Научная статья на тему 'Интеграционный процесс как педагогический феномен'

Интеграционный процесс как педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционный процесс как педагогический феномен»

3. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе : книга для педагогов / Ю.А. Ян-сон. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 624 с.

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В. В. Левченко

Теоретический анализ научной педагогической литературы позволяет утверждать, что с конца XX века педагогическая деятельность все в большей мере нуждается в расширении границ узкой специализации, что возможно лишь с помощью процесса интеграции. В процессе реформирования системы образования появились факты, подтверждающие необходимость выработки особой педагогической системы. Важнейшим шагом для этого является создание фундаментальных педагогических структур, ориентированных на универсальные и обобщенные знания, на формирование общей культуры и на развитие мышления целостного мировосприятия. Стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на широко образованную и гармоничную личность характерны для всего мирового сообщества.

Проблема интеграции - один из ключевых вопросов, касающихся перемен, происходящих в современном мире, тенденций в экономической, социальнополитической и других сферах человеческого бытия.

Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами данного феномена.

Так, отдельные направления знания разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области. Кроме известных положительных моментов такого роста, появляется отрицательная тенденция - потеря в сознании большинства людей целостной картины мира. С этим связано возникновение многих социальных проблем, рост стрессов; появление психологических комплексов; потеря способности к творческой деятельности. Необходим обратный процесс - интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними. В конечном итоге это должно привести к тому, что в сознании людей восстановится связанная картина мира. Понимания глубокого единства мира чрезвычайно трудно достичь на уровне логики. Нахождение связей между явлениями, имеющими с точки зрения традиционных представлений мало общего, не позволяет использовать аппарат логики.

Для более глубокого прочтения проблемы формирования единой (целостной) картины мира необходимо достижение некой целостности в составляющих нашего бытия. На наш взгляд, необходимо установить ясность в трактовке понятий «интеграция» и «интеграционные процессы».

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что интеграция представляет собой процесс развития мирового сообщества, связанный с объединением в целое ранее разнородных частей, из чего четко видна его двойственная суть, а именно: с одной стороны, возможное достижение некоего нового качества, новой целостности из ранее совершенно не связанных частей: с другой стороны, возможные протекания этих процессов в рамках уже сложившейся системы, сплочение и стабилизация расшатанной системы, преобразование старого на основе эволюционного процесса, повышение уровня целостности и организованности. Интеграция, если судить по результатам ее развития, представляет собой более высокую социальноэкономическую, политическую, государственно-правовую и культурную ступень развития мирового сообщества государств и народов. Интеграция - это объективный, многогранный, сложнейший процесс, изобилующий противоречиями, поисками, крупными финансово-экономическими, социальными, правовыми, политическими и другими экспериментами, обусловленными жизнью и корректируемыми ею. Интегра-

ция представляет собой объединительный процесс, или интегрирование, направленное на достижение цели, на нахождение целой величины.

Сегодня понятие «интеграционный процесс» является неотъемлемой частью организации теоретических основ различных наук, в том числе и педагогической. Данный процесс связан с формированием целостной системы и укреплением его единства. Элементы при интеграции образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей.

Современное общество характеризуется важнейшей тенденцией - увеличением роли субъективного фактора, что связано не только с проявлением многопланового кризиса в социально-экономической, демографической и других областях, требующих роста ответственности всех членов человеческого сообщества, но и с интеграционными процессами, которые обусловлены потребностью решения обозначенных задач и саморазвитием интеллектуальных, культурных, технологических сфер общества. Стимулом к поиску средств осуществления интеграции являются интеграционные процессы, которые происходят в мире. Поскольку образование по своей природе, смыслу и функциональной нагрузке представляет особый институт воспроизводства человеческих ресурсов, именно в системе образования закладываются все виды связей и отношений (гражданских, этических, политических, социальных, культурных и др.), именно образовательная среда становится базой развития гуманистических отношений и интеграции знаний.

Объективно обусловленная проблема создания единого образовательного пространства требует поиска способов и создания условий для интеграции огромного числа внутренних пространств как структурных элементов большого социокультурного пространства, субъективно представленного в мировом сообществе. В то же время необходимо сохранение интеграционных традиций просвещенческого характера, что в каждый исторический период развития российского государства характеризовалось устойчивыми образовательными структурами, едиными принципами и направлениями образования как прогрессивного и научного явлений.

Проблема повышения уровневого состояния образования в условиях интеграционных процессов требует педагогически целесообразной интеграции научного знания, протекающей по своим законам. Разнообразие наук, специфический язык каждой из них наряду с положительным - накопление научных фактов - привело к отрицательному - потере в сознании людей целостной картины мира, что стало одной из причин роста стрессовых состояний у современного человека. Таким образом, актуализируется задача интеграции научного знания, что будет способствовать формированию единой картины мира.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что не существует ясности в трактовке понятий «интеграция» и «интеграционные процессы». В ходе исследования было установлено, как объективный феномен и как процесс современной международной жизни интеграция представляет собой объединительный процесс, процесс слияния в единое целое дифференцированных элементов, который характеризуется взаимосвязью, взаимодействием, взаимопроникновениями, взаимозависимостью, взаимопереплетениями и выступает в качестве функционального условия существования системы, в качестве механизма ее развития. В ходе выделения дефиниций понятия «интеграция» утвердились в мысли о том, что ее суть базируется на трех идеях: саморазвитие, динамическое равновесие, коллективный эффект. Как общенаучная категория «интеграция» свидетельствует о тенденции объединения знаний, создания новых научных направлений, их укрупнения, синтеза, нового уровня целостности, нового общественного сознания. Одновременно целостность знания через его уплотнение провоцирует процесс проникновения понятий, методов, теорий одних отраслей знаний в другие, что позволяет экстраполировать общетеоретические положения на новые научные области исследования.

В качестве механизма проявления и сохранения целостности выступает инте-

гративность.

Общемировое развитие как составная часть мировой политики и экономики, интеграционные тенденции в экономике активизировали социальный процесс образования целостности из частей, систем - из элементов или интеграционный процесс (объединение государств в интеграционные группы для достижения общих целей, интеграционные сообщества). Таким образом, интеграционный процесс выступает в виде формы сотрудничества, он закономерен, его результат представляется целостным образованием из ранее разобщенных элементов. Интеграционные процессы сегодня довольно широко проявляются в смене парадигмы в образовании, интеграции в мировую систему, восстановлении традиций отечественной школы. На основе мировых интеграционных процессов мы наблюдаем создание единого образовательного пространства, принятие единых стандартов качества образования, принципа сравнимости степеней, дипломов об образовании, учебных программ и т. д. Интеграция в образовании и происходящие на ее основе процессы потребовали описания и объяснения разных сторон педагогических явлений в рамках общей теории интеграции при условии достижения единства терминов (понятий), прежде эти требования коснулись понятия «интеграция».

Понятие «интеграция» в педагогике является следствием интеграционных процессов в образовании, сложных динамических превращений педагогического сознания. Наибольшую значимость в педагогической науке имеет диалектическая традиция интеграции: признание общих закономерностей у качественно различных составляющих (гипотеза «единой науки» у К. Маркса [3], «два класса законов окружающей природы и управление телесным и духовным бытием человека» Ф. Энгельса [4], идея интеграции знаний в отдельных научных отраслях или в группе наук, идея интеграции образования и производства, идея интеграции педагогической науки с социальными подструктурами, идея о цели воспитания - всестороннее и гармоничное развитие человека, синтетическая педагогика А.С. Макаренко [2], дуальная система обучения, синергизм педагогического воздействия И.В. Роберта [4]).

Поскольку интеграция пронизывает все элементы образования и подструктуры педагогической деятельности, сочли возможным считать ее педагогической интеграцией, тем самым, утверждая ее как педагогическую категорию. Таким образом, интеграция в педагогике представляет собой двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату, она может быть описана как научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности, которые указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов и определяют предмет педагогики. В итоге следует рассматривать интеграцию как педагогическую категорию через проявления в образовании: множество взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью развития личности в целостном педагогическом процессе, будет представлять педагогическую интеграцию.

Интеграционный процесс в педагогической науке - объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами педагогических систем, который направлен на эффективное достижение цели - обнаружение объективных закономерностей педагогической деятельности, сознательное и целенаправленное применение теории на практике. Данный процесс связан с формированием целостной системы и укреплением его единства. Элементы целостной педагогической системы при интеграции образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей.

В ходе исследования были рассмотрены основания для интеграции на основе учета ее видов, отражающих природу интеграционных процессов и являющихся их катализатором: в политических основаниях - это законотворческая деятельность в мировом масштабе, в производственной сфере - промышленность, транспорт, энергетика, в экономике - зона свободной торговли, рынок труда, в миротворческих основаниях -

это обеспечение безопасности, борьба с терроризмом, в культурной интеграции - это языковое пространство, культурный обмен, межкультурная коммуникация; в научной интеграции - это синтез знаний, задающий видение предметного вида науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; в образовании - формирование целостной картины мира как следствие интеграционных процессов и интеграция в европейское и мировое образовательное сообщество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левченко, В.В. Интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании [Текст] / В.В. Левченко. - Самара : Изд-во СИУ, 2006. - 186 с.

2. Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Политиздат, 1988. - 189 с.

3. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение [Текст] // К.Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения. Т. 46, ч. 1. - М. : Политиздат, 1975. - С. 37-38.

4. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993.

5. Швец, В. А. Философия и гуманизация образования как фактор культуры [Текст] / В.А. Швец // Мир культуры : человек, наука, искусство. - Самара, 1996. - С. 61-62.

ДИНАМИКА УСТОЙЧИВОСТИ ВЕДУЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У БОКСЁРОВ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

О.В. Лисейкина, И.В. Попов

ВВЕДЕНИЕ

Устойчивость является одной из важнейших системных характеристик человеческого организма и, несомненно, играет весьма важную роль в обеспечении его успешной спортивной деятельности [1,3]. Решение задачи целенаправленного движения спортсмена с точки зрения биомеханики невозможно без устойчивой работы соответствующих систем управления, особенно в таких видах спорта, как единоборства. Это в полной мере относится и к боксу. Очевидно, что в начальной стадии подготовки юных боксёров проблеме обеспечения устойчивой работы их ведущих функциональных систем следует уделять серьёзное внимание.

Цель работы состоит в том, чтобы на примере подготовки боксёров начального уровня продемонстрировать технологию оценки устойчивости их ведущих функциональных систем и на основе анализа динамики этой характеристики в реальных условиях тренировочного процесса оценить возможные меры её улучшения.

Предварительно определим ряд понятий, используемых в работе.

Под системой в дальнейшем будем понимать совокупность связанных между собой элементов, функционирующих как единое целое. Применительно к организму человека в качестве элементов могут выступать нервные и мышечные клетки, отдельные мышцы, звенья костного скелета, функциональные системы, такие, например, как сердечно-сосудистая система (ССС) и система дыхания (СД) [1].

Под биомеханической системой (БМС) будем понимать совокупность связанных между собой костных, мышечных, нервных и других элементов, проявляющих себя как единое целое в реализации механического движения биологического объекта

и, прежде всего, человека.

Под спортивной системой (СпС) будем понимать биомеханическую систему человека в режиме его спортивной деятельности. В целом, однако, понятие СпС гораздо шире понятия БМС, так как в состав СпС может входить не только организм спортсмена, но и снаряды, с которыми он взаимодействует. Любая игровая команда тоже представляет собой СпС, где элементами являются отдельные игроки. Два боксёра на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.