Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в высшей школе в условиях новой модели "экономики знаний"'

Интеграционные процессы в высшей школе в условиях новой модели "экономики знаний" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / INTEGRATION PROCESS / INTELLECTUAL RESOURCES MANAGEMENT / NON-MATERIAL ASSETS / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Марина Анатольевна, Кузьмин Андрей Владимирович

В статье рассмотрены проблемные вопросы управления интеграционными процессами в образовании. Изложены основные направления развития интеграции в высшей школе на основе «экономики знаний»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration processes in higher school in the frame of the new model of «knowledge economy»1

The article considers the problem issues of the managing of integration processes in education. The basic directions of development of integration in higher school based on «knowledge economy» are described

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в высшей школе в условиях новой модели "экономики знаний"»

Инновационные процессы В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

М. А. Иванова, А. В. Кузьмин

(Курган)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

В статье рассмотрены проблемные вопросы управления интеграционными процессами в образовании. Изложены основные направления развития интеграции в высшей школе на основе «экономики знаний».

Процессы, происходящие в мире, предопределяют необходимость перехода к новой модели экономического развития, отличной от рыночной экономики, - к «экономике знаний», в которой человеческий капитал должен рассматриваться как критерий экономического развития. В последнее десятилетие учеными все больше осознается необходимость пересмотра итогов индустриальной эры развития общества, осмысления ее результатов, и выработки новой социальноэкономической концепции, основу которой составляет «экономика знаний». В этих условиях может быть обеспечено устойчивое развитие человеческого общества. Система образования и в частности высшая школа играет решающую роль в воспроизводстве человеческого капитала. Однако, социально-экономическое положение высшей школы не соответствует современным тенденциям развития общества. Государственная политика регулирования системы образования связана с интеграционными процессами, которые характеризуются как сложное, комплексное и многостороннее явление.

Современные тенденции в образовании определяются рядом законодательных актов, направленных на изменение механизма функционирования образовательных учреждений [1, 2, 3, 4, 5].

Субъекты, объединяющие свои материальные и нематериальные ресурсы в рамках

интегрированного образовательного учреждения, могут относиться к внешней и внутренней среде высшего учебного заведения.

Внешняя среда представлена государством, другими вузами, научно-исследовательскими институтами, предприятиями, образовательными учреждениями различного уровня. Основным и обязательным участником интеграционного процесса является государство, как юридическое лицо, передающее вузам имущество в оперативное управление. Вузы обладают нематериальными ресурсами, а в соответствии с новым законодательством могут владеть и материальными ресурсами. Объединение ресурсов направлено на выполнение основной цели существования вузов -воспроизводство человеческого капитала. Другие названные выше представители внешней среды могут в зависимости от воли участников также объединить имущество в рамках интеграции. Таким образом, идет формирование внешних связей. Если интеграционная связь нарушается, то субъекты продолжают функционировать, но без взаимосвязи.

Внутренняя среда представлена организационными структурэми в рамках вуза, а именно хозяйственными обществами, создаваемыми образовательными учреждениями в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности, целевыми капиталами, патентными отделами, научно-исследова-

тельскими, социологическими, консалтинговыми лабораториями, промышленными цехами. При создании названных структур идет переформирование ресурсов вуза и соединение их таким образом, чтобы появилась возможность получения потока доходов для обеспечения процесса воспроизводства человеческого капитала. Причем, хозяйственные общества, создаваемые образовательными учреждениями в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности и целевые капиталы, формирующиеся в рамках деятельности вуза это соединение ресурсов ранее не характерных для высшей школы. Однако главным моментом, по мнению автора, является привлечение новых нематериальных ресурсов, не принадлежащих вузу. Это знания, опыт, творческие способности кадровых работников вуза, которыми собственники могут пользоваться по своему усмотрению. Могут направить на внеобразователь-ную деятельность вуза, а могут использовать свой интеллектуальный капитал вне образовательного учреждения. При формировании новых организационных структур предполагается использование той части человеческого капитала кадровых работников, которая ранее была не задействована. Задача вуза сформировать гражданско-правовые отношения с работниками с целью полного и эффективного использования человеческого капитала, то есть управлять нематериальными активами.

При образовании новых организационных структур идет формирование внутренних связей. Если интеграционная связь нарушается, то один из субъектов прекращает функционировать.

Объективным следствием реализации названных признаков является концентрация ресурсов и укрупнение организаций, диверсификация деятельности, высокая степень сотрудничества участников интеграционного процесса, которые при этом не меняют юридический статус своего лица.

Анализ существующих теоретических положений позволил авторам сформулировать цель, признаки, сущность и функции интеграции.

Цель интеграции - повышение эффективности деятельности, конкурентоспособности участников процесса и обеспечение экономического роста РФ. Признаки интеграции, которые рекомендуется авторами использовать

для того, чтобы выделить из всех видов предусмотренных законодательством типов образовательных учреждений интеграционные: объединение двух или более субъектов (физических и юридических лиц, которые имеют имущество в собственности) путем становления гражданско-правовых отношений; формирование новых внутренних связей между специализированными учебными, научными, производственными подразделениями высшего учебного заведения; формирование внешних связей между вузом и производством, научными организациями, бюджетной системой, кредитно-финансовыми учреждениями и обществом в целом; непрерывность процесса; совестные усилия по подготовке «конечного продукта»; повышение эффективности деятельности с позиции университета-интегратора.

Сущность интеграции в образовании проявляется в ее функциях.

Функции интеграции: возможность осуществления, расширения и углубления связей между различными сферами человеческой деятельности; диверсификация источников дохода; использование совместных ресурсов, принадлежащих разным собственникам; объединение капиталов; создание благоприятных условий осуществления экономической деятельности.

Таким образом, следует различать внешнюю интеграцию, когда речь идет об объединении нескольких субъектов, и внутреннею интеграцию, когда основой процесса является переформирование ресурсов, формирование инновационных связей. Формы интеграции рассматриваются авторами как способ реализации интеграционных процессов либо через создание новых организационных структур (внутренняя интеграция), либо путем изменения типа образовательного учреждения (внешняя интеграция).

На базе проведенных исследований авторами предлагается уточнить определение интеграционного процесса в высшей школе.

Интеграционный процесс в высшей школе -процесс взаимного сближения различных сфер человеческой деятельности, а именно: образования, науки, бизнеса, финансов путем объединения материальных и нематериальных ресурсов участников процесса, диверсификации деятельности и источников финансирования, создания новых организационных структур, формирования инновационных

взаимосвязей, обеспечивающих эффективность функционирования высшей школы и дальнейший экономический рост РФ.

Именно это определение, ориентированное на качественные изменения, наиболее подходит для интеграционных процессов в условиях изменения ресурсного потенциала отрасли.

В соответствии с современным законодательством появляются новые типы образовательных учреждений (казенные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения), целевой капитал или эндаумент и хозяйственные общества, создаваемые образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.

Организация новых структур и типов образовательных учреждений является проявлением интеграционных процессов, так как характеризуется указанными выше признаками интеграции: объединением государства как юридического лица и образовательных учреждений путем становления гражданско-правовых отношений. Физические лица участвуют в объединении в случае создания целевого капитала.

Участники объединяют собственность и ресурсы для повышения эффективности предоставления образовательных услуг. При этом статус юридических лиц не меняется, количество участников не уменьшается, осуществляются концентрация ресурсов, особенно интеллектуальных, и переход на более высокий качественный уровень, появляются взаимообусловленная целостность, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов, возможность расширения деятельности (в том числе внеобра-зовательной), экономическая свобода, позволяющая формировать инновационные связи.

Анализ возможности реализации функций интеграции через новые структуры хозяйственной деятельности в высшей школе доказывает, что они являются новыми формами интеграции, то есть являются инструментами осуществления интеграционных процессов (табл. 1, с. 76).

Результаты исследования показывают, что названные структуры хозяйственной деятельности, кроме казенных учреждений, способны обеспечить выполнение функций интеграции, следовательно, их можно отнести к новым формам интеграции.

Казенные учреждения остаются в рамках жесткого сметного финансирования, отсутствия экономической свободы, невозможности диверсификации деятельности, источников формирования и использования доходов.

Новые формы интеграции предполагают появление новых элементов взаимодействия ее участников.

Финансовая сфера вовлекается в экономические отношения через возможность получения образовательными учреждениями кредитов в банках, доходов целевого капитала (эндаумента), функционирование которого обеспечивается только при наличии связи с управляющей компанией, инвестиционными фондами, фондовым рынком, рынком недвижимости. Бизнес привлекается к деятельности образовательных учреждений путем создания института жертвователей и меценатов, которые жертвуют на образование результат предпринимательской деятельности, свободные от бизнеса денежные средства. Важно, что возможность и даже необходимость вне-образовательной деятельности для автономных и бюджетных учреждений (нового статуса) означает появление предпринимательских структур как внутри учреждений образования, так и вне учреждений.

В зависимости от состава участников, их отраслевой и функциональной принадлежности, масштабов территории и образовательного пространства рассматриваются различные виды или типы интеграции. Единого взгляда на классификацию видов интеграции в современной научной литературе нет. К традиционным формам интеграции относят университетские образовательные округи, университетские комплексы, некоммерческие объединения, ассоциации, союзы, образовательные кластеры, учебно-научно-инновационные комплексы, учебно-научно-производственные комплексы и т.п. [6, 7, 13].

Новые формы интеграции - автономные учреждения, бюджетные учреждения и целевой капитал, причем каждая форма интеграции может проявляться в нескольких видах. Выбранная авторами классификация, перечень конкретных форм интеграции в образовании представлен в матрице «вид - форма интеграции в образовании» в табл. 2 на с. 77.

Матрица используется следующим образом: выбирается реальный объект с конкретной формой интеграции и в соответствии с таблицей анализируется принадлежность к

Таблица 1

Возможности реализации функций интеграции через новые типы образовательных учреждений и структуры хозяйственной деятельности высшей школы

\ Функции \ интеграции Новые типы \ и организа- \ ционные структуры \ Связь между различными сферами деятельности Диверсификация источников доходов Использование совместных ресурсов Объединение капиталов Создание благоприятных условий осуществления экономической деятельности

Казенные учреждения Отсутствует Отсутствует (только сметное финансирование из бюджета) Только бюджетные ресурсы Отсутствует Экономическая свобода отсутствует

Бюджетные учреждения (в новом статусе) Образование, наука, бизнес, бюджетная система, финансовая система Из бюджета, от образовательной и от внеоб-разовательной деятельности, доходы целевого капитала Бюджетные и собственные материальные и нематериальные ресурсы Государственный, частный Экономическая свобода, но с некоторыми ограничениями

Автономные учреждения Образование, наука, бизнес, бюджетная, финансовая, банковская системы Из бюджета, от образовательной и от внеоб-разовательной деятельности, доходы целевого капитала, кредиты банков Бюджетные и собственные материальные и нематериальные ресурсы Государственный, частный, банковский Более полная экономическая свобода

Целевой капитал Образование, наука, бизнес, бюджетная система, финансовая система, банковская система Доходы формируются от использования различных пожертвований, средства инвестируются в различные финансовые инструменты Материальные ресурсы жертвователей. Нематериальные ресурсы учреждений, собственников целевого капитала Государственный, частный, банковский Более полная экономическая свобода

Хозяйственные общества, создаваемые образовательными учреждениями в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности Наука, бизнес, бюджетная система, финансовая система Из бюджета, от внеобразова-тельной деятельности Материальные ресурсы и нематериальные ресурсы учреждений Государственный, частный Более полная экономическая свобода

Таблица 2

Матрица «вид - форма интеграции в образовании»

Формы интеграции Виды интеграции Кубанский государственный университетский комплекс Ассоциация юридических вузов Российский Союз Ректоров Машиностроит. образоват. кластер «КАМАЗ-КГТУ» Автономн. учреждение «Сибирский федеральный университет» Целевой капитал «Фонд развития МГИМО»

По субъектам Вертикальная - - * * - *

Горизонтальная * * * * * *

По объектам (по видам деятельности) Образовательная * * * * * -

Науч. деятельность * - * * * -

Финансовая сфера - - - - * *

Бизнес - - - * * *

По масштабам образовательного процесса Глобальная - - * - - -

Европейская - - - - - -

Пространство СНГ - - - - - -

Россия * * - * * *

Межрегиональная - - - - - -

Региональная - - - * * -

По формам собственности На базе государств. собственности * * - - * -

На базе собственности учреждений и частного сектора * - - * * *

На базе собственности общественных организаций - - * - - *

По составу участников Национальная * * * * * *

Международная - - * - - *

Транснациональная - - - - - -

По отраслевому взаимодеиствию Отраслевая * * * * * *

Межотраслевая * - * * * *

По видам образования Формальное * * * * * -

Неформальное - - - * * -

По признаку управления Централизованная - - * - - -

На основе сетевого взаимодействия - - - * - -

Смешанное * * - - * *

видам интеграции. Анализ проведен по Кубанскому государственному университетскому комплексу [9], Ассоциации юридических вузов [8], Российскому союзу ректоров [12], Машиностроительному образовательному кластеру «КАМАЗ - КГТУ» [10], автономному учреждению «Сибирский федеральный университет» [11] и целевому капиталу «Фонд развития МГИМО» [14].

Рассматривая интеллектуальные ресурсы как фактор экономического роста, авторы выделяют следующие их особенности по сравнению с материальными ресурсами - зависимость от уровня развития науки и образования; их формирование - прерогатива государства; сложность выделения критериев эффективного использования интеллектуальных ресурсов; затраты на формирование интеллектуальных ресурсов носят характер долгосрочных инвестиций.

Таким образом, авторами выявлены факторы, определяющие становление интегрированных образовательных учреждений высшей школы:

- современные социально-экономические и демографические условия в рамках форми-

рование модели экономического развития «экономики знаний», которые требуют качественных изменений системы образования, осуществимых путем интеграции образовательных учреждений с наукой, бизнесом, финансовой и банковской системами;

- новое правовое поле, направленное на изменение механизма функционирования образовательных учреждений и позволяющее использовать инновационные формы интеграции;

- развитие ресурсного потенциала образовательных учреждения, которое является базой для реализации процессов интеграции;

- наличие внутренней и внешней интеграции, характеризуемые взаимоотношениями различных субъектов экономики, объединением внешних ресурсов и переформированием ресурсов внутри интегрированных образовательных учреждений;

- зависимость качественных изменений в образовании и эффективности функционирования интегрированных образовательных учреждений от уровня развития и использования интеллектуальных ресурсов.

Литература

1. Федеральный закон № 174 - ФЗ «Об автономных учреждениях».

2. Федеральный закон №175 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений».

3. Федеральный закон № 275 - ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

4. Федеральный закон № 217 - ФЗ «О создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

5. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

6. Интеграционные процессы в образовании / под редакцией Р. Н. Авербуха, Н. П. Литвиновой., Т. В. Мухлаевой. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2004. - С. 169.

7. Иванова М. А., Кузьмин А. В. Особенности интеграции и формирования экономической политики образовательных учреждений всех уровней РФ в условиях изменения нормативно - правовой базы их функционирования (экономический и финансовый аспект) : моногр. / под ред. д.э.н., проф. Н. П. Литвиновой. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2009. - 120 с.

8. Ассоциация юридических вузов: [сайт]. URL: http://www. jurvuz.ru/modules.php?name=News&file=artide&sid=3P0C (дата обращения 13.12.2010).

9. Кубанский государственный университетский комплекс : [сайт]. URL: http:// kubstu.ru/?uid=040020 (дата обращения: 15.09.2010).

10. Образовательные кластеры : очник : [сайт]. URL: http:// www.kamaz.net (дата обращения: 29.09.2010).

11. Сибирский Федеральный университет : [сайт]. URL: http:// http://www.sfu-kras.ru/ (дата обращения17.01.2010).

12. СОЮЗ ректоров : [сайт]. URL: http://www.rsr-online.ru/m-dex.php (дата обращения 24.03.2010).

13. Тряпицин А. В. Интеграционные процессы в высшем образовании: [сайт]. - URL: http://www.prof.msu.ru/publ ; URL: http:// www.i-con.ru/publications (дата обращения: 23.08.2011).

14. Университет МГИМО «Фонд развития МГИМО» : [сайт].

URL: http://www.mgimo.ru/news/university/document7667.phtml

(дата обращения 21.07.2011).

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.