Научная статья на тему 'Интеграционный комплекс для укрепления здоровья молодёжи'

Интеграционный комплекс для укрепления здоровья молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давиденко В. Н., Милованов Д. И., Ольхов А. Д.

В нашем государстве сложилась критическая ситуация со здоровьем детей и молодёжи. Она обусловлена рядом факторов: на фоне социально-экономических преобразований, модернизации образовательного процесса наблюдается переоценка ценностных ориентаций, инверсия нравственных идеалов в обществе. Следствием происходящего является значительное ухудшение физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей и молодёжи. Затянувшийся переходный период приводит к явлениям дезададаптации, что вызывает в молодёжной среде нездоровые течения: происходит рост злоупотребления алкоголем, психотропными препаратами и наркотиками. Экономике-социальные, экологические и культурно-психологические реалии современной жизни, лежащие в основе ухудшения психофизического здоровья подрастающего поколения диктуют необходимость проведения междисциплинарных теоретических и прикладных исследований, связанных с созданием новых подходов к преодолению адаптационных нарушений в развитии детей [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционный комплекс для укрепления здоровья молодёжи»

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ

Давиденко В.Н., Милованов Д.И., Ольхов А.Д.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.

Толстого, г. Тула, Россия

Актуальность. В нашем государстве сложилась критическая ситуация со здоровьем детей и молодёжи. Она обусловлена рядом факторов: на фоне социально-экономических преобразований, модернизации образовательного процесса наблюдается переоценка ценностных ориентаций, инверсия нравственных идеалов в обществе. Следствием происходящего является значительное ухудшение физического, психического, духовно -нравственного здоровья детей и молодёжи. Затянувшийся переходный период приводит к явлениям дезададаптации, что вызывает в молодёжной среде нездоровые течения: происходит рост злоупотребления алкоголем, психотропными препаратами и наркотиками. Экономико -социальные, экологические и культурно-психологические реалии современной жизни, лежащие в основе ухудшения психофизического здоровья подрастающего поколения диктуют необходимость проведения междисциплинарных теоретических и прикладных исследований, связанных с созданием новых подходов к преодолению адаптационных нарушений в развитии детей [1,2].

В этих условиях на повестку дня становится вопрос о разработке эффективных мероприятий и средств адаптации к резко изменившимся условиям жизнедеятельности, которые сегодня лишь в малой степени отвечают природным потребностям человека. Начинать нужно с раннего возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья [1,2].

Целью проводимых нами исследований является разработка и создание системы инновационных средств физической культуры, направленной на оздоровление организма молодёжи, повышение степени адаптации к условиям жизнедеятельности, а также формирование физического, психического, духовно-нравственного здоровья.

Проблема адаптации представляет собой важную область научных исследований, расположенную на стыке различных областей знания, которые приобретают в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию следует рассматривать как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [5].

Методы и организация исследования. Разработанный нами интегральный комплекс адаптивно-оздоровительной направленности средств физической культуры включает в себя: Гигиенический гимнастический комплекс локального воздействия на мышцы и мышечные группы. Целью его выполнения является мобилизующие воздействия на функции ЦНС, сердечно -сосудистой системы, опорно -двигательный аппарат; дыхательные упражнения,выполняемые в анатомически невыгодных условиях (так

называемое парадоксальное дыхание). Кроме этого, оказывается влияние на нейрогуморальную систему и улучшается обеспечение мозга кислородом. В экспериментальных исследованиях хорошо зарекомендовали себя комплексы упражнений для позвоночника и на концентрацию внимания. В задачи 1 -го комплекса входит воздействие на мышцы, которые формируют поясничный корсет, предупреждают деформации позвоночника, способствуют улучшению трофики суставной межпозвоночной хрящевой ткани, чем создаются предпосылки для правильного формирования осанки. Целью 2-го комплекса является улучшение работы нейрогормонально-гуморального аппарата, обеспечивающего регуляцию нервно-психических функций,

кардиореспираторной и других систем. Упражнения на релаксацию выполняются после особо напряжённых занятий и в конце учебного дня. Основная задача этих упражнений состоит в снятии утомления и напряжения накопленного в течении учебного дня [1,2].

Также наш комплекс включает в себя ряд методик для выполнения в домашних условиях. Современный человек подвержен многим факторам риска, его организм постоянно испытывает психические перегрузки, отрицательно сказывающихся на состоянии нервной и сердечно -сосудистой систем. Данное обстоятельство сопровождается снижением сопротивляемости организма.

Нами разработана методика, которая предусматривает фиксирование и изучение влияния факторов адаптации не одномоментно, а пролонгировано, на протяжении недельного цикла, что позволяет составить представление об уровне стресса и образе жизни.

Таблица заполняется ежедневно в течение недели в вечернее время. Тест по самоконтролю адаптивного состояния учитывает объём как отрицательного воздействия, так и положительного в основных средах жизнедеятельности. По итогам подсчёта баллов можно судить, в какой степени адаптации находится организм человека и своевременно предпринять, в случае необходимости, меры по нейтрализации чрезмерных повреждающих факторов (О.П. Панфилов, В.Н. Давиденко, 2009).

Ряд методик рекомендован для домашнего использования. Например, солевые и хвойные ванночки, дыхательные упражнения тонизирующего и расслабляющего воздействия, самомассаж с помощью даров природы. Примеры методик:

Самомассаж с помощью даров природы.Суть этой методики заключается в воздействии природного материала (сосновые и еловые шишки, жёлуди, каштаны) на биоактивные точки расположенные на ладонях и стопах, а через них идёт воздействие на внутренние органы и нервную систему человека. Кроме того, мелкая моторика оказывает положительное воздействие на ЦНС, в частности способствует развитию речи (Л.Б. Томашевская, Е.Ю. Герц, 2011).

Применение солевых и хвойных ванночек для ног.В нашем комплексе запланировано регулярное применение по вечерам перед сном солевых и хвойных ванночек для ног. Солевые ванны для ног довольно широко применяются в различных коллективах. Например, существует так называемый «Рижский метод закаливания», разработанный в Латвии. Суть метода

заключается в раздражении рецепторов кожи стоп прохладной морской водой. Это оказывает тренирующее воздействие на кровеносные сосуды, нервную систему, повышает холодоустойчивость организма. Рекомендуется применять ванночки для ног через день, чередуя, солевые с хвойными ванночками, и с простыми обливаниями ног прохладной водой. Хвойные ванночки для ног позволяют снять утомление, головную боль, излишнюю возбудимость ЦНС и усиливает процессы торможения в коре головного мозга. Запах хвои снимает напряжение, успокаивает, улучшает настроение. Применение хвойных ванночек может снижать систолическое артериальное давление. Поэтому людям с пониженным давлением не следует применять хвойные ванночки [6].

Дыхательные упражнения.Дыхание - один из основных процессов жизнедеятельности организма. Правильное дыхание улучшает работу сердца и усиливает кровоток в капиллярах. В процессе работы дыхательные упражнения обеспечивают координацию частоты и глубины дыхания с выполняемыми движениями, обеспечивают формирование рациональных двигательно -дыхательных стереотипов. После прекращения мышечной деятельности дыхательные упражнения ускоряют восстановительные процессы, снижают нервно-мышечную и эмоциональную возбудимость, переводя организм в сбалансированное состояние (Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков, 1979). Дыхательные упражнения способствуют повышению резервов мощности дыхательной системы и аэробной производительности организма на начальных этапах адаптации к физическим нагрузкам. Исследования, проведённые Н. А. Агаджаняном, С. М. Блинковым и другими показали, что под влиянием тренировки в условиях кислородного голодания, количество капилляров больше всего увеличивается в коре лобной доли мозга. Одновременно было зарегистрировано увеличение длины капилляров и увеличение плотности капилляровой сети. В настоящее время изучен физиологический механизм воздействия дыхания на функциональное состояние нервной системы, тонус коры полушарий головного мозга, психические процессы и эмоциональное состояние организма человека [5].

Нами применялся специальный дыхательный комплекс упражнений, разработанный О. П. Панфиловым и Н. А. Агаджаняном в сочетании с дыхательными упражнениями из гимнастики А.Н. Стрельниковой и дыхательной гимнастики йогов. Особенность данных дыхательных упражнений состоит в том, что при задержке дыхания на выдохе происходит выполнение определённых упражнений. Это делает схожим данные упражнения с гимнастикой К.П. Бутейко, но с существенным отличием. У К.П. Бутейко движения, кроме ходьбы с задержкой дыхания, практически не выполняются. Благодаря выполнению движений в момент выдоха, создаётся гораздо больший кислородный долг в организме, что и составляет тренирующий эффект [3].

Применение продуктов пчеловодства в последние годы получило широкое распространение в физкультурно-спортивной практике [8,9]. К таким продуктам относятся: перга, цветочная пыльца, маточное и трутневое молочко. Они обладают огромным тонизирующим и оздоравливающим эффектом. Тычинки цветков содержат множество мелких порошковидных зерен,

называемых пыльцой или микроспорами. Пыльца является хорошим питательным кормом. Пыльца, которую пчелы переносят в гнездо на ножках, получила название обножки. Доставленная в улей обножка складывается пчелами в ячейки сотов и соответствующим образом консервируется, так как она быстро портится. Пыльца, сложенная в ячейки, называется пергой.

Пыльца представляет собой сложный концентрат многих ценных пищевых и лекарственных веществ. В состав ее входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, гормоны, фитонциды и другие важные для организма вещества. Пыльца содержит важные для организма ферменты, выполняющие роль биологических катализаторов.

В последнее время пыльца привлекает большое внимание ученых-биологов практиков и медицинских работников. Установлено, что пыльца может быть хорошим полноценным, диетическим и белковым продуктом питания. Она дает хороший лечебный эффект при многих заболеваниях, повышает жизненный тонус человека. По характеру действия на организм человека и животных ее можно сравнить с продуктами желез внутренней секреции. В настоящее время пыльцу заготавливают в больших количествах и используют для лечебно -пищевых целей и в пчеловодстве. Перга по своему составу - это обработанная ферментами пчёл пыльца с добавлением небольшого количества мёда. Она гораздо активнее и полезнее пыльцы [8,9].

Трутневое молочко является ценнейшей биоактивной добавкой, если правильно его применять. Оно содержит ряд полезнейших для человеческого организма компонентов: белки, ферменты, витамины, аминокислоты и микроэлементы.

Трутневое молочко иначе называется трутнево -расплодный гомогенат или личиночное молочко. Как и остальные продукты пчеловодства, оно имеет сильные профилактические, оздоравливающие и омолаживающие свойства. Трутневое молочко содержит множество мощных гормонов и витаминов [8,9].

Трутневое молочко способствует поднятию тонуса и повышению трудоспособности, регулирует метаболизм, стабилизирует давление и кровообращение, снижает уровень холестерина, повышает половое влечение, устраняя снижение половой функции. Оно восстанавливает нарушение функционирования различных органов и улучшает работу эндокринной системы.

Личиночное молочко используется и для лечения нарушений сна, например, бессонницы. Однако, учитывая его тонизирующие свойства, для нормализации сна это средство не следует принимать в вечернее время, иначе эффект будет обратным ожидаемому.

Трутневое молочко нужно принимать только по рекомендации врача, поскольку препарат может вызвать аллергию и другие нежелательные эффекты при индивидуальной непереносимости. Кроме того, следует строго соблюдать назначенную дозировку, так как излишнее поступление в организм столь биологически активного вещества может нанести вместо пользы серьёзный вред [8].

Пчелиное маточное молочко - это продукт пчел, самый сильный биологический стимулятор. Это секрет, выделяемый глоточными и верхнечелюстными железами пчел. Оно представляет собой кремово -белую желеобразную массу со специфическим ароматом, слегка жгучим кисло -сладким вкусом. Маточным молочком молодые пчелы кормят обычную личинку пчелы, и она увеличивается в 1600 раз(!) в своем развитии всего за 5 дней. Затем превращается в пчелиную матку, продолжительность жизни которой практически в 30 раз длиннее, чем у рабочей пчелы. Подобного больше нет в природе.

Маточное молочко оказывает тонизирующее и восстанавливающее действие на организм, нормализует обменные процессы в тканях и улучшает их трофику. Оно активизирует ферментативные процессы и вегетативно -сосудистую регуляцию, улучшает деятельность центральной и периферической нервной системы, способствует предупреждению аллергических реакций. Очень важным моментом является то, что в состав маточного молочка входит дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) в количестве 230-240 мкг/г, которая несет наследственную информацию на общее выздоровление организма, оно дает ощутимые результаты омоложения организма, оказывая регенеративное влияние на стареющие клетки и ткани. Оно способствует ослаблению нервного перенапряжения и физической усталости, улучшению сна, аппетита, памяти, трудоспособности, усиливает сопротивляемость инфекции, повышает общий жизненный тонус, улучшает самочувствие. Маточное молочко способствует нормализации артериального давления, стимулирует кроветворение, нормализует формулу крови. Активизирует процессы синтеза органических веществ, возбуждает деятельность мужских и женских половых желез, способствует повышению содержания в крови эритроцитов, ретикулоцитов, гемоглобина и железа [8,9].

Однако основной биологический принцип действия маточного молочка -повышение иммунитета организма до такого уровня, что он сам справляется с болезнью. Маточное молочко успешно применяют для профилактики и лечения сложнейших заболеваний различной этиологии во всем мире.

В последние годы биологические свойства маточного молочка уточнены и выявлены новые. Так оно обладает антимикробными, бактерицидными свойствами. Маточное молочко в разведении 1:10 сильнее карболовой кислоты. Оно задерживает рост микробов и губительно действует на стафилококки, стрептококки, туберкулезную палочку [9].

Здоровым людям не следует злоупотреблять продуктами пчеловодства, необходимо следовать рекомендованной дозировке и прислушиваться к своему организму.

Самоанализ своего психофизического состояния. Рекомендуется вести дневник уровня стресса, как положительного, так и отрицательного. Любое волнение, оставляет след на нашей иммунной системе. Учитывая эти воздействия, можно научиться регулировать своё психофизическое состояние и своевременно принимать меры по купированию негативных последствий, применяя методики физической культуры адаптивно-оздоровительной

направленности и избежать истощения наших адаптационных ресурсов, тем самым, предотвратив заболевания. Применение алкогольных и наркотических веществ может привести лишь к усугублению стресса в последствии и является недопустимым [3].

Результаты и обсуждение. Инновационной основой данного комплекса является актуализированное соотношение средств физической культуры адаптивно - оздоровительной и развивающей направленности, самоуправление адаптационным процессом, исходя из фундаментальных принципов адаптации, ритмичности и совместимости компонентов комплекса в соответствии с индивидуальностью и доступностью для молодых людей с различным уровнем психофизического развития.

Нами был проведён эксперимент по выявлению влияния разработанного комплекса на физическое развитие и двигательную подготовленность студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура».

В большем числе случаев значимый прирост показателей физического развития и двигательной подготовленности установлен в экспериментальной группе: вес тела, сила кисти, ЭГК (Р<0,05 - Р<0,02); в скоростно-силовых качествах, выносливости и гибкости (Р<0,001). В контрольной группе положительные сдвиги (Р<0,05 - Р<0,001) отмечены в показателях силы кисти и в прыжках в длину с места.

В показателях сердечно-сосудистой системы различия обнаружены по ЧСС в покое и после нагрузки, которые более предпочтительны (Р<0,05 -Р<0,02) в экспериментальной группе. Прирост параметров внешнего дыхания (ЖЕЛ, ФЖЕЛ, в пробах Штанге и Генчи) был также значительным (Р<0,05 -Р<0,001) в экспериментальной группе.

Таким образом, регулярное сочетанное применение комплекса направленных физических упражнений и продуктов пчеловодства в распорядке дня студентов оказывает эффективное регулирующее психофизическое влияние на организм, в то же время, понижая уровень стресса, что способствует укреплению здоровья молодых людей.

Здоровая молодёжь - залог здоровья нации и благосостояния страны! Литература

1. Давиденко В.Н. Адаптационно--оздоровительные средства физической культуры в распорядке дня младших школьников. Известия ТулГУ. Серия. Физическая культура и спорт. Вып. 1. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. - С. 73-76.

2. Давиденко В.Н. Воспитание у младших школьников способности к самоанализу своего психофизического состояние. Исследовательский потенциал молодых учёных: взгляд в будущее: сборник материалов III региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых учёных - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2007. - С. 44-45.

3. Давиденко В.Н. Адаптивно-оздоровительная и развивающая направленность средств физической культуры в режиме дня младших школьников. Автореф. дисс.... канд.пед.наук. -Тула, 2009.-22 с.

4. Панфилов О.П., Давиденко В.Н. Адаптационно -оздоровительный комплекс для младших школьников «Здравствуй Солнце!». Исторические,

педагогические и медико-педагогические аспекты физической культуры и спорта: сборник материалов I Всероссийской научно -практической конференции; Забайкал. гос. гум. - пед. Ун-т. - Чита 2007. - С. 175-177.

5. Панфилов, О.П., Агаджанян, Н.А. Механизмы адаптации человека к экстремальным условиям / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1995. - 214 с.

6. Састамойнен Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2004.

7. Физическое воспитание в детском саду: Учеб. - метод. пособие / С.И. Завьялов, О.П. Панфилов; Под общ. ред. О.П. Панфилова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. л.Н. Толстого, 2009. - 196 с.

8. http://www.pcholki.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.