качеств коллектива, их деяний, личности в целом, что более важно, чем оценки людей, не состоящих в этой группе [2].

Роль воинского коллектива состоит в том, что он выполняет функцию нравственного контроля, тем самым формирует чувство дисциплинированности и ответственности. Основной инструмент коллективного воздействия на личность - общественное мнение. Общественное мнение воинского коллектива, невзирая на консервативные взгляды в армии, существует, но проявляется не так, как в гражданских коллективах. Общественное мнение воинского коллектива - это его уверенность в командире, защита его (коллектива) от внешних факторов, его готовность стоять за командира «горой». В свою очередь, офицер тоже должен предполагать жертвенность в интересах подразделения. Взаимопонимание между командиром и коллективом, безусловно, должно существовать, однако в рамках принципа единоначалия.

Влияние воинского коллектива на формирование личности офицера поистине велико. Воинский коллектив, как и любой другой, ставит перед собой цель, выполняет стоящие задачи на пути к ее достижению. В коллективе, благодаря ответственности перед его членами, у офицера совершенствуется такое качество, как планирование.

И. П. Иванов и Т. Е. Конникова выделили в качестве одного из фундаментальных составляющих самостоятельности коллективное планирование, которое в свою очередь дает возможность реализовать личные цели каждого и коллектива в целом [1]. В ходе взаимодействия личности в коллективе появляется необходимость подавления своих личных целей перед коллективными. В связи с этим у человека одни качества начинают преобладать над другими, к примеру, мужественность над трусостью, патриотизм над космополитизмом, инициатива над безразличием, эмпатия над эгоизмом, решительность над безволием, и этот список можно долго продолжать. Суть же остается одна, как правило, в воинском коллективе осуществляется рост положительных качеств военнослужащего.

Военно-профессиональные качества офицера представляют собой комплекс специальных теоретических знаний и практических умений, составляющих основу личности офицера как профессионала, который может выполнять служебно-боевые задачи в любой обстановке. Качества личности могут быть как позитивными, так и иметь негативную окраску, эти качества бинарные, то есть попарные.

Качества личности - это направленность ее проявления в аспекте существования, отражающие ее свойства в процессах своего организма и окружающего мира.

Применительно к человеку возможно представить около 200 различных качеств - критериев, без углубления в конкретику, связанную с его родом деятельности или существования в целом. Интенсивность проявления этих качеств зависит от педагогической среды в системе «человек-человек» [3]. В статье основной акцент будет на положительных качествах и способах их формирования и развития.

Качества формируются под влиянием потребностей. К качествам современной личности мужчины сегодня следует отнести непоколебимую гражданскую позицию, патриотизм, смелость, мужественность, компетентность, образование, интеллигентность, гуманизм, высокую духовно-нравственную культуру, силу воли, организаторские способности, находчивость, настойчивость, творческую активность, ответственность и дисциплинированность, целеустремленность, инициативу, самостоятельность, решительность, коммуникабельность, усердие, интеллект, трудолюбие и работоспособность, морально-психологическую устойчивость.

Эти качества можно условно разделить на общечеловеческие и свойственные специальности (профессии). Также к современным общечеловеческим качествам относятся воспитанность, уважение, вежливость, доброта, оптимизм, искренность, пунктуальность, скромность, трудолюбие, справедливость, эмпатия.

К профессиональным качествам личности военнослужащего предпочтительно отнести: смелость (как храбрость, бесстрашие, отвагу), компетентность (наличие военно-профессиональных знаний, необходимых для уверенного исполнения обязанностей по службе), силу воли (выносливость, психологическую и физическую устойчивость), ответственность (отвечать за свои поступки и понимать, к каким последствиям они могут привести), дисциплинированность (выполнение требований, указанных в понятии «воинская дисциплина»), уровень интеллекта (логика, здравомыслие, умение анализировать, способность принимать верные решения), целеустремленность (способность ставить перед собой понятные и достижимые цели), инициативу (внутреннее стремление к новым формам деятельности), самостоятельность (готовность и способность осуществлять свою деятельность без опоры на кого- или что-либо), саморазвитие (способность к самообразованию) [4], решительность (способность быстро и правильно действовать для успешной реализации задуманного), организаторские способности (установление приоритетов, распределение обязанностей, мобилизация подчиненных, контроль), творческую активность (неординарный подход), доброту (готовность прийти на помощь ближнему, заботу и внимание к окружающим), честность, порядочность (соблюдение общепринятых норм поведения в социуме), верность и преданность Родине (патриотизм - любовь к своему Отечеству, своему народу), справедливость (беспристрастность, равноправие), находчивость (смекалку, нестандартное решение проблемы), рационализаторство (склонность к научной деятельности) [5], настойчивость (упорство и усердие на пути к цели, невзирая на препятствия).

Естественно, что указанные качества военнослужащего, офицера необходимы в комплексе, без каждого из них невозможно выполнять повседневные или служебно-бо-евые задачи. Однако их роль может снижаться или возрастать. Их наличие в комплексе определяют успех достижения стоящих перед офицером целей.

Военно-профессиональные качества являются «стержнем», основой личности современного офицера. Военно-профессиональные качества - это основа будущего офицера ВНГ РФ. Исходя из этого, наиболее востребованными качествами современного офицера являются дисциплинированность, ответственность и организаторские способности. Именно в этой последовательности, так как офицер сперва обязан сам выполнять предъявляемые к военнослужащему требования, на высочайшем уровне быть способным к образцовой организации и помнить о персональной ответственности.

Подчиненный воспитывается на личном примере, и если офицер допускает в своей службе упущения, то и его подчиненным стремиться к идеалу не будет необходимости. Воинская дисциплина - это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (приказаниями) командиров (начальников) [6].

Дисциплинированность офицера - это его внутренняя убежденность в необходимости сознательного выполнения требований законов Российской Федерации, военной присяги, воинских уставов, умение управлять своим поведением в любой обстановке.

Дисциплина - от лат. disciplina 'выдержанность', 'строгость', в свою очередь от discere 'учить'. Великий полководец Российской империи, князь, генералиссимус А. В. Суворов говорил: «Дисциплина - мать победы» [7]. Дисциплина в военном деле - основа успеха. Дисциплинированность как качество неоднородно. Оно подразумевает пунктуальность, точность, строгость, порядочность.

Дисциплинированность в будущем офицере формируется при его воспитании, т. е. с самого детства. Сначала это осознание требований семьи, далее следует соблюдение норм общества, где воспитывается человек и его личность, а окончательно формирование этого качества закрепляется в стенах военных заведениях, где он проходит воинскую службу. Из словаря С. И. Ожегова следует, что дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам [8]. Дисциплинированность - своего рода «специальный этикет», внедренный в воинской формации. Дисциплина - это подчинение установленным нормам, требованиям и правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах. К ним относятся распорядки дня, регламенты, приказы, распоряжения, различного рода инструкции, разработанные должностными лицами на местах с учетом определенного опыта, утвержденные командованием.

Вслед за дисциплинированностью мы выделяем ответственность. Первое качество не может существовать без второго и наоборот. Ответственность - это следствие дисциплинированности, ибо как ты выполнил распоряжение или приказ, такую оценку командир (начальник) и даст - поощрение или взыскание. Также при рассмотрении качества ответственности стоит помнить, что ответственность офицера лежит, в первую очередь, перед его подчиненным личным составом, недочет в организации, будь то

хозяйственные работы и боевые задачи, может привести к получению вреда здоровью, а то и жизни. И решающую роль в воинском коллективе имеют организаторские способности офицера.

Ответственность - это обязанность, необходимость отдавать отчет в своих действиях, поступках [8]. Качество «ответственность офицера» - это его способность адекватно ответить за свои поступки либо за порученное ему дело. Безответственность в армии не допустима. В армии всегда «кто-то за это отвечает». Понятие ответственности неразрывно связано с понятием дисциплинированности. Ответственность как качество прививается человеку и его личности так же как дисциплинированность с детства. Ведь все мы помним родительское: «Подумай, что будет, если...». Этими словами нас заставляют предвидеть результат своих деяний и их последствий. Это и есть ответственность за свои поступки.

В армии ответственность приобретает более широкое понятие, так как в воинском коллективе у военнослужащего появляется индивидуальная ответственность за коллективный успех. Другими словами, ответственность офицера заключается в обучен-ности личного состава, их мотивации, исправности и боеготовности материально-технических средств, грамотном распределении имеющихся ресурсов, выборе способа действия, в создании продуманного плана и как итог - качественное и своевременное выполнение задачи.

Организаторские способности подразумевают умение офицера довести и разъяснить стоящую задачу, обеспечить средствами, требуемыми для ее выполнения, мотивировать военнослужащих и осуществлять контроль деятельности.

Организаторские способности - это качество, состоящее из комплекса компонентов, позволяющих грамотно довести задачи до подчиненных и разъяснить их предстоящую работу. Мотивировать личный состав, заразить подчиненных энтузиазмом и переживанием за дело. Обеспечить необходимыми средствами и распределить обязанности между военнослужащими с учетом способностей и возможностей. Немаловажной составляющей этого качества является контроль деятельности подчиненных. Контроль значительно повышает качество. После выполнения поставленных задач офицер обязан вкратце подвести итоги: сделать замечания, выделить лучшее, поощрить и наказать исполнителей.

Организаторские способности в воинском коллективе имеют очень важную роль. Порой приказ может не так сильно мотивировать военнослужащих, чем простое, братское: «Ребят, а давайте...». Офицер - это организатор, управленец. Нет обязанностей должностных лиц в Уставах Вооруженных Сил РФ без слов «организовывать» или «руководить» для офицера [6].

Коллектив, оказывая на личность офицера влияние, выполняет три воспитательные функции: организационную, идейно-воспитательную и стимулирующую. Организационная функция - функция преобразования коллектива в субъект управления своей деятельности. Идейно-воспитательная - коллектив сам прививает определенные идеи его членам. Стимулирующая - воинский коллектив формирует стимулы и регулирует деятельность военнослужащих.

Влияние коллектива следует рассматривать как стратегию формирования воспитывающей среды:

• идеология (установки от государства);

• средства (воинская часть, полигон, тактическое поле, тир, спортгородок, автодром);

• формы (деятельность, соревнование, дискуссии);

• методология (педагогика сотрудничества - В. П. Бедерханова, О. С. Газман, И. Д. Демакова, С. Д. Поляков, С. Л. Соловейчик);

• формирование уклада образовательной организации (Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова, А. Н. Тубельский) [9].

Основными формами и методами воспитания воинского коллектива личности офицера являются коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование. Истинно умелое использование форм воздействия коллектива в состоянии переформировать объект влияния. Группа намного раньше видит девиантность в поведении или психологическом составе личности офицера. В подобном случае фундаментальная задача командира (начальника) - заметить эти сигналы сообщества и не упустить использование превентивных мер [10]. Указанные формы и методы проявляются в коллективной деятельности, в делах коллектива, такого рода дела могут быть следующей направленности: общественно-политического характера, художественно-эстетические, познавательные, спортивно-патриотические, организаторские [11].

Процессы развития личности офицера и воинского коллектива неразрывно связаны между собой. С одной стороны, это взаимоотношения между военнослужащими. С другой стороны, это их активность, их потенциал в плане физической, огневой и специальной подготовки, который обуславливает воздействие коллектива на формирование качеств личности офицера. В итоге результаты коллектива тем выше, чем активнее его члены и руководители.

Концепция Макаренко, ориентированная на воспитание личности в коллективе, имела большие преимущества. Особого внимания заслуживает разработанная А. С. Макаренко система самоуправления. Самоуправление и саморегуляция в коллективе поддерживались у него с помощью старших воспитанников, более опытных, которые придерживались общих норм колонии, ее традиций и правил [9], также эти ребята обладали авторитетом, что, в свою очередь, помогало воспитателям. Благодаря трудам

0. С. Газмана [1] и А. В. Мудрика [2] стало ясно, что только гармония между личным и коллективным соответствует современной педагогике.

Подытожив вышеизложенное, приходим к выводу, что арсенал (формы и методы), которым коллектив может воздействовать на формирование качеств современного офицера-профессионала, многообразен, а оказываемое влияние непереоценимо.

Список литературы

1. Зверев А. О., Тубельский А. Н. Полное собрание трудов О. С. Газмана «Неклассическое

воспитание». М.: МИРОС, 2002.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Academia, 1999. 183 с.

3. Индык Е. С. Особенности эмоционального выгорания // Трибуна ученого. 2022. № 4. С. 19-27.

4. Гупалов М. М. Стимулирование самообразования курсантов как условие реализации компетентностного подхода в военных вузах внутренних войск МВД России // Трибуна ученого. 2011. № 11 (26). С. 30-35.

5. Тарасенко Г. В., Дорогин Р. В. Эффективность деятельности научных учреждений // Вестн. Саратовского гос. социально-эконом. ун-та. 2018. № 4 (73). С. 118-121.

6. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 31.07.2022) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»), ст. 1.

7. Суворов А. В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1987. 39 с.

8. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.

9. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. URL: http://pmedu. ru/res/2012_1_3.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

10. Киришко В. П. Влияние воинского коллектива на формирование личности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Т. 2, № 5 (88). С. 89-92.

11. Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. 1989. № 8. URL: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivakol.html (дата обращения: 10.01.2023).

References

1. Zverev A. O., Tubelskiy A. N. Polnoe sobranie trudov O. S. Gazmana "Neklassicheskoe vospitanie". Moscow: MIROS, 2002.

2. Mudrik A. V. Sotsialnaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Academia, 1999. 183 p.

3. Indyk E. S. Osobennosti emotsionalnogo vygoraniya. Tribuna uchenogo. 2022, No. 4, pp. 19-27.

4. Gupalov M. M. Stimulirovanie samoobrazovaniya kursantov kak uslovie realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v voennykh vuzakh vnutrennikh voysk MVD Rossii. Tribuna uchenogo. 2011, No. 11 (26), pp. 30-35.

5. Tarasenko G. V., Dorogin R. V. Effektivnost deyatelnosti nauchnykh uchrezhdeniy. Vestn. Saratovskogo gos. sotsialno-ekonom. un-ta. 2018, No. 4 (73), pp. 118-121.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 10.11.2007 No. 1495 (red. ot 31.07.2022) "Ob utverzhdenii obshchevoinskikh ustavov Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii" (vmeste s "Ustavom vnutrenney sluzhby Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii", "Distsiplinarnym ustavom Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii", "Ustavom garnizonnoy i karaulnoy sluzhb Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii"), art. 1.

7. Suvorov A. V. Nauka pobezhdat. Moscow: Voenizdat, 1987. 39 p.

8. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 72 500 slov i 7500 frazeologicheskikh vyrazheniy. Moscow: Az, 1994. 907 p.

9. Bederkhanova V. P., Demakova I. D., Krylova N. B. Gumanisticheskie smysly obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012, No. 1, pp. 16-27. Available at: http://pmedu.ru/ res/2012_1_3.pdf (accessed: 10.01.2023).

10. Kirishko V. P. Vliyanie voinskogo kollektiva na formirovanie lichnosti ofitsera voysk natsionalnoy gvardii Rossiyskoy Federatsii. Aktualnye problemy gumanitarnykh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk. 2022, Vol. 2, No. 5 (88), pp. 89-92.

11. Ivanov I. P. Kollektivnoe tvorcheskoe vospitanie. Semya i shkola. 1989, No. 8. Available at: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivakol.html (accessed: 10.01.2023).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 3

Статья поступила в редакцию 18.01.2023 The article was received on 18.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.