Научная статья на тему 'Интеграция финансовых и информационных услуг на базе телекоммуникационной инфраструктуры региона'

Интеграция финансовых и информационных услуг на базе телекоммуникационной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция финансовых и информационных услуг на базе телекоммуникационной инфраструктуры региона»

ФИНАНСОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

ИНТЕГРАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

В.М. ЖЕЛТОНОСОЕ, кандидат экономических наук, профессор Кубанского государственного университета

Ю.О. КОЛОТОВ, ЗАО «Кубань GSM»

Нынешняя геофинансовая система в своей основе развивается на современных информационных технологиях, результатом использования которых является современный рынок телекоммуникационных услуг.

Инфраструктуру финансовой системы представляет определенный набор организаций, оказывающих финансовые услуги. В мировой практике их называют фирмами финансовых услуг, образующих определенную сферу деятельности. В федеральной программе реформирования экономики на среднесрочную перспективу 2002 -2004 годы отсутствует комплексный подход к реформированию финансовой инфраструктуры с позиции становления и развития рынка финансовых услуг, его информационного значения для финансовой системы.

В настоящее время происходит реструктуризация телекоммуникационной отрасли, ее адаптация к потребностям финансового рынка и закладываются основы внедрения современных информационных технологий, обслуживающих этот рынок. Дело в том, что Россия находится на переходном этапе своего развития, и, чтобы преодолеть отставание в организации обращения финансового капитала, необходимо внедрить инфор-

' Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. - 1998. - № 2. - С. 110.

2 Впервые обратил внимание на такую двойственность Ф. Махлуп «Производство, распространение знаний в США». - М.: Прогресс, 1996. - С. 381.

мационные технологии, способствующие его мобилизации и сокращению времени оборота.

Министр финансов С.Ю. Витте относил к источникам капитала «запасы знаний» в обществе1. Отрасли, входящие в инфраструктуру финансовой системы, производят информацию, оказывая те или иные услуги. Традиционно считается, что производство информации является побочным продуктом наряду с финансовыми и другими услугами. Специалисты по финансам все еще недостаточно уделяют внимания производству знаний, считая его побочным продуктом, помимо работы, связанной с учетом, обработкой и передачей информации2. Оказывается, значительная часть персонала финансовых фирм занимается именно такой работой, и поэтому большая часть затрачиваемых ими средств, приходится на подготовку информации, необходимой как самим фирмам, так и тем, кто пользуется другими их услугами.

Отрасли, представляющие телекоммуникации, являются растущими, стратегически важными в развитии общественного производства и прежде всего финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Их услуги претерпевают качественные изменения в сфере управления, все более отходя по своему характеру от простого носителя и передачи информации. Это относится к управлению производственными и транспортными системами, моделированию процессов, а в последние десятилетия их услуги стали определяющими в

сокращении времени оборота финансового капитала.

Глобальным характеристикам нового качества рынка телекоммуникационных услуг уделяется большое внимание (но все еще, на наш взгляд, недостаточное), а вот территориальному аспекту этого рынка, да еще в условиях переходной экономики, практически не уделяется внимания. Особенно это относится к проблеме развития телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей ее воспринять рынок финансовых услуг современного типа, развивающийся на суперинформационных технологиях.

В этой связи следует занять позицию возможного применения достижений финансово-информационной глобализации.

В условиях глобализации финансовой системы на первый план выходят затраты, связанные с превращением денежной формы стоимости в определенное количество информации, которая в свою очередь представляет организованный поток знаний об участниках финансовых отношений. В обменную деятельность вступают информационные носители с ярко выраженным характером виртуальности и имеющие самостоятельные основы обмена.

В данном случае стоимость как общественные отношения проявляется в рыночной среде как организационно-управленческие отношения, связанные с переработкой информации, ее продвижением в пространстве и явлением в общественной жизни в виде финансовой услуги определенного качества. Закономерно исследование метаморфозы превращения информационного потока из одного состояния в другое, сопутствующее метаморфозам стоимости.

В ныне господствующих транснациональных компаниях (ТНК), транснациональных банках (ТНБ) и различных международных финансовых институтах технологически решена задача пространственного распределения стоимости и глобального влияния на пропорции развития мирового хозяйства. Традиционно финансовые отношения рассматриваются в распределительном аспекте стоимости валового продукта (национального дохода) с последующим формированием фондов денежных средств.

Другими словами, денежные формы движения стоимости выполняют обменную и товарную функции в системе воспроизводства, а сами фонды финансовых ресурсов являются объектом распределения, имея при этом параметры лик-

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. -М: ИНФРА-М, 2000. - С. 20 - 21.

видности, доходности и риска. Если допустить, что в условиях господства глобальных информационных систем предметом труда становится умственная деятельность человека (об этом высказывали мнение ряд авторов, такие как О.В. Бра-тимов, М.Г. Делягин и др.)1, то источником стоимости все в большей мере становится не просто общественно необходимый труд, а творческий труд, получающий черты всеобщности не в ходе обмена деятельностью, а в процессе самой деятельности.

Отсюда результатом такого труда является информационно организованное знание, активно воздействующее на процесс производства товаров и услуг. Условиями такой трудовой деятельности все больше становится развитие рынка телекоммуникационных услуг, позволяющее ускоренно отмобилизовывать финансовые ресурсы в обществе и адресно концентрировать их в стратегически растущих отраслях экономики.

Мировая тенденция развития этого рынка состоит в интеграции самих институтов на основе единого рынка телекоммуникационных услуг и взаимного обмена свободными финансовыми ресурсами. Все это проявляется в финансовой услуге как особом виде экономического продукта, потребление которой позволяет реализовать пра-воимущественные отношения в ускоренном темпе при помощи современных информационных технологий. На их базе развиваются депозитар-но-клиринговые системы, электронные деньги, оказание банковских и других услуг в глобальной системе Интернет.

Экономика России, находящаяся на этапе серьезных структурных изменений в отношениях собственности, управления, создания качественно нового финансово-кредитного механизма, крайне нуждается в развитии инфраструктуры рынка финансовых услуг. В этом направлении качественно изменяется рынок телекоммуникационных услуг. Для его развития проведена структурная перестройка отрасли связи и создана на Северном Кавказе крупная Южная телекоммуникационная компания (ОАО «ЮТК»), в которой базовой структурой для объединения стало бывшее ОАО «Кубаньэлектросвязь». Основные показатели деятельности ОАО «ЮТК» представлены в табл.1.

Согласно данным табл. 1 развитие средств связи компании имеет положительную тенденцию. Так, прирост основных телефонных аппаратов за анализируемый период составил 122%. Протяженность междугородных телефонных каналов увеличилась на 174,7%, соответственно увеличилось среднее количество линий (темп роста

Таблица 1

Основные показатели деятельности ОАО "ЮТК"

Наименование показателя Единицы измерения 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год Темп роста

Абс. Относ.

1. Развитие средств связи

1.1. Прирост основных телефонных аппаратов - всего, в том числе шт. 41 087 32 023 50 008 50 108 9 021 122,0

1.1.1. На ГТС шт. 0 0 0 34 619 34 619 100,0

1.1.2. На СТС шт. 0 0 0 15 489 15 489 100,0

1.2. Городских и сельских телефонов, в том числе шт. 559 389 401 440 -119 78,7

1.2.1. Универсальных шт. 661 663 821 1 383 722 209,2

1.3. Протяженности междугородных телефонных каналов тыс. кан/км 202,3 246,8 352,7 353,5 151 174,7

1.4. Основных р/т точек шт. -73 660 0 -74 940 -45 433 28 227 61,7

1.5. Количество абонентов пейджинговой связи шт. 0 48 1 426 3 796 3 796 100,0

2. Среднее количество линий шт. 666 680 708 116 742 845 794 879 128 199 119,2

3. Экономические показатели деятельности общества

3.1. Валовой доход млн руб. 1 269,1 1 205,9 1 874,1 2 278,2 1 009,1 179,5

3.2. Тарифные доходы млн руб. 1 077,5 1 049,3 1 646,7 2 172,6 1 095,1 201,6

3.3. Доходы от населения млн руб. 513,2 561,0 934,8 1 293,1 779,9 252,0

3.4. Доходы от услуг передачи данных телематических служб, ISDN, CTK, ДВО, платной справки, всего млн руб. 8,2 13,3 46,4 86,5 78,3 1 055,0

3.5. Затраты млн руб. 903,8 884,4 1 403,1 1 719,9 816,1 190,3

3.6. Прибыль от продаж млн руб. 365,3 321,5 471,0 558,3 193,0 152,8

3.7. Прибыль до налогообложения млн руб. 133,0 249,0 461,8 392,4 259,4 295,0

3.8. Рентабельность по прибыли до налогообложения % 14,7 20,9 28,4 20,0 5,3 136,1

3.9. Затраты на 1 рубль доходов коп. 71,2 54,3 64,6 66,2 -5,0 93,0

3.10. Выручка на 1 линию руб. 1 904,0 1 703,0 2 523,3 2 865,8 961,8 150,5

3.11. Прибыль от реализации на 1 линию руб. 548,0 454,1 634,5 702,6 154,6 128,2

3.12. Валовой доход на 1 сотрудника руб. 93 702,0 94 568,9 149 607,8 196 064,0 102 362,0 209,2

3.13. Прибыль от реализации на 1 сотрудника руб. 26 971,0 25211,1 37 601,7 48 049,1 21 078,1 178,2

3.14. Прибыль балансовая на 1 сотрудника руб. 9 820,0 19 528,1 36 865,5 33 764,9 23 944,9 343,8

3.15. Количество линий на работника лин./чел. 49,2 55,5 59,3 68,4 19,2 139,0

3.16. Амортизация млн руб. 86,3 84,0 178,0 143,8 57,5 166,6

3.17. EBITDA млн руб. 219,7 318,4 549,1 536,1 316,4 244,0

3.18. EBITDA на 1 работника тыс. руб./чел. 16,2 24,9 43,9 46,1 29,9 284,5

4. Труд

4.1. Среднесписочная численность, всего чел. 13 544 12 752 12 527 11 620 -1 924,0 85,8

4.2. Средняя заработная плата руб. 1 666,0 1 777,8 2 881,0 4 199,1 2 533,1 252,0

4.3. Производительность труда руб. 7 809,0 7 880,7 12 467,2 12 686,0 4 877,0 162,5

4.4. Фонд оплаты труда (в затратах) млн руб. 225,6 272,0 433,0 582,7 357,1 258.3

5. Инвестиции

5.1. Объем капиталовложений млн руб. 332,4 179,6 453,4 615,4 283,0 185,1

5.2. Ввод основных фондов млн руб. 313,3 228,9 420,3 592,0 278,7 189,0

5.3. Ввод номерной емкости № 48 577 28 034 60 300 66 066 17 489,0 136,0

119,2%), что обусловлено значительными инвестиционными вложениями в техперевооружение действующих предприятий. По количеству основных р/т точек, несмотря на отрицательный темп роста (61,7%), ситуация положительна, поскольку отрицательное значение этого показателя уменьшилось. Существенно увеличились доходы от новых услуг связи (1055%).

Таким образом, показатели прибыли значительно возросли: прибыль от продаж увеличилась на 152,8%, а прибыль до налогообложения -на 295%. Важно отметить, что рентабельность деятельности компании в среднем за анализируемый период равна 21%, что больше ставки рефинансирования (с 15.02.2003 - 18%). Все отраслевые производственно-финансовые показатели значительно увеличились, при этом темп роста прибыли балансовой на одного сотрудника равен 343,8%, что обусловлено ростом валового дохода компании, с одной стороны (179,5%), и снижением показателя среднесписочной числен-

ности (85,8%), с другой стороны. При этом доля тарифных доходов увеличилась на 201,6%, что позволяет сделать вывод об увеличении удельного веса тарифных доходов в общей выручке.

Производительность труда возросла на 162,5%, что отразилось в росте показателя средней заработной платы на 252%. Объем капиталовложений возрос на 185,1%, вызвав увеличение показателя ввода номерной емкости, что отражено в строке 5.3 (136,0%).

Следует отметить тот факт, что в структуре общих доходов ОАО «ЮТК» доходы от современных видов услуг все еще низки и составляют 1 - 2% от совокупных доходов. Необходимо отметить, что в регионе по-прежнему остается свободным рынок новых услуг: интеллектуальной сети, мультимедиа. В ближайшее время ожидается жесткая конкуренция среди компаний, пользующихся мультисервисными сетями, поскольку эта услуга приобретает все большую популярность как в сфере бизнеса, так и среди обычных абонентов.

Наращивая объемы удовлетворенного спроса потребителей на традиционные услуги связи, ОАО «ЮТК» одновременно закладывало фундамент перспективных технологий, в регионе формировался спрос потребителей на новые услуги связи. ОАО «ЮТК» избрало стратегическое направление в своем развитии в создании рынка информационных услуг, интегрированных для обслуживания финансовых отношений. В частности, за последние три года существенное развитие получили интеллектуальные технологии (Internet, ISDN и др.), прежде всего для корпоративных пользователей.

В настоящее время в Краснодарском крае действуют около 20 провайдеров сети Интернет. Здесь сложилась зона высокого уровня конкуренции. Доля рынка, принадлежащая ОАО «ЮТК», составляет 70,2%. За прошедший год достигнут рост на 15,2%. Резко возросли объемы информации, переданной по сети Интернет, которые составляют 16 411 Гбайт, соединение по сети Интернет с доступом через телефонную сеть общего пользования составляет 168 465 тыс. минут. Мощность электронной почты в сумме входящих и исходящих сообщений составляет 2 550 317 кбайт.

Тенденция роста наблюдается также в отрасли предоставления беспроводного доступа к сети. Доля компании по количеству абонентов сети персонального радиовызова значительно возросла - 41,2% рынка услуг (в 2000 году этот показатель составлял 16,9%). Эта тенденция объясняется, кроме проведенной в прошлом году активной работы по популяризации «Народного пейджинга», отмиранием услуг персонального радиовызова, уходом за прошедший год с рынка ряда операторов-

конкурентов, стремительным ростом мобильной телефонии.

Для достижения отмеченных стратегических целей ОАО «ЮТК» в основном использует собственные финансовые источники (табл. 2). В структуре источников финансирования развития ОАО «ЮТК преобладают собственные средства и прибыль отчетного года (более 70%). При этом за анализируемый период удельный вес прибыли отчетного года в источниках финансирования возрос до 35,1%, а доля собственных средств уменьшилась до 35,5%. Удельный вес привлеченных средств уменьшился до 29,4%. При этом на товарные кредиты фирм-поставщиков приходится основная часть привлеченных источников финансирования, что отражено в строке 2.4 (более 21%).

В целом, структура источников финансирования развития компании коррелируется с общеотраслевыми тенденциями, но по своей сути консервативна. Компания недостаточно использует возможности финансового рынка по привлечению источников финансирования собственной инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности, а для этого есть все возможности. В соответствии с данными баланса доходов и расходов населения привлечение ресурсов с финансового рынка проблематично. Дело в том, что в среднем из 24 000 рублей среднедушевых расходов в Краснодарском крае только 1,2% идет на покупку ценных бумаг и депозиты банков, а 21% — на покупку иностранной валюты, в основном долларов США. Поэтому стратегической линией ОАО «ЮТК» должен стать выпуск ликвидных финансовых инстру-

Таблица 2

Источники финансирования развития ОАО "ЮТК", тыс. рублей

2000 год Удельный вес отдельных источников 2001 год Удельный вес отдельных источников Абсолютное отклонение (4-2)

1. Собственные средства - всего, в том числе 364 227,4 69,24 250 219.0 35,5 - 114 008,4

1.1. Нераспределенная прибыль 263 862,0 50,16 86 000,0 12,22 - 177 862,0

1.2. Амортизация 100 365,4 19,08 164 219,0 23,33 63 853,6

2. Привлеченные средства - всего, в том числе 161 787,5 30,76 206 936,7 29,40 45 149,2

2.1. Акции - - - - -

2.2. Договорные обязательства - - - - -

2.3. Облигации - - - - -

2.4. Кредиты фирм-поставщиков 111 026,0 21,11 150 345,7 21,30 39 319,7

2.5. Кредиты банков 45 000,0 8,55 50 000,0 7,2 5 000,0

2.6. Бюджетные средства, в том числе 198,4 0,04 770,6 0,10 572,2

2.6.1. Федеральный бюджет - - 67,0 0,001 67,0

2.7. Средства от эмиссии акций - - - - -

2.8. Долевые 5 563,1 1,06 5 820,4 0,80 257,3

3. Прибыль отчетного года - - 246 807,"б 35,10 246 807,6

итого... 526 014,9 100,00 703 963,3 100,00 -

Таблица 3

Доля ОАО "ЮТК" по физическим объемам услуг на телекоммуникационном рынке региона, %

Наименование услуг 2000 год 2001 год

Местная телефонная связь 92,8 90,6

Междугородная телефонная связь 99,4 98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международная телефонная связь 99,6 98,2

Услуги сети персонального радиовызова 16,9 41.2

Услуги сети Интернет по коммутируемому доступу 55 70,2

ISDN , интеллектуальная сеть 100 96,7

' ISDN - сеть, обеспечивающая полностью цифровые соединения между оконечными устройствами для поддержания широкого спектра речевых и информационных услуг.

ментов, привлекательных для широкого круга инвесторов.

В настоящее время на территории Краснодарского края формируется конкурентная среда с большим количеством независимых операторов связи, самостоятельно определяющих ценовую и производственную политику. Альтернативные операторы, не отягощенные социальными обязательствами и проблемами эксплуатации устаревших морально и физически линий связи, имеют ряд конкурентных преимуществ, среди которых важнейшие - скорость выведения на рынок новых услуг, активная маркетинговая политика, организация работы с клиентами, оперативность финансирования проектов. Доля ОАО «ЮТК» по физическим объемам услуг представлена в табл. 3.

Согласно данным табл. 3, наиболее благополучное положение сохраняется в области предоставления междугородных и международных соединений - 98,1% рынка по итогам 2001 года.

Доля ОАО "ЮТК" в доходах от ост Краснодарского

Компания находится в зоне потенциально низкого уровня конкуренции и прочно удерживает монопольное положение. На рынке местной телефонной связи за 2001 год доля ОАО «ЮТК» уменьшилась незначительно - на 2,2% и составила на 01.01.2002 - 90,6%.

Исходя из показателей развития и тенденций телекоммуникационного рынка доля ОАО «ЮТК» в доходах телекоммуникационного сектора региона определена авторами и отражена в табл. 4.

Данные табл. 4 позволяют сделать вывод, что доля ОАО «ЮТК» в доходах от основной деятельности не соответствует доле по физическим объемам услуг (см. табл. 3), что свидетельствует о предоставлении компанией малорентабельных подвидов услуг, в отличие от альтернативных операторов, специализирующихся на услугах связи повышенной доходности даже в традиционных подотраслях. Общая структура и динамика доходов ОАО «ЮТК» проанализирована в табл. 5.

Таблица 4

ной деятельности организаций связи рая, млн рублей

Наименование показателя 2000 год 2001 год

Организации связи края ОАО "ЮТК" Удельный вес ОАО "ЮТК",% Организации связи края ОАО "ЮТК" Удельный вес ОАО "ЮТК",%

Связь - всего, в том числе 3 628 1 646 45,37 5 599 2 172 38,79

Почтовая 366 - - 489 - -

Документальная 120 78 65,0 176 108 61,36

Междугородная и международная телефонная 1 290 961 74,5 1 636 1 188 72,62

Городская и сельская телефонная 751 573 76,3 1 038 802 77,26

Проводное вещание 39 32 82,05 57 47 82,46

Радиосвязь, телевидение и спутниковая связь 137 2 1,46 136 4 2,94

Госсвязьнадзор 23 - - 9 - -

Сухопутная радиосвязь 902 - - 2 031 - -

От новых услуг электросвязи, в том числе - - - 27 22 81,48

От услуг ISDN - - - 9 7 77,78

От услуг интеллектуальных сетей - - - 18 15 83,33

Источник: Составлено автором по данным стат. сборника "Краснодарский край 1937 - 2002" и финансовой отчетности ОАО "ЮТК".

Таблица 5

Структура доходов от основных видов деятельности ОАО "ЮТК"

Наименование показателей Всего В том числе категории потребителей

1999 год 2000 год 2001 год Темп роста Бюджетные Население Коммерческие

1999 год 2000 год 2001 год Темп роста 1999 год 2000 год 2001 год Темп роста 1999 год 2000 год 2001 год Темп роста

1. Доходы от услуг связи общего пользования * все виды связи (с точностью до 0,1 тыс. руб.), в том числе 1 416 496,7 1 646 700,9 2 172 636,3 153,4 110 778,6 113 839,3 149 043,3 134,5 757 324,2 934 846,7 1 293 065,4 170,7 548 393.9 598 014.9 730 527.6 133.2

IT. Междугородная и международная телефония 857 798,7 961 046,6 1 188 263,9 138,5 52 126,2 52 150,9 69 446,4 133,2 443 999,0 504 680,7 644 597,7 145,2 361 673.5 404 215,6 474 219,8 131,1

1.2. Документальная электросвязь 63 903,7 78 290,4 108 470,9 169,7 70 18,2 8 152,7 12 659,3 180.4 29 588,5 3 7 750,5 52 398,5 177,1 27 297,0 32 387.2 43 412.2 159.0

1.3. Городская телефония 359 435,9 444 476,8 615 724.8 171,3 35 196,4 36 677,0 45 363,2 128,9 207 270,5 287 337,0 409 364.9 197.5 116 969.0 120 462.8 160 996.8 137.6

1.4. Сельская телефония 106 962,9 128 961,5 186 275,4 174,1 12 697,5 13 255,9 14 835,5 116,8 60 592,3 82 613,5 136 043,0 224,5 33 673.1 33 092.0 35 396.9 105,1

1.5. Проводное вещание 26 510,9 31 645,9 47 3 05,5 178,4 3 196,1 3 135.0 4 937,4 154,5 15 281,3 21 432,0 33 164,3 217.0 8 033,5 7 079.0 9 203.9 114.6

1.6. Беспроводная радиосвязь, в том числе 1 884,6 2 279,1 3 643,9 193,4 544,2 467,8 678,2 124,6 592,6 1 033,0 1 869,4 315,5 747.8 778,3 1 096.4 146.6

1.6.1. От приемников персонального радиовызова 119,2 201,5 975,5 818,4 28,3 33,3 60,9 215,1 58,6 119,5 777,8 1 327.3 32.3 48.7 136.8 423.7

1.6.2. От сотовых систем 0,0 0.0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0.0 0,0 0.0 0,0 0.0 0.0

1.6.3. От радиальных и радиально-зоновых систем 0,0 0.0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0.0 0,0 0.0 0,0 0,0

1.6.4. От радиальных систем типа "Алтай" 1 765,4 2 077,6 2 668,4 151,2 515,9 434,5 617,3 119,7 534,0 913.5 1 091,6 204.4 715,5 729,6 959.6 134.1

1.6.5. От систем беспроводного радиодосгупа 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0.0 0,0 0.0 0,0 0.0

1.7. Ог новых услуг электросвязи, в том числе 0,0 0,0 22 952,6 100,0 0,0 0,0 1 123,4 100,0 0,0 0,0 15 627,5 100.0 0.0 0.0 6 201.7 100.0

1.7.1. От услуг ISDN 0,0 0,0 7 479,7 100,0 0,0 0,0 1 123,4 100,0 0,0 0,0 162,9 100,0 0,0 0.0 6 193.4 100,0

1.7.2. Огуслуг интеллектуальных сетей 0,0 0,0 15 472,8 100,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 15 464,6 100,0 0.0 0,0 8.2 100,0

Примечание. Рассчитано автором в сопоставимых ценах с учетом индекса инфляции (по данным Госкомстата России, в 2000 году - 16%, в 2001 году - 14%) на основе статистической формы № 65-связь.

Согласно данным табл. 5, в структуре доходов компании преобладают доходы от населения, что объясняется монопольным положением на рынке городской и сельской телефонии. Основной доход обеспечивается услугами международной и междугородной телефонии (темп роста за период 1999 - 2002 годы - 138,5%). На втором месте по показателям доходности находятся услуги городской телефонии (темп роста - 171,3%). При этом опережающее развитие получила беспроводная радиосвязь, что отражено в строке 1.6 (193,4%), в том числе доходы от приемников персонального радиовызова возросли на 818,4%. Показательны появившиеся в 2001 году доходы от новых услуг электросвязи, что позволяет сделать вывод об активизации компании на этом рынке, традиционно принадлежащем альтернативным операторам.

Наращивая объемы удовлетворенного спроса потребителей на традиционные услуги связи, ОАО «ЮТК» одновременно закладывало фун-

дамент перспективных технологий, в регионе формировался спрос потребителей к новым услугам связи (табл. 6).

За анализируемый период наблюдается существенный рост инвестиций в основной капитал (темп прироста - 193,2%). При этом снизился показатель приобретения основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов, не завершенных строительством (темп прироста - 79,34%), что свидетельствует о тенденции приобретения ОАО «ЮТК» новых основных средств. Инвестиции в нематериальные активы увеличились на 273,9%. Таким образом, инвестиционная деятельность компании имеет положительную тенденцию, что создает реальные предпосылки для развития телекоммуникационной инфраструктуры региона. Значительную часть средств ОАО «ЮТК» направляет на реконструкцию уже действующих систем телекоммуникаций (табл. 7).

Основная тенденция инвестиционной поли-

Таблица 6

Инвестиционная деятельность ОАО "ЮТК"

Наименование показателя 1999 год 2000 год 2001 год Темп прироста

Абс. Относ., %

1. Инвестиции в основной капитал (новые основные средства) - всего, в том числе оборудование, приобретенное по лизингу и приятое на баланс, согласно договору 239 206 526 004,6 701 500,0 462 294,0 193,2

2. Приобретено основных средств на условиях финансового лизинга, учтенных на забалансовых счетах _ _ _ _ _

3. Приобретено основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов, не завершенных строительством 2 721,7 10,3 562,3 -2 159,4 - 79,34

4. Инвестиции в нематериальные активы 508,3 2 035,6 1 901,0 1 392,7 273,9

5. Списано, продано - - 2 006,1 - -

6. Передано - - 5 536,0 - -

тики компании характеризуется устойчивым ростом показателей, отражающих направления использования инвестиций. В табл. 7 отражена стратегия развития компании в части использования инвестиций. За анализируемый период (1999 -2002 годы) темп роста ввода основных фондов составил 224,3%, при этом производственное строительство возросло на 237,5%. В целом, объем капвложений увеличился на 290%, что отражает интенсивное развитие компании в части ввода в строй новых производственных объектов, обус-

ловленного необходимостью развития новых услуг электросвязи (Internet, IP-телефония и др.). Из объема капитальных вложений основная масса инвестиций направляется на приобретение оборудования связи, что объясняется необходимостью опережающего развития компании по причине усиления конкуренции на рынке интеллектуальных услуг телекоммуникаций. При этом производственное строительство полностью прекращено, поскольку существует объективная необходимость замены устаревшего обо-

Таблица 7

Направления использования инвестиций ОАО "ЮТК"

Наименование показателей 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год Темп роста

Абс. Относ.

1. Ввод основных фондов (фактическая стоимость для застройщика) - всего, в том числе 300 890,0 487 490,3 487 490,3 674 911,3 374 021,3 224,3

1.1. По производственному строительству 284 205,0 477 118,7 477 118,7 674 911,3 390 706,3 237,5

2. Объем капитальных вложений (фактически использовано) - всего, в том числе 241 927,7 526 014,9 526 014,9 701 500,0 459 572,3 290,0

2.1. По производственному строительству 213 457,7 509 310,9 509 310,9 695 752,2 482 294,5 325,9

3. Из объема капитальных вложений

3.1. Строительно-монтажные работы, в том числе 123 845,0 176 689,0 176 689,0 221 467,0 97 622,0 178,8

3.1.1. По производственному строительству 96 190,0 167 095,0 0,0 0,0 -96 190,0 -100,0

3.1.2. Стоимость машин, оборудования, инструментов, инвентаря, в том числе 113 142,0 337 425,9 337 425,9 465 894,0 352 752,0 411,8

3.1.2.1. По производственному строительству 111 998,0 332 037,0 0,0 0,0 -111 998,0 -100,0

3.1.3. Прочие капитальные работы и затраты, в том числе 4 940,7 11 900,0 11 900,0 14 139,0 9 198,3 286,2

3.1.3.1. Проектно-изыскательские работы 3 557,1 4 596,0 4 596,0 9 819,0 6 261,9 276,0

4. Из производственного строительства выделить направления по характеру строительства

4.1. Реконструкция действующих предприятий 27 946,6 137 514,6 137 541,6 170 437,0 142 490,4 609,9

4.2. Техперевооружение действующих предприятий, включая оборудование, не входящее в сметы строек, в том числе 44 156,0 90 401,7 90 401,7 118 932,0 74 776,0 269,3

4.2.1. Оборудование, не входящее в смету строек 44 156,0 90 401,7 90 401,7 118 932,0 74 776,0 269,3

4.3. Расширение действующих предприятий 60 406,0 145 877,9 145 877,9 331 078,1 270 672,1 548,1

4.4. Строительство новых предприятий 47 797,7 130 620,7 130 620,7 45 983,0 -1 814,7 96,2

4.5. Отдельные объекты 6 563,0 2 676,5 2 676,5 29 298,0 22 735,0 446,4

4.6. Объем незавершенного строительства на конец года - всего, в том числе 73 939,0 112 463,6 112 463,6 140 693,0 66 754,0 190,3

4.6.1. Объем незавершенного строительства производственного характера на конец года 55 650,0 87 842,2 87 842,2 129 463,0 73 813,0 232,6

рудования, а не строительства новых предприятий (темп роста - 96,2% к 1999 году).

Объем незавершенного строительства на конец 2002 года относительно 1999 года возрос и составляет 190,3%, что объясняется необходимостью реконструкции и техперевооружения действующих предприятий (темп роста - 269,3%), что отражено в строке 4.1 (609,9%) и в строке 3.1.2 (411,8%). Таким образом, четко прослеживается стратегическая линия наращивания темпов технологического перевооружения компании.

Учитывая специфическую нишу, занимаемую ОАО «ЮТК» на рынке телекоммуникационных услуг региона, и сильное влияние конкуренции в наиболее доходных секторах данного рынка, перед акционерным обществом встала задача по разработке стратегии повышения конкурентоспособности перспективных услуг электросвязи.

Основные направления стратегического развития ОАО «ЮТК» следующие:

удовлетворение платежеспособного спроса на основные услуги электросвязи; создание единых региональных расчетных центров;

широкомасштабное развитие сети Интернет; организация и развитие интеллектуальных сетей, формирование спроса на новые технологии;

формирование исчерпывающего комплекса услуг для всех категорий пользователей; разработка и совершенствование номенклатуры услуг, ориентированной на корпоративных клиентов;

организация активной рекламной поддержки всех услуг, предоставляемых ОАО «ЮТК». С созданием ОАО «ЮТК» на рынке телекоммуникационных услуг компания наращивает свой имидж. С середины 2000 года внедряется фир-

менный стиль, обеспечивающий единство внешнего и внутреннего имиджа компании, повышающего узнаваемость и эффективность рекламных мероприятий. Регулярно тиражируются и распространяются среди настоящих и потенциальных пользователей общества информационные брошюры и буклеты по новым и дополнительным услугам связи, предоставлению доступа в сеть Интернет, пейджинговой и 1801Ч-связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вышеуказанные направления стратегического развития возможно реализовать путем привлечения дополнительных ресурсов с финансового рынка, поскольку на данном этапе развития компания осуществляет инвестиционную деятельность в основном за счет собственных средств: прибыли и амортизации. При этом необходима выработка стратегии привлечения сбережений населения путем выпуска финансовых инструментов, привлекательных не только с точки зрения доходности, но и дающих инвестору дополнительные права в части удовлетворения спроса на телекоммуникационные услуги.

В качестве конкретного инструмента предлагается конвертируемый облигационный заем, имеющий ряд льгот и привилегий для инвесторов. К ним относятся: льготные тарифы, льготное подключение к сети, электронные переводы по различным видам карточек.

Развитие долгового финансирования позволит создать в рамках Южного федерального округа интегрированную мультисервисную сеть, что создаст инфраструктурные возможности для развития новых видов финансовых услуг (Интернет-банкинг, Интернет-трейдинг и др.). Таким образом, развитие телекоммуникационной инфраструктуры является базовым условием совершенствования финансовых отношений в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.