Научная статья на тему 'Интеграционный подход к управлению издержками предприятий нефтехимического комплекса'

Интеграционный подход к управлению издержками предприятий нефтехимического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОНГЛОМЕРАТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саксин А.Г.

К настоящему времени, несмотря на значительный опыт управления издержками, еще не сформированы эффективные механизмы по выявлению резервов их снижения на базе методологии интеграционного подхода.В статье установлены взаимосвязи между типом внешней среды и величиной трансакционных издержек, разработан механизм подготовки и принятия решения об интеграции, сформированы показатели и критерии оценки потенциальных участников интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционный подход к управлению издержками предприятий нефтехимического комплекса»

интеграционным подход

к УПРАВЛЕНИЮ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

А. Г. САХСИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и статистики E-mail: alekssaksin@mail.ru Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

К настоящему времени, несмотря на значительный опыт управления издержками, еще не сформированы эффективные механизмы по выявлению резервов их снижения на базе методологии интеграционного подхода.

В статье установлены взаимосвязи между типом внешней среды и величиной трансакционных издержек, разработан механизм подготовки и принятия решения об интеграции, сформированы показатели и критерии оценки потенциальных участников интеграции.

Ключевые слова: издержки, управление издержками, трансакционные издержки, интеграция, горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция, конгломератная интеграция, интеграционный подход, реструктуризация, трансформация.

Надежды сторонников «шоковой терапии» и теории «невидимой руки» Адама Смита на саморегулирующие силы рынка, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, ее динамичное развитие и повышение эффективности производства не оправдались.

Современная ситуация в мировой экономике, глубокий финансовый кризис, охвативший в 2008 г. все страны мира, в том числе и Россию, вынудил правительства всех стран принимать срочные, радикальные меры по корректировке рыночных отношений — вливанию многомиллиардных средств в поддержку банковских и финансовых структур, финансирование коммерческих предприятий.

Преобладающее большинство ученых и практиков, особенно в последнее время, убеждены в том, что выход из финансово-экономического кризиса заключается в необходимости многоаспектного, планового регулирования - вмешательства государства в тенденции и процессы развития экономики.

В неблагоприятных финансовых условиях снижение затрат на основе горизонтальной и вертикальной интеграции промышленных предприятий является одним из наиболее эффективных инструментов антикризисного управления предприятием.

Под управлением издержками понимают процесс планирования, контроля, анализа издержек и выработки управленческих решений, направленных на регулирование, оптимизацию структуры издержек и их снижение.

Процесс управления издержками направлен на минимизацию потребляемых ресурсов и максимизацию отдачи от них на основе точного знания места, времени и объемов расходуемых ресурсов предприятия и реального прогноза их потребления на будущее (определенный уровень издержек формируется под влиянием эффективности использования ресурсов).

Экономическая сущность издержек заключается во включении в прямые затраты (затраты производственных факторов: затраты средств

труда, предметов труда и живого труда) упущенных возможностей от альтернативных вариантов использования ресурсов.

Сущность интеграционного подхода в условиях рыночно ориентированной экономики заключается в обосновании на предприятии стратегических целей его развития, выборе оптимальных решений при управлении издержками, установлении таких расчетных показателей их снижения, которые при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов с высокой степенью вероятности будут приводить к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

Важным моментом изменения концепции управления издержками по мере общественного развития становится переход от абстрактных политэкономических моделей формирования производственных затрат к концепциям интеграционного подхода, позволяющим разрабатывать конкретные экономико-математические модели для хозяйственной практики предприятий.

Таким образом, методология управления издержками на базе интеграционного подхода является логическим продолжением эволюции концепций управления издержками предприятий.

Развитие химической промышленности в мировой практике приняло формы крупных интегрированных корпораций. Исследование консалтинговой компании «МакКинзи» [2] показывает следующую логику развития химической промышленности: от лабораторных открытий и основания компаний в 1900-1920 гг. до транснациональных корпораций через расширение, диверсификацию в 1980-х гг. и к созданию акционерной стоимости в настоящее время. Корпоративные формы промышленности менялись от национальных компаний до многонациональных и, наконец, консолидированных химических конгломератов, занимающихся многими видами бизнеса в настоящее время. Создание акционерной стоимости влечет повышение доходности бизнеса, что в свою очередь предполагает разумное сочетание многопрофильности конгломератов с их специализацией на наиболее прибыльных продуктах и способности создавать новые рынки.

В последние 15 лет в России в условиях развала систем поставок и падения производства начали развиваться процессы интеграции - воссоздание кооперационных связей и образование новых организационных структур. В отличие от западного опыта интеграция по-российски осуществлялась не через традиционные сделки по слиянию и поглощению, присущие западным странам. Основным

стержнем интеграции оказался контроль за сырьем, собственник которого определял загрузку, а, следовательно, работу и жизнь тех или иных предприятий. Наиболее характерными примерами интеграции, основанной на контроле за сырьевыми потоками, являются промышленные группы, выросшие на основе близких к «Газпрому» структур. В частности, АК «Сибур» интегрировала предприятия по цепочке от первичной переработки попутного нефтяного газа и газоконденсата до производства пластмасс и шин, а «Межрегионгаз» через образования «Агрохимпром-холдинг» контролирует целый ряд предприятий по производству минеральных удобрений.

Мотивы интеграции в России в большинстве случаев также не совпадали с западными, где главный мотив - снижение капитализации поглощаемой компании по отношению к потенциальной стоимости строительства собственных альтернативных мощностей компанией-инвестором. Российские предприятия были не в состоянии оплачивать поставщикам сырье, банкротились и попадали под их управление. Последние часто вынуждены были брать обанкротившегося потребителя, чтобы вернуть долги и сохранить перспективы сбыта.

В связи с этим предлагается провести анализ различных форм интеграции предприятий в мировой и российской практике, их экономической эффективности и обоснование интеграции как необходимого условия для преодоления затянувшегося кризиса предприятий химической промышленности Нижегородской области и перехода их на путь устойчивого развития.

Понятие «интеграция» трактуется как объединение целого ряда предприятий для достижения общих стратегических целей, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности.

Интеграционные процессы в российской экономике осуществлялись в первую очередь в рамках реструктуризации предприятий, заключающейся в осуществлении комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития.

Реструктуризация российских предприятий как одна из форм реформирования является составной частью системы антикризисного управления. В связи с этим следует отметить, что если основной задачей антикризисного управления в развитых странах является предотвращение причин банкротства, то на российских предприятиях - ликвидация причин банкротства. Причиной банкротства предприятий в развитых странах является некачественное управ-

ление капиталом, а на российских предприятиях такими причинами преимущественно являются макроэкономические факторы: нарушение традиционных кооперационных связей, спад спроса, резкие труднопрогнозируемые изменения экономической политики, финансовые риски.

Действующим законодательством предусмотрена добровольная реструктуризация (по решению собственников) и принудительная.

Основной формой добровольной реструктуризации является реорганизация, предусматривающая слияние и присоединение, разделение, выделение, преобразование предприятий и учреждение дочерних обществ (рис. 1).

К интеграции из перечисленных видов реорганизации можно отнести слияние и присоединение.

В работе [3] структурные преобразования компаний и проблемы корпоративного реформирования рассматриваются как процесс трансформации предприятий, т. е. организационно-экономические преобразования предприятия путем соединения,

Таблица 1

Взаимосвязь трансформации и интеграционной стратегии

Вид интеграционной стратегии Вид трансформации Вариант трансформации

Интеграционная Соединение 1. Слияние. 2. Присоединение. 3. Поглощение

Объединение Объединение

Интеграцион- но-дезинтегра- ционная Рекомбинация 1. Создание совместных предприятий. 2. Франчайзинг

Преобразование 1. Акционирование. 2. Национализация

Дезинтеграци-онная Деление 1. Продажа части предприятия. 2. Разделение на независимые предприятия. 3. Выделение дочерних или зависимых предприятий

Разъединение Разъединение

Ликвидация Ликвидация

^

с

ч и а с

к

а

£

а

Слияние

Создание нового объединенного предприятия с целью повышения эффективности функционирования; либо для уменьшения конкуренции

Присоединение

Интеграция предприятий путем ликвидации присоединяемого с целью передачи его прав и обязанностей головной компании

Разделение

Создание новых юридических лиц согласно разделительным балансам для оптимизации организации производственного процесса; либо для повышения эффективности управления в силу территориальной удаленности структурных бизнес-единиц

Создание нового юридического лица согласно разделительным балансам с целью правомерного распределения прибыли; либо для реализации процедуры банкротства с тем, чтобы ценой разорения неэффективной части спасти все предприятие

Ликвидация выделившейся организации и создание на ее базе нового юридического лица вследствии изменения организационно-правовой формы, статуса юридического лица

Учреждение дочерних обществ

• Разукрупнение предприятия,

• Реализация нерентабельных активов и получение аффилированной компании, не обремененной долгами материнской,

• Развитие производства и осуществление более глубокой переработки сырья

Рис. 1. Видыиосновныецели реорганизации

объединения, рекомбинации и т.д. В зависимости от выбранной интеграционной стратегии устанавливается наиболее эффективный вид и вариант трансформации (табл. 1).

По сравнению с вариантами реструктуризации, приведенными в государственных нормативно-законодательных документах, трансформация рассматривает также такие варианты, как объединение и рекомбинация.

Одной из основных задач предприятия является стремление обеспечить свое существование в перспективе. Рост и развитие предприятия является, с одной стороны, одной из целей предприятия, а с другой -инструментом для сохранения его существования в перспективе. В частности, в работе [2] приводятся данные опроса представительного числа руководителей предприятий в Германии, которые показывают, что более 70 % из них стремятся к увеличению своей доли

на рынке и 50 % готовы отказаться от возможно более высокой прибыли в пользу увеличения доли на рынке.

Различают две стратегии роста: внутренний рост и внешний рост.

Внутренний рост реализуется в первую очередь благодаря использованию инструментов, которые активизируют собственный потенциал предприятия, в частности развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции и содействие сбыту.

Внешний рост осуществляется за счет интеграции предприятий. Существуют различные формы интеграции предприятий. Выбор формы интеграции прямо зависит от цели, ради которой она осуществляется. В развитой рыночной экономике в качестве основных целей принято выделять следующие:

- увеличение объема, закупок материалов, комплектующих, что усиливает позиции предприятия в отношениях с поставщиками, обеспечивая им более благоприятные условия поставки;

- обеспечение экономии на постоянных затратах при росте количества операций;

- увеличение мощности службы сбыта, углубление диверсификации;

- глобализация и сопутствующий ей рост размеров, потенциала, увеличение капитала, конкурентоспособности;

- получение преимуществ налогового характера, режима амортизационных отчислений.

Формы или варианты интеграции можно классифицировать по различным критериям. Выберем два основных критерия:

- направление слияния;

- степень интенсивности новых связей.

По направлению слияния различают горизонтальную, вертикальную и конгломератную (диагональную) интеграцию.

При горизонтальной интеграции устанавливаются интеграционные связи с предприятиями, производящими аналогичную продукцию с использованием следующих форм:

- делегированием функций интегратору, т. е. передачей права решения ряда вопросов, связанных с интегрируемой деятельностью, головному (интеграционному) предприятию;

- создание общих финансовых органов и органов управления имуществом;

- создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из интегрируемых предприятий в согласованной области.

Горизонтальная интеграция осуществляется, как правило, для увеличения объема продаж за счет приобретения (слияния) родственных предприятий.

При вертикальной интеграции объединяются предприятия, связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей. Интеграционные связи устанавливаются как с предприятиями-поставщиками (интеграция вниз -регрессивная), так и с предприятиями-потребителями (интеграция вверх - прогрессивная).

Конгломератная, или диагональная, интеграция представляет собой комбинацию первых двух.

На рис. 2 представлена обобщенная схема, раскрывающая направления стратегии роста (развития) предприятия за счет внешнего и внутреннего роста, при этом показано, что внутренний рост связан с интенсивным ростом, а внешний с интеграционным. Особое место отводится диверсификационному росту, который открывает возможности развития предприятия за пределами отрасли. Диверсифика-ционный рост может быть связан как с внешним, так и с внутренним ростом предприятия. На рис. 2 отмечены различные виды диверсификации:

- концентрическая, связанная с пополнением ассортимента изделиями, похожими на товары предприятия;

- горизонтальная, связанная с пополнением ассортимента изделиями, не похожими на товары предприятия;

- конгломератная (диагональная) диверсификация, объединяющая первые две.

По степени интенсивности новых связей основным критерием классификации объединения является мера интеграции. В зависимости от нее можно выделить две основные формы интеграции: кооперацию предприятий и объединение их под общим руководством.

При кооперации объединяющиеся предприятия передают во вновь образуемую организацию только отдельные функции (задачи), т. е. кооперация относится к форме частичной интеграции. Основными формами кооперации являются: деловое сотрудничество (консорциум), картель, союз предприятий. Объединившиеся ради такой кооперации предприятия теряют только часть своей экономической самостоятельности, а именно ту часть, которая интегрируется.

Деловое сотрудничество (консорциум) представляет собой такое слияние предприятий, при котором совместно должны осуществляться ограниченные по срокам и содержанию задачи, например, совместного проведения крупной финансовой операции.

Стратегия роста (развития) предприятия

Внутренний рост

Внешний рост

Интенсивный рост

Возможности предприятия при существующем собственном потенциален масштабах производства

Совершенствование товара

Снижение издержек

Глубокое внедрение на рынок

Расширение границ рынка

Диверсификационный рост

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш

Возможности открывающиеся за пределами отрасли

Концентрическая диверс ификация

пополнение ассортимента изделиями похожими на товары предприятия

Горизонтальная диверс ификация

пополнение ассортимента изделиями непохожими на товары предприятия

Конгломератная (диагональная) диверсификация

Интеграционный рост

ш

Возможности интеграции с другими элементами производственно-маркетинговой системы отрасли

Вертикальная интеграция

Регрессивная Прогрессивная

Заполучить во владение поставить под контроль поставщиков Заполучить во владение (поставить под контроль) систему распределения

Горизонтальная интеграция

Рис. 2. Направление стратегии роста развития предприятия

После выполнения определенной совместной задачи консорциум распускается. В силу четких временных рамок этого слияния его называют временным обществом.

Целью объединения в картели является воздействие на рынок путем ограничения конкуренции. При этом различают две основные формы картелей, которые можно классифицировать по различным критериям:

- по предмету объединения;

- по объему соглашения.

По предмету объединения, т. е. в соответствии с тем, что регулируется совместно, широкое распространение получили:

- контингентированные картели, регулирующие распределение производственных квот;

- синдикаты, обязывающие объединившиеся предприятия осуществлять сбыт или закупки через

общие совместные структуры, и ряд других.

По объему соглашения картели делятся на картели низшего порядка, когда в отношении политики сбыта совместно устанавливаются сравнительно малозначимые нормативы деятельности (например, однородности условий торговли), и картели высшего порядка, когда предприятия связаны более важными нормативами совместной деятельности (синдикат).

Союз предприятий представляет собой объединение предприятий в целях соблюдения общих интересов и выполнения общих задач.

В зависимости от интересов, которыми руководствуются предприятия, по-разному организуются и ориентируются союзы предприятий, из которых можно выделить предпринимательские союзы, сети, палаты.

Предпринимательские союзы и сети относятся к так называемым мягким объединениям. Их называют также альянсами, партнерствами, кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Их союз основан на сочетании средств формального контроля за конкретными отношениями и неформальным обменом услугами. Высокую эффективность демонстрируют предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (группы, кусты) на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (средства связи и телекоммуникации, обустроенные производственные площади и т. п.). Деятельность каждого участника союза встраивается в сеть, и складывающаяся при этом система взаимоотношений мобилизует их ресурсы в интересах развития сети.

В настоящее время по мере развития современных информационных систем создаются так

Заполучить во владение (поставить под контроль) предприятия конкурентов

Конгломератная (диагональная) интеграция

называемые виртуальные корпорации. Независимые компании входят в такую сеть на временной основе с целью пользования ресурсами, расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые обеспечивают объединения и осуществляют гибкое партнерство на «электронных» контактах.

Приведенные формы частичной интеграции находят все большее распространение и в Нижегородской области, в том числе на предприятиях химической отрасли. В то же время кардинальное решение проблемы развития всего химического комплекса региона, и в первую очередь города Дзержинска, связано с интеграцией предприятий под общим руководством.

В случае объединения предприятий под общим руководством говорят о полной интеграции. К основным ее формам относятся концерн и сращивание. Концерн является важнейшей формой объединения предприятий. На западе более двух третей всех акционерных обществ состоят членами концернов. Отдельные общества, входящие в концерн, несмотря на юридическую самостоятельность в рамках концерна, проводят единую хозяйственную политику, исходящую от руководства концерна, обеспечивая экономическое единство.

По направлению слияния различают горизонтальные, вертикальные и конгломератные концерны. По отношению с предприятием, входящим в концерн, могут быть следующие виды концерна:

- концерн подчинения, когда несколько предприятий объединяются под общим руководством головного предприятия;

- координирующие концерны, когда под общим руководством находятся несколько юридически самостоятельных предприятий, каждое из которых независимо от других;

- концерн присоединения, при полной экономической интеграции главенствующего и зависимых предприятий с сохранением юридической самостоятельности зависимого предприятия;

- другие виды концернов.

Сращивание или переплетение имеет место в том случае, если различные предприятия теряют не только свою экономическую, но и юридическую самостоятельность. Сращивание может происходить путем поглощения третьим предприятием и путем образования нового предприятия. К одной из форм слияния относятся финансово-промышленные группы (ФПГ). Создание финансово-промышленных групп осуществляется путем объединения

предприятий, связанных имущественными, финансовыми, производственно-технологическими и управленческими отношениями, обеспечивающими решение важнейших проблем их развития. В Российской Федерации оно направлено на:

- концентрацию инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- ускорение научно-технического прогресса;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности страны;

- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики;

- развитие конкурентной экономической среды.

Опыт показывает, что уже созданные и действующие в Российской Федерации ФПГ осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют денежной стабилизации. Кроме того, они восполняют недостающие в период перестройки механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для поставок и сбыта, отвечающих требованиям качества.

Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные компании чаще всего организованы как финансово-индустриально-торговые комплексы, обладающие мощным потенциалом. Указанная форма интеграции предприятий позволяет решать стратегические проблемы развития производства и повышения его эффективности на базе акционерного соучредительства (разделы долей уставного фонда интегрированного образования).

К числу основных причин необходимости интеграции предприятий по области действия, которые в значительной степени определяют, и форму интеграции относят: организационные, экономические, технологические и социальные причины.

Виды причин по области действия сгруппированы в табл. 2.

Осуществление интеграции представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя четыре этапа:

- принятие решения о подготовке к интеграции;

Таблица 2

Виды причин интеграции

Область действия Виды причин

Организационная Кризис в отрасли. Резкий скачок уровня конкуренции, обусловленный: - новыми конкурентами; - новыми товарами. Новый организационно-экономический закон. Появление новых организационных форм в бизнесе

Экономическая Общеэкономический кризис. Скачок цен на продукцию, сырье, технологию, рабочую силу

Технологическая Появление принципиально новых технологий и отсутствие собственных технических возможностей

Социальнаяе Изменение предпринимательского климата

Мониторинг и диагнос-

Рис. 3. Схема подготовки и проведения интеграции

- подготовка к интеграции;

- проведение интеграции;

- интеграционные мероприятия.

На первом этапе стратегические службы предприятия осуществляют маркетинг и анализ внешней и внутренней сред предприятия с целью выявления угроз со стороны конкурентов или сигналов к сотрудничеству от потенциальных партнеров.

При анализе внешней среды рассматриваются внешние угрозы, к которым в первую очередь относят:

- резкий скачок уровня конкуренции, обусловленный новыми товарами и новыми конкурентами;

- скачок цен на сырье, технологию, рабочую силу;

- появление принципиально новой технологии;

- новый организационно-экономический закон и др.

Анализ внутренней среды сводится в первую очередь к выявлению внутренних тенденций, к которым относятся:

- изменение стратегии предприятия;

- изменение структуры собственности;

- значительные убытки;

- смена системы базовых технологических процессов и изменение профиля предприятия;

- смена управленческой команды.

Состав работ по проведению интеграции можно представить в виде схемы (рис. 3).

В интеграционное объединение должны входить предприятия, имеющие возможно большее число хозяйственных связей друг с другом. Для оценки потенциальных участников используются следующие показатели:

1. Доля сделок, заключенных с г'-м предприятием в общем числе сделок - К1:

К1 = а/А 100 %, где а - число сделок, заключенных с г'-м предприятием;

А - общее число сделок, заключенных предприятием.

2. Доля суммы сделок, заключенных с г'-м предприятием, в общей сумме сделок - К2:

Щ = Ь/В 100 %,

где Ь - сумма сделок, заключенных с г-м предприятием;

В - общая сумма сделок, заключенных предприятием.

3. Доля взаимозачетов, проведенных с г-м предприятием - КЗ:

КЗ. = с/С 100 %, где с - число взаимозачетов, проведенных с '-м предприятием;

С - общее число взаимозачетов, проведенных предприятием.

4. Доля суммы взаимозачетов, проведенных с г-м предприятием - К4:

К4; = 100 %, где ё - сумма взаимозачетов, проведенных с г-м предприятием;

D- общая сумма взаимозачетов, проведенных предприятием.

5. Доля сделок с прямым перечислением денежных средств, заключенных с г'-м предприятием - К5:

Щ = е/Е 100 %, где е - число сделок с прямым перечислением денежных средств, заключенных с г-м предприятием;

Е - общее число сделок с прямым перечислением денежных средств.

6. Доля суммы сделок с прямым перечислением денежных средств, заключенных с г-м предприятием - К6:

Кб; = //{■ 100 %, где /- сумма сделок с прямым перечислением денежных средств, заключенных с г-м предприятием;

F- общая сумма сделок с прямым перечислением денежных средств.

На основании значений полученных критериев строится таблица, номера столбцов которой

соответствуют порядковому номеру предприятия (табл. 3).

На основании отбора предприятий определяются аналогичные критерии и для них. Итогом являются матрицы, отражающие хозяйственные связи в интеграционном объединении. Эти матрицы, например для пяти участников, будут иметь соответствующий вид (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первое число в номере показателя соответствует номеру исследуемого предприятия, второе -номеру предприятия, которое взаимодействует с исследуемым.

Основные экономические причины интеграции сводятся, как правило, к необходимости увеличения рентабельности, которая определяется объемами продаж и величиной издержек. Минимизировать затраты можно, в том числе, с помощью интеграции, и решающая роль при этом отводится так называемым трансакционным издержкам.

Под рыночной трансакцией понимают сделку, т. е. перераспределение прав собственности. Все это требует определенных затрат, на которые предприятие вынуждено идти, чтобы трансакция стала возможной. Затраты, связанные с осуществлением сделки, называют трансакционными.

Трансакционным издержкам посвящено большое количество публикаций, в том числе фундаментальное исследование О. Уильямсона [5], который отметил, что трансакция есть базовая единица анализа, и любую проблему, которую прямо или косвенно можно понимать как контрактную, полезно изучать с точки зрения минимизации трансакционных издержек. Раскрывая содержание трансакционных издержек, Р. Коуз [4] отметил: «Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить потенциальных партнеров об условиях сделки,

Таблица 3

Критерии для предприятий

Предприятие Критерий

К1 К2 КЗ К4 К5 К6

Предприятие № 1 К1У К21 К3{ К4г К51 К61

Предприятие № г К1. 1 К2. 1 КЗ. 1 К4. 1 К5. 1 Кб. 1

Предприятие № п К1п К2п К3п К4п К5п Кбп

Таблица 4

Матрицы, отражающие хозяйственные связи для пяти предприятий*

П12 П13 П14 П15

П21 П23 П24 П25

П31 П32 П34 П35

П41 П42 П43 П45

П51 П52 П53 П54

*П- показатель (К1, К2, КЗ, К4, К5).

провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться, что условия контракта соблюдаются».

В полном объеме к трансакционным издержкам можно отнести:

- затраты на поиск новых партнеров, составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашений;

- затраты, имеющие место при нарушении соответствия механизма сделок обстоятельствам их реализации;

- расходы на тяжбы, сопровождающие двухсто -ронние усилия по устранению сбоев в контрактных отношениях;

- организационные и эксплуатационные расходы, сопряженные с использованием структур управления предприятий, заключивших контракт, куда обращаются для улаживания конфликтов;

- затраты, связанные с точным выполнением контрактных обязательств.

По оценкам Д. Норта [1], доля трансакционных издержек в современной американской экономике доходит до 45 % ВВП, причем она имеет тенденцию к росту.

Ряд ученых-экономистов и практиков считают, что трансакционные издержки можно интерпретировать как затраты на адаптацию фирмы к меняющимся рыночным условиям и, если на рынке, где работает предприятие, ничего не меняется, то трансакционные издержки равны нулю.

Для понимания сущности трансакционных издержек и выявления состава затрат, относящихся к ним, необходимо выделить основные этапы, сопровождающие рыночную трансакцию. После этого возможно более четкое определение основных видов дополнительных издержек, относящихся к трансакционным, в случае усложнения (упрощения) процесса перераспределения прав собственности, то есть сделки.

В табл. 5 сформулированы основные этапы, сопровождающие осуществление сделки, и издержки, возникающие на этих этапах.

Величина трансакционных издержек непосредственно связана со сложностью и динамикой внешней среды. Сложность выражается в количестве и разнообразии ее характеристик, а динамика — в изменчивости ее характеристик.

Если сложность и динамику объединить в соответствующее связанное множество: «простой-сложный» и «статичный-динамичный», то можно выделить четыре типа внешней среды:

- простая статичная среда;

- простая динамичная среда;

Таблица 5

Этапы трансакции и трансакционные издержки

Этапы трансакции (виды работ) дополнительные затраты

Поиск и изучение партнера: - поставщика, - потребителя Маркетинговые исследования, реклама, командировочные расходы, оценка (аттестация) поставщиков, прочие расходы

Проведение переговоров Представительские, командировочные, канцелярские расходы, телефонные, телеграфные расходы

Заключение контракта (договора) Юридические услуги, канцелярские расходы, делопроизводство

Оплата контракта Оформление счетов, платежных документов

Обеспечение гарантий реализации соглашений и точного выполнения контракта Контроль за размещением заказа, прохождением счетов, приемкой закупаемых товаров, отправляемой продукции

Тяжбы, вызванные нарушением обязательств, наличием сбоев, претензий Издержки на дефекты; оформление (рассмотрение) рекламаций, претензий; юридические услуги, судебные издержки

- сложная статичная среда;

- сложная динамичная среда.

Проведена систематизация указанных типов внешней среды, и разработана таблица, в которой приведены характеристики различных типов внешней среды и примерная величина трансакцион-ных издержек, соответствующая определенному типу внешней среды, полученная в результате обобщения данных экспертной оценки (табл. 6).

Для оценки экономической целесообразности трансформации предлагается классификация общих издержек предприятия при производстве и реализации продукции с учетом трансакционных издержек. Подобно тому, как затраты на производство делят на условно-постоянные, не зависящие от объемов производства, и переменные, т. е. меняющиеся в зависимости от изменения объемов, непроизводственные издержки фирмы (рыночные внешние издержки) также можно разделить на условно-постоянные относительно изменений рынка и переменные - трансакционные, отражающие затраты на адаптацию к изменениям рынка. Условно-постоянные внешние издержки соотносятся с устоявшимися внешними производственными связями, а трансакционные - с поиском и налаживанием новых рыночных связей.

Таким образом, общие затраты предприятия (С) могут быть рассчитаны с помощью выражения: С = С + С + С

про нуп нтр,

Таблица б

Связь трансакционных издержек с типом внешней среды

Иш внешней среды Характеристика внешней среды Величина трансакционных издержек (доля в себестоимости, %)

Простая статичная внешняя Незначительное число и однообразие внешних воздействий. Небольшое количество надежных поставщиков и потребителей при устоявшемся специализированном производстве Незначительные до 1,5 %

Простая динамичная внешняя Незначительное число и разнообразие внешних воздействий. Небольшое количество надежных поставщиков и потребителей при единичном и мелкосерийном производстве со сменяемой номенклатурой продукции Невысокие до 5 %

Сложная статичная внешняя Большое количество и разнообразие важнейших факторов, обладающих незначительной изменчивостью. Большое количество надежных поставщиков и потребителей при часто меняющейся номенклатуре продукции Невысокие до 5 %

Сложная динамичная внешняя Большое количество и разнообразие важнейших факторов, обладающих значительной изменчивостью. Большое количество надежных поставщиков и потребителей при многономенклатурном обновляемом производстве Высокие до 15 %

где Спро - производственные затраты;

Снуп - непроизводственные условно-постоянные затраты;

Снтр - непроизводственные трансакционные затраты.

Экономический критерий интеграции выразим формулой:

С' +С' +С' < 2 С + 2 С + 2 С

про нуп нтр ^ про ^ нуп ^ нтр,

где С' , С' , С' - затраты интегрированного

про нуп нтр

предприятия;

2 С , 2 С , 2 С - суммы затрат отдельных

про нуп нтр

(реинтегрированных) предприятий.

Если левая часть выражения меньше правой, то интеграция самостоятельных предприятий выгодна.

Как правило, различные факторы и формы интеграции приводят к изменению вполне определенных затрат.

При горизонтальной интеграции общие затраты уменьшаются за счет снижения производственных затрат, которые в свою очередь изменяются за счет объединения производств и органов управления, устранения дублирования в их работе.

При вертикальной интеграции происходит уменьшение условно-постоянных внепроизводс-твенных затрат и некоторый рост производственных за счет перехода ряда внешних операций купли-продажи во внутрифирменные. Происходит также снижение трансакционных издержек за счет более тесной кооперации между слившимися фирмами.

Все перечисленные показатели играют важную роль при осуществлении интеграционных процессов, и роль конкретного показателя зависит от большого количества факторов, и в том числе экономического состояния интегрирующихся предприятий. Для современного социально-экономического состояния предприятий нефтехимического комплекса Нижегородской области определяющим фактором является выбор организации-интегратора, в качестве которого может выступить эффективный собственник, способный обеспечить необходимым сырьем и вложить достаточные финансовые средства в инновационное развитие предприятий.

Список литературы

1. Воллис Дж., Норт Д. Масштабы реального сектора американской экономики, 1870-1970, Долгосрочные факторы американского экономического роста. Чикаго: Изд-во Чикагского ун-та. 1986. 256 с.

2. Елисеев Г. Корпоративная революция. Или куда движется консолидация в химической промышленности России // Химия и бизнес. 2001. № 46.

3. Иванов Ю. В. Слияние, поглощение и разделение компании: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М.: Аль-пина Паблишер. 2001. 244 с.

4. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело. 2003. 192 с.

5. Уильямсон О. Экономические основы капитализма. Нью-Йорк: Свободная Пресса. 1985. 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.