УДК 372.881.111.22
М. Ю. Белогурова, В. А. Данилова
Белогурова М. Ю., ст. преподаватель каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
Данилова В. А., канд. филол. наук, доц. каф. лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ АУДИОФОРУМОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматривается дидактический потенциал аудиофорумов, используемых в качестве дополнительного образовательного средства на занятиях по дисциплинам «Иностранный язык (первый/второй)», «Профессионально ориентированный курс первого/второго иностранного языка» со студентами специальностей «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика» ИМО и СПН. Работа с аудиофорумами является важным условием формирования у учащихся коммуникативной компетенции, устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, способствует усвоению нового учебного материала и наиболее рационального использования учебного времени в условиях сокращении количества аудиторных часов.
Ключевые слова: компьютерные технологии; аудиовизуальные средства; аудиофорум; языковая среда; коммуникативная компетенция; лингвистическая компетенция; дискуссия.
Belogurova M.
Seniour Teacher, Chair of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Mediatechnologies, Institutuite of International Relations and SocioPolitical Sciences, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
Danilova Viktoria
Ph. D., Ass. Prof., Chair of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Mediatechnologies, Institutuite of International Relations and SocioPolitical Sciences; e-mail: [email protected]
INTEGRATION OF AUDIOFORUMS INTO THE PROCESS TEACHING GERMAN TO STUDENTS OF NONLINGUISTIC SPECIALITIES
The paper deals with voice based e-Learning tools such as VOXOPOP which can be used with great success as additional tools in teaching foreign languages to students of non-linguistic departments. Talkgroups are an easy-to-use way for language speaking practice und discussing various topics of the learning program.
Using new technologies led to considerably better results and more efficient education, develops professional-relative skills and key competences.
Key words: e-Learning tools; authentic audio-visual materials; talkgroups; communicative competence; linguistic competence; discussion
Неотъемлемой частью современного образовательного процесса в высшей школе является использование компьютерных технологий и аудиовизуальных средств обучения. При обучении иностранному языку, в частности языку специальности, привлечение актуальных аудиовизуальных материалов и применение различных интернет-сервисов Web 2.0 в процессе формирования информационно-образовательной среды является обязательным условием гармоничного становления всего спектра профессиональных компетенций учащихся.
В связи с введением современных образовательных стандартов претерпевают изменения УМКД. Комплексный коммуникативный подход к обучению иностранным языкам подразумевает интенсивное погружение в иноязычную языковую среду, последовательное развитие коммуникативной, лингвистической, социокультурной компетенций учащихся. На фоне сокращения количества аудиторных часов постоянно возрастает объем учебного материала. Применение цифровых технологий позволяет в значительной степени сэкономить время в рамках аудиторных занятий, эффективно перераспределить время работы над отдельными аспектами изучаемого иностранного языка, наиболее полно задействовать все виды речевой деятельности учащихся. Глубокое изучение каждого конкретного аспекта в условиях ограниченного времени полностью отвечает принципу концентрированного обучения, реализуемому в рамках отечественной и зарубежной методики преподавания иностранных языков.
Следует подчеркнуть, что работа с цифровыми технологиями не является сама по себе целью образовательного процесса, а лишь способствует оптимизации работы с базовым учебно-методическим комплексом. УМКД предполагает учебные часы для выполнения заданий с помощью мультимедийных ресурсов (ВЗМР) в рамках самостоятельной работы.
Целесообразность интеграции информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранным языкам обусловлена в значительной степени тем, что сокращение часов аудиторных занятий влечет за собой увеличение объема самостоятельной работы
студентов. Общепризнанной на мировом уровне платформой для внеаудиторной работы является широко используемая модульная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment)1 [1]. На наш взгляд, не менее важным образовательным инструментом является работа учащихся с интернет-сервисами Web 2.0.
Сервисы Web 2.0 представляют собой второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям самостоятельно создавать в сети и использовать информационные ресурсы. Web 2.0 представляет собой методику проектирования систем, развивающихся за счет сетевого взаимодействия как можно большего количество пользователей. Таким образом, Web 2.0. характеризуется принципом привлечения пользователей к наполнению и многократной верификации того или иного информационного материала.
К интернет-сервисам, позволяющим моделировать обучающую среду на основе интеграции новейших информационно-коммуникативных технологий в традиционные методы обучения, помимо платформы Moodle относятся группы в социальных сетях, виртуальные лаборатории, языковое облако, аудиофорумы, технология конкорданс, направленная на составление виртуального терминологического словаря [3].
В данной статье мы хотели бы подробнее остановиться на использовании одного из подобных сервисов, а именно аудиофорумов, в преподавании иностранных языков. Аудиофорумы представляют собой интернет-пространство, в котором можно дистанционно участвовать в устных дискуссиях на определенные учебные темы. Аудиофорумы открыты участникам со всего мира. Ценность данного информационно-образовательного интернет-сервиса заключается в том, что изучающие иностранный язык имеют возможность участвовать как в учебных дискуссиях, так и в реальной дистантной коммуникации, обсуждении релевантных тем с носителями языка.
Аудиофорумы имеют большой потенциал как для самостоятельной образовательной деятельности студентов, так и для выполнения домашних заданий. Данные ресурсы являются преимущественно бесплатными; для их использования необходимо пройти регистрацию, заполнив стандартную форму для создания учетной записи. В нашей профессиональной деятельности мы используем аудиофорум
1 Moodle. - URL: http://moodle.org/
VOXOPOP1. Аналогичным сервисом с более широкими возможностями, как, например, создание презентаций, является УшсеТЬгеаё2. Данные аудиофорумы позволяют работать как в открытых, так и в закрытых группах; эту опцию регулирует администратор группы (в нашем случае преподаватель). Следует отметить, что аудиофору-мы играют значительную роль в преодолении языкового барьера, возникающего у учащихся на начальном этапе овладения иностранным языком, в связи с этим мы рекомендуем первоначально делать группы закрытыми.
Дидактический потенциал аудиофорумов реализуется в зависимости от конкретного этапа обучения иностранному языку. Систематическое использование аудиофорумов способствует последовательному развитию лингвистической, коммуникативной, социокультурной, экстралингвистической, информационно-технологической компетенций. В зависимости от конкретного задания используются различные социальные виды работы - групповая, индивидуальная, проектная. Кроме того, студенты учатся правильно организовывать свою образовательную деятельность в условиях самостоятельного тайм-менеджмента, получают возможность работать в индивидуальном темпе.
Основной проблемой, возникающей на начальном этапе обучения иностранному языку, является, на наш взгляд, недостаточное внимание, уделяемое фонетике и говорению. При работе с учащимися неязыковых специальностей основной акцент делается на овладение грамматическими структурами иностранного языка и рецептивными видами речевой деятельности. При работе со студентами нелингвистических специальностей количество учащихся (в среднем 10-14 человек в группе) и логика построения учебно-методического комплекса оставляют преподавателю недостаточно времени на дополнительные фонетические упражнения и тренировку спонтанной монологической и диалогической речи.
Рассмотрим подробнее, какие типы заданий позволяют выполнять аудиофорумы. В области фонетики аудиофорумы дают возможность использовать исключительно широкий спектр дополнительных фонетических упражнений, особенное значение имеет индивидуализация образовательного процесса, едва ли возможная в условиях
1 ^«орор. - иКЬ: http://www.voxopop.com/
2 ^лсеТЬ-еаё. - ИКЬ: http://voicethread.com/
аудиторного занятия. Объем фонетических упражнений может варьироваться от упражнений на артикуляцию конкретных звуков на начальном этапе изучения иностранного языка до полноценных коррек-ционных спецкурсов. На наш взгляд, работа над фонетикой не должна прерываться на всем протяжении изучения иностранного языка. Подавляющее большинство студентов, достигших порогового продвинутого уровня владения немецким языком (B2), продолжают делать ошибки в интонировании предложений, произносят фразы в слишком широком мелодическом диапазоне, не дифференцируют долгие и краткие гласные, забывают об аспирации согласных /р/, /t/, /к/, про твердый приступ гласных в начале слова и слога. С помощью аудио-форума преподаватель может подобрать индивидуальный комплекс упражнения для каждого учащегося, отслеживать его работу над конкретными фонетическими явлениями.
Целесообразно работать над фонетикой не только в ходе выполнения отдельных фонетических упражнений, но и в процессе чтения вслух текстов различного объема для тренировки интонационных схем. В конце первого семестра обучения немецкому языку наши учащиеся выполняют совместную творческую проектную работу, создавая экранизацию прочитанной книги по домашнему чтению. Мы используем аудиофорум при подготовке к экранизации, корректируя записанные студентами тексты ролей, произношение отдельных лексем и интонационные ошибки.
С помощью аудиофорума студенты учатся передавать содержание прочитанного текста, обсуждать прочитанное. Помимо работы с базовым учебником мы широко привлекаем дополнительные источники аутентичных текстов для развития навыков говорения и реферирования иноязычных текстов. В рамках дисциплин «Иностранный язык (первый)», «Иностранный язык (второй)» в первом семестре обучения учащиеся в качестве самостоятельного чтения успешно работают с пособиями издательства «Hueber» серии «Lese-Novelas» (книги для чтения уровня A1). Сообщение на аудиофоруме по содержанию прочитанной книги является удобной формой контроля понимания учащихся.
На более продвинутых уровнях владения немецким языком (А2 - С1) ценным источником аутентичных текстов является журнал «Vitamin de». Особый интерес представляют статьи страноведческой направленности (например, серия статей об особенностях немецкой
национальной кухни), а также статьи, посвященные жизни современной немецкой молодежи. Простая передача содержания текста, характерная для начального уровня овладения немецким языком, сменяется реферированием, что подразумевает структурное построение ответа и использование речевых клише и вводных конструкций.
С помощью аудиофорумов учащиеся могут сделать сообщение на знакомую тему, например, выполнить задание «Über sich erzählen». Задания данного типа доступны учащимся еще на начальной степени овладения языком. В качестве образца для выполнения подобных заданий могут служить не только тексты базового УМКД, но и широкий спектр доступных видео- и аудиоматериалов, подкастов Гете-института и других немецких учебных заведений, преподающих немецкий язык в качестве иностранного.
На более высоком уровне владения немецким языком учащиеся самостоятельно готовят сообщения на ту или иную тему при помощи подобранного аутентичного материала, а также средств визуализации. Для выполнения подобных заданий мы рекомендуем использовать аудиофорум VoiceThread, который позволяет помимо голосовых сообщений создавать презентации с использованием визуальных материалов: фотографий, рисунков, видеофрагментов и т. п.
Визуализация особенно важна при работе над лингвострано-ведческими темами. Разговорные темы учебника «Zeit für Deutsch», часть 1.2. дают материал для широкого спектра подобных сообщений. Тема 13 «Küche der deutschsprachiger Länder» может служить основой для дискуссии выполнения проектных работ. В рамках спортивной тематики нашими студентами были сделаны презентации и устные доклады на темы «Известные спортсмены Германии», «Футбол как национальный вид спорта в ФРГ», «Олимпийские игры». Сообщения учащихся, подготовленные в виде презентаций, позволяют студентам не только получить новые знания, но и оставить комментарии к каждому слайду. Некоторые проекты могут быть подготовлены совместно несколькими учащимися, аудиофорум позволяет им дистанционно добавлять слайды в презентацию и таким образом эффективно дистанционно работать в группах в рамках проекта. Особая дидактическая ценность аудиофорума заключается в том, что с его помощью легко может быть организована проектная работа.
При помощи аудиофорума студенты овладевают навыками ведения дискуссий. Полноценная учебная дискуссия требует владения
иностранным языком как минимум на предпороговом уровне (А2, А2+) и используется нами начиная со второго семестра изучения немецкого языка, в частности в рамках курса «Практикум по профессиональной коммуникации первого иностранного языка». На начальном этапе изучения немецкого языка студенты развернуто отвечают на вопросы, сформулированные модератором (преподавателем). С помощью аудиофорума учащиеся овладевают методами ведения дискуссии, знакомятся с ее композиционным построением и речевыми клише, учатся толерантно воспринимать мнение оппонента и следовать указаниям преподавателя-модератора, учитывать его вступительное и заключительное слово, а также реплики в ходе дискуссии [4]. Часто дискуссия строится на сравнении немецких и российских реалий; особый интерес у учащихся вызывает сравнение образа жизни немецкой и российской молодежи. При работе над темой «Computer und Mensch» (2-й семестр изучения немецкого языка) нами была моделирована виртуальная дискуссия на тему «Bedeutung von sozialen Netzwerken im Leben moderner Jugendlicher». В ходе дискуссии учащиеся высказали свое мнение «за» и «против» широкого использования технических средств в образовательном процессе, сформулировали собственные аргументы с помощью активного вокабуляра учебника, привели оригинальные примеры из собственного опыта работы с электронными источниками информации.
Отправным пунктом дискуссии на аудиофоруме может являться не только текст, но и видеосюжет. Сервис youtube предоставляет широкий доступ как к учебным, так и аутентичным видеоматериалам, подкастам Deutsche Welle, euronews radio deutsch, WDR planet-wissen, RTL Top Thema и многим другим, которые мы широко используем в качестве дополнительного учебного материала, при этом мотивация учащихся заметно возрастает. При работе над темой «Sportlaufbahn» (тема 15 базового УМК, 2-й семестр изучения немецкого языка) основой для дискуссии на тему «Sport als Berufung» послужили видеоролики Гёте-института про известных немецких спортсменов (например, биатлонистку Магдалену Нойнер), а также социальная реклама спорта «Made of sport» с участием чемпиона по триатлону Яна Фро-дено и др. Учащиеся высказали собственное мнение по поводу позитивных и негативных сторон профессионального спорта; дискуссионный материал позже послужил основой для написания эссэ на тему «Das Leben eines Profisportlers: positive und negative Seiten».
Допустимо использование аудиофорумов для подготовки к устным экзаменам. В условиях аудиторного занятия чрезвычайно редко симулируется полная процедура будущего рубежного контроля, тренируются лишь отдельные задания экзамена. Посредством аудиофо-рума учащиеся получают возможность записать свой устный ответ, получить представление о его продолжительности и фонетическом звучании. В случае необходимости преподаватель может оставить устный или письменный комментарий непосредственно в рамках рабочей группы (talkgroup) или же дать комментарий в рамках аудиторного занятия.
Немаловажным является вопрос о критериях оценки работы учащихся на аудиофорумах. Критерии оценки различаются в зависимости от поставленной учебной задачи. На начальном этапе оцениваются прежде всего фонетические навыки, на более продвинутом уровне владения языком на первый план выходит коммуникативный аспект -посредством своего речевого сообщения учащийся должен достичь поставленную коммуникативную цель. При этом задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы студент был вынужден использовать определенные клише, грамматические и речевые конструкции, активный словарный запас и т. п.
Таким образом, интеграция современных информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранным языкам соответствует принципам личностно ориентированного и коммуникативно-ориентированного подхода к обучению, обеспечивает создание принципиально новой эффективной образовательной среды, позволяющей широко варьировать спектр сервисов в зависимости от уровня и потребностей конкретной целевой аудитории, включая индивидуальные потребности каждого учащегося. Немаловажную роль играет при этом оптимизация образовательного процесса за счет экономичного использования времени аудиторных занятий, увеличения доли самостоятельной работы, повышения мотивации учащихся, максимального охвата всех аспектов иноязычной речевой деятельности в ограниченных временных рамках, выделенных иностранного языка у студентов неязыковых специальностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев А. Н., Логинова А. В. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» при обучении профессиональному иностранному языку // Открытое образование. - 2013. - № 4(99). - С. 91-97.
2. Волина С. А., Воронина Г. Б., Карпова Л. М. Zeit für Deutsch / Время немецкому: учебник для вузов: в 4 т. - Т. 1-2. - СПб. : Златоуст ; М. : МГЛУ, 2007. - 245 с.
3. Мелихова А. А. Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов технического вуза // Вестник Тюменского гос. ун-та. -№ 9. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2013. - С. 93-102.
4. Саранина И. И. К проблеме описания форм компьютерно-опосредованной профессиональной коммуникации // Профессионально ориентированный перевод: реальность и перспективы: сб. науч. тр. по материалам VIII Международной науч.-практ. интернет-конф. (8-14 апреля 2013 г.) / под ред. Н. Н. Гавриленко. - М. : Российский университет дружбы народов, 2013. - С. 108-116.