УДК 371.214:51 Деменева И. А.
Интеграция математических и экономических знаний как один из способов обновления содержания образования
Аннотация: Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.
Ключевые слова: экономическая грамотность, экономические знания, ФГОС НОО, прагматическая цель.
Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. И чем раньше он познакомится с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.
Введение курса «Основы экономических знаний» в рамках занятий внеурочной деятельности являются попыткой приобщения младших школьников к основам экономической грамотности. Основными задачами и функциями экономической подготовки учащихся являются:
- ознакомление детей с элементарными экономическими понятиями;
- ориентирование учащихся на рационализацию труда и повышение его экономической эффективности;
- формирование у школьников экономически значимых качеств личности, социально ценной мотивации на успешное участие в учебной и трудовой деятельности;
- развитие экономического мышления детей;
- формирование разумных потребностей, стремления соотносить свои желания с возможностями семьи;
- развитие способности к нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономиче-
ской деятельностью, потребности в личном совершенствовании и эффективной самореализации в экономической деятельности;
- мотивация на использование экономических знаний,умений и навыков при выполнении трудовой,учебной,хозяйственной деятельности;
- профессиональная ориентация, направленная на ознакомление детей с миром труда и профессий и формирование у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Изучение начального курса экономики начинается с первого класса, но привить учащимся практические навыки в полной мере не всегда удается. Дети воспринимают некоторые экономические понятия обособленно, т. е. имея знания, они не всегда ими пользуются при выполнении учебной, трудовой и хозяйственной деятельности. В результате один из компонентов развития (умение применять полученные знания в новых условиях) не всегда реализуется полностью. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать», - говорит академик Александр Львович Минц.
Чтобы экономические знания не были «мертвым» грузом памяти, а стали живым
инструментом для решения жизненных и учебных задач, преподавание экономики в начальной школе можно рассматривать с точки зрения содержательной интеграции с другими предметами: с уроками литературного чтения, естествознания, краеведения (в ходе изучения следующих тем: потребности (физиологические, социальные, потребности в безопасности, потребности в уважении и самореализации своих способностей и возможностей); источники удовлетворения потребностей; ресурсы; товары и услуги; производство товаров и услуг; торговля; собственность; бюджет; налоги и т. д.); с уроками математики.
Основанием интеграции экономических и математических знаний может служить и необходимость совместных усилий по формированию метапредметных УУД и невозможность изолированного преподавания предметов, общность их тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программах.
Начальный этап обучения математике имеет две основные цели: внутреннюю, дидактическую - общее развитие учащихся и подготовка к продолжению образования, и внешнюю, прагматическую - формирование математической грамотности.
Прагматическая цель начального обучения требует, чтобы содержание было в определенном смысле замкнутым: оно должно обеспечивать простейшие потребности человека в его повседневной жизни -«магазинные» расчеты, расчет налогов, тарифов и штрафов и т. п., простейшие случаи употребления математической терминологии в естественном языке.
Другими словами, прагматическая цель - формирование математической грамотности - соответствует тезису о достаточности начального образования для
повседневной жизни человека, для возможности его самообеспечения в современном обществе на примитивном уровне, для возможности выполнять элементарную трудовую деятельность на исполнительском уровне. В этом смысле математическая грамотность является необходимой компонентой функциональной грамотности, составляющей основу возможности самостоятельного функционирования человека в обществе.
Экономические знания также во многом универсальны, они применимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.
Естественное соединение математических и экономических знаний целесообразно осуществлять с начальной ступени их изучения.
Реализация данного интегрированного подхода к процессу обучения:
- позволяет сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире;
- способствует разностороннему и целостному развитию детей за счет объединения возможностей разных учебных предметов;
- ведет к формированию и развитию более широких интересов детей, их склонностей и способностей к различным видам деятельности.
Выполнение заданий на экономическую тему, решение математических задач с экономическим содержанием позволяет детям не только глубже познать сущность, природу уже во многом знакомых им экономических проявлений жизни, но и помогает представить как можно ярче основные составляющие элементарной математики, показать практическую значимость ее, развивать мышление, интерес к математике как «живой науке».
Примеры соприкосновения, взаимосвязи тем экономических и математических 1-й класс
Математика Экономика
Свойства предметов. Совокупности предметов или фигур, обладающих общими свойствами. Выделение части совокупности. Десяток. Состав чисел. Числа от 1 до 100. Операции сложения и вычитания в пределах 100. Компоненты сложения и вычитания и их взаимосвязь между собой. Величины и их измерение. Товар (многообразие товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и т.д.). Торговля. Понятия: цена, количество, стоимость. Отношения: дороже, дешевле. Сфера услуг. Деньги. Выгода (рациональный выбор).
Примеры задач прикладного экономического характера:
1) На «карманные» расходы Николай получил от папы 70 рублей и от бабушки 50 рублей. Что он может купить на эти деньги?
2) Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика - в 1 рубль. Кто купит больше товаров и почему? (Рассматриваются все возможные варианты.)
3) Сергей купил арбуз, а Маша купила две дыни. Может ли оказаться, что их покупки равны по весу?
4) Летом 1 кг яблок стоит 90 рублей, а осенью на 20 рублей дешевле. Сколько стоят яблоки осенью? Почему цена раз-
ная?
2-3-й класс
Математика Экономика
Программа действий. Алгоритм. Числа от 1 до 1000. Многозначные числа. Операции сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Решение задач на зависимости между величинами вида a = Ь • c Производители и потребители. Технологический цикл изготовления изделия. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Деньги (история их возникновения, виды денег и т.д.). Покупательная способность денег. Инфляция. Ценообразование. Производительность труда.
Примеры задач прикладного экономического характера:
1) По договору работнику в первый день работы выплатили 100 рублей, во второй - 200 рублей, в третий - 300 рублей и так далее. Сколько всего денег он получит за 100 дней работы?
2) Как разделить между двумя компаньонами 7000 рублей, чтобы у одного оставалось на 3000 рублей больше, чем у другого?
3) Маша работает в кафе и обычно записывает заказ клиентов так:
ч + б(чай + бутерброд)
Прочитай меню и сосчитай сумму каждого заказа.
Меню: пирожок - 50 рублей штука, чай -30 рублей стакан, бутерброд - 40 рублей 80 копеек за штуку, лимонад - 20 рублей стакан, кекс - 27 рублей 50 копеек штука.
Заказы: 1)ч + б=
2) б + л =
3) к + п + л =
4) 2п + 2ч =
4) Алексею приходится добираться в школу пять раз в неделю, используя метро и автобус. Кроме того, пять раз в месяц он
Примеры задач прикладного экономического характера:
1) Ссуда в банке за 1 год в размере 5 млн рублей принесла банку годовой доход 100 тыс. рублей. Какому проценту годовых это соответствует?
2) Легковой автомобиль расходует 10 л бензина на 100 км пути. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равно 700 км. Литр бензина стоит 30 рублей. Каковы расходы на покупку бензина при поездке из Москвы в Санкт-Петербург?
3) В квартире живут четыре человека, на каждого из них приходится
ездит в гости к бабушке в трамвае. Единый месячный билет для проезда всеми видами транспорта стоит 2800 рублей, для проезда в метро - 1200 рублей, в автобусе -1000 рублей, в трамвае - 800 рублей. Одна поездка в метро или в автобусе стоит 30 рублей, а в трамвае - 20 рублей. Какие билеты выгоднее всего приобретать Алексею?
15 м2 общей площади. 1/6 часть занимает кухня, 1/5 - коридор, туалет и ванная комната. Какова площадь жилых комнат?
Решение задач с экономическим содержанием, насыщение жизни младшего школьника элементарными экономическими сведениями дает педагогу возможность придавать обучению интегрированный характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познавания, развивать у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
4-й класс
Математика Экономика
Многозначные числа и операции над ними. Дроби. Проценты. Налоги. Сбережения. Валюта. Посредничество. Доля посредника. Спрос и предложение. «Потребительская корзина».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Кузнецова О. С. , Сасова И. А. Программа по курсу «Экономика» для учащихся начальной школы.
2. Землянская Е. Н. Критериальная характеристика социально-экономической подготовки младших школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 3.
3. Райзберг Б. А. Экономика для детей в играх, задачах и примерах. М., 1996.
4. Маянцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. СПб., Детство-пресс, 2001.