Научная статья на тему 'Интеграция, как направление модернизации физического воспитания старшеклассников с этнокультурной направленностью'

Интеграция, как направление модернизации физического воспитания старшеклассников с этнокультурной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / INTEGRATION / PHYSICAL TRAINING / ETHNO CULTURAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьева Аграфена Валентиновна, Винокурова Ольга Егоровна

В статье рассматривается педагогический аспект интеграции на уровне «региональной» интеграции, который представляет собой этнокультурное направление модернизации физического воспитания старшеклассников. Обоснованы эффективность методов интегративно-гуманистического подхода к физическому воспитанию старшеклассников с этнокультурной направленностью в условиях национальной школы. Опытно-экспериментальным путем выявлены педагогические условия физического воспитания старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration as a direction of modernization of physical training of senior pupils with an ethno cultural orientation

The pedagogical aspect of integration at the level of "regional" integration which represents an ethno cultural direction of modernization of physical training of senior pupils has been considered. The efficiency of methods of the integrated humanistic approach to physical training of senior pupils with an ethno cultural orientation in the conditions of national school has been proven. The pedagogical conditions of physical training of senior pupils have been revealed experimentally.

Текст научной работы на тему «Интеграция, как направление модернизации физического воспитания старшеклассников с этнокультурной направленностью»

не занимающихся спортом, хотя достоверность различий не выявлена. Вероятно, специфика и направленность учебно-тренировочного процесса на этом возрастном этапе, не акцентирована на развитие скоростной выносливости, что, в какой-то степени, закономерно, так как функциональные системы находятся в стадии становления и развития и их возможности весьма ограничены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 185 с.

2. Волков, В.М. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов : учебное пособие / В.М. Волков, Р.Н. Дорохов, В.А. Быков ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 1998. - 99 с.

3. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гу-жаловский. - Минск : Народная асвета, 1978. - 110 с.

4. Гужаловский, А. А. Этапность развития двигательных качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский А. А. - М., 1978. - 47 с.

5. Гужаловский, А.А. Физическая подготовленность школьника / А.А. Гужаловский. - Челябинск : Южно-Уральское кн. из-во, 1980. - 151 с.

Контактная информация: amfr.nataliya@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ, КАК НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аграфена Валентиновна Гурьева, соискатель,

Ольга Егоровна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова (СВФУ им. М.К.Аммосова),

Якутск

Аннотация

В статье рассматривается педагогический аспект интеграции на уровне «региональной» интеграции, который представляет собой этнокультурное направление модернизации физического воспитания старшеклассников. Обоснованы эффективность методов интегративногуманистического подхода к физическому воспитанию старшеклассников с этнокультурной направленностью в условиях национальной школы. Опытно-экспериментальным путем выявлены педагогические условия физического воспитания старшеклассников.

Ключевые слова: интеграция, физическое воспитание, этнокультурная направленность.

INTEGRATION AS A DIRECTION OF MODERNIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF SENIOR PUPILS WITH AN ETHNO CULTURAL ORIENTATION

Agrafena Valentinovna Gurjeva, the competitor,

Olga Egorovna Vinokurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Northeast Federal University named after M.K.Ammosov

Annotation

The pedagogical aspect of integration at the level of "regional" integration which represents an ethno cultural direction of modernization of physical training of senior pupils has been considered. The efficiency of methods of the integrated humanistic approach to physical training of senior pupils with an ethno cultural orientation in the conditions of national school has been proven. The pedagogical conditions of physical training of senior pupils have been revealed experimentally.

Keywords: integration, physical training, ethno cultural orientation.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что, во-первых, педагогическая интеграция исследуется на трех уровнях ее функционирования - методологиче-

2l

ском, теоретическом и практическом [1,2,3]; во-вторых, в настоящее время мы имеем подходы к определению объективных оснований, факторов и сущностнокатегориальных характеристик педагогической интеграции [2, с.41]. В нашем случае педагогический аспект интеграции просматривается на уровне «региональной» интеграции, который рассматривается как этнокультурная направленность.

Следует отметить, что основными проблемами физического воспитания с этнокультурной направленностью в настоящее время является ее интеграция и гуманизация.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании интегративно-гуманистического подхода физического воспитания старшеклассников с этнокультурной направленностью, закономерностей содержательного и процессуального обеспечения экспериментальной деятельности по созданию этнокультурной среды физического воспитания в условиях национальной школы, а также на экспериментальной проверке эффективности национальных видов спорта в условиях регионального учебно-тренировочного процесса.

В исследовании приняли участие 127 человек. В ходе педагогического эксперимента решались следующие задачи:

1. Определить сущность интегративно-гуманистического подхода физического воспитания школьников с этнокультурной направленностью.

2. Выявить и экспериментально проверить эффективность методов интегративно-гуманистического подхода к физическому воспитанию старшеклассников с этнокультурной направленностью в условиях национальной школы.

В экспериментальных классах учебные занятия проводили по разработанной нами интегративной технологии физической подготовки учащихся. Основные этапы данной технологии выглядели таким образом:

1. Интегративно-гуманистический подход к физическому воспитанию старшеклассников направлен на активизацию и развитие нравственно ценностных качеств личности старшеклассника.

2. Ориентция на воспитание «самости» (самоопределение, самосовершенствование, самостимулирование, самореализация, самоактуализация).

3. Интеграция физической культуры с этнопедагогическими средствами физического воспитания направлена на этнокультурно ориентированную систему обучения.

Например, интегративная задача раздела «Гимнастика»:

- На основе выбранных элементов народных игр определить последовательность обучения. Подобрать специальные элементы традиционных игр для обучения двигательному действию.

- Определить основные группы мышц и режим их работы в процессе выполнения интегрированных видов физических упражнений.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить следующие педагогические условия физического воспитания старшеклассников с этнокультурной направленностью:

1. Интеграция физических упражнений с элементами национальных видов спорта и народных игр на основе принципов интегративно-гуманистического подхода.

2. Разработка интегрированной программы для старшеклассников, основанных на личностно-ориентированном обучении.

3. Интегративно-гуманистический подход в выборе средств и приемов физических упражнений в ходе освоения нормативных задач физического воспитания с опорой на интеграцию традиционных физических упражнений с элементами национальных видов спорта и народных игр.

4. Культуросообразность, понимаемая как единство всех достижений культуры; природосообразность - как соответствие внутренней природе физически развивающегося человека.

5. Рациональное сочетание форм и способов учебно-воспитательной работы, обеспечивающих физическое воспитание, ее индивидуальную самореализацию.

Реализация этих педагогических условий обеспечивалась технологией интегративно-гуманистического подхода к процессу физического воспитания старшеклассников с этнокультурной направленностью.

Анкетирование, проведенное нами среди учителей по физической культуре, показало, что 67,9% из числа опрошенных затруднялись в определении гуманности физического воспитания, а 68,5% отметили недостаточность знания традиционных игр предков. Всего 24,6% молодых учителей используют прогрессивные гуманные традиции этнокультуры в физическом воспитании старшеклассников.

На основании анализа полученных данных следует отметить, что большинство учителей физической культуры не применяют гуманные традиции физического воспитания в школьной практике.

В опытно-экспериментальной работе использовались национальные виды спорта, народные и специально выбранные игры, интегрированные физические упражнения (с учетом рациональной техники движения, тактика двигательных действий, способы движения).

В начале проведения педагогического эксперимента показатели старшеклассников экспериментальной и контрольной групп различались по уровню физического развития и личностного отношения к физическим упражнениям. Анализ данных показал, что у 67% обследуемых старшеклассниц наблюдалась повышенная масса тела, у 12% зафиксированы результаты ниже нормы. В личностных отношениях, особенно в командных играх, поражение воспринималось очень болезненно. По итогам анкетирования из 100% старшеклассников «виновными» считают командира группы - 63,6%, учителя - 32,4%, бесполезной игрой - 20%, а 42,5% членов победившей команды считают противников слабыми, 50% - что это «борьба сильных» В индивидуальных спортивных состязаниях оно выражено ярче, чем в командных соревнованиях. (Таблицы 1 и 2).

Таблица 1.

Самооценки победителя______________________________

№ п/п Мотивация достижения успеха Способности к самоуправлению Мои личные качества

1 Соревновательная мотивация - Личный опыт

2 - Сочетание физической подготовки и спортивной деятельности Личный опыт

3 Хорошая, стабильная тренировка - Спортивный азарт

Таблица 2.

Самооценка побежденного______________________________

№ п/п Мотивация достижения успеха Способности к самоуправлению Мои личные качества

1 Не везет - Спортивная злость

2 - Слабая подготовка Хорошие физические данные

3 Соревновательная мотивация Самоорганизация Слабый характер

Как показывают результаты анкетирования индивидуальных отношений, информативным показателем является психоэмоциональное состояние старшеклассника. Оно проявляется при психоэмоциональных нагрузках, в мотивации и установке личности в условиях соревнований на занятиях по физической культуре. Но, к сожалению, в обеих группах сохраняется агрессивность. Для определения проявления агрес-

сивности мы использовали методику Р.В. Кэттелла.

Для преодоления повышенной агрессивности нами была разработана интегрированная программа, которая была апробирована в период опытно-экспериментальной работы. Действительно, после включения в программу традиций самосохранения во время спортивных состязаний, мы наблюдали повышения активности, гуманности и в то же время спортивной эмоциональности.

Исходя из этого, можно выделить три основных направления этнокультурного, интегративно-гуманистического подхода к физическому воспитанию учащихся.

Первое направление - формирование у учащихся гуманного отношения к физической культуре, предусматривает:

а) знания об этнокультурных ценностях физической культуры;

б) оценка народных идеалов и ценностей отношения к физически совершенному человеку «киьи кэрэмэьэ, саха саарына»;

в) желание активно участвовать в спортивном движении;

г) ориентацию на его идеалы и ценности и прежде всего поведение на занятиях физической культуры.

Второе направление - формирование у учащихся положительного отношения к физической культуре. Это направление включает в себя интерес, потребность к физической культуре, стремление участвовать в спортивных соревнованиях; знания об этнокультурных аспектах физической подготовки; умение использовать полученные знания на занятиях по физической культуре.

Третье направление - развитие у учащихся на занятиях физической культуры знаний о гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы выходу к большому спорту.

Интегративно-гуманистический подход предполагает гуманистическое отношение к физической культуре, отношение к нему как средству формирования физической культуры и здорового образа жизни; гуманного поведения, взаимопонимания, дружбы.

Таким образом, этнокультурная направленность интегративно-

гуманистического подхода ориентированная на физическое воспитание учащихся ставит следующие гуманные принципы:

1) формирование гуманного отношения к физической культуре;

2) формирование спортивной культуры и спортивного стиля жизни;

3) формирование ценностного отношения к физической культуре, которая соответствует гуманистическим идеалам и ценностям.

Подчеркивая интегративность гуманистического отношения к физической культуре, важно отметить следующие особенности этнокультурной направленности гуманности: анализ опытно-экспериментальной работы выявляет тот факт, что огромный гуманистический культурный потенциал национальных спортивных игр реализуется в настоящее время недостаточно. Особенно это касается роли физической культуры в формировании и развитии духовно-нравственных, эстетических, творческих способностей учащихся. Недостаточно проводятся спортивные мероприятия для пробуждения интереса к традиционным ценностям национальных видов спорта и народных игр. Таким образом, интегративно-гуманистический подход к физическому воспитанию с этнокультурной направленностью успешно формирует нравственные качества подрастающего поколения, как личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гозман, Т. М. Интеграция как стратегия достижения эффективности в школьном образовании / Т. М. Гозман // Материалы Международной научнопрактической конференции. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. - С. 112.

2. Загвязинский, В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе / В.И. Загвязинский // Образование и наука. - 1999. - № 1. - С. 41.

3. Мурашов, В.И. Интегральное воспитание. Педагогические беседы / В.И.

Мурашов. - М. : Школа, 1997. - 56 с.

Контактная информация: agrafenag@mail.ru

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-

ГОНЩИКОВ СПРИНТЕРОВ

Алексей Сергеевич Двоскин, аспирант,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследовании соревновательной деятельности, тактической и физической подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков спринтеров. На основании исследований автор разработал содержание и методику тактической подготовки и экспериментально ее проверил.

Ключевые слова: объемы тренировочных нагрузок, направленность технико-

тактических действий, ключевые тактические ситуации, варианты взаимодействия, методика тактической подготовки.

TACTICAL PREPARATION OF THE QUALIFIED SPRINT RACING SKIERS

Alexey Sergeyevich Dvoskin, the post-graduate student,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of research of competitive activity, tactical and physical readiness of the qualified sprint racing skiers. On the basis of researches the author has developed the content and methodology of tactical preparation and justified it experimentally.

Keywords: volumes of training loads, direction of technical and tactical actions, key tactical situations, interaction variants, methodology of tactical preparation.

ВВЕДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании результатов предварительных исследований, анализа научнометодической литературы, сделана попытка разработать содержание и методику тактической подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков спринтеров.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие 152 человека. В анкетировании и опросе -80 квалифицированных лыжников-гонщиков от 1 разряда до МСМК, 16 тренеров. В поисковом - участвовали 110, а в научном эксперименте 24 спортсмена высокой квалификации.

Полученные данные позволили определить объем и направленность техникотактической подготовки, необходимые технические элементы, технико-тактические действия, варианты взаимодействия и борьбы на дистанции, а также тесты физической и тактической готовности. Разработан ряд упражнений, тактических ситуаций, определен объем необходимых знаний и созданы модельные схемы технико-тактических действий спортсменов.

Разработанная методика экспериментально проверена в 2008-2009 годах. Она представляет собой комплекс средств, которые дополняют и видоизменяют обычный учебно-тренировочный план подготовки спринтеров по лыжным гонкам. План составлялся на основе тренировочного плана сборной города Санкт-Петербурга в спринтерской группе и нашей новой методики. Методика соответствовала уровню физической подготовленности испытуемых спортсменов. Главной особенностью экспериментальной методики, являлось использование в тренировочном процессе занятий на развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.