УДК372.881.111.1, 377.5
ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД И НЕОБХОДИМОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА
А.К. Горбачева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: gorbunova_ak@mail.ru
Обучение английскому языку в системе образования Российской Федерации поднимается на новый качественный уровень на основе внедрения инновационных информационно-коммуникационных технологий, способных полностью соответствовать требованиям времени. В данной статье рассматриваются актуальные методы обучения английскому языку в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Ключевые слова: технологии обучения английскому языку, профессиональное образование, информационно-коммуникационные технологии.
INNOVATIVE TECHNOLOGY INTEGRATION IN TEACHING ENGLISH AS A GLOBAL TREND AND A NEED FOR VOCATIONAL EDUCATIONOFTHE
XXI CENTURY
A. K. Gorbacheva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: gorbunova_ak@mail.ru
The teaching of English in the education system of the Russian Federation is rising to a new qualitative level through the integration of information and communication technologies that can fully meet the requirements of the time. This article discusses the current methods of teaching English in educational institutions of secondary vocational education
Keywords: English language teaching technologies, vocational education, Information and communications technology.
Пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Для минимизации негативных последствий закрытия учебных заведений и создания условий для непрерывного обучения, многие страны вводили системы дистанционного обучения в школах и вузах [1]. При переходе к системе удаленного образования возникало множество вызовов: от технического обеспечения до создания необходимой инфраструктуры в учебных заведениях. Но гораздо больший вызов представляла поддержка преподавателей: только некоторые преподаватели были способны осуществить быстрый и эффективный переход к онлайн-модели обучения, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются друг от друга.
В то же время нельзя не отметить, что кризис послужил стимулом для инноваций в сфере образования. Во время пандемии дистанционное обучение стало спасательным кругом для
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
системы образования, но возможности, которые предлагают цифровые технологии, выходят далеко за рамки временных мер в период кризиса. Инновационные технологии, в том числе цифровые, могут позволить преподавателям и учащимся получать доступ к специализированным материалам, выходящим далеко за рамки учебников, в различных форматах. Работая вместе с учителями, интеллектуальные цифровые системы обучения не только обучают студентов науке, но и могут одновременно наблюдать за тем, как они учатся, какие задачи и мысли их интересуют, а также какие проблемы им кажутся скучными или трудными. Системы могут адаптировать учебный процесс в соответствии с индивидуальными стилями обучения учащихся с большой степенью детализации и точности. Точно так же виртуальные лаборатории могут дать учащимся возможность планировать, проводить и учиться на экспериментах, а не просто узнавать о них. Учителям необходимо регулярно обновлять свои навыки, чтобы иметь возможность внедрять инновационные технологии в свою практику и адаптироваться к быстрым преобразованиям, присущим 21 веку. Это еще более важно в нынешних условиях, когда кризис в области здравоохранения, вызванный COVID-19, заставил учителей очень быстро перейти от привычных методов обучения к новым.
Методики обучения английскому языку постоянно развиваются, особенно вместе с достижениями в области технологий. Растет объем литературы, в которой признается важность технологий в обучении английскому языку. Инновационные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют учителям и учащимся обширные учебные ресурсы для обучения языку. Цифровые материалы позволяют учителям развивать свои творческие способности в разработке материалов. Электронная книга как цифровой учебный материал оказалась более эффективной и привлекательной для учащихся в плане понимания прочитанного и обогащения словарного запаса.
Ниже приведены некоторые из основных преимуществ использования наиболее перспективных технологий в обучении английскому языку, в особенности в сфере профессионального образования:
1. Наличие огромных возможностей для работы с презентацией учебного материала с использованием ИКТ, например проведение мультимедиа-уроков, уроков на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся в рамках направления профессиональной образовательной программы.
Существует множество приложений ИКТ в обучении английского языка. Б. Коллис и Дж. Мунен разделили приложения ИКТ на три группы, а именно: «учебные ресурсы», включая образовательное программное обеспечение, онлайн-ресурсы и видеоресурсы; «учебная организация обучения», относящаяся к программному обеспечению и технологическим инструментам для чтения лекций в классе, система управления курсами, такая как Moodle, и компьютерная система тестирования, такая как Hot Potatoes; «коммуникация», состоящее из систем электронной почты и веб-сайтов, предлагающих варианты общения [2].
2. Возможность организации телекоммуникационных учебных проектов. Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его метапредметность. В рамках какого бы курса предмета телекоммуникационный проект ни проводился, участникам его приходится использовать свои знания из области информатики, родного, иностранного языков, литературы, истории, математики и прочих учебных дисциплин. Под учебным телекоммуникационным проектом нужно понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата.
3. Использование актуального метода проектной деятельности. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие
самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения. Деятельность учащихся направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе английского языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для учащегося [3].
С. Хейнс выделяет следующие преимущества проектной работы:
- повышение мотивации (учащиеся становятся вовлеченными в проект);
- развитие и интеграция навыков чтения, письма, аудирования и разговорной речи;
- самостоятельная работа студентов, формирующая организованность и ответственность;
- очевидные результаты обучения (у учащихся есть конечный продукт);
- аутентичные материалы и, следовательно, аутентичные задачи;
- развитие межличностных отношений через работу в группе [4].
Таким образом, инновационные технологии, в особенности информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку, трансформируют способ преподавания в контексте глобального тренда развития системы профессионального образования и обучения.
Библиографические ссылки
1. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/poHcy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf(дата обращения: 10.04.2022).
2. Полат Е. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе — № № 2, 3 — 2000 г.
3. Б. Коллис, Дж. Мунен. Гибкое обучение в цифровом мире. Опыт и ожидания. (2001). Лондон: KoganPage
4. С. Хейнс Проекты для класса EFL.1989, Nelson edition
© Горбачева А.К., 2022