Научная статья на тему 'Интеграция людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, в образовательное пространство региона'

Интеграция людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, в образовательное пространство региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / социальное обслуживание населения / люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности / впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте / integration / social services for population / people with disabilities / becoming disabled in working age

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лутошина Вероника Ивановна

В статье раскрывается процесс интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в контексте непрерывного образования. Приведены результаты социологического исследования по проблеме социальной адаптации и интеграции людей, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в условиях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лутошина Вероника Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the integration of people with disabilities became disabled in working age in the context of lifelong education. The article provides the results of a regional sociological case study on the problems of social adaptation and integration of people who became disabled in working age.

Текст научной работы на тему «Интеграция людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, в образовательное пространство региона»

ИНТЕГРАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

ВПЕРВЫЕ ВЫШЕДШИХ НА ИНВАЛИДНОСТЬ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ,

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА

В. И. Лутошина

В статье раскрывается процесс интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в контексте непрерывного образования. Приведены результаты социологического исследования по проблеме социальной адаптации и интеграции людей, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в условиях региона.

The article deals with the integration of people with disabilities became disabled in working age in the context of lifelong education. The article provides the results of a regional sociological case study on the problems of social adaptation and integration of people who became disabled in working age.

Ключевые слова: интеграция, социальное обслуживание населения, люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте.

Key words: integration, social services for population, people with disabilities, becoming disabled in working age.

В условиях региона процесс непрерывного образования и интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов), впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, осуществляет Оренбургский государственный педагогический университет» (структурное подразделение Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и Комплексный центр социального обслуживания населения Южного округа г. Оренбурга.

На базе Комплексного центра социального обслуживания населения в Южном округе г. Оренбурга в рамках реализации научного проекта в 2014 г. проведено социологическое исследование с целью изучения проблемы социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте. Репрезентативную выборку составили 87 жителей Оренбурга и Оренбургской области. 37 человек (42,5 %) женщины и 50 человек (57,5 %) мужчины. В возрасте от 18-25 лет - 6 человек (6,9 %) из общего числа опрашиваемых; в возрасте от 26-35 лет - 9 человек (10,35 %); в возрасте от 3645 лет - 17 человек (19,5 %); от 45 и старше - 55 человек (63,25 %).

На вопрос: «С какими проблемами в повседневной жизни сталкиваются люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедшие на инвалидность в трудоспособном возрасте?», ответы респондентов распределились следующим образом: проблема трудоустройства - 42,5 %; отсутствие поддержки со стороны государства - 28,75 %, 14 опрошенными (недостаток понимания - 16,1 % и невозможность полноценно использовать окружающий мир без посторонней помощи - 12,65 %.

37

В процессе опроса выявлено, что наиболее значимой проблемой для людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте, является: получение образования и работы - 37,95 %; коммуникативная доступность (общение) -18,4 %; информационная доступность - 16,1 %; затруднились ответить -12,65 %); слабая инфраструктура 7 респондентов (8 %); трудоустройство по специальности 6 респондентов (6,9 %).

На вопрос: «Какие образовательные или психолого-педагогические работы следует реализовывать для людей, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте для социальной адаптации и интеграции?», ответы респондентов распределились следующим образом: дистанционную работу (образовательные услуги) - 43,7 %; клубную работу (психологопедагогические тренинги, тесты) - 33,35 %; организацию различного рода кружков (спортивных, культурно-творческих) - 19,5 %; свой вариант ответа, а именно походы в театр и кино указали 3 респондента.

Социологическое исследование выявило ряд доминирующих проблем, актуализировало интерес к исследуемой проблеме научно-педагогических работников вуза и специалистов учреждений социальной сферы, позволило спрогнозировать и спроектировать дальнейшую работу по социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, впервые вышедших на инвалидность в трудоспособном возрасте в образовательное пространство Оренбургского региона [3].

Список литературы

1. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ. - URL: http://www.orenipk.ru/kp/programs.htm (дата обращения: 15.03.2015).

2. Интеграция людей с инвалидностью в российском обществе: теория и практика / под ред. В.К. Шаповалова. - М.: Муравей, 2006. - 320 с.

3. Кочемасова Л.А., Лутошина В.И. Анализ деятельности центров социального обслуживания населения по социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Актуальные вопросы общественных наук: социологи, политология, философия, история. - Новосибирск: Изд-во СибАК, 2014. - С. 16-24.

4. Лутошина В.И. Адаптация людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в России: социологический анализ // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2014. - С. 79-81.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.