Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в цепочке «Наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста'

Интеграционные процессы в цепочке «Наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ПОДГОТОВКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATION / MECHANISM OF TRAINING / MARKETABLE SPECIALIST / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завалько Наталья Александровна

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста. Автор уделяет внимание вопросам интеграции высшего профессионального образования с производством и наукой, определяет понятие интеграции, рассматривает положительные моменты происходящих интеграционных процессов, позволяющих расширить возможности подготовки конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of an effective mechanism for training a marketable specialist requires qualitatively new forms of interaction between higher professional education and industry that represents a consumer of educational system services. Therefore, it is necessary to create flexible adaptive relations between them. When creating such a mechanism we are concerned about integration processes occurring inside, allowing keeping it in a stable condition and at the same time generating new qualities. The essence of integration represents a two-facet process of universalisation of its elements and harmonization of relations between them. In the approach to integration the accent should be shifted to the qualities of its elements that potentially include general integration qualities becoming apparent in the process of creation of a new system. Integration of the phenomenon is a process of its development towards a more integral condition characterized not only by a greater degree of interconnection of all the elements, but also by the change of qualities of the elements. System development is conditioned by universalisation of elements qualities and harmonization of relations between them that leads to a higher level of system integrity and new integral effects. Creating an effective mechanism of training a marketable specialist we get the following correlation of integration processes. Scientific and research activity of a university integrating into industry allows on behalf of a university to implement the ideas of term papers and theses in practice, and to adopt scientific advice of professors and students, i.e. to employ the potential of university science; on behalf of industry to provide material and technical basis and a possibility to prove the research results. Integration of educational process and industry allows on behalf of a university to shorten the adaptive period of young specialists and to include students into industrial activity; on behalf of industry to provide material and technical basis, to make an industry specialist part of the educational process. Thus, the system of education should develop creativity of a personality on the basis of improving knowledge and skills of solving creative tasks in the sphere of prospective or practical activity. Introduction of creative education may be arranged in several ways, through increasing the creative component of teaching all subjects and involving all students; creating a special system of additional creative training based on the principles of program-target management for the group of students demonstrating bright creative abilities; developing special courses and departments for training and retraining of students and specialists for solving most difficult target scientific and practical tasks.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в цепочке «Наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста»

Н.А. Завалько

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕПОЧКЕ «НАУКА, ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста. Автор уделяет внимание вопросам интеграции высшего профессионального образования с производством и наукой, определяет понятие интеграции, рассматривает положительные моменты происходящих интеграционных процессов, позволяющих расширить возможности подготовки конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова: интеграция; механизм подготовки; конкурентоспособный специалист; высшее профессиональное образование.

Создание эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста требует качественно новых форм взаимодействия между высшим профессиональным образованием и организацией, которая является потребителем услуг образовательной системы. Это объясняется не только значительными материальными затратами, необходимыми для модернизации процесса обучения, но и тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов тех или иных профессий. В этой связи необходимо создание гибкой адаптивной связи между вузами и организациями, являющимися заказчиками специалистов. Для решения этой задачи необходимо четкое взаимодействие между вузом и организациями. В данном случае будет иметь место обоюдная выгода. Организации и предприятия будут получать высококвалифицированных специалистов определенной номенклатуры специальностей, в свою очередь вуз - ресурсы, позволяющие адаптировать учебный процесс к потребностям промышленности.

В случае построения эффективного механизма взаимодействия «заказчика» и «исполнителя», которыми являются соответственно организации и учреждения высшего профессионального образования, внутри этого механизма формируются рекомендации для специализированного учебно-научного центра по номенклатуре и количеству подготовки специалистов требуемых специальностей и квалификаций.

При создании механизма подготовки специалиста нас интересует вопрос о системе связей, т. е. те интегрирующие процессы, которые происходят внутри данного механизма, позволяющие удерживать его в соответствующем состоянии, генерируя при этом новые свойства.

В научной литературе под интеграцией понимается процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате которого возникают новые свойства. При этом большинство исследователей делают акцент на усилении связей между элементами, ведущими к такому качественному скачку, ведь при формировании механизма важным аспектом считается не просто определение его элементов, но и их связь и новые свойства, которые могут возникать при таком объединении [1].

В.П. Кузьмин отмечает, что понятия «система» и «интеграция» имеют свою специфику. Так, понятие «система» в большей мере фиксирует объективную форму целого, а понятие «интеграция» подчеркивает процесс и механизм объединения частей, приобретения целым или комплексом интегральных совокупных качеств и т.п. Но интеграцию можно рассматривать как общий параметр объективной действительности [1. С. 23].

С другой стороны, необходимо рассмотреть интегральный эффект, под которым подразумевается гармонизация связей между всесторонне развивающимися элементами. Внутренние связи из жестких однозначно становятся гибкими, комплексными, что приводит к тому, что факторы централизованного управления начинают ослабевать, а факторы самоуправления - возрастать. 3 а счет более оптимального перераспределения разных форм связи управления и самоуправления система опять пополняет возможности в получении новых эффектов. Таким образом, если процесс универсализации является количественным ростом разнообразия свойств, то процесс гармонизации имеет качественную природу.

В связи с этим необходимо выяснить соотношение между категориями «гармоничность», «всесторон-

ность», «целостность». Здесь представляет интерес точка зрения В.Т. Мещерякова, который под гармонией понимает «определенное единство сторон и стадий развития системы, достигаемое на основе дополнительного и функционального соответствия посредством разрешения неантагонистических противоречий» [2. С. 32].

Таким образом, сущность интеграции предстает как двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними. В подходе к интеграции акцент необходимо сместить на свойства самих элементов, которые содержат в потенциале общие интегральные свойства, проявляющиеся при формировании новой системы.

Интеграция какого-либо явления - это процесс его движения, развития к более целостному состоянию, характеризующемуся не только большей степенью взаимосвязанности всех элементов, но, прежде всего, изменением свойств самих элементов. Развитие системы обусловлено универсализацией свойств элементов и гармонизацией их связей между собой, что приводит к более высокому уровню целостности системы и новым интегральным эффектам.

При подготовке конкурентоспособного специалиста нельзя забывать о научной составляющей этого процесса. Универсализация научных исследований как средство совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов проявляется в расширении их междисциплинарного характера как в направлении фундаментализации специальных научных разработок, так и в прикладных общетеоретических исследованиях. В результате каждая научная тема приобретает характер комплексного многофункционального исследования. Важнейшим условием интеграции в научной рабо-

те является, с одной стороны, усиление межвузовской кооперации, а с другой - повышение связей с производством и наукой.

Важно отметить, что высшая школа впитывает в себя не только определенное состояние науки и производства, но и их соотношение в обществе. Социология науки отмечает, что взаимодействие научной и производственной деятельности в обществе носит конкретно-исторический характер. Было время, когда наука шла позади производства. Классическое инженерное образование с его ориентацией, в первую очередь, на нужды и требования материального производства, отражает эту зависимость теории от практики. НТР меняет это соотношение. Прогресс науки начинает предшествовать прогрессу производительных сил общества. Наука, реализуя свое подлинное созидательное назначение, революционизирует сначала технику, а затем и технологию, экономику.

В это время преимущественная ориентация высшего образования на производство становится явно односторонней. Разумеется, и в условиях НТР образование должно работать на производство. Но если связи от науки к производству начинают преобладать над встречными, то вуз, стоящий на пути этих связей, вынужден воплотить в содержании и организации своей работы это новое взаимодействие науки и производства. Взаимодействие вуза и производства также усиливается, однако это усиление идет в рамках другого более общего процесса - научной революционализации производства. Чем глубже становится зависимость производства и науки, тем больше образование вынуждено ориентироваться на закономерности ее развития.

Качественная особенность взаимосвязи образования и воспроизводства рабочей силы состоит в том, что образование, как и наука, превращается в непосредственную производительную силу общества. Во-первых, возрастает роль квалифицированной рабочей силы, функцию подготовки которой выполняет образование. Во-вторых, образование оказывает возрастающее влияние на формирование и развитие НТП. По этим двум линиям идет процесс превращения образования в непосредственную силу общества. Высшая школа обладает огромным научным потенциалом, но используется он далеко не полностью. Большинство вузов даже технического профиля не имеют современной производственно-экспериментальной базы, а если и имеют, то в основном лишь для учебных, а не научных целей. Поэтому, когда они сами берутся за практическое освоение или экспериментальное опробование результатов НИР или конструкторских разработок, это оказывается им не под силу и внедрение существенно затягивается. Более того, когда вузы имеют непосредственный контакт с производством, то это тоже не всегда приводит к желаемым результатам, так как обычно научная продукция вузовских ученых не имеет вид, готовый к использованию на практике. Поэтому напрашивается вывод (и он уже подтвержден количественным - корреляционно-регрессионным анализом), что здесь нужен более гибкий переход от вузовских разработок к их серийному изготовлению в промышленных условиях. Один из конкретных путей повышения эффективности НИР (в том числе и экономической) - это последовательное укрупнение научных исследований. Задача вузов - не брать мелкие, случайные темы.

В значительной степени наука предопределяет эффективность функционирования экономики страны и ее регионов, в частности НИОКР - как начальное звено цикла «наука - производство - потребление». Практическое использование достижений НТП обеспечивает значительную часть прироста национального богатства. В условиях НТР происходит значительное усиление процессов интеграции науки и производства, что обусловлено превращением последнего в технологическую реализацию результатов научных исследований. Наука, при этом, выступает частью сферы материального производства. В то же время усиливающееся воздействие ее на другие сферы человеческой деятельности, особый характер труда в науке обусловили возникновение самостоятельной новой отрасли народного хозяйства -научного производства, что является одним из важнейших направлений совершенствования общественного разделения труда. Поясним характер взаимодействия науки, вуза и производства, для этого определим эти понятия.

Наука - область проявления и реализации интеллектуального потенциала общества, выделяющаяся в последнее время, все в большей степени, в особую отрасль производства, характеризуемую значительными масштабами и высоким динамизмом ее поведения.

Вуз - структура, созданная обществом для реализации двух глобальных целей:

УВП - учебно-воспитательный процесс, необходимый для регенерации и повышения интеллектуального потенциала общества;

НИР - научно-исследовательская работа, проводимая в рамках решения задач науки, учебного процесса и производства.

Производство - структура создания материальных благ, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей общества.

Данные блоки тесно контактируют друг с другом через поле информации.

Поле информации - совокупность изменений, возникающих вне элементов рассматриваемой системы, связанных с ходом развития НТР, общественнополитической жизнью.

Посредством поля информации производство вновь и вновь, каждый раз на новой основе, ставит перед вузами задачи изучения новейшего производственного оборудования, технологических процессов, разделения труда, принципов организации, управления производством. Тем самым связь образования с наукой должна составлять основу для выработки стратегии, а связь его с производством - основу для выработки тактики.

Нельзя забывать, что воздействие науки на экономическую и социальную сферу регионов, как правило, неоднозначно и трудно определимо. Наиболее наглядно оно проявляется в функционировании высшей школы. Эффективная подготовка высококвалифицированных кадров в вузах предполагает их тесную связь с научными исследованиями. С развитием сферы науки увеличивается число мест приложения высококвалифицированного труда, возникает потребность в подготовке специалистов с высшим образованием. Достаточно высокий уровень научной деятельности в регионах способствует размещению на их территориях нау-

коемких промышленных производств, что, в свою очередь, определяет дополнительную потребность в специалистах. Специфика сферы образования накладывает свой отпечаток на практику планирования, что находит отражение в следующих моментах:

- в соотношении планомерности и элементов стихийности в сфере образования. С одной стороны, эта сфера является наиболее управляемой отраслью экономики, так как финансируется из центральных источников, с другой - в ней большую роль играет субъективный фактор, так как объектом и субъектом являются люди;

- планы развития сферы образования должны опережать во времени планы развития других отраслей;

- планирование образования требует несколько иного, учитывающего основные тенденции и перспективы науки и производства, подхода и применения особых плановых методов по сравнению с отраслями материального производства;

- сложность планирования образования связана с трудностями предвидения социально-экономических последствий роста или изменений структуры образования населения;

- при планировании образования необходимо учитывать внутриотраслевые (между формами обучения и воспитания), межотраслевые (выпуск специалистов и потребность в них), народнохозяйственные (между детским населением и мощностью учебно-воспитательных учреждений) связи [3].

Характерным для вузовской науки является объединение в рамках одного учреждения фундаментальных исследований, прикладных работ и опытноконструкторских разработок. Однако выполняемые в вузах объемы НИОКР недостаточны. Экономический эффект от прямого внедрения разработок академической науки - всего лишь незначительная часть суммарного эффекта от применения на практике результатов, получаемых в этом секторе. Таким образом, достижение экономического эффекта в академической науке выступает как вторичная задача по отношению к созданию нового научного знания, которое характеризуется как научный эффект.

Совершенствование интеграции вузовской науки и производства возможно в двух направлениях. Во-первых, вузовская наука, ее достижения могут использоваться в качестве инструмента выполнения производственных задач, установленных исходя из самих производственных ресурсов и их потребностей. Во-вторых, наука выступает как инструмент установления целей производства и обеспечения путей и средств их достижения. Высшее профессиональное образование состоит из двух взаимосвязанных составляющих, таких как научно-исследовательская деятельность и учебновоспитательный процесс. Выстраивая эффективный механизм подготовки конкурентоспособных специалистов, получаем следующее соотношение интегрирующих процессов. Научно-исследовательская деятельность вуза, интегрируя с предприятием, позволяет: со стороны вуза - реализовывать реальные курсовые и дипломные проекты, применять научные рекомендации преподавателей и студентов, т.е. использовать потенциал вузовской науки; со стороны предприятия -предоставление материально-технической базы, а так-

же возможность опытной проверки результатов исследований. Интеграция учебно-воспитательного процесса и предприятия позволяет: со стороны вуза - сокращать сроки адаптации молодых специалистов, включать студентов в производственную деятельность; со стороны предприятия - предоставлять материальнотехническую базу, участвовать специалистам производства в учебном процессе.

Несмотря на определенные издержки сотрудничества высшей школы с промышленностью, включение вузов в научные исследования имеет большое значение для развития науки в целом, поскольку базисные исследования, определяющие научно-технический прогресс, проводятся именно в вузах. Такое сотрудничество способствует повышению научно-технической подготовки студентов:

- оно стимулирует вузы пересматривать программы подготовки и учебные материалы в соответствии с изменяющимися требованиями экономики, а также делает возможным привлечь к чтению спецкурсов специалистов с предприятий;

- в этом случае студенты уже с первых курсов приобщаются к исследовательской работе, включаются в производственный процесс задолго до окончания вуза;

- помимо общеобразовательного аспекта, научноисследовательская деятельность в научных парках и других организациях, финансируемых государством, имеет важное, чисто практическое значение для преподавателей и студентов, получающих значительное материальное вознаграждение;

- возможность пользоваться новейшим дорогостоящим оборудованием.

С другой стороны, промышленные предприятия выигрывают от совместной работы с вузами:

- предприятия могут пользоваться консультациями и привлекать к исследованиям высококвалифицированный персонал вуза;

- сотрудничество с вузом позволяет повышать квалификации работников предприятия;

- совместная работа обогащает практику за счет участия в различного рода совместных симпозиумах;

- становится возможным выпуск наукоемкой продукции;

- предприятия получают специалистов высшей квалификации и нужного профиля подготовки.

Отечественный и мировой опыт показывает, что научный потенциал высшей школы при эффективном его использовании является мощным ускорителем общественного развития и преобразования экономики. Научный комплекс высшей школы является генератором новых научных и технических решений, инкубатором новейших образцов техники и технологии. Около 40% разрабатываемых в высшей школе научных тем завершается новыми научными идеями, осуществляющими «прорыв» в различных направлениях знаний, открывающими перспективу развития принципиально новых видов научно-технической продукции.

Многие выпускники в процессе производственной деятельности слабо используют вузовские знания и навыки, ибо задачи, которые они решают в вузе, являются слишком частными, требующими знаний и применения закономерностей лишь изучаемой науки. Со-

временное производство ставит перед специалистами, как правило, такие задачи, которые требуют от него знания различных областей науки, включая те, которые, возможно, не изучались. В этой связи необходимо обратить внимание на выстраивание межпредметных связей, которые бы способствовали систематическому повторению основных моментов пройденного материала, формировали бы фундамент для изучения и восприятия новых знаний, что способствовало бы более эффективной подготовке специалиста и уже в вузе позволяло бы формировать составляющие конкурентоспособности будущего специалиста.

Применительно к системе образования актуальна проблема формирования ее как системы преемственного непрерывного образования, которая должна объединить среднее, общее и специальное, высшее и различные виды дополнительного последипломного образования. Причем речь идет о едином комплексе, в котором функционирование отдельных элементов было бы подчинено общим целям и задачам. Это должна быть единая система, а не просто набор образовательных учреждений, деятельность которых мало связана друг с другом. Именно система образования гарантирует гибкое и оперативное управление процессами подготовки и повышения квалификации кадров, своевременную реакцию на изменение потребностей общества.

В связи с этим в системе образования и воспитания должно быть усилено формирование творческих качеств личности на основе обучения знаниям, умениям и навыкам решения творческих задач во всех областях избираемой ими практической деятельности [4].

В самом общем виде эти преобразования могут включать в себя:

- усиление синтеза учебных дисциплин с оптимизацией соотношения устоявшегося знания и новейших достижений;

- внедрение в учебный процесс методов проблемного обучения, учебно-исследовательских работ, усиления обучающей направленности НИР студентов;

- проведение комплексных учебных занятий типа деловых игр, лекций в виде бесед за круглым столом с несколькими специалистами;

- чтение специальных курсов и организацию практических знаний по теории и практике творчества, рационализации и изобретательству на основе показа технологии решения нового в профессиональной области с раскрытием социально-экономических, психо-

логических, физиологических и других стимулов и механизмов достижения новых результатов.

Внедрение творческого обучения может осуществляться в нескольких направлениях:

- усиление творческой направленности преподавания всех дисциплин с охватом всех без исключения учащихся и студентов;

- создание специальной системы дополнительной творческой подготовки на принципах программноцелевого управления для группы учащихся, проявивших яркие творческие способности;

- создание специальных курсов, факультетов и т. п. по подготовке и переподготовке студентов и специалистов для решения наиболее сложных целевых научных и практических задач.

Становление эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста проходит в несколько этапов, которым соответствуют определенные пути ускорения интеграционных процессов в высшем профессиональном образовании. На первом этапе вуз рассматривается преимущественно как учебное заведение, где акцент смещен в область преподавания. На втором этапе вуз начинает выступать как учебнонаучное учреждение, при этом широко развиваются научные исследования, усиливается при этом и обучающая функция, возникают некоторые производственные формы, например опытное производство. Интеграция науки и учебно-воспитательной работы происходит в самом высшем профессиональном образовании, давая тем самым толчок для развития следующих процессов, связанных с более эффективной подготовкой специалистов. На третьем этапе возникают интеграционные процессы высшей школы (ее учебной и научной деятельности) с учреждениями науки и предприятиями отраслей народного хозяйства. При этом формируются условия для слияния учебновоспитательного процесса с научными исследованиями, внедрение научных достижений в производство, так как связь между наукой, учебно-воспитательным процессом и производством значительно усиливается. Четвертому этапу соответствует самая высшая ступень интеграционного процесса - образование межвузовских учебно-научно-произ-водственных центров, которые характеризуются органически целостной учебнонаучно-производственной системой, где, соответственно, ведутся учебный процесс, научные исследования и проводятся эксперименты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыденко Л.Н., Воробьева Е.М. Интеграция вузовской науки и производства. Минск, 2007. 160 с.

2. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: ЛГУ, 2006. 126 с.

3. Горев В.К., Кудрявцев Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений. М.: Экономика, 1994. 165 с.

4. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва; Уфа: Изд-во УГАТУ, 2003. 226 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.