ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ВПЕРВЫЕ ВЫШЕДШИХ НА ИНВАЛИДНОСТЬ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ,
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА
В. И. Лутошина
В статье раскрывается процесс интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в контексте непрерывного образования. Приведены результаты социологического исследования по проблеме социальной адаптации и интеграции людей, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в условиях региона.
The article deals with the integration of people with disabilities became disabled in working age in the context of lifelong education. The article provides the results of a regional sociological case study on the problems of social adaptation and integration of people who became disabled in working age.
Ключевые слова: интеграция, социальное обслуживание населения, люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте.
Key words: integration, social services for population, people with disabilities, becoming disabled in working age.
В условиях региона процесс непрерывного образования и интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов), впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, осуществляет Оренбургский государственный педагогический университет» (структурное подразделение Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и Комплексный центр социального обслуживания населения Южного округа г. Оренбурга.
На базе Комплексного центра социального обслуживания населения в Южном округе г. Оренбурга в рамках реализации научного проекта в 2014 г. проведено социологическое исследование с целью изучения проблемы социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте. Репрезентативную выборку составили 87 жителей Оренбурга и Оренбургской области. 37 человек (42,5 %) женщины и 50 человек (57,5 %) мужчины. В возрасте от 18-25 лет - 6 человек (6,9 %) из общего числа опрашиваемых; в возрасте от 26-35 лет - 9 человек (10,35 %); в возрасте от 3645 лет - 17 человек (19,5 %); от 45 и старше - 55 человек (63,25 %).
На вопрос: «С какими проблемами в повседневной жизни сталкиваются люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте?», ответы респондентов распределились следующим образом: проблема трудоустройства - 42,5 %; отсутствие поддержки со стороны государства - 28,75 %, 14 опрошенными (недостаток понимания - 16,1 % и невозможность полноценно использовать окружающий мир без посторонней помощи - 12,65 %.
37
В процессе опроса выявлено, что наиболее значимой проблемой для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, является: получение образования и работы - 37,95 %; коммуникативная доступность (общение) -18,4 %; информационная доступность - 16,1 %; затруднились ответить -12,65 %); слабая инфраструктура 7 респондентов (8 %); трудоустройство по специальности 6 респондентов (6,9 %).
На вопрос: «Какие образовательные или психолого-педагогические работы следует реализовывать для людей, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте для социальной адаптации и интеграции?», ответы респондентов распределились следующим образом: дистанционную работу (образовательные услуги) - 43,7 %; клубную работу (психологопедагогические тренинги, тесты) - 33,35 %; организацию различного рода кружков (спортивных, культурно-творческих) - 19,5 %; свой вариант ответа, а именно походы в театр и кино указали 3 респондента.
Социологическое исследование выявило ряд доминирующих проблем, актуализировало интерес к исследуемой проблеме научно-педагогических работников вуза и специалистов учреждений социальной сферы, позволило спрогнозировать и спроектировать дальнейшую работу по социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в образовательное пространство Оренбургского региона [3].
Список литературы
1. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ. - URL: http://www.orenipk.ru/kp/programs.htm (дата обращения: 15.03.2015).
2. Интеграция людей с инвалидностью в российском обществе: теория и практика / под ред. В.К. Шаповалова. - М.: Муравей, 2006. - 320 с.
3. Кочемасова Л.А., Лутошина В.И. Анализ деятельности центров социального обслуживания населения по социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Актуальные вопросы общественных наук: социологи, политология, философия, история. - Новосибирск: Изд-во СибАК, 2014. - С. 16-24.
4. Лутошина В.И. Адаптация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России: социологический анализ // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2014. - С. 79-81.
38