Научная статья на тему 'Механизм изменения типа образовательного учреждения под влиянием накопленных нематериальных активов'

Механизм изменения типа образовательного учреждения под влиянием накопленных нематериальных активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ / ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / STRUCTURAL CAPITAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / MANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ / INTANGIBLE ASSETS / RECONFIGURING RESOURCES / PURCHASING CAPITAL / INTELLECTUAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Марина Анатольевна

Рассмотрены проблемные вопросы изменения типа образовательного учреждения. Изложены основные направления формирования механизма изменения типа учреждения. Сформулирована роль государства в развитии нематериальных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gear change type of educational institutions under the influence of intangible assets accumulated

The article deals with the problematic issues of changing the type of educational institution. The basic directions of the formation mechanism of change of the type of institution. We formulate the state's role in the development of intangible assets.

Текст научной работы на тему «Механизм изменения типа образовательного учреждения под влиянием накопленных нематериальных активов»

УДК 338.4

М.А. Иванова

МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ НАКОПЛЕННЫХ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

M.A. Ivanova

GEAR CHANGE TYPE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS UNDER THE INFLUENCE OF INTANGIBLE ASSETS ACCUMULATED

Рассмотрены проблемные вопросы изменения типа образовательного учреждения. Изложены основные направления формирования механизма изменения типа учреждения. Сформулирована роль государства в развитии нематериальных активов.

ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ. ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ. СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ. УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ.

The article deals with the problematic issues of changing the type of educational institution. The basic directions of the formation mechanism of change of the type of institution. We formulate the state's role in the development of intangible assets.

RECONFIGURING RESOURCES. PURCHASING CAPITAL. STRUCTURAL CAPITAL. HUMAN CAPITAL. MANAGEMENT. INTELLECTUAL RESOURCES. INTANGIBLE ASSETS.

Федеральный закон № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. «Об автономных учреждениях», который предлагает новый тип образовательных учреждений, действует уже почти семь лет [1, 2].

Основная цель реализации закона в рамках высшей школы - переформирование ресурсов вуза и соединение их таким образом, чтобы появилась возможность получения большего потока доходов для обеспечения процесса воспроизводства человеческого капитала. Объективным следствием работы закона должны стать концентрация ресурсов и укрупнение организаций, диверсификация деятельности вузов, высокая степень сотрудничества участников образовательного процесса с привлечением науки, бизнеса, банковской и финансовой системы.

Причины необходимости реализации закона: недостаток бюджетного финансировании (в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в ближайшие три года планируется сохранить двукратное по сравнению с общемировыми стандартами недофинансирование уровня

расходов на образование, науку и здравоохранение [4]), невозможность привлечения дополнительных средств, низкий уровень заработной платы в вузах, недостаточная ориентация на потребности рынка труда, устаревшая материально-техническая база, снижение качества подготовки выпускников, отсутствие экономической самостоятельности образовательных учреждений, неэффективность воспроизводства кадрового потенциала системы образования, слабая связь образования и науки, отсутствие повышения квалификации и т. п.

Однако при явном положительном эффекте от реализации закона высшие учебные заведения не демонстрируют массовой смены типа образовательного учреждения. Высшая школа оказалась не готовой к таким кардинальным изменениям. Почему возникла такая ситуация? По нашему мнению, проблема напрямую связана с недооценкой роли нематериальных активов.

В соответствии с законодательством основная часть материальных активов (материальных ресурсов на правах собственности) высшей

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко

школы - недвижимость и особо ценное имущество является собственностью государства, закрепляется за вузом на праве оперативного управления, следовательно, не может напрямую служить предметом инвестиционной привлекательности. Нематериальные активы, рассматриваемые как интеллект и профессионализм работников, совокупность знаний, которые позволяют организации найти потребителя, интеллектуальная собственность, организационные структуры могут позволить генерировать доходы образовательного учреждения и обеспечить экономический рост.

Только при условии высокого уровня развития интеллекта и профессионализма работников образовательные учреждения смогут предложить качественную услугу, привлечь покупателя, создать интеллектуальный продукт на основе патентного или авторского права, сформировать организационные структуры, направленные на достижение основных целей деятельности - воспроизводство человеческого капитала и обеспечение экономического роста. Нематериальные активы образовательных учреждений имеют двойную направленность: с одной стороны, генерируют нематериальные активы для внешнего мира, с другой - должны иметь возможность своего развития внутри учреждения и для учреждения, в противном случае достижение цели невозможно.

Роль государства заключается в формировании эффективного использования нематериальных активов в этих двух направлениях. Положительный результат реформирования образования в России напрямую связан с готовностью и способностью государства управлять нематериальными активами.

Мы выделяем следующие функции государства, направленные на формирование и развитие нематериальных активов в высшей школе:

- формирование нормативно-законодательной базы;

- обеспечение развития фундаментальных знаний, которые зачастую не могут в краткосрочном периоде приносить доход, но служат базой для появления прикладных знаний, а также развития системы передачи знаний и опыта;

- осуществление целевого финансирования учреждений высшей школы;

- создание системы информационного обмена;

- воспроизводство рабочей силы.

Государство, выполняя свои функции и задачи, добиваясь экономического роста, воздействует на развитие нематериальных активов.

Россия более 70 лет при Советской власти и уже почти 20 лет в условиях развивающегося капитализма пытается строить экономику при массовом игнорировании интеллектуальной собственности как основы современного бизнеса, как основного фактора выстраивания всей системы управления. Все ответы на главные вопросы управления любым учреждением высшей школы вытекают из наличия и качества нематериальных активов. Однако распространено мнение, что нематериальные активы существуют только в высокотехнологичном бизнесе, а рядовые образовательные учреждения к ним отношения не имеют. Но конкурентные преимущества, которые формируются в основном за счет нематериальных активов, необходимы каждому учреждению в условиях изменения типа учреждения или формирования целевого капитала (эндаумента) [3].

Главным моментом, по нашему мнению, является привлечение новых нематериальных ресурсов, не принадлежащих вузу. Это знания, опыт, творческие способности кадровых работников вуза, которыми собственники могут пользоваться по своему усмотрению. Могут направить на внеобразовательную деятельность вуза, а могут использовать свой интеллектуальный капитал вне образовательного учреждения. При формировании новых организационных структур предполагается использование той части человеческого капитала кадровых работников, которая ранее была не задействована. Задача вуза - сформировать гражданско-правовые отношения с работниками с целью полного и эффективного использования человеческого капитала, т. е. эффективно управлять нематериальными активами.

Как уже отмечалось, нематериальные активы высшей школы подразумевают двойную направленность: во-первых, генерируют интеллектуальные ресурсы для внешнего окружения, во-вторых, при надлежащем развитии внутри учреждения обеспечивают экономический рост и конкурентные преимущества.

Способность учреждения генерировать все большие доходы связана, как мы полагаем,

с наличием и качеством нематериальных активов [10]:

- с интеллектом и профессионализмом работников (с человеческим капиталом), так как только от них идет инициатива перехода. От их творческих способностей, целеустремленности, совокупности знаний, опыта, моральных ценностей зависит уровень предоставления услуг, научных исследований и расширение видов деятельности;

- с совокупностью знаний, которые позволяют учреждению найти покупателя услуг, доказать преимущества своего учреждения (с покупательским капиталом). Речь идет о деловой репутации, о брэндах, о способности быстро реагировать на изменения рыночного спроса, о проведении анализа и маркетинговых исследований, о выборе приоритетных перспективных видов деятельности и научных исследований;

- с интеллектуальной собственностью и наличием организационных структур (со структурным капиталом), так как возможность капитализации знаний и практического использования результатов интеллектуальной деятельности приводит к увеличению доходов учреждения. Особую роль для образовательных учреждений играет авторское право.

Только при наличии в совокупности человеческого, покупательского и структурного капитала образовательное учреждение способно обеспечить лучшие позиции по увеличению доходов и безоговорочно оправданный переход в автономное существование.

Наличие только человеческого капитала не является основанием для отказа от перехода, так как его основная функция - генерировать покупательский и структурный капитал, следовательно, для достижения цели придется больше работать и, главное, пытаться минимизировать риски потери имущества.

Мотив смены типа образовательного учреждения для участников процесса разный.

Потребитель услуг образовательных учреждений пока нейтрален: ему все равно, где получать платную или бесплатную услугу, он еще не знает о возможных преимуществах автономного учреждения, т. е. о перспективах повышения качества и увеличения диапазона услуг.

Учреждения руководствуются перспективами повышения морального и материального

стимулирования. Они, конечно, взаимосвязаны: моральное стимулирование - это освобождение от жестких правил сметного финансирования и возможность предоставлять более качественную услугу.

Реальностью бюджетного учреждения является следующая ситуация: любой преподаватель для обеспечения себе достойной заработной платы, кроме бюджетной нагрузки в соответствии с контрольными цифрами министерства, имеет и внебюджетную нагрузку, которая может в три-четыре раза превышать бюджетную, при этом умудряется подрабатывать еще и на стороне. Понятно, что вопрос качества при такой нагрузке стоит достаточно остро.

Материальное стимулирование - это возможность получения больших доходов от образовательной, научной и иной деятельности, а также свободное распоряжение ими.

Учредитель в лице государства руководствуется стремлением осуществлять свою политику с целью повышения эффективности сферы образования и науки для обеспечения экономического роста. Другими словами, государство осознает необходимость многократного увеличения расходов на образование, но обеспечить такое увеличение в современной экономической ситуации не способно, поэтому предоставляет образованию и науке экономическую свободу и инструменты для самофинансирования в рамках новых типов образовательных учреждений.

Так как автономные учреждения, по нашему мнению, остаются более привлекательными, потому что обладают большей экономической свободой по сравнению с новыми бюджетными учреждениями, мы предлагаем механизм перехода образовательного учреждения в автономное учреждение. Этому механизму посвящено значительное число нормативных документов и научных статей, но они в основном ориентированы на выполнение шагов, связанных с юридическим оформлением учреждений нового типа. Мы считаем, что необходимо развивать методику перехода, базирующуюся на математических подходах к определению возможности такого перехода. При этом надо определиться с критериями эффективности перехода.

Для решения задачи предлагаются следующие этапы формирования механизма изменения типа учреждения:

Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 5(180) 2013

1. Анализ внешней среды учреждения. Анализ внешней среды включает анализ состояния нормативно-правовой базы, анализ состояния рынка предоставляемых услуг, демографической ситуации, состояния банковской системы, анализ развития региона, анализ возможности сохранения объемов бюджетного финансирования. Важно на этом этапе иметь пакет принятых документов на уровне региона, т. е. нормативное обеспечение деятельности автономных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования и науки субъекта РФ («Положение о государственном задании автономным образовательным учреждениям», «Порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» и т. п.). Кроме того, необходимо оценить дополнительные возможности (предусмотренные действующим законодательством РФ) как для автономных, так и для бюджетных учреждений. Например, Федеральный закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. [5], направленный на развитие экономики вузов, к сожалению, сегодня имеет «рамочный» характер.

Таким образом, неразвитость нормативно-правовой базы использования интеллектуальной собственности может служить фактором, подталкивающим бюджетные образовательные учреждения к переходу в учреждения автономные.

2. Анализ внутренней среды. Включает анализ состояния материальных активов, анализ возможностей образовательной и необразовательной деятельности, выявление ресурсного потенциала, выделение нематериальных активов в соответствии с расширенной классификацией в рамках определения человеческого, покупательского и структурного капитала.

3. Определение социально-экономической оценки нематериальных активов. Расчет первоначально проводится на основе текущих данных, затем - на прогнозных. В основе расчета лежит общеизвестная модель Гордона, которая позволяет доходы, генерируемые активом, преобразовывать в показатель стоимости с учетом возможных рисков. Динамика показателя позволяет делать выводы и принимать решение.

4. Определение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения. Проводится в рамках предоставления образовательных услуг и осуществления необразовательной деятельности. Чем качественнее нематериальные активы учреждения, тем выше его инвестиционная привлекательность.

5. Расчет интегрированного показателя результативности преобразования образовательного учреждения. Данный коэффициент отражает потенциальную возможность роста доходов (с учетом всех возможных источников финансирования) учреждения для увеличения социальных расходов (в том числе средней заработной платы сотрудников), а также увеличения финансирования материально-технической базы учреждения в целях оптимизации качества оказываемых услуг образовательного и внеобразова-тельного характера

6. Принятие решения об организации автономного учреждения.

Таким образом, используя механизм изменения типа образовательного учреждения в зависимости от накопленных нематериальных активов, можно на научной основе доказать необходимость или преждевременность принятия решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об автономных учреждениях [Текст] : Федер. закон № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 45.

2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений [Текст] : Федер. закон № 175-ФЗ от 03.11.2006 г. // Российская газета. 2006. № 250.

3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций [Текст] : Федер. закон № 275-ФЗ от 30.12.2006 г. // Российская

газета. 2007. № 2.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст] : Распоряж. Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. // СЗ РФ. 2008. № 47.

5. О создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Текст] : Федер. закон № 217-ФЗ от 02.08.2009 г. // Российская газета. 2009. № 142.

6. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон № 135-ФЗ от 29.07.1999 г. // Российская газета. 2010. № 5376.

7. Федеральные стандарты ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.labrate.ru/fso.htm (дата обращения: 05.06.2013).

8. Болонская декларация «Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 1999 г. // Бюллетень министерства образования и науки РФ.

Высшее и среднее профессиональное образование. 2007. № 8. С. 40-43.

9. Сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.fips.ru (дата обращения: 06.06.2013).

10. Азгальдов, Г.Г. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Азгальдов, Н.Н. Карпова. М.: Междунар. академия оценки и консалтинга, 2006. 400 с.

REFERENCES

1. Ob avtonomnykh uchrezhdeniiakh : Feder. zakon № 174-FZ ot 03.11.2006 g. SZRF. 2006. № 45. (rus)

2. O vnesenii izmenenii v zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v sviazi s priniatiem FZ «Ob avtonomnykh uchrezhdeniiakh», a takzhe v tseliakh utochneniia pravosposobnosti gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdenii: Feder. zakon № 175-FZ ot 03.11.2006 g. Rossiiskaiagazeta. 2006. № 250. (rus)

3. O poriadke formirovaniia i ispol'zovaniia tselevogo kapitala nekommercheskikh organizatsii : Feder. zakon № 275-FZ ot 30.12.2006 g. Rossiiskaia gazeta. 2007. № 2. (rus)

4. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: Rasporiazh. Pravitel'stva RF № 1662-r ot 17.11.2008 g. SZ RF. 2008. № 47. (rus)

5. O sozdanii biudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniiami khoziaistvennykh obshchestv v tseliakh prakticheskogo primeneniia (vnedreniia) rezul'tatov intellektual'noi deiatel'nosti : Feder. zakon № 217-FZ ot 02.08.2009 g. Rossiiskaia

gazeta. 2009. № 142. (rus)

6. Ob otsenochnoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon № 135-FZ ot 29.07.1999 g. Rossiiskaia gazeta. 2010. № 5376. (rus)

7. Federal'nye standarty FSO № 1, FSO № 2, FSO № 3: [sait]. URL: http://www.labrate.ru/fso.htm (data obrashcheniia: 05.06.2013). (rus)

8. Bolonskaia deklaratsiia «Zona evropeiskogo vysshego obrazovaniia. Sovmestnoe zaiavlenie evropeiskikh ministrov obrazovaniia, g. Bolon'ia, 1999 g. Biulleten' ministerstva obrazovaniia i nauki RF. Vysshee i srednee professional'noe obrazovanie. 2007. № 8. S. 40-43. (rus)

9. Sait Federal'noi sluzhby po intellektual'noi sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam: [sait]. URL: http://www.fips.ru (data obrashcheniia: 06.06.2013). (rus)

10. Azgal'dov G. G., Karpova N.N. Otsenka stoimosti intellektual'noi sobstvennosti i nematerial'nykh aktivov: ucheb. posobie. M.: Mezhdunar. akademiia otsenki i konsaltinga, 2006. 400 s. (rus)

ИВАНОВА Марина Анатольевна - доцент кафедры «Финансы и кредит» Курганского государственного университета, кандидат экономических наук.

640 669, ул. Гоголя, д. 25, г. Курган, Россия. E-mail: marinaivanova59@gmail.com

IVANOVA Marina A. - Kurgan State University.

640669, Gogol str. 25. Kurgan. Russia. E-mail: marinaivanova59@gmail.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.