Научная статья на тему 'Интеграция как фактор модернизации промышленности современной России'

Интеграция как фактор модернизации промышленности современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИЕ ОТРАСЛЬ / INTEGRATION / MODERNIZATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / PRIVATIZATION / INTEGRATED STRUCTURE / ROCKET-AND-SPACE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиметов Б. Э.

В статье рассматриваются представления и характеристики процесса модернизации российских промышленных предприятий на основе инновационного развития. В качестве центров инновационных преобразований рассматривают крупные интегрированные структуры (предприятия, их комплексы). Предполагается формирование такой структуры путем объединения воронежских предприятий ракетно-космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF THE INDUSTRY OF MODERN RUSSIA

The article considers the presentation and characteristics of the process of modernization of Russian industrial enterprises on the basis of innovative development. As centres of innovation consider the large integrated structures (companies, their complexes). It envisages the creation of such a structure by the association of voronezh enterprises of the rocket-space industry.

Текст научной работы на тему «Интеграция как фактор модернизации промышленности современной России»

УДК 334.012.62/.64, 334.7.012.62/.64, 332.133.6

Б. Э. Гаджиметов

интеграция как фактор модернизации промышленности

современной России

В статье рассматриваются представления и характеристики процесса модернизации российских промышленных предприятий на основе инновационного развития. В качестве центров инновационных преобразований рассматривают крупные интегрированные структуры (предприятия, их комплексы). Предполагается формирование такой структуры путем объединения воронежских предприятий ракетно-космической отрасли.

Ключевые слова: интеграция, модернизация, инновационное развитие, приватизация, интегрированные структуры, ракетно-космические отрасль.

UDК 334.012.62/.64, 334.7.012.62/.64, 332.133.6

B. E. Gadzhimetov

INTEGRATION AS A FACTOR OF MODERNIZATION OF THE INDUSTRY OF

MODERN RUSSIA

The article considers the presentation and characteristics of the process of modernization of Russian industrial enterprises on the basis of innovative development. As centres of innovation consider the large integrated structures (companies, their complexes). It envisages the creation of such a structure by the association of voronezh enterprises of the rocket-space industry.

Key words: integration, modernization, innovative development, privatization, integrated structure, rocket-and-space industry.

На современном этапе развития экономики важное значение для модернизации российских промышленных предприятий приобретает интеграция.

Понятие модернизации и в теории, и особенно на практике зачастую связывается с модернизацией продукта, технологических процессов, оборудования. Однако, в действительности представление о модернизации имеет иной системный характер. Модернизация - это преобразование предприятий с целью достижения уровня, соответствующего динамике мировых тенденций и обеспечения его конкурентоспособности. Это — фундаментальное понятие, категория, отражающая процесс направленного, необратимого, качественного преобразования системы. Глобальные направления модернизации напрямую связаны со стратегиями развития предприятий [1].

Важнейшим принципом модернизации предприятий является предвидение и адаптация к меняющимся внешним условиям, отличающиеся двойственностью: с одной стороны, адаптация предполагает сохранение относительной целостности и устойчивости предприятия как системы, а

с другой — это способность не только реагировать на внешние изменения за счет внутренней трансформации, но и упреждать эти изменения на основе стратегического видении.

Характеристики процесса модернизации промышленных предприятий: этап-ность и последовательность преобразований; создание атмосферы непрерывности инноваций; активная политика; мобилизация внутренних возможностей и конкурентных преимуществ; оптимизация внешних и внутренних связей предприятий; социальная ориентация, обучение всех категорий персонала, кооперация в «кластерах развития».

Ключевым фактором модернизации российской экономики является ее — инновационное развитие. Центрами инновационных преобразований объективно могут стать крупные интегрированные структуры (предприятия, их комплексы). Благодаря накопленному научному и инженерному потенциалу, концентрации материальных и финансовых ресурсов, возможности решения или сложных научно-технических задач расширяются. Можно согласится с

утверждением, что объединения предприятий дают значительный эффект в преодолении организационной разобщенности таких этапов инновационного цикла, как научные исследования, конструкторские и технологические разработки, создание образцов новой продукции и промышленное освоение их производства [2].

Следует, правда, иметь в виду, что интеграция может привести и к отрицательным последствиям, закон превосходства крупного производства не абсолютен. Повышение размеров системы может привести к уменьшению гибкости реакции на изменения внешней среды. Крупные интегрированные предприятий и их комплексы могут со временем становиться неповоротливыми, не успевают адаптироваться к новым условиям. Именно поэтому, как отмечалось в свое время, интеграция должна сопровождаться внутренней «дезинтеграцией»: сохранением самостоятельности подразделений, формированием внутрифирменных предпринимательских структур [2].

В оборонном промышленном комплексе России интеграционные процессы во многом стали реакцией на стихийно проведенные конверсию, демонополизацию и приватизацию в 90-х годах. Плачевное состояние оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в те годы заставило государство искать способы его возрождения, основные из которых стали связывать с реформированием путем создания интегрированных структур (см. табл.1).

Обсуждаемыми в обществе являются сейчас процессы акционирования, приватизации оборонных предприятий и формирования интегрированных структур. Такой процесс возможен при выполнении ряда условий:

— перехода от неэффективных ФГУПов к акционерной форме собственности с элементами корпоративного управления;

— постепенного вовлечения частного капитала в деятельности в ОПК (развития государственно-частного партнерства);

— формирования интегрированных структур на базе существующей производственной кооперации преимущественно «снизу»[3].

Создание крупных интегрированных структур особенно важно для отечественного ОПК не только с точки зрения произ-

водства наукоемкой высокотехнологичной продукции для обеспечения обороноспособности страны, оно приобретают решающие значение по ряду направлений, обеспечивающих формирование инновационной экономики. Успешному решению этих задач препятствуют, однако, проблемы с финансированием и привлечением инвесторов. Механизмы финансирования из федерального бюджета недостаточно привлекательны, а для коммерческих иностранных инвесторов эта сфера недоступна. Из заявления первого заместителя главы госкорпорации «Ростехнологии» Алексея Алешина следует, что в обозримой перспективе определяющим игроком на российском рынке вооружений останется государство. Вместе с тем о необходимости привлечения инвестиций в российский ОПК не раз говорил Президент РФ Дмитрий Медведев: «Надо подумать над механизмами, которые используются для стимулирования инвестиций в отрасль», — отмечал президент1.

Привлечение частных капиталов в ОПК давно стало практикой для ведущих мировых держав. По свидетельству вице-президента и главного аналитика Aerospace & Defense (США) Дугласа Харнеда, именно частные компании подают Пентагону большую часть идей относительно новинок в сфере вооружений.

В ОПК России вкладываются немалые средства - в 2010 году на оборонные заказы израсходовано 1,159 трлн. рублей2. Однако руководители оборонных предприятий считают механизм распределения этих средств неэффективным. «Государство дает очень большие деньги на программу вооружений, где заложены средства на нашу модернизацию», - поясняет гендиректор холдинга «Российская электроника» Андрей Зверев. То есть, с одной стороны, получается, что у меня почти нулевая рентабельность, и предприятие не заинтересовано в том, чтобы бороться за снижение издержек, потому что бесполезно - сидит военпред. А с другой стороны, государство запросто дает деньги на развитие. Это то, что у нас в обиходе на-

1 Российскому ОПК нужны инвестиции. ИА «Альянс Медиа» http://www.allmedia.ru/ newsitem.asp?id=908329

2 Гордость и предубеждение оборонки http:// www.rosbalt.ru/business/2011/05/11/847737.html

Таблица 1

Основные этапы реформирования и развития ОПК

Период экономических реформ и его характеристика Целевая задача ОПК на этапах реформ Основное содержание реформирования

1 2 3

1992—1998 гг. Кризисное состояние ОПК. Выживание. Выход из кризисной ситуации Конверсия как фактор замещения части военного производства выпуском гражданской продукции (ГП). Основными факторами, побуждающими к реализации конверсионной модели реформирования оборонной промышленности, были резкие спады военного производства, доходившие в начале 1990-х гг. до 50—60% ежегодного снижения государственных оборонных заказов, и связанная с ними необходимость государственного регулирования организационных, правовых, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих в оборонной промышленности (доплата до среднего заработка выходных пособий при увольнении работников, выделение средств на переподготовку кадров при переходе их с военного на гражданское производство), а также выделение средств на перепрофилирование производственных мощностей, ликвидацию оборудования и другие расходы. С этой целью в 1992 г. был принят Федеральный закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», а в 1998 г. второй Закон о конверсии с тем же названием. Этап характеризуется как период крайне низкого и нерегулярного бюджетного финансирования гособоронза-каза и конверсионных программ, отсутствия средств государственной поддержки процессов реструктуризации; большинство поставленных в этих программах задач остались нереализованными.

1999—2001 гг. Посткризисный период Положительная динамика роста производства в ОПК Конверсия как метод перераспределения ресурсов, высвобождаемых, на оборонных предприятиях практически себя исчерпала. На предприятиях установился, хотя и низкий (20—25%), уровень ГОЗ. На этом этапе реформ адаптация оборонных предприятий к внешней среде связана с дальнейшим углублением военно-гражданской интеграции и диверсификацией производства. Конверсия производства должна быть дополнена конверсией экономического механизма: полной или частичной приватизацией предприятий, перестройкой менеджмента, переходом к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной основе, к широкому использованию технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции. Практически речь идет о реструктуризации ОПК как «качественном скачке от одного состояния равновесия к другому». В этот период созданы предпосылки к переходу на интеграционные формы оборонных компаний.

Окончание табл. 1

1

2002-2006 гг. Реализация ФЦП «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)». Устойчивое финансирование ГОЗ. Недостаточное инвестирование в развитие

Модернизация производственно-технологической базы - ОПК, отвечающей возрастающим требованиям внутреннего (ГОЗ) и мирового рынка вооружений. Основной инструмент- формирование ограниченного числа системообразующих интегрированных структур (ИС). Создание условий для устойчивого развития ОПК, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения

В рамках ФЦП формировался новый облик оборонно-промышленного комплекса в виде крупных интегрированных структур, объединяющих на имущественной основе промышленные, научные и конструкторские организации, что создавало предпосылки для эффективной военно-гражданской интеграции, обеспечивающей достаточно быструю «диффузию» новых научно-технических знаний и инновационных технологий из сферы военного производства в гражданское при сравнительно низких издержках. К сожалению, на этом этапе реформ трансфертный механизм высоких технологий военного и двойного назначения не получил должного развития, требовал дальнейшего совершенствования в рамках создания национальной инновационной системы.

2007-2015гг. Реализация ФЦП «Развитие ОПК на 20072010 гг. и на период до 2015 г.». Реализация «Основ военно-технической политики РФ на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу»

Целевые задачи «...сформировать военно-научный комплекс РФ к 2010 г., интегрированный в научно-технический комплекс РФ...» и обеспечивающий развитие фундаментальных и прикладных исследований, существенно влияющий на повышение эффективности ВВСТ. «...завершить в полном объеме оптимизацию ОПК и научно-технического комплекса путем создания ограниченного числа системообразующих (отрас-леобразующих) структур». «..завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики

В рамках программы развития ОПК и последовательного преобразования его в высокотехнологичный комплекс страны необходимо обеспечить, в первую очередь, слияние ОПК с гражданским сектором экономики. С целью сближения военной и гражданской промышленности необходимо сформировать механизм более эффективного перелива научно-технических достижений и таким образом переориентировать экономику страны на преимущественно высокие технологии, включая информационные и наукоемкие. Механизм коэволюционной стратегии интеграции ОПК в народное хозяйство следует рассматривать преимущественно не как перевод военных производств на выпуск гражданской продукции (по обычной конверсии), а как слияние с гражданской промышленностью базовых производств, выпускающих материалы, компоненты, элементную базу микроэлектроники, приборы, детали, узлы машин и т.п. Изготовители собственно вооружений и военной техники (ВВТ) должны представлять собой главным образом сборочные производства и носить узкоспециализированный характер и, по сути, стать ядром ОПК, ориентированным на задачи реализации программы вооружений. Технологической основой военно-гражданской интеграции должна стать передача научно-технических достижений (НТД) оборонного сектора экономики в гражданский через развитие технологий двойного назначения до создания единой национальной высокотехнологической базы, когда будет возможен и целесообразен процесс передачи высоких технологий из конкурентного гражданского сектора экономики в военный. Процесс функциональной интеграции военного и гражданского секторов должен был дополнен организационно-институциональными преобразованиями — формированием производственно-технологических кластеров и развитием стимулирующих инструментов обеспечения приоритетов промышленной политики - льготных кредитов, государственных гарантий, расширения механизма частно-государственного партнерства._

зывается «халява». А «халява» всегда развращает. Нет никаких стимулов к развитию. За тебя все решают[4].

ОПК в его нынешнем виде частные инвестиции не нужны. Во-первых, они противоречат системе распределения госзаказа, поскольку участникам «дележа» выделяемых средств не нужны конкуренты. Во-вторых, частные инвесторы оказываются лишними и в системе экспорта вооружений. В итоге частный капитал не готов идти в ОПК, а отрасль тем временем предпочитает сама «осваивать» бюджеты.

Одним из способов привлечения частных инвестиции является как раз формирование наукоемких высокотехнологичных интегрированных структур (ИС), формирование их производить не изолированно, а путем наиболее полной интеграции с гражданским сектором промышленности, как это делается во всех странах.

«Увеличение инвестиций в оборонную промышленность будет способствовать модернизации всей российской экономики. Это всегда так было во все времена и во всех странах. Как только идут крупные вложения в оборонную промышленность, это косвенным образом, так или иначе, всегда отражается на общем технологическом уровне экономики, стимулирует развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе через систему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Государственные программы вооружений на 2011— 2020 годы, по обновлению ОПК, промышленности в целом — вещи, связанные друг с другом. Если только мы допустим сбой в каком-то звене из этой цепочки, неизбежно пойдут сбои по всей цепи», — заявил премьер-министр РФ Владимир Путин [5].

Рентабельность работ предприятий ОПК должна быть не ниже 15%. При фиксированной цене заказа рентабельность предприятий ОПК весьма проблематична. Стоимость готовой военной продукции должна определяться формулой «цена плюс инфляция» (с условием, что производители открывают структуру ее себестоимости). А чтобы исключить форс-мажор из-за разового поднятия цен смежниками, им надо устанавливать тот же дефлятор (в размере не больше годовой инфляции), что и производителю готовой продукции. Иначе у него никогда не будет денег на модернизацию.

В общей сложности предстоит провести модернизацию около 1700 предприятий, причем в модернизации ОПК нет второстепенных звеньев [6]. «От того, насколько силен инновационный компонент в оборонном комплексе, зависит не только формирование облика Вооруженных сил, но и развитие экономики в целом», — сказал президент на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию [7].

Наличие дееспособного высокотехнологичного ОПК с минимальной степенью зависимости от других стран в производстве вооружений и гражданской специальной техники — один из важнейших факторов обеспечения суверенитета России. При должной постановке дела модернизация ОПК может помочь вытянуть ряд важнейших направлений отечественного промышленности. Между тем, обновление ОПК происходит очень медленно — около 5% в год [8].

Нам уже приходилось рассматривать возможность эффективной интеграции на примере воронежских предприятий ракетно-космической отрасли. Речь шла об объединении ФГУП «Воронежский механический завод», ОАО «Конструкторское бюро химической автоматики» и ФГУП «Турбонасос» [9].

Основные характеристики этих предприятий:

ВМЗ — производитель с полным циклом создания авиационных и ракетных двигателей, оборудования для нефтедобычи и других сложных изделий машиностроения.

КБХА — один из ведущих разработчиков жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), энергетических установок для ракетной техники и аэрокосмической системы.

ФГУП «Турбонасос» — сравнительно молодое предприятие созданное, на базе одного из подразделений КБХА на рубеже 90-х годов с сокращением финансирования проектов ЖРД. Ориентировано на производство сложной техники гражданского назначения, тематика его тесно увязана с ВМЗ. В отличие от ВМЗ и КБХА «Турбонасос» находится в стадии акционирования и выведен из перечня стратегических предприятии.

Фактическое состояние научно-технической, производственной деятельности, кооперации и особенности территориального расположения этих предприятий убеждают в целесообразности их интеграции. Все

три рассматриваемые предприятия, будучи самостоятельными, расположены на одной производственной площадке и функционируют на основе единой инфраструктуры.

На наш взгляд, локализация этих предприятий находится в противоречии с мировой тенденцией интеграции аналогичных производств.

Надо заметить, что в последние годы в ракетно-космической отрасли произошли структурные изменения, основанные на идеях интеграции. В декабре 2007г. в состав ГКНПЦ имени М. В.Хруничева были включены четыре федеральных государственных унитарных предприятия ракетно-космической промышленности и среди них Воронежский механический завод, в августе 2009г указом Президента РФ в управление ГКНПЦ имени М.В.Хруничева были переданы акции ОАО «КБХА».

Процесс на этом не завершился. Как следует из заявления генерального директора Воронежского механического завода Ивана Коптева, концерн им. М. В. Хруничева будет акционироваться, а Воронежский завод будет выделен в открытое акционерное общество со 100% государственным участием (акции будут переданы в управление концерну) [10].

Это не противоречит высказанной нами в свое время идее образовании в Воронеже ракетно-космического холдинга. Мы уже представляли общественности наше видение структуры такого холдинга с выделением в нем самостоятельных подразделений

(дивизионов, стратегических бизнес - единиц), нацеленных на рынки гражданской продукции, услуги определенного вида, на конечного потребителя. Дистанцирование гражданской продукции от оборонной с развитием технологий двойного назначения и агрессивной маркетинговой политикой - перспективный инструмент диверсификации производства [11]. В дивизионы гражданской продукции принципиально возможен допуск инвесторов, он не несет чрезмерных рисков, а по некоторым темам может быть даже привлекателен. Бюджетное послание президента позволяет считать такую схему привлечения иностранных инвесторов приемлемой [12].

Эффективность интеграции как условия создания и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции оценивается динамикой стандартных экономических показателей (объем продукции, оборачиваемость капитала, чистая прибыль, выработка на одного работающего). Прогноз показывает возможность заметного роста этих показателей: выработка на одного работающего за счет, специализации, кооперации, централизации может увеличиться на 8 %, доля материальных затрат (в связи со снижением материалоемкости за счет совершенствовании технологии производства серийных двигателей) при увеличении объема продукции на 10% снизится на 12-15% . Рост объема производства, связанный с увеличением портфеля заказов на гражданскую продукцию, - пределах 20-30% [13].

Рис .1 Принципиальная схема формирования ОАО «Концерна»

Предлагаемая на рис-1 структурная схема интеграции предприятий ОПК учитывает многие проблемы модернизации.

Преимущество новой структуры заключаются в том, что — образование единой технологической цепи (от разработчиков до производителей), в пользу которой свидетельствуют участившиеся неполадки при запуске космических аппаратов, допускает:

— использование двойных технологий для производства гражданской продукции в рамках единой системы3;

— маневрирование капиталом и привлечение иностранного капитала (инвестиций), что достаточно представлено в некоторых других отраслях и уже проявляет свои преимущества (например — в автопроме);

— процесс управления в нестратегических дивизионах может быть подконтролен частным, в том числе иностранным, инвесторам, что может стать эффективным противовесом коррупционной практике (финансовая прозрачность, открытость годовой отчетности);

— открывается легальный канал лоббирования интересов дивизионов, нацеленных на рынки гражданской продукции, услуги определенного вида, на конечного потребителя в государственных структурах (мы никак не отождествляем коррупцию и лоббирование).

ОПК России — один из немногих секторов машиностроения, где еще сохраняется творческий потенциал. Здесь, как и 20—30 лет назад, возможны, инновационные решения и новые методы организации, создание новых технологий с последующей пере-

3 В России по-прежнему велик удельный вес научной продукции, производимой в ОПК. На долю оборонных отраслей приходится до 70% всей произведенной в стране научной продукции. Здесь занято почти 50% численности всех научных сотрудников страны. Одна из важнейших задач, стоящих перед отраслями ОПК, — усилить возможности использования в гражданских производствах решений, достигаемых на оборонных предприятиях и в соответствующих НИИ и КБ. И если в США не менее 4% решений, достигаемых в оборонных целях, находят применение в технологически родственных гражданских производствах, то для России в настоящее время уровень в 15-20% уже был бы приемлемым. По материалам заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.18.12.2006. www.derrick.ru, 18.01.2007.

дачей их в гражданскую сферу. ОПК всегда был, маяком для всех отраслей отечественной промышленности. Сегодня он может стать пионером технологического и технического переоснащения, без чего модернизация экономики России невозможна.

литература

1. Модернизация предприятий : факторы и стратегии / Под. ред. В.Н. Эйтингона.-Воронеж.: ВГУ, 2001.-172с.

2. Эйтингон В.Н., Губар С.И. Производственные объединение.- Воронеж: Центр.-Чернозем.кн.изд-во , 1973.-С.11-12.

3. Лесных В.В. Сценарии дальнейшего реформирования ОПК как объекта институционального строительства./ Лесных В.В // Конверсия в машиностроении. -2007.-№2.-С. 62-64.

4.Гордость и предубеждение оборонки http://www.rosbalt.ru/business/2011/05/11/ 847737.html

5. Инвестиции в ОПК будут способствовать модернизации всей российской экономики. 07.10.2011 АЛЬЯНС МЕДИА www. allmedia.ru

6.Скованные одной звенью. Воронежский курьер. 15.11.2011г. №127(3219)

7. Модернизация ОПК остается несбыточной мечтой / Виктор Мясников. http://nvo. ng.ru/realty/2010-10-01/1_opk.html

8. Без высокотехнологичного ОПК будущее России выглядит смутным. А. А Кокошин. (http://nvo.ng.ru/realty/2010-06-18/ 1_opk.html)

9. Валюхов С.Г., Гаджиметов Б.Э.,Часов Е.М/Синергетический эффект интегрированных структур // Вестн. Воронеж. Гос. унта. Сер. «Экономика и управление».-2007.-№2.-С56-59.

10. Воронежский механический завод в 2011 году вновь станет самостоятельным юридическим лицом. Воронеж. 17.08.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU).

11. Валюхов С.Г., Гаджиметов Б.Э., Часов Е. М. Структура — решающий элемент эффективного интегрирования предприятий// Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. «Экономика и управление».-2010.-№1.-С. 66-69

12 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах. (http: // www. kreml. orq/other/ 248304095)

13 Валюхов С.Г., Гаджиметов Б.Э., Часов Е. М. Эффективность процессов М&А и организационная модернизация (на примере предприятий ОПК в г. Воронеже) // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. «Экономика и управление».-2011.-№1 - С. 171-175.

14. Пидоймо, Л. П. Модернизация промышленных предприятий: Концептуально-методологические основы, ключевые факторы, системы планирования: Монография/ Л.П. Пидоймо; Воронеж. гос. ун-т; Под. ред. В.Н. Эйтингона.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. -208с.

УДК 342.5

Ю. А. Крохина

правовое регулирование накопительной части трудовой пенсии в России: состояние и перспективы развития

Новые экономические реалии, изменение уровня жизни населения, демографическое старение населения привели к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственные бюджеты и поставили перед государствами вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной. В статье предложена авторская концепция правового регулирования накопительной части трудовой пенсии в России.

Ключевые слова: пенсия;распределительная пенсионная система; накопительная пенсионная система; смешанная пенсионная система.

UDС 342.5

Y. A. Krokhina

LEGAL REGULATION OF THE FULLY FUNDED PART OF LABOR PENSION IN RUSSIA: STATE AND DEvELOPMENT TRENDS

New economic realities, changes in living standards, demographic aging of the population led to a serious increase in the pension burden on state budgets and states have set the question of reducing the share of PAYG pension system and increasing the proportion of cumulative. In the article the author's conception of the legal regulation of the funded part of labor pension in Russia. Keywords: pension, pension system, funded pension system, a mixed pension system.

Вопросы пенсионного обеспечения являются одним из главных объектов социально-экономической политики большинства современных государств.

По своей экономико-правовой сути пенсионное обеспечение выражает законодательно регламентированное согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, суть которой заключается в переходе на страховые принципы пенсионного обеспечения.

В результате проведения пенсионной реформы в российской экономике возник дополнительный источник инвестиций в

виде пенсионных накоплений, представляющих огромный макроэкономический финансовый ресурс, который постоянно увеличивается.

В 2001-2002 годах были приняты федеральные законы и нормативные правовые акты, позволившие Пенсионному фонду Российской Федерации осуществлять формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены правоотношения, возникающие в связи с приобретением и реализацией гражданами права на трудовую пенсию. Там же определено по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.