Ю. В. Косов В. Е. Фролов
Yu. V. Kosov V. E. Frolov
Интеграционные процессы Евразийского региона:
*
анализ основных этапов
т <
Integration Processes of the Eurasian Region: Analysis of the Main Stages
Косов Юрий Васильевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заместитель директора Член Академии политической науки Профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Доктор философских наук, профессор [email protected]
Фролов Владимир Евгеньевич
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга Специалист Организационного управления Аспирант кафедры международных отношений Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
евразийская интеграция, Евразийский регион, СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз KEY WORDS
eurasian integration, Eurasian union, CIS, EurAsEC, Customs Union РЕФЕРАТ
Данная статья посвящена вопросам интеграции государств Евразийского региона. В статье рассмотрены основные особенности развития интеграционных процессов в регионе, а также проанализированы этапы становления евразийской интеграции.
ABSTRACT
This article is devoted to the questions of integration in the Eurasian Union. The main features of the development of integrational process in the region and phases of evolution of eurasian integration are studied in this article.
Kosov Yury Vasylievich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Vice-director
The member of Academy of Political Science
Professor of the Chair of American researches
of the International Relations Faculty of the Saint-
Petersburg State University
Doctor of Science (Philosophy), Professor
Frolov Vladimir Evgenyevich
Committee on international relations of Saint-Petersburg
Specialist of Organizational department
Graduate student of the Chair of International Relations
of North-West Institute of Management —
branch of the Russian Presidential Academy of National
Economy and Public Administration
о О О
m <
Интеграционные процессы в Евразийском регионе занимают все более заметное место в современных международных отношениях, привлекая большой интерес
отечественных ученых. В Евразийском регионе идет увеличение темпа развития международных процессов, имеющих интеграционный характер. Появляются но-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-03-00146 «Современное состояние и перспективы политической интеграции в Евразийском регионе»
^ вые и развиваются уже существующие ^ межгосударственные организации: Со™ дружество Независимых Государств, Ев-< разийское экономическое сообщество, з Единое экономическое пространство, ™ Таможенный союз и др. V Процесс интеграции в Евразийском 1= регионе совмещает в себе комплекс " факторов как способствующих интегра-!= ции (интеграционные), так и препятству-х ющих ей (анти- и дезинтеграционные).
ш „
х Отличительной чертой, решительно отделяющий процесс интеграции в Евра-° зийском регионе от всех остальных, 8 является его обратная направленность: ° если развитие, например, Европейского о союза, носит эволюционный, прогрес-^ сивный характер, «от простого к слож-£ ному», «от малого к большому», то ин-х теграции на пространстве Евразийского ^ региона предшествовал период дезин->х теграции.
т Оставшиеся от Советского Союза тра-£ диции сотрудничества и взаимодействия из республик, некогда входивших в состав социалистической сверхдержавы, явились мощным толчком для развития интеграции. Необходимость развивать экономику, восстанавливать десятилетиями нарабатываемые связи, промышленность, явилась серьезным стимулом к поиску новых возможностей для структурирования огромного пространства, занимающего почти одну шестую часть земной поверхности. В Евразийском регионе начали возникать интеграционные объединения, целью которых было восстановление и развитие связей между государствами — бывшими советскими республиками.
Выделяются основные особенности развития интеграции, характерные для Евразийского региона.
1. Дезинтеграция перед началом интеграционных процессов. Как уже было сказано выше, интеграцию на постсоветском пространстве от других интеграционных процессов отличает тот факт, что ей предшествовал период дезинтеграции. Этот период привел к нарушению большинства интеграционных связей советского этапа, нарабатываемых многими
десятилетиями. Преодолевая дезинтеграционные тенденции, странам ЕврАзЭС пришлось начать развитие интеграции в достаточно непростой ситуации. В Европе происходит процесс углубления интеграции, а на территории СССР — дальнейшая фрагментация постсоветского пространства в СНГ [3, с. 51].
Союз Советских Социалистических Республик представлял из себя сверхдержаву, являлся ведущим игроком на мировой арене. Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был крайне болезненным. По оценкам, от % до / падения ВВП в странах-членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей1.
СССР занимал площадь в 22,4 млн км2, на которой проживало 293 млн человек. После его распада фактически образовались 15 независимых государств, многие из которых в силу своих геополитических особенностей не представляли особого интереса для основных участников международных отношений. Попытка вернуть старые, наработанные связи, повысить уровень экономического развития, укрепить свои позиции на международном уровне отчасти стала причиной для возникновения таких интеграционных объединений, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Единое экономическое пространство (ЕЭП) и некоторых других.
2. Дисфункции интеграционных процессов. На территории бывшего СССР
1 Как вырос совокупный ВВП СНГ: [Электронный ресурс] // Личные деньги. Рег8опа!-
money.ru. 2011. Ш_: ИИ:р://\м\м\м.рег8опа!-топеу.гиЛЯ.а8р?8ес=1528&1С=1991823.
существует целый комплекс факторов и предпосылок, способствующих интеграционным процессам среди независимых государств, однако темпы интеграции остаются на невысоком уровне. Данный факт объясняется тем, что наряду с интеграцией, ведущей к появлению новых объединений и пополнению набора функций у уже существующих, на постсоветском пространстве существует целый комплекс факторов, которые вызывают разногласия и дезинтеграцию среди стран — участников СНГ, приводя к дисфункции развивающихся интеграционных процессов.
В целом, все факторы, действующие на постсоветском пространстве, как интеграционные, так и направленные против интеграции, противоречивы и неоднозначны по своей природе. Факторы, замедляющие интеграцию, можно условно разделить на две группы: дезинтегра-ционные и антиинтеграционные. Разница между ними заключается в направленности действия: дезинтеграционные факторы способствуют дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, а антиинтеграционные препятствуют интеграции, направлены против нее.
Необходимо отметить, что одни и те же факторы могут на разных этапах и при разных условиях играть как дезинтегрирующую, так и, напротив, интегрирующую роль. К таким факторам относятся проблемы в отношениях между государствами: межнациональные конфликты, нелегальная трудовая миграция, нехватка сырьевых ресурсов, терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик. На начальном этапе межгосударственного сотрудничества перечисленные проблемы оказывают антиинтеграционный эффект, но, поскольку они представляют собой угрозу для региональной, международной безопасности, выходя за пределы одного государства, необходимость их решения становится поводом для консолидации сил на межгосударственном уровне.
Невозможность самостоятельного решения проблемы силами одного государства и угроза возникшей проблемы интересам соседствующих государств
могут стать импульсом к превращению ^
подобного антиинтеграционного факто- ^
ра в мощную интегрирующую силу, объ- ™
единяющую государства перед лицом <
общих проблем. Такая форма сотрудни- з
чества может способствовать не только ™
решению основного вопроса, явивше- £
гося поводом для начала диалога, но и !=
совершенствованию взаимодействия с £
последующим переходом в политико-эко- !=
номическую интеграцию. Следует также х
отметить, что в процесс могут быть х
вовлечены не только непосредственные к
участники, напрямую заинтересованные °
в решении проблемы, но и государства, о
которым под силу оказать им в этом со- °
действие. ^
В качестве примера интеграционного ^
объединения, целью создания которого £
явилось укрепление мира, региональной >х
и международной стабильности и без- ^
опасности, следует привести организа- >х
цию Договора о коллективной безопас- т
ности, о которой пойдет речь ниже в £
со
данной статье. ш
3. Разноскоростная модель интеграции. В реалиях постсоветского пространства поиск взаимоприемлемой модели взаимодействия является крайне непростой задачей, поскольку государства-участники ориентированы на разные направления развития. Процесс развития западноевропейской интеграции наглядно показал, что движение всех государств в едином темпе представляет собой достаточно сложную задачу в силу различного уровня экономических и политических возможностей участников. Для Евразийского региона был найден выход в применении модели разноуровневой и разноскоростной интеграции как способ разрешения тупиковой ситуации, при которой решения, принимаемые даже на самом высоком уровне, не выполняются, поскольку изначально не являются обязательными для исполнения.
Модель разноскоростной разноформатной интеграции позволяет группе ведущих стран-участниц повышать уровень своего развития в таком темпе, в каком это возможно, «не оглядываясь» на остальных участников и не принуждая их
^ во что бы то ни стало немедленно соот-^ ветствовать своему высокому уровню. ™ Сформировавшаяся группа государств — < лидеров евразийской интеграции (Рос-з сия, Белоруссия, Казахстан), представ™ ляющих собой наиболее заинтересован-£ ных во взаимной интеграции партнеров 1= и наиболее развитые экономики, задает " вектор развития и служит примером сво-[= им в том или ином плане менее развитым х «коллегам» по интеграции, которому они х смогут последовать, когда будут готовы, к без ущерба собственным интересам. Го° сударства Евразийского региона, имеюсь щие общие интересы, создают очаги ° с повышенной интенсивностью взаимо-о действия, а гибкость и разнообразие ^ интеграционных форм дают партнерам £ возможность в опережающем порядке решать задачи, связанные с совершен-^ ствованием сотрудничества. >х При этом обязательным условием тага кой интеграции является ненанесение £ ущерба интересам других стран СНГ, не из входящих в субрегиональные группировки. Возможность использования модели «многоуровневой» интеграции была описана в Меморандуме Совета глав государств — участников СНГ «Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств». Однако теоретического обоснования интеграции «разных скоростей» в этом документе не оказалось [2]. Участие государств в рамках концепции разноско-ростной и разноформатной интеграции не налагает на них практически никаких обязательств, что наделяет руководство каждого государства возможностью самостоятельно определять направления сотрудничества и темпы взаимодействия.
Таким образом, течение интеграционных процессов в Евразийском регионе позволяет увидеть особенности политики и уровня экономического развития отдельно взятых стран, являясь отражением сложившихся реалий в постсоветских государствах. При принятии модели предполагалось, что ведущая группа государств будет осуществлять экономическую, а затем и политическую интегра-
цию более активно, ускоренными темпами, создав тем самым основу, ядро интеграции, а затем, по мере упрочения хозяйственных связей, к существующей основе будут присоединяться остальные государства по мере возможностей. В этом моменте заключается основное проявление разноскоростной разноформатной модели интеграции, принципиально отличающейся от модели интеграции, сложившейся в Европейском союзе [1, с. 51].
Модель разноуровневой и разноско-ростной интеграции оказалась востребована на постсоветском пространстве, поскольку она позволяет каждому государству двигаться по пути интеграционного развития в том темпе, который является оптимальным и способствует более продуктивному сотрудничеству, так как взаимодействие между странами-участниками интеграционного образования не является обременительным для других участников.
В развитии интеграции на пространстве Евразийского региона с момента распада СССР можно выделить четыре этапа.
Первый этап приходится на 19911997 гг., когда происходило становление национальных государств, бывших советских республик, получивших независимость. Это период начала и развития новой интеграции в Евразийском регионе, которой предшествовал момент резкой дезинтеграции. Период, явившийся следствием распада советской социалистической системы.
Второй этап обозначается в рамках 1997-2000 гг. Это этап гармонизации межгосударственных политических и экономических отношений. Происходит уравновешивание преобладающих ранее анти- и дезинтеграционных факторов начинающими активное проявление интеграционными импульсами в регионе. Государства — участники интеграционных процессов предпринимают попытки установить баланс. Среди руководителей государств высказываются предложения об интеграции, и к концу второго этапа эти предложения начинают
носить реальный, не декларационный характер.
Третий этап (с 2000-го по 2010 г.) характеризуется появлением перспективных интеграционных объединений. Создаются ЕврАзЭС, ОДКБ, интеграционные процессы начинают преобладать над дезинтеграционными. Государства пока не решаются создавать наднациональные органы, одной из причин для этого являются опасения за недавно приобретенный суверенитет.
Четвертый этап начался в 2010 г. Происходит развитие интеграции, прорыв в интеграции в виде создания наднациональных органов.
Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов.
Как было сказано выше, в рамках евразийского региона существует множество предпосылок для развития интеграции. Первый этап был ознаменован распадом Советского Союза под давлением множества факторов:
• возрастание центробежных тенденций. Геополитическое ядро (Центр) страны ослаблялось за счет акцента на развитие периферийных республик. Республики, в свою очередь, чувствуя это ослабление, стремились обрести независимость;
• невыгодная экономическая политика. Она выражалась в использовании малоэффективной централизованно планируемой экономической системы, в то время как Запад развивал рыночную экономику. Советский Союз обладал огромным природно-ресурсным потенциалом, а экономика СССР шла по экстенсивному пути развития, производительность промышленных предприятий увеличивалась за счет ввода новых мощностей. При всех имеющихся природных и трудовых ресурсах Советский Союз мог выбрать интенсивный путь, что позволило бы значительно улучшить складывающуюся ситуацию в стране. Также невыгодность экономической политики заключалась в весомых финансовых затратах на помощь союзникам СССР во время «холодной войны», которые были, вдо-
бавок ко всему, менее развиты, чем ^
противники Советского Союза. Напри- t=
мер, по различным подсчетам, в 1960- ™
1980-е гг. СССР оказал африканским <
странам финансовую помощь в сумме з от 60 до 150 млрд долл.
Вдобавок к этому середина 1980-х £
годов ознаменовалась падением цен !=
на нефть, которая являлась одним из £
важных предметов экспорта СССР. !=
Нефтяной кризис 1973 г. способство- х
ш
вал росту экспорта нефти из Совет- х ского Союза на Запад. В 1980 г. цена к нефти на мировом рынке достигла ° пика стоимости в 35 долл. за баррель о (около 70 долл. в переводе на нынеш- ° ние цены), что привело к сокращению g спроса на сырую нефть, спаду ее по- ^ требления и перепроизводству. Цена £ нефти начала стремительно снижаться, >х пробив к 1986 г. отметку в 10 долл. ^ (около 20 долл. по сегодняшним це- >х нам). Падение цен на нефть было годно для стран — потребителей неф- £ ти (Западная Европа, США, Япония), ш для СССР же это оказалось ударом по экономике; • усиление движения за выход из СССР в республиках Прибалтики, которое впоследствии привело к приходу к власти в Латвии, Литве и Эстонии радикально настроенных руководителей. Государственный Совет СССР позже, в 1991 г., принял решение признать эти республики независимыми.
Таким образом, страны, некогда входившие в состав сверхдержавы, одного из полюсов биполярного мира, с одной стороны, обрели независимость от Москвы, политического и экономического центра Союза Советских Социалистических Республик, с другой стороны, получив самостоятельность, столкнулись с новыми проблемами.
Перед новыми независимыми государствами возникла необходимость отныне нести ответственность за каждое принятое решение, потребность строить новые и восстанавливать утраченные политические и экономические
^ связи, формировать новые структуры, ^ иметь гарантии собственной безопас-™ ности и стабильности внутри государ-
< ства, развивать сотрудничество в энер-3 гетической сфере. Это явилось источником интеграционного импульса,
^ мощными предпосылками для развития ^ интеграции.
£ Организованное 8 декабря 1991 г. Со-^ дружество Независимых Государств1, х призванное обеспечить институциональ-^ но-организационную и нормативно-пра-^ вовую общность большинства государств о постсоветского пространства, необходи-^ мую для международной интеграции и
0 международной безопасности, послужи-
1 ло базисом для углубляющихся интегра-§ ционных процессов, которые мы наблю-ш даем, изучаем и анализируем в настоя-^ щий момент.
Центробежные тенденции в евразий-о ском регионе продолжали усиливаться, х что привело к углублению кризиса, не-
< смотря на попытки СНГ поддержать эко-оз номические связи и существовавший
единый рынок.
Государства, получившие независимость от СССР, продолжали свое становление в качестве самостоятельных участников мирового сообщества, развивая экономические связи, стабилизируя внутреннюю обстановку, пытаясь восстановить хозяйственные связи. Все более четкими становятся очертания двустороннего взаимодействия между отдельными государствами внутри Содружества.
За созданием Содружества последовало принятие ряда нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в различных сферах сотрудничества стран-участниц. 1993 г. был отмечен принятием Устава СНГ2, устанавливающим равенство членов СНГ согласно международ-
1 Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины «Об образовании Содружества Независимых Государств» // Содружество: Информ. вестник / Советы глав государств и правительств СНГ. 1992. Выпуск первый. С. 5.
2 Решение Совета глав государств СНГ «О
принятии Устава СНГ» // Бюллетень международных договоров. 1994. № 1.
но-правовым нормам. В Уставе подчеркивалось отсутствие наднациональных полномочий у Содружества, что явилось своеобразной гарантией сохранения государствами — учредителями Содружества своего недавно приобретенного суверенитета. В том же году был подписан Договор о создании Экономического союза, предполагавший формирование зоны свободной торговли в рамках Содружества. Соглашение о зоне свободной торговли, подписанное в 1994 г., на данном этапе оказалось неэффективным, поскольку участниками Соглашения не была согласована одна из частей, а именно, общий перечень изъятий из режима свободной торговли, что не позволяло установить многосторонний режим свободной торговли.
Описанный этап характеризуется преобладанием дезинтеграционных факторов в евразийском регионе, которые дают руководителям стран — участниц Содружества Независимых Государств повод задуматься о политике, проводимой в области принятия и исполнения решений. Проблема невыполнения принятых решений подчеркивает недостатки структуры СНГ, проявляя и поднимая на поверхность кризис, развивавшийся внутри Содружества. 29 марта 1996 г. Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан и Киргизская Республика заключили договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях»3, в тексте которого были обозначены основные цели интеграции, задан вектор развития экономического сотрудничества, сотрудничества в социальной и культурной областях, взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности, законодательно закреплено финансовое и правовое обеспечение интеграции. Также данным договором были учреждены совместные органы управления интеграцией:
3 Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» // Бюллетень международных договоров. 1997. № 8. С. 3-8.
• Межгосударственный совет — высший орган управления интеграцией;
• Интеграционный комитет — исполнительный орган, действующий на постоянной основе, призванный осуществлять необходимые для реализации целей и задач интеграции меры;
• Межпарламентский комитет — орган межпарламентского сотрудничества, занимающийся модельным законотворчеством с целью унификации законодательства государств-участников.
Данный договор ознаменовал переход ко второму этапу, который характеризуется попытками преодоления критической ситуации, выражающимися в создании новых интеграционных субрегиональных объединений, направленных на развитие тех или иных сфер интеграционного взаимодействия. Среди таких организаций можно выделить созданные в 1997 г. Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ) и Организацию за демократию и экономическое развитие, в которую вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (ГУАМ). Целью создания СГРБ было двустороннее углубление интеграции по всем сферам межгосударственных отношений. ГУАМ позиционировалась как отдельная от СНГ структура, направленная на развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала участников.
Договором «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве»1 в феврале 1999 г. были юридически закреплены меры по сближению экономик государств и развитию более тесной интеграции, а в апреле 1999 г. был подписан протокол «О внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли», отменяющий количественные ограничения на перемещение товаров, налоги, таможенные пошлины и сборы. Это стало важным
шагом на пути реализации цели углу- ^
бления интеграции, идеи о многосто- ^
роннем режиме свободной торговли и ™
унификации законодательства стран- <
участниц в обозначенной сфере. 3
В период с 1997-го по 2000 г. госу- ™
дарства предпринимают попытки гар- £
монизации политических и экономиче- ^
ских отношений в Евразийском регионе, £
выражающиеся в укреплении межго- ^
сударственного сотрудничества путем х
подписания новых международных до- ^
говоров. В феврале 1999 г. Россия, Бе- ^
лоруссия, Казахстан и Киргизия под- о
писали договор «О Таможенном союзе ^
и Едином экономическом пространстве», о
ставший важным шагом на пути развития □=
евразийской интеграции и логическим §
продолжением подписанного ранее до- ш
говора «Об углублении интеграции в ^
экономической и гуманитарной обла- ^
стях». Углубление интеграции в полити- о
ческой и экономической областях при- х
со
вело к возникновению идеи о создании < Евразийского экономического сообще- т ства (ЕврАзЭС).
Преамбула Договора об учреждении ЕврАзЭС, подписанного 10 октября 2000 г., как нельзя лучше передает тот настрой и описывает то состояние, в котором находились государства — участники евразийской интеграции в конце второго — начале третьего обозначенного нами этапа. Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Кыргызская Республика, как отмечалось в Договоре, «движимые стремлением обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов»2, создали серьезный задел на будущее, укрепив тем самым перспективы дальнейшего развития интеграции в Евразийском регионе.
1 Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» // Собрание законодательства РФ. 15.10.2001. № 42. Ст. 3983.
2 Договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2002. № 7. Ст. 632.
т <
о О о
т <
Для следующего, третьего этапа характерной чертой является активизация интеграционных процессов во всех сферах международного взаимодействия. Нельзя утверждать, что факторы, препятствующие интеграционным процессам в Евразийском регионе, на этом этапе оказались полностью нивелированы, но начиная с 2000 г. заметным становится перевес в сторону усиления интеграции. Государства — участники евразийской интеграции продолжают начатое ранее многостороннее сотрудничество, начиная в то же время более активно взаимодействовать на двусторонней основе.
После ратификации Российской Федерацией договора «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» в 2001 г. воплощение в жизнь идеи углубления интеграции в Евразийском регионе стало обретать еще более четкие очертания. Данный этап Евразийской интеграции ознаменован важным решением глав государств о создании военно-политического союза на основе подписанного ранее в 1992 г. Договора о коллективной безопасности. Уставом организации Договора о коллективной безопасности были определены цели сотрудничества в одном из наиболее важных направлений развития международных отношений — укреплении мира, международной и региональной безопасности и стабильности. В статье 12 устава было обозначено важное условие, направленное на решение проблемы неэффективности организаций, созданных ранее в рамках Евразийского региона, — решения органов ОДКБ стали обязывающими для государств-членов.
Активное сотрудничество государств — участников Евразийской интеграции позволило продолжить движение в направлении углубления интеграционного взаимодействия, преимущественно в экономической сфере. В середине третьего этапа (2003-2007 гг.) было частично завершено нормативно-правовое оформление создания зоны свободной торговли (ЗСТ), исполком СНГ подготовил перечень из 22 документов, регламентирующих функционирование ЗСТ.
Значительным шагом на пути развития экономической интеграции стала разработка механизма регулирования процессов отмены тарифных изъятий и минимизации нетарифных ограничений, работа в области углубления сотрудничества по защите конкуренции и антимонопольной политике на рынке СНГ, формирование согласованной экономической и валютной политики, сотрудничество в борьбе с налоговыми преступлениями. В сфере унификации законодательства следует выделить разработку Модельного налогового кодекса для государств — участников СНГ.
На данном этапе интеграции наблюдается наиболее активное участие Российской Федерации во всех сферах взаимодействия. Безусловно, Россия является самым развитым с экономической и политической точек зрения участником интеграционного взаимодействия в Евразийском регионе, стремится стать центром интеграции, что не остается без внимания со стороны остальных государств. Россия обладает мощным при-родно-ресурсным и экономическим потенциалом, вместе с Казахстаном и Белоруссией составляет основу «ядра» евразийской интеграции.
В культурной столице Российской Федерации — Санкт-Петербурге — находятся Межпарламентские ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества, Парламентская ассамблея организации Договора о коллективной безопасности. Без Москвы не обходится принятие ни одного важного документа и нормативно-правового акта, касающегося развития интеграционного взаимодействия в Евразийском регионе. Все это дает вполне понятные причины остальным государствам — участникам евразийской интеграции «опасаться» России, ведь они совсем недавно обрели независимость от Москвы и еще не до конца привыкли распоряжаться своим суверенитетом.
На четвертом этапе евразийская интеграция переходит на новую ступень развития, нарастают обороты междуна-
родного взаимодействия, укрепляются и совершенствуются механизмы регулирования интеграционных процессов, появляются наднациональные органы.
В 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС), заменивший национальные законодательные акты государств — членов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования. Новизна ТКТС заключается в отмене с 1 июля 2011 г. таможенного контроля на границах России, Казахстана и Белоруссии, что является очередным шагом в работе по реализации целей Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. В ноябре 2011 г. была организована Евразийская экономическая комиссия, единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Решения Комиссии носят обязательный характер для сторон, что также является немаловажным для развития интеграции.
Законодательное закрепление в основополагающих документах создаваемых организаций в Евразийском регионе обязанности государств-участников исполнять принимаемые решения является отличительной чертой конца третьего — четвертого этапов интеграции. Наконец-то появилось то, что позволяет говорить о серьезном развитии евразийской интеграции, то, без чего до сих пор было невозможно эффективное взаимодействие государств-участников даже на самом высоком уровне. Основной причиной неэффективной работы создаваемых ранее организаций было необязательное исполнение решений для их участников, теперь же это четко указано в законе.
В 2012 г. продолжили нарастать темпы развития интеграции, проявившись в создании Единого экономического пространства (ЕЭП), включающего четыре свободы: свободу перемещения товаров, услуг, человеческого и финансового капитала внутри Таможенного союза, что также является важнейшим шагом на пути формирования Евразийского союза.
Говоря о перспективах развития интеграции в Евразийском регионе, не-
обходимо отметить, что для госу- ^
дарств — участников ЕврАзЭС характе- ^
рен высокий уровень участия государства ™
в экономике и в ее государственном <
регулировании. Это, безусловно, явля- 3
ется стимулирующим фактором для раз- ™
вития интеграционных процессов. Ос- £
новным условием эффективности евра- ^
зийской интеграции является наличие £
региональных рынков: продовольствен- ^
ного, энергетического, инвестиционно- х
го. Мощным стимулом для интеграции ^
в Евразийском регионе является необ- ^
ходимость постановки и решения общих о для стран-участниц ЕврАзЭС задач.
Одним из условий эффективного ин- о
теграционного взаимодействия являет- □=
ся равенство размеров участников ин- §
теграции. Говоря о размерах, имеется ш
в виду скорее не занимаемая площадь ^
в квадратных километрах (которая, тем ^
не менее, также имеет значение), а эко- о
номический и политический вес участ- х
11 т
ников, их уровень развития. Не раз от- < мечалось, что в случае с евразийской т интеграцией мы можем наблюдать наличие мощной группы лидеров интеграции с наиболее развитой экономикой и четко сформированными интересами, сходство которых и является движущей силой их взаимодействия. Это Россия, являющаяся центром и основным звеном интеграции в евразийском регионе; Белоруссия, экономически сильное государство, формирующее с Россией перспективный с политико-экономической точки зрения проект «Союзное государство России и Белоруссии»; Казахстан, партнер России и Белоруссии по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, граничащий с Китаем, Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.
По нашему мнению, особую роль в интеграции играют наднациональные органы, появившиеся в Евразийском регионе совсем недавно. Указанная «схожесть размеров» в данном случае важна по той причине, что, вступая во взаимодействие, формируя наднациональный орган, государствам необходимо «пожертвовать» частью своего суверенитета, чтобы в будущем извлекать выгоды из сотрудничества.
со <
о О О
со <
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
• во-первых, Россия в силу своих размеров не может стать равноценным, равновесным партнером для остальных участников интеграции, и данный факт необходимо учитывать на пути к оптимизации интеграционного взаимодействия;
• во-вторых, процесс интеграции, длящийся уже более 20 лет, перешел на новую ступень и начинает набирать обороты с новыми силами, становясь действительно эффективным. Во многом этому способствует формирование наднациональных органов и законодательное закрепление обязательности исполнения принятых решений во вновь создаваемых интеграционных объединениях;
• в-третьих, в наши дни идея Евразийского союза рисует все более реальные перспективы для дальнейшего развития уже созданных объединений. Евразийский регион насыщен всевозможными объединениями государств, и, по нашему мнению, сегодня уже не имеет смысла создавать что-то в корне новое. Созданные за последние 10 лет интеграционные организации показывают себя как эффективные и перспективные объединения, способные решать проблемы настоящего и развивать регион в будущем. Направить максимальные усилия следует на
развитие Таможенного союза ЕврАз-ЭС, Единого экономического пространства Евразийской экономической комиссии и организации Договора о коллективной безопасности, постепенно расширяя круг участников данных организаций и на взаимоприемлемой основе наделяя руководящие органы большими полномочиями. Рассматривая интеграцию в Европейском союзе, можно сделать вывод, что ее жизнеспособность основывается не только на общности экономических интересов. В данном случае имеется общность социокультурных сред, схожий менталитет. В Евразийском регионе примером такой общности может явиться общее прошлое, принадлежность к бывшей великой державе. Культурно-социологические ценности народов, сложившиеся за несколько десятилетий существования СССР, общая идеология, единство целей и взглядов могут стать мощным интеграционным фактором, но по прошествии двадцати с лишним лет после распада Советской сверхдержавы многое могло измениться. Именно поэтому для успешного развития евразийской интеграции руководителям государств важно уделять внимание не только экономическому росту и политическому взаимодействию на высшем уровне, но и не забывать проводить мероприятия, направленные на развитие культурно-исторических связей народов.
Литература
1. Бирюкова О. А. Региональная интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы. Политологический анализ: Дисс. канд. полит. наук. М., 2008.
2. Мишальченко Ю. В., Торопыгин А. В. Международная безопасность и международная интеграция. Политические и правовые проблемы международного сотрудничества государств СНГ. СПб.: Изд-во высшей административной школы, 2002. 206 с.
3. Содружество Независимых Государств: Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: Учебник / Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин. М.: Аспект Пресс, 2012.
References
1. Biryukova O.A. Regional integration on the former Soviet Union: problems and prospects. Politological analysis: Dissertation. M., 2008.
2. Mishalchenko Yu. V., Toropygin A. V. International security and international integration. Political and legal problems of the international cooperation of the states of the CIS. SPb.: Publishing house of the higher administrative school. 2002. 206 p.
3. Commonwealth of Independent States: Integration, parliamentary diplomacy and conflicts: Textbook / Yu. V. Kosov, A. V. Toropygin. M.: Aspect Press, 2012.