Научная статья на тему 'Интеграция фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособного специалиста АПК'

Интеграция фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособного специалиста АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / ПРИКЛАДНОЕ ЗНАНИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВА-ТЕЛЬНАЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семыкин Владимир Анатольевич, Серебровский Владимир Исаевич, Лебедчук Петр Васильевич

В статье рассмотрена проблема интеграции и оптимального сочетания фундаментального и прикладного знания как одного из важнейших условий повышения качества высшего образования специалиста агропромышленного производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семыкин Владимир Анатольевич, Серебровский Владимир Исаевич, Лебедчук Петр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособного специалиста АПК»

ИНТЕГРАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО И ПРИКЛАДНОГО ЗНАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА АПК

В.А. Семыкин, В.И. Серебровский, П.В. Лебедчук

Аннотация. В статье рассмотрена проблема интеграции и оптимального сочетания фундаментального и прикладного знания как одного из важнейших условий повышения качества высшего образования специалиста агропромышленного производства.

Ключевые слова: высшее образование, фундаментальное знание, прикладное знание, учебно-познавательная деятельность, научно-исследовательская работа, производственная практика, подготовка конкурентоспособных специалистов.

Новые социально-экономические условия предъявляют все более высокие требования к профессионализму специалистов с высшим образованием, в частности, к их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Сегодня совершенно очевидна необходимость связей между образованием, фундаментальными, прикладными науками и экономической оценкой эффективности их применения. Дезинтеграция любого звена в этих сетевых взаимоотношениях неизбежно сказывается на всем цикле воспроизводства и использования знаний, а значит, и возможностях инновационного развития [2].

Среди множества проблем, определяющих развитие высшего образования, мы выделили ту, без разрешения которой не будет эффективно действовать ни одна концепция вузовского обучения - проблему интеграции фундаментального и прикладного знания в подготовке специалиста, их оптимального сочетания. На наш взгляд, реализация принципа интеграции и оптимального сочетания фундаментального и прикладного знания в подготовке будущего специалиста агропромышленного производства является одним из важнейших условий повышения качества высшего профессионального образования.

По данным ученых, на практике чаще проявляются крайние тенденции: или приоритет теоретического при слабом обеспечении практического знания или, наоборот, - принижение фундаментальной культуры в подготовке специалиста [7], [10]. Решение проблемы сводится к определению оптимальной структуры данных компонентов, как пишут авторы монографии по психологии высшей школы М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович

[4].

Скептическое отношение к фундаментальному знанию основано на предубеждении о его оторванности от практики и самой жизни. На самом деле фундаментальное знание - это сущностное представление о мире, но в очень обобщенной форме. Практическое знание - не упрощенное представление явлений, а то же самое сущностное знание, но в более доступной и технологичной форме [12], [13]. Один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн утверждал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, - это вместе с тем и практические вопросы большой значимости» [1].

Если говорить о психолого-педагогической науке, то здесь вопрос о соотношении теории и практики особенно актуален. Так, Б.М. Теплов считал, что в «жизнь» недопустимо идти с «пустыми руками»: в ту или другую область практики необходимо нести какие-то определенные достижения науки (законы, факты, методы) [11].

Известный физик Людвиг Больцман любил повторять: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория» [8].

Действительно, хорошая теория способна гораздо эффективнее решать самые что ни на есть практические проблемы. В то же время возникает сложность перевода фундаментального в прикладное. Это требует соответствующих методических приемов.

Образовательный процесс в высшей школе должен содержать в себе неразрывное единство теории и практики. Как известно, принцип связи фундаментального и прикладного знания является одним из основополагающих принципов обучения. Данный принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения. Он предполагает, что изучение теоретических научных проблем должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Только в этом случае у студентов вырабатывается истинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

Оптимальное сочетание фундаментального и прикладного в подготовке специалиста приводит к тому, что приобретаемые студентами знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений. Практика становится новым источником познания и областью приложения теоретических результатов обучения; практикой подтверждается, проверяется и направляется качество обучения, обеспечивается сознательность обучения и интерес к нему.

Высшее образование подразумевает глубокое изучение конкретной области знаний, каждая из которых содержит совокупность понятий и терминов, отражающих объекты и явления, которые необходимо представлять и уметь ими оперировать в реальной действительности. Только практика может дать наиболее полное представление об этих объектах и явлениях, о причинно-следственных связях и взаимоотношениях между ними. Глубиной и ясностью познания данных процессов и определяется, по сути, профессионализм специалиста, его способность работать в стандартных и изменяющихся условиях. Особенно это касается студентов, избравших практико-ориентированные профессии, т.е. познания которых должны быть напрямую направлены на использование и преобразование материальных объектов.

Преподавателю высшей школы необходимо определение четкой методологической позиции в выстраивании звеньев концептуальной схемы: методология - теория - метод - способы деятельности. Естественно, ведущим ориентиром для построения такой схемы следует считать современное научное знание, а также «старые теории», которые сохранили свою полезность и ныне.

Мы полагаем, что интеграция фундаментального и прикладного знания и их оптимальное сочетание может осуществляться по нескольким направлениям:

а) построение программ эмпирического исследования (при подготовке курсовых и квалификационных работ, в рамках НИРС) и их реализация. Необходимость работать с дополнительной литературой на 1, 2 курсах перерастает в привычку "добывать" знания и материал для написания курсовых и дипломных работ на старших курсах. Приобщение студентов к творчеству происходит через их активность на лекциях, в которые преподаватели включают элементы проблемности, в ходе подготовки творческих заданий, а также выступлений с докладами, сообщениями на семинарах,

практических занятиях, студенческих научных конференциях. Высокую мотивацию исследовательской деятельности студента обеспечивает совпадение научных интересов преподавателя с тематикой курсовых и дипломных работ обучающихся;

б) действенная организация практического обучения, так как, по словам Е.В.Шороховой, активное включение человека в ситуацию предполагает, что человек ее анализирует, выделяет в ней те условия, которые должны быть соотнесены с требованиями, встающими перед ним, и задачами, выходящими за рамки ситуации [14]. Изменяя, преобразуя ситуацию, человек изменяется сам, происходит его профессиональное саморазвитие.

Это происходит при использовании активных форм обучения для актуализации трех уровней усвоения знаний:

- понимания;

- умения использовать знания на практике;

- конструирования знаний.

В итоге «студент включается в мотивационную, интеллектуально обогащенную деятельность, близкую к творческой» [12].

По мнению Е.А. Климова, если основательно освоены и пережиты знания, обдуманы разные гипотетические варианты объяснительных схем и проектов действий в непростых мыслимых ситуациях практической работы, это значит, что у студентов возникла хорошая знаниевая и мотивационная база для осмысленного восприятия и усвоения собственно концептуальной части курса [5]. Следовательно, студенты должны быть включены в высокомотивированную учебнопознавательную, научно-исследовательскую, творческую деятельность. Важное место занимает в этом процессе анализ практических ситуаций. Причем решения не должны носить абстрактный и декларативный характер, вне категорий научного познания;

в) разработка технологий подачи учебной информации, контроля и самоконтроля знаний. Сбалансированное сочетание традиционных и активных форм обучения с различными видами самостоятельной работы и адекватными методами контроля знаний и умений позволяет достичь оптимального качества образования у студентов.

Наше исследование показало, что самостоятельно для проверки усвоения знаний студентами используется лишь пересказ, механическое воспроизведение лекционного материала или текста учебника. Это, безусловно, снижает осознанность усвоения, вызывает сбои при необходимости воспроизвести учебный материал в изменившихся условиях, применить знания в конкретной жизненной ситуации. В связи с этим особое значение имеет комплексный подход к проверке знаний обучающихся с акцентом на самоконтроль и самообразование. Опрос студентов показал, что многие из них считают практическое занятие наиболее эффективной формой проверки знаний. «Практические занятия не забываются, как скажем семинары или зачеты. Человек помимо того, что он знает, еще до чего-то доходит сам. А самостоятельная практическая работа всегда остается незабываемым впечатлением».

Одним из важных критериев оценки знаний является умение не просто воспроизводить, а активно использовать полученные знания и пополнять их в дальнейшем. Обучающийся, сдающий любой экзамен, должен всегда отвечать по существу на три вопроса: что? как? почему? Это значит: охарактеризовать предмет, явление, производственный процесс; затем пояснить, как это явление возникает, развивается, исчезает или как осуществляется тот или иной технологический процесс. Экзаменующийся должен раскрыть причины соответ-

ствующего явления, обосновать возможность сознательного управления им и совершенствования связанных с этим вопросов.

Смысл оценивания его ответа состоит не столько в том, чтобы «поставить точку» в изучении предмета, а в том, чтобы это было «многоточие», открывающее возможности для самообразования и самореализации;

г) участие будущих специалистов в творческих научных сообществах.

В качестве примера рассмотрим деятельность научного кружка «Психея», который в течение многих лет работает при кафедре педагогики и психологии профессионального обучения Курской ГСХА. В работе данной творческой группы принимают участие студенты 1-5 курсов, магистранты и аспиранты, интересующиеся проблемами современной психологии. Взаимодействие в группе помогает обучающимся расширить круг знаний по психолого-педагогическим основам будущей профессии и решить индивидуальные задачи. Обучающиеся имеют возможность развить коммуникативные умения, организаторские способности, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, мыслительную активность и другие субъектные качества, а также способность к продуктивной саморегуляции деятельности.

Творческие группы такого типа особенно важно создавать в учебных заведениях негуманитарного типа, так как именно в этих вузах в отсутствии разветвленной системы психолого-педагогической подготовки необходимо психологическое обеспечение продвижения студентов в пространстве профессионализации и личностного становления. В связи с этим необходимо психолого-педагогическое обеспечение функционирования творческих групп, научных кружков, где студенты, овладевая фундаментальными и прикладными знаниями по психологии, могут накапливать опыт сотрудничества и осознанной саморегуляции деятельности и поведения;

д) производственная практика, которая ставит студента на качественно новый профессиональный уровень, так как он становится не только объектом учебной деятельности, но и субъектом профессиональной.

В ходе производственной практики теоретическая подготовка студентов непосредственно «сливается» с профессиональной деятельностью, вследствие чего оценка и принятие ими профессиональных ценностей идет более активно и «личностно». Однако, по сложившейся традиции, как в ходе организации практики, как и обучения, не всегда учитывается необходимость осознания студентом своих особенностей и возможностей в качестве самостоятельного, творческого начала собственной профессиональной деятельности.

Несмотря на чрезвычайно важное значение производственной практики в вопросах формирования социальных компетенций и профессиональных навыков и умений у будущих специалистов, ее реальная организация в рамках учебного процесса в высшей школе обладает рядом недостатков, наиболее распространенными из которых являются следующие:

1. Нередко практическая деятельность студентов сводится исключительно к организации летней производственной практики, слабо развита практическая деятельность непосредственно в рамках учебного процесса.

2. Распространенной является ситуация, когда перед студентом ставятся слишком широкие цели производственной практики, не имеющие для него устойчивого личностного смысла. Это неизбежно порождает формализм прохождения профессиональной практики. При этом результаты производственной практики слабо

влияют на дальнейшее профессиональное становление будущего специалиста.

3. Как правило, основанием для выбора темы и места производственной практики служат интересы того или иного предприятия, с которым данный вуз поддерживает деловые отношения, а отнюдь не личные цели и интересы студентов.

4. Недостаточно развита индивидуальная подготовка студентов к прохождению профессиональной практики. Студент, выходящий на практику, как правило, реализует чужие цели и задачи, поставленные ему либо преподавателями, либо организаторами практики непосредственно на предприятии.

5. Часто мало внимания уделяется анализу результатов практической деятельности студентов. Отчеты о прохождении производственной практики носят предельно формальный характер и, как правило, не служат предметом серьезного обсуждения.

Эти обстоятельства осложняют процесс формирования профессионального опыта, необходимого в практической деятельности.

На наш взгляд, индивидуально-ориентированный подход к организации практической деятельности студентов - будущих специалистов должен базироваться на следующих педагогических основаниях:

Раннее профессиональное самоопределение студентов. В рамках образовательного процесса помимо лекций, семинаров и других традиционных педагогических форм должны быть развернуты специальные работы, стимулирующие выбор студентами сфер будущей профессиональной деятельности на основе их индивиду -альных целей и интересов. При этом вопрос о выборе сферы будущей профессиональной деятельности должен ставиться перед студентом уже в 1-2 семестрах.

Разработка студентами индивидуальных программ учения. Совершив тот или иной выбор специализации, студент с помощью преподавателей должен разработать программу освоения соответствующей квалификации. При этом упор в программе целесообразно делать не только на освоении дисциплин, предусмотренных учебным планом, но, прежде всего, на организации самостоятельной работы студента.

Анализ реальных проблем, а не воображаемых ситуаций. Ситуационные задачи с использованием мультимедийных технологий, дающих возможность включения в задания графического, видео, звукового материала, могут значительно приблизить теоретические основы к практической деятельности, что позволит повысить эффективность обучения и объективизировать оценку качества продуктивной деятельности будущих специалистов.

Обучение теоретическому оформлению результатов практической деятельности. Необходимо научить студентов пользоваться знаниями, полученными на предыдущих этапах обучения, в процессе анализа, сопоставления и сравнения полученных результатов сделать правильный практический вывод. Ведь практическая деятельность студентов лишь тогда способствует формированию квалификации, когда ее результаты рефлексивным образом описываются будущими специалистами.

Таким образом, реализация подобного педагогического подхода позволит ускорить процесс формирования у студентов - будущих специалистов необходимой квалификации.

В настоящее время система высшего профессионального образования переживает сложный период, связанный с переходом на новые образовательные стандарты. Пересматриваются стратегические цели и содержание подготовки будущих специалистов, выстраиваются новые концепции обучения. Развитие высшей школы опирается на фун-

даментальные принципы, наиболее важными из которых в современных условиях являются принцип системности в исследовании и решении практических задач и принцип единства теории, эксперимента, практики. С одной стороны, наука дает основу для правильных практических решений, а с другой - проблемы, возникающие в самой практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. Фундаментальность, как справедливо отмечает М.В. Мисник, сильная сторона отечественного высшего образования и ее необходимо сохранить для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться в любых экономических условиях, в том числе в условиях кризиса [6]. В это «смутное время» перемен важно сохранить богатейший опыт отечественной высшей школы, традиции, складывавшиеся не одно десятилетие.

В то же время следует отметить, что отсутствие оптимального соотношения фундаментальных и прикладных знаний и умений проявляется в низком уровне реально полезных знаний студентов, неспособности молодого специалиста полноценно ориентироваться в профессиональной среде и, как следствие, нежелании работодателя предоставлять выпускнику рабочее место. Практика показывает, что, к сожалению, в изучении ряда вузовских дисциплин многие студенты вообще не видят смысла. Это также можно считать отчасти и следствием недостаточной и несовершенной производственной практики, поскольку только эта составляющая обучения может в полной мере мотивировать студента к изучению теоретического материала, дать ему полноценную картину использования его знаний. В то же время некоторые выпускники высших учебных заведений, проработавшие несколько лет по специальности, признаются, что жалеют о том, что во время обучения в ВУЗе относились безответственно к приобретению знаний и умений, и в данный период времени подошли бы к этому более осознанно. Те студенты, которые сменили форму обучения с очной на заочную и начали работать по специальности, признаются, что для них обучение стало гораздо интереснее, поскольку, как они сами выражаются, «я теперь понимаю, о чём мне говорят».

Необходимо также отметить, что важной составляющей повышения качества подготовки специалистов агропромышленного производства является также интеграция бизнеса и образования. Напрямую привлечь бизнес, чтобы он выступал заказчиком, может только рынок. В нашем регионе есть агропромышленные комплексы, которые изъявляют желание работать с академией, чтобы под их заказ были подготовлены высококвалифицированные специалисты. Следовательно, есть основание полагать, что интеграционные процессы обучения, науки, производства и бизнеса позволят: улучшить качество высшего профессионального образования; интенсифицировать научные исследования; интенсифицировать инновационные процессы в подготовке высококвалифицированного специалиста аграрной сферы; более эффективно осуществлять подготовку и переподготовку не только работников сельского хозяйства, но и научного персонала высшей квалификации [9].

Таким образом, опыт показывает, что интеграция и оптимальное сочетание фундаментальной и прикладной подготовки студентов - будущих специалистов очень важно, и это не только облегчает процесс адаптации выпускников к профессиональной деятельности, но и заметно сокращает ее сроки. Стратегическая роль в этом процессе принадлежит преподавателю высшей школы. В связи с этим он должен гармонично сочетать научно-исследовательскую, профессионально-

педагогическую и научно-методическую работу; владеть искусством обучения научному творчеству; наря-

ду с фундаментальной подготовкой иметь практический опыт работы в АПК.

Список использованных источников

1 Абальханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Фи-лософско-психо-логическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. - 248 с.

2 Баутин В.М., Глазко В.И. Н.И. Вавилов как организатор науки // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. - 2012. - Вып. № 1. - С.209.

3 Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Гуманитарный потенциал университетского психологического образования // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, В.А. Штроо. - Воронеж: ВГУ, 2002. - С.13-29.

4 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск, 1981. - 383 с.

5 Климов Е.А. Психология: Учебник. - М.: Культура и спорт, 1997. - 287 с.

6 Мисник М.В. Проблемы высшего профессионального образования в России // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 2. - С.11-16.

7 О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1993 г. № 7/11 // Вестник образования. - 1995. - № 7. - С.3-57.

8 Рубинштейн С.Л. Бытиё и сознание. - М.: Наука, 1957. - С.3.

9 Семыкин В.А., Грищенко Н.В. Повышение качества подготовки специалистов путем интеграции образования, науки, производства и бизнеса // Образование. Инновации. Качество (материалы IV Международной научно-

методической конференции, г. Курск, 6-7 апреля 2010 г.). -Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010. - С. 360- 362.

10 I Съезд практических психологов образования России // Детский практический психолог. - 1994. - № 5. - С. 515.

11 Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1985. - С. 310.

12 Чернышев А.С., Корнев А.В., Еремина А.Н. Реализация принципа сочетания фундаментального и прикладного знания в подготовке специалистов-психологов // Проблемы психологии и педагогики высшего профессионального образования: Науч. тр., т. 19 / Под ред. П.В. Лебедчука. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2008. - С.114-117.

13 Чернышев А.С. Сочетание фундаментального и прикладного знания в подготовке практического психолога образования // Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, В.А. Штроо. - Воронеж: ВГУ, 2002. - С.44-50.

14 Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции. - М.: Наука, 1976. - С. 5-28.

Информация об авторах

Семыкин Владимир Анатольевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», E-mail: academy@kq sha.ru

Серебровский Владимир Исаевич, доктор технических наук профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Лебедчук Петр Васильевич, кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», E-mail: lebedchuk@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.