Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИММИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ФОНЕ ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ИНТЕГРАЦИЯ ИММИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ФОНЕ ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ФОН / МОНИТОРИНГ КОНФЛИКТОВ / КОВИД-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова И. В.

В статье раскрываются проблемы, возникающие в ходе интеграции мигрантов в Санкт-Петербурге в условиях коронавирусной эпидемии, отображаются технологии их анализа и разрешения. По итогам опросам и интервью сделан вывод о том, что при падении миграционного прироста, наряду с активными изменениями в социальной среде города в течении года, трудностями адаптивности иммигрирующих групп к реалиям эмоциональной напряженности, работа в городе стала более привлекательной для иммигрирующего населения вследствие появления ранее занятых вакантных должностей и новых моделей проявляемой личной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF IMMIGRANTS IN ST. PETERSBURG AMID THE CORONAVIRUS EPIDEMIC

The article reveals the problems that arise during the integration of migrants in St. Petersburg in the context of the coronavirus epidemic, displays the technologies for their analysis and resolution. Based on the results of surveys and interviews, it was concluded that with a drop in migration growth, along with active changes in the social environment of the city during the year, difficulties in adapting immigrant groups to the realities of emotional tension, work in the city became more attractive for the immigrant population due to the appearance of previously employed vacancies and new models of personal activity.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИММИГРАНТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА ФОНЕ ЭПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

DOI 10.22394/2073-2929-2021-02-72-76

Интеграция иммигрантов в Санкт-Петербурге на фоне эпидемии коронавируса

Захарова И. В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХ и ГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; jomiv@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В статье раскрываются проблемы, возникающие в ходе интеграции мигрантов в Санкт-Петербурге в условиях коронавирусной эпидемии, отображаются технологии их анализа и разрешения. По итогам опросам и интервью сделан вывод о том, что при падении миграционного прироста, наряду с активными изменениями в социальной среде города в течении года, трудностями адаптивности иммигрирующих групп к реалиям эмоциональной напряженности, работа в городе стала более привлекательной для иммигрирующего населения вследствие появления ранее занятых вакантных должностей и новых моделей проявляемой личной активности. Ключевые слова: мигранты, идентичность, самоопределение, межэтнические конфликты, межэтнический фон, мониторинг конфликтов, ковид-19

Для цитирования: Захарова И. В. Интеграция иммигрантов в Санкт-Петербурге на фоне эпидемии коронавируса // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2021. № 2. С. 72-76.

Integration of Immigrants in St. Petersburg amid the Coronavirus Epidemic Irina V. Zakharova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint Petersburg, Russian Federation; jomiv@yandex.ru

ABSTRACT

The article reveals the problems that arise during the integration of migrants in St. Petersburg in the context of the coronavirus epidemic, displays the technologies for their analysis and resolution. Based on the results of surveys and interviews, it was concluded that with a drop in migration growth, along with active changes in the social environment of the city during the year, difficulties in adapting immigrant groups to the realities of emotional tension, work in the city became more attractive for the immigrant population due to the appearance of previously employed vacancies and new models of personal activity.

Keywords: migrants, identity, self-determination, interethnic conflicts, interethnic background, conflict monitoring, covid-19

For citing: Zakharova I. V. Integration of Immigrants in St. Petersburg amid the Coronavirus Epidemic // Eurasian integration: economics, law, politics. 2021. No. 2. P. 72-76.

Развитие каждого городского образования напрямую связано с количеством и разнообразием его населения. Одним из основных показателей отчетной статистики при распределении ресурсов в управлении является показатель прироста населения. Этот показатель складывается из разницы между рождаемостью и смертностью и внутреннего и внешнего миграционного прироста. Известно, что Санкт-Петербург, по данным Федеральной службы статистики, входит в топ городов, привлекательных для

миграции в стране. Это в первую очередь обусловлено широтой предоставляемых трудовых возможностей крупного города, а также некоторой доступностью экономической выгоды от разницы доходов и расходов по сравнению с другими городами.

Санкт-Петербург был и остается одним из самых привлекательных городов России для иммигрирующего населения и не теряет своей привлекательности [1]. Городу также необходимы трудовые мигранты для восполнения пустующих позиций на рынке труда. Поскольку трудовая миграция в Санкт-Петербурге является не только данностью, но и необходимостью, следует учитывать и исходящие от взаимодействия слоев риски и проблемы [4].

Трудовая миграция необходима и имеет ряд преимуществ, влияющих на демографическую, экономическую, социальную среду города:

1) иммигрирующее население помогает восполнить шаткий баланс в связи со старением и сокращением населения;

2) закрытие ячеек по дешевой / средней рабочей силе среди средних и низших слоев трудового рынка;

3) происходит активное взаимодействие культур.

Основными негативными факторами, которые могут возникать при объединении коренного населения и иммигрирующих групп, являются:

1) интенсивный рост общественной напряженности;

2) увеличение криминальной активности среди нелегалов;

3) возможность расслоения этнического баланса.

Исходя из вышеперечисленных позитивных факторов и рисков, можно сделать вывод, что главной проблемой возникновения межэтнической напряженности в городе следует считать возможную деструк-туризацию коммуникаций между разными слоями населения, проявляющуюся в повышении показателя межнациональных конфликтов и в неоднородности и в некотором роде разрозненности профильных государственных и негосударственных структур в городе федерального значения Санкт-Петербург [2]. Выраженные признаки ксенофобии в первую очередь проявляются из-за непривычного облика других народов («визуальных меньшинств»). Непривычный облик других народов вместе с отсутствием знаний о культуре является пусковым механизмом для ощущения инаковости, дискомфорта, что впоследствии может привести к конфликтам, основанным на недостаточной коммуникации и взаимопроникновении культур [4].

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2020 г. численность населения Санкт-Петербурга составила 5 398 064 чел. Интересно отметить, что по сравнению с 2019 г., по данным Росстата, население изучаемого города увеличилось всего лишь на 0,26%, что в числовом значении составляет 14 174 чел., при этом, если сравнить эти цифры с миграционным приростом, можно увидеть разницу в 97,87% от естественного прироста населения в городе. В 2018 г. это соотношение, по высчитанным автором данным, составляло 70 356 чел. (общий прирост населения) и 64 546 чел. (миграционный прирост населения), то есть 5810 чел. естественного прироста. Конечно, такая разница в приросте населения обусловлена в том числе ситуацией в Санкт-Петербурге, то есть популярностью города в 2018 г. во время проведения чемпионата мира по футболу ФИФА и негативными факторами, связанными с пандемией коронавирусной инфекции (covid-19) в 2020 г. Хотя в 2020 г. зарегистрирован самый низкий показатель прироста населения за последние десять лет (вследствие указанных выше событий), Санкт-Петербург на 2020 г. имеет 97,87% миграционного прироста населения от общего прироста, что по сравнению с 2018 г. (91,74%) представляется как более высокий показатель. Исходя из приведенных данных, выясняется, что миграционный прирост в соотношении с общим приростом населения в Санкт-Петербурге продолжает расти.

При постоянном миграционном приросте и политике, направленной на восполнение недостающего прироста населения с помощью мигрантов, следует отметить проблемы, выявленные после проведенного анализа коммуникации и информированности среди населения города друг о друге. Проблемы структурированы по степени влияния на сферу изучения:

1) рост показателя межэтнических конфликтов в городе;

2) стабильно высокий ежемесячный процент освещаемых в средствах массовой информации межнациональных конфликтов;

3) узость и недостаточный охват мероприятий по решению сложившейся проблемы;

4) отсутствие прямых связей между населением города и этническими организациями;

5) отсутствие частого контакта между мигрантами и диаспорами, землячествами, некоммерческими организациями города;

6) малая информированность заинтересованного населения курсами языка и сведениями об организациях, оказывающих помощь в трудоустройстве и жизни в городе;

7) проведение мероприятий диаспорами и землячествами города для узкого круга своих членов и сотрудничающих организаций, но не для широкой общественности;

8) меры по объединению граждан и мигрантов в городе являются недостаточными и требуют доработки;

9) органы власти в общественный социальный сектор имеют малое количество общих мероприятий по улучшению ситуации, что отражается на решениях, принимаемых в каждом подразделении отдельно.

После проведения тщательного анализа собранных данных был сделан вывод о необходимости позитивных действий для адаптации мигрантов, не знающих русского языка или находящихся в трудной ситуации, и помощи им с целью содействия их проблемам и решения задач общего характера в городе.

В сфере межнациональной политики города необходимо увеличивать процент обратной связи с государственными структурами, вносить разнообразие и инновации в деятельность общественных организаций и органов государственной власти [3]. Каждое изменение в своем максимуме может быть инновацией, поэтому на основании анализа и всестороннего изучения деятельности органов государственной власти и различных профильных организаций города был сделан вывод о необходимости рационального использования полученных данных и на основе замеченных недостатков (в том числе нехватки различных ресурсов) о проведении дальнейшей работы по интеграции мигрирующего населения.

По данным по миграционному приросту населения, уже к середине 2020 г. было выявлено минусовое отклонение от предыдущих показателей на 88,1%, это в первую очередь обусловлено эпидемиологической ситуацией в мире и в стране. Тысячи людей, отправляющихся на заработки, потеряли работу, а также были вынуждены поддерживать изоляцию по месту нахождения. Самоизоляция в целом негативно повлияла на благосостояние людей вне зависимости от статуса в городе. Тем не менее временная регистрация и разрешение на работу добавили к сложной ситуации дополнительные трудности. Отсутствие постоянной занятости, сложности с жильем, документами, падением и отсутствием дохода привели к росту криминальной активности, что уже к середине 2020 г. проявило себя одной из наиболее остро стоящих проблем. Стабильно резкое падение миграционного прироста наряду с закрытием восполняемых мигрантами рабочих мест повлияло на общую заинтересованность городом в сокращении срока пика эпидемии.

В декабре 2020 г. было проведено исследование по последствиям воздействия коронавирусной эпидемии на взаимодействие между различными группами населения, а также на дальнейшие жизненные планы исходя из заданных ранее коррективов. В ходе исследования индивиды, выбранные на основе репрезентативной выборки исходя из данных по приросту, опрашиваемые с помощью методов интервью и опроса, отвечали на ряд вопросов, несущих в себе заданную смысловую нагрузку.

1. Какой срок понадобился для адаптации к новым экономическим и социальным реалиям?

2. Какой срок понадобился для выхода на предыдущие доходы / расходы?

3. Смогли ли вы превысить ранее запланированный доход во время пандемии?

4. Смогли ли вы остаться в городе или были вынуждены совершить временный отъезд?

5. Имели ли вы постоянную занятость во время пандемии?

6. Стали ли более доступны ранее труднодоступные вакансии?

Следственно, по итогам интервью и опросов был сделан вывод о том, что при падении миграционного прироста, наряду с активными изменениями в социальной среде города в течение года и адап-

тивности иммигрирующих групп к реалиям эмоциональной напряженности, работа в городе стала более привлекательной для иммигрирующего населения вследствие появления ранее занятых вакантных должностей и новых моделей проявляемой личной активности.

На основании проведенного интервью были сделаны выводы о расширении возможностей работы для трудовых мигрантов, увеличении нелегальной иммиграции, криминализации маргинальных слоев населения.

Выяснилось, что закрытие трудовых ячеек в городе все более активно стало происходить за счет мигрантов на должностях, на которых ранее превалировало основное население города. За счет сниженного потока трудовой иммиграции и увеличенного предложения на трудовом рынке по прошествии пандемии и выхода на плато к концу 2021 г. следует ожидать стремительного роста трудовой миграции в городе1, что должно направить развитие и планирование распределения ресурсов на увеличенный спрос среди трудовых мигрантов на активные вакансии. Также необходимо просчитать задачи, реализуемые механизмом государственной политики по гармонизации интересов коренного населения и иммигрирующих групп, исходя из новых предполагаемых данных.

Показатели, которые в первую очередь на основании роста заинтересованности иммигрирующих групп в трудовой и личной миграции необходимо отслеживать и контролировать:

1) снижение показателя межэтнических конфликтов;

2) увеличение туристического потока;

3) число окончивших языковые курсы мигрантов и детей;

4) снижение числа упоминаний в СМИ конфликтов с межэтнической точки зрения;

5) числовой показатель прироста миграционного населения в городе;

6) количество распространенной в брошюрах информации;

7) количество совместных мероприятий в сотрудничестве с органами государственной власти.

В контексте законодательства работа, направленная на совершенствование механизма функционирования органов государственной власти в сфере регуляции межнациональных отношений и контроля межэтнического фона, носит позитивный характер и необходима. Подобные меры, носящие объективный, легитимный и рациональный характер, поддерживаются государством при условии соблюдения законности принимаемых решений и реализуемых действий, а также отсутствия отклонения от целей и задач, поставленных государством на заданный период.

Литература

1. Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: анализ и менеджмент : учебное пособие. М. : Изд-во РАГС, 2006. 104 с.

2. Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Этноконфликтология : учебний курс. М. : ИКЦ МарТ, 2007. 224 с.

3. Дубина И. Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях : учебное пособие. М. : Инфра-М, 2017. 416 с.

4. Кугай А. И., Захарова И. В. Основания интеграции мигрантов (на примере Санкт-Петербурга) // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2019. Т. 10. № 4 (41). С. 228-240.

5. Кугай А. И. Экстремизм: природа, симптоматика, условия и факторы противодействия // Управленческое консультирование. 2015. № 2. С. 16-26.

Об авторе:

Захарова Ирина Викторовна, магистрант кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); jomiv@yandex.ru

1 Международное общественное движение содействия мигрантам и их объединениям [Электронный ресурс]. URL: http://migrant.ru/ (дата обращения: 27.04.2021).

References

1. Aklaev A. R. Etnopoliticheskaya konfliktologiya: analiz i menedzhment : uchebnoe posobie. M. : Izd-vo RAGS, 2006. 104 s. (In rus)

2. Guliev M. A., Korotets I. D., Chernobrovkin I. P. Etnokonfliktologiya : uchebnii kurs. M. : IKTs MarT, 2007. 224 s. (In rus)

3. Dubina I. N. Matematiko-statisticheskie metody v empiricheskikh sotsial'no-ekonomicheskikh issledovaniyakh : uchebnoe posobie. M. : Infra-M, 2017. 416 s. (In rus)

4. Kugai A. I., Zakharova I. V. Osnovaniya integratsii migrantov (na primere Sankt-Peterburga) // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS. 2019. T. 10. № 4 (41). S. 228-240. (In rus)

5. Kugai A. I. Ekstremizm: priroda, simptomatika, usloviya i faktory protivodeistviya // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2015. № 2. S. 16-26. (In rus)

About the author:

Irina V. Zakharova, Magistracy of the Chair of State and Municipal Management of North-West Institute of Management of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation); jomiv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.