Научная статья на тему 'Интеграционные процессы на постсоветском пространстве конца XX начала XXI веков'

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве конца XX начала XXI веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
334
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постсоветское пространство / СНГ / ГУАМ / региональная интеграция / интеграционное право.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамова О.К.

Актуальность темы вызвана исследованием перспектив развития межгосударственных процессов в постсоветском пространстве. Цель: проанализировать эффективность создания новых объединений СНГ и ГУАМ. Исследование проводилось с использованием историко-правового, формально-юридического и других методов. В результате обосновано современное состояние интеграционных процессов между РФ и бывшими республиками СССР. Автор констатирует важнейшую роль СНГ, создание которого повлекло укрепление межгосударственных связей на постсоветском пространстве и образование новых международных региональных объединений: ОДКБ, ШОС и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве конца XX начала XXI веков»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-17-20 АБРАМОВА Ольга Кузьминична,

старший преподаватель кафедры международного права и внешнеэкономической деятельности Юридического института Владимирского государственного университета им. Александра Гэигорьевича и Николая Гэигорьевича Столетовых,

e-mail: oka-28@mail.ru

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОНЦА XX НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Аннотация. Актуальность темы вызвана исследованием перспектив развития межгосударственных процессов в постсоветском пространстве. Цель: проанализировать эффективность создания новых объединений СНГ и ГУАМ. Исследование проводилось с использованием историко-правового, формально-юридического и других методов. В результате обосновано современное состояние интеграционных процессов между РФ и бывшими республиками СССР Автор констатирует важнейшую роль СНГ, создание которого повлекло укрепление межгосударственных связей на постсоветском пространстве и образование новых международных региональных объединений: ОДКБ, ШОС и др.

Ключевые слова: постсоветское пространство, СНГ, ГУАМ, региональная интеграция, интеграционное право.

ABRAMOVA Olga Kuzminichna,

Senior Lecturer of the Department of International Law and Foreign Economic Activity of the Law Institute of the Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov

INTEGRATION PROCESSES IN THE POST-SOVIET SPACE OF THE LATE XX AND EARLY XXI CENTURIES

Annotation. The relevance of the topic is due to the study of the prospects for the development of interstate processes in the post-Soviet space. Purpose: to analyze the effectiveness of the creation of new associations of the CIS and GUAM. The research was carried out using historical-legal, formal-legal and other methods. As a result, the author substantiates the current state of integration processes between the Russian Federation and the former republics of the USSR. The author notes the crucial role of the CIS, the creation of which led to the strengthening of interstate ties in the post-Soviet space and the formation of new international regional associations: the CSTO, SCO, etc.

Key words: post-Soviet space, CIS, GUAM, regional integration, integration law.

ХХ век, на всем протяжении, ознаменовался серьезными изменениями на карте мира: исчезали старые, появлялись новые государства, образовывались и распадались межгосударственные объединения [6; 9; 10]. Однако, на наш взгляд, основная часть событий все-таки проходила на евразийском континенте. Так, начало века связано с образованием СССР - государства нового типа с политической, экономической и социальной системами, а в 90-е годы прошлого века, благодаря недальновидной политике руководства этой страны, весь мир наблюдал за ее развалом. В результате в 1991 г. появляется ближнее зарубежье, ставшее новым геополитическим пространством, на котором расположились новые суверенные государства - бывшие союзные республики, каждая из которых стремилась выбрать собствен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

ный путь дальнейшего самостоятельного развития. На его выбор влияли внешнеполитические события, в т.ч. и конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, консолидация европейских стран, политика, на тот период «большой шестерки» наиболее развитых, сильных государств мира и т.д. В период распада СССР Российская Федерация могла оказаться в окружении недружественных соседей, в силу чего возникла необходимость образования новой системы коллективной безопасности, формирования нового социально-экономического пространства, т.к. были нарушены не только политические, экономические, но и, в первую очередь, социальные, в т.ч. и родственные связи населения, ставшего гражданами разных государств. Поэтому уже в 1991 г. подписывается Беловежское соглашение с Рос-

сией, Украиной и Белоруссией, а затем в Алма-Ате к Декларации СНГ присоединяется Казахстан.

Главным инициатором, вокруг которого было организовано объединение, стала Россия. Это вполне объяснимо, т.к. именно РФ в силу имеющегося у нее авторитета, обладая большей частью экономических ресурсов, была центром притяжения международных контактов и дипломатических связей по экономическим, социальным, политическим и культурным вопросам. К концу 1991 г. наибольший интерес к СНГ, помимо России, проявляли страны Средней Азии, Казахстан, Азербайджан и Армения. Особым прагматизмом отличались лидеры Казахстана, Узбекистана и Киргизии, которые начали борьбу за лидерство стран в региональных позициях. В целом, сообщество стран Центральной Азии, в свете разразивших на их территории социально-экономического и политического кризисов, оказались в наитяжелейшем положении, поэтому очень рассчитывали на плодотворное сотрудничество с Российской Федерацией. На начальном этапе (конец 1991 - первая половина 1992 гг.) в рамках интеграционного пространства стали складываться важнейшие пакеты соглашений, послужившие нормативно-правовой базой организации. К числу таковых следует отнести Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав высших исполнительных органов государственной власти Содружества и т.д. Изначально организация преследовала цели организации структурно-управленческого подразделения, формирование коллективной безопасности и затем уже регламентации экономической интеграции стран-участниц сообщества. Из основных организационных нормативно-правовых актов были приняты такие как: Договор о коллективной безопасности (15 мая 1992 г.) [1] и Устав Содружества Независимых Государств (22 января 1993 г) [3]. Что касается Договора о коллективной безопасности, то согласно ст. 5 ответственность за функционирование в данной военно-политической сфере государств «берет на себя Совет коллективной безопасности государств - участников и создаваемые им органы. До создания указанных органов координацию деятельности Вооруженных Сил государств -участников осуществляет Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества» [1]. Всего число подписавшихся под данным договором стран ближнего зарубежья составляет 8 (не считая РФ). Срок его действия с момента вступления в силу составлял 5 лет. Однако, в дальнейшем Азербайджан, Грузия, Узбекистан и Молдова не стали пролонгировать собственное участие, поскольку стали членами другого интеграционного объединения ГУАМ. Относительно Устава СНГ можно сказать, что документ утвердил цели, задачи и сферы

сотрудничества, деятельности организации. Ключевым аспектом, отмеченным в ст. 4 Устава, является то, что все вопросы решаются «на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества» [2]. Согласно учредительному документу, СНГ организация, которая не обладает наднациональным уровнем полномочий, а действует в пределах всестороннего взаимного сотрудничества государств, уважает нормы и принципы международного права. Также, помимо подписавших Устав 7 республик за осуществлением активности организации могли смотреть государства-наблюдатели. Так как Грузия воспользовалась правом выхода из СНГ, всего осталось 6 стран-учредительниц данного нормативного документа. Собственно, окончательным решением, принятым во время объединительного этапа, считается принятие договора о создании Экономического союза (24 сентября 1993 г.). Акт предусматривал формирование трехступенчатой платформы экономической интеграции: платежный и таможенный союзы, введение единой валюты. Все эти факторы перечислены в ст. 4. Также, важной отличительной особенностью договора о создании Экономического союза является то, что «экономические отношения между Договаривающимися Сторонами и их хозяйствующими субъектами регулируются настоящим Договором» [2], как гласит ст. 25. Таким образом, 10 государствам - членам СНГ удалось воссоздать то единое экономическое, военно-политическое пространство, которое было подвергнуто угрозе исчезновения после распада СССР Но как выяснилось по ходу реорганизации общей не наднациональной площадки, далеко не каждая из стран на территории ближнего зарубежья была готова пойти на полноформатное сотрудничество с Российской Федерацией. Еще лучше это стало прослеживаться во время второго этапа образования Содружества (1994-1996 гг.), когда происходит относительное выравнивание экономической ситуации внутри отдельных стран и они стремятся к расширению интеграционных связей, что напрягало ряд участников объединения, где ситуация с экономикой оставляла желать лучшего.

Альтернативной силой из среды бывших советских республик стала Украина, не желавшая поступаться собственными интересами и принимать главенствующий статус РФ [7]. Во многом этому поспособствовала политика руководящих лиц РФ. В сентябре 1995 г. Б.Н. Ельцин утвердил «Стратегический курс России с государствами -участниками СНГ» [5], тем самым выделив Россию из общего круга участников. Данная инициатива привела к охлаждению отношений России со

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

странами Ближнего зарубежья. Ярким иллюстрирующим примером стало образование ГУАМ, под предводительством Украины.

О возникновении ГУАМ как политико-консультативного механизма было объявлено на встрече глав государств и правительств государств-членов Совета Европы в Страсбурге 10 октября 1997 г. Основным курсом внешней политики данной организации выступила выработка программы действий по поддержанию мира и безопасности в Европе. Если проводить аналогию с тем, как образовался СНГ, то учредители данного объединения воспользовались тем же самым планом осуществления действий. Но существенное, фундаментальное расхождение заключается в векторах процесса осуществления «интеграции». Если СНГ ориентирован на сотрудничество в рамках ближнего зарубежья и территории России, то ГУАМ это сугубо прозападный продукт. Если смотреть на экономическую сторону, то ухудшение отношений с РФ в энергетической области привело к обсуждению проектов «обхода России» через Азербайджан, Грузию и Турцию на пути нефти и газа в Европейский Союз. Существенная претензия на роль СНГ в странах ближнего зарубежья выявилась у ГУАМ, когда к организации присоединился Узбекистан на Вашингтонском саммите в апреле 1999 г. Возникла инициатива образования транспортного коридора между странами Европы, Кавказом, Центральной Азией и Китаем. Значительнейшим событием в истории ГУАМ является принятие уставного документа хартии. Фактически это означало формирование ГУАМ как международной политической структуры. Она призвана вносить «вклад в укрепление суверенитета, независимости, территориальной целостности государств ГУАМ, содействовать мирному урегулированию конфликтов и улучшить благосостояние их народов» [4]. Говоря о деятельности, отмечу, что к началу 2000-х гг., ГУАМ не претворил в жизнь какого-либо грандиозного проекта, напротив организация начала претерпевать кризис и интерес к ней постепенно стал угасать. Так её в 2002 г. покинул Узбекистан, надолго там не задержавшись. Политическая обстановка внутри стран-организаторов оставляла желать лучшего, пошёл виток «цветных революций». Тогда же, в целях активизации деятельности СНГ В.В. Путин слагает с себя полномочия председателя СНГ, передав их Л.Д. Кучме - главе государства Украина. В итоге, СНГ и ГУАМ начали переживать период спада. Это было связано и с тем, что новый руководитель Содружества оказался лично не заинтересованным в развитии первого объединения, поскольку для Украины внешнеполитическим приоритетом пространство ближнего зарубежья не являлось. К тому же, это шло вразрез с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

принципами другой новой международной структуры (ГУАМ), где ведущие позиции занимала она. Ко всему перечисленному добавилась дестабилизирующая обстановка из-за выборов в Украине, что повлияло на дальнейшую внутреннюю политику в стране, развязыванию гражданской войны Украины привела к событиям 2014 г., в итоге приведшим к фактически внешнему управлению страной.

Касаемо дальнейшего развития деятельности, указанных выше межгосударственных объединений, на которые также повлиял мировой экономический кризис 2007-2008 гг. следует отметить, что в СНГ было отмечено усиление интеграционных процессов стран-участниц, где лидирующую роль играла Российская Федерация. Результатом стало возникновение региональных организационных подразделений к 2010 г. Обусловлено это тем, что свою основную задачу за период 1990-2000-х гг. Содружество выполнило умеренный развод бывших союзных республик. Жизненно необходимым являлся подступ к новому уровню развития интеграции между странами ближнего зарубежья и России. Поэтому создание Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, а также принятие решения о создании Евразийского экономического союза было в приоритете деятельности стран-участниц СНГ вплоть до настоящего времени. В свою очередь, ГУАМ не нашёл себе более масштабного предназначения и на сегодняшний день данная структура представляется рудиментом, не подлежащим какому-либо реформированию и неизбежно обреченным на угасание [8].

Список литературы:

[1] Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb.gov.rU/b/azb.htm (дата обращения: 08.05.21).

[2] О реализации Договора о создании Экономического союза [Электронный ресурс] // Международные договоры, соглашения и конвенции.

- Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р000000547_ (дата обращения: 08.05.21).

[3] Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://cis.minsk.by/page/180 (дата обращения: 06.05.21).

[4] Ялтинская хартия ГУУАМ от 7 июня 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// guam-organization.org/yaltinskaya-hartiya-guuam-2001/ (дата обращения: 06.05.21).

[5] Мещеряков К.Е., Трещенков Е.Ю. Евразийская интеграция и Россия. - СПб: ООО «Скифия-принт», 2014. - 258 с.

[6] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - С. 29-44. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=30979 (дата обращения: 08.05.21).

[7] Рыжов В.Б. Отношения Украины и Европейского союза: исторический опыт перспективы // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2020. - № 1-2 (176-177). - С. 48-52.

[8] Толстов С. Феномен ГУАМ: опыт структуры регионального сотрудничества и перспективы в статусе международной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=18850819& (дата обращения: 08.05.21).

[9] Шинкарецкая Г.Г. Евразийский экономический союз и некоторые вопросы правопреемства международных организаций // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - № 3. - С. 172-194.

[10] Шинкарецкая Г.Г. Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери [Электронный ресурс] // NB: Международное право. -2014. - № 1. - С. 16-40. - Режим доступа: https://e-notabene.ru/wl/article_11600.html (дата обращения: 08.05.21).

Spisok literatury:

[1] Dogovor o kollektivnoj bezopasnosti ot 15 maya 1992 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.odkb.gov.ru/b/azb.htm (data obrash-cheniya: 08.05.21).

[2] O realizacii Dogovora o sozdanii Ekonom-icheskogo soyuza [Elektronnyj resurs] // Mezhduna-podnye dogovopy, soglasheniya i konvencii. - Rezhim

dostupa: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P000000547_ (data obrashcheniya: 08.05.21).

[3] Ustav Sodruzhestva Nezavisimyh Gosu-darstv ot 22 yanvarya 1993 g. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://cis.minsk.by/page/180 (data obrashcheniya: 06.05.21).

[4] YAltinskaya hartiya GUUAM ot 7 iyunya 2001 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://guam-organization.org/yaltinskaya-harti-ya-guuam-2001/ (data obrashcheniya: 06.05.21).

[5] Meshcheryakov K.E., Treshchenkov E.YU. Evrazijskaya integraciya i Rossiya. - SPb: OOO «Ski-fiya-print», 2014. - 258 s.

[6] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezh-dunarodnyh organizacij [Elektronnyj resurs] // Mezh-dunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - S. 29-44. - Rezhim dostupa: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=30979 (data obrashcheniya: 08.05.21).

[7] Ryzhov V.B. Otnosheniya Ukrainy i Evrope-jskogo soyuza: istoricheskij opyt perspektivy // Pred-stavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kom-mentarii, problemy. - 2020. - № 1-2 (176-177). - S. 48-52.

[8] Tolstov S. Fenomen GUAM: opyt struktury regional'nogo sotrudnichestva i perspektivy v statuse mezhdunarodnoj organizacii [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=18850819& (data obrashcheniya: 08.05.21).

[9] SHinkareckaya G.G. Evrazijskij ekonomich-eskij soyuz i nekotorye voprosy pravopreemstva mezhdunarodnyh organizacij // Pravo. ZHurnal Vyss-hej shkoly ekonomiki. - 2018. - № 3. - S. 172-194.

[10] SHinkareckaya G.G. Rossiya v integra-cionnyh ob"edineniyah: priobreteniya i poteri [Elektronnyj resurs] // NB: Mezhdunarodnoe pravo. - 2014. - № 1. - S. 16-40. - Rezhim dostupa: https://e-notabene.ru/wl/article_11600.html (data obrashcheniya: 08.05.21).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.