Научная статья на тему 'Интеграция финансовых и инфор мационных услуг на базе инфокоммуникационного рынка'

Интеграция финансовых и инфор мационных услуг на базе инфокоммуникационного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтоносое В. М., Зиниша О. С.

Отрасли, входящие в инфраструктуру финансовой системы, производят информацию, оказывая те или иные услуги. Традиционно считалось, что производство информации является побочным продуктом наряду с финансовыми и другими услугами. Создание и развитие отраслей новой экономики образовало рынок информационных услуг. В условиях общемировой всеобъемлющей информатизации решается актуальная задача ускоренного формирования и развития отечественной индустрии предоставления населению и хозяйствующим субъектам широкого набора информационных услуг, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это, в свою очередь, обусловливает дальнейшее опережающее развитие коммуникационных технологий, разнообразных услуг связи. Учитывая, что Россия находится на этапе развития отраслей новой экономики, для преодоления отставания в организации обращения финансового капитала необходимо внедрить информационные технологии, способствующие его ускоренной мобилизации и сокращению времени оборота. Инфокоммуникационная отрасль является растущей, стратегически важной в развитии общественного производства и, прежде всего, финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция финансовых и инфор мационных услуг на базе инфокоммуникационного рынка»

ИНТЕГРАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОГО РЫНКА

В. М. ЖЕЛТОНОСОВ,

кандидат экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ кубанский государственный университет

О. С. ЗИНИША,

преподаватель кафедры денежного обращения и кредита кубанский государственный аграрный университет

Отрасли, входящие в инфраструктуру финансовой системы, производят информацию, оказывая те или иные услуги. Традиционно считалось, что производство информации является побочным продуктом наряду с финансовыми и другими услугами. Создание и развитие отраслей новой экономики образовало рынок информационных услуг.

В условиях общемировой всеобъемлющей информатизации решается актуальная задача ускоренного формирования и развития отечественной индустрии предоставления населению и хозяйствующим субъектам широкого набора информационных услуг, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это, в свою очередь, обусловливает дальнейшее опережающее развитие коммуникационных технологий, разнообразных услуг связи.

Учитывая, что Россия находится на этапе развития отраслей новой экономики, и, чтобы преодолеть отставание в организации обращения финансового капитала, необходимо внедрить информационные технологии, способствующие его ускоренной мобилизации и сокращению времени оборота.

Инфокоммуникационная отрасль является растущей, стратегически важной в развитии общественного производства и, прежде всего, финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Услуги отрасли претерпевают качественные изменения в сфере управления, все более отходя по своему характеру от простого носителя и передачи информации к финансово-экономическому содержанию. Это относится к управлению производственными и транспортными системами, моделированию процессов, а в последние десятилетия их услуги стали

определяющими в сокращении времени оборота финансового капитала.

Проблемой взаимодействия обоих рынков является недостаточное внимание, уделяемое глобальным характеристикам нового качества рынка инфокомму-никационных услуг, в особенности территориальным процессам, происходящим на этом рынке.

Особенно это относится к проблеме развития инфокоммуникационной инфраструктуры и способности ее воспринять рынок финансовых услуг современного типа, развивающийся на суперинформационных технологиях. Исходя из этого одним из способов успешной интеграции следует считать позицию возможного применения достижений финансово-информационной глобализации.

В условиях глобализации финансовой системы на первый план выходят затраты, связанные с превращением денежной формы стоимости в определенное количество информации, которая в свою очередь представляет организованный поток знаний об участниках финансовых отношений. В обменную деятельность вступают информационные носители с ярко выраженным характером виртуальности, имеющие самостоятельные основы обмена [1].

В данном случае стоимость как общественные отношения проявляется в рыночной среде в виде организационно-управленческих отношений, связанных с переработкой информации, ее продвижением в пространстве и предоставлением в общественной жизни как финансовой услуги определенного качества. Поэтому правомерно исследование метаморфоз (превращений) информационного потока из одного состояния в другое, сопутствующее метаморфозам стоимости. В усло-

виях господства транснациональных компаний, банков и различных международных финансовых институтов технологически решена задача пространственного распределения стоимости с последующим глобальным влиянием на пропорции развития мирового хозяйства. На смену парадигме о том, что финансовые отношения рассматриваются в распределенном аспекте стоимости валового продукта (национального дохода) с последующим формированием фондов денежных средств, пришли апробированные практикой взгляды на данные отношения как организацию финансово-информационных потоков.

Другими словами, денежные формы движения стоимости по-прежнему выполняют обменную и товарную функции в системе воспроизводства, а сами потоки финансовых ресурсов являются объектом непрерывной мобилизации и распределения по параметрам ликвидности, доходности и риска.

Отсюда результатом такого процесса выступает информационно организованное знание, активно воздействующее на процесс производства товаров и услуг. Значимым условием такой экономической деятельности все больше становится развитие рынка инфокоммуникационных услуг, позволяющее ускоренно мобилизовать финансовые ресурсы в обществе и адресно концентрировать их в стратегически растущих отраслях экономики.

Мировая тенденция развития такого рынка состоит в интеграции финансовых институтов на основе единого рынка инфокоммуникацион-ных услуг в целях взаимного обмена свободными финансовыми ресурсами. Все это проявляется в финансовой услуге как особом виде экономического продукта, потребление которого позволяет реализовать правоимущественные отношения в ускоренном темпе при помощи современных информационных технологий. Так развиваются системы: депозитарно-клиринговые, электронных денег, банковских и других услуг в глобальном пространстве и времени.

Экономика России, находясь на этапе серьезных структурных изменений в отношениях собственности, управления, создания качественно нового финансово-кредитного механизма, крайне нуждается в развитии инфраструктуры рынка финансовых услуг, особенно в качественном рынке инфокоммуникационных услуг.

В этой связи в стране были образованы межрегиональные компании по оказанию инфокомму-никационных услуг, что привело к существенной структурной перестройке отрасли связи и информа-

тизации. На Северном Кавказе успешно функционирует компания, в которой объединены различные по уровню развития структурные подразделения, например, Ростовский филиал Южной телекоммуникационной компании ОАО «ЮТК» [4].

Инфраструктуру финансовой системы представляет определенный набор организаций, оказывающих финансовые услуги. В мировой практике их называют фирмами финансовых услуг, образующих определенную сферу деятельности. В настоящее время происходит реструктуризация инфокоммуникационной отрасли, ее адаптация к потребностям финансового рынка и закладываются основы внедрения современных информационных технологий, обслуживающих этот рынок [2].

Ростовский филиал как структурное подразделение ОАО «ЮТК» на инфокоммуникационном рынке Ростовской области предоставляет полный комплекс услуг связи, за исключением сотовой телефонной связи. Сильные конкурентные преимущества данного филиала основываются на использовании уникальных инфраструктурных ресурсов и технических средств традиционного оператора, позволяющих предоставлять пользователям максимальный спектр услуг с одновременной ориентацией в стратегическом развитии на производство перспективных интеллектуальных услуг, что отражает общую финансово-экономическую политику межрегиональной компании.

Целенаправленная инвестиционная деятельность, осуществляемая в области телефонии и передачи данных, превентивные инвестиции с учетом локализации средств и коммерческих проектов, исходя из конкретного платежеспособного спроса, использования адаптированных технических решений в рамках регламентированной окупаемости доказывает поступательность этапов развития межрегиональной инфокоммуникационной компании.

Более того, амбициозная инвестиционная программа, которая была осуществлена компанией в 2002—2004 гг., активное продвижение на рынок новых услуг отразились на финансово-экономических показателях деятельности филиалов ОАО «ЮТК», в том числе и Ростовского.

Так, за 2003-2005 гг. в филиале выручка от продаж увеличилась на 35,7 %. Себестоимость продаж увеличилась на 30,2 %, при этом темп роста выручки от продаж услуг превысил темп роста их себестоимости на 5,5 %, что привело к соответствующему росту прибыли на 316 171 тыс. руб., в том числе чистой прибыли на 296 531 тыс. руб., и сокращению затрат на 1 руб. продаж с 81 до 77 коп. При

этом превышение темпов роста прибыли от продаж над выручкой вызвало увеличение рентабельности продаж с 19,36 % до 22,63 %. Динамика показателей рентабельности и прибыльности Ростовского филиала ОАО «ЮТК» представлена на рис. 1.

Таким образом, Ростовский филиал ОАО «ЮТК» является достаточно развивающимся предприятием в сфере инфокоммуникаций на Юге России, которое:

• имеет возможность использования уникальных инфраструктурных ресурсов и технических средств традиционного оператора для предоставления пользователям максимального спектра услуг связи;

• проводит активную инвестиционную и маркетинговую политику, направленную на увеличение доли рынка межрегиональной компании в целом и завоевание новых сегментов рынка услуг на основе использования различных методов повышения финансово-экономических результатов своей деятельности, в том числе направленных на оптимизацию уровней производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, потоков денежных средств. Учитывая специфическую нишу, занимаемую

ОАО «ЮТК» на рынке инфокоммуникационных услуг в ЮФО, и сильную конкуренцию в наиболее доходных секторах данного рынка, перед акционерным обществом встала задача по разработке стратегии повышения конкурентоспособности перспективных услуг электросвязи.

Основные направления стратегического развития ОАО «ЮТК»:

• удовлетворение платежеспособного спроса на основные услуги электросвязи;

• создание единых региональных расчетных центров;

• широкомасштабное развитие сети Интернет;

• организация и развитие интеллектуальных сетей, формирование спроса на новые технологии;

• формирование исчерпывающего комплекса услуг для всех категорий пользователей;

• разработка и совершенствование номенклатуры услуг, ориентированной на корпоративных клиентов;

• организация активной рекламной поддержки всех видов услуг, предоставляемых ОАО «ЮТК».

В соответствии с маркетинговой стратегией развития ОАО «ЮТК» в условиях острой конкуренции со стороны операторов сотовой связи стратегической целью компании в 2007 г является удержание доли

15 14 13 12 11 10

2003

2004

2005 Год

♦ Рентабельность активов, %

Рентабельность инвестиций, % 0 Рентабельность собственного капитала, %

Рис. 1. Динамика показателей рентабельности и прибыльности Ростовского филиала ОАО «ЮТК» за 2003 - 2005 гг.

рынка в совокупных доходах отрасли связи и информатизации ЮФО на уровне не менее 34 %. В 2006-2007 гг ожидается рост регионального инфокоммуникацион-ного рынка в среднем на 10-15 % в год.

Так, в 2003-2004 гг. компанией проводилась агрессивная инвестиционная политика: в 2003 г. объем инвестиций составил более 11 млрд руб., а в 2004 г. - превысил 12 млрд руб. Ввиду снижения финансовых возможностей в 2005-2006 гг. инвестиционная политика ОАО «ЮТК» перешла на сдержанный темп с целью завершения начатых в 2003-2004 гг. инвестиционных проектов. Например, в Ростовском филиале в 2005 г. было освоено инвестиционных ресурсов в размере 3 530 тыс. руб., в 2006 г. - 1700 тыс. руб., а в 2007 г. прогнозируемый объем инвестиций составит 1 200 тыс. руб. Включение в план новых проектов возможно только при условии их высокой окупаемости.

Немаловажное значение имеет рациональное использование источников финансирования развития компании. Если в 2004 г. около 80 % инвестиционной программы осуществлялось за счет внешних источников финансирования, то одним из основных принципов в 2006-2007 гг. стало формирование инвестиционного плана с учетом финансового состояния компании. С целью повышения ликвидности баланса и других финансовых показателей компании в 2006-2007 гг. финансирование инвестиционной программы осуществляется только за счет собственных средств ОАО «ЮТК» (амортизационных отчислений и прибыли). Дальнейшее привлечение финансовых ресурсов для реализации инвестиционной программы не предусмотрено (табл. 1).

Таблица 1

Структура источников финансирования инвестиционной программы

Источники финансирования Год

2004 2005 2006 2007(план)

Собственные средства млн руб. 2405 1972 1700 1200

% 20 56 100 100

Привлеченные средства млн руб. 9857 1557 0 0

% 80 44 0 0

Таким образом, отказ от дополнительных привлечений на инвестиционную деятельность положительно влияет на соотношение собственных и привлеченных средств, что отражает постепенный рост коэффициента автономии с 28 % на 01.01.2005 г. до 30 % на 01.01.2007 г.

Техническая политика ОАО «ЮТК» в сфере развития новых технологий предусматривает следующие основные направления:

• дальнейшее развитие сетей (узлов) передачи данных с применением технологии MPLS и DPT;

• развитие сетей мультисервисного доступа, сетей кабельного телевидения с применением технологий Ethernet — to the home, ADSL2+, HFPC, широкополосного абонентского доступа на базе технологий хDSL;

• расширение функциональности интеллектуальных сетей связи;

• предоставление корпоративным клиентам услуг, единых по спектру и уровню качества на всей лицензируемой территории;

• организация и развитие Call-центров.

На данный момент времени основными инвестиционными приоритетами в области информационных технологий являются:

• завершение проекта внедрения 2-го релиза ERP-системы «Oracle E-Business Suite», который включает полный цикл бухгалтерского учета, управление финансами, закупками, складами;

• переход к единому биллингу в ОАО «ЮТК» и внедрение системы Amdocs;

• внедрение процессов информационной технологии на базе вертикального управления информационно-техническими подразделениями, в том числе развитие центров обработки и корпоративной сети передачи данных, в рамках реализации «Мастерплана». Распределение инвестиций по основным

направлениям в текущем году осуществляется преимущественно на перспективные услуги связи, что рекомендовано всем филиалам компании, в том числе и Ростовскому (табл. 2).

Таблица 2

Распределение инвестиций в разрезе инвестиционных проектов

Показатель Значение

Объем инвестиций на 2007 г. 1,2 млрд руб.

Инвестиции в проекты традиционной телефонии и объекты междугородней связи (в том числе ВОЛП) Не более 50 %

Инвестиции на развитие перспективных услуг Не менее 40 %

Инвестиции в социальные и специальные проекты: в том числе социальные проекты Не более 5 % Не более 2 %

Инвестиции в проекты с финансовой отдачей Не менее 80 %

Инвестиции в проекты с качественной отдачей Не более 15 %

Инвестиции в прочие проекты Не более 10 %

На основании изложенного можно сделать вывод, что развитие инфокоммуникационной инфраструктуры является базовым условием совершенствования финансовых отношений. Характер инвестиционной программы рассматриваемого филиала ОАО «ЮТК» подтверждает тенденцию развития отрасли на региональном рынке.

По сравнению с предыдущими периодами налицо рост доходов от перспективных услуг связи, что связано со стратегической целью межрегиональной компании: наибольшее внимание уделить высокодоходным услугам связи. В связи с изменением взаимодействия с операторами дальней связи наблюдается снижение доли доходов от дальней связи (табл. 3).

В области услуг компания будет следовать стратегии приоритета роста, т. е. максимальные усилия будут сосредоточены на услугах и рынках, где у компании наиболее сильные позиции, и на услугах, демонстрирующих наивысший рост. Таковыми являются перспективные (новые) услуги связи и комплексные телекоммуникационные решения [4].

В условиях общемировой всеобъемлющей информатизации стоит актуальная задача ускоренного формирования и развития отечественной индустрии предоставления населению, хозяйствующим субъ-

100

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: Ш60р11Я U Практике}

Таблица 3

Динамика доходов ОАО «Южная Телекоммуникационная компания»

Вид услуг Год

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. (план)

Местная связь, % 39,5 39,0 55,8 54,7

Дальняя связь, % 40,0 40,0 19,5 17,3

Перспективные услуги, % 5,9 6,3 11,4 15,3

Прочие услуги, % 14,6 14,7 13,3 12,7

ектам и общественности широкого набора информационных услуг, которые впоследствии стали бы конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это в свою очередь обусловливает дальнейшее опережающее развитие коммуникационных технологий, разнообразных услуг связи.

Главным составляющим движения России в направлении создания эффективной информационной системы служат четыре базовые предпосылки:

1) формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры;

2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий;

3) расширение информатизации во всех сферах экономической и общественной жизни;

4) освоение и распространение новых инфо-коммуникационных услуг, как для населения, так и для деловых кругов и органов власти и управления [3].

За последние годы в России существенно укрепилась технологическая база информатизации, неуклонно растет объем продаж средств связи, телекоммуникационного оборудования. Наблюдается существенный прирост отечественного рынка инфокоммуникационных услуг России. Страна обладает потенциальными возможностями для мощного рывка в развитии системы сервиса, в том числе и в сфере услуг связи, которыми непременно надо воспользоваться, но на выверенной, обоснованной научной основе [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировая индустрия инфокоммуникаций сейчас переживает довольно непростой этап развития, связанный с появлением новых технологий и средств персональных коммуникаций. Помимо этого происходит разделение сфер влияния между странами и формирование новой экономической элиты. Поэтому государственная политика России поддерживает направление продвижения на этот перспективный рынок интеллектуальной продукции отечественных технологий, а также непосредственное участие страны в выборе стратегии развития мировой информационной системы. Это позволит нашей стране интег-

рироваться в мировое экономическое пространство как сильному равноправному партнеру.

Создание обозначенной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе. Опережающее развитие инфокоммуникационного рынка является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций. Кроме того, это служит системоформирующим фактором экономического развития страны.

Таким образом, на современном этапе социально-экономического развития России в условиях глобализации сложились объективные предпосылки ускоренного развития инфокоммуникационного рынка, услуги которого чрезвычайно важны для предоставления качественных и комплексных финансовых услуг и организации роста международной торговли.

Комплексному решению по развитию в России сферы информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и ее продвижению в мировое информационное и экономическое пространство способствует принятая Правительством Российской Федерации Федеральная программа «Электронная Россия» (2002—2010 годы)», новая редакция закона «О связи», «Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ», «Концепция развития рынка постовой связи».

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачев В. Л. Системообразующая роль корпораций в экономике / В. Л. Горбачев, В. М. Жел-тоносов, Ю. О. Колотов // Финансы и кредит. 2006. №16 (220). С. 24-28.

2. Голубев М. П. Методика повышения эффективности управления холдингом // Финансы и кредит. 2006. № 2 (206). С. 28-35.

3. Желтоносое В. М. Интеграция финансовых и информационных услуг на базе телекоммуникационной инфраструктуры региона / В. М. Желтоносов, Ю. О. Колотов // Финансы и кредит. 2003. № 9 (123). С. 65 - 72.

4. Сайт ОАО «Южная телекоммуникационная компания» www. stcompany. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.