Узунян Э.Г.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОСТИ ДИАСПОРЫ НА ПРИМЕРЕ АМШЕНСКИХ АРМЯН АБХАЗИИ
Армяне - один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает более трёх тысячелетий. Говорят на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье [1]. На протяжении длительного времени армяне не раз переживали трагические этапы своей истории, а также периоды могущественного расцвета. Два события, произошедшие в начале 20 века, стали переломными в новейшей армянской истории, коренным образом изменив будущее народа. Первое событие - геноцид армян и эмиграция, в результате которых Западная Армения и все остальные районы Османской империи лишились армянского населения. Вторым событием стало приобретение независимости Арменией в 1918 году. С этого периода важнейшей задачей армян становится вопрос взаимоотношений между армянами, проживающими на территории Армении и Спюрка[2]. Этнокультурную историю армянского народа трудно представить себе без истории его диаспоры, составляющей теперь в конце 21века более половины его общей численности.
На сегодняшний день, согласно действующей Стратегии национальной безопасности Республики Армения от 2007 года, сохранение армянства и развитие национальной самобытности армянского народа в Армении и Диаспоры является основополагающими ценностями национальной безопасности [3]. В деле сохранения армянства особая важность уделяется развитию армянского языка, литературы и культуры, а так же других ветвей армянского историковедения и арменоведения как факторов, обеспечивающих сохранение национального духовного наследия и олицетворяющих национальную самобытность [4]. Существует обширная литература по истории формировании различных переселенческих очагов армянского народа, в данной статье мы осветим некоторые фрагменты истории диаспоры амшенских армян Абхазии, одной из наиболее компактно проживающих. Уже более ста лет на территории Абхазии и Краснодарского края РФ отдельными поселениями, а также смешанно с абхазами, русскими и другими этносами проживают десятки тысяч армян, большая часть предков которых являются амшенцами, чей созидательный труд стимулирует развитие экономической и культурной жизни этих краев [5]. Амшенские или причерноморские, или понтийские, армяне являются представителями субкультурной локальной группы армян. Исторически сложилось так, что судьба амшенских армян и абхазов схожа, незадолго до этого абхазский народ также пережил депортацию в Турцию.
Первое выселение абхазов в Османскую империю восходит к началу XIX столетия. В конце 70-х годов 19 века в результате русско - турецкой войны и особенно из-за депортации коренных жителей (абхазов, убыхов и адыгов), восточный берег Черного
моря настолько обезлюдел, что одни авторы его называли «опустошенным берегом» [6], другие - «мертвым берегом» [7], третьи - «обиталищем хищников»[8] и т.п. В Абхазию стали прибывать из Трапезундской области Турции группы амшенских армян. Одна из первых групп в октябре 1879 года высадилась на Пицундском мысу. Получив разрешение от российских властей «поселиться на свободных землях по их выбору», они обосновались в селе Мцара Гудаутского района.
Амшенские армяне с самого начала установили добрососедские и толерантные отношения с абхазским народом. Как отмечал позже известный абхазский педагог и просветитель С.П.Басария, армяне «очень осторожны к абхазам, признают за абхазской нацией исторические, юридические и насиженные права на территорию, называют себя гостями в Абхазии, охотно открывают свои двери абхазам и всячески стараются подражать гостеприимству их. К большой чести армян надо отнести и то, что это единственная нация в Абхазии, которая бережно относиться к старинным абхазским именам местностей: все их села названы древними абхазскими именами»[9]. Многовековая жизнь в иноэтническом окружении заставляет людей интегрироваться в местный уклад, искать свое место в социальной структуре и экономике, воспринимать языки, культуру, обычаи, образ жизни окружающих. Рассеивание превратилось в образ жизни, в особо устойчивое социально-экономическое, культурное, духовное состояние социума, специфическую форму существования в физическом и психологическом отрыве от этнического материка. Специфика формирования этнокультурной идентичности образовательными и культурными институтами состоит в том, что в чрезвычайно серьезной степени зависит от уровня образования и степени приобщённости к культуре членов диаспораль-ной группы. Поэтому в рамках конкретной диаспоры для поддержания этнокультурной идентичности большое внимание уделяется культурным и образовательным программ.
Первые очаги просвещения на территории Абхазии были открыты в сельских районах - церковноприходские школы. В 1904 году ряд выдающихся деятелей армянской жизни и культуры: Овсеп Алмазов (1872-1910гг.), Аветис Тер-Мкртычян (18501918гг.) и другие обратились к городской Думе Сухума, чтобы последняя выделила участок для строительства школы и церкви. В этом нелёгком деле огромную роль сыграла авторитетная личность Аветиса Тер-Мкртычяна. Это был священник с передовыми взглядами, выпускник Эчмиадзинской духовной семинарии. Благодаря его стараниям и умению, большим связям, знанию многих языков, были созданы предпосылки для открытия школы. 1 сентября 1906 года, не дождавшись строительства школы, армянская общественность решает открыть школу в частном доме на улице Сичинава в городе Сухум. В первый учебный год собралось в школе 33 ученика, преподавателями были Арутюн Тер-Арутюнян, Манушак Джалалян. В следующем 1907-1908 учебном году в школе были сформированы три класса. Открытая в 1906 году, Сухумская армянская школа функционировала до 1913 года, т. е. до строительства нового здания. Также на отведённом городской управой земельном участке в 1908 году на народные средства была построена церковь Св. Григория Просветителя, а уже позже в 1913 году - здание школы при ней. По данным 1941 года в Абхазии функционировало 128 армянских школ. Также издавались несколько газет на армянском языке; «Луйс» (1912-1913гг.), «Нор-Кянк» (1913г.), «Парос» ( 1919 г.) , «Кармир астх» (1920г). В столице Абхазии
Сухум действовал армянский государственный театр. Все эти факторы соответственно положительным образом оказывали влияние на сохранение и развитие самосознания и идентичности. Молодое поколение помнило свои истоки, ясно осознавая свое место в мире и в социуме, становясь полезным для общества в регионе проживания. Становление молодого поколения и привитие ему национального самосознания благотворно влияет, как на развитие этноса, так и на толерантное отношение с соседствующими этносами в местах совместного проживания. Этническая идентичность может формироваться в результате воздействия различных факторов и в рамках различных институтов диаспоры: экономических, политических, конфессиональных и образовательных. Сохранение этнокультурной идентичности у армянской диаспоры Абхазии происходит через возрождение их родного языка, культуры и традиций. Статистические материалы конца 19 века свидетельствуют о том, что армяне к этому времени составляли в Абхазии значительный состав населения (6552 человека - это 6,2 %) и занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции (в основном, табаководством), ремеслом, торговлей. Амшенские армяне селились компактно селами, а также отдельно, в помещичьих усадьбах, нанимались арендаторами к помещикам на сельскохозяйственные работы. Они становились предпринимателями, обзаводились недвижимостью. К 1898 году в списке предпринимателей по Сухумскому округу из одной только Цебельды значится 18 армянских фамилий: Зейтунян Геворк и Нерсес, Кесянц Погос и Арутюн, Топчияны Акоп, Калуст, Мартирос, Ованес, Саркис, Узунян, Чакрян, Кешабян Калуст, Арутюн и другие.
Большое значение для сохранения этнокультурной идентичности имеет индивидуальная идентичность, которая зависит от групповой идентичности диаспоры. На основании проведенного среди членов диаспоры анкетирования можно утверждать, что в настоящее время у амшенских армян Абхазии в рамках диаспоры сформировалась групповая амшенская этнокультурная идентичность и индивидуальная этническая самоидентификация, сосуществующая с сохранившейся этнокультурной идентичностью страны проживания. Это говорит о сформировавшейся в заимствовании этнокультурной идентичности диаспоры.
Диаспора как социальный институт все более превращается во влиятельный фактор решения социокультурных, экономических, политических проблем, встающих перед не титульным населением того или иного государства. Она - реальный и эффективный инструмент осуществления рационального взаимодействия людей единого этнического происхождения, оказавшихся на чужбине.
В 30-е годы 20 века в Центральном Исполнительном Комитете Абхазии из общего числа сотрудников 14% составляли армяне, а в Совнаркоме - 15% . На закате 80-х годов прошлого века в Абхазии начало функционировать две армянские общины: сухумская «Крунк» под руководством Альберта Тополяна, гагрская «Маштоц» под руководством Арсена Чакряна и армянский культурный центр в Сухуме. Сухумская община «Крунк» под руководством Альберта Тополяна активно участвовала в политической жизни Абхазии. Депутаты от этой общины присутствовали в Верховном Совете республики, сухумская армянская община имела заметное политическое влияние также и за счет тесных контактов ее руководства с многочисленными политическими силами в Ар-
мении. 15 апреля 2004 года, в результате объединения трех армянских общественных организаций образована одна община, которая позже начала именоваться Союз Армян Абхазии. Новая армянская община ставит перед собой ряд задач, среди которых - содействовать духовному, политическому, культурному и социально-экономическому развитию армянского населения Абхазии в тесном взаимодействии с абхазами, русскими и другими этносами, проживающими на территории Абхазии. Армянская община намерена активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям военно-патриотического воспитания молодежи и укрепления правопорядка, содействовать защите прав и интересов граждан Абхазии. Одним из стержневых вопросов армянской общины является сохранение армянских школ (их в республике 31) и повышение уровня преподавания в них. Из всех компонентов культуры наиболее выраженными этническими функциями обладает язык. Язык также выступает в качестве наиболее важной функции, т.е. принадлежности его носителей к определенной группе.
В диаспорах, неоднородных в лингвистическом отношении, каждый из языков (в том числе и нетрадиционный) для данной общности выполняет этнодифференцирую-щую роль. Более того, язык продолжает внутриэтническую функцию, так как языковая коммуникация внутри этноса поддерживается благодаря двуязычию значительной части его членов. Чувство верности языку приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. Преимущественно в компактно проживающих местностях амшенцев преобладает амшенский диалект армянского языка. В школах преподавание соответственно ведется на литературном армянском языке, наряду с абхазским и русским языками. Активное привлечение молодого поколения к участию в делах общины сохранит преемственность поколений и внесет в работу общины современные формы, соответствующие уровню 21 века. Это благотворно скажется на формировании здорового гражданского общества и принципов толерантности.
Говоря об армянских общинах, невозможно не упомянуть о роли церкви, которая, конечно, не имеет того влияния, что ранее, но является мощным объединяющим фактором прививающим нравственные ценности. Амшенские армяне Абхазии придерживаются христианской конфессии. 5 ноября 2014 года в Гагре состоялась торжественная церемония открытия и освящения храма Христа Спасителя. Для освящения храма в Гагру приехали 14 священнослужителей во главе с епископом Мовсесом Мовсесяном - правящим архиереем Епархии Юга России Армянской апостольской церкви, монахиня Елизавета из Святого Эчмиадзина.
Сформировавшаяся армянская община Абхазии является для армян не столько местом периодических встреч и времяпровождения, а средством сохранения своей идентичности. Диаспоры являются важным фактором сложившейся системы политических отношений; имеется тенденция к возрастанию их влияния, как во внутриполитической жизни государств, так и в сфере транснациональных коммуникаций.
Говоря об армянской диаспоре Абхазии периода 90-х годов прошлого века, необходимо отметить роль армянского батальона и представителей армянского народа в других воинских формированиях Республики Абхазия в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 гг. Батальон имени Ивана Христофоровича Баграмяна (отдельный мотострелковый батальон) - военное формирование абхазских вооруженных сил пери-
ода грузино-абхазского конфликта, состоявшие из этнических армян амшенцев. В батальоне были также представители других народов. Впоследствии был расформирован [10]. Чёрная страница истории для Абхазии - 14 августа 1992 года (начало грузино-абхазской войны). На защиту Родины от агрессора встали все представители многонациональной Абхазии во главе со своим лидером В. Г. Ардзинба.
В тяжёлый час армяне, для которых Абхазия стала родной землёй, встали рядом с братским абхазским народом. Единение в дружбе приобрело, несомненно, особую ценность. В формировании армянского батальона значительную роль сыграла личность Альберта Каспаровича Тополяна, личность которого займёт достойное место в истории летописи армянской диаспоры Абхазии. Этот батальон был чуть ли не единственным полноправным батальоном и насчитывал более 1500 бойцов.
Для амшенских армян, оказавшихся в рассеянии, возможно коллективное сознание пребывания на чужой земле. На фоне этого сознания определяются такие характерные черты отношения к своей «исторической родине», типичные для диаспоры, как: 1) коллективная память и мифологизация утраченной родины; 2) идеализация воображаемого наследия отцов; 3) сильное групповое этническое самосознание, сохраняющееся долгое время; 4) чувство солидарности с этническими собратьями в других странах; 5) возможности выдающейся созидательной и обогащающей жизни в странах-хозяевах, проявляющих терпимость.
Богатая событиями и свершениями история амшеноармянской диаспоры Абхазии свидетельствует о том, какой вклад внесли армянские переселенцы в развитие абхазского края, преподносит нам уроки мирного, взаимовыгодного сотрудничества между народами, умения в непростых условиях сохранить свой самобытный национальный облик и традиции, при этом выражая глубокое уважение к культуре соседних этносов. Важнейшим предметом исследования является гармоничное соприкосновение двух культур: амшеноармянской и абхазской, способных, дополняя друг друга, создать условия становления нового культурного пространства в регионе.
Стратегия выживания и развития современной этнической диаспоры заключается в институционализации внутриполитических и трансграничных сетей коммуникаций этнокультурных общин. Амшенские армяне, как второй по численности этнос Абхазии, являются государствообразующим элементом. Все этносы, проживающие в Абхазии, толерантны, едины в решении общегосударственных вопросов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новосельцев А.П. , Пашуто В.Т. , Черепнин Л.В. Пути развития феодализма Наука,.1972 -С. 43.
2. Спюрк-армянские общины во всем мире.
3. Стратегия национальной безопасности Республики Армения-2007. С-2-8.
4. Концепция развития содружество Армения - Диаспора - 2009- С. 103.
5. Там же С-106.
6. Доклад был зачитан на собрании «Хозяйственного общества Императора» 19 января 1879 г.
7. Дгиури -900 кв сажен, т.е. такой отрезок земли, который крестьянин может вспахать за день (Д.И. Чубинов. Грузино-русский словарь. Тбилиси,1984, С486).
8. «Голос» - либеральная газета. Выходила в Санкт - Петербурге в 1863-1884гг. (Советская энциклопедический словарь. М., 1985С-318.
9. С.Басария. Абхазия в географическом, этнографическом экономическом отношении. Сухум-Кале1923 С. 81-82.
10. Спартак Жидков. Армянский батальон в грузино-абхазской войне.