Научная статья на тему 'Интеграция армянской диаспоры в общероссийский социум на примере Поволжья: ретроспектива проблемы'

Интеграция армянской диаспоры в общероссийский социум на примере Поволжья: ретроспектива проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
409
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКИЙ СОЦИУМ / MULTI ETHNICAL STATE / INTEGRATION / ADAPTATION / STATE POLICY / RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амбарян Амбарцум Владимирович

Исследование посвящено строительству полиэтнического и поликонфессионального Российского государства. Автор на примере развития армянской диаспоры показывает политику российских правителей, направленную на социальную и экономическую адаптацию различных этнических групп в российский социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is devoted to building of multi ethnical and multi confessional Russian state. The policy of Russian authorities, directed to social and economical adaptation of various ethnic groups into Russian society, is shown on example of development of Armenian diaspora.

Текст научной работы на тему «Интеграция армянской диаспоры в общероссийский социум на примере Поволжья: ретроспектива проблемы»

Амбарцум АМБАРЯН

ИНТЕГРАЦИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СОЦИУМ НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖЬЯ: РЕТРОСПЕКТИВА ПРОБЛЕМЫ

Исследование посвящено строительству полиэтнического и попиконфессионапьного Российского государства. Автор на примере развития армянской диаспоры показывает политику российских правителей, направленную на социальную и экономическую адаптацию различных этнических групп в российский социум.

The research is devoted to building of multi ethnical and multi confessional Russian state. The policy of Russian authorities, directed to social and economical adaptation of various ethnic groups into Russian society, is shown on the example of development of Armenian diaspora.

Ключевые слова:

полиэтническое государство, интеграция, адаптация, государственная политика, российский социум; multi ethnical state, integration, adaptation, state policy, Russian society.

Важнейшей особенностью современного российского социума является его полиэтничность и поликонфессиональность. Полиэтнический состав России сложился исторически и включает в себя десятки этносов, которые на протяжении веков интегрировались в единое государство, участвуя в этногенезе его населения. Достаточно наглядно данный процесс прослеживается на примере Поволжья. Будучи важным транспортным, экономическим узлом? этот регион аккумулировал в себе различные этносоциальные группы с особенностями этнического самосознания и менталитета. Здесь на стыке разных цивилизаций сосуществовали славянские, тюркские, германские, кавказские народности. В числе других этносов, населяющих данный регион и участвующих в этногенезе, были армяне, которые по разным причинам экономического, политического, социального характера заселили Поволжье.

Армянские диаспоры на территории Российского государства формировались по нескольким направлениям. Первое и наиболее раннее — по Днепру — относится к Х—Х1 вв., когда устанавливаются тесные отношения Византии с Киевской Русью, в процессе чего происходит широкий культурный и экономический обмен. Занимая важное место в экономической и политической жизни Византийской империи, армяне активно содействовали налаживанию связей между двумя странами. Особенно укрепились эти отношения с принятием Русью христианства и женитьбой великого князя Киевского Владимира I на принцессе Анне, сестре византийского императора Василия II Болгаробойцы, что способствовало упрочению дружественных взаимоотношений. Из ряда исторических источников известно, что они были армянского происхождения и вели свой род от армянской царской династии Аршакуни. Первый император этой династии Василий I Македониец, следуя давней армянской традиции, попросил спарапета Армении Ашота Багратуни прислать ему для коронации символы царской власти — корону, державу и скипетр. В раннесредневековой Армении данное право — венцевозлагателя — принадлежало древнейшему армянскому княжескому роду Багратуни, которые, начиная с IX—X вв., стали царской династией в средневековой Армении и Грузии.

Новый импульс для роста армянских поселений и увеличения числа переселенцев дало включение Поволжья в единое централизованное Русское государство в середине XVI в. Именно в этот

АМБАРЯН

Амбарцум

Владимирович —

к.и.н., профессор

кафедры истории

российской

государственности

и права

Поволжского

института

им. П.т. Столыпина

— филиала РАНХиГС

аmbаrtsum-v@

rambler.ru

период особенно усиливается политический и религиозный гнет на территории исторической Армении, захваченной и поделенной между Персией и Турцией. Невыносимые условия, создаваемые захватчиками, политический и религиозный гнет вынуждают армян покидать свою страну и создавать колонии за пределами исторической родины. Пользуясь благосклонностью русских властей, армяне селятся на Волге, активно участвуют в экономическом освоении этих земель, занимаясь в основном ремеслом и торговлей. Так, промышленники армянского происхождения Сарафяны, Шелковниковы стали основоположниками промышленного шелководства на Юге России.

Издавна считаясь отличными воинами, армяне, проживая в Российском государстве, принимали участие во всех его военных кампаниях. В знаменитой Грюнвальдской битве 1410 г., остановившей продвижение на восток Европы «псов-рыцарей», армяне выставили самостоятельный отряд, который мужественно сражался рядом с русскими, поляками и литовцами. В знак их ратных заслуг перед Россией один из притворов Покровского собора (храм Василия Блаженного), построенного в ознаменование победы русского оружия, впоследствии будет назван именем Григория Армянского — христианского просветителя и первого патриарха Армянской апостольской церкви (Русской православной церковью он причислен к лику святых, а 23 сентября — праздник в его честь).

Особое место в жизни армянской диаспоры занимала Астрахань, которая в начале XVIII в. (1717 г.) стала центром российской епархии Армянской апостольской церкви. Через эти южные ворота, наиболее близкие к Кавказу, армяне приезжали в Россию по торговым делам или на постоянное место жительства, налаживая и укрепляя экономические и политические контакты. Здесь открываются учебные заведения, типография. В фондах Астраханского государственного архива имеется много документов, из которых можно почерпнуть ценнейшие сведения о хозяйственной и культурнобытовой жизни армян в городе1. Именно через Астрахань по приглашению рус-

1 Армяне в Астраханской епархии. 1900 // ГААО, ф. 1103; Астраханские епархиальные ведомости. 1900 // ГААО, ф. 1104.

ского царя приехал в Москву художник-иконописец Аствацатур Салтанян (Богдан Салтанов), который всю свою жизнь посвятил России, расписывая храмы и другие общественные здания. Одно из его великолепных творений — роспись Грановитой палаты в Москве. По указу Петра I он стал наставником и учителем для нескольких поколений молодых людей, стремившихся овладеть искусством иконописи.

С потерей армянами государственной самостоятельности еще большую роль в их жизни стала играть Армянская апостольская церковь, которая зачастую принимала на себя общенациональные политические функции, поэтому на местах своего проживания армяне в первую очередь строили церкви и школы при них, что свидетельствовало о стабильности этнических отношений. Так, 9 июля 1706 г. по прошению армянина Багдасара Гостова власти дозволили выстроить в Астрахани каменную армянскую церковь — кафедральный Успенский армянский собор (армянский Григорианский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы) вместо ранее существующей деревянной. Это было первое культовое сооружение Армянской апостольской церкви, построенное в Поволжье после присоединения его к Российскому государству. Хотя необходимо отметить, что еще до вхождения данного региона в состав России армянские религиозные сооружения существовали в Казани, Великих Булгарах, Сарай-Бату, Сарай-Берке2. Во дворе Армянского кафедрального собора Астрахани в 1711 г. был похоронен великий армянский патриот Исраэль Ори3. Он после длительных бесплодных попыток получить поддержку Запада для освобождения Армении из-под ига Османской и Персидской держав обратил свои надежды на Россию, положив начало русской политической ориентации армянского народа. По поручению Петра I Исраэль Ори возглавил русское посольство в Персию. Учитывая интерес русского царя к Востоку, можно предположить, что это был в определенной степени зондаж «общественного мнения» местного населения по поводу продвижения России в южном направлении.

В Астрахани немало памятников куль-

2 Астраханские епархиальные ведомости. 1900 // ГААО, ф. 1104, л. 4.

3 Армяне в Астраханской епархии. 1900 // ГААО, ф. 1103, л. 7.

туры и религии связаны с историей армянского народа на русской земле. В 1730 и 1771 гг. освящены еще две армянские церкви во имя святых Петра и Павла и святой Екатерины1. О длительном и постоянном проживании армян в Астрахани говорит тот факт, что на протяжении веков в городе существовало большое армянское кладбище, которое разрушили в советское время, а на его месте построили дачный поселок. На картах старой Астрахани можно обнаружить более десятка улиц, напоминающих об их армянских обитателях, внесших существенный вклад в развитие города. Вплоть до XX в. здесь армян называли «персидскоподданными», что сыграло свою трагическую роль в 30-е гг. XX в., когда большинство из них по известным причинам попали под политические репрессии советской государственной машины; церкви подверглись разрушению, а их камень был использован для восстановления астраханского Кремля.

Царь Алексей Михайлович приглашал на постоянное жительство армянских ремесленников (Богдан Салтанов). Петр I, поощряя армян к переселению в российские пределы, издал указ, где говорилось: «...армян, как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их при-езда»2. Преемники Петра I продолжили протекционистскую политику с целью большего привлечения армян для поселения в России. Так, в 1746 г. Сенат издал указ, закрепляющий за армянами ряд правовых и экономических привилегий. На основании данного указа с января 1747 г. в Астрахани функционировал Армянский суд, или Ратхауз, который просуществовал до 1840 г.

С расширением Российского государства русские монархи всемерно содействовали заселению новых земель «инородцами», в т.ч. армянами, рассчитывая таким образом экономически освоить и закрепить их за Россией. Екатерина II, в частности, заселила Новороссию (современную Ростовскую обл.) крымскими армянами, предоставив им определенные привилегии. Покровительство российских властей благотворно повлияло на процесс переселения армян в русские пределы и их

1 Астраханские епархиальные ведомости. 1900 // ГААО, ф. 1104, л. 4.

2 Армянский въестникъ: Еженедельный жур-налъ, 1916, № 46, с. 8.

социальную адаптацию. На протяжении веков армяне будут активно участвовать в общественной жизни России, достигая военных и политических высот. Только в XIX — начале XX столетия в русской армии служило около двухсот генералов армянского происхождения. С Поволжьем связаны также имена революционного демократа, публициста М. Налбандяна и поэта-революционера В. Терьяна, сосланных в Камышин и проведших здесь остаток жизни. В Астрахани и Саратове некоторое время находился в ссылке теоретик большевизма С. Шаумян.

В Царицыне армяне жили с давних пор, однако подробно они упоминаются с середины XIX в., когда город начал бурно развиваться. В этот процесс свою лепту внесли и представители армянского населения, в массе переселившегося сюда из Ростовской губернии. Они активно участвовали в социально-экономической жизни региона, многие достигли высокого положения в обществе.

В Сталинградском сражении 1942— 1943 гг. отличились ставшие затем гвардейскими 136-я, 70-я и 76-я армянские дивизии, сформированные в Армении, более половины личного состава которых составляли армяне. Немало сделано было представителями армянского народа и в восстановлении Сталинграда (А. Адамян, А. Ширванян). В конце XX в. в Волгограде формируются армянские общественные организации, которые способствуют процессам интеграции и адаптации армян в общественную жизнь. В 2002 г. общими усилиями было завершено строительство церкви Сурб Геворг.

В Поволжье одно из древнейших упоминаний об армянах, поселившихся здесь, встречается в начале XIV в. В золотоордынском Укеке, находившемся в пределах Саратова, действовали две армянские церкви, что помогло армянам сохранить свою идентичность и самобытную культуру. О том, что на этом месте проживали армяне, свидетельствует и сообщение приказчика английской торговой компании Христофора Барроу, который в 1579 г. сопровождал транспорт английских товаров из устья Северной Двины водным путем по Волге. Он оставил подробное описание каменных построек Укека, где «можно еще видеть фигуру человека на лошади с луком в руках и колчаном стрел на боку. На одном из этих камней можно

также разобрать гербовый щит с высеченными, частью разрушенными буквами, которые мы сочли за армянские»1.

Раскопки, проводимые на протяжении десятилетий на месте Увекского городища, свидетельствуют о том же. Археологи находили на этом месте предметы культуры и быта «персидскоподдан-ных» купцов, которые часто останавливались здесь и вели свои торговые дела. В большинстве случаев этим термином оюозначались армянские купцы с территории исторической Армении, захваченной Персией. В начале XIX в. Саратов становится одним из крупнейших центров выращивания зерновых культур в России, и армянские купцы вывозят зерно и промышленные товары по Волге в восточные страны.

Несмотря на малочисленность, армяне играли весьма заметную роль в общественной и экономической жизни Саратова. Многие армянские купцы вступали во владение домами, ларьками и другими торговыми заведениями. Одно из принадлежащих им строений так и называлось — Армянский дом, а улица, где он стоял, до 1937 г. именовалась Армянской (ныне — Волжская). Сегодня об этом напоминает только мемориальная доска, торжественно открытая в 2000 г. во время визита президента Республики Армения в Саратовскую обл. По мере увеличения численности армян в г. Саратове постепенно формируется армянское сообщество, которое одним из первых направило поздравительный адрес в связи с открытием в 1909 г. десятого в стране Саратовского императорского Николаевского университета и преподнесло в дар библиотеке университета несколько редких книг.

С Саратовом связана жизнь и деятельность многих ярких представителей армянского народа, внесших достойный вклад в историю города и России.

На волне перестройки в конце 1980-х гг. в Саратове создаются общественные и общественно-политические организации. Одной из первых организовалась армянская община «Наири», основным направлением деятельности которой стало просветительство. Сопредседателями совета общины стали А. Амбарян, К. Асатрян, и С. Кагиян. Община активно включи-

1 Свободный Саратов, 2004, № 25, 25 июня.

лась в общественно-политическую жизнь города, что помогло минимизировать многие проблемы межэтнического характера, имевшие место в других регионах страны. Так, в сентябре 1990 г. вместе со всеми жителями Саратова армяне под ее руководством участвовали в праздновании 400-летия основания города, что явилось еще одним фактором, стабилизирующим межэтнические отношения. С 1994 г. община приобрела статус областной организации и действует под названием «Крунк» (журавль).

Основной целью общины объявляется культурная и образовательная работа среди населения области (и не только армянского). В общине действует воскресная школа, где преподаются язык, литература и история армянского народа. Силами членов армянской общины организуются молодежные вечера, дискотеки. Армянская община Саратовской обл. «Крунк» принимает участие в общественной жизни города и области, в фестивалях, смотрах-конкурсах национальных культур, направляет свои усилия на укрепление взаимопонимания между представителями различных национальностей и конфессий Саратовской обл.

Немаловажное значение в интеграционных процессах играют и политические контакты субъектов власти. В сентябре 2000 г. по приглашению губернатора Д. Аяцкова Саратовскую обл. с дружеским визитом посетил президент Республики Армения Р. Кочарян. В качестве дара саратовской земле, ставшей второй родиной для многих армян, в честь ознаменования 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии Р. Кочарян прислал Хач-кар (Крест-камень), считающийся у армянского народа символом вечности. В церемонии установления Хач-кара на улице Волжской (бывшей Армянской) приняли участие представители власти, политических и этнических организаций, духовенство. В это же время был заложен камень на месте строительства будущей армянской церкви.

В новейшей истории России можно проследить несколько переселенческих потоков на территорию Поволжья. После 1915 г. вследствие ужасного геноцида, устроенного властями Османской Турции на территории исторической Армении, армяне вынуждены были рассеяться по всему миру. Мы должны с благодарнос-

тью помнить о тех, кто из христианского сострадания к ближнему приютил наших сородичей на волжской земле. Для оказания посильной помощи беженцам в городах Поволжья создавались различного рода общественные организации, в т.ч. дамские попечительские комитеты. Они участвовали в акции по сбору средств «Один армянин — один золотой», объявленной газетой «Армянский вестник», одежды для детей-сирот из числа беженцев. Необходимо отметить, что эти мероприятия затронули представителей всех сословий без различия вероисповедания. К 1919 г. здесь насчитывалось более четырех тысяч беженцев из Западной Армении.

С укреплением советской власти и началом социалистического строительства происходят перемещения по стране огромных людских масс. Не осталось в стороне и Поволжье, куда прибывают на работу, учебу множество армян.

Мощная волна армянского переселения связана с развалом Советского Союза, суверенизацией республик и конфликтами на постсоветском пространстве. В Поволжье резко увеличилось число армян, в основном выходцев из Закавказья и Средней Азии. Армянские общины и культурные центры, созданные в конце XX в., активно включились в процесс их социальной адаптации, всеми

силами помогали им устроиться на новом месте и интегрироваться в российское общество. Сложность заключалась в том, что происходящие в постсоветские годы социально-экономические и политические процессы, сопровождающиеся глубокими переменами в межэтнических отношениях, обострили объективно существовавшие проблемы в России, а также вызвали новые. Конкуренция в экономической сфере, борьба за собственность в процессе приватизации привели к тому, что деструктивные силы использовали в своих политических целях этнический фактор. В той или иной степени с обострением межэтнических противоречий столкнулись все субъекты Российской Федерации, в т.ч. и регион Поволжья, который, как составная часть России, проецировал на себя все общественнополитические и социальные явления, происходящие в обществе.

Исходя из этого, армянские общины и культурные центры на территории Поволжья строят свою работу совместно с другими этнокультурными организациями, сотрудничая с государственными и неправительственными структурами, делают все необходимое для недопущения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, нацелены на построение толерантного гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.