Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в образовании'

Интеграционные процессы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетков Иван Вячеславович

Определены основные направления совершенствования системы высшего профессионального образования в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетков Иван Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в образовании»

осуществляется с помощью мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С помощью программы Microsoft Publisher можно подготовить и напечатать раздаточный и иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени, информационные листки и т. д.

Кроме того, сегодня существует возможность публиковать статьи и монографии в Internet с помощью пакетов Front Page, Flash MX, Dream Weaver для создания Web-страниц. Публикация в Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования заинтересованным лицам.

Информационные технологии также могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т. д.

Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без

применения информационных технологий. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.

Кучепатова Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Ульяновского государственного технического университета.

Хазраткулова Анжелика Валерьевна, старший преподаватель Дэ/сизакского политехнического института, Узбекистан.

УДК 378

И. В. КОЧЕТКОВ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Определены основные направления совершенствования системы высшего профессионалыюго об-

разования в России.

Ключевые слова: образование. Болонский процесс, трудничество.

В эпоху интеграции глобальным фактором развития общества становятся высшее образование и наука, выдвижение которых в число важных национальных и общемировых приоритетов выступают особыми компонентами культурного, социального и экономически устойчивого развития общества и наций. Возникает очевидная необходимость изменений высшей школы России, несмотря на всю прочность её позиций. Должны меняться воззрения людей на профессиональные и образовательные стандарты, на содержание профессиональной подготовки, концептуальные и методологические подходы к проектированию

© Кочетков И. В., 201 1

академическая мобильность, международное со-

и развитию системы высшего образования.

Мировая практика показывает, что в условиях глобализации и развития рыночных отношений ни один вуз не сможет выжить в одиночку. В современной ситуации вузы делают попытки объединения и создания региональных и международных организаций, осуществляющих оценку качества и аккредитацию образовательных программ и вузов. Высшие учебные заведения стараются сохранить свою квалификацию, сделать её понятной не только студентам и работодателям в своей стране, но и привлечь иностранных студентов путём создания доброжелательного отношения.

В современной ситуации знания и умения выпускников вузов должны соответствовать

требованиям не только конкретной страны, но и мировым стандартам. Внутренние интеграционные процессы в сфере высшего профессионального образования не получили пока должного развития, в то же время вузы вынуждены участвовать в интеграции на международном уровне. Подтверждением сложившейся непростой ситуации является присоединение России в сентябре 2003 года к Болонскому соглашению.

Болонский процесс является глубокой образовательной реформой. Развитие европейского сектора образования основано на автономии вузов, принципах академической свободы, в центре обучения которой находится студент. Болонский процесс декларирует сопоставимость степеней высшего образования, внедрение приложения к диплому, что обеспечивало бы возможность трудоустройства европейских граждан; введение двухциклового обучения: бакалавриат и магистратура; внедрение кредитно-трансферной системы; развитие мобильности учащихся и преподавателей; введение новых систем контроля качества образования; расширение межинституционального сотрудничества.

Для российской системы высшего образования важно понять суть и направления общеевропейских процессов и определить возможность встраивания в них с учетом собственных интересов и использованием всех имеющихся возможностей.

Внесение ряда изменений в собственную систему высшего профессионального образования будет способствовать интеграции в образовательное европейское пространство по данному направлению. Для этого необходимо определить направления и механизмы этих изменений, в основе которых должна быть инновационная модель, формируемая в регионах, использование опыта и потенциала которых даст положительный эффект, что возможно при активном участии всего образовательного сообщества.

Модернизация системы высшего профессионального образования предполагает совершенствование её международной деятельности, целью которой является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования на международном рынке образовательных услуг. Очевидно, необходимо создание учебных планов с учётом международных стандартов, программы академического и профессионального обмена, международных образовательных программ, которые помогают студентам лучше понимать зарубежный опыт и расширяют представления за рубежом о нашей системе высшего образования.

Следует согласиться с Л. М. Баяновой и Т. М. Трегубовой в том, что международное сотрудничество высшей школы представляет собой взаимовыгодное и целенаправленное взаимодействие учебных заведений различных стран, имеющее в основе обмен интеллектуальными ресурсами, развитие академической мобильности, что способствует укреплению межкультур-ных и деловых связей [2, с. 75].

Академическая мобильность студентов и преподавателей является одним из главных приоритетов Болонского процесса, декларация которого формулирует в качестве задачи в данной области способствование мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободы передвижения для студентов - обеспечение доступа к учебным заведениям и образовательным услугам, а для преподавателей - признание и подтверждение периодов, проведённых в европейских странах для научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая статуса и законных прав [1, с. 103]. Развитие мобильности является одновременно и задачей, и инструментом достижения других целей Болонского процесса и способствует международному сотрудничеству вузов.

В настоящее время определены два взаимосвязанных направления: международное образовательное и международное научное сотрудничество, каждое из которых имеет свои формы и виды и рассматривается исследователями в различных аспектах, таких как организационных, правовых, управленческих, экономических и педагогических.

Одним из условий перспективного развития вуза является развитие международного сотрудничества и совершенствование международной деятельности. В качестве мероприятий, способствующих международному сотрудничеству, можно выделить следующие: организация научных исследований и проектов с зарубежными вузами, обмен научной информацией, проведение международных научно-практических конференций, совместные публикации научных статей авторов различных стран, использование различных форм международного сотрудничества для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, обмен специалистами, сотрудничество с научными сообществами и ассоциациями, подготовка заявок на международные и отечественные гранты.

Присоединение России к Болонскому процессу дало новый импульс для участия российских вузов в проектах, финансирование которых осуществляет Европейская комиссия. Согласованная политика стран Европейского Союза в области высшего образования и профессионально-

го обучения направлена на достижение общих целей и ценностей. Главной целью этой политики является создание механизмов реализации стратегии обучения в течение всей жизни и сохранение уникальности национальных систем образования.

Процессы глобализации и интернационализации являются одновременно и угрозой, и возможностью для национальных систем высшего образования. Обостряется конкурентная борьба между вузами, появляются угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг -тренинг-центры, компании телекоммуникаций и другие. Это заставляет вузы активизировать международное сотрудничество с целью поддержания своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Одним из первых вузов в Республике Татарстан, в образовательную практику которого стали внедряться обязательные элементы Болонского процесса, стал Казанский государственный финансово-экономический институт, который является одним из участников проекта Европейской программой Тетриэ «Распространение Болонского проекта в вузах Татарстана для поддержки его продвижения в России».

В вузах-участниках данного проекта реализуется программа двух дипломов, благоприятной средой появления которой стал Болонский процесс. Данная программа в рамках подписанного Меморандума о взаимопонимании между Казанском государственном финансово-экономическом институтом и Технологическим коллед-

о

жем университета штата Ныо-Иорк объединяет фундаментальные науки, преподаваемые в КГФЭИ, и американский стиль менеджмента и деловых отношений. По завершении обучения выпускники получают две степени бакалавра: КГФЭИ и СУ НИ по направлению «Финансовые операции». Целью программы является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих конкурентоспособностью на рынке труда, инструментами для решения важных экономических задач и способностью решать вопросы эффективности и качества [2, с. 41]. Преимуществами данной программы являются высокий уровень овладения английским языком, возможность изучения международного, российского и американского опыта деловых отношений, получение сразу двух степеней бакалавра и широкие возможности трудоустройства как в государственном, так и в частных секторах. Кроме того, выпускники данного направления получают возможности продолжения образования для получения степени магистра.

Совместные программы, ведущие к получению двух дипломов, могут быть как бакалаврскими, так и магистерскими, и даже программы

аспирантуры. Совместные программы получения докторской степени более распространены и включают обучение докторанта в двух странах, а также совместное научное руководство. К сожалению, при этом национальная степень доктора пока не приводит законодательно к признанию совместных степеней.

Что касается совместных магистерских программ, то они есть во всех областях знаний, хотя существуют приоритетные области, где совместные программы разработаны с иностранными вузами. К таким относятся экономика, бизнес и инженерное дело. В российских вузах совместные программы представлены следующим образом: экономика и менеджмент - 56,99%, гуманитарные науки - 23,31%, технические науки -15,02%, экология - 4,66% [2, с. 55].

Совместные программы двойных дипломов в России, получившие широкое распространение в 90-е года прошлого столетия, пользуются большим успехов, чем программы, ведущие к совместной степени. Совместные образовательные проекты дают уникальную возможность вузам решить целый ряд задач, связанных со стратегическими целями университетов и институтов, например, повышение конкурентоспособности и автори тета, ориентация на стандарты качества и соответствия мировым тенденциям в области образования. Факторами развития совместных образовательных программ могут выступать: становление рыночной экономики, рост иностранных инвестиций в экономику России, интерес работодателей к западным дипломам, а также стремление молодёжи к получению качественного образования, соответствующего международному, без выезда за границу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распространение Болонского процесса: от деклараций к внедрению на практике. Часть 2. Тенденции развития Болонского процесса, его инструменты и опыт внедрения : сборник статей / под ред. проф. Р. Р. Агишева. - Казань: КГГУ им. А. Н. Туполева, 2008. - 118 с.

2. Распространение Болонского процесса: от деклараций к внедрению на практике. Часть 3. Опыт интернационализации вузов и их интеграции в международное образовательное пространство : сборник статей / под ред. проф. Р. Р. Агишева. - Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, 2008.-100 с.

©<2>©Ф@®»<3>©в>«0>©©€*©©©<&©©

Кочетков Иван Вячеславович, соискатель кафедры «Экономическая теория» Ульяновского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.